Оглавление квалификационного справочника должностей

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения
Старший мастер
III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Учитель
Преподаватель
Педагог-организатор
Социальный педагог
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
Педагог-психолог
Воспитатель (включая старшего)
Тьютор
Педагог-библиотекарь
Старший вожатый
Педагог дополнительного образования (включая старшего)
Музыкальный руководитель
Концертмейстер
Руководитель физического воспитания
Инструктор по физической культуре
Методист (включая старшего)
Инструктор-методист (включая старшего)
Инструктор по труду
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Тренер-преподаватель (включая старшего)
Мастер производственного обучения
IV. ДОЛЖНОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
Дежурный по режиму (включая старшего)
Вожатый
Помощник воспитателя
Младший воспитатель
Секретарь учебной части
Диспетчер образовательного учреждения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник должностей в образовании

Единый квалификационный справочник должностей работников образования содержит ключевые квалификационные характеристики и требования к руководителям, педагогам и учебно-воспитательному персоналу, которые необходимо принимать во внимание при формировании кадровой политики, разработке должностных инструкций.

Российская система образования находится в стадии непрерывного реформирования и совершенствования, а потому неудивительно, что к специалистам, которые отвечают за образование нового поколения, приобщение его общечеловеческим ценностям, развития и роста выдвигаются высокие запросы. Специфику кадрового управления сферы определяет Единый квалификационный справочник должностей работников образования, согласно которому ст. 143 Трудового кодекса РФ руководители образовательных учреждений:

  • определяют требования к претендентам на должность и персоналу;
  • разрабатывают инструкции, локальную кадровую документацию;
  • выявляют потребность в повышении квалификационного уровня сотрудников и проведении аттестационного оценивания;
  • определяют уровень ответственности при разрешении профессиональных споров.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования

На данный момент в отечественной кадровом деле издано два нормативных издания, используемых работодателями для регламентирования названия должностей и определения профессиональной деятельности:

  1. ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий. Издавался в 72 выпусках, где должности интегрированы по видам деятельности или областям применения. Этот справочник достаточно архаичен, поскольку девять разделов уже утратили силу, а часть долгое время не обновлялась.
  2. ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он описывает требования к работнику, его трудовой деятельности с позиции рынка. Он прошел непростой путь становления, поскольку является преемником Общероссийского классификатора должностей и профессий, изданного еще в 1994 году. Четыре года спустя Минтруда был утвержден новый Единый квалификационный справочник должностей, включающий список квалификационных характеристик руководителей и работников образования (один из тридцати разделов посвящен сфере данной сфере).

Поскольку обобщающий справочник не разработан, оба являются действующими, однако отличаются спецификой. Справочники постепенно будут вытеснены профстандартами, а потому последние обновления вышли почти десятилетие назад. Согласно положениям трудового законодательства, оба справочника необходимы для:

  • тарификации разрядов, используемых для определения заработной платы;
  • аттестации работников;
  • поощрения, аттестации или оценки эффективности труда;
  • планирования самообразования и дополнительного профобразования;
  • написания должностных инструкций.

Хотя на законодательством не установлены нормы создания должностных инструкций, работодатели опираются на текст ЕКС, где уточняются трудовые права и обязанности. Более того, специалисты кадровой службы могут отказать в трудоустройстве, когда в школе к соискателям выдвигаются особые требования, не зафиксированные в справочниках.

Единый квалификационный справочник должностей педагогических работников (ЕКС) — раздел справочника, регламентирующий федеральные стандарты компетенций, знаний и опыта, которым должны соответствовать педработники. Его используют для разработки должностных инструкций и проведения кадровой политики. Структура документа строится по должностному признаку: обязанности обуславливают названия должностей и определяют квалификационные требования.

Последняя редакция раздела 2010 года была утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н. В нем уполномоченный орган регламентировал требования к учебно-воспитательному персоналу, педагогам и руководящим должностям. После этого изменения в документ не вносились.

Квалификационная характеристика должностей работников образования

Синонимом Единого квалификационного справочника должностей работников образования являются «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования» (далее — КХД). Их часто считают отдельными документами, однако по факту это синонимичные названия одного раздела, обобщающего требования, регламентированные Приказом Минздавсоцразвития № 448 в 2011 году. Свод единых квалификационных требований к педагогическим работникам применяется для решения кадровых вопросов в школах, назначений, замен и объединения должностей, регулирования трудовых отношений в образовательных учреждениях. Квалификатор включает такие разделы: «Общие положения» (I) и «Должности руководителей, педработников и учебно-вспомогательного персонала» (III-IV). Для всех должностей разработаны индивидуальные квалификационные характеристики, регламентирующие должностные обязанности, требования к знаниям («Должен знать») и квалификации специалиста. Квалификационная характеристика — документ прямого действия, применяемый для:

  • установления и поддержания унифицированных требований к выполнению профессиональных обязанностей учителей и воспитателей;
  • аттестации педработников, оценки квалификации учителей и персонала; разработки программ повышения квалификации и профессионального развития учителей и представителей школьной администрации;
  • осуществления аккредитации образовательных программ.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о квалификационных категориях педработников и действии ЕКС помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» — Требования к педагогическим должностям в квалификационном справочнике (кадровая работа)
— О действии квалификационной категории педагогического работника (вопрос-ответ)

Любое изменение трудовой функции работника на той или иной должности необходимо отразить в квалификационных характеристиках, а поскольку справочники давно не редактировались, с этой задачей справляются профстандарты. Согласно Единому тарификационному справочнику должностей в образовании, квалификационные характеристики содержат:

  1. Перечень трудовых функций работника, которые он должен частично или в полной мере выполнять, занимая определенную должность.
  2. Требования к профильным и узко специализированным знаниям, которыми работник должен обладать, чтобы выполнять свои обязанности.
  3. Требования к стажу, опыту и квалификации.

Сегодня квалификатор вмещает обобщенные требования к работникам без уточнения коммуникативных или правовых компетенций, а также конкретизированные требования к квалификации рядовых учителей и администрации. Квалификационные характеристики из ЕКС — нормативные документы, определяющие трудовую функцию работника и ее содержание, чем способствуют повышению эффективности труда, рациональному распределению работы, росту дисциплинированности, организованности, совершенствованию системы управления персоналом.

Характеристики всех сотрудников образовательной системы составлены согласно профессиональным квалификационным группам, определенным приказом Минздравсоцразвития от 2008 года № 216н. Положения квалификационного справочника должностей в образовании направлены на:

  • оптимизацию кадровой работы в школе;
  • эффективное использование трудовых ресурсов и потенциала работников;
  • повышение квалификации и эффективности труда сотрудников образовательных учреждений различных форм собственности.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и эффективной организации документооборота, оформления трудовых отношений, регламентации оплаты труда и заключения эффективных контрактов рекомендуем пройти обучение по программе «Документы образовательной организации».

Следовательно, профстандарты и издания-квалификаторы используются в управленческой деятельности школ не только при приеме учителей на работу, но и в разработке текста конкретизированной под потребности учреждения должностной инструкции, распределении трудовых функций между несколькими специалистами. В ходе написания должностной инструкции важно отойти от формального подхода дублирования положений ЕКС или ЕТКС в документе, используя текст справочников для конкретизации трудовых функций, меры ответственности и прав специалистов. Инструкции, которые не вносят ничего нового в положения справочников, не несут юридической или управленческой пользы. Поскольку в справочниках регламентированы права и обязанности всех работников образовательных учреждений, именно на них ссылаются в случае возникновения трудовых споров или иных конфликтных ситуаций, требующих разъяснения.

Должности в образовании: актуальный перечень

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС содержит не только полный список должностей, но и определяет список трудовых функций и требований к квалификации специалистов, которые должны учитываться при разработке локальных инструкций. Базовый квалификационный справочник сферы образования предусматривает выделение в границах отрасли трех больших групп служащих, должностные возможности и перспективы которых отражены в таблице.

Скачать файл «Классификация актуальных должностей в образовании»Сохранить в .docx

Группы специалистов согласно квалификационному справочнику должностей работников образования Перечень должностей с коротким описанием трудовых функций и требованиям к квалификации
Руководители образовательных учреждений
  1. Руководитель (директор, заведующий, начальник) ОУ, ответственный за непосредственное управление школой согласно действующему законодательству. На должность могут претендовать лица, получившие высшее образование по административным направлениям и имеющие опыт педагогической или управленческой деятельности не менее лет.
  2. Заместитель руководителя ОУ, обеспечивающий администрирование образовательного процесса, его перспективное планирование. Требования к претендентам на должность аналогичны условиям, выдвигаемым к соискателям на пост директора.
  3. Руководитель структурного подразделения ОУ. Для успешного управления вверенной секцией, кабинетом, лабораторией квалификационный справочник должностей образовательных учреждений предусматривает необходимость требовать от кандидатов наличие высшего образования по профилю структурного отдела и трехлетний стаж работы в подразделении.
  4. Старший мастер. Осуществляет управление учебно-производственной деятельностью в рамках профориентации школьников. Должен иметь высшее образование, стаж работы не менее двух лет.
Педагогические работники
  1. Учитель. Осуществляет обучение и воспитание детей, принимая во внимания возрастные, психофизические особенности их развития и специфику предметных областей.
  2. Преподаватель (к данной категории не относятся преподаватели вузов). Организует обучение школьников согласно ФГОС, контроль самостоятельной работы, проектирует индивидуальные образовательные программы.
  3. Педагог-организатор, обеспечивающий содействие в развитии личностных качеств учащихся, создающий условия для успешной социализации.
  4. Социальный педагог. Реализует проекты по воспитанию личности, обеспечивает социальную защиту детей в ОУ и по месту жительства.
  5. Учитель-дефектолог, -логопед. Осуществляет профессиональную деятельность с целью коррекции недостатков развития детей. Требования к образованию — высшее, по дефектологическому профилю (можно без опыта работы).
  6. Педагог-психолог. Обеспечивает профессиональную поддержку образовательного процесса, способствует сохранению психофизиологического благополучия его участников. Лица, претендующие на должность, должны пройти обучение по направлению «Педагогика и психология», требования к стажу профдеятельности не предъявляются.
  7. Воспитатель (включая старшего). Выполняет воспитание детей, способствуя личностному и нравственному развитию.
  8. Тьютор. Организует и проводит персональное обучение, индивидуальную работу с обучающимися по развитию профессиональных интересов. Квалификационный справочник педагогических работников предусматривает предъявление требований к стажу не менее двух лет.
  9. Педагог-библиотекарь. В соответствии с ФГОС принимает участие в реализации программного содержания.
  10. Старший вожатый. В рамках профессиональной деятельности способствует развитию детской инициативы и школьного самоуправления, опираясь на принципы добровольности и самодеятельности.
  11. Педагог дополнительного образования (включая старшего). На основе специализированных программ организует комплекс дополнительного обучения, развивая таланты учащихся.
  12. Музыкальный руководитель. Развивает музыкальные и творческие способности, эмоциональную сферу учащихся.
  13. Концертмейстер. Реализуя специальное программное содержание, обеспечивает обучение по профилирующим дисциплинам.
  14. Руководитель физического воспитания. Планирует, организует и проводит занятия по физподготовке.
  15. Инструктор по физической культуре. Обеспечивает организацию активного отдыха детей в рамках урочной и внеурочной деятельности.
  16. Методист (включая старшего). Осуществляет комплекс методических мероприятий, в частности анализ образовательной и воспитательной работы.
  17. Инструктор-методист (включая старшего). Координирует управленческую деятельность по вопросам методического обеспечения ОУ.
  18. Инструктор по труду. Посредством программного содержания обеспечивает формирование у учащихся трудовых навыков и умений.
  19. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности. Проводит обучение по программе курса ОБЖ и допризывной подготовке в объеме не более 360 часов на учебный год.
  20. Тренер-преподаватель (включая старшего). Осуществляет набор в секции учащихся, желающих заниматься спорта и не имеющих противопоказаний по здоровью. Работа в должности предусматривает наличие высшего или среднего образования по профилю физкультуры и спорта.
  21. Мастер производственного обучения. Ведет учебно-производственную деятельность, проводит практические занятия.

К соискателям, претендующим на все перечисленные должности в школе, предусматривается требование по наличию высшего, среднего образования по направлению «Образование или педагогика» или по профилю деятельности.

Специалисты, выразившие желание занять должность с приставкой «старший», обязаны иметь стаж работы не менее двух лет.

Учебно-вспомогательный персонал
  1. Дежурный по режиму (включая старшего). Контролирует поведения учащихся, демонстрирующих нетипичные поведенческие модели, в специальных образовательных учреждениях и за их пределами. Требования к должности — наличие высшего или среднего педагогического образования, допобразования по спецпрограмме.
  2. Вожатый. Создает условия для развития детских коллективов в учреждениях образования и оздоровления. Претендент на должность обязан иметь среднее полное образование и пройти дополнительную подготовку по педагогическому профилю.
  3. Помощник воспитателя, младший воспитатель. Согласно Единому квалификационному справочнику должностей работников образования в рамках трудовых функций принимает участие в планировании и организации учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Требования по должности — аналогично вожатому.
  4. Секретарь учебной части. Обеспечивает обработку входящей корреспонденции, ее передачу в структурные подразделения ОУ, ведет делопроизводство. Наличие среднего образования по профилю делопроизводства является обязательным для соискателей, при этом требования к стажу работы специалиста не предъявляются.
  5. Диспетчер образовательного учреждения. Участвует в проектировании расписания и регулирования учебно-воспитательного процесса. Требования к претендентам на должность — наличие среднего образования в сфере организации трудовой деятельности, можно без стажа работы.

Руководство Единым квалификационным справочником должностей педагогических работников является обязательным условием при разработке должностных инструкций, но руководителям ОУ при управлении кадровой работой также следует учитывать специфику организационно-педагогических условий, при необходимости закрепляя дополнительные уточнения (например, подробное описание трудовых функций сотрудника, порядок начисления оплаты при изменении санитарно-эпидемиологической ситуации и т.д.).

Директор школы уполномочен расширять круг должностных обязанностей каждого из подчиненных, при условии, что предлагаемые функции не требуют специальной подготовки и предусматривают справедливое начисление заработной платы. При разработке должностных инструкций для специалистов школы, не имеющих непосредственного отношения к образовательному процессу (бухгалтер, медицинский работник, художественный руководитель и другие), рекомендуется руководствоваться разделом ЕКС и профстандартами по профильному для работника виду деятельности. В отдельных случаях, если лицо, претендующее на должность, не имеет образовательного уровня, закрепленного в требованиях к квалификации, но владеет достаточным опытом в организации и ведении деятельности по направлению, что подтверждено образцовыми отзывами, аттестационная комиссия вправе рекомендовать руководителю ОУ подтвердить назначение в качестве исключения.

Скачать «Квалификационные характеристики педагогических работников»Сохранить в .docxСкачать «Квалификационные характеристики руководителей учреждения образования»Сохранить в .docxСкачать «Квалификационные характеристики учебно-вспомогательного персонала»Сохранить в .docx

Единый квалификационный справочник должностей работников образования: риски и перспективы

Справочники являются одними из четырех документов, определяющих деятельность специалистов народного образования, наряду с ФГОС, законом «Об образовании в РФ» и профессиональными стандартами. Профстандарты были введены в действие с июля 2016 года, они должны устранить пробелы в квалификационных справочниках и модернизировать систему запросов к квалификации педработников. Действие их распространяется на предприятия государственного сектора, лиц, претендующих на определенные гарантии и льготы, а также если законодательством для определенных должностей установлен требуемый уровень квалификации. Согласно правительственной инициативе, справочники постепенно будут заменены профстандартами. Последние характеризуют профессиональную деятельность педагога и участие в учебно-воспитательном процессе. Как и Единый квалификационный справочник должностей работников дополнительного образования, профстандарт выполняет несколько функций:

  • регламентирует законодательные требования к должности;
  • определяет наличие права работника на льготы, компенсации или ограничения на трудоустройство;
  • используется в формировании эффективной системы оплаты труда.

В 2019 году вопрос отмены ЕКС и ЕТКС провоцирует бурную полемику среди специалистов кадровых служб, однако ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что действие справочников будет отменено, остается открытым вопрос, когда это произойдет. По этой причине при разработке должностных инструкций работников образования и руководителей образовательных учреждений целесообразно ориентироваться не на положения устаревших справочников, а на недавно принятые профессиональные стандарты.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *