Содержание

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

территориальный орган Федеральной службы

государственной статистики по Краснодарскому краю

(КРАСНОДАРСТАТ)

Культурно-досуговые

Учреждения

В Краснодарском крае

2011 – 2015

статистический сборник

Краснодар

ПРЕДИСЛОВИЕ

Статистический сборник содержит информацию по различным аспектам деятельности учреждений культуры, искусства, и отдыха в Краснодарском крае за 2011-2015 г.г. В нем рассматриваются основные тенденции развития учреждений культурно-досугового типа, общедоступных библиотек, кинопроизводства и кинопоказа, музеев, театров, концертных организаций, печатных изданий и отдыха. Приведены данные о состоянии материально-технической базы учреждений, средних ценах, тарифах в сфере культуры и досуга. В сборнике публикуются сведения, характеризующие индустрию отдыха края, в том числе гостиничный комплекс, специализированные средства размещения и детские оздоровительные учреждения.

При подготовке сборника использованы данные, полученные органами государственной статистики от юридических лиц путем проведения федерального статистического наблюдения, данные министерства культуры Краснодарского края.

Общая редакция: Богославская Л.В.
Ответственные за выпуск: Васильченко Н.И. Алекьян Т.В.
Гутько И.Г.
Список сокращений: В сборнике приняты условные обозначения:
тыс. тысяча явление отсутствует
млн. миллион данных не имеется
чел. человек 0,0 величина явления меньше единицы измерения
экз. экземпляр x показатель не рассчитывается
р. раз
ед. единица

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

© Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, 2016 E-mail: kraistat@mail.kuban.ru http://www.krsdstat.gks.ru

1…….. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА.. 6

1.1… Основные показатели по учреждениям культуры, спорта и отдыха 6

1.2… Распределение числа учреждений культуры по видам на конец 2015 года 7

2…….. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ БИБЛИОТЕКИ.. 8

2.1… Основные показатели работы общедоступных библиотек. 8

2.2… Число общедоступных библиотек. 9

2.3… Численность читателей общедоступных библиотек. 9

2.4… Общедоступные детские библиотеки системы Минкультуры России 10

2.5… Распределение общедоступных библиотек по назначению на конец 2015 года.. 10

2.6… Общедоступные библиотеки всех ведомств по городским округам и муниципальным районам Краснодарского края.. 11

2.7… Техническое состояние зданий общедоступных библиотек Министерства культуры России.. 13

2.8… Число книг и журналов в общедоступных библиотеках на 1000 человек населения по городским округам и муниципальным районам Краснодарского края.. 14

3…….. УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА.. 15

3.1… Число учреждений культурно-досугового типа и число мест в них 15

3.2… Число учреждений культурно-досугового типа в разрезе их ведомственной принадлежности.. 15

3.3… Техническое состояние зданий учреждений культурно -досугового типа системы Министерства культуры России.. 16

3.4… Изношенность зданий культурно-досуговых учреждений системы Министерства культуры России.. 16

3.5… Клубные формирования в учреждениях культурно-досугового типа 17

3.6… Формирования самодеятельного народного творчества по видам в 2015 году.. 17

3.7… Учреждения культурно-досугового типа всех ведомств по городским округам и муниципальным районам Краснодарского края.. 18

3.8… Число мест в учреждениях культурно-досугового типа в расчете на 1000 человек населения по городским округам и муниципальным районам Краснодарского края.. 20

4…….. МУЗЕИ И ТЕАТРЫ… 21

4.1… Научно-просветительская работа музеев (включая филиалы) 21

4.2… Число театров и их посещений.. 21

4.3… Посещаемость музеев и театров.. 22

4.4… Число музейных выставок и театральных представлений.. 23

4.5… Показатели работы театров.. 23

5…….. КОНЦЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 25

5.1… Показатели работы концертных организаций, самостоятельных коллективов.. 25

6…….. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ.. 27

6.1… Выпуск газет. 27

6.2… Выпуск книг и брошюр.. 27

6.3… Выпуск журналов и других периодических изданий.. 27

(включая сборники и бюллетени, выходящие периодически) 27

7…….. ОТДЫХ.. 28

7.1… Гостиницы и аналогичные средства размещения.. 28

7.2… Специализированные средства размещения.. 28

7.3… Детские оздоровительные учреждения (лагеря) 29

7.4… Численность детей, отдохнувших в летний период 2015 года.. 29

8…….. ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА 30

8.1… Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг 30

8.2… Индексы потребительских цен на отдельные виды товаров и услуг 31

9…….. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ.. 32

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

1.1. Основные показатели по учреждениям культуры,
спорта и отдыха

(на конец года)

2011 2012 2013 2014 2015
Общедоступные библиотеки Число библиотек, единиц
Число экземпляров в среднем на 1000 человек населения
Число выданных книг и журналов в среднем на одного читателя, экз.
Число учреждений культурно-досугового типа
Театры Число профессиональных театров, единиц
Численность зрителей на 1000 человек населения
Музеи Число музеев (включая филиалы), единиц
Число посещений музеев на 1000 человек населения
Филармонии и концертно-эстрадные объединения Число концертных организаций, единиц
Число посещений мероприятий, проведенных концертными организациями и самостоятельными коллективами, на 1000 человек населения
Коллективные средства размещения
Число средств размещения – всего
Численность размещенных лиц – тыс. человек
в том числе:
Гостиницы и аналогичные средства размещения
Число предприятий – всего
Численность размещенных лиц, тыс. человек
Специализированные средства размещения Число средств размещения – всего
Численность размещенных лиц, тыс. человек
Детские оздоровительные учреждения (лагеря) Число лагерей – всего
Численность детей, отдохнувших в них – всего, тыс. человек 206,1 223,9 215,9 225,3 174,3
Сочинский Национальный парк
Кавказский государственный природный биосферный заповедник

В соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6909), пунктом 1 раздела V Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 137) приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н.А. Малакова.

1. Настоящие методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (далее — Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 3 Плана мероприятий программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, пунктом 1 раздела V Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р в целях совершенствования системы оплаты труда.

2. Методические рекомендации разработаны для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при разработке ими показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (далее — показатели эффективности).

3. Показатели эффективности рекомендуется разработать для каждого типа учреждений культуры:

общедоступные (публичные) библиотеки;

музеи;

театры;

организации культурно-досугового типа; парки культуры и отдыха;

цирки, цирковые коллективы;

зоопарки;

концертные организации, самостоятельные коллективы;

производство, прокат и показ фильмов;

радиовещание и телевидение;

архивы;

прочие учреждения стационарного и передвижного характера.

4. Разрабатываемые показатели эффективности должны основываться на показателях и индикаторах:

— Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р;

— Федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 г. N 186;

— Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р;

— указанных в ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг (работ), перечнях критериев оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, положениях о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

5. Показатели эффективности должны отвечать следующим требованиям:

— соответствовать принципу обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

— соответствовать принципу введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;

— соответствовать целевым показателям деятельности учреждения, направленным на достижение показателей, определенных «дорожными картами», включая показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показателям по соотношению средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации;

— содержать показатели выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ); показатели качества оказания государственных услуг; показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;

— отражать изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры (за год, полугодие, квартал, месяц);

— характеризовать расширение (обновление) номенклатуры предоставляемых населению услуг (за те же периоды).

— реализовывать принцип бюджетирования по результатам деятельности;

— реализовать принцип роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.

Примерный перечень показателей эффективности приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

6. Динамическими характеристиками показателей эффективности деятельности являются:

— степень фактического изменения показателя по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в необходимых случаях по сравнению с предыдущим периодом либо по сравнению со среднемесячным, среднеквартальным показателем);

— степень фактического изменения показателя по сравнению с установленным планом на соответствующий период.

7. В показателях эффективности деятельности руководителей учитывается в том числе:

— изменение квалификационного уровня работников (за полугодие, год);

— заполненность штатной численности персонала в течение года (ежемесячно);

— изменение расходов на повышение квалификации сотрудников (за

год);

— использование в работе учреждений культуры современных технологий работы (ежемесячно).

8. Показатели эффективности деятельности основных категорий работников формируются с учетом следующих критериев:

— полнота использования фонда рабочего времени в соответствующем периоде;

— отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей;

— отсутствие претензий от потребителей услуг к качеству работы работника;

— инициативность в работе, обмен опытом, а также другие показатели эффективности работы.

9. Показатели эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений утверждаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

10. Показатели эффективности по основным категориям работников утверждаются локальным актом учреждения.

11. Примерный перечень показателей эффективности, приведенный в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, носит рекомендательный характер.

Приложение 1
к Методическим рекомендациям по разработке органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления показателей
эффективности деятельности подведомственных учреждений
культуры, их руководителей и работников по видам учреждений
и основным категориям работников от 28 июня 2013 г. N 920

Примерный перечень
показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников

1) количество зарегистрированных пользователей (единиц);

2) объем фонда библиотеки (тыс. экземпляров);

3) количество обращений в библиотеку в отчетный период (единиц);

4) количество новых поступлений в библиотечный фонд (всего), в том числе:

4.1. количество новых поступлений на электронных носителях (экземпляров);

5) количество изданий в библиотеке в расчете на 1 жителя (единиц);

6) количество отреставрированных документов (экземпляров);

7) количество справок, консультаций для пользователей (всего), в том числе:

7.1. количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

8) количество полнотекстовых оцифрованных документов, включённых в состав электронной библиотеки (единиц);

9) количество записей электронного каталога и других баз данных, создаваемых библиотекой (единиц);

10) количество записей, переданных библиотекой в Сводной электронный каталог библиотек России (экземпляров);

11) количество посещений Интернет-сайта библиотеки (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам библиотеки) (единиц).

Музеи

1) количество предметов, поступивших в музейное собрание в результате выполнения работ по выявлению и собиранию музейных предметов и музейных коллекций (единиц);

2) количество музейных предметов, прошедших регистрацию в инвентарных книгах фондов (единиц);

3) количество музейных предметов, прошедших поколлекционную сверку наличия (единиц);

4) количество музейных предметов, требующих реставрации в текущем году/количество отреставрированных музейных предметов (единиц);

5) количество изображений и описаний музейных предметов и музейных коллекций, внесенных в электронную базу данных музея (единиц);

6) доля опубликованных музейных предметов во всех формах (публичный показ в экспозиции или на выставках музея, научные публикации, предоставление музейных предметов на выставки других музеев, воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме) в общем количестве музейных предметов основного фонда (процентов);

7) количество экспонируемых музейных предметов (экземпляров);

8) количество выставок (выставочных проектов) музея (единиц);

9) количество посетителей экспозиций и выставок в музее (единиц);

10) количество посещений Интернет-сайта музея (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам музея) (единиц).

Театры

1) количество новых и капитально-возобновленных спектаклей всего (единиц), в том числе:

1.1 количество новых и капитально-возобновленных спектаклей для детско- юношеской аудитории;

2) количество публичных показов спектаклей всего (единиц), в том числе:

2.1 количество публичных показов спектаклей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

2.2 количество публичных показов спектаклей на выезде и гастролях (всего), в том числе:

2.2.1 количество публичных показов спектаклей на выезде и гастролях в пределах своей территории;

2.2.2 количество публичных показов спектаклей на гастролях по России;

2.2.3 количество публичных показов спектаклей на гастролях за рубежом;

2.3 количество публичных показов спектаклей для детско-юношеской аудитории (единиц);

3) количество зрителей согласно реализованным билетам (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка), в том числе:

3.1 количество зрителей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

3.2 количество зрителей на выезде (всего), в том числе:

3.2.1 количество зрителей на выездах и гастролях в пределах своей территории;

3.2.2 количество зрителей на гастролях по России;

3.3 количество зрителей на мероприятиях для детско-юношеской аудитории;

4) средняя заполняемость зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);

5) количество новых постановок спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 г.) (единиц)/количество показов спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 г.) (единиц) (для театров драмы);

6) количество новых постановок спектаклей по произведениям современных композиторов (написанных не ранее 1960 г.), а также постановок современных хореографов (единиц)/количество показов спектаклей по произведениям современных композиторов (написанных не ранее 1960 г.), а также постановок современных хореографов (единиц) (для театров оперы и балета).

Организации культурно-досугового типа

1) количество участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (процентов);

2) количество участников клубных формирований по сравнению с предыдущим годом (процентов);

3) число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ (единиц)

3.1. доля мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей и молодежи в общем объеме мероприятий учреждения (процентов);

4) средняя посещаемость культурно-досуговых мероприятий (процентов);

5) удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, (процентов);

6) количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей (процентов);

7) число лауреатов международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей (человек).

Парки культуры и отдыха

1) количество посетителей платных мероприятий парка (единиц);

2) количество постоянных посетителей парка, занимающихся в секциях, кружках и других творческих формированиях (единиц);

3) число проведенных платных мероприятий (единиц);

4) число видов услуг, оказываемых посетителям (единиц).

Цирки, цирковые коллективы

1) количество новых и возобновленных программ и представлений (единиц);

2) количество публичных показов программ и представлений на стационаре (единиц);

3) количество публичных показов цирковых программ и представлений на гастролях за пределами своей территории в России (единиц);

4) количество публичных показов цирковых программ, на гастролях за рубежом (единиц);

5) количество зрителей согласно реализованным билетам на публичных показах программ (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка);

6) средняя заполняемость зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);

7) доля новых (возобновленных) цирковых программ в общем количестве представлений цирка (единиц).

Зоопарки

1) количество посетителей зоопарка (единиц);

2) количество животных, включенных в российскую Красную книгу в коллекции зоопарка (единиц);

3) количество животных, давших потомство в неволе в коллекции зоопарка (единиц);

4) число видов услуг, оказываемых посетителям зоопарка (единиц);

5) количество экскурсий в зоопарке (единиц).

Концертные организации, самостоятельные коллективы

1) количество новых и возобновляемых концертных программ всего (единиц), в том числе:

1.1 количество новых и возобновляемых концертных программ для детско-юношеской аудитории;

2) количество публичных показов концертных программ всего (единиц), в том числе:

2.1 количество публичных показов концертных программ на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

2.2 количество публичных показов на выезде и гастролях всего, в том числе:

2.2.1 количество публичных показов концертных программ на выезде и гастролях в пределах своей территории;

2.2.2 количество публичных показов концертных программ на гастролях по России;

2.2.3 количество публичных показов концертных программ на гастролях за рубежом;

2.3 количество публичных показов концертных программ для детско- юношеской аудитории;

2.4 количество концертов, в программу которых включены премьерные произведения (мировая или российская премьера);

2.5 количество концертов, в программу которых включены произведения современных отечественных композиторов (написанных не ранее 1960 г.);

2.6 количество концертов с участием молодых солистов и дирижеров (до 30 лет);

3) количество зрителей согласно реализованным билетам всего (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка), в том числе:

3.1 количество зрителей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

3.2 количество зрителей на выезде всего, в том числе:

3.2.1 количество зрителей на выездах и гастролях в пределах своей территории;

3.2.2 количество зрителей на гастролях по России;

3.2.3 количество зрителей на концертах для детско-юношеской аудитории;

4) средняя заполняемость зрительного зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам).

Производство, прокат и показ фильмов

1) количество выданных для проката кино- и видеофильмов и программ (единиц);

2) доля фильмов российского производства в общем объеме проката (процентов);

3) доля ретроспективных показов в репертуаре кинотеатра за отчетный период по сравнению с предыдущим годом (процентов);

4) количество кино-и видео установок (единиц);

5) количество киносеансов (единиц);

6) средняя посещаемость киносеансов (единиц);

7) объем фильмофонда (тыс. экземпляров);

8) количество цифрового оборудования в кинотеатрах с возможностью 3D показа (единиц).

Радиовещание и телевидение

1) доля населения обеспеченного многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества по сравнению с предыдущим годом (процентов);

2) количество телеканалов свободного доступа (единиц);

3) доля населения, охваченного региональным телерадиовещанием по сравнению с предыдущим годом (процентов);

4) доля населения, охваченного теле- и радиооповещением о чрезвычайных ситуациях по сравнению с предыдущим годом (процентов);

5) доля охвата населения теле- и радиовещанием в труднодоступным местах по сравнению с предыдущим годом (процентов);

6) количество программ, обеспечивающих интерактивную связь с населением через прямые эфиры с представителями органов местного самоуправления и руководителями муниципальных (единиц).

Архивы

1) количество пользователей архивной информацией, включая пользователей сайта учреждения (человек);

2) количество принятых на хранение документов Архивного фонда субъекта (единиц хранения);

3) количество справок, консультаций для пользователей всего (единиц), в том числе: количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

4) количество оцифрованных документов (единиц);

5) объем издательской продукции (единиц).

II. Показатели эффективности деятельности, применимые ко всем видам государственных (муниципальных) учреждений, их руководителям и основным категориям работников

1) выполнение учреждением государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) (да/нет);

2) выполнение целевых показателей (индикаторов) эффективности работы учреждения (да/нет);

3) достижение соотношения средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации (процентов);

4) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления учреждением государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (процентов);

5) доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.п. (% от общего числа проводимых мероприятий) по сравнению с предыдущим годом (процентов);

6) количество изданных каталогов, научно-исследовательских трудов, альбомов, буклетов, путеводителей, краеведческой и иной литературы по профильной деятельности учреждения по сравнению с предыдущим годом (процентов);

7) наличие собственного Интернет-сайта учреждения и обеспечение его поддержки в актуальном состоянии (да/нет);

8) количество культурно-массовых мероприятий (фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, научных конференций и др.), проведенных силами учреждения (единиц);

9) количество посетителей культурно-массовых мероприятий (единиц);

10) количество информационно-образовательных (просветительских) программ учреждения (в том числе лекционное, справочноинформационное и консультативное обслуживание граждан; без экскурсоведения) (единиц);

11) количество посетителей информационно-образовательных (просветительских) программ учреждения (единиц);

12) объем средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности (тыс. рублей);

13) количество работников учреждения, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку (человек);

14) участие учреждения в проектах, конкурсах, реализации федеральных целевых и ведомственных программ (да/нет);

15) освоение и внедрение инновационных методов работы сотрудником (да/нет);

16) проведение самостоятельной творческой работы в зависимости от специфики учреждения (программы, встречи, проекты и др.) (да/нет);

17) работа с удаленными пользователями (дистанционное информационное обслуживание, интернет-конференции, интернет-конкурсы, интернет- проекты и др.) (да/нет);

18) количество посещений Интернет-сайта учреждения (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам) (единиц).

19) результативность участия в конкурсах, получение грантов (да/нет);

20) публикации и освещение деятельности учреждения в средствах массовой информации (да/нет);

21) участие в организации и проведении информационных, культурнодосуговых, социально-значимых и просветительских мероприятиях (фестивалей, концертов, конкурсов, творческих встречах, проектов, научных конференций и др.), в том числе рассчитанных на обслуживание особых категорий пользователей (да/нет).

Функции и задачи учреждений культуры

Муниципальные бюджетные учреждения (Дома культуры) осуществляют деятельность в целях:

— удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры, поддержки художественного любительского творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социальной активности населения, организации его досуга и отдыха с учетом потребностей и интересов, различных социально – возрастных групп жителей Энгельсского муниципального района.

Для целей, указанных в уставных документах, учреждения осуществляют следующие основные виды деятельности:

— проведение культурно-массовой, театрально-зрелищной, развлекательно — познавательной, досуговой, просветительной работы с населением Энгельсского муниципального района;

— интеллектуально-образовательная деятельность;

— создание лекториев, самоокупаемых любительских объединений и клубов по разным интересам;

— художественно-оформительские виды деятельности на договорных условиях;

— организация, драматических, музыкально-оперных, балетных, цирковых, эстрадных, кукольных коллективов и театров, ансамблей, художественных бригад, студий изобразительного и прикладного искусства и других коллективов народного и технического творчества, консультативных и прокатных пунктов, мастерских по возрождению народных промыслов, работающих как на бесплатной основе, так и на платной основе;

— ремонт и пошив театральных костюмов и одежды сцены для всех коллективов художественной самодеятельности клубных учреждений;

— а также иные не запрещенные действующим законодательством виды деятельности.

Основными целями деятельности муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей являются:

— развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;

— удовлетворения творческих потребностей детей и подростков в овладении базовым комплексом практических навыков и знаний, языком и способом художественно-образного мышления в области одного или нескольких видов искусства;

— возвышение их художественно-эстетического вкуса и духовных начал;

— создание условий для творческого развития детей, их самореализации и профессионального самоопределения;

— осуществление принципов дифференциации и преемственности в образовании;

— поиск инновационных технологий.

Во исполнение предусмотренных уставными документами целей деятельности муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей ставят перед собой следующие задачи:

— обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

— разработка и внедрение в общественную практику эффективной, научно обоснованной системы развития личности, адаптация их к жизни в обществе;

— формирование общей культуры на основе исторических особенностей района;

— выработка социально-психологических механизмов общения подрастающего поколения в социальной среде, формирование социально-психологической культуры поведения;

— профориентация детей по социально затребованным видам и типам профессиональной деятельности.

Муниципальное бюджетное учреждение Центр народного творчества Энгельсского района осуществляет деятельность в целях:

— изучения, сохранения, развития и пропаганды народного творчества в Энгельсском муниципальном районе;

— реализации функций методического руководства, информационно-методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры клубного типа (культурно-просветительных учреждений) для развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности, обеспечения доступности, повышения качества и расширения спектра услуг клубных учреждений для населения Энгельсского муниципального района.

Задачами учреждения являются:

— создание условий для поддержки и развития любительских объединений и творческих коллективов на территории Энгельсского муниципального района;

— максимальное содействие развитию народного творчества и непрофессионального искусства, сохранения комплекса культурных традиций наций и народностей, проживающих в Энгельсском муниципальном районе;

— организация системы мониторинга культурно-досуговой деятельности;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта творческой работы;

— организация обучения, повышения квалификации руководителей и специалистов отрасли культуры;

— внедрение и развитие современных форм организации культурного досуга, инновационных методов, новых технологий с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения Энгельсского муниципального района;

— организация и развитие форм и методов работы учреждений культуры в области воспитания, просвещения, организации досуга и проведения культурно-массовых мероприятий среди населения Энгельсского муниципального района;

— организация межнационального сотрудничества по профилю своей деятельности.

Муниципальное бюджетное учреждение «Энгельсская районная концертная организация» осуществляет свою деятельность в целях:

— создания условий для обеспечения поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района услугами по организации досуга и услугами организации культуры;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав Энгельсского муниципального района;

Задачами учреждения являются:

— проведение различных по форме и тематике культурно-массовывх мероприятий: праздников, концертов, смотров, фестивалей, конкурсов, концертных вечеров и т.д.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Энгельсский краеведческий музей» осуществляет свою деятельность в целях:

— выявление, комплектование, хранение, исследование и популяризация памятников природы, истории и культуры, использование музейных фондов в интересах духового обогащения граждан, для пропаганды и популяризации краеведения, организации досуга населения, осуществление научной и методической деятельности.

Задачами учреждения являются:

— приобщение к сокровищам духовной культуры;

— формирования исторического сознания;

— воспитание у посетителей музейной культуры, уважения к памятникам истории и культуры, эстетическим ценностям;

— удовлетворение интеллектуальных и эмоциональных потребностей человека;

— воспитание молодого поколения в уважении к историческим и культурным традициям своего народа, края к мировой культуре.

Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Энгельсского муниципального района» осуществляет свою деятельность в целях:

— обеспечения библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп жителей Энгельсского муниципального района.

Задачами учреждения являются:

— обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов для жителей Энгельсского муниципального района;

— формирование библиотечного фонда с учетом образовательных потребностей и культурных запросов населения Энгельсского муниципального района, обеспечение его сохранности;

— обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам других библиотек и информационных систем;

— расширение контингента пользователей библиотек, совершенствование методов работы с различными категориями читателей;

— содействие образованию и воспитанию населения, повышение его культурного уровня;

— привитие читателям навыков информационной культуры.

Об утверждении методических указаний

Таким образом, в оптимальный перечень видов учреждений культуры клубного типа можно включить:

1) Дома (Дворцы) культуры и досуга;

2) Культурно-спортивные комплексы;

3) Дворцы молодежи;

4) Социально-культурные центры;

5) Национально-культурные (Этно-культурные) центры;

6) Дома ремесел (Центры ремесел);

7) Дома фольклора;

8) Дома (Центры) народного творчества;

9) Передвижные центры культуры (автоклубы);

10) Информационно-методические центры.

В Бюджетном кодексе предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги финансируются в зависимости от цели функционирования.

В свою очередь, в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 гг. <11> сказано, что бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям, услугам, видам деятельности. Функции учреждений клубного типа могут быть сгруппированы в соответствии с видами учреждений (табл. 2).

<11> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249.

Таблица 2

ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА

Вид
учреждения

Функции

Дом (Дворец)
культуры

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
развития народного творчества и самодеятельного
искусства; обеспечение условий для социально-куль-
турных инициатив населения; патриотическое
воспитание

Культурно-
спортивный
комплекс

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
массового отдыха населения; обеспечение условий
для самодеятельного творчества; обеспечение
спортивно-оздоровительных услуг; обеспечение
условий для социально-культурных инициатив
населения

Дворец
молодежи

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
массового отдыха; обеспечение условий для развития
народного творчества и самодеятельного искусства;
обеспечение условий для социально-культурных
инициатив населения

Социально-
культурный
центр

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий
развития народного творчества и любительского
искусства; обеспечение информационных и
методических услуг; сохранение нематериального
культурного наследия; выставочная деятельность;
обеспечение условий для социально-культурных
инициатив населения

Национально-
(Этно-)
культурный
центр

Обеспечение сохранения и развития национальных
культурных традиций; обеспечение условий для
социально-культурных инициатив населения; обеспе-
чение развития художественного и декоративно-
прикладного народного творчества

Дом (Центр)
ремесел

Сохранение нематериального культурного наследия;
развитие ремесленнических традиций; создание и
распространение ремесленнических изделий; выста-
вочная деятельность; создание и распространение
методик ремесленнического мастерства

Дом
фольклора

Сохранение нематериального культурного наследия;
исследование местных фольклорных традиций

Дом
народного
творчества

Сохранение нематериального культурного наследия во
всем многообразии жанров и этнических особеннос-
тей. Создание методик интеграции традиционных
творческих навыков в современный творческий
процесс; информатизация и методическое обеспечение
творческих процессов; организация и проведение
народных праздников, фестивалей народного
творчества и любительского искусства

Передвижные
культурные
центры

Внестационарное обеспечение досуга населения;
организация выездных информационных, выставочных,
праздничных мероприятий

Информацион-
но-методичес-
кие центры

Обеспечение информационных и методических услуг

Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг.

Такая система обусловлена рядом причин, среди которых можно выявить несколько основополагающих, а именно:

— инициативы местного сообщества и потребительский спрос;

— местные традиции;

— социальная инфраструктура;

— демографические характеристики;

— ресурсное обеспечение.

Указанные причины служат основанием для принятия решений о группах по оплате труда и оказывают непосредственное влияние на ассортимент и объем услуг культуры и досуга.

Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.

Основополагающими видами деятельности являются:

— создание коллективов художественного творчества;

— создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;

— проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);

— организация досуга населения.

В результате реализации функциональных задач через специфические виды деятельности производятся услуги, позиционированные на потребительский спрос.

Таблица 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА, ДОГОВОРОВ

С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКАЗОВ НАСЕЛЕНИЯ

Виды услуг

Заказчики, потребители

Государство

Муниципальное
образование

Юридические
лица

Население

Тематические
концерты

+

+

+

Спектакль

+

+

Театрализованное
представление

+

+

+

Фестиваль

+

+

+

Концертная
программа

+

+

+

+

Выставки

+

+

+

+

Вечера отдыха

+

+

+

Народное гуляние

+

+

+

Конкурсы, смотры

+

+

+

Шествия

+

+

Дискотеки

+

+

Праздники (КС,
национальные,
государственные,
традиционные,
профессиональ-
ные)

+

+

+

Вечера
чествования

+

+

+

Выставки-ярмарки

+

+

Обряды

+

+

+

Шоу-программы

+

+

Литературно-
музыкальные
вечера

+

+

Торжественные
собрания

+

+

+

Презентации

+

+

+

Игровые
программы

+

+

Костюмированные
балы-карнавалы,
шествия

+

+

+

Конференции,
семинары

+

+

+

Беседы, лектории

+

+

+

+

Показ кинофиль-
мов, кинолекто-
рии

+

+

+

+

Создание условий
для занятия в
кружках и
любительских
объединениях

+

+

Издание материа-
лов художествен-
но-эстетического
направления,
альбомов

+

+

+

Издание
методических
материалов

+

+

Создание банка
данных, фонотек,
видеотек, фото-
материалов

+

+

+

+

Фото-, видео-
съемка

+

+

+

+

Художественно-
оформительские
работы

+

+

+

+

Проведение
PR-акций,
PR-услуг по
продвижению

+

+

+

+

Информационно-
консультационные
и методические
виды услуг

+

+

+

+

Предоставление
условий для
самоорганизации
населения

+

+

Интернет-кафе

+

+

Комнаты органи-
зации отдыха
детей

+

+

+

Летняя площадка
и организация
отдыха детей
в летнее время

+

+

+

Культурное
обслуживание на
дому для лиц с
ограниченными
возможностями

+

+

+

+

Ремесленная
продукция

+

+

+

+

Исследователь-
ская, краевед-
ческая работа

+

+

+

Экскурсионное
обслуживание

+

+

+

+

Другие виды
услуг

Примечание: «+» означает «имеет место», «-» означает «не имеет место». Данный перечень не является исчерпывающим, учреждение самостоятельно определяет перечень своих услуг, согласно своей миссии и решаемым задачам.

Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества (далее Методические рекомендации). Департаменту культуры (Ю. А. Шубину) обеспечить доведение

Функции учреждений культуры клубного типа

┌──────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐

│Вид учреждения│ Функции │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Дом (Дворец) │Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для │

│культуры │развития народного творчества и самодеятельного │

│ │искусства; обеспечение условий для социально-культурных │

│ │инициатив населения; патриотическое воспитание │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Культурно-спо-│Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для │

│ртивный │массового отдыха населения; обеспечение условий для │

│комплекс │самодеятельного творчества; обеспечение │

│ │спортивно-оздоровительных услуг, обеспечение условий для│

│ │социально-культурных инициатив населения │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Дворец │Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для │

│молодежи │массового отдыха; обеспечение условий для развития │

│ │народного творчества и самодеятельного искусства; │

│ │обеспечение условий для социально-культурных инициатив │

│ │населения │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Социально-ку- │Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для │

│льтурный центр│развития народного творчества и любительского искусства;│

│ │обеспечение информационных и методических услуг; │

│ │сохранение нематериального культурного наследия; │

│ │выставочная деятельность; обеспечение условий для │

│ │социально-культурных инициатив населения │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Национально-(Э│Обеспечение сохранения и развития национальных │

│тно-) │культурных традиций; обеспечение условий для │

│культурный │социально-культурных инициатив населения; обеспечение │

│центр │развития художественного и декоративно-прикладного │

│ │народного творчества │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Дом (Центр) │Сохранение нематериального культурного наследия; │

│ремесел │развитие ремесленнических традиций; создание и │

│ │распространение ремесленнических изделий; выставочная │

│ │деятельность; создание и распространение методик │

│ │ремесленнического мастерства │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Дом фольклора │Сохранение нематериального культурного наследия; │

│ │исследование местных, фольклорных традиций │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Дом народного │Сохранение нематериального культурного наследия во всем │

│творчества │многообразии жанров и этнических особенностей. Создание │

│ │методик интеграции традиционных творческих навыков в │

│ │современный творческий процесс; информатизация и │

│ │методическое обеспечение творческих процессов; │

│ │организация и проведение народных праздников, фестивалей│

│ │народного творчества и любительского искусства │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Передвижные │Внестационарное обеспечение досуга населения; │

│культурные │организация выездных информационных, выставочных, │

│центры │праздничных мероприятий │

├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│Информационно-│Обеспечение информационных и методических услуг │

│методические │ │

│центры │ │

└──────────────┴────────────────────────────────────────────────────────┘

Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг.

Такая система обусловлена рядом причин, среди которых можно выявить несколько основополагающих, а именно

— инициативы местного сообщества и потребительский спрос;

— местные традиции;

— социальная инфраструктура;

— демографические характеристики;

— ресурсное обеспечение.

Указанные причины служат основанием для принятия решений о группах по оплате труда и оказывают непосредственное влияние на ассортимент и объем услуг культуры и досуга.

Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.

Основополагающими видами деятельности являются:

— создание коллективов художественного творчества;

— создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;

— проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);

— организация досуга населения.

В результате реализации функциональных задач через специфические виды деятельности производятся услуги, позиционированные на потребительский спрос.

Таблица 3

Примерный перечень бюджетных услуг учреждений культуры клубного типа, предоставляемых на основе муниципального заказа, договоров с юридическими лицами и реализации заказов населения

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Виды услуг │ Заказчики, потребители │

│ ├───────┬───────┬───────┬───────┤

│ │Госуда-│Муннци-│Юриди- │Населе-│

│ │ рство │пальное│ческие │ ние │

│ │ │образо-│ лица │ │

│ │ │ вание │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Тематические концерты │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Спектакль │ + │ + │ — │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Театрализованное представление │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Фестиваль │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Концертная программа │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Выставки │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Вечера отдыха │ — │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Народное гуляние │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Конкурсы, смотры │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Шествия │ + │ + │ — │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Дискотеки │ — │ — │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Праздники (КС, национальные, │ + │ + │ + │ — │

│государственные, традиционные, │ │ │ │ │

│профессиональные) │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Вечера чествования │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Выставки-ярмарки │ — │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Обряды │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Шоу-программы │ — │ — │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Литературно-музыкальные вечера │ — │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Торжественные собрания │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Презентации │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Игровые программы │ — │ — │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Костюмированные балы-карнавалы, шествия│ — │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Конференции, семинары │ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Беседы, лектории │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Показ кинофильмов, кинолектории │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Создание условий для занятия в кружках │ — │ + │ + │ — │

│и любительских объединениях │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Издание материалов │ + │ + │ + │ — │

│художественно-эстетического │ │ │ │ │

│направления, альбомов │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Издание методических материалов │ — │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Создание банка данных, фонотек, │ + │ + │ + │ + │

│видео-тек, фотоматериалов │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Фото-видеосъемка │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Художественно-оформительские работы │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Проведение PR-акций, PR-услуг по │ + │ + │ + │ + │

│продвижению │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Информационно-консультационные и │ + │ + │ + │ + │

│методические виды услуг │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Предоставление условий для │ — │ — │ + │ + │

│самоорганизации населения │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Интернет-кафе │ — │ — │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Комнаты организации отдыха детей │ — │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Летняя площадка и организация отдыха │ — │ + │ + │ + │

│детей в летнее время │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Культурное обслуживание на дому для лиц│ + │ + │ + │ + │

│с ограниченными возможностями │ │ │ │ │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Ремесленная продукция │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Исследовательская, краеведческая работа│ + │ + │ + │ — │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Экскурсионное обслуживание │ + │ + │ + │ + │

├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│Другие виды услуг │ │ │ │ │


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *