Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций национальную доктрину образования в Российской Федерации.
2. Министерству образования Российской Федерации:
обеспечить доведение национальной доктрины образования в Российской Федерации до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и педагогической общественности;
оперативно осуществлять координацию работ по реализации указанной доктрины.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения национальной доктрины образования в Российской Федерации при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, а также при разработке программ развития субъектов Российской Федерации.
Председатель
Правительства Российской Федерации
М. Касьянов
Прим. ред.: текст постановления взят с сайта компании «Консультант Плюс»
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2000 г. N 751

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Введение
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее — доктрина) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
преемственность уровней и ступеней образования;
создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
академическую мобильность обучающихся;
развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
противодействие негативным социальным процессам;
экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.
Государство в сфере образования призвано обеспечить:
реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;
сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;
формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; расширение участия общества в управлении образованием;
участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;
светский характер образования;
условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;
ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;
нормативное финансирование образовательных учреждений;
стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;
свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;
высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;
повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства;
качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;
создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;
создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;
развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;
создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;
поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;
активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.
Педагогические кадры
Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:
дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;
привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;
ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;
условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.
Ожидаемые результаты реализации доктрины
Качество образования
Государственная политика в области образования обеспечивает:
создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Доступность образования
Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:
общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
обязательное и бесплатное основное общее образование;
общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;
общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;
бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;
бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;
дополнительное образование, для детей — на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;
общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оплата труда педагогических работников
Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.
Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда, и поэтапно приблизить оплату труда:
учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;
иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение
Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.
Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.
При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.
Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов
Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:
защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;
адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;
содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.
Финансирование системы образования
Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.
Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.
На первом этапе (до 2004 года) — темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.
Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.
Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.
На втором этапе (до 2010 года) — следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.
На третьем этапе (до 2025 года) — при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.
В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.
* * *
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.
Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

>О национальной доктрине образования в Российской Федерации (утратило силу с 10.04.2014 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 N 245)

О национальной доктрине образования в Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2000 года N 751
О национальной доктрине образования в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245
____________________________________________________________________

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций национальную доктрину образования в Российской Федерации.

2. Министерству образования Российской Федерации:
обеспечить доведение национальной доктрины образования в Российской Федерации до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и педагогической общественности;
оперативно осуществлять координацию работ по реализации указанной доктрины.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения национальной доктрины образования в Российской Федерации при разработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, а также при разработке программ развития субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Вопрос 7.Национальная доктрина образования РФ до 2025

Введение

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России.


Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

непрерывность образования в течение всей жизни человека;

многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

преемственность уровней и ступеней образования;

развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

академическую мобильность обучающихся;

развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Государство в сфере образования обязано обеспечить:

реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;

ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;

воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

создание социально–экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;

нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально–технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;

стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

привлечение работодателей и других заказчиков–специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;

доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно–дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;

предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;

высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;

гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;

качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

реализацию условий для получения качественного образования детьми–сиротами, детьми–инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;

развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:

бесплатным дошкольным образованием – всех желающих;

обязательным и бесплатным основным общим образованием – все население;

общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием – все население;

общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием – всех желающих;

общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием – всех желающих;

бесплатным высшим профессиональным образованием – каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) – всех поступивших по конкурсу;

дополнительным образованием – всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;

общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья – всех нуждающихся.

Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию права на образование детьми–сиротами, детьми–инвалидами, детьми из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает:

дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;

условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного финансирования в размере не менее 4% от фонда заработной платы государственных и муниципальных образовательных учреждений;

привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;

ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;

условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;

условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Оплата труда педагогических работников и их пенсионное обеспечение

Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников установить следующие размеры оплаты труда:

минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников – не ниже начисленной средней заработной платы в Российской Федерации;

средняя ставка (должностной оклад) педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования – в размере, превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза;

средняя ставка (должностной оклад) профессорско–преподавательского состава высших учебных заведений – в размере 3 начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.

Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при продолжении ими педагогической деятельности.

Установить для профессорско–преподавательского и научного персонала вузов пенсии по возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) (прекратила действие)

Основные задачи государства в сфере образования

Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.

Государство в сфере образования призвано обеспечить:

— реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;

— сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

— участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;

— формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

— расширение участия общества в управлении образованием;

— участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;

— светский характер образования;

— условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

— всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

— условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;

— ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

— воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

— создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

— открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

— нормативное финансирование образовательных учреждений;

— стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

— привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

— доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

— предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;

— свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

— высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

— единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

— законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;

— повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;

— гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

— сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

— сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

— развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

— сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;

— качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

— государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

— создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

— создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;

— создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

— развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

— интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

— развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

— создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

— поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

— активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

— доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

— интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

— активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *