Когда можно, а когда нельзя продать муниципальную квартиру?

Сделки по купле-продаже муниципального жилья являются сложными из-за отсутствия конкретного оформления права собственности на такое жильё у потенциального продавца.

Единственным собственником такого жилья является только государство, а потенциальный продавец пользуется жильем на основе договора социального найма.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

По этой причине заключение таких сделок является очень спорным моментом, так как государство может в любой момент оспорить совершенную процедуру.

Однако продать такую квартиру возможно, если в будущем в отношении такой жилплощади можно осуществить процедуру приватизации (платной или бесплатной).

Если речь идёт о ведомственном жильё или квартирах и домах, расположенных на территории военных городков и иных закрытых комплексов, отвечающих за безопасность государства, приватизация таких объектов недвижимости будет считаться незаконной в силу действующих в этой сфере норм права и, как результат, невозможно будет также и продать такое жилье.

Существующие механизмы продажи

Для реализации муниципального или государственного жилья, не прошедшего процедуру приватизации, продажа возможна только специфическими способами:

  • Путём прописки в квартиру потенциального покупателя. Прописка осуществляется тем лицом, которое является пользователем (или нанимателем конкретного жилого помещения) потенциального покупателя после того, как он получит всю сумму, установленную за конкретную квартиру. После прописки покупателя и передачи всей суммы денег, продавец подаёт заявление о снятии с регистрационного учета в конкретной квартире и выезжает из неё, а покупатель начинает заниматься вопросами оформления процедуры приватизации приобретённого жилья после оформления регистрации в таком помещении и заключения договора социального найма на конкретное жилье. Если государство в лице муниципального образования отказывает в заключении договора социального найма, решение администрации может быть оспорено в суде или сделка, заключенная между предыдущим пользователем помещения и покупателем, признается недействительной. Однако, в том случае, если в своё время покупатель уже воспользовался правом бесплатной приватизации, он может остаться только жильцом в данном помещении либо воспользоваться возможностью проведения платной приватизации.
  • Приобретение с использованием буферной квартиры. Данная процедура является достаточно сложной, однако именно она чаще всего используется в крупных городах, что ускорить процедуру продажи муниципального жилья. Для этого потенциальный покупатель передаёт деньги продавцу квартиры. Тот выкупает у агентства недвижимости какую-либо жилплощадь, которая и будет считаться буферной. Данная жилплощадь оформляется первоначально на покупателя муниципальной квартиры, а потом по договору мены передаётся продавцу. Для государства сделка будет выглядеть как переуступка права пользования квартирой по договору социального найма.

Однако оба варианта сопряжены с большими рисками, так как по своей сути могут нарушить права государства на имеющееся у него имущество.

Риски при продаже и как их избежать

Самыми распространёнными рисками при продаже муниципального жилья являются:

  • Нежелание агентства недвижимости выкупать обратно в своё владение буферного жилья. В этом случае сделка либо признается недействительной, либо продавец муниципального жилья продает буферную жилплощадь через другие агентства.
  • Если однажды покупатель использовал право на бесплатную приватизацию, больше он им воспользоваться не сможет. В этом случае приватизация может быть оформлена либо платным способом (что государство предусматривает как один из вариантов приобретения жилья, находящегося в его собственности), либо может быть произведен выкуп по кадастровой стоимости конкретного жилья путем заключения соответствующего соглашения с муниципалитетом.
  • Если государству станет известно о совершении сделки по продаже муниципального имущества в виде жилой площади, оно в лице своих уполномоченных представителей может обратиться в суд для расторжения заключённого соглашения и признания сделки недействительной, и суд будет на стороне государства.

Минимизировать такие риски можно только с помощью тщательной подготовки сделки, в том числе с помощью подготовки необходимых документов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Чаще всего прекращение договора аренды земельного участка происходит в случае нарушения арендодателем или арендатором условий договора.

Что такое договор ЖСК и как его правильно заключить? Узнайте об этом .

Альфа Банк предлагает очень выгодные условия на покупку квартиры в ипотеку. Подробнее об этом вы узнаете, прочитав нашу статью.

Документы

Перечень документов, необходимых для проведения сделки, будет выглядеть следующим образом:

  • паспорта всех участников сделки в оригинале и нотариально заверенных копиях (копии должны быть сняты со всех страниц документов);
  • если хотя бы одну из сторон соглашения на каком-либо этапе или на всех представляет доверенное лицо (в том числе, сотрудник агентства недвижимости), потребуется доверенность на представителя, заверенная нотариусом, с фиксацией пределов полномочий доверенного лица, а также с указанием срока действия такого документа (до окончания сделки или до конкретной даты);
  • выписка из домовой книги о состоянии квартиры и наличии в ней прописанных лиц(оформляется в расширенном варианте, чтобы определить наличие лиц, которые имеют право оставаться зарегистрированными на постоянной основе в данном жилом помещении);
  • справки из всех уполномоченных организаций об отсутствии задолженности продавца по поставляемыми услугам, а также необходимым взносам;
  • нотариально заверенный отказ заинтересованных лиц от участия в процедуре приватизации;
  • технические документы на квартиру (технический паспорт, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, полученная взамен кадастрового паспорта);
  • договор социального найма или постановление администрации муниципального образования о предоставлении в пользование конкретного жилого помещения продавцу;
  • квитанция об оплате госпошлины за последующую регистрацию договора социального найма.

В том случае, если все необходимые документы полностью подготовлены, может быть подписан передаточный акт по жилью и переданы денежные средства от покупателя к продавцу.

Передача жилья в случае реализации муниципального жилья будет осуществляться не на основании договора купли-продажи, а на основании передаточного акта, в котором фиксируются все условия сделки. Этот же документ станет основным для возможного заключения договора мены жилья.

Продажа муниципального жилья собственно сделкой по купле-продаже может выступать только тогда, когда продавцом выступает государство.

В остальных случаях эта сделка будет иметь свои особенности, которые могут серьезно затруднить процедуру реализации такого имущества.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как происходит обмен?

Решившись на такую сделку, нужно понимать, что найти подходящий вариант очень непросто. Если уже есть родственники или знакомые с подобным жильем, дело упрощается. Но такое встречается редко. Поэтому в основном придется потрудиться. Поиск может вестись:

  • самостоятельно;
  • через риелтора.

Понятно, что риелтор возьмет на себя почти все заботы и объяснит все нюансы. Однако его услуги стоят недешево. Для таких сделок необязательно проверять юридическую чистоту недвижимости. Поэтому главная задача специалиста заключается в поиске подходящей квартиры. Но это вполне можно делать и самостоятельно.

Когда возможный вариант найден, собирают следующие документы:

  • заявление об обмене;
  • для Москвы единый жилищный документ, но могут потребовать справки о том, что задолженности отсутствуют, а также выписки из домовой книги;
  • договор соцнайма;
  • документы, подтверждающие личности всех участников сделки;
  • согласие со стороны прописанных в квартире лиц, которые отсутствуют, оно заверяется у нотариуса;
  • технические документы;
  • заявление нанимателя о том, что у него нет других помещений в собственности или по договору соцнайма.

При наличии детей и недееспособных членов семьи необходимо согласие органа опеки.

Вопрос решается в жилищной комиссии при муниципалитете. Если стороны получили разрешение, переходят к обмену. Для этого расторгают действующие договоры и заключают новые. Эти действия необходимо совершить в течение десяти дней со дня обращения.

«Буферный» обмен

Если наниматель обратится в агентство недвижимости, ему предложат хитрый вариант, как продать муниципальную квартиру без приватизации. Основной составляющей выступает «буферная» недвижимость, числящаяся в собственности агентства. Покупатель сначала ее оформляет в свою собственность. Затем продавец неприватизированной квартиры и покупатель осуществляют между собой обмен. В результате продавец становится собственником «буферной» недвижимости, а покупатель приобретает неприватизированную квартиру. Затем «буферную» недвижимость снова продают агентству. Таким образом, первоначальный владелец получает деньги за неприватизированную квартиру.

Конечно, этот способ сопровождается немалым риском. Продавец в итоге может остаться без жилья и денег. Поэтому на такую сделку можно решаться только в случае, если агентство является по-настоящему надежным.

Для подстраховки каждый шаг нужно документировать: оформлять договоры, где четко указывать все моменты, включая цену, деньги получать под расписку. Также важно осмотреть «буферную» недвижимость. Лучше всего поможет обойти все скользкие моменты опытный юрист, если привлечь его к сделке.

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Это происходит, если:

  • заявку на участие в аукционе по реализации гос. собственности подал один человек;
  • несмотря на достаточное количество заявок(более одной), на торги пришел только один человек;
  • отсутствует динамика развития аукциона с момента начального предложения.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду. Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион — второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление, согласно которому данное лицо признается победителем. На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Кто может стать участником аукциона

Многочисленные акты, положения и законы регулируют требования, которые предъявляются к потенциальному владельцу. Стоит отметить, что каких-то завышенных позиций в этом вопросе не наблюдается. Практически любой предприниматель или компания сможет участвовать в торгах. Основные условия для претендентов:

  1. Отсутствие налоговой задолженности у организации или веское обоснование ее наличия.
  2. Руководитель и должностные лица не должны иметь непогашенной или неснятой судимости по делам об экономических махинациях.
  3. Руководитель и допущенные к управлению компанией-претендентом люди не могут быть родственниками с собственником имущества. Подобное ограничение обуславливается стремлением обеспечить равные условия для всех участников.
  4. Компания, претендующая на участие, не должна быть офшорной, в особенности, если продажа касается муниципальной недвижимости и земельных участков.
  5. Заявка не может быть подана компанией, чье финансирование обеспечивается из Федеральных или муниципальных источников более чем на 25%.
  6. Претендент не может значится в списках поставщиков с плохой репутацией.

Однако более мелкие структурные организации, которые являются непосредственными собственниками, вполне могут накладывать дополнительные ограничения. О них организатор оповещает при размещении объявления о проведении торгов на портале электронной площадки.

Документы для предоставления

Существует общий список, обязательный для предоставления на аукцион по продаже государственного или муниципального имущества. Организатор обязан также упомянуть о дополнительных условиях продажи. Если этого не было сделано, заявитель имеет право подать в суд иск для признания действий организаторов неправомерными. В обязательный пакет документов входят:

  • обращение с претензией на участие;
  • список предоставленных организатору документов в двойном экземпляре;
  • бумаги, подтверждающие существование юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подойдет оригинал или копия, имеющая нотариальное заверение;
  • копии устава компании;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов по налоговым выплатам.

Если оформление происходит в электронном виде, должна присутствовать электронная подпись руководителя. Заявка со всеми приложенными документами в этом случае поступает на адрес организатора и хранится в отдельной папке. Ответ на каждое обращение должен быть получен в течение трех суток с даты поступления. В случае отсутствия необходимого документа заявка отклоняется организатором, а в комментариях уточняет перечень недостающих бумаг. После этого заявитель вправе дополнить пакет документов. Срок для этого устанавливается не позднее пяти суток до даты аукциона.

В случае подачи заявки в письменном виде необходимо оплатить заказное письмо. Требования идентичны тем, которые предъявляются к электронной заявке. Однако срок рассмотрения увеличен до десяти суток с даты получения. Это важно учесть, ведь сроки подачи строго ограничены.

Особенности проведения открытого аукциона

Федеральным законом обозначены способы приобретения государственного и муниципального имущества, каждый имеет тонкости. В частности, подача заявок в аукционе осуществляется с момента опубликования информации, длится до даты, когда остается 25 суток до начала торгов. Список участников определяется за одну рабочую неделю до даты аукциона. В этот же период каждый представитель обязан прислать документ, подтверждающий перевод денег на счет продавца. Перевод должен составить 20% от стоимости объекта. Если таковая не оглашалась, то взнос рассчитывается как 1/5 часть предложенной участником суммы.

Форма торгов может иметь закрытый или открытый характер.

В первом случае предлагаемая цена предоставляется в отдельном конверте каждым участником в момент подачи заявки. Существует ограничение, согласно которому стоимость не может быть ниже рыночной более, чем на 50%. Победителем признается тот, чье предложение окажется наиболее выгодным. В случае указания равной цены несколькими участниками, выигрывает ранее подавший заявку представитель.

В аукционе открытого характера цены озвучиваются в процессе торгов. Организатор заранее разрабатывает и оповещает игроков о стартовой стоимости объекта и шаге повышения и понижения.

Продажу государственного и муниципального имущества на аукционе можно рассматривать как выгодное для всех сторон рыночное предложение. Ведь в результате государственные структуры получают дополнительное финансирование бюджета, а частные лица и предприятия — низкую стоимость объектов и предметов.

Достаточно часто начинающие предприниматели таким образом получают необходимую базу для развития бизнеса без крупных вложений.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Торги муниципальным имуществом осуществляются специальной комиссией, состав которой определяется местными властями. Также издается документ, регламентирующий:

  • последовательность действий организаторов и участников вплоть до указания способа оформления договора приобретения и приватизации;
  • перечень продаваемых объектов;
  • план мероприятия и точное число проведения;
  • список порталов и иных информационных зон, на которых будет размещена подробная информация;
  • список виртуальных платформ, на которых запланировано проведение.

Выбранная комиссия занимается следующими вопросами:

  1. Проверяет поданные заявки.
  2. Решает допускать или запрещать участие, оповещает об этом претендента.
  3. Выбирает выигравшего и оформляет протокол.

При этом важно отметить, что именно комиссия может потребовать не указанные в перечне документы для подтверждения правомерности подачи заявки претендентом. Оценка и проверка подлинности предоставленных бумаг также находится в ее юрисдикции.

Проведение аукциона также может организовываться на базе муниципалитета. Подготовка документации ведется с помощью имеющихся собственных ресурсов. Для не крупных образований с учетом отсутствия таковых характерно использование сторонних сил.

Порядок проведения торгов

Для начала муниципальный и местный исполнительный органы определяют необходимость провести торги, издается извещение. В нем уточняется дата проведения, перечень имущества, состав комиссии и место проведения.

После этого в указанных информационных сетях публикуется извещение. В нем указывается подробная информация для участников и начальная стоимость, если подобное предусмотрено выбранной системой торгов.

Комиссия ведет прием заявок с обязательным их занесением в специализированный журнал. Каждый поданный пакет документов тщательно рассматривается, принимается решение об участии или отклонении поданных документов. Также комиссия уполномочена в проверке предоплаты, поступившей в бюджет.

В указанный срок проводится аукцион, на котором выявляется победитель. Результат торгов оформляется комиссией. При этом осуществляется информирование с помощью источников, в которых ранее указывались данные о предстоящей продаже имущества муниципалитета.

Оформляется договор на приобретение имущества и его приватизацию. Если победитель не внесет в бюджет необходимую сумму в течение пяти дней с даты выигрыша, результаты признаются недействительными. Возвращение аванса в этом случае отменяется. Залоги других участников в течение этого же времени перечисляются на счета, с которых ранее производилось зачисление.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

Для участия в продаже государственного или муниципального имущества на аукционе достаточно соблюдать несложный порядок действий.

  1. Найти подходящий аукцион.
  2. Собрать и предоставить пакет документов, указанных в перечне.
  3. Осуществить перечисление средств на указанные в информационном сообщении реквизиты.
  4. Дождаться срока проведения.
  5. Ознакомиться с результатами.
  6. В случае победы необходимо подписать протокол и внести остаток суммы на счет продавца.

Другие методы продажи муниципального и государственного имущества

Специализированный аукцион отличается от обычного. Его проведение целесообразно в случае большой стоимости объекта недвижимости. В результате проведения торгов выявляется несколько победителей, каждый из которых приобретает часть собственности, соразмерный с внесенной суммой.

Конкурс отличается от аукциона процессом выбора победителя. В первом случае исключается возможность изменения первоначального предложения. Во втором возможно повышение или понижение цены.

В заключение отметим, что участвовать в торгах несложно. А если предложенные условия будут привлекательны, победитель получает проверенный и качественный объект по сниженной относительно рынка цене.

Продажа государственного и муниципального имущества:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *