Права ребенка

Права и обязанности ребенка в РФ появляются у человека с самого его рождения. Если говорить про реализацию этих прав или дееспособность, то такие способности появляются у человека только в восемнадцати лет. Иногда устанавливаются другие возрастные пределы, если этого позволяет закон.

Замечание 1

Полагаясь на внутреннее и международное законодательство и декларацию о правах ребенка, каждый несовершеннолетний человек обладает такими правами и свободами:

  • Право иметь имя и фамилию, гражданство и их изменение.
  • Право на общение с родственниками и семьей.
  • Получение содержания от родителей: алиментов, пенсии, пособия.
  • Права ребенка на защиту личных интересов.
  • Защита от наркотиков и торговли такими веществами.
  • Защита от экономической эксплуатации.
  • Возможность свободно высказывать свои взгляды, при том учитывается возраст и зрелость.
  • Возможность участия в молодежных и детских организациях для общественного и личного развития в социальной сфере.
  • Доступ к нужной информации и материалам.
  • Право на свободу совести и веры.
  • Возможность получения образования.
  • Право проживать в помещении с нужными условиями.
  • Право на имущество, которое было с рождения или на наследство.

Обязанности ребенка

Права и свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. По этой причине, ребёнок имеет не только права и свободы, но и некие обязанности.

Как и остальные люди, ребенок должен уважать и принимать права и личные интересы других людей. Должен уважать культуру и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Важно, чтобы ребенок знал и соблюдал законы страны, в которой проживает, аккуратно относился к окружающей среде и к разным видам собственности.

Если человек не придерживается законов своей страны, то он попадает под юридическую ответственность. Несовершеннолетний человек должен получить необходимое образование и начинать готовиться к самостоятельному труду. У каждого ребёнка должна быть семья, которую он должен уважать и заботиться.

Дети мужского пола несут воинскую повинность в виде учёта и военной подготовки. Если ребенок нарушает закон, то, учитывая уголовное право, может привлекаться к ответственности за разные правонарушения с 14 лет. К административной ответственности может привлекаться с 16 лет.

Рассматривая статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ребенок в 14-летнем возрасте может привлекаться к уголовной ответственности за такие правонарушения:

  • Грабеж.
  • Разбой.
  • Предумышленное убийство.
  • Изнасилование.
  • Угон транспорта.
  • Захват заложников.
  • Вымогательство и прочее.

Административная ответственность наступает с 16-ти лет за такие правонарушения:

  • Неправильное обращение с животными.
  • Повреждение общих транспортных средств.
  • Принятие алкоголя.
  • Приставание к другим людям, прохожим.
  • Мелкое хулиганство.
  • Несоблюдение правил дорожного передвижения и прочее.

Документы, доказывающие права и обязанности детей

Большое влияние на развитие законодательства о правах ребенка оказала Женевская декларация прав детей. Она была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Главный вклад данной декларации – определение стратегического направления о том, что ребёнок должен получать самое лучшее, что есть у человечества.

Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году и считалась первым международным документом по правам человека. В ней говорится, что каждый ребёнок имеет право заботу и защиту своих прав, на что не влияет пол, родной язык, происхождение, национальность, вера и другие факторы.

В 1959 году отдельная Декларация прав ребенка утвердила, что каждый ребенок нуждается в особой правовой защите, и что власть и общественные организации должны соблюдать права ребенка и осуществлять меры по их защите. В 1979 году была принята Конвенция о правах ребенка организацией Объединенных Наций. Она включала социально-правовые основы. Из них главными являются такие: ребенок – это самостоятельная и полноправная личность, а также были обоснованы ценности интересов ребенка перед нуждами страны, отечества, семьи и религии.

В названных бумагах четко просматриваются главные права детей на имя и фамилию, гражданство, образование, отдых, материальную независимость и т.д. Важное место занимает проблема поддержки и охраны прав детей, защиты ребенка от жестокого обращения и эксплуатации.

В 1990 году в Нью-Йорке выдана всемирная Декларация о обеспечении выживания, защиты и развития ребенка. Государства, которые принимали в ней участие, объявили, что готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение и жизнедеятельность детей. Дополнением к Конвенции о правах детей стала Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка, принятая 25 января 1996 года в масштабах Совета Европы. Она обозначила меры, которые призваны для соблюдения прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

К Конвенции о правах ребенка было принято два факультативных протокола Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года:

  • Документ про торговлю детьми и детскую проституцию.
  • Документ про участие детей в вооруженных конфликтах.

При стихийных бедствиях, геноциде, вооружённых конфликтах, участвующие страны пообещали приложить все усилия, чтобы дети получили необходимую поддержку, охрану и защиту для быстрого возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года было выдвинуто предложения создания глобального движения «Мир, подходящий для жизни детей». Предложение поступило от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Цель данного движения – обеспечить детям полную безопасность и благосостояние.

На сегодня детские права оберегаются такими лицами:

  • Органы государственной власти.
  • Родители или опекуны.
  • Педагогические, медицинские или социальные работники.
  • Общественные организации.

Детям о Конституции(классный час для учащихся 6 класса )

«Детям о Конституции»

(классный час для учащихся 6 класса )

Задачи:

1. Расширить представление детей о Конституцией РФ – основного закона нашей страны.

2. Формирование чувства собственного достоинства

3. Осознания своих прав , свобод, обязанностей.

4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.

5. Воспитывать у детей уважение к своей стране

Ход занятия :

Дорогие ребята!

У каждого из вас есть свой любимый праздник – день рождения. В этот день приятно получать поздравления и подарки , а потом ,загадав желание ,задуть свечи на праздничном пироге. Но этот праздник только ваш , семейный ,на который собираются близкие и друзья.

А есть праздники общие для всего народа , для всей нашей многонациональной страны. И один из таких праздников День Конституции.

Так что же такое Конституция ?

СЛАЙД 2

Конституцию принято называть Основным законом государства. Потому что все другие законы , принимаемые в стране , должны соответствовать Конституции и не противоречить ей. Вот почему Конституция — самый главный закон , » закон законов» .

СЛАЙД 3

Конституция устанавливает каким должно быть государство , какие права , свободы и обязанности есть у каждого из его граждан. Конституция определяет основу общественного и государственного строя , форму правления и государственного устройства. Конституцию можно сравнить с прочным фундаментом , на котором строится и стоит наш с вами общий дом Российская Федерация.

СЛАЙД 4

Наше государство насчитывает пять изданий Конституции.

Первая Конституция была принята в 1918 году.

Вторая – в 1924 году.

Третья – в 1936 году.

Четвёртая Конституция была принята в 1977 году.

И последняя , пятая Конституция ,была принята в 1993 году.

СЛАЙД 5

Так выглядела Конституция 1918 года. Это была первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 года.

Она юридически закрепила власть рабочих и крестьян(диктатуру пролетариата) , отвергала частную собственность, допускала её принудительное изъятие

СЛАЙД 6

В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик – СССР в состав которого вошли: Беларусия , Украина , Россия , Грузия , Армения ,Азербайджан. Это было новое государство . новому государству требовалась новая Конституция — новый «фундамент» и 31 января 1924 года была принята Конституция СССР.

СЛАЙД 7

В 1936 году был принят текст новой Конституции СССР. В его разработке активное участие принимал И.В.Сталин , руководивший в тот период страной. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма. Закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.

СЛАЙД 8

А в 1977 году была принята новая Конституция СССР , закреплявшая однопартийную политическую систему(КПСС). В Конституции было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Она получила название «брежневской конституции» , так как была принята во время правления страной Л.И.Брежневым.

Эта Конституция действовала до 1993 года .

СЛАЙД 9

И 12декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации , которая является основным законом государства по сей день.

Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.

В этом году будет отмечаться 22 года со дня принятия последней Конституции России.

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан.

Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

СЛАЙД 12

Кроме прав и свобод граждан Конституция содержит ещё и обязанности

СТ,38 — Забота родителей о детях и их воспитание

СТ,38 — Трудоспособные дети ,достигшие 18 лет ,заботятся о нетрудоспособных родителях

СТ,59 — Защита Отечества (долг и обязанность гражданина Российской Федерации)

СТ,57 — Каждый обязан платить установленные налоги и сборы

СТ,43 — Получение основного общего образования (Основное общее образование обязательно – 9 классов)

СЛАЙД 13

Каждый ученик может подробнее узнать о Конституции РФ, прочитав сам закон, или специальный справочник для школьников

А сейчас мы проведём небольшую викторину и посмотрим насколько внимательно вы слушали мой рассказ.

А называется наша викторина «Конституция и я»

СЛАЙД 14

Игра организована по принципу телевикторины «Своя игра». Викторина содержит четыре группы вопросов:

1. «Простой вопрос»

Детям предлагается вопрос и три варианта ответа один из которых правильный

2.»Нарушили»

Детям предлагаются видеофрагменты где нарушаются права и свободы героев . Задача детей — определить нарушенное право .На слайде идущем после фрагмента приведён правильный ответ.

3. «Обязанности»

по картинке дети должны назвать обязанность граждан определённых Конституцией. время обсуждения -20 с.Можно включить часы ,нажав назвуковой колокольчик.

4. «Символика»

проверяется знание детьми основных символов государства

Игра содержит два призовых сектора.

!!! Если во время воспроизведения игры не будут воспроизводиться видеофрагменты , надо удалить фрагмент из презентации и ещё раз вставить его.

Классный час (4 класс) на тему: Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

Работа подготовлена

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 27 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Никулиной Натальей Валерьевной

Классный час на тему

«Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

(4 класс)

Ц е л и:

1.Познакомить с основным законом — Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Форми ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

У ч и т е ль. Мы начинаем наш классный час, посвященный празднику, который отмечает наша страна 12 декабря.

-Я думаю, многие знают, о каком празднике пойдет речь сегодня. (День Конститу ции.)

-Да, Россия отмечает День Конституции.

-Мы с вами жители России и обязаны знать символы государства.

— Напомним друг другу, какие гocyдарственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)

-Что представляет собой наш государственный флаг? (Сообщение ученика .Государственный флаг России- прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная. Считается, что белый цвет- выражает чистоту устремлений, синий- обозначает волю к миру, красный- готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг России был принят в 1991 году )

— Следующий символ- это гимн. (сообщение ученика. Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины)

— Следующий символ- это герб. Так выглядит наш герб. (Сообщение о гербе. Герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орел- древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 году при Иване III. Орел увенчан двумя малыми коронами и- над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона)

Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. (посмотрите на экран)- перечислить (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции ).

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

— Что люди могут делать и чего не могут?

— Что они обязаны делать и чего не обязаны?

— На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст ранить кошмар и неразбериху.

— Что же это такое — законы?(Сообщения учеников).

У ч е н и к. Законы — это правила, которые устанавливает госу дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

У ч и т е ль. Итак, Конституция (показывает брошюру) — ос новной закон, по которому мы с вами живем.

— Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое — право?

У ч е н и к . Право — это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

У ч и т е л ь. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость — сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

В оп р о с ы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати но». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ — № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра вом? (Ответ — № 1 на бесплатное образование.)

У ч и т е л ь. Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование … «.

— Какие же права есть у вас, школьников?

У ч е н и к.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

— Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрос лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Продолжат тему учебы (Ф. И учеников).

1 — й у ч е н и к .Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учеба — очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

2 — й у ч е н и к . К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

4. Заключительная часть.

У ч и т е ль. Вот и подходит к концу наше занятие, посвящен ное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

Блицопрос

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?

В заключение нашего классного часа выступят.

1 — й у ч е н и к . Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 — й у ч е н и к . Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 — й у ч е н и к .Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 — й у ч е н и к . Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Список используемой литературы

1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.

2. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2006. – 204 с.

3. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с.

В России каждый гражданин обладает широким списком возможностей, которые прописаны в Конституции РФ. Даже самый маленький житель страны имеет свои права и обязанности, о которых он даже не задумывается, но родители и специальные органы следят за соблюдением данных законодательством привилегий.

Перечень прав довольно велик и хотя бы кратко необходимо о них знать каждому взрослому и ребенку.

Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ

Ребенок имеет три категории прав и обязанностей:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.
  2. Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни. Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т. д.
  3. Экономические. Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.

Права и обязанности ребенка с рождения

С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:

  • право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством;
  • на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29 , где говорится о том, что “каждому гарантируется свобода мысли и слова”;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41;
  • на воспитание в семье. Каждый маленький гражданин имеет возможность получить защиту со стороны родителей и их заботливое отношение. Об этом гласит ст. 54, п. 2;
  • на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе;
  • на жилище. Ст. 40 п. 1 предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова;
  • право собственности и наследования. Пунктами 1-4 ст. 35 Конституции указано, что владеть имуществом может любой гражданин РФ вне зависимости от возраста. Кроме этого, все имеют право получать наследство. В некоторых случаях доля по наследству является обязательной для ребенка.

Кроме прав, маленький гражданин облагается и обязательствами, которые также прописаны в Конституции, в числе которых:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);
  • уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);
  • получить общее образование (п.4, ст. 43);
  • заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);
  • охранять природу и окружающую среду (ст. 58).

Права и обязанности ребенка с 14 лет

С 14 лет законные возможности детей несколько расширяются, однако, некоторая их часть может быть реализована только с согласия законных представителей: родителей или опекунов.

Так, с 14 лет подросток:

  • имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня – не более 4 часов в свободное от учебы время;
  • вступать в молодёжные общественные организации;
  • самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

Обязательства подростка также расширяются. Гражданин по достижении 14-летнего возраста должен соблюдать трудовое законодательство и распорядок труда при условии, что он работает:

  • по достижении 14 лет, подростки, работающие по трудовому договору, обязаны выполнять все предписания документа, заключенного с организацией, соблюдать все правила и устав компании (или молодежного объединения);
  • подросток несет ответственность за нарушение предписаний, описанных в трудовом договоре, уставе образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда.

Права и обязанности ребенка с 16 лет

Достигая возраста 16 лет, гражданин приобретает дополнительные возможности и обязательства. Согласно п.п. “ж” и “к” ст. 72 Конституции РФ, вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

С 16 лет гражданин обязуется соблюдать все обязательства, прописанные в Конституции и иных кодексах РФ, Федеральных Законах, законодательных актах и т. д., касающиеся детей, достигших возраста 16 лет.

До достижения совершеннолетия у ребенка, в частности, у мальчика, появляется ещё одна обязанность: мальчик должен защищать Отечество, согласно ст. 59 Конституции РФ. Для этого В 17 лет гражданин должен встать на учет в военкомат.

Конвенция ООН о правах ребенка

Возможности детей прописаны в Конвенции о правах ребенка – международном правовом документе, определяющем привилегии и возможности детей в странах, принявших решение подписать данный документ.

Конвенция состоит из трех частей, включает в себя 54 статьи, которые регламентируют различные стороны защиты прав детей.

Подписать Конвенцию могут все государства, даже те, которые не входят в состав ООН. Первая часть:

  • ст. 1-4 прописывают понимание слова “ребенок”, подробно прописывают его интересы, их приоритетность и возможность защиты со стороны участвующих государств;
  • ст. 5-11 прописывают права на жизнь, имя, гражданство, возможность знать своих родителей, а также получать заботу с их стороны;
  • ст. 12-17 дают понимание об обязанностях государства помогать законным представителям ребенка, а также об обязанностях охранять детей от неправомерного обращения с ними со стороны родителей или опекунов;
  • ст. 28-31 прописывают возможность детей на свободный выбор образования, религии, культуры, языка и т. д.;
  • ст. 32-36 определяют обязанности государства ограждать детей от незаконного употребления наркотических веществ, алкоголя, также от эксплуатации и торговли детьми и т. д.;
  • ст. 37-41 прописывают запрет на реализацию смертной казни и пожизненного заключения детей, которым не исполнилось 18 лет. В этих же статьях прописаны права государства о защите несовершеннолетних во время военных действий.

Вторая часть:

  • ст. 42-45 излагают сведения о Комитете о правах ребенка, о его организации, функциях, а также обязывают государства информировать граждан своей страны о Конвенции.

Третья часть:

  • в ст. 46-54 излагается о решении проблем, возникших при соблюдении правил Конвенции.

Сегодня во многих государствах соблюдение прав ребенка строго отслеживается законом. При нарушении конституционных или конвенциональных положений каждый гражданин несёт ответственность перед законом.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

6. СЕМЕЙНОЕ право

Конституция РФ устанавливает, что семья, материнство и детство на­ходятся под защитой государства. Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникшие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекра­щения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними.

Центральное место среди источников семейного права занимает Се­мейный кодекс (принят 08.12. 1995 г.). Он содержит следующие разделы: семейное законодательство; заключение и прекращение брака; права и
обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алимент­ные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; коллизионные семейные нормы.

Основными принципами семейного права являются:

— единобрачие или моногамия;

— отстранение церкви от участия в регулировании брачных и семейных отношений;

— свобода и добровольность брачного союза, охраняемые законом;

— свобода расторжения брака, развод с целью защиты интересов несо­вершеннолетних детей, производится под контролем государства;

— равноправие мужчины и женщины;

— равноправие всех граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии;

— охрана и поощрение со стороны общества и государства материнства;

— воспитание детей в семье, обеспечение и защита их интересов;

— охрана родительских прав, которые в сочетании с возложенными на родителей обязанностями по отношению к детям, осуществляются в инте­ресах как детей, так и самих родителей;

— моральная и материальная поддержка участников семейных отношений.

Семья начинается с заключения брака. Брак в РФ — это добровольный и

равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаим­ной любви, дружбы и уважения, имеющий целью создание семьи и заклю­ченный в установленном порядке с соблюдением требований закона. За­ключение брака происходит в государственных органах записи актов гра­жданского состояния органов местного самоуправления, дворцах бракосочетания в городах, а также разрешается регистрация брака по ува­жительной причине в стационаре лечебного учреждения или на дому. Бра­ки российских граждан, проживающих вне пределов РФ, заключаются в посольствах или консульствах РФ в зарубежных странах.

Законом предусматриваются условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное согласие лиц, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста, который по общему правилу совпадает с совершенно­летием — 18 лет. Органы местного самоуправления могут в исключитель­ных случаях (беременность женщины, рождение ребенка и др.) понижать брачный возраст до 16 лет. Законодательством также установлен порядок и условия заключения брака для лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Законом предусмотрено, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомленными о состоянии здоровья друг друга, и устанавлива­ет обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускаются: инцестные браки; браки между гражданами, если кто-то из них состоит уже в другом браке; браки между усыновителями и усыновленными; браки между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Нарушение перечисленных условий влечет за собой признание судом брака недействительным. В этом случае прекращаются все ранее возникшие семейные права и обязанности, за исключением прав детей, родившихся в таком браке.

Лица, желающие зарегистрировать брак, подают лично совместное за­явление в органы ЗАГСа по месту постоянного или временного жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Заключение брака проис­ходит по общему правилу. По окончании месячного срока после подачи заявления. При регистрации брака обязательно предъявляется документ, удостоверяющий личность, в котором производится запись о регистрации брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого суп­руга, даты и места регистрации брака.

В случае если один из супругов принимает фамилию другого, то под штампом регистрации делается пометка о необходимости обмена паспорта в связи с изменением фамилии. После регистрации брака супругам выдает­ся свидетельство о браке установленного образца. Браки российских граж­
дан с иностранцами, а также браки иностранцев между собой заключаются на общих основаниях.

Регистрация брака порождает возникновение прав и обязанностей суп­ругов как личного, так и имущественного характера. К личным правам супругов относится право избирать фамилию одного из супругов в качест­ве общей фамилии, сохранить свою добрачную фамилию, присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Каждый из супругов пользуется в семье равными правами, и несет равные обязанности. Супруги пользуются пра­вом равной и неограниченной свободы выбора рода занятий, профессий и места жительства.

Имущественные отношений супругов регулируются нормами не толь­ко семейного, но и гражданского права. Согласно этим нормам, различает­ся имущество, приобретенное каждым из супругов до брака, а также иму­щество, нажитое во время зарегистрированного брака. Все имущество, принадлежащее супругам до заключения брака, является раздельной соб­ственностью каждого из них. Личной раздельной собственностью призна­ется полученное ими во время брака в порядке наследования или в дар, за исключением случаев, когда имущество было подарено обоим супругам совместно. Раздельным имуществом каждого из супругов признаются так­же вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и прочее), хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих средств супругов. Исключение составляют ценности и предметы роскоши.

Каждый из супругов самостоятельно владеет, пользуется и распоряжа­ется принадлежащим ему раздельным имуществом. Все имущество, нажи­тое супругами во время брака, признается законом их общей совместной собственностью. Каждый из супругов имеет равные права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Доля каждого из супругов определяется только в случае раздела имущества судом как во время брака по иску, так и после его расторжения.

Семейный кодекс предусматривает договорной режим имущества суп­ругов. Брачным договором признается соглашение, в котором супруги са­ми определяют свои имущественные права и обязанности в браке и после его расторжения. Договор может быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению сторон; соглашение об его изменение и расторжении совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Если он был за­ключен до брака, то приобретает силу только с момента регистрации. При этом любые положения договора могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий.

Существует несколько оснований для признания брачного договора недействительным:

— в результате признания брака недействительным;

— если он содержит условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречит основным началам се­мейного законодательства;

— несоответствие договора закону;

— когда цель заключения договора противоречит основам правопорядка и нравственности;

— если брак фиктивный;

— если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности;

— если при заключении договора один из супругов был не способен по­нимать значение своих действий или заблуждался, подписав договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

Брачно-семейное законодательство возлагает на супругов взаимную обязанность материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный суп­
руг, а также в период беременности и в течение одного года после рождения ребенка имеют право по суду получить содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить. Это право сохраня­ется и после расторжения брака, если один из супругов стал нетрудоспособ­ным в течение одного года после расторжения брака. Если супруги состояли длительное время в брачных отношениях, суд вправе взыскать алименты в пользу одного из разведенных супругов в том случае, когда он достиг пен­сионного возраста не позднее 5 лет с момента расторжения брака. По зако­нодательству в отдельных случаях суд может освободить супруга от обя­занности содержания другого нетрудоспособного, материально нуждающе­гося супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком.

Развод поставлен под контроль государства и может осуществляться только ЗАГСом и судом. В органах ЗАГСа расторгаются браки между суп­ругами, выразившими согласие на развод и не имеющими несовершенно­летних детей. В иных случаях брак расторгается в суде.

Следует иметь в виду, что муж не вправе без согласия жены обращаться в суд с иском о разводе, если жена беременна, а также в течение одного года после рожде­ния ребенка. Это правило применяется и тогда, когда ребенок родился мертвым, или не дожил до одного года. Жена же вправе ставить в суде во­прос о разводе в любом случае. В результате расторжения брака прекра­щаются личные и имущественные правоотношения, возникшие между супругами в браке. Брак считается расторгнутым с момента регистрации его расторжения в ЗАГСе.

Заявление о расторжении брака подается в районный (городской) на­родный суд по месту жительства супругов, если они проживают вместе, или супруга-ответчика при раздельном их проживании. Заявление о разво­де с лицами, приговоренными к лишению свободы на срок менее пяти лет, подается в народный суд по последнему месту жительства этого лица до его осуждения. Если лицо приговорено условно к лишению свободы с обя­
зательным привлечением к труду, либо условно освобождено из мест ли­шения свободы с обязательным привлечением к труду, то заявление о рас­торжении брака подается в народный суд по месту их жительства во время выполнения работ. Если же у супругов имеются несовершеннолетние дети или по состоянию здоровья супруга-заявителя для него затруднен выезд к месту жительства другого супруга, то заявление о разводе может быть по­дано в народный суд по месту жительства заявителя. Если место жительст­ва одного из супругов не известно, то заявление о расторжении брака по­дается в народный суд по последнему известному месту жительства супру­га или по месту нахождения его имущества.

Если в течение года отсутствуют сведения о месте пребывания одного из супругов, второй вправе обратиться в народный суд по месту своего жительства с заявлением о признании второго супруга безвестно отсутст­вующим.

Дела о расторжении брака рассматриваются, по общему правилу, в от­крытом судебном заседании и, но по просьбе супругов, могут рассмотреть и в закрытом заседании, если на это есть специфические причины.

Одновременно с расторжением брака суд может разрешить возникшие между супругами споры:

— при ком из них будут проживать дети после развода;

— о взыскании средств на содержание детей;

— о взыскании средств на содержание нетрудоспособного супруга;

— о разделе имущества, являющегося общей совместной собствен­ностью.

Суд, рассматривающий бракоразводное дело, может:

— вынести решение о расторжении брака;

— отказать в иске;

— отложить разбирательство дела и назначить супругам для примирения срок в пределах, предусмотренных законодательством (6 мес.).

Регистрация расторжения брака производится независимо от времени, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака.

Орган ЗАГСа, принявший заявление о разводе, может зарегистриро­вать его только по истечении 3 месяцев со дня поступления заявления в присутствии обоих супругов. Регистрация расторжения брака может быть произведена в отсутствии одного из супругов. В упрощенном порядке мо­жет быть расторгнут брак в органах ЗАГСа с супругом, который признан законом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, безвестно отсутствующим или осужденным к лишению свободы на срок не менее 5 лет. В этом случае регистрация развода осуществляется по месту жительства супруга-заявителя.

Отношения между детьми и родителями складываются на почве кров­ного родства. Урегулированная нормами семейного законодательства со­вокупность личных и имущественных отношений между родителем и его ребенком носит название родительского правоотношения.

Ребенок, родители которого состоят в браке, записывается в книге за­писей рождений органов ЗАГСа на имя отца или матери по заявлению од­ного из них. Ребенку присваивается общая фамилия родителей либо одно­го из них. Если родители не состоят в браке, запись о матери ребенка про­изводится по заявлению матери, а об отце — по заявлению отца и матери ребенка либо отец записывается согласно решению суда. Если отцовство не установлено, то запись об отце производится по фамилии матери, а имя и отчество — по ее словам.

В случаях, когда родители или один из них уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими ро­дительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркома­нами, они могут быть в судебном порядке лишены родительских прав.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей, но утрачивают все ранее принадлежащие им права. Восстановление в родительских правах производится также в судебном порядке. Оно допускается лишь в тех случаях, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для лишения родительских прав, существенно изменились.

Размер средств на содержание ребенка, которые должен выплачивать ответчик по иску или добровольно, в обоих случаях твердо определен за­коном: на одного ребенка взыскивается 1/4, на двух детей 1/3, на трех и более 1/2 часть заработка (дохода) родителя. Закон предусматривает слу­чаи, когда размер алиментов может быть уменьшен судом, а также воз­можность взыскания средств в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. Алименты выплачиваются до достижения детьми 18-летнего возраста. Родители, злостно уклоняющиеся от уплаты алиментов, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В брачно-семейном законодательстве находят свое отражение, имею­щие важное юридическое значение, институты усыновления детей, опеки и попечительства.

Усыновление (удочерение) — это юридический акт, в силу которого усыно­витель добровольно принимает на себя родительские обязанности и приобре­тает родительские права по отношению к усыновленному, вследствие чего между усыновителем и усыновленным возникают такие же личные и имуще­ственные правоотношения, как между родителями и их родными детьми, рож­денными в зарегистрированном браке. Усыновленные и их потомство утрачи­вают личные и имущественные права и освобождаются от обязанности к сво­им кровным родителям и их родственниками и приобретают такие права и обязанности по отношению к усыновителям и их родственникам.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах; производится судом по заявлению лиц и подлежит
регистрации в органах ЗАГСа с выдачей усыновителю соответствующего свидетельства. Усыновителем может быть любое дееспособное лицо, не лишенное родительских прав; супруги должны дать обоюдное на это со­гласие. Тайна усыновления охраняется законом. Ребенку по просьбе усы­новителя могут быть присвоены фамилия и отчество по имени усыновите­ля, изменено место рождения, а в исключительных случаях и дата рожде­ния ребенка, но не более чем на 6 месяцев и не позже, чем по достижении 1 года. Запрещается без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства, сообщать какие-либо сведения об усыновлении, а также выдавать выписки из книги актов гражданского состояния. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усынови­теля, могут быть привлечены к ответственности в административном и да­же уголовном порядке.

Опека и попечительство устанавливается для воспитания несовершен­нолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родитель­ских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без роди­тельского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Законодательство устанавливает обязанность для всех граждан и учре­ждений немедленно сообщать в органы опеки и попечительства о несо­вершеннолетних, оставшихся без родителей. Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, и над гражданами, признан­ными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабо­умия, и отличается от попечительства тем, что опекун действует от имени и в интересах опекаемого, осуществляя его права и обязанности, в то время как попечитель только помогает находящемуся на его попечении лицу их осуществлять. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над гражданами, признанными судом ограни­ченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками
или наркотическими веществами. Патронаж над лицами, которые по со­стоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права, может быть установлен по их просьбе.

Прекращаются опека и попечительство сами по себе или по решению органов опеки и попечительства по достижению подопечным определен­ного возраста или исчезновения причин, вследствие которых они были на­значены, а также в ряде других причин.

Контрольные вопросы:

1. Каковы принципы семейного права?

2. Назовите условия заключения брака.

3. Дайте понятие брака.

4. Раскройте понятие «брачный договор».

5. Охарактеризуйте институт усыновления.

Комментарий к Ст. 38 КРФ

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи — основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

— улучшения жилищных условий;

— получения образования ребенком (детьми);

— формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (статья 260 Трудового кодекса).

Согласно ст. 259 ТК, не допускается привлечение беременных женщин к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление их в командировки.

Законодатель предусматривает специальные меры защиты беременных женщин при приеме на работу и расторжении трудового договора. Так, статья 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а статья 261 ТК РФ устанавливает запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В целях создания благоприятных условий для воспитания детей, ухода за больными членами семьи трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для женщин и других работников с семейными обязанностями (отцов, родителей детей-инвалидов, опекунов и попечителей несовершеннолетних и др.). К таким гарантиям надо отнести: ограничение привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направление в командировки (ст. 259 ТК); предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК); перевод на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК); ограничения увольнения лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя (ст. 261 ТК) и др.

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям — инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак». В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21, определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей — предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях — одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество — это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *