Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности

Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности

С.В. Шанхаев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

В соответствии с п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания “снижение в должности” или “снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность”, а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания “предупреждение о неполном служебном соответствии” прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

В настоящей статье автор попытается раскрыть вопросы, связанные с правовым регулированием назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на низшие должности по наиболее сложным основаниям, а именно: в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (далее – по состоянию здоровья).

Необходимо отметить, что воинской должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие понятия, касающиеся военной службы1.

Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть назначен на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия). При этом воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Как быть военнослужащему, который не желает проходить военную службу ни на равной, ни на высшей воинской должности? Может ли в таком случае командование части назначить военнослужащего на низшую должность, перевести к новому месту службы в порядке, предусмотренном ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, или вообще уволить с военной службы?

Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «организационно-штатные мероприятия»2. Из всей массы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы, только Положение о порядке прохождения военной службы в ст. 34 содержит перечень мероприятий, которые можно отнести к организационно-штатным.

Так, п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы к организационно-штатным мероприятиям, в частности, относит: сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций; снижение воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо изменение военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности); сокращение воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая воинская должность (должность) не подлежит сокращению. Сложность применения понятия «организационно-штатные мероприятия» заключается в том, что ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы регулирует вопросы, связанные с увольнением с военной службы.

В соответствии с нормами Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, назначается с его согласия на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями при невозможности его назначения на равную или высшую должность. В противном случае (отсутствие согласия военнослужащего с назначением на низшую должность) он увольняется с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). Назначение на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями только с согласия военнослужащего соответствует ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, согласно которой государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности3.

На практике возникают ситуации, когда военнослужащие по определенным причинам не желают увольняться с военной службы (например, отсутствие у военнослужащего десятилетней календарной выслуги лет, дающей право на гарантии в сфере жилищного обеспечения4). Как быть военнослужащему? Зачислять я в распоряжение соответствующего командира (начальника)5 или переводиться к новому месту службы?

Статья 15 Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает основания перевода военнослужащих к новому месту службы. Подпункт «е» п. 1 указанной статьи среди прочих оснований предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы6 из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Порядок же перевода военнослужащих к новому месту службы указанная статья не определяет. Здесь же необходимо отметить, что приказы Министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 11 декабря 2004 г. № 410 и “Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации” от 30 сентября 2002 г. № 350 также не содержат правового механизма перевода военнослужащих к новому месту службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно ранее действовавшему порядку перемещение лиц офицерского состава с высших должностей на низшие при сокращении штатов производилось прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав по назначению на должности при условии, если нет возможности для назначения на равную должность в соответствующем виде Вооруженных Сил (роде войск, службе). Также хотелось бы отметить, что понятие «организационно-штатные мероприятия», применительно к перемещению военнослужащего на низшие должности по ранее действовавшему законодательству рассматривалось в более узком смысле, чем сегодня. Так, перемещение лиц офицерского состава с высших должностей на низшие могло производиться «при сокращении штатов»7.

В связи с тем, что перевод военнослужащих к новому месту службы осуществляется с учетом норм, регулирующих порядок назначения на воинские должности, соответственно можно сделать вывод о том, что военнослужащий может быть переведен к новому месту службы по организационно-штатным мероприятиям с назначением на низшую воинскую должность только с согласия военнослужащего. При этом в соответствии с Правилами оформления представлений военнослужащих к назначению на воинскую должность, освобождению от воинской должности, присвоению воинского звания (восстановлению в воинском звании) и увольнению с военной службы (утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350) в представлении о назначении на воинскую должность необходимо в обязательном порядке указать послужившие для перевода военнослужащего к новому месту службы основания.

Следующим важным моментом являются правовые последствия назначения военнослужащего на низшую должность (перевода к новому месту службы с назначением на низшую должность) в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Во-первых, назначение военнослужащих на низшие воинские должности по организационно-штатным мероприятиям сопряжено с сохранением месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям. Данная гарантия предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации “О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба” от 17 марта 1999 г. № 305 (с изменениями и дополнениями от 3 декабря 2001 г.) и приказом Министра обороны Российской Федерации “О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации” от 21 апреля 1999 г. № 161. Но при этом сохранение окладов по предыдущим должностям имеет некоторые особенности, которые ограничены определенными временными рамками. В соответствии с п. 2 указанного приказа военнослужащим, назначенным после 16 июля 1997 г. с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами и исполняющим их после вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации, месячные оклады по прежней воинской должности на время их военной службы в новых воинских должностях (кроме военнослужащих, исключенных из списков личного состава воинских частей в связи с увольнением с военной службы) выплачиваются с оформлением соответствующих дополнений в ранее изданные приказы об их назначении. При этом выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности указанным военнослужащим производится за время военной службы в новой воинской должности, но не ранее чем с 25 марта 1999 г., а при последующих назначениях в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами – за время военной службы в этих воинских должностях, но не ранее чем с 19 декабря 2001 г.

Во-вторых, в соответствии с п. 9 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” от 22 сентября 1993 г. № 941 офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Правовые нормы указанного выше постановления неоднократно являлись предметом рассмотрения в различных судебных инстанциях и судебных органах, в результате которых нормативный правовой акт остался без изменений8. Здесь же можно отметить, что в соответствии с ранее действовавшим порядком назначения пенсий военнослужащим, переведенным на низшие должности в связи с организационно-штатными мероприятиями, пенсия начислялась из оклада по предыдущей должности только военнослужащим, имевшим воинское звание «полковник», ему равное и выше и занимавшим предыдущую (высшую) воинскую должность не менее трех лет9.

В соответствии с п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии может быть перемещен на низшую воинскую должность.

Пунктом 29 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 (с изменениями от 30 апреля 2005 г.), предусмотрено, что офицеры, прапорщики, мичманы, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями или ограниченно годными к военной службе, признаются не годными к службе в Воздушно-десантных войсках, плавающем составе Военно-Морского Флота и пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, морской пехоте, в специальных сооружениях, если иное не определено расписанием болезней.

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие военную службу по контракту, и курсанты военно-учебных заведений, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, признаются не годными к службе в Воздушно-десантных войсках, плавсоставе, морской пехоте, специальных сооружениях, если иное не определено расписанием болезней.

В отличие от перемещения военнослужащего на низшую должность по ОШМ военнослужащий, перемещенный на низшую должность по состоянию здоровья, не имеет права на сохранение оклада по предыдущей должности. Данный факт обусловлен тем, что на сегодняшний день нет нормативного правового акта, который закреплял бы право военнослужащих на сохранение окладов по предыдущей должности при переводе военнослужащего на низшую должность по указанному основанию. В законодательстве о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службе организационно-штатные мероприятия по своим правовым последствиям, как правило, приравниваются к мероприятиям, проводимым в связи с ухудшением здоровья военнослужащих. Например, к такому случаю можно отнести гарантии, предусмотренные ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и закрепляющие, что военнослужащие – граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Но в данном случае законодатель не предусмотрел военнослужащим социальных и правовых гарантий в области денежного довольствия при перемещении их на низшие должности.

В то же время законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, как указывалось ранее, предусмотрено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, под водных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет10.

Какие документы должны составляться при перемещении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья на низшие должности? Как правильно документально обеспечить данное перемещение военнослужащих без ущерба для военной службы и нарушения прав военнослужащих?

На военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, оформляется представление11 по форме согласно приложению № 3 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 350. Представление подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами.

Вместе с представлением направляются личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом), а также рапорт военнослужащего о согласии с назначением на низшую должность.

В представлении также должно быть обязательно указано, в каком порядке представляется к назначению: основания и причины назначения и перевода. К представлению должно быть приложено заключение ВВК, если военнослужащий представляется к переводу по состоянию здоровья.

В «боковике» приказа12 целесообразно указывать основания для включения в проект приказа сведений на получение месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности (для военнослужащего, назначаемого с его согласия в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим месячным окладом); основания для исчисления пенсии исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности (для военнослужащего, имеющего право на пенсию и назначаемого с его согласия по состоянию здоровья, возрасту, в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим месячным окладом).

1Военное право / Под ред. А.В. Кудашкина, В.Г. Стрекозова. М. 2004. С. 242.

2 См., например: Фатеев К.В. Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М. 2000. С. 99.

3 См. определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 2н-03/98.

4 См. ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76.

5 Вопросы правового регулирования зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника) неоднократно рассматривались на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах», например, в статье П.С. Гуськова «Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника): порядок и правовые последствия», опубликованной в журнале № 8 за 2003 г.

6 См.: Корнишин С.В. Место военной службы: что это такое? // Право в Вооруженных Силах. 2000. № 3.

7 См. Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. № 240.

8 См.: решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2004 г. № ВКПИ04-4, оставленное определением Кассационной коллегии Верховного Суда от 24 августа 2004 г. № КАС04-298 без изменения; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2005 г. № 311-О.

9 См.: постановление Совета Министров СССР “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям” от 24 июля 1990 г. № 725, принятое во исполнение Закона СССР “О пенсионном обеспечении военнослужащих” от 28 апреля 1990 года.

10 См. п. 9 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” от 22 сентября 1993 г. № 941.

11 Примеры представлений на военнослужащих при назначении на должности см.: Юридический справочник военнослужащего по кадровым вопросам / Под ред. Л.Л. Климакова. М. 2003. С. 89.

12 См.: Фатеев К.В. Указ. соч. С. 184.

Порядок назначения на воинские должности и освобождения от них

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:

военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, — указами Президента Российской Федерации;

остальных военнослужащих — в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

На военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности — на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

В порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы, военнослужащие могут быть переведены для дальнейшего прохождения военной службы:

из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба;

из федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;

из одного федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

по служебной необходимости;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Военнослужащий может проходить военную службу и не на воинских должностях в случаях:

Нахождения в распоряжении командира (начальника);

Прикомандирования к федеральным органам исполнительной власти и другим организациям и учреждениям, особенности прохождения службы в которых определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

С сущностью и рангами воинских должностей связываются особенности квалификационных требований к военнослужащим, их обязанности и права, поощрения и ответственность. Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.

Консультация юриста: Высшие равные и низшие воинские должности

Вопрос:

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, какая должность будет считаться равнозначной при перемещении военнослужащего в связи с ОШМ? Одинаковый тарифный разряд и воинское звание, или возможны варианты — тарифный разряд тот же, а воинское звание ниже (или выше) и, наоборот, воинское звание тоже, а тарифный разряд другой?

Оксана, 39лет, г. Белогорск

Ответ:

Оксана, здравствуйте. В соответствии с пунктами 11-17 статьи 11 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

по служебной необходимости;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);

по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Условия и порядок назначения военнослужащих на должности и перемещение их по службе

Военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях. Воинской должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие понятия, касающиеся военной службы.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

– нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев;

– нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более шести месяцев;

– нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

Воинская должность – это учрежденная в установленном порядке структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

При определении правового статуса должности необходимо различать учреждение должности и ее замещение. Учреждение должности означает закрепление в официальном правовом акте должностного наименования и целевого назначения должности, т. е. основы правового статуса должности. Следовательно, учреждение должности относится к вопросам организации государственно-служебного (военно-служебного) отношения.

Замещение должности состоит в приеме на данную должность конкретного физического лица посредством определенного установленного в нормативном акте организационно-правового способа замещения должностей (назначения, конкурса и т. д.), т. е. замещение должности связано с практическим осуществлением военной службы.

На протяжении веков было испробовано немало различных способов замещения должностей: передача по наследству, купля-продажа, по жребию, назначение, избрание, конкурс, дарение, были и проигрыши должности в азартных играх, «сажали» на должность и как принудительное отбывание повинности, было замещение должности в порядке очередности и др. Каждое общество и государство избирало в каждый данный период своей жизни такие из перечисленных способов замещения должностей, которые наиболее соответствовали его социальному устройству и политике правящих структур.

Многие из названных способов применялись и в истории России: известны избрание на престол, переход должности по наследованию, широко применялось назначение. В советский период истории нашего государства законодательно были закреплены такие способы, как зачисление, назначение, конкурс, избрание, которые сохранились и в Российской Федерации. Первые три из них применяются в настоящее время при замещении должностей военнослужащими.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса – возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу после объявления результатов голосования, на основе чего заключается контракт.

Основным способом замещения должностей военнослужащими как по дореволюционному, так и по советскому законодательству было назначение их на должность на основании административных полномочий воинских должностных лиц.

По законодательству Российской Федерации замещение должностей также в основном производится назначением на них военнослужащих. Однако в целях минимизации субъективного фактора при принятии решения о назначении применяются предварительные процедуры согласования, аттестации военнослужащих, а при назначении на отдельные должности – проведение конкурса на замещение вакантных должностей.

Процедурой, предшествующей, как правило, назначению на должность, является аттестация военнослужащих. В соответствии с п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Под аттестацией военнослужащих понимается деятельность аттестационной комиссии, состоящей из воинских должностных лиц, в рамках нормативно установленной процедуры в целях определения служебно-должностного предназначения военнослужащего, а также его служебно-правового положения на основании изучения его деловых, личных и нравственных качеств, служебной деятельности, результатом которой является оценка аттестуемого, содержащаяся в рекомендациях аттестационной комиссии, представляемых на утверждение соответствующему командиру (начальнику).

Таким образом, институт аттестации состоит из следующих элементов:

1) субъекта, который организует и проводит аттестацию, решает иные аттестационные задачи. В узком смысле субъектом аттестации является аттестационная комиссия, которая должна состоять из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных военнослужащих. Субъектом аттестации является также должностное лицо, которое рассматривает рекомендации аттестационной комиссии и утверждает или не утверждает их;

2) объекта, отражающего отношения по осуществлению лицом должностных обязанностей и функций. Это военнослужащие, которые подлежат аттестации, деятельность которых оценивается;

3) процедуры для достижения конкретных результатов аттестации. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу военнослужащего. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества военнослужащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

Аттестация как регламентированная деятельность носит процедурный, а не процессуальный характер, поскольку ее результаты не приводят к изменению правового положения военнослужащего и, следовательно, военно-служебного отношения в целом. Аттестация является условием последующего изменения военно-служебных отношений, а также гарантией объективности принимаемых решений. Гарантиями объективности рекомендаций аттестационной комиссии являются, во-первых, контроль, осуществляемый должностными лицами при рассмотрении рекомендаций, во-вторых, возможность обжалования выводов аттестационной комиссии как в административном, так и в судебном порядке.

Назначению военнослужащих на некоторые должности может предшествовать конкурс, который является особой процедурой подбора кадров на вакантные должности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. В первом случае конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении службы, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению кадровых органов. В ходе конкурса-испытания конкурсная комиссия оценивает профессиональные и личные качества кандидатов на вакантную должность, исходя из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по государственной должности, и требований должностных инструкций.

Конкурсная система назначения на должности военнослужащих в настоящее время носит ограниченный характер. Согласно п. 3 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение таких вакантных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

К таким должностям, в частности, относятся: должности преподавательского и научного состава вузов, научно-исследовательских организаций и испытательных полигонов; должности адъюнктов, докторантов; должности курсантов, слушателей. Кроме назначения на указанные должности, законодательством Российской Федерации предусматривается также проведение конкурса при назначении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на вышестоящую или равную должность (п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы), тем самым подразумевается возможность расширения использования конкурсного способа замещения военнослужащими должностей.

Предпосылкой или условием проведения конкурса является свободное волеизъявление военнослужащего. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность (п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Другим условием конкурса является участие в нем не менее двух кандидатов. Для каждого конкурса установлены определенные требования к кандидатам. Военнослужащим запрещается одновременно участвовать в двух и более конкурсах на замещение вакантных должностей.

В отличие от аттестации положительный результат конкурса порождает обязанность должностного лица издать административный акт о назначении победившего в нем кандидата на должность, для замещения которой проводился конкурс. Решение конкурсной комиссии – юридическое основание для назначения на должность или отказа в таком назначении.

Таким образом, аттестация – общее условие, а конкурс – специальное условие для назначения на должность. Не являясь юридическими фактами, они имеют юридическое значение, поскольку создают возможность изменения военно-служебного правоотношения при назначении на должность.

Юридические условия назначения на должность выступают, во-первых, в виде предпосылок назначения на должность, во-вторых, в качестве требований, которые должны соблюдаться в процессе назначения. При назначении на должность должны соблюдаться установленные п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы условия-требования, например, такие как назначение на должности военнослужащих соответствующего состава (иногда допускается назначение военнослужащего на должность высшего состава); наличие допуска к государственной тайне; запрет службы родственников при условии подчиненности и непосредственной подконтрольности одного другому; предварительное обучение и переподготовка и др.

В период прохождения военной службы военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность. Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

а) по служебной необходимости;

б) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

Беременные женщины-военнослужащие в соответствии с медицинским заключением с их согласия могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Изменение служебно-должностного положения военнослужащего, влекущее изменение военно-служебных отношений, кроме назначения на должность, связано также с переводами, направлением военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы и освобождением от должности.

Переводом называется перемещение военнослужащих для дальнейшего прохождения военной службы из одной воинской части в другую. А.М. Добровольский по данному поводу писал: «…право государства на переводы военнослужащих есть право неограниченное; это право осуществляется у нас односторонним актом правительства или для замещения вакансии в частях, или для пользы службы по особому уважению способностей переводимого лица».

Согласно действующему законодательству Российской Федерации предусмотрены следующие виды переводов военнослужащих:

а) по инициативе военнослужащего (по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру). Однако военнослужащие не обладают субъективным правом на перевод. Дискреционными полномочиями в этом вопросе обладают должностные лица, имеющие право назначения на должность;

б) по инициативе командования (по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; перевод в случае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными).

Изменение служебно-должностного положения военнослужащих происходит в случае их направления не на воинские должности без приостановления им военной службы. Направление военнослужащих осуществляется для исполнения функций (работ) специального характера: например, военнослужащие могут использоваться в качестве экспертов, консультантов и помощников по вопросам, связанным непосредственно с деятельностью органов и организаций, от которых они направлены.

Издание индивидуального административного акта о назначении на новую должность, переводе или направлении военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы не влечет изменения военно-служебных отношений. Указанный акт является основанием для их изменения впоследствии. Момент изменения военно-служебных отношений связывается с освобождением военнослужащего от прежней должности, осуществляемым на основании указанного акта.

Освобождение от должности может совпадать по времени с вступлением военнослужащего в новую должность (например, при перемещении военнослужащего в пределах одной воинской части), однако, как правило, указанные моменты не совпадают, поскольку в большинстве случаев назначения связаны с переводом к новому месту службы или назначением в другую воинскую часть. Освобождению от должности должна предшествовать сдача военнослужащим дел и должности. Освобождение от должности оформляется приказом по воинской части, учреждению или организации, в которых военнослужащий проходил военную службу. Освобождение от должности может происходить не только в связи с назначением на новую должность, но и в иных случаях.

Таким образом, изменение военно-служебных отношений может явиться следствием изменения служебно-должностного положения. В перечисленных случаях фактическому изменению военно-служебных отношений предшествует освобождение военнослужащего от должности.

По законодательству Российской Федерации освобождение военнослужащих от должностей, связанное с изменением их служебно-должностного положения, происходит в следующих случаях:

– назначения на новую воинскую должность, в том числе при зачислении в военно-учебное заведение и окончании военно-учебного заведения;

– перевода к новому месту военной службы;

– направления военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы;

– назначения на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, которая является государственной должностью Российской Федерации;

– зачисления военнослужащих в распоряжение.

Таким образом, изменение военно-служебных отношений, связанных с изменением служебно-должностного положения военнослужащего, представляет собой совокупность юридических фактов, приводящих к изменению должностных обязанностей и соответствующих им прав.

Командир пытается меня переназначить приказом по части на равнозначную должность

Здравствуйте, уважаемый автор! По существу вопроса поясняю следующее:
1) Надо исходить из того, что основаниями назначения военнослужащего без его согласия на равную воинскую должность могут быть, в частности: служебная необходимость в перераспределении личного состава для обеспечения боевой готовности, проведение организационно-штатных мероприятий, необходимость более целесообразного использования военнослужащего на военной службе с учётом его способностей и навыков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Положения, перевод военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением некоторых случаев, связанных с переводом в иную местность.

2) Воинская должность военнослужащего считается равной, согласно п. 14 ст. 11 Положения, если для неё штатом предусмотрены воинское звание, равное званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Таким образом, командир войсковой части, обладая всей полнотой распорядительной власти, вправе без ВашегоВ согласия своим приказом освободить Вас от занимаемой воинской должности, назначив в пределах одной воинской части на равную воинскую должность.

При этом соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 11 упомянутого Положения, назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности.
При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением.
Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.

3) От желания проходящего службу по контракту военнослужащего зависит перевод его на равную воинскую должность по другим основаниям. К ним относятся: личная просьба о назначении на другую должность по семейным обстоятельствам, заключение военно-врачебной комиссии о целесообразности перемещения военнослужащего по состоянию здоровья, а также итоги проведённого конкурса на замещение должностей.

4) Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123, военно-врачебная экспертиза военнослужащих проводится в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к прохождению военной службе.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 15, подпунктом «в» пункта 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, заключение военно-врачебной комиссии необходимо, в частности, при назначении военнослужащего на равную или низшую воинскую должность — по состоянию здоровья, а также, по смыслу ч. 2 статьи 15 этого же Положения — в случае перевода военнослужащего к новому месту службы в иную местность.

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237:
14. Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
15. Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:
а) по служебной необходимости;
б) в связи с организационно — штатными мероприятиями;
в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;
г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно — врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);
е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Вы, конечно, вправе обжаловать действия командира в судебном порядке — гарнизонный военный суд, также написать жалобу (заявление) о проведении прокурорской проверки по законности перевода, тем более, если должность попадает под сокращение. При этом хотелось бы знать, как стало известно о сокращении должности, попадающей под сокращение и какие официальные документы имеются. Можете писать на адрес моей эл. почты.В Изложенные выше положения законодательства помогут определеиться с позицией ваших действий. Для более подробного ответа требуются некоторые уточнения, о которых указано выше. Желаю удачи! Если имеются еще вопросы или нужна более подробная консультация, обращайтесь, в том числе, на адрес эл. почты.
Буду признательна за отзыв на ответ. Надеюсь, он стал полезен. С уважением, 2014_jurist@inbox.ru

Назначение на низшую воинскую должность

Добрый день! Назначение на выше и ниже стоящие воинские должности производиться только с письменного согласия военнослужащего. На равнозначную без его согласия. Ответ на Вопрос: Да можете отказаться. В соответствии с подп. «а» п.

4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий,
проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной
службы в связи с организационно-штатными мероприятиями:

— при сокращении занимаемой им воинской
должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность
(должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую
воинскую должность (должность);

— по истечении сроков нахождения в
распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 комментируемого
Федерального закона и Положением о порядке прохождения военной службы, при
невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии
его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

— при снижении воинского звания,
предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или)
месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью
(должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской
должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую
должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или
низшую воинскую должность (должность);

— при признании его военно-врачебной
комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности
(не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным
к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с
назначением на другую воинскую должность (должность);

— при сокращении воинских должностей
(должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей
(должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их
общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том
числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению,
при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на
пенсию).

Перечисленные
причины увольнения по организационно-штатным мероприятиям выступают в роли
юридических дозволений возможного поведения субъектов военно-служебных
отношений, предоставляя возможность действовать (или не действовать) по своему
усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные
административно-правовой нормой действия.

При наличии в воинской части организационно-штатных
мероприятий командир вправе вывести военнослужащего в распоряжение на срок
не более шести месяцев; предложить занять высшую или низшую воинскую должность
с согласия военнослужащего; назначить на равную воинскую должность без согласия
военнослужащего. Военнослужащий при организационно-штатных мероприятиях может
дать согласие на перевод к новому месту военной службы (при назначении на
высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на
высшую или низшую воинские должности и желании уволиться с военной службы по
рассматриваемому основанию и т.п.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *