Национальные интересы Российской Федерации в области экономики

А. Е. Шевнина

Поволжский Государственный Технологический Университет

Россия, г. Йошкар-Ола

Аннотация. Национальные интересы России в области экономики носят ключевой характер и заключаются в настоящее время в преодолении зависимости от сырьевых секторов экономики и создании условий устойчивого экономического роста.

Ключевые слова Экономика, Национальная безопасность, Национальный интерес, Экономическая безопасность, Внешнеэкономическая деятельность.

Государство,которое провозгласило себя в Конституции правовым и социальным,обязано гарантировать своим гражданам защищенность от геоэкономических провокаций в глобальной макроэкономической системе.Категория «национальный интерес» является одной из основных и наиболее распространенных в системе понятий теории социологических наук.

Национальные интересы являются приоритетным основанием экономической правовой политики нашего государства,и малейшее ослабление институционального контроля за ситуацией в национальной экономике при входе иностранного капитала в ее пространство оборачивается кризисными явлениями:вывозом капитала за границу, снижением налогооблагаемой базы прибыли,сужением простора для национальных инвесторов,формированием производств,управляемых из-за границы,подавлением интересов отечественного производителя.

Особую актуальность проблема приобретает в свете вступления России во Всемирную торговую организацию,что приводит к большей открытости, а,значит,и уязвимости экономики.

Всемирная торговая организация (ВТО)— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.

Россия с 22 августа официально стала 156-й страной-членом ВТО — вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 18-летним марафоном переговорного процесса.

Многие эксперты считают, что присоединение России к ВТОприведёт к гибели экономики. Но есть и сторонники присоединения, которые видят плюсы вступления России в ВТО.

  • Появятся лучшие условия для доступа российской продукции на заграничные рынки.
  • Появляется доступ к органам разрешения торговых споров.
  • Улучшиться инвестиционный климат для иностранцев в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.
  • Появляются большие возможности для отечественных инвесторов в государствах-членах ВТО (в банковской сфере).
  • Будут созданы условия для повышения качества Российских товаров и услуг, за счёт потока иностранных товаров и инвестиций в Россию.
  • Повышается имидж России из-за присоединение России к ВТО.

В современных условиях основная цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоит в установлении и обеспечении государством общих правил поведения субъектов этой деятельности и своевременной,оптимальной корректировке в зависимости от изменяющихся условий в мире глобализации.Данная цель конкретизируется в ряд задач,направленных на обеспечение стабильного экономического роста,стимулирование инновационной деятельности,правовую защиту российской интеллектуальной собственности, обеспечение эффективной государственной социально-экономической политики,защиту национальной экономики от проникновения транснациональной организованной преступности и тому подобное.

Главный приоритет реализации функции государства в сфере внешнеэкономических отношений является содействие развитию национальной экономики,которое предполагает включение России в систему мирохозяйственных связей,динамику внешнеэкономической специализации,эффективную защиту интеллектуальной собственности и ноу-хау,полноправное участие России в международных экономических организациях.

Национальные интересы России в области экономики носят ключевой характер и заключаются в настоящее время в преодолении зависимости от сырьевых секторов экономики и создании условий устойчивого экономического роста.Для этого экономическая политика должна быть направлена на обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия,повышение уровня жизни населения,подъем конкурентоспособности отечественной продукции,защиту интересов российских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках,стимулирование научно-технического прогресса,инновационной и инвестиционной активности,привлечение зарубежных инвестиций в РФ.

К числу национальных интересов России относится обеспечение ее национальной безопасности.Эта проблема затрагивает широкий круг вопросов,связанных с характеристикой угроз национальной безопасности, основных направлений обеспечения национальной безопасности в различных сферах деятельности общества и государства,использованием сил и средств обеспечения национальной безопасности. В целом существующая на сегодняшний день система законодательства и нормативно-правовых документов,регламентирующих внешнеэкономическую деятельность различных государств,характеризуется противоречивостью, непоследовательностью, существенными пробелами,отсутствием международно-правового регулирования отдельных обязательствправительств в рассматриваемой сфере отношений. Правовая политика государства в экономической сфере с целью обеспечения национальных интересов России должна быть направлена,прежде всего,на становление стабильной, конкурентоспособной, диверсифицированной национальной экономики.

Резкое падение цен на экспортные товары или,наоборот,повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики,так же как опасно введение эмбарго на торговлю со странами, выступающими важными рынками сбыта или поставщиками продукции для России.Недопустима так же и зависимость от поставок отдельных видов продукции или финансовая зависимость от иностранных государств,что позволяет кредиторам оказывать на Россию политическое давление.

Большая часть наших братьев по Союзу свернула свое сотрудничество с Россией и другими соседями,рассчитывая,что отношения с развитым Западом принесут им большую выгоду. Запад признавать Россию как экономически и политически равного партнера не торопиться.Восточное направление с ориентацией на сотрудничество, прежде всего с Китаем,также является достаточно непредсказуемым. «Внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национальных интересов и быть поддержаны адекватной мощью» -Ганс Моргентау,американский политолог. Поэтому безопасность была и остается одной из главных целей,а стремление к ней – неотъемлемая составляющей деятельности людей,обществ,государств и мирового сообщества в целом.

На протяжении многих веков содержание понятия «безопасность» менялось в зависимости от уклада социально-экономического развития и общества. Одним из основоположников современных взглядов на проблему безопасности является В.Парето.Он выделил три составляющие безопасности общества:политическая стабильность,экономическое процветание и обороноспособность государства,которые,в свою очередь,зависят от определенных внутренних и внешних факторов.

Национальный интерес – первая и главная категория,на основе которой формулируется стратегия национальной безопасности страны. Национальный интерес является основной побудительной силой деятельности государства.Он выражает объективно реальное отношение его носителей к условиям своего существования и развития.Таким образом,внешняя политика того или иного государства – это отражение интересов населяющих его народов,которые в общем виде формулируются в стратегических установках концепции национальной безопасности.

12мая2009году была подписана «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до2020года». В третьем разделе данной Стратегии – «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» — отмечается,что приоритетными национальными интересам России являются развитие демократии и гражданского общества,повышение конкурентоспособности национальной экономики, обеспечение незыблемости конституционного строя,территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.

Стратегия является важнейшим документом,в котором,признается, что национальная безопасность обеспечивается мерами экономическими,а не военными. Обеспечение национальной безопасности в сфере экономики – важнейшая задача государства,так как ее направление и развитие обуславливает собой развитие и направление политических и социальных отношений вообще,накладывает свою печать на интеллектуальный прогресс общества,на его мораль,на его политические и общественные воззрения.

Экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности,являясь в то же время ее фундаментом и материальной основой. Стабильность и устойчивость национальной экономики означает защиту собственности во всех ее формах,создание хороших условий и надежных гарантий для предпринимательской активности,сдерживание факторов,которых могут дестабилизировать ситуации.

Реальную угрозу национальным интересам России в области экономики представляет тенденция разрушения научно-технического потенциала страны,свертывания научных исследований и разработок новой техники,резкого падения инновационной активности.Об этом свидетельствует фактическое состояние таких показателей,как уровень расходов на науку,доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции,доля импорта в устанавливаемом оборудовании,значения которых значительно отстает от пороговых показателей.Поскольку научно-технический прогресс является главным источником современного экономического роста (на его долю приходится от70до90%прироста валового внутреннего продукта в развитых странах),то сохранение этой тенденции будет означать исчезновение основы самостоятельного и устойчивого развития страны.

Анализ политической практики позволяет сделать вывод,что формирование национальных интересов -это эволюционный и длительныйпроцесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических,социальныхи иных факторов,в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта народа.В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом.

Литература:

1. Федеральный закон «О безопасности» от5марта1992года № 390.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до2020года от12мая2009года № 537.

3. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве И.В.Андронова.-М:Квадрига,2010.-383с.

Национальные интересы России на современном этапе развития общества

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Как правило, они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с, действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, общественными организациями. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Основы социологии: учебное пособие /под ред. М.В. Прокопова — М.: Русская дел. лит-ра, 2003. — 205 с

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Соответственно интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики всей страны в целом. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Так, переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации общественного производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина российского государства. На первый план здесь выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с обязательной поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства страны, с обеспечением занятости населения. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300

Также существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшими задачами в целях реализации национальных интересов в области экономики являются — опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, а также расширение рынка наукоемкой продукции. Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри Российской Федерации и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Российское государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей и т.д.

Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства РФ в указанной области и обеспечения его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. — М.: Гардарики, 2006 — с.141

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность, а комплексный подход к решению этих задач должен составить основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие России, как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальных интересов России.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются: Общая социология: учебное пособие / под ред. Э.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2005. — с.71

  • — обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;
  • — разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
  • — выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
  • — совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Следует отметить, что Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы преступности и коррупции, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Здесь приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов — М., ИНФРА-М, 2002.- с.56

  • — выявление, устранение и предупреждение причин, порождающих преступность; усиление роли государства, как гаранта безопасности общества, создание необходимой правовой базы и механизма ее применения;
  • — укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
  • — привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
  • — расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами СНГ.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, они должны носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, а также опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею, в первую очередь необходимо развитие правовой базы, как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам. Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. — с.43

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости терроризма и других аналогичных явлений. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. — М.: Гардарики, 2006 — с.143

Так, основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Национальные интересы России в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала нашей страны. Обеспечение национальных интересов Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления человеческой натуры, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти РФ к развитию медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф. Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев — М., 2002. — с.28

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Так, к числу важнейших направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

  • — рациональное использование природных ресурсов и воспитание экологической культуры населения;
  • — предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  • — предотвращение радиоактивного загрязнения среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  • — экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов и т.п.);
  • — безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • — создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Внешняя политика Российской Федерации в целях защиты и обеспечения национальных интересов должна быть направлена на: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300

  • — проведение активного внешнеполитического курса;
  • — упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами;
  • — обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения региональной стабильности;
  • — защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в т.ч. с применением мер политического, экономического и иного характера;
  • — развитие отношений с государствами-участниками СНГ согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
  • — содействие урегулированию конфликтов;
  • — достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
  • — выполнение обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, оказанием услуг военного назначения;
  • — содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения, а также развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом и т.п.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Также важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности России является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами — участниками СНГ. Интересы обеспечения национальных интересов России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:

  • — создание необходимой нормативной правовой базы;
  • — развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
  • — противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
  • — пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
  • — осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств-участников СНГ.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Так, важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Соколова, В.А. Основы социологии: учеб.пособ. / В.А. Соколова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — с.163

  • — реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;
  • — совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
  • — противодействие противоборству в информационной сфере.

Система обеспечения национальных интересов России создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области. Итак, важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гдз по ОБЖ 9 класс Смирнов А.Т. ФГОС Параграф 1.2

3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Интересы личности, общества и государства

Большинство исследователей вопроса относительно понятия «национальный интерес» соглашаются, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга. В связи с этим понятия «национальный интерес» и «национально-государственный интерес» употребляются в современной юридической литературе как синонимы. Хижняк, В.С. Классификация национальных интересов современной России. // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 5. — С. 10-11 Концепция же национальной безопасности РФ говорит о соотношении интересов несколько иначе: один участник — государство — сохраняет свои позиции, в то время как гражданское общество трансформируется в отдельные понятия «общество» и «личность». В результате структура национальных интересов России включает в себя интересы личности, общества и государства:

«Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества» «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

Такой подход в целом, возможно и целесообразен: он дает представление о содержании интересов различных элементов организации, только вот организация это несколько иная. Личность, общество, государство — элементы социальной организации в масштабах всего человечества. Такая терминология не совсем правомерна в условиях формирования национального государства и его национальных интересов. Конечно, можно сослаться на многонациональность Российской Федерации, которая вызывала и продолжает вызывать большое количество внутригосударственных конфликтов. Но в рамках единого государства абсолютно все национальности приобретают один общий статус — гражданский, и носитель этого статуса — гражданское общество Российской Федерации. Не углубляясь в правовую сущность этих понятий, укажу, что гражданский статус устанавливает полную взаимозависимость государства и населяющего его общества с точки зрения обоюдной защиты имеющихся у них интересов. Так государство защищает интересы своих граждан с той целью, чтобы они, в свою очередь, удовлетворяли интересы такого крупного общественного образования, как государство. В процессе такой обоюдной защиты интересов и вырастает понятие «нация», которое имеет более высокое положение, нежели понятия «личность» и «общество». Нация — понятие не просто государственного уровня, а мирового: оно представляет государство на мировой арене. Так во все времена выходцев из любого конца нашей страны именовали не иначе, как русскими, что имеет место и до сих пор.

Тогда, действительно, можно отметить, что, как отмечалось в первой главе, понятие «национальных интересов» имеет внешний вектор — оно направлено на обеспечение безопасного существования, эффективного функционирования и развития страны, а вопросы соотношения интересов личности и общества лежат в плоскости внутренней политики государства. Именно это, как мне кажется, имеют в виду мировые политологи, используя понятие «национальный интерес». Ведь если вернуться к истокам термина и представить фундаментальные национальные интересы, выделяемые английским политологом А. Бэттлером:

1. территориальная целостность,

2. независимость или политический суверенитет,

3. экономическое развитие и процветание,

4. сохранение существующего политико-экономического режима,

5. поддержание национально-культурной самобытности страны — образ жизни,

— то можно отметить, что все они направлены на то, чтобы определить и защитить место нации, а точнее, государства, на мировой карте, с тем, чтобы дать возможность населению страны и каждому ее гражданину спокойно существовать и развиваться. Если переиначить это определение с точки зрения самой нации, то можно получить формулировку, приводимую специалистами в области права: «Концепция национальных интересов представляет собой общее видение гражданами того или иного государства его места и роли в мировом сообществе». Саидов, А.Х., Кашинская, Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. — 2005. — № 12.

Такой подход используется отечественными учеными в области геополитики, но в нормативных актах страны не отражается. Так Е.А. Олейников в учебнике «Экономическая и национальная безопасность» к числу коренных, основополагающих национальных интересов относит: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп. А в учебно-методическом комплексе по курсу «Геополитика» под редакцией Тургаева А.С. можно найти определение: «Национальные интересы государства — это жизненно важные потребности в его выживании и сохранении политической независимости, территориальной целостности, неприкосновенности границ и обеспечении безопасности. Национальные интересы государства также заключаются в усилении его геополитического влияния на международной арене, экономическом и культурном развитии общества».

Национальные интересы России в международной сфере

Национальные интересы РФ заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Важную роль в обеспечении международной безопасности страны играют органы ФСБ России. В сформированной в России системе обеспечения национальной безопасности Федеральная служба безопасности и ее органы призваны противодействовать своими специальными средствами и методами угрозам безопасности Российской Федерации со стороны иностранных спецслужб и организаций, а также преступным посягательствам, борьба с которыми отнесена к их компетенции.

Речь, прежде всего, идет о добывании информации об угрозах безопасности Российской Федерации, которые скрытно формируются и реализуются и поэтому не могут быть выявлены с помощью других способов их обнаружения и раскрытия.

Эта область деятельности органов Федеральной службы безопасности имеет двоякое назначение.

Во-первых, она подчинена задаче систематического информирования Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ и наряду с информацией, поступающей главе государства от других государственных органов, учитывается при выработке и принятии государственных решений, разработке законодательных актов и т. п.

Во-вторых, осуществление этой функции позволяет органам Федеральной службы безопасности определять первоочередные задачи и направления их деятельности, разрабатывать и реализовывать упреждающие контрразведывательные и разведывательные программы, а также меры борьбы с преступными посягательствами. Реализация этой функции предполагает решение задач выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств против РФ, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, противоправными посягательствами на конституционный строй России и другими преступлениями, дознание и расследование которых отнесено к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также задач обеспечения сохранности государственной тайны и охраны Государственной границы РФ.

Имеющиеся в настоящее время данные позволяют сделать вывод, что Россия находится в центре разведывательных устремлений специальных служб и организаций иностранных государств как мировая ядерная держава, обладающая громадными ресурсами, высоким научным и военным потенциалом, оказывающая влияние на ход геополитических процессов. При этом в условиях бурного развития международных связей, расширяется практика ведения разведки с легальных позиций — она все активнее используется в целях контроля за ситуацией в России, своевременного обнаружения нежелательных для иностранных государств тенденций внутреннего развития страны.

Круг иностранных резидентур в России значительно расширился за счет представителей спецслужб из стран Северной и Восточной Европы, государств Балтии, Азии и Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Конец «холодной войны» послужил началом активных разведывательных действий практически во всех экономически развитых странах мира. Сотрудники разведки едут к нам явно и тайно под видом дипломатов, журналистов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнесменов, представителей различных зарубежных фондов, благотворительных организаций и религиозных миссий. В настоящее время разведка стала одним из основных инструментов большой политики. В этих условиях органы контрразведки принимают эффективные меры по противодействию разведдеятельности иностранных государств против нашей страны.

В настоящее время серьезно возросла опасность агентурной разведки, способной нанести значительный ущерб безопасности Российской Федерации. Свидетельство тому — увеличение за последнее время числа разоблачений граждан России, вступивших в преступную связь с разведками иностранных государств. Целенаправленная работа оперативных и следственных подразделений позволила локализовать или полностью пресечь противоправную деятельность нескольких десятков агентов спецслужб иностранных государств, в том числе российских граждан.

Наряду с ФСБ России важную роль в обеспечение международной безопасности играет военная и внешняя разведка. Военная — это, прежде всего, Главное разведывательное управление ГРУ, основной задачей которого является добывание военно-технической информации, сведений о передовых научных достижениях в военной области.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Основы безопасности жизнедеятельности9 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 9 класса | План проведения занятий на учебный год | Национальные интересы России в современном мире

Урок 2
Национальные интересы России в современном мире

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

• основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

• условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
• в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
• в завершении процесса становления демократичного общества;
• в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:
• динамично развивающегося производства и рынка;
• высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:
• нравственных ценностей общества;
• традиций патриотизма и гуманизма;
• культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:
• в обеспечении суверенитета;
• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:
• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
• в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ — основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?

2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?

5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

6. Основные угрозы национальным интересам


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *