ДОПУСТИМЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ УРОВНИ ОБЛУЧЕНИЯ

Критерием количественной оценки радиационного воздействия радиоактивных веществ при малых уровнях ионизирующего излучения является эквивалентная доза, поглощенная организмом или его отдельным органом. В соответствии с НРБ-99 суммарное воздействие внешних и внутренних источников на каждый критический орган не должно превышать соответствующий ПДД в год.

Однако во многих случаях эту дозу не представляется возможности измерить непосредственно, например, в случае внутреннего облучения. Поэтому для обеспечения требований Норм регламентируется набор допустимых уровней.

Допустимый уровень (ДУ) — производный норматив для поступления радионуклидов в организм человека за календарный год, усредненных за год мощности эквивалентной дозы, концентрации радионуклидов в воздухе, питьевой воде и пище, плотности потока частиц и т.п., рассчитанный для референтных условий облучения из значений пределов доз.

Устанавливается такой перечень допустимых уровней, относящихся к радиационно-гигиеническим регламентам первой группы.

Для категории А:

  • · допустимое поступление радионуклида через органы дыхания;
  • · допустимая концентрация радионуклида в воздухе рабочей зоны;
  • · допустимая плотность потока частиц;
  • · допустимое радиоактивное загрязнение кожи, спецодежды и рабочих поверхностей. Для категории Б:
  • · допустимое поступление радионуклида через органы дыхания и органы пищеварения;
  • · допустимая концентрация радионуклида в воздухе и питьевой воде.

При ежегодном поступлении на уровне любого из допустимых поступлений средняя эквивалентная доза за любой календарный год у критической группы лиц категории Б будет равна или меньше предела дозы в зависимости от времени достижения равновесного содержания радионуклида в организме.

При расчетах предела дозы учитывается вид излучения, физико-химические свойства радиоактивных веществ и биологические константы, характеризующие их поведение в организме. Важнейшие из них — это коэффициенты всасывания в кровь, доля вещества, депонирующего в критическом органе, эффективный период полувыведения из критического органа Тэфф.

Для подавляющего большинства радионуклидов значение Тэфф равен от долей до 100 суток. Для таких радионуклидов допустимое поступление рассчитывают исходя из равновесного накопления его в критическом органе. При нормировании поступления радионуклидов с большим Tэфф осуществляется более жесткий подход. В этом случае при недопустимом накоплении радионуклида в организме может возникнуть необходимость исключить дальнейший его контакт с источниками излучений, а это трудно сочетать с требованием законодательства — обеспечить возможностью работы такого человека по избранной специальности в течение всего трудоспособного периода.

На практике измерение величин допустимых поступлений, как правило, бывает затруднительно. Для этих случаев необходимо ограничивать содержание радионуклидов и осуществлять их контроль в средах обитания человека. Так для осуществления оперативного радиационного контроля внутреннего облучения установлена среднегодовая допустимая концентрация радионуклидов в воздухе рабочих помещений и в питьевой воде.

Допустимое поступление через органы дыхания — допустимый уровень, обеспечивающий непревышение дозового предела при любых сочетаниях возраста, AMAD и типа соединения ингалируемой примеси. Для персонала рассматривается только референтный возраст «Взрослый», где референтный возраст — один из шести фиксированных возрастов, используемых в системе нормирования облучения.

Медианный по активности аэродинамический диаметр (AMAD) -характеристика статистического распределения активности полидисперсного аэрозоля по аэродинамическому диаметру dae. Половина активности рассматриваемого аэрозоля ассоциирована с частицами, имеющими dае больший, чем AMAD. Используется когда доминирующими механизмами, определяющими отложения в органах дыхания, является инерционное и гравитационное осаждения, как правило, при AMAD больших 0,5 мкм. При отсутствии фактических данных предполагается логнормальное распределение частиц.

При ингаляции всех выбранных аэрозолей максимальные значения ожидаемых эффективных доз на единицу содержания в воздухе, приходится на интервал 0,01 — 0,1 мкм.

Доза на единицу перорального/ингаляционного поступления — годовая эффективная доза, рассчитанная при единичном (1Бк) пероральном или ингаляционном поступлении для одного из шести референтных возрастов t.

Допустимая концентрация в питьевой воде — допустимый уровень, обеспечивающий непревышение дозового предела для любого из референтных возрастов населения.

Допустимая концентрация в воздухе — допустимый уровень, обеспечивающий непревышение дозового предела при любых сочетаниях возраста, AMAD и типа соединения ингалируемой примеси. Для населения рассматриваются все референтные возрасты, для персонала — только референтный возраст «Взрослый».

Референтные объемы потребления воды, время облучения и объемы вдыхаемого воздуха приведены в таблице 3 и таблице 4.

Таблица 3 Референтные объемы потребляемой воды на протяжении одного года

Референтный возраст

3 мес.

1 год

5 лет

10 лет

15 лет

«Взрослый»

Объем годового потребления питьевой воды, л

Таблица 4 Референтное распределение времени облучения и соответствующие объемы дыхания

Возраст

Объем воздуха за сутки, м3

Объем воздуха за год, м3

3 месяца

2,86

1 год

5,17

5 лет

8,72

10 лет

14,20

15 лет

20,11

«Взрослый»

22,22

«Взрослый», персонал (категории А,Б)

9,60

При внешнем облучении человека мощность дозы излучения в различных точках рабочего помещения или территории вокруг предприятия хорошо характеризуют уровень возможного воздействия. Поэтому для контроля внешнего облучения в период работы при нормальной эксплуатации, а также при проектировании биологической защиты и оценки ее эффективности в нормативные документы введены допустимый уровень — мощность эквивалентной дозы.

Допустимая мощность дозы (ДМД) — допустимый уровень усредненной за год мощности эквивалентной дозы на все тело при внешнем облучении. Численно равняется отношению предела дозы (ПД) к времени облучения (t) на протяжении календарного года:

ДМД = ПД/t. (1)

Для лиц категории А значения t = 1700 час./год, для лиц категории Б — t = 8760 час./год.

Действие на организм человека изотопов инертных радиоактивных газов (ИРГ) — аргона, криптона, ксенона и короткоживущих нуклидов азота, кислорода определяется внешним в, г-облучением, т.к. эти радионуклиды мало накапливаются в организме. Допустимая концентрация РБГ ограничивается допустимой мощностью дозы внешнего излучения для таких критических органов как: кожа, подкожные ткани, гонады. В этих случаях допустимая концентрация производится по модели «погружение в радиоактивное облако». При этом допустимая концентрация увеличивается с увеличением размеров помещений. При этом может измениться и критический орган. На открытой местности — это, как правило, гонады или все тело, а в помещениях небольшого размера — кожа из-за облучения ее в-частицами.

В НРБ-99 значения допустимых уровней приведены для случая воздействия одного радиоактивного фактора: одного вида внешнего облучения или поступления в организм одного определенного вида радионуклида.

Для смеси радионуклидов известного состава числовое значение допустимого поступления рассчитывается по формуле:

(2)

где ДП — допустимое поступление данной смеси радионуклидов;

Pj — относительное содержание в смеси j-го радионуклида к общей активности смеси, %;

ДПj — допустимое поступление j-гo радионуклида.

Допустимое радиоактивное загрязнение поверхности (ДЗ) — допустимый уровень, установленный на уровне, не допускающем превышения предела дозы за счет радиоактивного загрязнения поверхности рабочих помещений, оборудования, индивидуальных средств защиты и кожных покровов.

Допустимая плотность потока частиц (фотонов) (ДПП) — допустимый уровень усредненной за год плотности потока частиц. ДПП численно равняется отношению допустимой мощности дозы (ДМД) к удельной максимальной дозе hм (Зв·см2/част.) от внешнего облучения:

ДПП = ДМД/hM. (3)

Допустимый сброс (ДС) — регламентированный максимальный уровень жидкостного сброса. ДС — сброс, при котором суммарная годовая эффективная доза представителя критической группы населения за счет всех радионуклидов, присутствующих в выбросе, не превышает квоту предела дозы.

Контрольные уровни

В соответствии с концепцией беспорогового действия ионизирующих излучений, заключающейся в том, что облучение должно поддерживаться на сколь возможно низком уровне, рекомендуется устанавливать значения измеряемых величин, при превышении которых должны быть предприняты какие-то особые действия и решения, называя их контрольными уровнями. Рекомендуется ориентироваться на такие уровни:

  • * уровни регистрации, при превышении которых результат должен быть записан;
  • * уровни исследования, выше которых должны исследоваться причины или значения результата;
  • * уровни вмешательства, при превышении которых должны рассматриваться действия на исправление положения.

Использование этих уровней поможет избежать ненужной или непродуктивной работы и эффективно распределить ресурсы.

Контрольные уровни — радиационно-гигиенические регламенты первой группы, численные значения которых устанавливаются исходя из фактически достигнутого на данном радиационно-ядерном объекте или территории уровня радиационного благополучия.

Система контрольных уровней на практике применяется довольно широко.

Контрольные уровни устанавливают с целью фиксации достигнутого уровня радиационной безопасности на данном радиационном объекте, в населенном пункте и окружающей среде.

На основе существующей радиационной ситуации на конкретном радиационно-ядерном объекте для отдельных его помещений, санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и других объектов для планирования мероприятий защиты и оперативного контроля за радиационным состоянием устанавливаются контрольные уровни и соответствующие им допустимые уровни для всех или отдельных категорий облученных лиц.

Значения контрольных уровней устанавливаются меньшими соответствующих дозовых пределов и допустимых уровней. Можно устанавливать контрольные уровни для отдельного радионуклида и (или) пути его поступления, включая введение контрольных уровней на содержание радионуклида в отдельном продукте питания или на отдельной территории.

Контрольные уровни могут устанавливаться для отдельных технологических операций, режимов эксплуатации и отдельных подразделений радиационно-опасных производств.

При превышении контрольного уровня администрацией радиационно-опасного производства проводится расследование с целью определения и устранения причин, приведших к превышению.

Превышение контрольного уровня еще не представляет непосредственной опасности для здоровья людей, а является лишь сигналом об ухудшении радиационной обстановки и необходимости принятия мер по ее улучшению. Обычно, на практике, контрольные уровни устанавливаются для тех радиационных факторов, которые присущи данному предприятию или являются ведущими, остальными, менее существенными, можно пренебречь.

При установлении контрольных уровней рекомендуют придерживаться следующего алгоритма (рис. 4):

Рис. 4. Алгоритм установления контрольных уровней

Контрольный уровень

Контрольный уровень – это значение контролируемой величины дозы, мощности дозы, активности, плотности потоков и др., устанавливаемое для оперативного радиационного контроля с целью закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Контрольный уровень устанавливаются для:

  • годовой эффективной и эквивалентной дозы;
  • количества поступающих радионуклидов в организм и их содержания в организме, необходимых для оценки годового поступления;
  • объемной или удельной активности радионуклидов в воздухе, воде, продуктах питания, строительных материалах и др.;
  • радиоактивного загрязнения кожных покровов, одежды, обуви, рабочих поверхностей;
  • дозы и мощности дозы внешнего облучения;
  • плотности потока частиц и фотонов.

Значение этих уровней устанавливается таким образом, чтобы было гарантировано не превышение основных пределов доз и реализация принципа снижения уровней облучения до возможно низкого уровня. При этом учитывается облучение от всех подлежащих контролю источников излучения, достигнутый уровень защищенности, возможность его дальнейшего снижения с учетом требований, основанных на принципе оптимизации.

В рекомендациях Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) 1990 (Публикация 60, часть 1, 61 МКРЗ) отмечается, что контрольным уровнем следует называть установленные значения измеряемых величин, при превышении которых должны быть предприняты какие-то особые действия. Имеется в виду, что значения измеряемых величин лежат ниже их величин, вытекающих из пределов доз, установленных нормами радиационной безопасности (НРБ-99). Использование контрольного уровня в практике обеспечения радиационной безопасности помогает избегать ненужной или непродуктивной работы, а также эффективно распределить ресурсы.

Обнаруженное превышение контрольного уровня является основанием для выяснения и анализа причин этого превышения и принятия необходимых мер к восстановлению достигнутого ранее уровня радиационной безопасности.

Источники: Нормы радиационной безопасности: Гигиенические нормативы. – М., 1999; Радиационная безопасность. Рекомендации МК РЗ 1990 г. Публ. 60. часть 1, 61 МК РЗ. – М., 1994.

О контрольных уровнях доз для персонала А в рентгенодиагностических кабинетах организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • НОВОСТИ
  • ОБ УПРАВЛЕНИИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ЕАО
    • О службе
    • Руководство
    • Функции и полномочия
    • Структура
    • Контактная информация
    • Профессиональная ориентация
    • Реквизиты организации
    • Защита персональных данных
    • Закупки
    • Вакансии
      • Итоги конкурса
      • Объявления
    • Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц
      • Информация о порядке приёма
      • График приема граждан
      • Общественная приемная
      • Информация о работе с обращениями граждан
      • Приём обращений граждан
  • ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • План мероприятий
      • план мероприятий 2016
      • план мероприятий 2015
      • план мероприятий 2014
      • план мероприятий 2013
      • план мероприятий 2012
      • план мероприятий 2011
      • план мероприятий 2010
    • Санитарный надзор
    • Защита прав потребителей
    • Общественный совет
    • Эпидемиологический надзор
      • Вопросы вакцинации
      • Санитарная охрана территории
        • Актуальная информация
        • Информация о санитарно-карантийном контроле в пунктах пропуска государственной границы
    • Информация о проведённых проверках
    • Судебная и административная практика
    • Лицензирование
    • Государственная регистрация
    • Реестры санитарно-эпидемиологических заключений
    • Уведомления о начале предпринимательской деятельности
    • Публичные слушания
  • ДОКУМЕНТЫ
    • Государственные доклады
    • Административные регламенты
    • Соглашения
    • Прочие документы
    • Федеральные законы
    • Санитарные правила
    • Постановления Правительства РФ
    • Методические документы
    • Постановления
    • Приказы
    • Протоколы, Решения
    • Планы
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Форма обращений граждан!
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
  • САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
  • ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
    • Информационные материалы
    • Оценка качества предоставления государственных услуг
    • Государственные услуги
      • Государственная регистрация продукции
        • Внесение изменений в действующее свидетельство о государственной регистрации
        • Государственная регистрация впервые внедряемой продукции, впервые ввозимой на территорию РФ
      • Лицензирование отдельных видов деятельности
        • Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность в области использования источников ионизирущего
        • Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей
        • Получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего
          • Административные процедуры
          • Основания для отказа
          • Порядок обжалования
        • Получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей
        • Получение копии документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего
        • Получение лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)
        • Получение лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний
      • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений
        • Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения
          • Нормативно-правовые акты
          • Административные процедуры
          • Основания для отказа
          • Порядок обжалования
        • Получение санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности
          • Нормативно-правовые акты
          • Административные процедуры
          • Основания для отказа
          • Порядок обжалования
        • Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию
          • Нормативно-правовые акты
          • Административные процедуры
          • Основания для отказа
          • Порядок обжалования
      • Приём уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности
        • Внесение изменений в реестре уведомлений
          • Нормативно-правовые акты
          • Административные процедуры
          • Основания для отказа
          • Порядок обжалования
        • Регистрация в реестре уведомлений
          • Нормативно-правовые акты
          • Административные процедуры
          • Основания для отказа
          • Порядок обжалования
        • Порядок предоставления уведомлений
      • Государственные услуги в электронной форме

Категории облучаемых лиц и дозовые пределы облучения. Контрольные и административные уровни облучения

3. Категории облучаемых лиц и дозовые пределы облучения.
Контрольные и административные уровни облучения.

3.1. Нормами РБ‑99 по уровням требований к обеспечению защищённости установлены следующие категории облучаемых лиц: персонал группы А, персонал группы Б и население. Применительно к ИФВЭ:

3.1.1. персонал группы А: — сотрудники ИФВЭ и прикомандированные сотрудники других организаций (в т. ч. практиканты, студенты, аспиранты и т. п.), непосредственно работающие с техногенными источниками ионизирующих излучений. Для персонала группы А обязателен индивидуальный радиационный контроль. Рабочие места персонала группы А располагаются в зданиях, доступ в которые для персонала группы Б и населения, при наличии в них радиационного фактора, разрешается лишь на ограниченное время по согласованию со службой РБ и РК.

3.1.2. персонал группы Б: — сотрудники ИФВЭ и прикомандированные сотрудники других организаций (в т. ч. практиканты, студенты, аспиранты и т. п.), непосредственно не работающие с техногенными источниками ионизирующих излучений, но находящиеся в сфере воздействия излучения этих источников. Рабочие места персонала группы Б располагаются на территориях технических площадок У‑70 и ОЛУ, доступ на которые ограничен пропускным режимом.

3.1.3. население — персонал групп А и Б вне сферы и условий работы и другие сотрудники, не входящие в категорию персонал, а также жители г. Протвино.

3.2. Для указанных категорий облучаемых лиц устанавливаются 3 класса нормативов:

· основные пределы доз (ПД);

· допустимые уровни монофакторного воздействия;

· контрольные и административные уровни.

3.3. Основные пределы доз (ПД), приведены в таблице 3.1:

>Таблица 3.1. Основные пределы доз.

Нормируемые
величины*

>Пределы доз
>Персонал

Население

группа А

группа Б**

Эффективная доза

20 мЗв (2 бэр) в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв
(5 бэр) в год.

5 мЗв (0.5 бэр) в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 12.5 мЗв (1.25 бэр) в год.

1 мЗв (0.1 бэр) в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв
(0.5 бэр) в год.

Эквивалентная доза за год:

в хрусталике глаза***

в коже****

в кистях и стопах

150 мЗв (15 бэр)

500 мЗв (50 бэр)

500 мЗв (50 бэр)

37.5 мЗв (3.75 бэр)

125 мЗв (12.5 бэр)

125 мЗв (12.5 бэр)

15 мЗв (1.5 бэр)

50 мЗв (5 бэр)

50 мЗв (5 бэр)

Примечания:

* Допускается одновременное облучение до указанных пределов по всем нормируемым величинам.

** Основные пределы доз, как и все остальные допустимые уровни облучения персонала группы Б равны 1/4 значений для персонала группы А.

*** Относится к дозе на глубине 300 мг/см2.

**** Относится к среднему по площади в 1 см2 значению в базальном слое кожи толщиной 5 мг/см2 под покровным слоем толщиной 5 мг/см2 . На ладонях толщина покровного слоя — 40 мг/см2. Указанным пределом допускается облучение всей кожи человека при условии, что в пределах усредненного облучения любого 1 см2 площади кожи этот предел не будет превышен. Предел дозы при облучении кожи лица обеспечивает непревышение предела дозы на хрусталик от бета‑частиц.

3.3.1. Основные пределы доз облучения не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий. На эти виды облучения устанавливаются специальные ограничения.

3.3.2. Эффективная доза для персонала не должна превышать за период трудовой деятельности (50 лет) — 1000 мЗв (100 бэр), а для населения за период жизни (70 лет) — 70 мЗв (7 бэр). Начало периодов вводится с 1 января 2000 года.

3.3.3. При одновременном воздействии на человека источников внешнего и внутреннего облучения годовая эффективная доза не должна превышать пределов доз, установленных в табл. 3.1.

3.3.4. Для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками излучения, эквивалентная доза на поверхности нижней части области живота не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр) в месяц. Для обеспечения выполнения указанного норматива при одновременном воздействии источников внешнего и внутреннего облучения должно выполняться требование п. 3.3.3.

3.3.5. При установлении беременности женщина должна на периоды беременности и грудного вскармливания ребенка переводиться на работу, не связанную с источниками излучения. Перевод осуществляется на основании представленного администрации института соответствующего медицинского заключения.

3.3.6. Для студентов и учащихся старше 16 лет, проходящих профессиональное обучение в ИФВЭ с использованием источников излучения, годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала группы Б.

3.3.7. В соответствии с определением предела дозы для персонала группы А при получении за год сотрудником дозы более 20 мЗв (2 бэр) руководителем соответствующего подразделения должны быть приняты меры для снижения его облучаемости при последующей работе. Меры должны обеспечивать соблюдение (с учётом доз за предыдущие годы) условия непревышения дозы 100 мЗв (10 бэр) за любые последовательные 5 лет (начиная с 1 января 2000 года).

3.4. Допустимые уровни (мощность дозы и другие параметры радиационной обстановки) монофакторного (для одного радионуклида, одного вида внешнего облучения) воздействия являются производными от основных пределов доз.

3.4.1. В таблице 3.2. приводятся расчётные допустимые значения мощности эквивалентной дозы для определённого времени облучения. Они должны использоваться при проектировании защиты и оценок её достаточности после монтажа.

Таблица 3.2. Допустимая мощность эквивалентной
дозы (ДМЭД) для определённого времени облучения.

Категория облучаемых лиц

Назначение помещений института и территорий вокруг него

Продолжительность облучения, часов в год

ДМЭД (на рабочем месте за защитой) при эксплуатации ИИИ, мкЗв/ч (мбэр/ч)

ДМЭД при проектировании защиты ИИИ, мкЗв/ч (мбэр/ч)

персонал

группа А

Помещения постоянного пребывания персонала

12.0 (1.2)

6.0 (0.6)

группа А

Помещения временного пребывания персонала

24.0 (2.4)

12.0 (1.2)

группа Б

Помещения организаций и территория санитарно‑защитной зоны, где находится персонал группы Б

2.4 (0.24)

1.2 (0.12)

население

Любые другие помещения и территории

0.12 (0.012)

0.06 (0.006)

3.4.2. Для рабочих мест с пребыванием персонала в течение неполной смены, или периодических излучателей (ускорители и т. п.) расчеты ДМЭД и защиты должны проводится с учётом продолжительности облучения за год с усреднением мощности дозы за смену работы.

3.5. Контрольные и административные уровни (КУ, АУ) измеряемых параметров радиационной обстановки (дозы, мощности доз, плотности потоков и др.) вводятся, чтобы оперативно регулировать работу установок — источников излучения. Их значения учитывают достигнутый в ИФВЭ уровень радиационной безопасности и обеспечивают условия, при которых радиационное воздействие будет ниже допустимого. Они могут пересматриваться по согласованию с ЦГСЭН‑174 приказом директора института отдельно от настоящего положения.

3.5.1. Административные уровни параметров радиационной обстановки вводятся с целью реализации принципа оптимизации (п. 2.3.) и предотвращения превышений контрольных уровней доз излучения (интегральных КУ). Они используются в автоматизированных системах непрерывного радиационного контроля (АСРК).

3.5.2. Контрольные и административные уровни не заменяют собой пределов дозы и не являются допустимым значением контролируемой величины. Они используются для определения необходимых действий персонала, контролирующего радиационную обстановку, и персонала, управляющего работой установок, в случаях, когда значение контролируемой величины превышает или по прогнозу должно превысить контрольный (административный) уровень.

3.5.3. Контрольные и административные уровни измеряемых параметров радиационной обстановки при работе У‑70 с пучком и установок в зданиях 100 и 100А приведены в приложении 2.

3.5.4. Превышение интегральных КУ рассматривается как нарушение технологической дисциплины в управлении источником и контроле радиационной обстановки. В этих случаях по докладной записке начальника службы РБ и РК главный инженер института создает комиссию для расследования причин их превышения.

3.5.5. Превышение административных уровней рассматривается как нарушение технологического режима в управлении источником и нормального состояния радиационной обстановки. Оперативный персонал пультов управления ускорителей и пульта управления каналами по сообщению дежурного персонала службы РБ и РК обязан выяснить причины превышений и принять меры к нормализации радиационной обстановки. На нормализацию радиационной обстановки отводится не более 2 часов. Это время дежурным персоналом службы РБ и РК в зависимости от уровней превышений может быть сокращено. В особо сложных для регулировки ситуациях указанное время может быть увеличено ответственным сотрудником службы РБ и РК до 3 часов за смену. Обо всех обстоятельствах и действиях по данному пункту соответствующий персонал ведёт записи в своих оперативных журналах.

3.5.6. При опробованных режимах допускается повышение административных уровней в части сеанса работы генерирующих излучение установок и их соответствующее уменьшение в другой части сеанса. Указанные изменения определяются из условия соблюдения интегральных КУ. Такое изменение административных уровней оформляется указанием главного инженера ИФВЭ.

3.5.7. При отсутствии резерва по контрольным уровням и истечении указанного выше времени настройки снижается общая или парциальная интенсивность ускоренного пучка до нормализации радиационной обстановки (РО). При превышениях административных уровней в 5 и более раз интенсивность пучка снижается немедленно (если нет других способов немедленной нормализации РО).

3.5.8. При потере непрерывного контроля РО в залах 1БВ, 2 и 2А дежурный персонал службы РБ и РК докладывает об этом своим руководителям для принятия необходимых мер по восстановлению контроля. При невозможности восстановления контроля в течение смены начальник службы РБ и РК или заместитель начальника ОРИ по РБ (или лица, их замещающие) сообщают об этом на главный пульт управления У‑70 (ГПУ) и своим руководителям.

3.5.9. Начальник смены ГПУ по получению сообщения, указанного в п. 3.5.8, прекращает работу с пучком в У‑70 и докладывает своим руководителям. Работа с пучком возобновляется после получения сообщения от персонала службы РБ и РК о восстановлении режима непрерывного контроля РО. Все сообщения, распоряжения, действия и обстоятельства по такой ситуации оформляются записями в оперативных журналах ГПУ и службы РБ и РК.

3.5.10. Ответственность за поддержание технологического режима установок, обеспечивающего непревышение КУ, возлагается на начальников смен установок и руководителей подразделений, в ведении которых данные установки находятся.

3.6. Для контроля накопления индивидуальных доз облучения и своевременного принятия мер, ограничивающих облучение персонала (сокращение продолжительности работы в РВУ и т. п.), используется уровень исследования (расследования). В условиях ИФВЭ уровень исследования (расследования) устанавливается как контрольный уровень дозы за период контроля (период между обменами) индивидуальных дозиметров. Контрольные уровни доз внешнего облучения персонала приведены в приложении 3.

3.7. Запрещается любая, даже кратковременная работа с источниками ионизирующего излучения и включение установок, генерирующих излучение, при необеспеченности индивидуального дозиметрического контроля сотрудников, входящих в категорию персонал.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *