Срок исковой давности по коммунальным платежам в Украине

Мало я ещё образован в юридических вопросах и делах житейских. Недавно узнал, что люди, которые имеют долги по коммунальным платежам более 3 лет могут при некотрых условиях не платить те долги, которые образовались более, чем 3 года назад.
Пример, если вам приходят чеки, где указаны текущие долги к примеру на 10000 грн. на 2013 год, то это не значит вовсе, что вы должны 10000 грн. Ваш реальный долг составит тот, который накопился в промежутке между 2010 и 2013 годом. Всё что было раньше вы можете не платить, потому что срок исковой давности в Украине составляет 3 года. Если 4, 5 и т.д. лет назад с Вас не взыскали ваши долги по платежам, то уже вы их можете не отдавать. Получается, что это проблемы ЖЭКа (Жилкмосервиса), что они не взыскали тогда с вас деньги.
Именно поэтому, очень часто жильцам предлагают различные коммунальные службы заключить договор, по которому жилец будет выплачивать по частям. Это называется реструктуризацией долга. Так вот если жилец подпишет такой договор, то тогда он уже точно не отвертится от всех своих долгов даже 10-летней давности, так как он с ними согласиться.
Простите, если я немного косноязычен, но это должен знать каждый. Если я где-то не прав или вы хотите что-то добавить — обязательно отпишитесь!

26.07.2010

Спасительный срок давности

Количество просмотров: 21749

Почему коммунальные предприятия не спешат подавать иски в суд к своим должникам? Слесарь — персонаж одного известного антисоветского анекдота, прибыв в здание руководящего парткома для ремонта течи стояка с водой, высказался двусмысленно: «Да здесь всю систему менять надо!».
О необходимости реформ в нашем ЖКХ говорят давно и настойчиво на всех уровнях. Говорят, но практически мало что делают. Сложно навести порядок в запущенном хозяйстве, да и невыгоден порядок тем, кто на этом хозяйстве деньги получает. Невыгоден, т.к. ныне деньги мы, потребители услуг, платим непонятно за что, и непонятно куда наши кровные уходят. Но те, от кого зависит наведение порядка, заинтересованы в такой неразберихе и, понятно, не хотят ничего менять.
Выгодно им, когда никто ни за что не отвечает! Даже за сбор этих самых денег с потребителей. И это не просто предположения, а выводы, которые следуют из анализа ряда типичных судебных решений.
Поспешишь — насмешишь?
В июле 2008 г. КП «Донецкгортеплосеть» обратилось в суд для взыскания долга с гражданки К. в сумме почти 3 тыс. грн. — за пользование горячей водой и отоплением в течение трех лет. Ответчица не соглашалась с долгом — мол, договор с теплосетью не заключала и услуги были некачественными. Вода подавалась с перебоями, а зимой в квартире было холодно.
Возможно, так и было на самом деле. Но, как отмечено в решении райсуда, то, что предоставленные услуги были некачественными, нужно доказать. Т.е. составлять акты по соответствующей форме, документально фиксировать все отклонения от установленных норм.
И тогда на законных основаниях сможешь требовать перерасчет стоимости коммунальных услуг и не оплачивать того, что не получил. Такое право предоставляют Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», постановление Кабмина «Об утверждении правил предоставления услуг по центральному отоплению, подаче холодной и горячей воды и водоотводу», другие нормативные акты.
К. не стала отстаивать свои права так, как указано в перечисленных документах. Суд отметил также, что отсутствие письменного договора не освобождает от обязательств по оплате коммунальных услуг. Ведь договорные отношения считаются фактически заключенными после того, как квартира подключена к системе теплоснабжения и открыт лицевой счет на имя потребителя. (Почему коммунальные предприятия уклоняются от заключения с потребителями их услуг договоров и как на это можно повлиять — тема отдельной статьи, которую «Вечерний Донецк» планирует подготовить).
В итоге суд вынес решение — взыскать с гражданки К. долг за три года и судебные расходы. Апелляционный суд Донецкой области, куда К. обжаловала решение, оставил его в силе.
Платить за коммунальные услуги, безусловно, необходимо. С этим не поспоришь. Но также следует требовать за свою оплату и соответствующее качество или перерасчет оплаты за отсутствие тепла и воды, другие отклонения. Но что еще показал судебный процесс? После возникновения долга теплосеть ждала три года и только потом подала иск. Т.е. обходилось коммунальное предприятие без денег К. все это время. Хотя могло (и, наверное, должно было) обратиться в суд значительно раньше. И тогда бы К. раньше убедилась, что оплачивать услуги она обязана, иначе понесет еще и судебные расходы!
И все же исход описанного судебного процесса можно отнести в актив коммунальных служб, чего не скажешь о двух других делах, рассмотренных судами.
Исковая давность
ООО «Краматорсктеплоэнерго» в июле 2009 г. обратилось в суд с иском к гр. С. о взыскании задолженности за услуги по подаче тепла и горячей воды, которая росла с июля 2003 года и достигла почти 2,6 тыс. грн. Краматорский горсуд удовлетворил требование предприятия и взыскал с С. долг и судебные расходы. Ответчица обжаловала решение.
Апелляционный суд Донецкой области изменил вердикт первой инстанции, т.к. горсуд не учел срок исковой давности.
Согласно ст. 256 Гражданского кодекса Украины, исковая давность — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса. Общая исковая давность устанавливается продолжительностью в три года. Течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права (в рассматриваемых случаях — после истечения срока на оплату предоставленных коммунальных услуг. Как правило, это 20 дней, следующих за отчетным месяцем).
О применении исковой давности судом должна ходатайствовать заинтересованная сторона. Что и сделала С. в предварительном судебном заседании при рассмотрении дела городским судом.
Следует отметить, что по Гражданскому кодексу 1963 года (действовал до 2004 г.) исковую давность суд применял самостоятельно, можно сказать, автоматически. Ныне — только по заявлению стороны в споре! Не все ответчики-потребители это учитывают.
Также важно знать, что течение исковой давности прерывается совершением лицом действий, которые свидетельствуют о признании долга. В рассматриваемых ситуациях это может быть оплата большей суммы, чем указано в счете за месяц, или платежей без определения срока, за который он совершается.
В период с июля 2003 г. по июль 2006 г. С. только один раз оплатила сумму 57 грн. — за май 2006 г., каких-либо действий, которые бы свидетельствовали о признании долга, С. не совершала.
Поэтому, по мнению коллегии судей апелляционной инстанции, местный суд безосновательно не применил к указанным правоотношениям исковую давность. В итоге, Апелляционный суд области взыскал с С. долг за три года, предшествующие обращению ООО в суд, — с 1 июля 2006 г. по 1 июля 2009 г. — в сумме 1180 грн.
Таким образом, из-за того, что «Краматорсктеплоэнерго» вовремя не приняло меры по взысканию растущей задолженности С., коммунальное предприятие потеряло 1400 гривень. И это только по одному потребителю. Сколько всего таких должников, которым фактически прощают неоплату коммунальные предприятия в г. Краматорске и других населенных пунктах нашей области, можно только догадываться. Такая статистика, по понятным причинам, не афишируется.
Но, как оказывается, пострадавшие предприятия не наказывают и не требуют своевременной компенсации даже за грубые нарушения — воровство энергии.
Дыра в электросчетчике
21 марта 2003 г. представитель Донецких электросетей (структурное подразделение ОАО «Донецкоблэнерго») выявил в квартире З. в Куйбышевском районе г. Донецка нарушение Правил пользования электрической энергией. В кожухе электросчетчика было просверлено отверстие для механического торможения диска, который обеспечивает учет потребленной энергии. Проверяющий составил акт, который подписали и жильцы квартиры — З. и ее муж. Комиссия «Донецкоблэнерго» в присутствии З. определила размер неучтенной и неоплаченной энергии и выписала платежный документ на сумму 181 грн., который выдали З. 25 марта. Срок для оплаты счета установили до 5 апреля 2003 г. И предупредили, что в случае неоплаты подача электроэнергии будет прекращена, а долг — взыскан через суд.
З. 181 гривню не уплатила, и государственное ОАО обратилось в суд. Но спустя… шесть с лишним (!) лет после нарушения. Районный суд отказал в удовлетворении требований, т.к. истец пропустил срок исковой давности, а действий, которые бы свидетельствовали о признании долга и прерывании срока давности, З. не совершала. «Донецкоблэнерго» обжаловало решение, но Апелляционный суд области оставил вердикт без изменений.
Да, сумма, которая осталась неуплаченной, не столь уж велика. Но обратим внимание на другое. Проверяющий нашел нарушение, составил акт, комиссия вынесла решение о сумме, подлежащей уплате, а в суд обратились спустя 6 лет и 4 месяца. Когда срок давности явно истек.
А ведь за обращение в суд тоже надо заплатить — госпошлину и расходы на информационно-техническое обеспечение процесса. Т.е. облэнерго не только не получило причитающееся за хищение энергии, но и понесло дополнительные расходы на все указанные выше процедуры.
Подобных решений в судебной практике Донецкой области немало. Как сообщили нам в Апелляционном суде области, здесь регулярно пересматриваются по жалобам сторон десятки дел, по которым истекла исковая давность и поэтому в удовлетворении требований отказано. Точное количество таких дел сложно посчитать, т.к. в статистических отчетах она не выделяется отдельной строкой. Сколько долгов списывают коммунальные предприятия без обращения в суд «за давностью», неизвестно.
Причины и следствия
Оправдывают свою нерасторопность предприятия ЖКХ, как водится, большой загруженностью — мол, очень много должников и не успевают по каждому случаю подать иск. С другой стороны отметим, что по нашему дому, к примеру, ежемесячно ходят работники горгаза, водоканала и предприятия электрических сетей — снимают показания счетчиков. Хотя по правилам это следует делать раз в полгода. Почему-то на эти
необязательные и непонятно для чего нужные операции находят и время, и «кадровый ресурс».
Заметим к тому же, что иски по долгам за коммунальные услуги, за редким исключением, — бесспорные и типичные. Составил один раз нужную форму, а потом можно вписывать туда очередного неплательщика, период и сумму его долга. Тем более, что с вступлением в силу ныне действующего Гражданского процессуального кодекса (сентябрь 2005 г.) появилась возможность взыскивать долги, о которых идет речь, в приказном порядке. Т.е. без долгих судебных процедур, упрощенно, без вызова ответчика в суд. И только если должник оспаривает вынесенный в его отношении судебный приказ, дело будет рассматриваться по общему порядку.
Так что составлять и подавать заявления в суд по разработанному образцу могут и не высокооплачиваемые юристы. А большая загруженность может возникнуть в любом деле, если им подолгу как следует не заниматься.
Одна из целей судебной защиты нарушенного права — восстановление справедливости. Если потребитель не платит за услугу, ее прекращают оказывать, а долг взыскивают принудительно — например, через суд. Тогда неплательщик вынужден погасить долг, несет дополнительные расходы, и впредь, надо полагать, будет аккуратнее оплачивать работу коммунальщиков. И, в свою очередь, станет настойчиво добиваться нужного качества предоставленных услуг. И другие потребители, узнав, что долги за «коммуналку» чреваты, наверняка будут дисциплинированнее платить за тепло, воду, электричество и т.п.
Если же по всему видно, что долг платежом не страшен, то недобросовестные и ушлые потребители понадеются — а вдруг поставщики услуг не станут с ними возиться, промедлят с обращением в суд. И, как видим из судебной практики, такие надежды нередко оправдываются.
Недисциплинированность партнеров, как это ни парадоксально прозвучит, выгодна и коммунальным предприятиям. Ведь свое бездействие, низкое качество услуг они уже привыкли списывать на дефицит средств из-за плохой оплаты потребителей. Последние тоже привыкли к такой безответственности, часто уже и не требуют ничего от коммунальников. И у последних неизменно возникает аргумент в пользу повышения тарифов: мол, не хватает средств. То есть сидящих в ЖЭКах и СЕЗах вполне устраивает, что деньги можно не зарабатывать, хорошо выполняя необходимое потребителям, а просто получать от них за сам факт своего существования.
Круг замыкается
Вот и на подъезде дома, где мы живем, долго висело объявление: из-за невнесений квартплаты квартирами такими-то уборка в подъезде не будет производиться. Потом появилось такое: «Уборщица погибла, поэтому в подъезде временно уборка не будет производиться. Приносим извинения. Начальник ЖЭКа». И только после коллективных действий жильцов нашего подъезда (обращения и жалобы в различные инстанции) ситуация изменилась и на доске объявлений уже появился график уборки подъезда сотрудницей ЖЭКа.
Это мы к чему? А к тому, что если жильцам отказывают в оплаченных услугах, они должны отстаивать свои права. Аналогично и коммунальные предприятия должны работать с должниками, но не посредством «реструктуризации» долгов прошлых лет и других «скидок» злостным неплательщикам, а твердо дать понять, что оплачивать вовремя услуги — это выгоднее, чем накапливать долги.
Очевидно, что «менять всю систему», о чем говорил персонаж анекдота, нужно начинать с изменения принципов работы коммунальных предприятий: чтоб действовали они в интересах потребителей, финансирующих их работу, а не искали всевозможные аргументы для оправдания низкого качества своих услуг. Тогда, наверное, и оплачивать работу ЖКХ люди будут старательнее, и тарифы можно будет реже поднимать.
Как отмечено в решении суда, то, что предоставленные коммунальщиками услуги были некачественными, нужно доказывать. Т.е. составлять акты по соответствующей форме, документально фиксировать отклонения от установленных норм.
Сидящих в ЖЭКах и СЕЗах вполне устраивает, что деньги можно не зарабатывать, хорошо выполняя необходимое потребителям, а просто получать от них за сам факт своего существования. А свое хроническое бездействие, низкое качество услуг коммунальные предприятия привыкли оправдывать дефицитом средств из-за плохой оплаты потребителей. Круг замыкается.
Дмитрий КУЗИН.
Сергей КУЗИН.

Фото

» все новости


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *