Для чего нужен классификатор объектов закупки: практика Московской области

Из этой статьи вы узнаете:

  • новые и старые классификаторы;
  • проект каталога товаров, работ, услуг;
  • создание каталога на основе ОКПД;
  • формирование позиций на основе заявок производителей;
  • пример классификатора объектов закупки;
  • справочник объектов закупок;
  • какие реквизиты включает классификатор объекта закупки.

Менее года остается до того момента, когда заказчики начнут применять каталог товаров, работ, услуг при . Созданием такого каталога сейчас занимается Минэкономразвития России.

Как мы помним, вступление в силу некоторых положений Закона о контрактной системе было отложено на 2016—2017 гг. Так, еще год назад, с 1 января 2015 г., должны были вступить в силу положения по планированию закупок и введению идентификационного кода закупок. Однако их вступление в силу было отложено Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ до 1 января 2016 г., а затем срок вступления в сиду отдельных положений был продлен до 1 января 2017 г.

С 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Именно поэтому разработка классификаторов объектов закупки является весьма актуальной.

Новые и старые классификаторы

Заказчики постепенно . Приказом Росстандарта от 30.09.2014 № 1261-ст обязательный переход на применение новых классификаторов ОКВЭД2 и ОКПД2 сначала был отложен до 1 января 2016 г..

Позднее приказом Росстандарта от 10.11.2015 № 1745-ст срок перехода на обязательное применение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034–2014 (КПЕС 2008) перенесен на 1 января 2017 г.

С этой же даты будут отменены действующие в настоящее время классификаторы:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029–2001 (КДЕС Ред. 1);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029–2007 (КДЕС Ред. 1.1);
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004–93;
  • Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034–2007 (КПЕС 2002);
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002–93;
  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005–93.

В 2015 г. продолжали действовать классификаторы ОКВЭД ОК 029–2001 (КДЕС Ред. 1), ОКВЭД ОК 029–2007 (КДЕС Ред. 1.1), ОКДП ОК 004–93, ОКПД ОК 034–2007 (КПЕС 2002), ОКУН ОК 002–93, ОКП ОК 005–93.

✔ Материал по теме:

☆ ОКПД2 с 2017 года с расшифровкой и поиском по наименованию

Проект каталога товаров, работ, услуг

Учитывая особую остроту вопроса разработки классификаторов, предлагаем подробно рассмотреть концепцию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработанную Минэкономразвития России. В концепции реализован один из возможных подходов по формированию каталога, не лишенных некоторых недостатков.

Создание каталога на основе ОКПД

Один из спорных моментов при создании каталога — что именно взять за его основу. Ранее считалось, что в основу каталога может лечь Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034–2007 (КПЕС 2002).

Между тем напрашивается несколько замечаний к такому подходу. Во-первых, много кодов ОКПД дублируют друг друга — особенно часто это встречается среди лекарственных средств.

Во-вторых, на нижнем уровне классификационных группировок ОКПД есть позиции, в названии которых фигурирует слово «прочие», которые в итоге будут включать в себя очень большое количество товаров, работ, услуг, относящихся по функциональной принадлежности к различным группам.

Главной отправной точкой в составлении каталога товаров, работ, услуг должна стать удобность и простота использования данной классификации. Наиболее частое нарушение заказчиков — некорректно указанный код ОКПД, не соответствующий объекту закупки. Такого рода нарушение в первую очередь связано с непониманием заказчиками самой структуры классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Полагаем, что каталог товаров, работ, услуг должен формироваться не на основе ОКПД, а быть самостоятельным и строиться по принципу функциональных группировок по примеру Международной классификации товаров и услуг.

Существуют иные «классификаторы» товаров, используемые различными ведомствами. Например, реестр медицинских изделий, который ведет Минздрав России. В нем сгруппированы все виды медицинских изделий, которые могут быть предложены к реализации на территории России. Принцип построения данной классификации сводится к распределению медицинских изделий по функциональному признаку, т. е. обозначение, для какой области медицины предназначено то или иное изделие.

При этом изделия из одной группы, например хирургические изделия, относятся к различным группам ОКПД. При подготовке документации медицинские учреждения активно используют данный реестр, каждый заказчик при составлении заявки знает, где что, все товары для его работы собраны в одном справочнике. В случае же реализации концепции, в основе которой лежат иные классификаторы, заказчикам из медицинских учреждений придется изучить ОКПД и пытаться понять, где искать нужные им изделия.

Формирование позиций на основе заявок производителей

Еще одним спорным моментом видится формирование позиций на основе заявок производителей товаров, работ, услуг.

Во-первых, возникает вопрос о возмездности за обращение и добавление товара, работы, услуги. Если это будет платная услуга, представители среднего и мелкого бизнеса вряд ли найдут средства для размещения своей продукции в каталоге, что приведет к своего рода монополизации закупок.

Во-вторых, предполагается, что карточка товара, работы, услуги будет содержать наименование поставщика и производителя,т. е. при формировании закупки заказчик будет ориентироваться на конкретного поставщика, что противоречит всем нормам законодательства в сфере закупок.

В-третьих, вызывает сомнения целесообразность хранения в каталоге одного и того же товара, работы, услуги, но всевозможных производителей и поставщиков. Например, товар «Молоко жирностью 3,2%» в стране производит множество крупных заводов всероссийского уровня, небольшие заводы регионального масштаба и мелкие фермерские хозяйства. Согласно концепции все эти производители смогут разместить предложения в каталоге. Если эти предложения необходимы для анализа рынка и формирования НМЦК, то представляется логичным проводить его на основе уже проведенных закупок по аналогичному объекту, а не собирать все возможные предложения, которые будут постоянно меняться в связи с общей экономической ситуацией в стране или в отдельно взятом регионе.

Иные реестры

Медицинские учреждения применяют реестр лекарственных средств, разрешенных к реализации на территории России, и существует Анатомо-терапевтическо-химическая (АТХ) классификация лекарственных средств, которая является международной и используется всеми медицинскими учреждениями. В данной классификации все лекарственные препараты группируются по международному непатентованному названию.

Разумеется, классификация АТХ не интегрирована с ОКПД. Согласно действующему законодательству в основной своей массе все лекарственные средства должны закупаться не по торговым наименованиям, а по международному непатентованному названию. Однако если предлагаемый каталог будет формироваться на основе заявок производителей товаров, в нем такие названия в принципе не появятся, что автоматически приведет к нарушению заказчиками законодательства в сфере закупок.

Пример классификатора объектов закупки

В качестве примера оптимального классификатора рассмотрим классификатор объектов закупки, разработанный и утвержденный Комитетом по конкурентной политике Московской области.

Классификатор объектов закупок (далее — КОЗ) — систематизированный и сгруппированный по иерархическому принципу перечень в электронном виде товаров, работ, услуг, являющихся объектами осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками закупок, где каждому объекту закупки присвоен уникальный код. Код объекта закупки состоит из цифровых знаков, разделенных между собой точкой, что позволяет идентифицировать принадлежность объекта закупки к соответствующему классу объектов закупки, имеющему свое название в КОЗ.

КОЗ имеет иерархическую структуру и основан на следующих принципах:

  • товары, работы и услуги (ветви) должны быть разделены на верхнем уровне иерархии;
  • количество классификационных группировок (уровней) каждой ветви ограничивается только методологическими рекомендациями (потребностями детализации для целей осуществления анализа и контроля контролирующими органами), без установки программных ограничений.

СПРАВОЧНО

Классификатор объектов закупок Московской области предназначен для применения на всех этапах формирования закупки (включая формирование обоснования изменения бюджетных ассигнований, перечня потребностей в продукции на очередной финансовый год и плановый период; прогноза продукции на очередной финансовый год и плановый период; плана-графика размещения заказов Московской области; формирования отчетности) и иных этапах, предусмотренных законодательством Московской области. Таким образом, КОЗ интегрирован в Единую автоматизированную систему управления закупками Московской области.

Классификационный код иерархической группировки КОЗ должен строиться по принципу: ХХ.ХХ.ХХ.ХХ…, где XX — порядковый номер классификационной группировки соответствующей ветви (товара, работы, услуги) классификатора, например 10.03.15.01.07.08.10.83.

Структура кода схематически может быть представлена в следующем виде:

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

5-й уровень

6-й уровень

7-й уровень

8-й уровень

Конкретный объект закупки (товар, работа, услуга)

Какие реквизиты включает КОЗ:

  • идентификационный код записи, однозначно идентифицирующий запись;
  • классификационный код записи, отражающий место классификационной группировки в иерархической структуре классификатора;
  • наименование классификационной группировки;
  • описание классификационной группировки: текст, содержащий информацию о том, какие позиции справочника должны включаться или, наоборот, не включаться в данную классификационную группировку.

Справочник объектов закупок

Классификатор объектов закупки включает в себя Справочник объектов закупок, который содержит следующие атрибуты:

  • идентификационный код записи, однозначно идентифицирующий запись;
  • классификационный код объекта закупок, определяющийся в результате классификации позиции справочника по КОЗ;
  • единица измерения в соответствии со справочником единиц измерения;
  • код в соответствии с ОКДП;
  • код и наименование в соответствии с Номенклатурой продукции для государственных нужд;
  • методы определения начальной (максимальной) цены контракта, в случае применения тарифного метода, ссылка на документы, устанавливающие тарифы.

Справочник единиц измерения

Классификатор объектов закупки содержит Справочник единиц измерения, который основан на Общероссийском классификаторе единиц измерения с обеспечением возможности расширения указанного классификатора для нужд государственного заказа Московской области.

Одним из важнейших и основных отличий от всех существующих классификаторов стала детализация объектов закупок до уровня указания единицы товара (работы, услуги), а также отсутствие группировки «прочие» или «иные», которые активно используются при невозможности или нежелании выбора из существующих.

Внедрение КОЗ позволило оптимизировать практику выбора заказчиками Московской области объектов закупок при планировании государственных нужд Московской области и муниципальных нужд, а также повысить эффективность принятия управленческих решений.

ВАЖНО!

КОЗ ежедневно в режиме реального времени дополняется необходимыми заказчикам позициями и на данный момент насчитывает более 150 тыс. позиций.

До конца года при необходимости эта цифра достигнет 200 тыс.

Помимо этого, КОЗ, внедренный в систему управления закупками, дает широкие возможности для построения аналитических срезов по любым заданным условиям (свойства, цена, количество и т. д.).

В следующем году планируется привязать к КОЗ перечень объектов и библиотеку контрактов и типовых условий с типовыми документациями. Описанный классификатор объектов закупок представляется нам весьма гармоничным, удобным в работе и, бесспорно, лучшим среди существующих.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Фомин: Классификатор объектов закупок для госнужд внедрили в Подмосковье

Классификатор объектов закупок для государственных и муниципальных нужд, включающий 150 тысяч наименований, уже работает в Подмосковье, теперь стоит задача перехода к типовым контрактам, сообщает интернет-издание «Подмосковье сегодня» со ссылкой на председателя Комитета по конкурентной политике Московской области Максима Фомина.

«Внедрение классификатора объектов закупок, который включает в себя более 150 тысяч наименований, определило стандартные наименования для закупаемой продукции, что существенно облегчает задачу при поиске и систематизации. У нас классификатор уже работает. Все заказчики сформировали свои планы закупок, выбирая из этого перечня названия объектов закупок. И мы как уполномоченный орган уже можем осуществлять мониторинг: что закупается, по каким ценам», – сказал Фомин в интервью, опубликованном в понедельник.

Он пояснил, что внедрение классификатора объектов закупок – это только первый шаг к нормированию, которое предполагается в Единой автоматизированной системе управления закупками. Следующим шагом станет переход к типовым контрактам, затем – к типовым техническим заданиям.

«Перед нами стоит более глобальная задача – сделать так, чтобы нажатием одной кнопки можно было автоматически формировать техническое задание, контракт, всю конкурсную документацию и предельные расценки на тот или иной товар. А когда будут типовые технические задания, сможем получить полную картину по закупкам. Где-то будем оптимизировать процессы, где-то убирать избыточные требования и так далее», – добавил Фомин.

Он подчеркнул, что 150 тысяч наименований в классификаторе – это столько же технических заданий. Поэтому специалисты комитета сначала займутся нормированием простых, самых необходимых объектов.

«Планируем развивать систему пошагово. У нас уже есть три основных типовых контракта, и некоторые заказчики работают на их базе. Эту работу активно ведут, к примеру, в ГУДХ МО. Они сделали типовой контракт на ремонт дорог, на содержание дорог и так далее», – пояснил Фомин.

По его словам, в настоящее время в Подмосковье действует нормирование на автомобили, в частности, комитет не пропускает закупку автомобилей для чиновников, класс и комплектация которых превышают допустимый уровень.

«Документы по нормированию сейчас дорабатывает министерство экономики Московской области. Думаю, в этом году мы уже начнем более широко применять предельные объемы расходов в контрактной системе», – заключил Фомин.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *