Содержание
- Комитет по наблюдению за деятельностью издательств и распространением произведений печати при народном комиссариате внутренней торговли СССР
- Комитет по наблюдению за деятельностью издательств и распространением произведений печати при народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР
- Комитет по делам печати при народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР
- Государственное издательство иностранной литературы при СМ СССР
- Главное управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при СМ СССР
- Государственный комитет СМ СССР по печати
- Комитет по печати при Совете Министров СССР
- Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
- Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
- Государственный комитет СССР по печати
- Министерство информации и печати СССР
- Комитет делам печати при СНК РСФСР
- Объединение государственных издательств при СНК РСФСР
- Управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при СНК РСФСР
- Государственный комитет СМ РСФСР по печати
- Комитет по печати при СМ РСФСР
- Государственный комитет СМ РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
- Министерство печати и массовой информации РСФСР
- Министерство печати и информации РСФСР
- Министерство печати и информации Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по делам печати
- Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации
- Примечания
- Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
- Свобода печати и информации
- Право граждан на свободу мысли и слова
- Право граждан на свободу печати и информации
Новости медиасообщества
09 декабря
-
14:57
Игорь Игнатенко и Валентина Кобзарь стали лауреатами IV Литературной премии имени Леонида Завальнюка
В Благовещенске подвели итоги IV Литературной премии имени Леонида Завальнюка. В этот раз победителями премии стали известный амурский поэт Игорь Игнатенко и благовещенский журналист, писатель и краевед Валентина Кобзарь.
06 декабря
-
16:05
Медведев заявил, что использует интернет больше, чем телевидение
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что в силу специфики своей работы больше использует интернет, нежели телевидение, и выразил уверенность, что такие пропорции сохранятся и в будущем.
04 декабря
-
17:25
Премия имени Фазиля Искандера объявила лауреатов
В Большом зале столичной Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова объявили имена обладателей Международной литературной премии имени Фазиля Искандера за 2019 год.
03 декабря
-
12:08
«Цифровизация» ТВ за 10 лет: диджитал-летопись создания цифровой телерадиосети в России
К 10-летию со дня подписания федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» Россия завершила все мероприятия по переводу телевизионного вещания с аналогового на цифровой формат. События этого стремительно пролетевшего десятилетия сохранит диджитал-летопись 5040.tv.
02 декабря
-
16:40
Вышло третье издание энциклопедии «Русский язык»
Третье издание вышло под редакцией академика Александра Молдована. Оно продолжает традицию энциклопедического представления основных сведений о состоянии русского языка и различных аспектах его научного изучения.
-
14:22
В Москве состоялось вручение литературной премии «Наследие» за 2019 год
1 декабря 2019 года в Центральном Доме литераторов состоялось вручение литературной премии «Наследие» за 2019 год. В торжественной церемонии приняла участие глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна.
29 ноября
-
15:37
Константин Носков подвел итоги первого года реализации нацпрограммы «Цифровая экономика»
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков принял участие в панельной дискуссии конференции TAdviser Summit. Глава Минкомсвязи рассказал о результатах первого года исполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
>Список министров печати России
Комитет по наблюдению за деятельностью издательств и распространением произведений печати при народном комиссариате внутренней торговли СССР
Образован 6 мая 1925 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР.
|
|
|
---|---|---|
(1883-1959) |
|
|
Реорганизован 18 ноября 1925 года.
Комитет по наблюдению за деятельностью издательств и распространением произведений печати при народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР
Образован 18 ноября 1925 года при реорганизации Наркомата торговли СССР.
|
|
|
---|---|---|
(1883-1959) |
|
|
Комитет по делам печати при народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР
|
|
|
---|---|---|
(1883-1959) |
|
|
(1887-1955) |
|
|
(1893-1938) |
|
|
(18**-19**) 1-ый зам |
|
|
Упразднён 7 января 1931 года, функции переданы в ОГИЗ СССР.
Государственное издательство иностранной литературы при СМ СССР
Образовано 4 мая 1946 года.
|
|
|
---|---|---|
(1917-1974) |
|
|
(19**-19**) |
25 ноября 1947 |
6 февраля 1949 |
Упразднён 6 февраля 1949 года, вошёл в состав Главного управления по делам полиграфической промышленности при СМ СССР.
Объединение государственных издательств при СМ СССР
Выделено 9 октября 1946 года из Государственного издательства иностранной литературы при СМ СССР.
|
|
|
---|---|---|
(1899-1968) |
|
|
(1904-1974) |
|
|
Упразднён 6 февраля 1949 года.
Главное управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при СМ СССР
|
|
|
---|---|---|
(1907-1984) |
|
|
Упразднено 15 марта 1953 года, функции преданы в созданное Министерство культуры СССР, в Главное управление издательств, полиграфии и книжной торговли.
Государственный комитет СМ СССР по печати
Образован 10 августа 1963 года.
|
|
|
---|---|---|
(1913-1992) |
|
|
9 октября 1965 года преобразован в Комитет по печати при Совете Министров СССР, председатель которого не входил в состав СМ СССР.
Комитет по печати при Совете Министров СССР
Образован 9 октября 1965 года на базе Государственного комитета СМ СССР по печати.
|
|
|
---|---|---|
(1906-1982) |
|
|
(1923-2004) |
|
|
1 августа 1972 года преобразован в Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
Образован 1 августа 1972 года на базе Комитета по печати при СМ СССР.
|
|
|
---|---|---|
(1923-2004) |
|
|
5 июля 1978 года преобразован в Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
Образован 5 июля 1978 года на базе Государственного комитета СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
|
|
|
---|---|---|
(1923-2004) |
|
|
(р. 1933) |
|
|
(р. 1929) |
|
|
27 июня 1989 года преобразован в Государственный комитет СССР по печати.
Государственный комитет СССР по печати
Образован 27 июня 1989 года на базе Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
|
|
|
---|---|---|
(р. 1932) |
|
|
(р. 1929) |
|
|
1 апреля 1991 года преобразован в Министерство информации и печати СССР.
Министерство информации и печати СССР
Образовано 1 апреля 1991 года на базе Государственного комитета СССР по печати. Ему же переданы функции упразднённого Главного управления по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации.
|
|
|
---|---|---|
(р. 1929) |
и. о. 28 августа 1991 |
26 ноября 1991 |
Упразднено c 1 декабря 1991 на основании Постановления Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 года.
Комитет делам печати при СНК РСФСР
|
|
|
---|---|---|
(1895-1937) |
|
|
(1895-1938) |
|
|
Упразднён 10 июня 1933 года.
Объединение государственных издательств при СНК РСФСР
|
|
|
---|---|---|
(1899-1968) |
|
|
Упразднено 9 октября 1946 года, функции переданы в ОГИЗ при СМ СССР.
Управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при СНК РСФСР
|
|
|
---|---|---|
(19**-19**) |
|
|
Упразднено 1 апреля 1953 года, функции переданы в созданное Министерство культуры РСФСР.
Государственный комитет СМ РСФСР по печати
|
|
|
---|---|---|
(1923-2004) |
|
|
14 декабря 1965 года исключён из состава СМ РСФСР.
Комитет по печати при СМ РСФСР
|
|
|
---|---|---|
(1915-1981) |
|
|
(1923-19**) |
|
|
22 августа 1972 преобразован в Государственный комитет СМ РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
Государственный комитет СМ РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
|
|
|
---|---|---|
(19**-19**) |
|
|
Преобразован в Государственный комитет РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
Министерство печати и массовой информации РСФСР
Образовано 14 июля 1990 года (Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-I).
|
|
|
---|---|---|
(р. 1939) |
|
|
Упразднено 28 ноября 1991 года. На его базе создано Министерство печати и информации РСФСР.
Министерство печати и информации РСФСР
Образовано 28 ноября 1991 года на базе упразднённого Министерства печати и массовой информации РСФСР (Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года № 242).
|
|
|
---|---|---|
(р. 1939) |
|
|
25 декабря 1991 Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию (РФ). 21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР, которые вступили в силу 16 мая 1992 года.
Министерство печати и информации Российской Федерации
|
|
|
---|---|---|
(р. 1939) |
|
|
(р. 1949) |
|
|
(р. 1945) |
|
|
22 декабря 1993 года ликвидировано. На его базе образованы Государственный комитет РФ по делам печати и Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию.
Государственный комитет Российской Федерации по делам печати
Образован 22 декабря 1993 года на базе Министерства печати и информации РФ.
|
|
|
---|---|---|
(р. 1951) |
|
|
(р. 1947) |
|
|
(р. 1949) |
|
|
(р. 1934) |
|
|
6 июля 1999 года ликвидирован. На его базе образовано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ.
Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Образовано 6 июля 1999 года на базе Государственного комитета РФ по делам печати и Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию.
|
|
|
---|---|---|
(1958-2015) |
|
|
Упразднено 9 марта 2004 года.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации
Образовано 9 марта 2004 года на базе упразднённого Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ.
|
|
|
---|---|---|
(р. 1964) |
|
|
Примечания
- Декрет СНК РСФСР «Об утверждении Положения о Комитете по регулированию коммерческой деятельности издательств и наблюдению за распространением произведений печати» от 29.10.1925
- Постановление ЦИК СССР, СНК СССР «Об образовании Народного Комиссариата Внешней и Внутренней Торговли СССР» от 18.11.1925
- Постановление СНК СССР «О реорганизации планирования и регулирования печати» от 07.01.1931 № 21
- Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР. Путеводитель. Том 3. 1997. — Москва: Государственный архив Российской Федерации по истории СССР, 1997.
- 1 2 Постановление Верховного Совета СССР от 28 августа 1991 г. № 2366-I «Об освобождении Павлова В. С. от обязанностей Премьер-министра СССР». Согласно части 2 статьи 13 закона СССР «О Кабинете Министров СССР» отставка Премьер-министра влекла за собой отставку Кабинета Министров в полном составе. Согласно части 3 статьи 13 закона СССР «О Кабинете Министров СССР» члены правительства (включая и Ненашева) продолжили работать в ранге и. о.
- Указ Президента СССР от 26 ноября 1991 г. N УП-2884 «О членах бывшего Кабинета Министров СССР»
- 1 2 Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1990 года по заявлению Совета Министров РСФСР
- Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года № 2094-I «Об изменении названия государства „Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика“» Архивировано 20 мая 2009 года. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 2. — ст. 62. Данный закон вступил в силу с момента принятия, но первоначально опубликован был 6 января 1992 года (в Российской газете).
- Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 20. — ст. 1084. Данный закон вступил в силу с момента опубликования в «Российской газете» 16 мая 1992 года.
- Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» от 22 декабря 1993 года № 2255
- Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» от 6 июля 1999 года № 885
- Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314
- Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник /Сост. В. И. Ивкин. — М., 1999. — ISBN 5-8243-0014-3
Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Смотреть что такое «Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций» в других словарях:
-
Список заместителей министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций — В статье представлен список заместителей Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего постановления или… … Википедия
-
Министерством России по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) федеральное агентство в структуре правительства России, подчиненное Министерству культуры и массовых коммуникаций. Образовано в ходе административной реформы 2004 года на базе… … Википедия
-
Список заместителей министра Российской Федерации по делам печати — Список заместителей министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций В статье представлен список заместителей Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых… … Википедия
-
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — в соответствии с Указом Президента РФ О системе федеральных органов исполнительной власти от 14 августа 1996 г. это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере… … Энциклопедический словарь конституционного права
-
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство культуры. Эмблема Министерства культуры и массовых коммуникаций Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральное министерство в 2004 2008 гг.,… … Википедия
-
Министерство культуры и массовых коммуникаций — Эмблема Министерства культуры и массовых коммуникаций Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральное министерство в 2004 2008 гг., осуществлявшее функции по выработке государственной политики и нормативно… … Википедия
-
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ — Эмблема Министерства культуры и массовых коммуникаций Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральное министерство в 2004 2008 гг., осуществлявшее функции по выработке государственной политики и нормативно… … Википедия
-
Министерство культуры и массовых коммуникаций России — Эмблема Министерства культуры и массовых коммуникаций Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральное министерство в 2004 2008 гг., осуществлявшее функции по выработке государственной политики и нормативно… … Википедия
-
Государственный комитет Российской Федерации по печати — У этого термина существуют и другие значения, см. Госкомпечать. Государственный комитет Российской Федерации по печати (Госкомпечать) федеральный орган исполнительной власти России в 1993 1999 годах. До 1996 года именовался Комитетом… … Википедия
-
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) федеральное агентство в структуре правительства России, подчиненное Министерству культуры и массовых коммуникаций. Образовано в ходе административной реформы 2004 года на базе… … Википедия
Свобода печати и информации
Свобода печати и информации — коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждого человека — залог экономического и культурного прогресса.
Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также общественные организации обязаны представлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной. Закон РФ «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение имеет массовая информация, которая реализуется через информационные агентства и различные СМИ — газеты, журналы и т. д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания, деятельности и ликвидации. Средства массовой информации часто досаждают правительствам, находятся на острие политической борьбы в обществе, но демократическое государство не может позволить себе избавиться от этого «досадного» фактора, оно ищет поддержки своей политики со стороны общественного мнения не путем запретов, а аргументируя свою позицию в СМИ и официальных изданиях, но никогда не пытается ликвидировать свободную оппозиционную печать, что ведет к гибели самой демократии.
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев), органами государственной власти и местного самоуправления газет и других СМИ, распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом, они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.
Согласно Конституции цензура (этот страшный бич прошлых лет) запрещается. Ни в редакциях СМИ (в том числе правительственных), ни в каком-либо государственном органе не может быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.
Редакция любого СМИ не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Конституционный Суд РФ в определении от 9 ноября 2010 г., поддержав указанную норму, указал, что возложение на редакцию таких обязанностей могло бы создать затруднения в ее нормальной работе и препятствовать надлежащему выполнению поставленных перед ней задач по производству и выпуску СМИ, а потому разрешение вопроса о характере реагирования на поступающие обращения граждан (оставить без ответа, ответить либо переслать по подведомственности) оставлено законодателем на ее собственное усмотрение.
Конкретные гарантии свободы СМИ содержатся в Законе РФ «О средствах массовой информации» (в редакции от 15 июля 2016 г.). Под средствами массовой информации Закон понимает периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмму, радиопрограмму, видеопрограмму, ки-нохроникальную программу, иную форму распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации и обеспечения населения социально значимой информацией Президент РФ утверждает перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, радиоканалов, распространяемых для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей. К общедоступным каналам относятся телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания. Вещателям теле- и радиоканалов выдается универсальная лицензия.
Законом установлено, что государственные органы и общественные объединения обязаны представлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций и в других формах. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности СМИ (например, незаконное запрещение или приостановление) влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законом. Установлены порядок создания и регистрации СМИ, а также основания для отказа в регистрации или для ликвидации. Деятельность СМИ, в частности, может быть прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В последние годы был введен ряд ограничений деятельности СМИ в целях противодействия терроризму.
Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание, в частности, предусматривают, что иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм. Установлено, что доля иностранного капитала в радио-, теле- и печатных СМИ не должна превышать 20%. Редакции СМИ, вещатели и издатели обязаны предоставлять информацию о получении денежных средств от иностранных источников.
Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которого охватывает половину и более субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации.
Не вмешиваясь в деятельность независимых (частных) СМИ, государство в то же время регламентирует государственные СМИ.
На них, разумеется, распространяются все гарантии свободы печати, но государство вправе требовать от них освещения деятельности органов государственной власти. С этой целью в январе 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ныне действует в редакции от 12 марта 2014 г.). Закон устанавливает, что государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ и других органов, включать информационно-просветительные программы с соблюдением определенных требований (например, не прерывать официальные сообщения рекламой). Однако любые решения государственных органов на этот счет могут быть обжалованы в суд.
Ограничительные акции (юридические и фактические) Российского государства в отношении СМИ применяются намного реже, чем в развитых зарубежных странах. Практически не встречаются случаи конфискации печатных изданий, редко кто-либо привлекается к ответственности за клевету и подстрекательские высказывания. Приостановление деятельности некоторых оппозиционных органов печати во время конституционного кризиса (октябрь 1993 г.) было быстро отменено.
В России сравнительно безболезненно, хотя и с конфликтами, прошло разгосударствление прессы. В настоящее время примерно 90% СМИ негосударственные. Согласно Закону федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ не могут быть учредителями периодического печатного издания, за исключением издания, публикующего только официальные сообщения и материалы. Проведено акционирование государственного телевидения.
Злоупотребления свободой печати наносят большой урон обществу и самой этой свободе. Они ведут к дестабилизации обстановки, нарушению общественного согласия, столь необходимого в трудный период проведения глубоких общественных реформ. Между тем плюрализм мнений не должен вести к таким последствиям, ибо это открывает путь к авторитаризму. Поэтому предотвращение (только на основе закона и судебных решений) злоупотреблений является необходимым условием существования свободы печати. Чтобы предотвратить злоупотребление свободой печати, затрагивающей интересы детей, законодательством принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 29 июня 2016 г.). Закон требует проведения экспертизы информационной продукции, предназначенной для детей. Специально указывается о защите от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции от 1 мая 2017 г.) закрепляет свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, устанавливает, что ограничение доступа к информации возможно только федеральными законами. Граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в соответствии с законом, а также требовать от государственных органов и должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы. Запрещается требовать от гражданина представления информации о его частной жизни, личной или семейной тайне, получать такую информацию помимо его воли. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, представления, распространения и иных неправомерных действий.
Федеральный закон устанавливает порядок организации доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных. Нарушителей включают (по суду) в специальный реестр, и любой субъект персональных данных вправе потребовать принятия мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства. Существенные ограничения введены для владельцев сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет (блогеров), которые обязаны не допускать использования сайта в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призывов к террористической деятельности, а также для пропаганды порнографии, способов и методов разработки, изготовления и использования наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости, употребления нецензурной брани, обязаны соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством, и проч. Организатор распространения информации в сети Интернет обязан хранить информацию, установленную законом, и представлять ее органам по оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.
Закрепляя свободу получения и распространения информации любым законным способом, Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) указывает на определенное препятствие: необходимость соблюдать государственную тайну. Но перечень сведений, составляющих государственную тайну, должен определяться федеральным законом. Это означает, что никто не вправе произвольно определять секретность той или иной информации, ограничивая тем самым конституционную свободу. Реализация требования ч. 4 ст. 29 Конституции обеспечивается Законом РФ «О государственной тайне», в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении по делу В. А. Смирнова от 20 декабря 1995 г. о проверке конституционности ряда положений Уголовного кодекса, в том числе связанных с разглашением государственной тайны, отметил, что гарантированные в ст. 29 Конституции РФ свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, государство вправе относить те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности, распространение которых может нанести ущерб обороне страны и безопасности государства, к государственной тайне. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. Однако, подчеркнул Суд, в силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Таким образом, установление уголовной ответственности за выдачу государственной или военной тайны иностранному государству не противоречит Конституции РФ.
Право граждан на свободу мысли и слова
Статью 29 ч.1 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанна, как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.
Право граждан на свободу печати и информации
Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ст29 ч.4 Конституции РФ, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение государства не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.
Особое значение имеют массовая информация, которая реализуется через информационные агентства и различные средства массовой информации(СМИ) — газеты, журналы т.д.Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение, порядок создания ,деятельности и ликвидации.
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом(включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственной тайны. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким либо государственным органом(например, с Государственным комитетом РФ по печати),они вправе отбирать информацию предоставляемую им от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.
В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию. Часть пятая ст29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». Ни в каких редакциях СМИ (в том числе и правительственных,) ни в каком -либо государственном органе не может быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.
Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан.
Конкретные гарантии свободы средств массовой информации содержаться в Законе о средствах массовой информации(в редакции от 5 августа 2000г.).Так, установлено, что государственные органы и общественные объединения обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций и других формах. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности СМИ(например, незаконное прекращение или приостановление)влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законом. Установленный порядок создания и регистрации СМИ, а также основания для отказа в регистрации или в ликвидации. Такие суровые санкции возможны только по решению суда.
В январе 1995г. был принят Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Закон устанавливает что, государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства РФ и других органов, включать программы с соблюдением определенных требований(например, не прерывать официальные сообщения рекламой). Из того же Закона следует что, федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ не могут быть учредителями периодического печатного издания, за исключением печатного издания, публикующего только официальные сообщения и материалы. Проведено акционирование государственного телевидения.
Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995г. призван защищать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах, он вводит порядок правовой защиты информации, не допускает сбор ,хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающую личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основания судебного решения.(ст11).Закон предусматривает меры против хищения и поделки информации, несанкционированных действий по уничтожению, искажению и копирования информации, устанавливая тем самым правовой режим ее защиты в интересах физических и юридических лиц, государства.
Закрепляя свободу получения и распространения информации любым законным способом, Конституция РФ(ч.4 ст.29) указывает на определенное препятствие: необходимость соблюдать государственную тайну. Но перечень сведений, составляющих государственную тайну, должен определяться федеральным законом. Это значит, что никто не вправе произвольно определять секретность той или иной информации, ограничивая тем самым конституционную свободу. Реализация требований ч.4 ст.29 Конституция обеспечивается Законом РФ “О государственной тайне”(в редакции от 6 октября 1997г.),в котором определенно понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ(в редакции от24 июля 1998г.).