Уплата НДС при импорте товаров из ЕАЭС

Уплата НДС при торговле в ЕАЭС регулируется «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров…», являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол и Приложение № 18).

По правилам Протокола, собственник товара–российский импортер неизменно будет плательщиком НДС при импорте в Россию, а взимание НДС вправе осуществить только российский налоговый орган (п. 13 Приложения № 18).

Косвенные налоги все равно должен будет уплатить тот налогоплательщик, на территорию которого импортированы товары, даже если налогоплательщик одной страны ЕАЭС приобретает товары, ранее импортированные на территорию его государства налогоплательщиком другого государства ЕАЭС (п. 13.4 Приложения № 18).

Минфин России указывал, что российская фирма, которая выкупает арендуемые комбайны у белорусской компании, должна уплатить НДС российскому налоговому органу на основании договора купли-продажи. В рассматриваемом случае, российская фирма сначала использовала комбайны на территории России по договору аренды, а потом выкупила их у белорусской компании (Письмо Минфина России от 09.12.2016 № 03-07-13/1/73742).

В аналогичной ситуации (когда товар пересекает границу, не поменяв собственника) чиновники указывали, что по лому и отходам черных металлов, ранее ввезенному в Россию из Казахстана и реализуемому казахстанской компанией через филиал в РФ, налог на добавленную стоимость уплачивается российским покупателем лома российскому налоговому органу на основании договора купли-продажи (Письмо Минфина России от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48564).

Таким образом, российский импортер обязан уплатить ввозной НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС, причем, независимо от того, на территории какой страны они были произведены (см. Письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: ввозной НДС нужно платить независимо от выбранной системы налогообложения.

Следовательно, при приобретении вагонов у казахской компании (уже находящихся на территории РФ) НДС нужно уплатить при переходе права собственности на вагоны. Налоговую базу по НДС нужно определить на дату принятия вагонов к учету на счете 08 (п. 14 Приложения № 18).

Покупатель платит НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров в ИФНС по месту своей регистрации (п. 4 ст. 72 Договор о ЕАЭС от 24.04.2014 и п. 13 и п. 19 Приложения № 18).

К 20-му числу нужно представить в налоговый орган Декларацию о ввозе товаров из стран ЕАЭС (п. 20 Приложения № 18). В отличие от Грузовой таможенной декларации, которая подается на таможне по каждому факту импорта товаров, эту Декларацию нужно подавать в течение 20 дней по окончании отчетного периода.

Отчетным периодом являются те месяцы, в которых организация принимает к учету ввезенные товары. Если товары ввезены и приняты к учету в августе, то подавать Декларацию нужно не позднее 20 сентября.

Форма Декларации и электронный формат ее представления утверждены Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения».

Вместе с Декларацией импортер представляет в ИФНС документы, предусмотренные пунктом 20 Приложения № 18:

  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Форма и Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов содержатся в Протоколе от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Сформировать файл заявления для подачи в электронном виде можно с помощью .

Заявление можно подать двумя способами:

  1. Или на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде
  2. Или только в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью

Представлять Заявление на бумажном носителе не нужно в случае представления заявления в электронном виде с электронно-цифровой подписью по телекоммуникационным каналам связи (подп. 1 п. 20 Приложения № 18, Письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@).

Когда заявление представлено на бумажном носителе, то один экземпляр остается в налоговом органе, а три – возвращаются налогоплательщику с отметкой об уплате НДС в разделе 2 заявления. Два экземпляра налогоплательщик направляет продавцу, экспортировавшему товары.

Если заявление представлено в электронном виде с электронно-цифровой подписью, то налоговый орган в ответ направит электронный документ, подтверждающий факт уплаты НДС. В этом случае налогоплательщик пересылает копии своего заявления и документа, подтверждающего уплату НДС, полученного в налоговой, продавцу, который экспортировал товары (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).

  • Копии документов, подтверждающих приобретение и ввоз товара.

Такими документами являются договор или контракт, на основании которого приобретаются вагоны, копии актов приема-передачи железнодорожного подвижного состава, счета-фактуры, если их выставит казахский продавец вагонов, копии технических паспортов вагонов, накладные и т.п.

Документы можно передать в электронном виде, если их форматы для электронной передачи утверждены ФНС (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов).

Такой xml-формат установлен, например, для документа о передаче товаров при торговых операциях (Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@).

Если документ составлен в электронном виде, но не по установленным форматам, его все равно придется представить на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии (Письмо ФНС России от 20.02.2018 № ЕД-4-15/3372)

  • Банковская выписка, подтверждающая факт уплаты НДС при импорте.

При наличии переплаты налогов либо сумм НДС, подлежащих возврату (зачету), не представляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Обратите внимание, что уплатить НДС необходимо до подачи Налоговой декларации, поскольку выписка об уплате должна быть к ней приложена.

Копия документа, представляемого на бумаге, заверяется подписью руководителя (п. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если документ многостраничный, то можно либо заверить отдельно каждую страницу, либо прошить все страницы одного документа, пронумеровать их и заверить всю подшивку. Но нельзя сшивать вместе и заверять пачку разных документов (Письма Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Если не представить комплект документов вместе с Декларацией, то могут оштрафовать на 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ (ст. 126 НК РФ).

Хотите узнать больше? Обращайтесь к профессионалам

Учимся включать дополнительные расходы в стоимость ТМЦ оглавление Учимся формировать прайс-лист

Учимся работать с ГТД по импорту (на примере 1С:Бухгалтерия 8.3, редакция 3.0)

2017-04-21T11:31:49+00:00

Я уже не раз замечал, что когда начинающий бухгалтер в первый раз сталкивается с необходимостью занесения в программу товара по ГТД (таможенная декларация, импорт), то его первая реакция — ступор. Много цифр, в разной валюте, ничего не понятно.

Сегодня на уроке мы научимся читать и понимать ГТД на реальном примере, занесём её данные в 1С:Бухгалтерия 8.3 (редакция 3.0), а также возьмём в зачёт, уплаченный на таможне НДС.

Итак, поехали!

Наша ГТД для примера

Итак, перед нами 2 листа реальной ГТД (основной и добавочный). Я лишь очистил в них конфиденциальную информацию, которая для учебных целей нам ни к чему.

Можете открыть их на отдельной странице, а лучше распечатайте и положите прямо перед собой.

Основной лист ГТД Добавочный лист ГТД

Учимся читать ГТД

Разбор ГТД будем делать на основании правил его заполнения, которые можно почитать, например, вот .

Наша декларация состоит из 2 листов: основного и добавочного. Такое бывает, когда декларируется ввоз двух и более товаров, ведь на основном листе можно расположить информацию только об одном товаре.

Разбираем основной лист

Шапка основного листа

Обращаем внимание на правый верхний угол основного листа ГТД:

ИМ в графе №1 означает, что перед нами декларация на импорт товаров.

Номер декларации 10702020/060513/0013422 состоит из 3 частей:

  • 10702020 — это код таможенного органа.
  • 060513 — это дата декларации (6 мая 2013 года).
  • 0013422 — это порядковый номер декларации.

В графе №3 мы видим, что перед нами первая (основной лист) форма из двух (основной лист + добавочный лист).

Всего декларируется 3 товара, которые занимают 3 места.

Спускаемся чуть ниже:

Здесь мы видим, что общая таможенная стоимость всех 3 товаров составляет: 505 850 рублей и 58 копеек.

Товар прибыл к нам из республики Корея.

Здесь же указана валюта, в которой производятся расчеты (USD), а также таможенная стоимость в этой валюте (16 295$) по курсу на дату ГТД (6 мая 2013 года). Курс валюты указан здесь же: 31.0433 рубля.

Проверим: 16 295 * 31.0433 = 505 850.58. Получилась таможенная стоимость в рублях.

Товар #1 (экскаватор)

Спускаемся ещё ниже по основному листу влево:

Вот он наш первый товар, который указан на основном листе ГТД. Очевидно, оставшиеся два задекларированы на добавочном листе.

Название товара: «Эксковатор гидравлический», он занимает 1 место.

Перемещаемся от названия товара вправо:

Номер товара 1 из 3.

Цена экскаватора составляет 15 800 USD, что в пересчете на рубли (по курсу 31.0433) образует таможенную стоимость 490 484 рублей и 14 копеек.

Налоги и сборы с экскаватора

Спускаемся вниз документа:

Таможенный сбор (код 1010) со всех товаров (в качестве основы начисления указана таможенная стоимость в целом по ГТД) составил 2 000 рублей.

Пошлина (код 2010) на экскаватор (основа начисления его таможенная стоимость) составила 5% или 24 524 рубля и 21 копейку.

НДС (код 5010) на экскаватор (основой начисления явилась сумма его таможенной стоимости 490 484.14 и размер пошлины 24 524.21) составил 18% или 92 701 рубль и 50 копеек.

Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что пошлину мы начисляем на таможенную стоимость товара, а НДС на (таможенную стоимость + размер пошлины).

Разбираем добавочный лист

Шапка добавочного листа

Переходим ко второму (добавочному) листу декларации.

Обращаем внимание на правый верхний угол добавочного листа:

Номер и вид декларации полностью совпадают с значениями на основном листе.

В графе№3 видим, что перед нами вторая форма (добавочный лист) из 2 (основной и добавочный листы).

Товар #2 (молот)

Спускаемся ниже к товарам, задекларированым на добавочном листе:

Перед нами товар «Молот гидравлический», который занимает 1 место.

Переходим направо:

Прежде всего видим, что перед нами 2 товар из 3.

Цена молота составляет 345 (USD), что в пересчете на рубли по курсу (31.0433) составляет 10 709 рублей и 94 копейки (таможенная стоимость).

Товар #3 (запчасти)

Спускаемся ниже:

Второй товар на добавочном листе (третий по ГТД в целом): «Части полноповоротного гидравлического одноковшового эксковатора».

Переходим вправо:

Перед нами третий товар из 3.

Цена запчастей 150 (USD), что в пересчете на рубли по курсу (31.0433) составляет 4 656 рублей и 50 копеек (таможенная стоимость).

Налоги и сборы с молота и запчастей

Переходим вниз добавочного листа (графа №47, исчисление платежей):

Пошлина (код 2010) на молот (основа начисления его таможенная стоимость 10 709 рублей и 94 копейки) составила 5% или 535 рублей и 50 копеек.

НДС (код 5010) на молот (основа начисления его таможенная стоимость плюс пошлина) составил 18% или 2 024 рубля и 18 копеек.

Переходим вправо:

НДС (код 5010) на запчасти (основа начисления их таможенная стоимость 4 656 рублей и 50 копеек) составил 18% или 838 рублей и 17 копеек.

Подводим итоги

Таможенный сбор составил 2 000 рублей со всех товаров.

Товар Цена Пошлина НДС
Экскаватор 490 484.14 руб. (15 800$) 24 524.21 руб. (5%) 92 701.50 руб. (18%)
Молот 10 709.94 руб. (345$) 535.50 руб. (5%) 2 024.18 руб. (18%)
Запчасти 4 656.50 руб. (150$) 838.17 руб. (18%)
Итого 505 850.58 руб. (16295$) 25 059.71 руб. 95 563.85 руб.

Заносим в 1С

Настраиваем функциональность

Прежде всего заходим в раздел «Главное» пункт «Функциональность»:

Здесь на закладке «Запасы» должен быть отмечен пункт «Импортные товары»:

Заносим поступление товаров

Заходим в раздел «Покупки» пункт «Поступление (акты, накладные)»:

Создаём новый документ:

В качестве поставщика сейчас выберем произвольного контрагента для упрощения задачи:

Расчеты с поставщиком ведутся в долларах, поэтому в договоре с мы указали валюту расчётов USD:

А значит и все цены в документе заполняем в долларах. При проведении документа они будут пересчитаны в рубли по курсу на 6 мая 2013 года (загрузите курсы валют за этот период, если ещё не сделали этого):

Обратите внимание, что мы везде указали ставку «Без НДС». Этот налог будет рассчитан и указан нами позже в ГТД.

Теперь проматываем табличную часть вправо и заполняем Номер ГТД и страну происхождения товара. Это можно сделать вручную для каждой строчки или для всех сразу при помощи кнопки «Изменить» над табличной частью.

В качестве номера ГТД указываем (создаём новый элемент) 10702020/060513/0013422, страна происхождения республика Корея:

Проводим документ.

Смотрим проводки


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *