>Diplom Consult.ru

15. Основные направления использования физической культуры способствуют:

а. формированию базовой физической подготовленно­сти.

б. формированию профессионально-прикладной физи­ческой подготовленности.

в. восстановлению функций организма после травм и заболеваний.

г. формированию всего вышеперечисленного.

16. Физическая подготовка представляет собой…

а. физическое воспитание с ярко выраженным приклад­ным эффектом.

б. уровень развития, характеризующийся высокой рабо­тоспособностью.

в. процесс обучения движениям и воспитания физиче­ских качеств.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.

17. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе…

а. обеспечения полноценного физического развития.

б. совершенствования телосложения.

в. закаливания и физиотерапевтических процедур.

г. формирования двигательных умений и навыков.

18. Величина нагрузки физических упражнений обуслов­лена…

а. утомлением, возникающим в результате их выполнения.

б. продолжительностью выполнения двигательных дей­ствий.

в. сочетанием объема и интенсивности двигательных действий.

г. достигаемой при их выполнении частотой сердечных сокращений.

19. Если ЧСС после выполнения упражнения восстанав­ливается до уровня, который был до начала урока физической культуры за 60 секунд, то это свидетельствует, что нагрузка…

а. высокая и необходимо время отдыха увеличить.

б. мала и ее следует увеличить.

в. переносится организмом относительно легко.

г. достаточно большая, но ее можно повторить.

20. Какое из представленных утверждений не соответ­ствует действительности?

а. Проведение занятий «на природе» создает благопри­ятный фон, повышает привлекательность занятий, способству­ет формированию эстетических восприятий.

б. Свойства природы являются самостоятельными фак­торами физического воспитания.

в. В процессе физического воспитании большое внимание уделяется использованию естественных свойств природы и гигиенических факторов.

г. Все представленные утверждения соответствуют дей­ствительности.

21. Обучение двигательным действиям и воспитание фи­зических качеств составляет основу…

а. физического развития.

б. физического воспитания.

в. физической культуры.

г. физического совершенства.

22. Наиболее важную часть способа решения двигатель­ной задачи принято обозначать как…

а. главное звено техники.

б. основу техники.

в. детали техники.

г. корень техники.

23. Обучение двигательным действиям строится в соот­ветствии с…

а. закономерностями формирования двигательных навыков.

б. задачами физического образования.

в. целевыми установками обучения.

г. пожеланиями обучающихся.

24. Двигательными умениями и навыками принято на­зывать…

а. способность выполнить упражнение без активизации внимания.

б. правильное выполнение двигательных действий.

в. способы управления двигательными действиями.

г. уровень владения движением при активизации внимания.

25. Отличительным признаком умения является…

а. нестандартность параметров и результатов действия.

б. участие автоматизмов при осуществлении операций.

в. стереотипность параметров действия.

г. сокращение времени выполнения действия.

26. В соответствии со стадиями формирования умений и навыков в процессе обучения двигательным действиям вы­деляется…

а. от двух до четырех этапов в зависимости от целевых задач.

б. четыре этапа.

в. три этапа.

г. два этапа.

27. Освоение двигательного действия следует начинать с…

а. устранения ошибок при выполнении подготовительных и подводящих упражнений.

б. выполнения двигательного действия в упрощенной форме и в замедленном темпе.

в. формирования представления об общем смысле дан­ного способа решения двигательной задачи.

г. формирования связей между двигательными центра­ми, участвующими в данном действии.

28. Процесс обучения двигательному действию рекомен­дуется начинать с освоения…

а. исходного положения.

б. главного звена техники.

в. подводящих упражнений.

г. подготовительных упражнений.

29. Подготовительные упражнения применяются…

а. если необходимо устранять причины возникновения ошибок.

б. если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы.

в. если обучающийся недостаточно физически развит.

г. если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

30. Основу двигательных способностей составляют…

а. двигательные автоматизмы.

б. сила, быстрота, выносливость.

в. гибкость и координированность.

г. физические качества и двигательные умения.

31. Какое из предложенных определений сформулирова­но некорректно?

а. Взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей.

б. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений.

в. Скорость передвижения в пространстве обусловлена физическим качеством, обозначаемым как быстрота.

г. Все предложенные определения сформулированы корректно.

32. Результатом выполнения силовых упражнений с не­большим отягощением и предельным количеством повторений является…

а. быстрый рост абсолютной силы.

б. увеличение собственного веса.

в. увеличение физиологического поперечника мышц.

г. повышение опасности перенапряжения.

33. Наиболее распространенным методом совершенство­вания скоростно-силовых способностей является…

а. интервальная тренировка.

б. метод расчлененно-конструктивного упражнения.

в. метод выполнения упражнений с переменной интен­сивностью.

г. метод повторного выполнения упражнений.

34. Для воспитания быстроты используются…

а. двигательные действия, выполняемые с максимальной нтенсивностью.

б. силовые упражнения, выполняемые в высоком темпе.

в. подвижные и спортивные игры.

г. упражнения на быстроту реакции и частоту движений.

35. Комплекс функциональных свойств организма, со­ставляющих основу способности противостоять утомлению в различных видах деятельности, принято называть…

а. координационно-двигательной выносливостью.

б. спортивной формой.

в. общей выносливостью.

г. подготовленностью.

36. Для воспитания гибкости используются…

а. движения рывкового характера.

б. движения, выполняемые с большой амплитудой.

в. пружинящие движения.

г. маховые движения с отягощением и без него.

37. Координированность повышают с помощью методов…

а. контрастных заданий.

б. воспитания физических качеств.

в. внушения.

г. обучения.

38. Выносливость человека не зависит от…

а. прочности звеньев опорно-двигательного аппарата.

б. силы воли.

в. силы мышц.

г. возможностей систем дыхания и кровообращения.

39. При воспитании выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является…

а. максимальная активность систем энергообеспечения.

б. большая продолжительность.

в. максимальная амплитуда движений.

г. умеренная интенсивность.

40. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье так как…

а. поступают питательные вещества к системам орга­низма.

б. повышаются возможности дыхательной системы.

в. организм легче противостоит простудным и инфекцион­ным заболеваниям.

г. способствуют повышению резервных возможностей организма.

41. Поддержание достигнутого уровня выносливости достигается при выполнении упражнений, повышающих ча­стоту сердечных сокращений до…

а. 120 ударов в минуту.

б. 140 ударов в минуту.

в. 160 ударов в минуту.

г. 160 и более ударов в минуту.

42. В какой последовательности целесообразно выпол­нять перечисленные ниже упражнения в комплексе утренней гигиенической гимнастики?

1. Дыхательные упражнения.

2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гиб­кости.

3. Потягивания.

4. Бег с переходом на ходьбу.

5. Ходьба с постепенным повышением частоты ша­гов.

6. Прыжки.

7. Поочередное напряжение и расслабление мышц.

8. Бег в спокойном темпе.

12. Основные направления использования физической культуры способствуют…

а. Формированию базовой физической подготовленности

б. Формированию профессионально-прикладной физической подготовленности

в. Восстановлению функций организма после травм и заболеваний

г. Всего выше перечисленного

13. Под физическим развитием понимается…

а. Комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия

б. Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом

в. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни

г. Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность

14. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение…

а. Физической подготовленности человека к жизни

б. Развитие резервных возможностей организма человека

в. Сохранение и восстановление здоровья

г. Подготовку к профессиональной деятельности

15. Двигательные действия представляют собой…

а. Проявления двигательной активности, способствующие решению задач физического воспитания

б. Проявления двигательной активности, с помощью которых, решаются двигательные задачи

в. Перемещение тела и его звеньев в пространстве относительно точки опоры

г. Систему произвольных (приобретенных) и непроизвольных (врождённых) движений

16. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания?

  1. Адаптационные задачи

  2. Гигиенические задачи

  3. Двигательные задачи

  4. Методические задачи

  5. Образовательные задачи

  6. Оздоровительные задачи

  7. Соревновательные задачи

а. 1, 5, 7

б. 2, 5, 8

в. 1, 6, 7

г. 3, 4, 6

17. Смысл физического воспитания заключается…

а. В создании условий для протекания процессов физического развития человека

б. В формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств

в. В повышении физической работоспособности и подготовленности человека

г. В укреплении здоровья и профилактике заболеваний

18. Состав и последовательность действий, необходимых для решения двигательной задачи определенным способом, принято называть…

а. Основой техники

б. Главным звеном техники

в. Корнем техники

г. Деталями техники

19. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена…

а. Индивидуальными особенностями обучаемого

б. Биомеханическими характеристиками двигательного действия

в. Соотношением методов обучения и воспитания

г. Закономерностями формирования двигательных навыков

20. Назовите диапазон частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека?

а. 80 – 84 уд/мин

б. 78 – 82 уд/мин

в. 86 – 90 уд/мин

г. 66 – 72 уд/мин

21. Навык представляет собой форму реализации двигательных возможностей, возникшую на основе…

а. Двигательного стереотипа

б. Осуществления неавтоматизированных движений

в. Автоматизации двигательного умения

г. Сознательного управления движениями

22. В соответствии со стадиями формирования умений и навыков в процессе обучения двигательным действиям выделяется …

а. Два этапа

б. Три этапа

в. Четыре этапа

г. От двух до четырех в зависимости от целевых задач

23. При обучении двигательным действиям эффект переноса двигательных умений и навыков наиболее полно используется на …

а. I этапе обучения

б. II этапе обучения

в. III этапе обучения

г. IV этапе обучения

24. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения…

а. Исходного положения

б. Подводящих упражнений

в. Основы техники

г. Главного звена техники

25. Подводящие упражнения применяются,…

а. Если обучающийся недостаточно физически развит

б. Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы

в. Если необходимо устранять причины возникновения ошибок

г. Если применяется метод расчленённо-конструктивного упражнения

26. Основу двигательных способностей составляют…

а. Двигательные автоматизмы

б. Сила, быстрота, выносливость

в. Гибкость и координированность

г. Физические качества и двигательные умения

27. Какое, из предложенных определений сформулировано некорректно?

а. Взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей

б. Скорость передвижения в пространстве обусловлена физическим качеством, обозначаемым как быстрота

в. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений

г. Все предложенные определения сформулированы корректно

Спортивное направление физической культуры

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТФКиС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Общие вопросы теории физической культуры

1. Физическая культура как вид культуры общества

2. Компонентный состав физической культуры

3. Функции физической культуры

4. Система физической культуры в Российской Федерации

5. Современные представления о сущности двигательного навыка и

особенностях его формирования

6. Методы и методические приемы обучения двигательным

действиям

7. Методы совершенствования двигательных способностей

8. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в

процессе занятий физическими упражнениями

9. Общая характеристика двигательных способностей

Физическая культура в системе воспитания детей

Дошкольного и школьного возраста

1. Задачи, особенности содержания и методика физической куль-

туры детей дошкольного возраста (младшей, средней, старшей и

подготовительной к школе групп – по выбору)

2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня

школьников

3. Задачи, назначение, виды и особенности содержания

внеклассных занятий физическими упражнениями.

4. Задачи, назначение, виды и особенности содержания внешкольных

занятий физическими упражнениями

5. Особенности методики обучения двигательным действиям школь-

ников младшего, среднего и старшего возраста (по выбору)

6. Особенности методики совершенствования выносливости у

школьников младшего, среднего и старшего возраста (по выбору)

7. Особенности методики совершенствования собственно-силовых способностей у школьников среднего и старшего возраста (по выбору)

8. Особенности методики совершенствования скоростно-силовых

способностей у школьников младшего, среднего, старшего возраста

(по выбору)

9. Особенности методики совершенствования скоростных способно-

стей у школьников младшего, среднего и старшего возраста (по

выбору)

10. Особенности методики совершенствования координационных

способностей у школьников младшего, среднего, старшего возраста

(по выбору)

11. Особенности методики совершенствования гибкости у школьников

младшего, среднего, старшего возраста (по выбору)

12. Общеподготовительные упражнения с предметами – как средство

совершенствования двигательных способностей у младших

школьников.

13. Нормирование и контроль нагрузок на уроков физического воспитания у учащихся 1 – 4, 5 – 9 , 10 – 11 классов (по выбору)

Физическая культура в средних специальных

И высших учебных заведениях

1. Задачи, особенности содержания и методики физической культуры учащихся средних специальных учебных заведений.

2. Задачи, особенности содержания и методики физической культуры студентов нефизкультурных вузов.

3. Задачи, особенности содержания и методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов средних специальных и высших учебных заведений (по выбору)

4. Особенности содержания физического воспитания студентов основного учебного отделения вуза.

5. Особенности содержания физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза.

6. Специфика занятий со студентами отделения спортивного совершенствования вуза.

Рекреативное направление физической культуры

1. Задачи, содержание и особенности методики занятий физическими упражнениями (по выбору):

а) в подростковых клубах по месту жительства;

б) в оздоровительных и физкультурно-спортивных центрах;

в) в учреждениях санаторно-профилактического типа и т.п.

2. Задачи, особенности содержания и методики занятий в группах здоровья с людьми (по выбору):

а) I этапа зрелого возраста (21-35 лет);

б) II этапа зрелого возраста (36-55 лет);

в) пожилого возраста (свыше 55 лет).

Спортивное направление физической культуры

1. Средства, методы и методические приемы совершенствования спортивной техники.

2. Классификация, причины возникновения, методика предупреждения и устранения ошибок в технике соревновательного упражнения (на одном из этапов многолетнего тренировочного процесса – по выбору).

3. Контроль над спортивной техникой и критерии технического мастерства.

4. Методика совершенствования скоростных способностей спортсмена (в циклических, в ситуационных, в сложнокоординационных видах спорта со строго регламентированной программой движения — по выбору).

5. Методика совершенствования собственно-силовых способностей (в циклических, в ситуационных, в сложнокоординационных видах спорта со строго регламентированной программой движения — по выбору).

6. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей (в циклических, в ситуационных, в сложнокоординационных видах спорта со строго регламентированной программой движения — по выбору).

7. Методика совершенствования координационных способностей (в циклических, в ситуационных, в сложнокоординационных видах спорта со строго регламентированной программой движения — по выбору).

8. Методика совершенствования выносливости (в циклических, в ситуационных, в сложнокоординационных видах спорта со строго регламентированной программой движения — по выбору).

9. Методика совершенствования гибкости и пути воздействия на некоторые свойства телосложения (в циклических, в ситуационных, в сложнокоординационных видах спорта со строго регламентированной программой движения — по выбору).

Спортивное направление деятельности школы

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. У школьников малая подвижность, длительное пребывание в однообразной позе могут вызвать нарушение осанки, ухудшение состояния зрительного анализатора и мышечной чувствительности, снижение координации движений и работы вестибулярного аппарата. Проблема гиподинамии (малой подвижности) школьников возникают в результате большой учебной нагрузки, неправильная организация отдыха (подвижные игры заменяются играми на компьютере), пример родителей не всегда отражает ведение здорового образа жизни. В результате гиподинамии задерживается формирование организма, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем, снижается сопротивляемость к инфекции.

В связи с этим, целью спортивного направления в деятельности образовательного учреждения является мотивирование детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачами в этом направлении являются:

— изменение подходов к преподаванию физической культуры в школе, формирование системы физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время;

— приобщение максимально возможного количества детей и их семей к занятиям физической культурой и спортом; удовлетворение их двигательной потребности в условиях значимой роли компьютерных и технических средств;

— приобщение к здоровому образу жизни, профилактике гиподинамии, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, профилактика и предупреждение правонарушений;

— воспитание потребности и умения школьников к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, использование полученных знаний при организации своего досуга;

— поиск наиболее эффективных форм мотивирования школьников к занятиям в зависимости от возраста, интересов, потребностей, физического развития, состояния здоровья;

— создание условий для совместной работы школы и учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, возможности дальнейшего спортивного совершенствования детей;

— развитие физических качеств школьников, физическое совершенствование, подготовка их к дальнейшей жизни в современном обществе;

— развитие личностных качеств учащихся: дисциплинированности, отзывчивости, смелости, доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, лидерских качеств, патриотизма и др., воспитание достойного гражданина своей страны.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Для повышения роли физической культуры и спорта в сознании детей и родителей основной акцент направлен на спортивные игры и подвижные игры.

План реализации.

Спортивное направление в школе реализуется через: уроки физической культуры, физкультминутки и физкультпаузы, внеурочную деятельность школьников, посещение учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (спортивные школы) на базе нашей образовательной организации, проведение спортивных соревнований по видам спорта, общешкольных спортивных праздников (спортивные игры, эстафеты, «Веселые старты»), семейных спортивных праздников («Мама, папа, я – спортивная семья», «Игры нашего двора», «Дни Здоровья» и др.), совместных с родителями посещений спортивных учреждений: дворцов спорта, катков, батутных центров, бассейнов, аквапарков, походы на лыжах, совместных массовых просмотров наиболее важных и зрелищных спортивных мероприятий, проведение спортивных массовых праздников с привлечением ДК и жителей деревни, спортивных мероприятий учащихся начальной школы и детского сада, проводится спортивная работа в лагере дневного пребывания на базе школы. Таким образом, охватывается весь населенный пункт, в котором располагается образовательное учреждение. В школе проводится широкая агитационно-информационная работа с показом мультимедийных презентаций и видеофильмов об истории физической культуры и спорта, олимпийских играх, здоровом образе жизни, видах спорта, инвентаре, правилах игры, охране труда, гигиене, закаливании, безопасности во время физической активности, биографиях известных спортсменов и спортивных деятелей.

Учащиеся школы принимают активное участие в районных соревнованиях, тестированиях норм ВФСК ГТО, президентских соревнованиях, спортивных фестивалях «Радуга Здоровья».

Этапы реализации (учебный год):

1. Подготовительный

— мониторинг уровня здоровья детей, физической подготовленности, спортивных интересов, анкетирование, сбор и анализ информации;

— составление плана спортивно-оздоровительной работы;

— составление программ подготовки и иной документации;

— составление списка одаренных детей; занятости в спортивных школах, секциях;

— составление положений о проведении соревнований и спортивных праздников;

— подготовка материально-технической, методической базы.

2. Основной

— привлечение учащихся в спортивные секции, агитация и пропаганда, проведение и участие в соревнованиях, праздниках, спортивных мероприятиях, посещение уроков физической культуры, внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности

3. Заключительный

— сбор и анализ информации о проведенных соревнованиях, анкетирование;

— анализ занятых мест, корректировка работы по улучшению физической подготовленности учащихся, способах и методах подготовки, корректировка работы на следующий учебный год;

— награждение наиболее активных учащихся и семей, награждение победителей и призеров соревнований.

Результаты реализации:

— повышения уровня мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом (участие учащихся совместно с родителями в массовых забегах и соревнованиях всероссийского и областного уровня «Лыжня России», «Кросс Наций», «Бег ради жизни», «Московский марафон»: в 2016-2017 году – 4 человка приняли участие в различных видах соревнований, в 2017-2018 г. — 11 человек);

— рост физической подготовленности учащихся; улучшение результатов соревновательной деятельности (за 2016-2017 учебный год — 3 призовых места на межшкольных соревнованиях, одно из них 1 место, за 2017-2018 учебный год – 7 призовых мест, из них 4 – 1 место; тестирование ГТО за 2016-2017 – 14 участников: 2 — золотой, 3 серебряный, 5 бронзовые знаки, за 2017-2018 г. – 47 участников: 9 – золотой, 10 серебряный, 4 бронзовый знаки:

— снижение и профилактика заболеваемости, гиподинамии, укрепление здоровья, органов и систем организма (проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и праздников: в 2016-2017 учебном году -12, в 2017-2018 г. – 23);

— полноценное физическое развитие детей, развитие физических качеств, личностных качеств (по сравнению с 2016-2017 учебным годом в 2017-2018 году показатели гибкости увеличились в среднем на 3 сантиметра (наклон из положения стоя, быстрота (челночный бег) – на 0,7 секунды, сила (отжимания) – на 6 раз, (пресс) – на 7 раз, (прыжок в длину с места) — на 4 сантиметра);

— расширение представлений о многообразии подвижных, спортивных игр и двигательных действиях, значении физической культуры и спорта (пропагандистские и агитационные мероприятия спортивной направленности, ведению ЗОЖ, флешмобы, показательные соревнования, выступления, встречи с известными спортсменами). Количество мероприятий в 2016-2017 году – 4, в 2017-2018 году – 16, количество участников в 2016-2017 год — 16, 2017-2018 году 53);

— формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выполнения предрасположенности к тем или иным видам спорта (в 2016-2017 учебном году 43 учащихся посещали спортивные школы, кружки и секции; в 2017-2018 г. это количество увеличилось на 17 человек, увеличилось количество соревнований районного, областного, всероссийского и международного уровня по видам спорта (единоборства, хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис, пауэрлифтинг, художественная гимнастика, плавание и др.), в которых принимают учащиеся школы и их родители 2016-2017 г. – 76 соревнований, 2017-2018 г. — 108)

— мотивирование детей и взрослых на ведение здорового образа жизни, как главного и надежного средства сохранения и укрепления здоровья (количество туристических семейных походов также увеличилось: в 2016-2017 году было совершено 3 похода, в 2017-2018 году – 8, количество участников возросло с 37 до 116).

Основные направления развития физической культуры и спорта в мире периода Новейшей истории

В последние годы XIX — начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи, — бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. За период с 1910 по 1914 г. 792 скаута Англии были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий. Безусловно, система их идеологического воспитания не противоречила государственным интересам. Всего за несколько лет эта удачная комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру, она популярна и в настоящее время. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют Международные комитеты, объединяющие около 16 млн скаутов более чем из 120 стран. Однако до Первой мировой войны движение бойскаутов использовалось в основном для военной подготовки молодежи.

Скаутская подготовка проходила в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д. Во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками. В скаутской подготовке присутствует свойственная детям любовь к природе и животному миру, склонность к приключениям, интерес ко всему героическому, бескорыстная забота о других людях и т.п. Поэтому оно стало так популярно и живет до сих пор.

Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре — профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 20-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности преподавателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единичные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оставалось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не могли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений, производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья.

По примеру Англии и США в руководящих кругах других развитых «дран также стали признавать, что современный спорт — это не только развлечение, но и занятие, полезное и в других отношениях. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали роль спорта для здоровья. Ученые напоминали древнее жизненное правило Ювенала: «В здоровом теле — здоровый дух». Военные проявляли заинтересованность в спортивной подготовке молодежи. Историки доказывали, что значительная часть потерь в наполеоновских войнах приходилась на долю утонувших. На базе австрийского опыта повсеместно началось обучение новобранцев плаванию. По примеру первых исследователей неизведанных мест и искателей сокровищ объединялись альпинисты и любители красот природы — туристы. Творцы теории игр, несмотря на известные принципиальные ошибки, с многих точек зрения доказали, что подвижные игры незаменимы в жизни подрастающего поколения.

Интерес к спорту дал также толчок проведению международных состязаний. В последней четверти XIX века вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедному спорту начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. В связи с бессистемностью первых крупных соревнований, позже объявленных неофициальными чемпионатами континента, Европы и мира, произволом их организаторов стало ясно, что истинную спортивную ценность могут иметь только те мировые соревнования, правила и условия проведения которых заранее согласовываются на международных форумах. Очередность образования международных специализированных спортивных объединений, показывающая также ход развития отдельных видов спорта, была следующей:

Вид спорта. Название международного объединения Год созд.
Гимнастика Международная федерация гимнастики (ФИЖ)
Гребля Международная федерация грибных обществ (ФИСА)
Конькобежный спорт Международная федерация конькобежцев (ИСУ)
Боулинг Международная федерация боулинга (ИБФ)
Велосипедный спорт Международный союз велосипедистов (УСИ)
Автомобильный спорт Международная федерация автомобильного спорта(ФИА)
футбол Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА)
Авиационный спорт Международная федерация воздухоплавания (ФАИ)
Спортивная стрельба Международный сок» стрелкового спорта (УИТ)
Парусный спорт Международный союз парусного спорта (ИУРУ)
Хоккей на льду Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ)
Легкая атлетика Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ)
Мотоспорт Международная федерация мотоспорта (ФИМ)
Теннис Международная федерация тенниса (ИЛТФ)
фехтование Международная федерация фехтования (ФИЕ)
Борьба Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА)

В сознании венгров, да и в специальной литературе по истории спорта распространено одностороннее убеждение, что олимпийское движение нового времени возникло по инициативе Пьера де Кубертена (1863—1937), благодаря тому, что французский барон возродил идею олимпиад древности. Это утверждение, повторяемое в самых различных вариантах, верно лишь в известном смысле. Вместе с тем оно затуманивает, замалчивает подлинное значение деятельности Кубертена, исторический фон, на котором она развертывалась, общественные, педагогические и физкультурные принципы, лежавшие в ее основе. Действительно, отдавая дань уважения дипломатическим, спортивно-политическим, спортивно-педагогическим и организаторским заслугам Кубертена, нельзя забывать и о тех социальных причинах и условиях, которые позволили возродить олимпийскую идею, создали для этого основу.

Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта

Государственная политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать прежде всего:

  • — создание условий, способствующих развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни и достойному выступлению российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;
  • — формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
  • — создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.

К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:

  • — на молодежный и детско-юно шеский спорт — 50%;
  • — на физкультурно-оздоровительную работу — 25%;
  • — на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) — 25% .

Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).

Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:

  • — организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни;
  • — спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в Олимпийских и Пара Олимпийских играх.

Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:

  • — с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
  • — с принятием правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации;
  • — с решением проблем детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.

Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.

Государственным органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:

  • — финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных типа «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;
  • — укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;
  • — совершенствования системы страхования в спорте;
  • — подготовки специалистов по вопросам менеджмента, дошкольного физического воспитания, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно -спортивных объединений в развитии видов спорта.

Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований.

В связи с этим необходимо:

  • — обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности;
  • — создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;
  • — обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе;
  • — разработать и внедрить систему сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающую систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией.

Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.).

Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.

Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:

  • — разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;
  • — научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
  • — организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;
  • — теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Одно из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта -укрепление материально -технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Назрела необходимость эффективной эксплуатации спортсоору жений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и оборудования.

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

  • — целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по трем основным формам:
  • — безвозмездное субсидирование (гранты);
  • — предоставление льготных займов и кредитов;
  • — заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку спортсменов высокого класса;
  • — привлечением частного капитала к финансированию деятельности и развитию физической культуры и спорта;
  • — комплексом мер по созданию в отрасли «физическая культура и спорт» чисто рыночных структур (там, где это вообще возможно).

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансиро вания физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно -пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью.

Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

а) Физическая под­готовка, б) Физическое совершенствование. в) Фи­зическое развитие, г) Физическоеупражнение.

325. Основные направления использования фи­зической культуры способствуют формирова­нию…

а) базовой физической подготовленности;

б) профессионально-прикладной физической под­готовленности;

в) восстановлению функций орга­низма после травм и заболеваний;

г) всего вышеперечисленного.

326. Базовая физическая культура преимущест­венно ориентирована на обеспечение…

а) физиче­ской подготовленности человека к жизни;

б) раз­витие резервных возможностей организма челове­ка;

в) сохранения и восстановления здоровья;

г) подготовки к профессиональной деятельности.

327. Двигательные действия представляют со­бой…

а) проявления двигательной активности, способствующие решению задач физического воспитания;

б) проявления двигательной активно­сти, с помощью которых решаются двигательные задачи;

в) перемещение тела и его звеньев в про­странстве относительно точки опоры;

г) систему произвольных (приобретенных) и непроизвольных (врожденных) движений.

328. Укажите, решение, каких задач способствует реализации общей цели физического воспита­ния.

1. Адаптационных.

2. Воспитательных.

3. Ги­гиенических,

4. Двигательных.

5. Методических.

6. Образовательных.

7. Оздоровительных.

8. Со­ревновательных.

9. Ответы: а) 1, 5, 7; б) 2, 5, 8; в) 2, 6, 7; г) 3, 4, 6.

329. Смысл физического воспитания заключа­ется …

а) в создании условий для протекания про­цессов физического развития человека;

б) в фор­мировании двигательных навыков и воспитании физических качеств;

в) в повышении физической работоспособности и подготовленности человека;

г) в укреплении здоровья и профилактике забо­леваний.

Состав и последовательность действий, необходимых для решения двигательной задачи определенным способом, принято называть…

а) основой техники; б) главным звеном техники; в) корнем техники; г) деталями техники.

331. Какое из предложенных определений сфор­мулировано некорректно?

а) Взрывная сила яв­ляется компонентом скоростно-силовых способ­ностей,

б) Скорость передвижения в пространст­ве обусловлена физическим качеством, обозна­чаемым как быстрота,

в) Быстрота является ка­чеством, от которого зависят скоростные харак­теристики движений,

г) Все предложенные опре­деления .сформулированы корректно.

332. Какие из предложенных определений сфор­мулированы некорректно?

а) Скорость передви­жения в пространстве зависит от быстроты дви­гательной реакции,

б) Быстрота .является качеством, от которого зависят скоростные характерис­тики движений,

в) Сила проявляется; в способно­сти преодолевать; сопротивление посредством мышечных напряжений,

г) Все предложенные оп­ределения сформулированы корректно.

Что является результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений?

а) Быстрый рост абсолютной силы,

б) Функциональная гипер­трофия мышц,

в) Увеличение собственного, веса,

г) Повышается опасность перенапряжения.;

334. Наиболее распространенным методом со­вершенствования скоростно-силовых способностей является,..

а) интервальная тренировка;

б) ме­тод повторного выполнения упражнений;

в) метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью

г)метод расчлененно-конструктивного упражнения;

Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время…

а) скоростно-си­ловых упражнений; б) выпрыгиваний вверх с ме­ста; в) подвижных; и спортивных игр; г) прыжков в глубину

336. Какие факторы преимущественно обус­ловливают уровень проявления общей вынос­ливости?

а) Скоростно-силовые .способности.

б) Личностно-психические качества,

в) Факторы функциональной экономичности,

г) Аэробные возможности.

337. Какой метод повышения общей выносли­вости наиболее распространен?

а) Метод интер­вального упражнения в гликолитическом режиме,

б) Метод повторного упражнения с большой ин­тенсивностью,

в) Метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью,

г) Круговая тренировка в интервальном режиме .

Виды и направления использования средств физической культуры и спорта

Виды физической культуры и их задачи.

Физическая культура — это часть общей человеческой культуры, это совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования человека.

Выделяют следующие виды физической культуры:

  • 1. Базовая физическая культура — это часть физической культуры, где закладывается основа для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.
  • 2. Спорт — это часть физической культуры направленная на достижение высших результатов.
  • 3. Прикладная физическая культура — часть физической культуры, основывается на исторически обусловленных элементах физических движений, заимствованных из трудовой, бытовой, игровой, развлекательной и др. видах деятельности человека.
  • 4. Оздоровительная физическая культура — направлена на укрепление и оздоровление всех функций организма.
  • 1. Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, то есть является «базой» для избранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и представляет собой базовое физическое воспитание.

Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Основным видом базовой физической культуры является школьная физическая культура, формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся.

В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся.

В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.

Наиболее общими задачами для молодых людей, в частности, для студентов, являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи:

  • 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.
  • 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).
  • 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов.
  • 4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Образовательные задачи:

  • 1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
  • 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
  • 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае молодой человек приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

2. Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой, которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

В спорте выделяют четыре направления:

  • 1) детско-юношеский спорт, в нем учитываются половые, возрастные, физиологические признаки. Главное в детско-юношеском спорте — массовость, т.к. в нем происходит естественный отсев, и к спорту высших достижений доходят единицы. Детско-юношеский спорт направлен на высшие достижения.
  • 2) спорт высших достижений и профессиональный спорт можно объединить, т.к. они направлены на достижение мировых рекордов. В профессиональном спорте платят зарплату за выступления и берут штрафы за плохую подготовленность и выступление в соревнованиях. В профессиональном спорте правила отличаются от любительского спорта.
  • 3) массовый спорт, в нем главное не достижения, а участие.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

  • 4) инвалидный спорт — для людей с врожденными и приобретенными заболеваниями. Спортсмены с ограниченными возможностями выступают по своим нормативам. Соревнования проводятся по степени заболевания, где каждый выступает в своей группе. Для спортсменов это возможность, не только укрепить своё здоровье, но и социальной адаптации.
  • 3.Прикладная физическая культура основана на исторически сложившихся элементах физических движений, заимствованных из трудовой, бытовой, игровой, развлекательной и других видах деятельности человека. Большинство видов спорта имеют историю возникновения, основанную на жизнедеятельности человека — лёгкая атлетика, различные виды борьбы, лыжный и конькобежный спорт, плавание, фехтование, стрельба и многие другие виды спорта, получившие в дальнейшем статус самостоятельного вида спортивной деятельности. Кроме того, прикладная физическая культура подразделяется на профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую культуру.

Профессионально-прикладная физическая культура, при которой средства физической культуры используются для повышения профессионализма и освоения профессиональных навыков, способствующих эффективности результатов деятельности.

В специализированных учреждениях физическая культура должна иметь также специализированный характер.

Кроме этого, профессионально-прикладная физическая культура направлена на восстановление работающих мышц. Существует производственная гимнастика, которая выполняется во время максимального перенапряжения на работе, физкультминутки, активный отдых в выходные дни.

Задачи профессионально-прикладной физической культуры.

Основные задачи профессионально-прикладной физической культуры состоят в следующем:

  • 1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе профессионально-прикладной физической культуры в качестве ее средств;
  • 2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;
  • 3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий среды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;
  • 4) способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что профессионально-прикладная физическая культура может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их реализации играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная профессионально-прикладная физическая культура.

Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической подготовленности пока решена лишь частично и главным образом в первом приближении, что объясняется как множественностью существующих профессий и их динамичным обновлением, так и недостаточно массированным развертыванием соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы уже включены в действующие официальные программы профессионально-прикладной физической культуры

Военно-прикладная физическая культура существует в военных полувоенных заведениях: войска, МЧС, пожарники, мореходки и т.д. К военно-прикладной физической культуре относится и подготовка будущих воинов в школах, в частности на уроке общественной безопасности жизнедеятельности.

В военно-прикладную подготовку входит несколько военно-технических дисциплин. Физическая закалка человека и выработка у него великолепных моральных и волевых качеств — вот цель военно-прикладной подготовки. И нельзя забыть о том, что она способствует и развитию творческой мысли.

Но прежде всего военно-прикладная подготовка важна нацеленностью на подготовку молодого поколения к защите родины. Пусть сейчас существует современная военная техника и новейшие транспортные средства, личный состав армии по-прежнему должен отличаться крепкой физической закалкой, которая необходима при совершении пеших переходов и преодолении местности, на которой расположены искусственные или естественные препятствия. Только выносливость и хорошее физическое развитие могут помочь решить такие задачи.

Военно-прикладная подготовка великолепно подходит для развития выносливости и поддержки тела в хорошей форме. Кроме этого, готовясь к соревнованиям по военно-прикладной подготовке, спортсмен вырабатывает важнейшие моральные и волевые качества, которые позволяют ему с успехом преодолевать неожиданно возникающие трудности. Это может пригодиться не только в военной, но и в гражданской жизни. Успешность человека зачастую зависит от того, насколько у него развиты мораль и воля.

Доступность военно-прикладной подготовки обеспечивает ее широкое распространение. Кроме того, организовать соревнования по военно-прикладной подготовке очень просто, для этого не требуется наличие какой-либо серьёзной материальной базы. Соревнования по военно-прикладной подготовке можно организовать практически везде.

Военно-прикладная подготовка пропагандирует здоровый образ жизни, хорошее физическое развитие и верность своей Родине.

4.Оздоровительная физическая культура — направлена на укрепление всех функций организма. Она включает в себя лечебную физическую культуру, адаптивную физическую культуру, гигиеническую физическую культуру и физическую рекреацию.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями.

Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Упражнения, входящие в гимнастику ЛФК, различаются по анатомическому принципу и степени активности. По анатомическому принципу упражнения лечебной гимнастики делятся на физкультуру для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п. — то есть, речь идет о гимнастике для конкретных мышечных групп. По степени активности лечебная физкультура делится на активную (упражнения, выполняемые полностью самим больным) и пассивную (упражнения, выполняемые больным с нарушением двигательных функций организма с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Назначает курс лечебной гимнастики, лечащий врач, а врач-специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях — врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Специфичность этой сферы деятельности выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).

Кроме того, к оздоровительной физической культуре относится утренняя гигиеническая гимнастика. Гигиена тела, обуви, одежды, помещений, соблюдение режима дня, сна, питания. Она также направлена на поддержание и укрепление здоровья, и развитие человека в повседневной бытовой жизни.

Физическая рекреация (рекреация — отдых, развлечение) — использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей. В связи с этим — полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это является одним из критериев и показателей его общей и физической культуры.

Общая цель физической рекреации — укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5-15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

Важное значение для активного отдыха студента имеет перемена вида и характера деятельности (например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера). В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом, — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров.

Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Многим видам физической рекреации сопутствует, так называемое, «чувство удовольствия» от двигательной деятельности. Это связано, прежде всего, с различными спортивными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является хорошим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. В связи с этим выделяются некоторые направления использования спортивных мероприятий: гигиеническое, оздоровительно-реабилитационное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления.

Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-реабилитационное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базу студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т.д.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание её в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО («Готов к труду и обороне!») соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорта, туризм и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.

Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ (научная организация труда) и для подготовки к работе по избранной специальности с учётом особенностей получаемой профессии.

Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учётом индивидуальных особенностей занимающегося.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *