Организационное руководство

Смотреть что такое «Организационное руководство» в других словарях:

  • Руководство — Руководство: Руководство контроль поведения других людей (см. Власть). Руководство набор правил для осуществления или использования чего либо (см. Инструкция). См. также Руководство пользователя Организационное руководство Руководство … Википедия

  • Организационное обеспечение технологического процесса проектирования — 1. Комплекс работ по установлению и описанию состава и последовательности проведения проектных работ, форм и методов управления технологическим процессом, контроля его выполнения, а также форм и методов нормирования технологического процесса… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • организационное представление (вид) — 3.52 организационное представление (вид) (organization view): Вид модели предприятия, обеспечивающий представление и изменение организационной структуры и структуры принятия решений на предприятии, а также обязанностей и прав сотрудников и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство — Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 54136-2010: Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов, структура и словарь — Терминология ГОСТ Р 54136 2010: Системы промышленной автоматизации и интеграция. Руководство по применению стандартов, структура и словарь оригинал документа: 4.1 абстрактная деталь (abstract part): Деталь, которая определена только своей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Министерство юстиции СССР — (Минюст СССР) существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных правовых актов в СССР … Википедия

  • Минюст СССР — Министерство юстиции СССР (Минюст СССР) существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных… … Википедия

  • Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

  • Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия

  • Политотдел — У этого термина существуют и другие значения, см. Политотдел (значения) … Википедия

Методическое обеспечение и методическое руководство

Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство — это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции — информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции — прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один — это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.

Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.

Методическое обеспечение деятельности учреждений культуры в современных условиях

Метод – способ достижения цели, решения конкретных задач или – совокупность приёмов, операций практического освоения действительности. В СКД – метод –это способ или совокупность способов и приёмов воздействия на участников СКД через конкретные формы. Методология–учение о структуре, организации, методах и средствах СКД. Методика СКД – это механизмом реализации методов СКД. Предметомметодического обеспечения СКД является методика СКД, основу которой составляют цели, содержание, средства, методы и формы работы. Носителем методических идей является методист: он является субъектом методической деятельности, а объектом в этом процессе – практики СКД.

Задачи методического обеспечения:

1. Постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение инновационного опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных новаций в области СКД. Формами распространения инновационного опыта являются: обучение в вузах и др. специальных учебных заведениях. Обучение на курсах повышения квалификации. Семинары. Научно-практические и научно-методические конференции. Консультации. Выезды методистов на место. Издание информационных материалов, методических разработок и т. п. Использование местной печати, радио, телевидения. Использование специализированных журналов по СКД.

2.Создание системы повышения квалификации работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приёмов и методов СКД. Специфика учебного процесса в системе повы­шения квалификации заклю­чается в: разноплановом составе обучающихся (по образованию, зани­маемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовлен­ности, условиям работы); методике преподавания (акцент на активные формы обучения); привлечении для проведения занятий опытных практических ра­ботников; актуальности учебных планов и программ.

3.Внедрение системы информационного обеспечения учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене инновационными методиками между учреждениями культуры.Информационное обеспечение – это планомерное предоставление информации, отвечающей потребностям специалис­тов, практиков для решения конкретных задач. Структура органов научной информации по культуре и искусству. На верхней ступени находится центральный от­раслевой орган информации – Научный информационный центр Росинформкультура, который входит в структуру Российской госу­дарственной библиотеки (г. Москва). Создан в 1972 г. и имеет комплексные информационные ресурсы по культуре и искусству, представленные как в традиционной форме в виде серий библиографических указателей новой литературы, научных сборников, дайджестов, журнала «Обсерватория культуры», так и в электронной форме в виде баз данных, электронных публикаций, электронного каталога, Интернет-ресурсов. Эти информационные ресурсы создаются на основе поступлений в РГБ и ряда других крупнейших библиотек. Следующим звеном отраслевой информационной системы являются региональные специализированные информационные центры, работающие на базе областных научных библиотек. Третьим звеном являются отделы научной информации предприятий, организаций и уч­реждений культуры и искусства.

4. Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы, инновационных методик организации и осуществления социально-культурных программ. Практическая помощь учреждениям культуры осуществляется посредством консультирования (устного и письменного) и подготовка методических изданий (методических, инструктивно-методических, учебно-методических, информационных пособий), в которых раскрывается методика решения поставленных задач, даются рекомендации, с помощью каких приёмов, методов или способов решается та или иная задача, а также в приложениях могут быть: сценарии или сценарные планы, эскизы художественного оформления, фактический материал в виде таблиц, цифр, фактов, плакатов, афиш; репертуар коллективов художественной самодеятельности, программы, планы работы, библиографические указатели и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – новый этап развития научно-методической деятельности. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности в СКД. Главная цель методической работы (как говорилось выше) — это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Метод-е руководство возникло для регулирования и стремления ВЫРОВНЯТЬ разрыв между теорией и практикой, между уровнем развития методик и развитием (с другой стороны) передовых методик. НО метод руководство, в отличии от административного носит рекомендательный, консультативный, совещательный характер (Крупская). ЗНАЧЕНИЕ МО в СКД усиливается в связи с современными преобразованиями в общ-ве, обостряется конкуренция среди УК (коммерч, некоммерч), оно повышает внимание к КАЧЕСТВУ оказываемых услуг. МЕТОД – способ действовать, поступать, воздействовать, внушать. Это система практических способов осуществления чего-либо. МЕТОД с т.з. науки – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ. МЕТОД с т.з. практики – ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ. МЕТОДИКА – совокупность методов ч-л, практического выполнения ч-л. МЕТОДИЧЕСКИЙ – строго последовательный, систематический, точно следующий плану. МЕТОДИСТ – специалист по практическому выполнению ч-л, использует систему практических способов для осуществления ч-л. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, менеджеры-специалисты, которые организуют МО, изучают, пропагандируют, распространяют и внедряют опыт в практику. Объекты МО – общество, человек, специалисты УК, на которых влияют субъекты и УК. МЕТОДИКИ – механизмы реализации теории в практику. МЕТОДОЛОГИЯ – учение о структуре, логической организации, средствах деятельности.

Сущность метод. обесп-я заключ-ся в сокращении разрыва между проектируемой КДД и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи УК. Сущностное назначение метод. обеспеч-я — в анализе, поиске передовых, наиболее эффект-х методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных вариантов в условиях КДД. Методическое обеспечение СКД можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.

Назнач-е метод.об-я -в анализе, поиске передовых, наиб. эфф-х методик, их апробировании, а также внедр.новых,наиб оптим-х в конкр-х усл-х КДД,в корректир-ии социок-й деят-ти. Метод. Об-е -1)упорядоч-е метод.деят-ти УК,2)взаимосвязь УК региона,области.

Методы работы, использ-е метод-ми в УК:1.анализ отчетов УК и др.докумен-и 2.беседы с раб-ми УК,3.беседы с посетитУК,4.личное набл-е. Виды и формы деят-ти:1.изуч-е,обобщ-е,внедр.опыта работы УК,2.регул-е информир-е о новом в КДД,3.самостоят-я разр-ка новых форм и методов КДД в конкр.усл-х 4.внедрение метод.разр-к в практику УК,5.проведение семинаров для повыш. квалиф. раб-в УК,6.использ.и внедр.иссл-й в КДД.,7.изуч.запросов и интер-в разл. групп насел.(опросы,анкетир-е,беседы,фокус-группы).

ТО Сегодня благодаря метод-м службам можно разраб-ть и реал-ть важные социокультурные проекты, гранты, которые могут быть экономически выгодными и способны принести пользу общ-ву в соврем.рын-х усл-х .

К сожалению, метод-е службы на местах иногда возглавляют случайные люди, происходит частая смена рук-лей, текучесть кадров. Это негативно сказывается на работе клубов, их дальнейшем развитии, деят-ти всего культурно-досугового комплекса. Поэтому очень важно, чтобы в этих структурах работали квалифиц-е, грамотные менеджеры и специалисты.

.. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..

Организационно-методическое руководство работой кабинетов охраны труда в отрасли

Сущность организационно-методического руководства излагается ниже.
1. Для методического руководства и контроля за работой кабинетов охраны труда в отрасли работниками министерства (ведомства) организуется центральный (базовый) кабинет охраны труда.
2. Центральный (базовый) кабинет охраны труда организуют при научно-исследовательском институте, крупном предприятии или другой организации, располагающей необходимыми кадрами и материально-технической базой.
3. Общее руководство работой центрального (базового) кабинета охраны труда осуществляют специалисты отдела охраны труда министерства (ведомства).

4. Работа центрального (базового) кабинета охраны труда состоит в следующем: а) разработка предложений по совершенствованию организационной и методической работы кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли;
б) распространение передового опыта предприятий по предупреждению несчастных случаев, методов и форм пропаганды и обучения, в том числе программированного;
в) систематическая информация предприятий о новых средствах пропаганды и обучения, методических рекомендациях и других материалах, необходимых для работы кабинетов; г) проведение отраслевых совещаний, семинаров с руководящими и инженерно-техническими работниками, с общественными инспекторами по охране труда; д) организации тематических и передвижных выставок, на которых пропагандируется передовой опыт предприятий, цехов, участков по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; е) обеспечение кабинетов охраны труда предприятий отрасли наглядными, печатными, техническими и другими средствами пропаганды и обучения по вопросам охраны труда; ж) осуществление периодического контроля за работой и оборудованием кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли, а также за эффективностью проведения обучения и пропаганды; з) организация и проведение смотров-конкурсов работы кабинетов охраны труда на предприятиях отрасли.
5. Работа центрального (базового) кабинета охраны труда осуществляется в соответствии с перспективным и годовым планами, утвержденными отделом охраны труда министерства (ведомства) по согласованию с ЦК профсоюза.
6. В центральном (базовом) кабинете охраны труда, оборудованном на предприятии, проводится также работа, предусмотренная п. 5 раздела I настоящего Положения.

Методическое обеспечение и методическое руководство культурно-досуговой деятельности

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Общие термины
    • 1.1 Термины «метод» и «методика»
      • 1.2 Методическое обеспечение и методическое руководство
  • Глава 2. Сущность методического обеспечения
    • Заключение
    • Список использованной литературы.
    • Введение
    • В условиях становления современного информационного общества, в новой социально-культурной и экономической ситуации в решении профессиональных задач и проблем важное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной деятельности.
    • В настоящее время кадровая политика социально-культурной сфере должна быть направлена не только на подготовку в рамках системы образования компетентных высококвалифицированных специалистов, но и на сохранение и развитие отраслевого профессионального потенциала, обеспечение его соответствия требованиям, которые выдвигаются к нему формирующимся информационным обществом.
    • В свою очередь решение этой задачи предусматривает формирование соответствующей инфраструктуры, все более заметную роль, в которой начинает играть система методического обеспечения. Зародившись в рамках системы методического руководства отраслью, как ее функция по информационно-методическому обслуживанию, в современных условиях, когда система методического руководства утратила свою значимость: где-то полностью разрушена, где-то присутствует в прежнем формате, и преобладают разработанные еще в советский период формы и методы, информационно-методическое обеспечение выдвинулось на первый план, как самостоятельное направление работы.
    • В данной работе поставлена цель выявить сущность методического обеспечения и его отличия от методического руководства. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
    • — дать определение терминам методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение;
    • — определить предмет методической деятельности;
    • — выявить основные функции методического обеспечения.
    • Глава 1. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Общие термины
    • 1.1 Термины «метод» и «методика»
    • Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение, методическая работа — понятия, с которыми связана любая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
    • Для дальнейшего рассмотрения темы дадим определения терминам «метод» и «методика», которые является ключевыми во всех остальных понятиях.
    • Метод — это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решении конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала. В своем общем значении метод — способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Например, экспериментальный метод представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, которая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой — на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др.
    • Методика — определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса). Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам. Определённая область знаний, отрасль науки (в педагогической науке — методика воспитания). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания).
    • Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области эстетического воспитания.
    • Методика — это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего, социально-психологические.
    • Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики. Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой деятельности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позволяет в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности.
    • 1.2 Методическое обеспечение и методическое руководство
    • Понятие “методическое обеспечение” выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение — новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение — это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство — это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции — информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции — прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один — это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.

Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.

Глава 2. Сущность методического обеспечения

Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание “сервисных” условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.

Главная цель методической работы — это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала и компетентности, а конечная цель методического обеспечения — оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:

· нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

· совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

· информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

· повышение уровня профессионализма;

· ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;

· совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

· обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

· поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

· организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

· организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

· внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как:

· согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности

· сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

· способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

· организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

· создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Таким образом, было дано общее представление о методической работе как объекте управления. Теперь можно рассмотреть сущность и функции методической работы в учреждении культуры.

Из изложенного выше материала следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.

Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.

Функции методической работы в учреждении культуры

Осуществление связи с “внешней средой”

— осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры;

— внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики;

— трансляция лучшего опыта специалистов учреждений.

Повышение эффективности деятельности коллектива

— диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников;

— выявление, обобщение и распространение передового опыта;

— стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников;

— развитие экспериментальной работы.

Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей

— диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя;

— развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей;

— повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности;

— формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности;

— повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Опираясь на иерархию менеджмента можно выделить следующие уровни управления методической работой:

Стратегический уровень — определение целей системы методической работы в целом и координация деятельности учреждений культуры.

Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов РФ, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами повышения квалификации; научно-методическими центрами, кабинетами.

Тактический уровень — управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.

Оперативный уровень — непосредственное управление методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений. методическое обеспечение руководство обеспечение

Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:

— Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.

— Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.

— Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.

— Проектировочные: участие в разработке программ, проектов.

— Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.

— Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.

— Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.

Заключение

Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении — это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.

Деятельность учреждений социально-культурной сферы в современных условиях должна совершенствоваться. И это во многом связано с методическим обеспечением их работы, а также методического руководства, как организации процесса оснащении различными материалами. Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности.

Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область социально-культурной деятельности.

Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

Список использованной литературы

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. — М.: МГУК, 1998.

2. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.

3. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. — М., 1998.

4. Чижиков В.И. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК, 1991.

Размещено на Allbest.ru

Методическая деятельность (стр. 1 из 16)

Лекция 1. Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей

1. Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей.

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты , профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.

Основные виды методической деятельности:

— самообразование,

— методическое исследование,

— описание и обобщение передового опыта,

— создание методической продукции,

— обучение педагогических кадров, методическое руководство,

— методическая помощь,

— методическая коррекция.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения .

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности , методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

2. Методическая служба учреждений дополнительного образования

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.

Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город.

Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.

В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.

Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.

Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.

К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы.

Задание: подумайте, в чем причина такой ситуации?

Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:

• максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;

• ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;

• обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;

• организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб , которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников.

Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:

· районный (окружной, городской) методический кабинет;

· методический отдел в структуре органов управления образованием;

· информационно-методический городской, районный центр (кабинет);

· научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);

· учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.

У этих служб разные цели, задачи, функции и направления деятельности. Так, районный (окружной, городской) методический кабинет — традиционная и преобладающая форма методической службы. Он представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь; своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п. Сегодня районные методические кабинеты уделяют внимание экспериментальной деятельности, авторским разработкам и новым педагогическим технологиям. В деятельности методических кабинетов появились такие новые направления, как социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, диагностика информационных потребностей, аттестация кадров, аттестация и государственная аккредитация учреждений.

В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др.).

Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:

• методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;

• методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;

• третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности.

Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *