Содержание

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ, ГАЗА И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28-08-2002 637 (ред от 03-10-2002) О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ… Актуально в 2018 году

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Деятельность по переработке нефти и продуктов ее переработки включает в себя производство нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий.

Деятельность по переработке газа и продуктов его переработки включает в себя производственные процессы по разделению газа на фракции (в том числе очистку от примесей), смешивание (в том числе внесение добавок), изготовление из газа продукции.

3. Лицензирование деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки являются:

а) соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов, регулирующих деятельность по переработке нефти, газа и продуктов их переработки;

б) наличие сертификатов на продукцию, подлежащую обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) подтвержденное документами наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений и сооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатации технологического оборудования и инвентаря;

г) наличие у лицензиата работников, имеющих высшее или среднее профессиональное техническое образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших специальную подготовку в установленном порядке;

д) наличие технологических схем и балансов переработки нефтяного и газового сырья с данными о его качестве и глубине переработки;

е) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы, места нахождения — для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Если копии документов, предусмотренных подпунктами «б» и «в» настоящего пункта, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

7. Лицензия на осуществление деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки предоставляется на 5 лет.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения (с указанием мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность) — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса сооружений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении и переоформлении лицензии;

к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

л) основание и дата аннулирования лицензии.

9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проведения лицензирующим органом проверки на основании распоряжения (приказа) его руководителя, в котором указываются:

а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку;

б) цели, задачи и предмет проверки;

в) даты начала и окончания проверки.

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

Плановая проверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий.

По результатам проверки составляется акт с указанием конкретных нарушений и срока устранения. Акт составляется по установленной лицензирующим органом форме в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату. К акту при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.

Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки должностное лицо (лица) фиксирует этот факт в акте и заверяет его своей печатью.

Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении нарушений.

10. Лицензиат обязан проинформировать (в письменной форме) в 15-дневный срок лицензирующий орган об изменении места своего нахождения, а также мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность.

11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2002 г.
N 637

Лицензирование отдельных видов деятельности и ответственность за осуществление
деятельности без лицензии

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

В соответствии со статьей 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензированию, в частности, подлежат:

— переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

— транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

— хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

— фармацевтическая деятельность;

— производство лекарственных средств;

— производство табачных изделий.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки” деятельность по переработке нефти и продуктов ее переработки включает в себя производство нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий.

Необходимо указать на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки” фактически утратило силу в части, касающейся лицензирования деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки в связи с отменой лицензирования данного вида деятельности (Федеральный закон от 9 декабря 2002 года №164-ФЗ “О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Деятельность по переработке газа и продуктов его переработки включает в себя производственные процессы по разделению газа на фракции (в том числе очистку от примесей), смешивание (в том числе внесение добавок), изготовление из газа продукции.

Лицензирование деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки”, эта деятельность включает в себя технологические процессы по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам, газа по магистральным газопроводам и продуктов их переработки по магистральным продуктопроводам от пунктов грузоотправителей до пунктов сдачи грузополучателям, а также технологическое хранение, перевалку на другой вид транспорта, эксплуатацию производственно — технологического комплекса трубопроводов с подземными и надземными сооружениями, предназначенными для транспортировки этой продукции, и ремонт указанных объектов.

Лицензирование деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года №637 “О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки”, определяющим порядок лицензирования деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, этот вид деятельности включает в себя налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор).

Деятельность по хранению газа и продуктов его переработки включает в себя хранение газа и продуктов его переработки в специализированных хранилищах (на станциях хранения и в подземных хранилищах, в том числе в баллонах), внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор).

Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 года №489 “Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности”, устанавливающим порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями и включает в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление лекарственных средств.

Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство передало по соглашению с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

В соответствии с Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №500 “Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств”, определяющим порядок лицензирования производства лекарственных средств, осуществляемого юридическими лицами, лицензирование производится Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года №548 “О лицензировании деятельности по производству табачных изделий” и определяющим порядок лицензирования деятельности по производству табачных изделий, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, лицензирование осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Административная ответственность

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

“Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда”.

“Статья 15.13. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта

Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда”.

Наложить на налогоплательщика административный штраф по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно лишь в том случае, если доказана умышленная вина лица во включении искаженных данных об объемах израсходованного спирта в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта или в декларацию об использовании этилового спирта. Такое разъяснение содержится в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 8 июня 2004 года по делу №А56-7430/04.

Уголовная ответственность

Глава 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности. Статья 171 УК РФ гласит:

“Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере,

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере ;

в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, — утратил силу (Федеральный закон от 08.12.2003 года №162-ФЗ)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. В статьях 171 и 172 настоящего Кодекса доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере — доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда”.

Более подробно с вопросами, касающимися акцизных сборов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Акцизы».

Как кардинально увеличить рентабельность малого НПЗ или нефтебазы

Технологии для независимой переработки нефти

Переработка нефти в России дает выход при существующей технологии примерно в 50–60% светлых нефтепродуктов. Однако существуют и современные решения, которые позволяют увеличить этот процент. Высокотехнологичные разработки часто доступны только крупным предприятиям, поскольку требуют значительных капитальных вложений, а у независимых участников топливного рынка таких материальных и производственных ресурсов нет. При этом технологии, результаты изысканий научно-исследовательских отделов крупных компаний хранятся под грифом «секретно» и недоступны для остальной отрасли.

В российской нефтеперерабатывающей промышленности на сегодняшний день работают порядка 230 малых НПЗ. Общее количество нефтебаз и предприятий системы нефтепродуктообеспечения превышает полторы тысячи. Повышение рентабельности, а, следовательно, и прибыли — одна из главных задач развития бизнеса, причем для многих участников рынка — вопрос выживания.

Совсем недавно для оптовых и мелкооптовых самостоятельных участников рынка появилась новая привлекательная возможность. Это организация производства дополнительных объемов бензинов, керосина, дизельного топлива. Речь идет о принципиально новом решении, реальном способе наращивания рентабельности малых нефтеперерабатывающих предприятий, причем практически без дополнительных капитальных затрат, разработанном ООО «РНГ-Инжиниринг». Эта компания входит в Группу компаний «Европейская Электротехника».

«Европейская Электротехника» — инновационная компания полного цикла, специалисты которой сопровождают предприятие-партнер от стадии проектирования до непосредственного внедрения и технического обслуживания на условиях аутсорсинга. В инженерном центре разработана технология существенного повышения глубины переработки нефти. Это наша собственная, независимая разработка. Инжиниринговый центр Компании довольно существенно продвинулся относительно уровня отраслевых разработок советской эпохи. Новые технологические решения Компании уникальны для российского рынка», — рассказал генеральный директор «РНГ-Инжиниринг» Хабир Кильмухаметов.

Генеральный директор «РНГ-Инжиниринг» Хабир Кильмухаметов (Фото: Пресс-служба)

Применение установки подготовки нефти позволяет из исходного сырья — нефти — получить дополнительно до 20–30% массовой доли светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и дизель). При этом параметры качества исходного сырья не ухудшаются, и оно в последующем может быть использовано по назначению. Разброс в прогнозируемых данных объясняется качественными параметрами конкретного сырья.

В чем суть технологии

Предлагаемая инновация — итог собственных научных разработок компании. Стабильные результаты глубинной переработки нефти подтверждаются испытаниями. Само решение «упаковано» в стандартный контейнер размером с обычную строительную «бытовку». За счет каких процессов удалось добиться повышения глубины переработки нефти?

Принцип работы установки — в физико-химическом преобразовании структуры молекул углеводородов. Нефть, конкретные предельные углеводороды алканового ряда, поступающие в установку, подвергаются химическому и физическому (механическому и ультразвуковому) воздействию. Химическая реакция проходит с участием специального уникального запатентованного катализатора. В результате углеводородные цепочки разрываются и образуют менее сложные (по количеству атомов углерода) углеводородные структуры. Входные алканы характеризуются числом атомов углерода С20 — парафины и церезины, а также их изомеры, битумы и асфальтены. Под действием катализатора и дальнейшей механической и ультразвуковой обработки они преобразуются в менее сложные химические соединения. К примеру, алканы от С15 и выше при нормальной температуре — это твердые вещества: воск, парафин, вазелин. А углеводороды с числом атомов углерода С5 до С15 — это уже жидкости, используемые в производстве бензинов.

Таким образом, установка подготовки нефти к переработке способна из более твердых алканов (воск, парафин и т.д.) получить молекулы жидких углеводородов: пентаны, гептаны, нонаны, деканы и другие, включая изомеры. Этот технологический процесс и обеспечивает прирост доли выхода светлых нефтепродуктов.

Как новая технология повышает доходность предприятия

По оценкам специалистов, прогнозировать точную доходность от использования установки можно только с учетом конкретной схемы использования. Приведем пример и сравним доходность до и после монтажа установки.

До подготовки при переработке 10 000 тонн сырья ежемесячно соотношение светлых фракций и мазута было 1:1. Стоимость получаемых 5 000 тонн мазута — 75 млн рублей, 5 000 тонн светлых фракций — 200 млн рублей. Суммарная выручка при традиционных технологиях — 275 млн рублей.

Максимальный объем подготовки нефти с помощью оборудования «РНГ-Инжиниринг» — 15 000 тонн в месяц по нефти; предположим, что задействуется установка на 2/3 мощности, то есть перерабатываются те же 10 000 тонн. Увеличение массовой доли выхода светлых нефтепродуктов составит 20%. Выход мазута составит 3 000 тонн при 7 000 тоннах светлых фракций (70% от объема входного сырья). В денежном эквиваленте это 45 млн рублей за 3000 тонн мазута и 280 млн рублей за 7000 тонн светлых (бензиновых и дизельных) фракций. Совокупная выручка при использовании нового оборудования — 325 млн рублей. Прирост превышает 18%.

Итого, дополнительная прибыль, которую обеспечивает новая технология — порядка 50 млн рублей ежемесячно. Значимый экономический эффект от использования новой технологии очевиден.

«Малый нефтеперерабатывающий завод может увеличить собственную прибыль на 15–20 и более процентов без закупок дополнительного сырья, без расходов на транспортировку сырья, без изменения условий соглашений с поставщиками, просто усовершенствовав собственные производственные мощности», — подчеркнул гендиректор «РНГ-Инжиниринг» Хабир Кильмухаметов.

Преимущества установки подготовки нефти

  1. На конечную стоимость установки не влияют курсы валют и санкции, поскольку все ключевые узлы и агрегаты — отечественного производства.
  2. Оборудование изготавливается с учетом климатических условий, в которых оно будет работать. Варианты исполнения: от умеренного (У1) до холодного (УХЛ1, ХЛ1).
  3. Компания «Европейская Электротехника» обеспечивает развитую логистику по всей территории России и ближнего зарубежья, включая труднодоступные районы Крайнего Севера и Сибири. При этом дополнительных инвестиций от арендатора не требуется, установка поставляется за счет средств изготовителя прямо на промышленную площадку эксплуатанта.
  4. Изготовитель оборудования разрабатывает полное проектное решение по подключению и обустройству установки на конкретном предприятии, с учетом пожеланий арендатора и объективных условий.
  5. Изготовление и испытания установки занимают в среднем 4 месяца. Шеф-монтажные и пусконаладочные работы — полмесяца.
  6. «РНГ-Инжиниринг» обязуется бесперебойно поставлять на объект катализатор и предоставлять листы регламентных работ.
  7. Компания нацелена на выстраивание долгосрочных партнерских отношений. Расчетный срок эксплуатации установки — не менее 20 лет. Компания предоставляет сервисное обслуживание оборудования, в том числе периодическую обработку составляющих от коррозии.
  8. Все установки проходят обязательный контроль качества, в том числе в системе контроля охраны окружающей среды и охраны труда.

Подготовка предприятия

«От потенциальных партнеров, заинтересованных в интенсивном, качественном пути развития бизнеса, потребуются незначительные подготовительные мероприятия, которые упростят дальнейшую работу», — пояснил Хабир Кильмухаметов. Речь идет о следующих мероприятиях:

  • закупить емкости, достаточные по объему для запаса сырья, хранения и перевалки обработанной нефти;
  • во избежание конфликтных ситуаций достичь предварительных деловых договоренностей с контрагентами, которым поставляются продукты переработки далее по цепочке к конечному потребителю (соответственно уменьшить объемы поставок мазута и увеличить объемы бензина или дизельного топлива существующим партнерам либо найти новых для сбыта);
  • договориться с поставщиками нефти по параметрам поставляемого сырья.

Квалификация сотрудников

Обучиться работе на установке подготовки нефти к переработке можно в собственном учебном центре компании «Европейская Электротехника» в течение срока производства оборудования.

В зависимости от состава производства и количества установок периодически потребуются услуги узких специалистов, таких как механик, техник КИПиА и электрик.

В качестве альтернативы в «РНГ-Инжиниринг» готовы предоставить свой персонал на условиях аутсорсинга.

Соответствие правовым нормам

Использование установки подготовки нефти к переработке соответствует требованиям № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Оборудование изготавливается с соблюдением технических регламентов Таможенного союза и обеспечено сертификатами безопасности.

Предприятия, на которые рассчитана установка — это малые нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы, обычно уже обладают всеми необходимыми для ведения деятельности лицензиями и разрешениями. Дополнительных разрешений получать не потребуется, если только не предполагается увеличить объемы оборота взрыво— и пожароопасных сред.

Установки «РНГ-Инжиниринг» — это инновационное решение, которое может помочь малым участникам нефтегазовой отрасли (НПЗ, нефтебазы) не просто оставаться на плаву, а значимо повысить рентабельность своей деятельности и расширять бизнес. Это оборудование поможет увеличить количественный и качественный выход нефтепродуктов при относительно небольших издержках. Выдерживать конкуренцию с нефтяными гигантами на местном уровне возможно только при предоставлении столь же качественного продукта по сопоставимой цене. Современные российские технологические решения готовы в этом помочь.

Лицензирование и производство горюче-смазочных материалов (стр. 1 из 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГСМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Данный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию, то есть не может осуществляться без специального разрешения (лицензии). Согласно ст. 17 указанного Федерального закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанные с нефтепродуктообеспечением:

1) эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

2) переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

3) транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

4) хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Таким образом, не всегда владелец горюче-смазочных материалов должен получать лицензию, так как законодатель не связывает наличие имущественных прав на нефть и продукты ее переработки с получением лицензии.

Пример. Строительное предприятие в счет оплаты за выполненные работы по переоборудованию АЗС получило от заказчика ГСМ, которые в дальнейшем реализовало сторонним предприятиям. Хранение полученных ГСМ осуществлялось не на самом предприятии, а в специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Покупатели забирали приобретенные ими материалы непосредственно в организации, осуществлявшей хранение. В данной ситуации деятельность строительного предприятия по реализации ГСМ лицензированию не подлежит.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637 «О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки» (с изменениями и дополнениями) лицензирование вышеуказанных видов деятельности осуществляется Министерством энергетики РФ. Данным Постановлением Правительства РФ определены также лицензионные условия и требования к организациям, претендующим на получение соответствующей лицензии.

В настоящее время вышеуказанное Министерство прекратило свое существование в связи с административной реформой, проведенной в Российской Федерации в начале 2004 г. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно разд. II Структуры федеральных органов исполнительной власти вопросами энергетики занимается Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Оно реализует весь комплекс полномочий, связанных с государственным регулированием топливно-энергетического комплекса, как непосредственно, так и посредством подведомственных ему федеральных служб и агентств. К ним, в частности, относятся: Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральное агентство по энергетике.

В частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности:

— по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

— по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;

— по переработке нефти, газа и продуктов их переработки.

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГСМ

Как следует из Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284, данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование всех вопросов, связанных с топливно-энергетическим комплексом.

Горюче-смазочные материалы зачастую поставляются по трубопроводам, поэтому главные особенности их учета связаны в первую очередь с их транспортировкой и нахождением в резервуарах и (или) непосредственно в системе трубопроводов (остатки).

Требования к организации и порядку приема-сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ установлены Правилами, утвержденными Приказом Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 (далее — Правила), а также Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 г. N 229 (с изм. от 17 июня 2003 г.).

Одновременно вопросы учета нефти и нефтепродуктов регулируются положениями Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446 (далее — Инструкция), в части, не противоречащей вышеуказанным документам. Именно в Инструкции подробно раскрыты вопросы количественного учета нефтепродуктов, осуществляемого в текущем режиме.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС, согласно п. 1.1 Инструкции, ведется в литрах, количественно изменяющихся в зависимости от плотности того или иного нефтепродукта одновременно с изменением температуры окружающей среды.

При организации учета нефтепродуктов на АЗС определяется следующее:

— порядок (система) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;

— материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;

— лица, осуществляющие контроль организации, порядка и правильности осуществления учета на предприятии и выступающие в качестве представителей от организации при проверке учета с транспортной (снабжающей) организацией (порядок контроля количественного учета на АЗС и складах ГСМ подробнее будет раскрыто ниже);

— состав инвентаризационной комиссии;

— единицы оперативного учета нефтепродуктов по объему (в литрах) и по массе (в килограммах).

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

— наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);

— наличия в технологических трубопроводах;

— результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Производство горюче-смазочных материалов осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах. Для данного вида деятельности, как указано выше, потребуется лицензия на переработку нефти, выдаваемая Минпромэнерго России.

Основным и единственным сырьем для производства горюче-смазочных материалов является сырая нефть, которая поставляется производителю, как правило, только двумя способами, а именно:

— по трубопроводам;

— железнодорожными цистернами.

ГСМ могут производиться как из покупного сырья, так и на условиях договора переработки нефти (давальческий договор).

При производстве ГСМ из сырой нефти ее количественный учет осуществляется в порядке, описанном выше, независимо от условий поступления.

В бухгалтерском учете поступающая покупная сырая нефть у производителя отражается на дебете счета 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы», согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — План счетов).

На практике часто встречаются ситуации, когда нефть поступает на предприятие по договору переработки и при этом перерабатывающее предприятие не получает права собственности на нефть. В таком случае она учитывается на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Отношения сторон — собственника сырья и материалов (давальца) и переработчика — строятся на основе ст. 220 «Переработка» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

В соответствии с п. 1 указанной статьи, если иное не предусмотрено договором, право собственности на нефтепродукты, изготовленные производителем путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретает собственник материалов (давалец).

Согласно п. 2 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу. А в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом, последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

Аналитический учет продуктов переработки нефти (нефтепродуктов), как правило, ведется в разрезе марок (видов) нефтепродуктов, имеющихся в резервуарах или в технологических трубопроводах и готовых к реализации. Также учет рекомендуется вести в разрезе поставщиков сырой нефти (давальцев).

Особенность операций с ГСМ в том, что часть из них облагается акцизами. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).

Для рассматриваемой категории налогоплательщиков датой совершения операции с нефтепродуктами согласно п. 2 ст. 195 НК РФ признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов.

Важные правила розничной продажи топлива

Розничная продажа топлива, с одной стороны – бизнес достаточно прибыльный, но с другой, из-за опасности веществ, весьма ответственный и сложный, так как практически каждый аспект торговли должен подчиняться строгим правилам. Основным правовым нормам мы и уделим внимание.

Лицензия

Первый и наиболее популярный вопрос, который волнует каждого, кто хочет открыть свою АЗС – это необходимость получения лицензии на реализацию.

Согласно федеральному закону № 99ФЗ от 4.05.2011, розничные точки не обязаны проходить лицензирование. Теперь оно относится только к организациям, производящим хранение топлива для собственных нужд.

Подобные изменения можно расценивать с двух сторон:

  • с одной – бюрократии стало меньше, поэтому открыть собственную АЗС теперь несколько проще, чем раньше,
  • с другой – частные автозаправки получили некоторую свободу в реализации некачественной продукции – лицензию теперь у них отобрать никто не может, что для конечного потребителя, несомненно, является минусом.

Технические регламенты

Еще один важный момент продажи связан с рядом действующих технических регламентов, в частности «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно ему, на каждой автозаправочной станции, в доступных покупателям местах, должна размещаться вся основная информация о реализуемой продукции:

  • наименование и марка,
  • номер партии,
  • соответствие бензина или ДТ техническому регламенту,
  • список нормативных документов,
  • нормативы и результаты испытаний,
  • данные о сертификате или декларации соответствия,
  • паспорт ГСМ,
  • информация о производителе,
  • данные о наличии/отсутствии присадок в составе.

Марка реализуемого бензина должна обязательно указываться на топливораздаточных колонках и присутствовать в чеке.

Еще один актуальный документ – федеральный закон № 123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». О них мы уже рассказывали в соответствующем материале. Сам же ФЗ весьма объемен, и так как его текст находится в общем доступе, подробно углубляться в его изучение в рамках данной статьи мы не будем. Отметим лишь, что на его основании МЧС был создан дополнительный Свод правил СП 156.13130.2014, регламентирующий непосредственно работу АЗС.

Актуальные нововведения

На момент подготовки материала планируется к введению ряд изменений в Постановление «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», которое действует на территории РФ еще с 1998 года. Нововведения подготовлены Минпромторгом.

Согласно им, каждая автозаправочная станция должна будет иметь топливный мерник – специальный прибор, позволяющий произвести поверку и оценку точности работы топливораздаточных колонок, то есть, снизить риск «недолива». Фактически, мерники есть (или, по крайней мере, должны быть) на большинстве автозаправок и сейчас, однако из-за отсутствия строгих, четко сформулированных требований использования ими практически всегда пренебрегают. После внесения в Постановление предложенных Минпромторгом изменений работники будут обязаны регулярно проводить проверки точности показаний ТРК, а также смогут производить замеры по желанию покупателя. Кстати, на АЗС «Газпромнефть» и на АЗС «ОПТИ» любой покупатель может потребовать провести замер на любой колонке, причем за топливо платить ему не придется.

Дополнительно в нововведениях отмечается, что АЗС обязуют производить исключительно продажу бензина и ДТ, отвечающего обязательным требованиям к ним, а также иметь в наличии паспорт, подтверждающий их соответствие.

И последний важный момент относится к самим ТРК – после вступления изменений в силу отпуск ГСМ будет возможен только через колонки, произведенные по строго установленным ГОСТам. Более подробная информация будет доступна после внесения и публикации обновленных документов.

Лицензирование деятельности по переработке отходов нефтепродуктов и нефтешлама.

Грамотное распоряжение отходами нефтепродуктов в современном мире с каждым, даже не годом, а месяцем, становится все более актуальной проблемой. Количество вырабатываемого людьми мусора неуклонно растет, как и количество опасных отходов производства. Пока некоторые страны широкой поступью развивают у себя культуру сортировки и переработки отходов, а Швеция с этого года так и вовсе из-за нехватки мусора для переработки стала экспортировать оный из-за рубежа, то в России перерабатывается от силы 10% всех отходов.

Захоронение отходов нефтепродуктов стоит огромных денег и требует немалой предварительной обработки, в частности превращение отходов в нефтешламы, смеси нефтяных продуктов с грунтом или песком, которые и без того образуются на всех стадиях производства продуктов из нефти. Число мест для захоронения опасных отходов неуклонно стремится к нулю, так как рекультивация земель занимает массу времени, и первым ее этапом является вывоз опасных отходов, которые сами по себе никуда не исчезают. При этом в одной только Москве автосервисы вырабатывают более 50 тыс. тонн отработанных масел в год.

Но в современном мире все можно превратить из расходов в прибыль, и отходы нефтепродуктов не являются исключением. Существует 4 различных метода по переработке нефтепродуктов: биологический, физико-химический, химическая очистка и, самый распространённый, термохимический рециклинг.

С помощью физико-химического метода и метода химической очистки базирующихся на эксплуатации центрифуг и химических разделителей, восстанавливают масла пригодные для повторной эксплуатации.

Биологический метод применяется для получения средств очистки грунта от нефтепродуктов и различных удобрений.

Термохимический рециклинг это высокотемпературная переработка отходов нефтепродуктов. Самыми распространенным оборудованием для переработки нефтепродуктов данным методом являются установки для пиролиза, с помощью которых возможно перерабатывать промышленные отходы в топливо, и термическому крекингу, перерабатывая в которых жидкие нефтяные остатки на выходе получим нефтяной кокс, используем в производстве электродов и коррозионностойкой аппаратуры.

Термический крекинг из-за некоторых своих недостатков активно заменяется каталитическим крекингом, с помощью которого можно перерабатывать тяжелые фракции, такие как мазут, а на выходе получать компоненты высокооктанового бензина.

Все отходы нефтепродуктов, а в частности отработанные масла, обводненные мазут, различные виды нефтешлама и др., имеют, согласно Российского законодательства, III класс опасности, а, следовательно, их переработка (утилизация) подпадает под лицензирование как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В качестве лицензирующего органа выступает федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Но прежде чем подавать заявление на получение лицензии, соискателю необходимо удостоверится, соответствует ли он требованиям установленных Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а именно:

иметь на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ. Для работ по размещению и обезвреживанию отходов обязательным является наличие положительного заключение государственной экологической экспертизы. Важно так же отметить, что на одном объекте может осуществлять деятельность по переработке отходов только одно юридическое лицо имеющее лицензию;

иметь необходимое оборудование и специализированные установки.

для транспортировки опасных отходов необходимо иметь специализированный транспорт;

работники предприятия должны иметь документы о наличии квалификации для работы с отходами I — IV классов опасности,

в штате должен быть сотрудник, ответственный за допуск работников;

предприятием должны проводиться (должно быть готово к проведению) работ по рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, перед захоронением отходов.

на предприятии должна иметься система производственного контроля;

предприятием, на своей территории, должен проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Процесс получения лицензии весьма трудоемкий и обладает множеством подводных камней, а любая ошибка при подаче документов в государственный орган будет стоить большого количества потерянного времени, сил и нервов, а как следствие, потерянных денег. Дабы спокойно заниматься своим бизнесом, доверьте эту работу профессионалам!
https://www.ulc.ru/opasnye-othody/

Дмитриев Андрей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Отходы нефтепродуктов и отходы содержащие нефтепродукты

Широкое использование нефтепродуктов сопровождается процессом образования отходов. Они представляют серьезную угрозу для окружающей среды. Их неправильное хранение может привести к экологическим проблемам. Компания «ЭкоАрхитектуры» предлагает комплекс услуг по переработке и утилизации нефтесодержащих отходов, начиная с их сбора и транспортировки до полного обезвреживания.

Виды и особенности нефтесодержащих отходов

Переработчики и потребители нефтепродуктов, в число которых входят различные промышленные предприятия, транспортные компании, СТО и другие организации, не всегда имеют возможность утилизировать нефтесодержащие отходы в соответствии с требованиями законодательства. Мы поможем в этом.

К содержащим нефтепродукты отходам, которые подлежат утилизации, относятся:

  • СОЖ (смзывающе-охлаждающие вещества) в машиностроении, масляные эмульсии, синтетические ПАВ, др.;
  • Отработанные масляные фильтры (в том числе автомобильные).
  • Промасленные опилки, ветошь, тара из дерева, упаковочная бумага.
  • Отработанные угольные фильтры, загрязненные минеральными маслами.
  • Керосин, бензин, используемый для очистки загрязненных узлов и деталей, различных емкостей, пр.

Большую опасность для окружающей среды представляет отработанное масло разных видов:

  • трансформаторные;
  • трансмиссионные;
  • индустриальное;
  • турбинные;
  • гидравлические;
  • моторные.

Переработке подлежат остатки авиационных, дизельных, смазочно-охлаждающих и других масел, потерявших потребительские качества. Во многих случаях их выливают в воду или на поверхность грунта. Подобные действия запрещены действующим законодательством.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушители подлежат административному, а в некоторых случаях уголовному наказанию. Под действие природоохранного законодательства попадает также деятельность по работе с нефтешламами, полученными в результате добычи и транспортировки нефти.

Правила утилизации

Утилизация отработанных отходов нефтепродуктов должна выполняться только теми организациями, которые имеют лицензию на соответствующий вид деятельности. Правилами утилизации предусмотрены следующие действия с отходами:

  • Сбор и хранение в специальных закрывающихся контейнерах (емкостях). Хранение масляных фильтров должно осуществляться на площадках с бетонным или асфальтированным покрытием.
  • Транспортировка к месту утилизации (переработки) транспортными средствами, оборудованными в соответствии с требованиями нормативных документов.
  • Непосредственная утилизация (переработка). Отличается для каждого отдельного вида материалов.
  • Предоставление документов о выполнении утилизации.

Наши предложения

В перечень услуг нашей компании входит:

  • Сбор и организация хранения нефтесодержащих отходов с использованием специальных технологий и спецтехники. Предоставляем нашу тару для хранения.
  • Вывоз отходов спецтранспортом. Наш автопарк готов для выполнения любых задач.
  • Утилизация отходов на нашем полигоне или транспортировка их для переработки на нефтеперерабатывающие заводы.

Цена утилизации нефтепродуктов составляет от 7000 руб. за тонну. Мы оказываем услуги по всей территории России. Условия сотрудничества оговаривается в индивидуальном порядке.

Россия жизненно нуждается в скорейшей смене подхода к добыче и переработке нефти. Об этом на пресс-конференции «Будущее нефтегазового комплекса России» сообщил председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник.
С места события передает корреспондент ИА «Клерк.Ру» Сергей Васильев.
Юрий Шафраник выразил глубокую уверенность в том, что «почти никакие кризисы нефтегазовый комплекс не затронули и не затронут». В том смысле, что нефть, как сырье, будет нужна человечеству еще долгие годы. Но вот поступать со своей нефтью Россия должна совершенно иначе.
Нефтегазовый комплекс видится Юрию Шафранику единственной реальной базой и единственным локомотивом для технологической модернизации экономики – не на словах, а на деле. «Кроме добычи углеводородов, Россия не может сейчас производить ничего конкурентного», — напомнил он горькую правду. Зато развитие нефтегазового комплекса требует очень значительных научных разработок, и эти заказы, по его словам, «дают старт остальным направлениям».
А направлений развития здесь два. Первое – то, о чем давно говорят, это повышение степени передела добываемой нефти. Надо продавать не сырую нефть и газ, а продукты нефтехимии и газохимии высокого передела, которые увеличивают добавленную стоимость в сотни раз. Похоже, в этом направлении правительство, наконец, решило перейти от слов к делу.
На днях был опубликован проект нового закона «О недрах», — напомнил журналистам директор Института проблем нефти и газа Российской Академии наук Анатолий Дмитриевский.
В нем впервые сказано, что для получения лицензии на месторождение нефтяная компания обязана обеспечить переработку добываемого сырья. Есть и конкретные источники сырья, которые будут выставляться «на торги» уже по новым условиям. Речь идет о двух гигантских месторождениях общей емкостью в 140 миллионов тонн, — заявил Дмитриевский.
Эти месторождения были открыты еще в советское время, но их пока держали как стратегический резерв. Они очень удобно расположены в европейской части России – в северо-восточной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. По настоянию вице-премьера Игоря Сечина, описанные условия вписаны в лицензионные соглашения по ним еще до принятия нового закона, — сообщил Дмитриевский.
«Мы обязаны найти стратегических партнеров под строительство комплексов переработки, и должны четко понимать, что одних российских денег на них точно не хватит, — заметил Юрий Шафраник. – И правительство могло бы ввести специальные меры в поддержку разработки технологий переработки в России. Потому что если за государственные деньги мы будем покупать оборудование в Китае, я, как гражданин, этого просто не пойму».
Второе направление – это разработка новых методов добычи трудноизвлекаемой нефти. До сих пор 95% добываемой в России нефти (как и в Советском Союзе) – легкая, активная нефть, напомнил директор института. «Если мы не откроем новые месторождения такой же нефти и не разработаем технологии для добычи другой нефти — тяжелой, вязкой, то к 2017-2018 году можно ждать резкого падения добычи – на 80-100 миллионов тонн», — заявил он.
Анатолий Дмитриевский рассказал, что в самой труднодоступной части Оренбургского газоконденсатного месторождения открыто новый источник нефти – самый крупный за последние 20-25 лет. «Это новый вид нефти, мы его назвали матричной нефтью, — сообщил ученый. – Такая нефть плотно связана с матрицей породы, оттуда и название. Ее нельзя добыть привычным способом, можно только растворить».
«Это, конечно, более затратный способ, чем фонтанирующая скважина, — продолжил Дмитриеский, — зато эта нефть в связанном виде содержит всю таблицу Менделеева, в том числе редчайшие металлы. При ее растворении также освобождается газ и конденсат. Оценить экономические параметры добычи можно только после опытных промышленных испытаний ее переработки. Заранее ясно, что рентабельность будет очень высокой, но это принципиально новая нефтегазовая химия для страны».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *