Содержание

>О введении показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения

О введении показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 20 июня 1979 года N 650

О введении показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения

____________________________________________________________________
Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
____________________________________________________________________

Дальнейшее развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, как наиболее массового вида медицинской помощи населению, является в настоящее время одним из ведущих направлений в работе органов и учреждений здравоохранения. Все большее значение приобретают вопросы, связанные с планированием расширения и укрепления материальной базы сети внебольничных учреждений.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 года N 870 «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», в проектах Государственного плана экономического и социального развития СССР и Государственного бюджета СССР, начиная с 1981 года, должны быть предусмотрены задания союзным республикам, министерствам и ведомствам СССР по развитию сети амбулаторно-поликлинических учреждений.
Госпланом СССР установлен плановый показатель «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений», измеряемая числом посещений в смену. С 1970 года он используется в планах экономического и социального развития для планирования строительства и ввода в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, а с 1981 года будет применяться для планирования сети лечебно-профилактических учреждений, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь.
В целях обеспечения условий для введения планового показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения:

I. Утверждаю:

1.1. Инструкцию по определению планового показателя «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь (приложение N 1);

1.2. «Нормативные показатели площадей для определения плановой мощности учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь» (приложение N 2).

II. Приказываю:

2.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения, Президиуму Академии медицинских наук СССР, начальникам главных управлений и управлений Министерства здравоохранения СССР:
— до 1 сентября 1979 года рассмотреть и утвердить (по подчиненности) плановую мощность каждого учреждения (подразделения), оказывающего населению амбулаторно-поликлиническую помощь, исходя из данных паспортизации лечебно-профилактических учреждений, проведенной по состоянию на 1 января 1978 года. Использовать эти данные при определении исходной базы для планирования мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в проекте плана развития здравоохранения на 1981 год;
— ежегодно, начиная с 1980 года, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год, утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений).

2.2. В целях отработки порядка раздельного планирования и финансирования стационарной амбулаторно-поликлинической помощи и подготовки для министерств и местных органов здравоохранения методических указаний по этому вопросу поручить Министру здравоохранения Молдавской ССР (тов. Драганюку К.А.) разработать проект плана и бюджета на 1980 года раздельно по развитию стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) и осуществить раздельное их финансирование.

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
С.П.Буренков

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 20 июня 1979 года N 650

1. Показатель плановой мощности амбулаторно-поликлинической сети устанавливается для всех лечебно-профилактических учреждений (подразделений), оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь. При наличии в составе лечебно-профилактического учреждения нескольких поликлиник (отделений), оформленных в установленном порядке, показатель плановой мощности устанавливается по каждому из них.

2. Показатель плановой мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) утверждается (по подчиненности) городским, областным (краевым) отделом (управлением) здравоохранения, министерством здравоохранения АССР, союзной республики, Союза ССР в соответствии с изложенным ниже порядком.

3. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выражается числом посещений в смену.

4. Для учреждений, построенных по типовым или индивидуальным проектам, в которых указана проектная мощность в посещениях в смену, плановая мощность принимается равной проектной. Если проектная мощность выражена числом посещений в день, то плановая мощность принимается равной 60% от проектной.

5. При отсутствии проектной документации, или если в проекте не указана мощность учреждения в посещениях в смену (в день), плановая мощность определяется расчетным путем:
— для самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, а также для входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений, но размещенных автономно (в отдельном здании, пристройке, на отдельном этаже), плановая мощность каждого из них определяется как частное от деления их фактически занимаемой площади на нормативный показатель площади (приложение N 2 к данному приказу);
— для амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), входящих в состав других лечебно-профилактических учреждений и размещенных в одном комплексе, площадь, которую они непосредственно занимают, следует увеличить за счет части площади общих лечебно-диагностических кабинетов и вспомогательных служб пропорционально объему работы, выполняемой ими для амбулаторно-поликлинических подразделений. Затем для определения их плановой мощности следует полученную суммарную площадь разделить на приведенный в приложении N 2 соответствующий нормативный показатель.
Примечание:

1. При определении мощности амбулаторно-поликлинических учреждений следует исходить из рабочей площади, которая определяется как сумма всех площадей, занимаемых учреждением, за исключением коридоров, тамбуров, переходов, а также площадей, занятых инженерными сетями и оборудованием (котельные с вспомогательными помещениями, бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, щитовые, трансформаторные подстанции, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, машинные отделения, лифты) в соответствии с СНиП-Л. 2.72.

2. В 1979 году при установлении исходного показателя мощности берутся данные переписи на 1 января 1978 года.

Начальник Планово-
финансового управления
В.В.Головтеев

Приложение N 2. Нормативные показатели площадей для определения плановой мощности учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 20 июня 1979 года N 650

NN п/п

Тип учреждения

Размер площади (кв.м) на одно посещение в смену для учреждений:

входящих в состав других лечебно-
профилактических учреждений

самостоятельных, автономно расположенных

Поликлиника областной, краевой республиканской больницы

7,2

8,6

Поликлиника детской областной, краевой, республиканской больницы

7,6

10,9

Городская поликлиника (отделение)

4,6

6,8

Детская городская поликлиника (консультация)

7,6

10,9

Центральная районная (районная) поликлиника (отделение)

3,2

5,2

Амбулатория

5,4

Стоматологическая поликлиника

2,7

Детская стоматологическая поликлиника

2,7

Женская консультация

4,4

6,3

Диспансеры:

— врачебно-физкультурный

13,2

— кардиологический

6,0

— кожно-венерологический

2,4

3,4

— наркологический

3,8

5,3

— онкологический

6,2

9,2

— противозобный

3,6

4,7

— противотуберкулезный

3,6

4,7

— психоневрологический

3,8

5,3

— трахоматозный

2,4

3,4

Поликлиника госпиталя для инвалидов Отечественной войны

4,6

6,8

Поликлиническое отделение специализированной больницы (специализированная поликлиника):

— ортопедо-хирургическая больница восстановительного лечения

16,2

28,0

— психиатрическая больница

3,8

5,3

— туберкулезная больница

3,6

4,7

— отоларингологическая больница

2,2

3,6

— офтальмологическая больница

2,2

3,6

— физиотерапевтическая больница (поликлиника)

5,0

5,2

— косметологическая лечебница

5,0

5,2

Примечание:

1. Плановая мощность поликлиник (отделений) клинических больниц и клиник вузов и НИИ определяется по нормам городской поликлиники.

2. Плановая мощность поликлиник (отделений) водздравотдела определяется: для бассейновых и портовых — по нормам областных поликлиник, для линейных — по нормам городских поликлиник.

Начальник Планово-
финансового управления
В.В.Головтеев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

СТАТЬЯ. «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОЩНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОВ ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА»(С.А.Полишкис)(«Главный врач» n 5, 2004)

«Главный врач» N 5, 2004
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОЩНОСТИ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОВ ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА
С понятием «мощность амбулаторно-поликлинического учреждения» главные врачи сталкиваются при заполнении соответствующего пункта статистической формы годовых отчетов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Исследованиями установлено, что главные врачи амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) по-разному трактуют это понятие. Некоторые из них считают, что это проектная мощность, определенная в проектной документации; другие — мощность, которая ранее, из года в год, определялась районными органами здравоохранения; третьи — мощность, определенную собственными расчетами, в которых, как правило, используются различные базовые данные, определяющие величину этого показателя. Установлено также, что после реконструкции или модернизации зданий АПУ, величина мощности, указанная в годовых отчетах, не соответствует их реальной пропускной способности.
К наиболее частой причине неточного обозначения величины мощности АПУ относится отождествление показателя мощности, требуемого для заполнения годовых отчетов, показателю проектной мощности, без учета изменившихся со временем условий и базовых данных, используемых для расчета этого показателя.
Анализ нормативно-методических и рекомендательных источников по вопросу определения понятия «мощность амбулаторно-поликлинического учреждения» показывает, что к настоящему времени устойчиво удерживаются два различных подхода к определению сущности этого понятия, отражающие разные цели, назначение и область их применения.
Принципиальное отличие одного подхода от другого заключается в том, что в одном случае «мощность» определяется как показатель на этапе проектирования, строительства и ввода АПУ (проектная мощность), а во втором — на этапе функционирования АПУ (функциональная мощность).
В течение длительного времени главные врачи АПУ рассматривали показатели проектной и функциональной мощности как синонимы, чему не в малой степени способствовал Приказ МЗ СССР от 20.06.79 N 650 «О введении показателя «мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения».
Согласно Инструкции (Приложение N 1 к Приказу N 650) предусматривались следующие условия определения мощности, выраженной числом посещений в смену (пос./см):
— для АПУ, построенных по типовым или индивидуальным проектам, мощность принимается равной проектной;
— для АПУ, проектная мощность которых неизвестна, мощность определяется расчетным путем, как частное от деления фактической площади АПУ на нормативный показатель площади на одно посещение в смену. Нормативные показатели по типам АПУ были приведены в Приложении N 2 к Приказу N 650.
Однако к настоящему времени накопился достаточный материал, позволяющий критически оценить изложенные в Приказе N 650 условия определения мощности АПУ в стадии эксплуатации как в части отождествления функциональной мощности проектной, так и в способе ее определения расчетным путем.
Неоднозначность показателей проектной и функциональной мощности обусловлена следующими причинами:
— отставанием морально устаревшей проектной документации от возрастающих со временем медико-технологических и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к АПУ в стадии эксплуатации;
— перепланировкой, выполненной в зданиях функционирующих АПУ, ведущей к изменению от проектного количества кабинетов врачебного приема и, как следствие, к изменению их пропускной способности;
— изменением назначения кабинетов врачебного приема в связи с необходимостью организации приема по специальности, ранее не предусмотренной проектом, в результате чего также изменяется их пропускная способность.
Рекомендованный Приказом N 650 метод расчета показателя мощности АПУ также не может быть взят за основу. Так, сопоставление по данным годовых отчетов равных по величине показателей мощности однотипных АПУ с их поэтажными планами показало, что они значительно отличаются друг от друга количеством и назначением кабинетов врачебного приема (КВП), в результате чего их реальная пропускная способность (а следовательно, и мощность) выражается разными величинами, как правило, меньше тех, которые указаны в годовых отчетах.
Различные подходы к определению и расчету мощности АПУ, недооценка методов анализа этого показателя послужили основанием для разработки соответствующих рекомендаций и обобщения их в настоящей статье.
1. ПОКАЗАТЕЛЬ МОЩНОСТИ АПУ, ЕГО ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ
МОЩНОСТЬ АПУ — показатель, характеризующий проектную, функциональную, эксплуатационную или фактическую пропускную способность КВП, выраженный числом посещений в смену.
В соответствии с данным определением различают проектную, функциональную, эксплуатационную и фактическую мощность АПУ.
ПРОЕКТНАЯ МОЩНОСТЬ — показатель материально-технической базы АПУ, характеризующий пропускную способность проектируемых кабинетов врачебного приема. Количество и назначение КВП определяются на стадии разработки проекта и находятся в прямой зависимости от штатного расписания АПУ, а для территориальных поликлиник — от численности обслуживаемого населения и числа врачебных участков, определенных в задании на проектирование.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ АПУ — отчетный показатель материально-технической базы учреждения, характеризующий пропускную способность действующих кабинетов врачебного приема в смену. Функциональная мощность АПУ соответствует его проектной мощности тогда, когда за время эксплуатации здания АПУ количество и назначение действующих КВП соответствует проектным. При этом численность обслуживаемого населения и число врачебных участков не изменились и также соответствуют принятым при проектировании АПУ.
На практике совокупность условий, при которых проектная и функциональная мощность АПУ тождественны, встречается только в новых, введенных в эксплуатацию АПУ и сохраняется до тех пор, пока не изменяется хотя бы одно из перечисленных условий, определяющих величину проектной мощности данного учреждения. Во всех остальных случаях функциональная мощность не соответствует проектной, что обуславливает необходимость ее определения и расчета.
Назначение показателя функциональной мощности АПУ определяется следующим.
Во-первых, как уже упоминалось, он является отчетным показателем и указывается в статистической форме годового отчета лечебно-профилактического учреждения.
Во-вторых, суммирование этих показателей по типам АПУ дает представление о материальном фонде зданий по отдельным типам АПУ (территориальные поликлиники, женские консультации, диспансеры, консультативно-диагностические центры и др.) и является основой для расчетов при планировании развития и реконструкции сети АПУ для различных административно-территориальных образований.
Наконец, сопоставление показателя функциональной мощности АПУ с показателем, характеризующим объем деятельности учреждения за отчетный год в сопоставимых единицах (фактическая мощность АПУ), позволяет определить показатель эффективности использования КВП, что в условиях ограниченных материальных ресурсов является важнейшим критерием рациональности их использования.
Функциональная мощность является основным показателем материально-технической базы здания АПУ, отражающим максимальную нагрузку (пропускную способность) КВП действующего учреждения. Именно этот показатель, как правило, имеют в виду, когда говорят о мощности АПУ на этапе эксплуатации здания учреждения. В силу традиционно сложившейся привычки, вместо термина «функциональная мощность» употребляется термин «мощность», который следует рассматривать как синоним термина «функциональная мощность».
Кроме показателей проектной и функциональной мощности, различают расчетные показатели эксплуатационной и фактической мощности АПУ, имеющие вспомогательное назначение и предназначенные для определения показателей использования КВП амбулаторно-поликлинических учреждений.
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ МОЩНОСТЬ — расчетный показатель материально-технической базы учреждения, характеризующий пропускную способность КВП без учета времени естественного простоя кабинетов.
Время естественного простоя кабинетов врачебного приема обусловлено двумя причинами:
— простоем кабинетов, связанным с выполнением врачами посещений на дому;
— простоем кабинетов, связанным с их недоукомплектованностью штатными должностями. Например, для работы одного врачебного кабинета в течение одного рабочего дня (двух полных смен) требуется 2 должности врача, а количество штатных должностей врачей, работающих в данном кабинете, составляет 1,75; 1,5; 1,25 или 1,0 должности и т.д.
Простои КВП, связанные с вакантными должностями врачей, а также в связи с отпуском или болезнью врачей при расчете эксплуатационной мощности не учитываются.
Эксплуатационная мощность АПУ соответствует его функциональной мощности при условии, что на каждый кабинет врачебного приема приходится 2 должности врача, при этом врачи данного учреждения не выполняют посещений на дому. Очевидно, что данным условиям может соответствовать лишь незначительное число учреждений — консультативные поликлиники, консультативно-диагностические центры, медико-санитарные части, некоторые типы диспансеров.
Для подавляющего числа АПУ эксплуатационная мощность будет всегда меньше их функциональной мощности.
ФАКТИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ — расчетный показатель, характеризующий число посещений в КВП за отчетный год, выраженный в единицах мощности.
В отличие от показателя функциональной мощности, показатели эксплуатационной и фактической мощности АПУ являются непостоянными и зависят от объема деятельности АПУ за отчетный год.
2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ
АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Мощность амбулаторно-поликлинического учреждения (М) определяется по формуле 1:
М = SUM Кс x Фс пос./см, (1)
где:
Kc — количество кабинетов врачебного приема по данной специальности;
Фс — функция одного кабинета врачебного приема по данной специальности, пос./см;
SUM — знак суммирования.
Для предметного использования приведенной формулы необходимо конкретизировать ее исходные элементы — показатели Кс и Фс.
КАБИНЕТ ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА — одно или несколько функционально связанных помещений, предназначенных для врачебного приема больных.
В зависимости от технологии организации врачебного приема различают четыре типа кабинетов врачей.
Первый тип состоит из одного помещения — собственно кабинета. К этому типу относится большинство кабинетов врачей, преимущественно терапевтических специальностей.
Второй тип состоит из двух смежных помещений: основного (собственно кабинета) и вспомогательного — процедурной, перевязочной и др. К этому типу относятся кабинеты врачей преимущественно хирургических специальностей.
Третий тип состоит из двух изолированных помещений, из которых собственно кабинет, а другое — вспомогательное, требующее особых условий его использования (затемнение, звукоизоляция и т.п.). К этому типу относятся кабинеты отоларинголога, офтальмолога и др.
Четвертый тип состоит из группы помещений. Например, кабинеты инфекциониста, аллерголога и др.
При определении количества КВП кабинеты второго, третьего и четвертого типов следует считать по числу основных помещений, в которых находится основное рабочее место врача. Вспомогательные помещения кабинетов указанных типов в количество кабинетов врачебного приема не входят.
Количество КВП соответствует реальному числу действующих кабинетов врачей, посещения к которым регистрируются статистическим талоном.
В число кабинетов врачебного приема АПУ не включаются:
— кабинеты лечебно-диагностического назначения (функциональной и ультразвуковой диагностики, лучевой терапии, рентгеновский и эндоскопии), так как функция этих кабинетов зависит от вида исследований или процедур);
— кабинеты врачей, расположенные вне здания АПУ (на промышленных предприятиях, в школах и т.п.), так как функция этих кабинетов не отражает материально-техническую базу здания АПУ.
ФУНКЦИЯ КАБИНЕТА ВРАЧЕБНОГО ПРИЕМА — показатель пропускной способности кабинета, выраженный числом посещений в смену.
Функция кабинета врачебного приема определяется по формуле 2:
Фс = Нс x Тс пос./см, (2)
где:
Фс — функция одного КВП по данной специальности, пос./см;
Нс — число посещений (нагрузка) на 1 час работы врача-специалиста на приеме в АПУ;
Тс — средняя длительность одной смены, час.
Следует отметить, что действовавшие в здравоохранении в течение длительного времени «Расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений» необоснованно отменены Приказом МЗ СССР от 22.07.87 N 902. С другой стороны, эти нормы зачастую были существенно завышены, а по ряду специальностей — не предусмотрены, в результате чего использование их для расчета функции КВП не представлялось возможным.
Разработка и утверждение показателей нагрузки врачей должна осуществляться на региональном уровне соответствующим органом здравоохранения. Так, в г. Москве действуют «Показатели нагрузки врачей, рекомендуемые для определения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений» (Приложение N 1), в разработке которых принимали участие сотрудники и Главные специалисты Департамента здравоохранения г. Москвы, а также врачи организационно-методических отделов и кабинетов по отдельным специальностям.
При расчете мощности городских, территориальных и стоматологических поликлиник, женских консультаций, диспансеров и медико-санитарных частей следует использовать показатели нагрузки, представленные в таблице 1 указанного Приложения. При расчете мощности консультативных поликлиник, многопрофильных и специализированных консультативно-диагностических центров следует использовать показатели нагрузки, представленные в таблице 2 Приложения N 1.
При расчете функций кабинетов заведующих отделениями, должности которых совмещены с должностями врачей по приему больных, следует руководствоваться показателями нагрузки, приведенными в таблице 1 Приложения N 1; в остальных случаях — по таблице 2 этого же Приложения.
«Показатели нагрузки врачей, рекомендуемые для определения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений», приведенные в Приложении N 1, носят лишь рекомендательный характер и их использование за пределами Москвы возможно лишь после согласования и утверждения соответствующим региональным (местным) органом здравоохранения.
СРЕДНЯЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОЙ СМЕНЫ определяется расчетным путем, исходя из режима работы данного учреждения, по формулам 3 и 4:
1) Для АПУ, работающих по

СТАТЬЯ. «ДОСТУПНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»(В.С.Козак)(«Главный врач» n 5, 2004) «
Медицинское законодательство «

Анализ показателей работы амбулаторно-поликлинических учреждений

На 1 и 2 этапе рассчитывается пропускная способность амбулаторий и поликлиник, т.к. она является основной характеристикой состояния амбулаторно-поликлинической сети. Основным показателем пропускной способности является мощность, измеряемая количеством врачебных посещений в смену. Для анализа деятельности учреждения рассчитывают располагаемую (фактическую) и необходимую мощность.

Располагаемая мощность рассчитывается по формуле:

,

S — площадь кабинетов по приему больных;

W — норма рабочей площади на одно врачебное посещение в смену.

Для городских поликлиник W = 6,8-7,0 м2.

Располагаемая мощность характеризует возможности поликлиники по удовлетворению потребностей населения во внебольничной медицинской помощи.

Необходимая мощность рассчитывается по формуле:

,

Н — численность населения;

Д — число дней работы поликлиники;

С — сменность работы (С =1, 5);

П — число врачебных посещений в расчете на одного жителя (11 посещений в год).

Мощность поликлиники — 300 посещений в сутки.

Таблица 1. Анализ состояния поликлинической сети

п/п

Показатель

Год

Изменение (+/-)

абсолютное

%

Численность населения, обслуживаемого поликлиникой района (чел.)

+229

1,3

Рабочая площадь поликлиники (м2)

Необходимая мощность поликлиники (количество)

+48

+5,3

Располагаемая мощность поликлиники

+30

+10

Состояние поликлинической сети (стр.4-стр 3)

+18

+3

Примечание: Знак «+» означает избыток, а знак «- » недостаток мощности

Данные показывают, что недостаток поликлинической сети возрос на 18 посещений в смену, или 3 % к уровню недостатка в предыдущем году. Это объясняется тем, что показатель необходимой мощности в связи с ростом численности детского населения возрос на 1,3 %, а располагаемой — на 10 %.

Для ликвидации недостатка в поликлинической сети необходимо:

  • 1. Улучшить использование рабочего времени медицинского персонала;
  • 2. Повысить техническую вооруженность рабочей силы учреждения;
  • 3. Более рационально использовать полезную и рабочую площадь поликлиники;
  • 4. Увеличить продолжительность работы учреждения до двух смен.

Вторым показателем сети амбулаторно-поликлинического обслуживания населения является количество врачебных посещений. Суточная врачебная функция рассчитывается по формуле:

Фв/с = Мр * С,

Мр — располагаемая мощность поликлиники,

С — сменность работы поликлиники.

Годовая:

Фв/г = Мр* С * Д,

Д — число дней в году.

На изменение годовой врачебной функции поликлиники влияет полнота использования установленного режима работы поликлиники и её мощность. Факторный анализ динамики годовой врачебной функции осуществляется методом цепной подстановки.

Таблица 2. Изменение годовой врачебной функции поликлиники

№ п/п

Показатель

Год

Изменение за год

абсолютное

%

Мощность поликлиники, количество врачебных посещений в смену

+30

+10

Сменность работы поликлиники

1,5

1,5

Количество дней работы поликлиники в году.

-0,4

Годовая врачебная функция поликлиники, т.е. количество врачебных посещений (стр.1*стр.2*стр.3)

+10710

+9,5

Вывод: годовая врачебная функция поликлиники увеличилась на 10710 посещений в год, или на 9,5 %. На это увеличение повлияли два фактора:

  • * изменение мощности поликлиники на 30 посещений в смену;
  • * изменение количества дней работы поликлиники в сторону уменьшения на 1 день;
  • * изменения годовой врачебной функции является изменение сменности работы, но в данном случае этот фактор влияния не оказал.

Для выявления степени влияния каждого фактора осуществляют факторный анализ методом цепных подстановок.

Годовая врачебная функция прошлого периода:

Ф 0 = Мр 0 * С 0 * Д 0,

Ф 0(Мр) = Мр 1 * С 0 * Д 0.

Влияние факторов:

«изменение мощности поликлиники» = Ф 0(Мр) — Ф 0,

Ф 0(С) = Мр 1 * С 1 * Д 0,

«изменение сменности работы поликлиники» = Ф 0(с) — Ф 0(Мр),

Ф 1 = Мр 1 * С 1 * Д 1,

«изменение числа дней работы поликлиники»= Ф 1 — Ф 0(С).

Сборник нормативных документов по медицинским учреждениям — файл Рекомендации2.doc

Сборник нормативных документов по медицинским учреждениям
(3080.6 kb.)

Доступные файлы (13):

МГСН 4.12-97.doc 441kb. 21.06.2004 14:35
МГСН 4.12-97 выпуск 1.doc 1324kb. 21.06.2004 14:39
МГСН 4.12-97 выпуск 2.doc 931kb. 21.06.2004 14:40
МГСН 4.12-97 выпуск 3.doc 1431kb. 21.06.2004 14:41
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР.doc 343kb. 16.12.2004 09:22
Рекомендации1.doc 476kb. 21.06.2004 15:13
Рекомендации2.doc 1427kb. 21.06.2004 15:15
СанПиН 2.1.3.1375-03.doc 742kb. 21.06.2004 15:18
Учреждения здравоохранения. Раздел III (к СНиП 2.08.02-89).doc 909kb. 15.09.2003 15:39
Учреждения здравоохранения. Раздел II (к СНиП 2.08.02-89).doc 507kb. 14.07.2003 12:40
Учреждения здравоохранения. Раздел IV (к СНиП 2.08.02-89).doc 586kb. 04.09.2003 18:09
Учреждения здравоохранения. Раздел I (к СНиП 2.08.02-89).doc 799kb. 11.07.2003 14:52
Учреждения здравоохранения. Раздел V (к СНиП 2.08.02-89).doc 721kb. 03.09.2003 22:13

>Рекомендации2.doc 1 2 3 4 5 6 7 Реклама MarketGid:
^

7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА МОЩНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИКЛИНИК

7.1. Мощность территориальной поликлиники (далее «мощность») — технико-экономический показатель, характеризующий суммарную пропускную способность кабинетов врачебного приема, выраженный в посещениях в смену.
Показатель мощности определяется заданием на разработку проекта нового строительства или реконструкции учреждения.
7.2. Исходными данными для расчета мощности являются:
— предельная длительность врачебного приема в кабинете в течение одной смены;
— количество и назначение кабинетов врачебного приема;
— пропускная способность кабинетов врачебного приема на 1 час работы врачей.
7.3. Территориальные поликлиники работают в 2 равные смены (утреннюю и вечернюю).
Максимальная продолжительность одной смены соответствует длительности одного рабочего дня врачей при шестидневной рабочей неделе и составляет 6,5 часов.
Длительность врачебного приема в кабинете, как правило, меньше максимальной продолжительности одной смены и зависит от распределения месячного баланса рабочего времени, необходимого для приема больных, выполнения посещений на дому, санитарно-просветительной работы, организационных мероприятий и т.д.
Расчет пропускной способности кабинетов врачебного приема следует проводить на основе предельной длительности врачебного приема в кабинете без учета времени естественного простоя кабинетов, связанного с выполнением врачами посещений на дому.
Анализ графиков работы врачей территориальных поликлиник показал, что предельная длительность врачебного приема составляет для врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых — 3 часа; для других врачей-специалистов — 6 часов.
Указанные показатели рекомендуется использовать в качестве исходных данных для расчета мощности.
7.4. В число кабинетов для расчета мощности не включаются:
— вспомогательные помещения кабинетов (процедурные, перевязочные, цистоскопические и др.);
— кабинеты функциональной, ультразвуковой, эндоскопической и лучевой диагностики;
— кабинеты заведующих отделениями.
В кабинетах врачей-стоматологов следует учитывать количество стоматологических кресел.
7.5. Пропускная способность кабинетов врачебного приема на 1 час работы врачей соответствует нормам нагрузки врачей, определяемым установленным порядком.
Пропускная способность кабинетов врачебного приема на 1 час работы врачей для расчета мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, принятая Комитетом здравоохранения г. Москвы, приведена в Приложении 5.
7.6. Расчет мощности целесообразно проводить табличным методом. Исходные данные для расчета заносятся в таблицу:
Форма 1

Наименование кабинетов врачебного приема Количество кабинетов Пропускная способность на 1 час работы врача, пас/час Предельная длительность врачебного приема в смену, час Пропускная способность, пос/см
одного кабинета всех кабинетов
1 2 3 4 5 6


Графы 1 и 2 таблицы заполняются в соответствии с наименованием и количеством кабинетов врачебного приема. Графа 3 заполняется по данным Приложения 4 настоящих Рекомендаций. Графа 4 заполняется в соответствии с п.6.3. настоящего раздела. В графу 5 заносятся произведения построчных данных граф 3 и 4. В графу 6 заносятся произведения построчных данных граф 2 и 5. Итоговая величина по графе 6 будет соответствовать мощности территориальной поликлиники.
При наличии в структуре поликлиники стоматологического отделения расчет пропускной способности стоматологических кабинетов проводится раздельно по таблице:
Форма 2

Наименование кабинетов врачебного приема Количество кресел во всех кабинетах Пропускная способность на 1 час работы врача, пос/час Предельная длительность врачебного приема в смену, час Пропускная способность, пос/см
одного кресла всех кресел
1 2 3 4 5 6


Итоговая величина по графе 6 таблицы Ф.1 суммируется с итоговой величиной по графе 6 таблицы Ф.2. Полученная величина будет соответствовать мощности территориальной поликлиники, в структуре которой предусмотрено стоматологическое отделение.
Расчеты мощности по данной методике приведены в Программах на реконструкцию территориальных поликлиник (Приложение 3 и 4).
^

8. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИКЛИНИК

8.1. Реконструкция зданий территориальных поликлиник следует осуществлять в рамках существующей системы амбулаторно-поликлинической помощи населению, которая на современном этапе наиболее полно соответствует потребностям практического здравоохранения.
8.2. Реконструкцию устаревших типовых зданий территориальных поликлиник рекомендуется проводить, как правило, с сохранением их пропускной способности (мощности).
Уменьшение мощности поликлиник может привести к диспропорции в амбулаторно-поликлиническом обслуживании населения отдельных жилых образований или потребности в новом строительстве, что в условиях сложившейся городской застройки является трудноразрешимой проблемой.
8.3. Реконструкция зданий позволяет привести лечебно-диагностический процесс в поликлиниках в соответствие с действующими медико-технологическими, санитарно-гигиеническими и строительными нормами и правилами, а также современными формами и методами обслуживания населения.
8.4. Реконструкция здания поликлиники, прежде всего, предполагает последовательное выполнение следующих этапов предпроектных работ:
— принятие целевой Программы на реконструкцию, определяющей структуру, состав и площади помещений на основе анализа и перерасчета сети АПУ;
— расчет величины дефицита рабочих площадей;
— установление характера реконструктивных преобразований (надстройка, пристройка или их сочетание).
8.5. Формирование целевой Программы на реконструкцию конкретной поликлиники рекомендуется проводить методом корректировки стандартизированных Программ, приведенных в приложении 3 и 4 настоящих Рекомендаций, в соответствии с конкретными условиями реконструкции.
Содержание корректировки стандартизированных Программ на реконструкцию должно определяться заданием на проектирование и предусматривать обязательное сохранение функциональной и медико-технологической целостности поликлиники, как объекта АПУ.
Корректировка стандартизированных Программ на реконструкцию может проводиться по различным вариантам, в том числе:
I. С сохранением набора функциональных групп и подгрупп:
А. Без изменения состава помещений в функциональных группах и подгруппах.
Б. С изменением (уменьшением, дополнением) состава помещений в функциональных группах и подгруппах.
II. С изменением (уменьшением, увеличением) набора функциональных групп и подгрупп.
III. Сочетание изменения набора функциональных групп и подгрупп с изменением состава помещений в функциональных группах и подгруппах, предусмотренных стандартизированной программой.
8.6. Уменьшение набора функциональных групп и подгрупп в поликлиниках для взрослых может быть проведено за счет исключения из их структуры помещений МСЭК, стоматологического отделения, дневного стационара, кабинетов эндоскопической диагностики, отделения (пункта) неотложной медицинской помощи; в детских поликлиниках — отделения (пункта) неотложной медицинской помощи.
Указанные функциональные группы и подгруппы не являются стабильным элементом структуры каждой поликлиники. Их наличие или отсутствие определяется множеством сетевых факторов, а также организационными предпосылками.
8.7. Увеличение набора функциональных групп и подгрупп может быть осуществлено за счет включения в структуру поликлиник (преимущественно поликлиник для взрослых) централизованных клинических и диагностических служб (онкологическое отделение, централизованная биохимическая лаборатория, централизованное отделение функциональной диагностики и др.), а также отделений самостоятельного типа — женской консультации, травмпункта.

Состав помещений функциональных групп и подгрупп, дополнительно включенных в структуру поликлиники, определяется заданием на проектирование. Площадь этих помещений следует принимать в соответствии с МГСН 4.12-97 и Пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
8.8. Изменение (уменьшение, дополнение) состава помещений в функциональных группах и подгруппах, предусмотренных стандартизированными Программами, возможно за счет:
— численности кабинетов участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров;
— численности базовых кабинетов врачебного приема;
— изменения состава помещений отделения физиотерапии и ЛФК, кабинетов функциональной и лучевой диагностики, а также служебно-бытовых помещений.
8.9. Численность кабинетов участковых врачей определяется по расчету (п. 6.5. настоящих Рекомендаций) и зависит от количества врачебных участков, определяемого на основе численности обслуживаемого населения.
В Москве наблюдается снижение численности населения на 1 врачебный участок. Так, в отдельных поликлиниках для взрослых он колеблется в пределах 1600-1700 человек, а в детских поликлиниках 600-800 человек.
При формировании целевой Программы заданием на проектирование уточняется количество обслуживаемого населения и соответствующим расчетом количество кабинетов участковых врачей.
8.10. Количество базовых кабинетов врачебного приема, предусмотренное в стандартизированных программах, в отдельных случаях по заданию на проектирование может быть увеличено. Эти кабинеты рассматриваются как резервные для использования их в зависимости от наличия штатных должностей врачей по узким специальностям (аллерголог, пульмонолог, гематолог и др.).
8.11. Допускается по заданию на проектирование уменьшение состава помещений отделения физиотерапии и ЛФК, не исключая при этом основных кабинетов и помещений для этой функциональной подгруппы.
В стандартизированных программах состав помещений этой подгруппы обуславливается современной тенденцией развития восстановительного лечения и долечивания в рамках внебольничной помощи.
8.12. Количество помещений в отделениях функциональной и лучевой диагностики, предусмотренное в стандартизированных программах, может быть увеличено в соответствии с заданием на реконструкцию конкретного учреждения за счет введения современных методов диагностики (тепловидение, нагрузочные пробы, иридодиагностика и др.).
8.13. Площади помещений в реконструируемых зданиях устанавливаются заданием на проектирование.
Уменьшение площади помещений лечебного и диагностического назначения по сравнению со стандартизированными Программами не рекомендуется, так как в Программах они указаны по минимальным значениям. Исключение составляют помещения, где сокращение площади может быть обосновано габаритами используемых аппаратов и оборудования (процедурные рентгенодиагностических кабинетов и др.).
Увеличение площади лечебных и диагностических помещений допускается только при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Площадь служебно-бытовых помещений (конференц-зал, комната психологической разгрузки персонала, буфета и некоторых других) по заданию на проектирование может быть сокращена, но не ниже пределов, обеспечивающих их функциональную полноценность.
При корректировке численности кабинетов врачебного приема, функциональной диагностики, физиотерапии и ЛФК и других лечебно-диагностических кабинетов (помещений) следует провести перерасчет площади ожидальных и комнат отдыха по правилам, предусмотренным в Пособии по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
8.14. При изменении численности кабинетов врачебного приема следует откорректировать целевой показатель мощности поликлиники в соответствии с Методикой, изложенной в разделе 7 настоящих Рекомендаций.
8.15. Расчет величины дефицита рабочих площадей следует проводить, как для отдельных функциональных групп и подгрупп, так и для здания в целом, на основе структурного сопоставления рабочих площадей существующего здания и предусмотренных Программой на реконструкцию поликлиники.
8.16. Рабочие площади функциональных групп в действующих поликлиниках следует определять на основе данных типовых проектов, а также материалов Бюро технической инвентаризации, отражающих изменения в процессе эксплуатации здания.
8.17. Ориентировочные данные по величине дефицита площадей в отобранных типовых проектах по сравнению со стандартизированными Программами на реконструкцию приведены в таблице 7.
Таблица 7

^ Тип проекта Рабочая площадь, м2 Дефицит, м2
по программе по проекту
VII-40 4428 2376 2052
VII-70 5488 4186 1302
VII-42 2956 1384 1572
VII-71 3865 3466 399


8.18. Характер реконструктивных работ определяется величиной дефицита площадей, градостроительной ситуацией, наличием достаточного запаса прочности несущих конструкций реконструируемого здания и рядом других факторов.
Учитывая, что каждый из этих факторов индивидуален для конкретного здания поликлиники, характер реконструктивных работ следует определять по анализу всей совокупности указанных факторов. При этом возможны различные варианты реконструктивных преобразований, в том числе:
— надстройка (при затесненном участке и достаточном запасе прочности несущих конструкций);
— пристройка (при наличии свободной территории на участке или смежно с ним);
— надстройка и пристройка как смешанный вариант полноценного восполнения дефицита площадей.
8.19. Технологическое и инженерное оборудование реконструируемых зданий АПУ следует принимать в соответствии с требованиями МГСН 4.12-97 и Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
^

9. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИКЛИНИК

9.1. Модернизацию поликлиник (без изменения габаритов зданий), построенных по типовым проектам прежних лет, рекомендуется осуществлять следующим образом:
— с сокращением мощности (разуплотнение);
— с преобразованием в другие типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
9.2. Сокращение мощности поликлиники ведет к уменьшению численности обслуживаемого населения. Этот вариант модернизации приемлем для тех районов города, где произошло сокращение численности населения или имеется возможность нового строительства поликлиник с целью восполнения создавшегося в результате разуплотнения дефицита мощности.

Сокращенную мощность модернизируемых поликлиник рекомендуется принимать по таблице 8.
Таблица 8

Тип проекта Мощность, пос/см, не более
VII-40 360
VII-70 640
VII-42 140
VII-71 400


Состав и площади помещений поликлиник, модернизация зданий которых осуществляется с сокращением мощности, определяется заданием на проектирование с учетом положений, приведенных в разделе б настоящих Рекомендаций.
9.3. Преобразование поликлиник в другие типы ЛПУ рекомендуется проводить при наличии потребности в них обслуживаемого населения в тех районах города, где отсутствует дефицит мощности территориальных поликлиник. К таким учреждениям могут быть отнесены: поликлиника восстановительного лечения, стоматологическая поликлиника, женская консультация, диспансер и др. Этот вариант модернизации возможен при условии соответствия рабочих площадей зданий поликлиник и ЛПУ.
9.4. Технологическое и инженерное оборудование модернизируемых зданий АПУ следует принимать в соответствии с требованиями МГСН 4.12-97 и Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
^

10. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие документы:
10.1. Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
10.2. МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения».
10.3. Пособие к МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения». Выпуск 1. Общие положения. Стационарные учреждения: Основные положения. Приемные отделения.
10.4. СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
^

НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.04.98г. № 110
(Извлечение)
1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения
1.4.1. Амбулатория;
1.4.2. Косметологическая лечебница;
1.4.3. Линейная амбулатория на железнодорожном транспорте;
1.4.4. Поликлиники:
— восстановительного лечения
— городская*
— детская городская*
— детская стоматологическая
— консультативно-диагностическая
— на водном транспорте
— на железнодорожном транспорте
— стоматологическая физиотерапевтическая
— центральная районная;
________________
* Включают территориальные поликлиники окружного подчинения и поликлиники городского подчинения.
1.4.5. Фельдшерско-акушерский пункт;
1.4.6. Центры:
— восстановительного лечения для детей
— диагностический
— консультативно-диагностический для детей
— лечебной физкультуры и спортивной медицины патологии речи и нейрореабилитации
— реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с детским церебральным параличом.
^

ПРИМЕР РАСЧЕТА СЕТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА*

_______________
* Для расчета использованы данные (1998г.) о состоянии сети АПУ и численности населения Северо-Восточного административного округа г. Москвы.
Исходные данные:
1. Численность населения округа составляет 1090,1 тысяч жителей, в том числе взрослого населения — 895,3 тыс. чел., детского населения — 194,8 тыс. чел.
2. Количество, мощность и объем выбытия фонда действующей сети амбулаторно-поликлинических учреждений:

^ Типы амбулаторно-поликлинических учреждений Количество Мощность, п/см (Мт) Объем выбытия фонда, п/см (Вт)
Территориальные поликлиники для взрослых 23 16661 469
Детские территориальные поликлиники 15 5070 110
Стоматологические поликлиники для взрослых 5 2147 0
Детские стоматологические поликлиники 3 900 0
Поликлиники восстановительного лечения 0 0 0
Примечания:
1. Мощность АПУ следует определять по данным их годовых отчетов (форма № 30 Госкомстата России).
2. Выбытию подлежит встроенный фонд территориальных поликлиник, а также здания с физическим износом 60 и более процентов.


Расчеты:
1. Определение потребности в АПУ:

^ Типы амбулаторно-поликлинических учреждений Численность обслуживаемого населения, тыс. чел. (Н) Типологический нормативно-расчетный показатель, п/см на 10 тыс. нас. (Ту) Потребность, п/см (Пт)
Территориальные поликлиники для взрослых 895,3 165,23 14793
Детские территориальные поликлиники 194,8 221,46 4314
Стоматологические поликлиники для взрослых 895,3 30,07 2692
Детские стоматологические поликлиники 194,8 35,73 696
Поликлиники восстановительного лечения 1090,1 2,89 315


2. Расчет дефицита и избытка мощности АПУ:

^ Типы амбулаторно-поликлинических учреждений Дефицит, п/см
Дт=Пт-Мт+Вт
Избыток, п/см
Ит=Мт-Пт-Вт
Территориальные поликлиники для взрослых 1399
Детские территориальные поликлиники 646
Стоматологические поликлиники для взрослых 545
Детские стоматологические поликлиники 204
Поликлиники восстановительного лечения 315


3. Варианты перспективного развития сети:

Дефицит Избыток
Воспроизводство мощности за счет нового строительства и (или) реконструкции амбулаторно-поликлинических учреждений. Реконструкция и (или) модернизация учреждений с целью их разуплотнения и приведения рабочих площадей к нормативному уровню.

Востребованные врачи и новейшее оборудование: какой будет детская поликлиника в Тропарево-Никулине

Новая детская поликлиника в районе Тропарево-Никулино должна принять первых пациентов в кратчайшие сроки. Ускорить открытие медицинского учреждения, которое в перспективе станет филиалом № 5 детской городской поликлиники № 131, поручил Сергей Собянин.

«Жители Тропарево-Никулина не раз обращались с просьбами построить новую детскую поликлинику, — отметил Мэр Москвы. — Стройка близка к завершению. Считаю, что надо быстрее оформлять документы, сдавать официально эту поликлинику, и надеюсь, что в течение через месяц-полтора она уже примет первых посетителей».

Тропарево-Никулино — один из наиболее активно развивающихся районов Западного округа. Там строятся жилые дома и растет численность населения. Сегодня в районе проживают более 19 тысяч детей. В основном они прикреплены к филиалу № 4 детской городской поликлиники № 131, расположенному по адресу: проспект Вернадского, дом 101, корпус 4.

Это типовое трехэтажное здание 1984 года постройки. Капитальный ремонт не проводился ни разу за все время его эксплуатации. В 2018 году во время текущего ремонта специалисты заменили лифты. Загрузка поликлиники превышает норму почти в 1,5 раза — 463 посещения в смену (при плановой мощности — 320 посещений в смену).

По словам Мэра Москвы, старое медучреждение по объемам и возможностям не отвечало современным требованиям. В связи с этим было принято решение о строительстве новой детской поликлиники в Тропарево-Никулине.

Шестиэтажное здание площадью 9,7 тысячи квадратных метров возводится по адресу: улица Академика Анохина, владение 40, корпус 2. Оно строится по индивидуальному проекту, на месте снесенного нежилого здания.

Открытие поликлиники запланировано в январе, уточнил руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев.

«В течение месяца, буквально до середины декабря, получим все документы, — сказал Андрей Бочкарев. — Коллеги из Департамента здравоохранения уже сейчас принимают все помещения, все оборудование и буквально в январе будут готовы к приему пациентов».

Новую поликлинику смогут посещать более 500 человек в смену. Ожидается, что большинство пациентов нового амбулаторного учреждения составят жители микрорайонов по четной стороне проспекта Вернадского.

Современное оборудование и комфорт

Фасады новой поликлиники выполнены из светлых материалов, имитирующих натуральный камень и дерево. В центре здания расположен атриум, который образует насыщенное светом пространство с первого по шестой этажи. Подобное архитектурное решение достаточно распространено для торговых центров и гостиниц класса люкс, но в практике строительства обычных городских поликлиник встречается едва ли не впервые.

«Сделали проект, уникальный даже для Москвы, здание с огромным холлом, который никогда практически не делали для детских поликлиник. Почти дворец, оснащенный всем необходимым оборудованием», — добавил Сергей Собянин.

В поликлинике будут вести прием врачи наиболее востребованных специальностей: педиатр, оториноларинголог, офтальмолог, невролог, детский хирург, ортопед. Оборудованы зал лечебной физкультуры, кабинеты ингаляционной терапии и электросветолечения, массажа и физиотерапии.

Предусмотрены кабинет забора крови, помещение для кормления и взвешивания грудных детей, доврачебного приема, кабинет вакцинации. Пройти необходимые обследования пациенты смогут в отделениях лучевой и функциональной диагностики.

Планировочное решение с атриумом позволило расположить кабинеты врачей с учетом ожидаемых потоков пациентов. Наиболее часто посещаемые специалисты и дежурные врачи будут работать на нижних этажах. Также здесь разместятся кабинеты забора крови и анализов. Остальные специалисты и административные кабинеты будут находиться на верхних этажах здания. Врачей рассадят по кабинетам таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения очередей и сделать ожидание приема комфортным.

Поликлиника будет оснащена современным медицинским оборудованием, включая рентген, флюорограф, аппараты ультразвукового исследования, физиотерапевтическое оборудование, электрокардиограф, электроэнцефа­лограф,

комплекс медицинских инструментов и приборов, которые используются в области оториноларингологии.

Для комфорта малышей и их родителей в поликлинике будут просторные и светлые помещения. На каждом этаже медучреждения предусмотрены санузлы, в том числе для маломобильных пациентов. В здании много открытых пространств, оборудованных удобными диванами и другой мебелью.

Комфортные условия созданы также для врачей и медицинских сестер. Пообщаться, перекусить или выпить чашку кофе можно в уютных комнатах и зонах для отдыха.

Предусмотрены две группы лифтов — для пациентов и персонала.

Строительство поликлиники завершено. Идет поставка мебели и оборудования.

Детская городская поликлиника № 131

Детская городская поликлиника № 131 была открыта в 1962 году. Главное здание находится по адресу: улица Раменки, дом 27.

В состав поликлиники входят четыре филиала (без учета новостройки на улице Академика Анохина, владение 40, корпус 2).

Общая площадь зданий — 12,7 тысячи квадратных метров.

Поликлиника обслуживает жителей районов Раменки, Проспект Вернадского, Очаково-Матвеев­ское, Тропарево-Никулино. Число прикрепленных детей в возрасте до 18 лет составляет 65,6 тысячи человек.

Общая фактическая мощность поликлиники составляет 1 600 посещений в смену.

Первичная медико-санитарная и специализиро­ванная помощь в детской городской поликлинике № 131 оказывается по 19 профилям: педиатрия, оториноларингология, невро­логия, детская хирургия, офтальмология, травмато­логия и ортопедия, детская урология, акушерство и гинекология, детская кардиология, пульмонология, гастро­энтерология, аллергология и иммунология, детская эндокринология и другие.

В поликлинике внедрен московский стандарт работы детских поликлиник. В распоряжении посетителей есть кулеры с питьевой водой, места отдыха с телевизорами, мягкими диванами и креслами, а также игровые комнаты для детей разного возраста и комнаты для кормления грудничков. Создана удобная система навигации — информационные панно и указатели на каждом этаже.

В поликлинику поставлено 25 единиц современного медицинского оборудования. Перечень включает электрокардиографы, системы ультразвуковой диагностики, оборудование для диагностики и лечения оториноларингологических заболеваний, офтальмологические комплексы и другие. Оснащение медицинского учреждения велось в рамках реализации программы модернизации московского здравоохранения, рассчитанной на срок с 2012 по 2019 год.

Сегодня в головном здании имеются рентген, восемь аппаратов для ультразвукового исследования (из них три — экспертного класса), четыре аппарата электрокардиографии, два аппарата электроэнцефалографии, лор-комбайн, офтальмо­логический комплекс.

Сергей Собянин: Москва запускает масштабную программу модернизации поликлиник Московский стандарт +: как изменятся городские поликлиники в ближайшие годы

Более 60 новых больниц и поликлиник

С 2011 года в Москве построили 61 объект здравоохранения, включая 27 поликлиник. В том числе с начала 2019 года введены в эксплуатацию пять объектов здравоохранения.

С 2020 по 2023 год планируется построить 32 поликлиники, 21 больничный корпус и пять подстанций скорой медицинской помощи.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *