Инструкция 191н о порядке предоставления бюджетной отчетности

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ утверждена приказом Минфина от 28.12.2010 №191н.

Приказ Минфина 191н от 28.12.2010 Смотрите и скачайте последнюю действующую редакцию Приказа Минфина 191н от 28.12.2010 с изменениями по бюджетному учету в Системе Госфинансы

Последние изменения в Инструкции 191н

Минфин подготовил приказ 131н от 20.08.2019 о внесении поправок в Инструкцию 191н, который вступает в силу 20.10.2019 года. Мы рассказываем о новых отчетах, связанных с реализацией национальных проектов, и о других изменениях, значительная часть которых будет применяться, начиная с отчетности на 1 октября 2019 года.

Скачать приказ Минфина № 131н от 20.08.2019О внесении изменений в Инструкцию 191н Как сдавать отчетность за 9 месяцев с учетом измененийОбзор основных изменений смотрите в таблице.

В пункт 3 Инструкции 191н добавлена информация о том, какой период считается последним отчетным годом для:

  • учреждения, реорганизуемого путем присоединения – с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица;
  • учреждения, реорганизуемого другими способами – с 1 января до даты регистрации последнего из возникших юрлиц;
  • ликвидированного казенного учреждения – с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

В пункте 4 и других орган, принимающий отчеты у ПБС или РБС, называют не «пользователем бюджетной отчетности», а «субъектом консолидированной отчетности». В пункте 7 дополнен перечень данных, на основании которых формируется бюджетная отчетность. Добавлены показатели последних сданных отчетов.

В пункте 10 в новой редакции описаны действия субъекта консолидированной отчетности в случае неполучения в установленный срок отчета от субъекта периметра консолидации:

  • направляется требование о представлении отчетности в двухдневный срок;
  • направляется письменное сообщение о нарушении в орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 15.15.6 КоАП.

В методических указаниях по формированию отчета о бюджетных обязательствах (ф.0503128) добавлен пункт о представлении нового ежемесячного отчета ф.0503128-НП. Форму обязаны будут заполнять ГРБС, РБС, ПБС, получающие бюджетные средства на реализацию нацпроектов. В Инструкцию 191н добавлены пункты 73.1, 74.1 и 75.1, содержащие указания по заполнению ф.0503128-НП для:

  • ПБС;
  • ГРБС и РБС;
  • финорганов.

Еще одну новую форму 0503117-НП должны будут ежемесячно представлять финорганы на основании данных по счету 1 402 20 000 «Результат по кассовому исполнению бюджета по выбытиям из бюджета». Указания по заполнению содержатся во вновь введенном пункте 136.1. По состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 января ф.0503117-НП представляется в составе квартальной и годовой отчетности.

Для таблицы №3, входящей в состав пояснительной записки, изменена периодичность представления. С вступлением в силу новой редакции Инструкции 191н форму нужно будет сдавать только в составе годовой отчетности.

В пункты 178 и 179 Инструкции 191н, содержащие перечень форм, входящих в состав месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении консолидированного бюджета, добавлены ф.0503128-НП и ф.0503117-НП. Новые отчеты должны будут представлять финорганы муниципальных районов, городских округов, регионов РФ, внутригородских районов.

В перечень отчетов, которые сдаются при ликвидации или реорганизации ПБС добавлены ф.0503128 и справка ф.0503184. В составе пояснительной записки должна быть форма 0503128-НП.

Изменения по приказу Минфина 73н от 16.05.2019

Для корректировки Инструкции 191н подготовлен приказ Минфина 73н от 16.05.2019. В справке по консолидируемым расчетам ф.0305125 при указании данных о контрагенте в графе 2 для участников бюджетного процесса вместо ИНН можно указать код по реестру УБП, а для остальных юрлиц – код организации по Сводному реестру. Эти данные можно проставить и в графе 10 для контрагента по консолидирующим расчетам. Такое правило заполнения актуально для справок по всем счетам: 0 304 04 000, 0 304 06 000, 0 401 20 241, 0 401 10 189 и т.д.

В форме 0503121 для бюджетной отчетности предусмотрены изменения:

  • для строк 020, 030, 040, 050, 060, 070, 090, 100, 110 введены расшифровки в разрезе подстатей КОСГУ;
  • для безвозмездных денежных поступлений выделено 2 строки: 060 – для поступлений текущего характера и 070 – капитального характера;
  • добавлена строка 110 для неденежных безвозмездных поступлений;
  • безвозмездные перечисления организациям так же разделены на две строки: 210 – текущего характера, 260 – капитального;
  • изменены названия некоторых строк и нумерация.

В приказе 73н предусмотрена обновленная форма 0503321 «Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности». В Инструкцию 191н, помимо счетов 0 401 10 189 и 0 401 10 241, для формирования отчета 0503321 добавлены счета:

  • 0 401 10 191;
  • 0 401 10 195;
  • 0 401 10 281.

Больше всего поправок внесено в в составление формы 0503123 «Отчет о движении денежных средств». В форме изменена нумерация строк, им присвоены не трехзначные, а четырехзначные номера. В разделе «Поступления» вместо безвозмездных поступлений от бюджетов отражаются поступления от всех контрагентов, разделяются они на две основные строки:

  • текущего характера;
  • капитального характера.

К каждой из строк предусмотрена расшифровка по категориям контрагентов.

Вместо прочих доходов (стр.120) в отчете показываются иные текущие поступления (стр.1200) с разделением на:

  • невыясненные поступления;
  • иные доходы;
  • реализацию оборотных активов.

В разделе поступлений от инвестиционных операций выручку от реализации материальных запасов нужно будет расшифровывать по видам МЗ (КОСГУ 341-347, 349). В этом разделе в новой редакции нужно будет показывать поступления:

  • от возвратов по предоставленным заимствованиям (с расшифровкой);
  • от реализации финансовых активов (с расшифровкой).

По действующей Инструкции эти суммы учитываются в составе поступлений от финансовых операций.

В разделе «Выбытия» безвозмездные перечисления организациям так же нужно будет разделить в зависимости от характера на:

  • текущие;
  • капитальные.

Каждую позицию нужно расшифровать в зависимости от категории контрагента.

Выбытия за счет прочих выплат персоналу следует делить на выплаченные в денежной форме (КОСГУ 212) и в натуральной (КОСГУ 214). Оплата по договорам аренды в новой форме отражается по строкам:

  • аренда имущества за исключением земельных участков – КОСГУ 224;
  • аренда земельных участков – КОСГУ 229.

Выбытия за счет социальных пособий в новой редакции следует отразить по категориям получателей и форме выплаты:

  1. Населению: в денежной форме – КОСГУ 262, в натуральной – 263.
  2. Бывшим работникам: в денежной форме – 264, в натуральной – 265.
  3. Персоналу: в денежной форме – 266, в натуральной – 267.

Выбытия за счет иных выплат детализируются в зависимости от характера (капитальный или текущий) и от получателя (организации или физлица). В разделе выбытий по инвестиционным операциям по аналогии с поступлением детализируются выбытия на приобретение МЗ. В этом разделе показываются выданные заимствования и расходы на приобретение финансовых активов. Сейчас эти выбытия относят к финансовым операциям.

В 73н содержится новая форма консолидированного отчета 0503323. Изменений в ней не предусмотрено, только применена четырехзначная нумерация строк, как и в отчете 0503123.

В форме 0503169 для счетов (за исключением 0 205 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 210 10, 0 305 05), по которым допускается только дебетовый остаток, применяются КОСГУ из группы 500, для счетов (за исключением 0 205 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 210 10, 0 305 05) с кредитовым остатком – из группы 700. По счетам 0 205 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 210 10, 0 305 05, допускающим дебетовый и кредитовый остаток, следует использовать КОСГУ, отражающие увеличение активов при дебиторской задолженности, а отражающие увеличение обязательств – при кредиторской. Отрицательные значения в отчете в графах 5-8 допускаются по операциям уточнения в отчетном году принятых ранее оценочных значений.

Изменения в Инструкции 191н от 22 апреля 2019 году

Последние правки в Инструкцию 191н были внесены Приказом Минфина 31н от 28.02.2019 и вступили в силу 22 апреля 2019 года.

В соответствии с последней редакцией Инструкции 191н от 22.04.2019 года, бюджетная отчетность формируется в виде электронного документа (пункт 4). Заверяются квартальные или годовые формы учреждений усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя либо уполномоченного лица. Порядок передачи файлов (по телекоммуникационным каналам связи или на внешнем носителе) определяется организацией, ответственной за составление консолидированной отчетности:

  • ГРБС;
  • главным администратором доходов;
  • главным администратором источников финансирования дефицита бюджета;
  • финансовым органом;
  • органом казначейства.

В новой редакции есть требование к учреждениям об обязательном обеспечении защиты передаваемой информации.

Направить отчет в бумажном виде смогут учреждения, не имеющие технических условий для подготовки и передачи электронного варианта и те, которым законодательством РФ разрешено создавать и хранить отчетность только на бумаге. Пользователь, получивший отчет, не имеет права отказать в приемке и должен направить электронное уведомление о получении. Если госучреждение обязано (на основании закона) представлять свою бумажную отчетность кому-нибудь, помимо вышестоящей организации, оно должно самостоятельно сделать распечатки электронного отчета, заверить надлежащим образом и отправить по назначению.

В п. 10 191н добавлено уточнение о сроках сдачи электронного отчета. Если дата, установленная ГРБС, главными администраторами, финорганами совпадает с праздничным или выходным днем, направить формы нужно в ближайший следующий рабочий день. При получении электронного отчета пользователь обязан организовать его проверку на соответствие критериям, установленным в 191н, а также в других нормативных актах. Если проверка прошла успешно, пользователь должен отправить учреждению электронное уведомление о приеме отчета.

В пунктах с 23 по 40 внесены изменения в методические указания по формированию справок по консолидируемым расчетам ф.0503125. Связано это с введением в 2019 году нового порядка применения КОСГУ. Например, расчеты по безвозмездным неденежным передачам и поступлениям с организациями госсектора экономики могут быть отражены не только на счетах 1 401 20 241 и 1 401 10 189, но и на счетах 1 401 20 281, 1 401 10 191, 1 401 10 195. Справку 0503125 нужно будет формировать по каждому счету, порядок заполнения новых форм добавлен в Инструкцию 191н.

Изменения в Инструкции 191н по Приказу Минфина от 30.11.2018

Правки в Инструкцию 191н были внесены Приказом Минфина от 30.11.2018 №244н. В Приказе 244н учтены новые требования по учету основных средств, имущества, сданного или взятого в аренду, по раскрытию информации об обесценении активов и многое другое. Введенные поправки коснулись, в основном, форм с годовой периодичностью представления, поэтому проект приказа появился накануне годового отчета. В настоящее время подготовленный нормативно-правовой акт находится на этапе общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы.

Баланс форма 0503130 по ОКУД

В актив добавлены строки для отражения данных по новым счетам:

  • расходы будущих периодов (перенесен из пассива);
  • обесценение ОС, НМА, НПА;
  • права пользования активами;
  • амортизация прав пользования активами.

Для ОС, НМА и НПА детализация отсутствует. Из стоимости прав пользования активами, вложений в НФА и материальных запасов теперь отдельно нужно выделить сумму, приходящуюся на долгосрочные.

Во втором разделе баланса теперь не нужно распределять финансовые вложения по видам: ценные бумаги, акции и т.д. С отчета за 2018 год достаточно будет из всех вложений выбрать и показать только долгосрочные. Аналогично будут отражаться расчеты по кредитам, займам, ссудам, прочие расчеты с дебиторами, вложения в финансовые активы. В обновленной форме баланса реализован иной подход к отражению дебиторской задолженности. Теперь отдельные строчки предназначены для дебетовых остатков:

  • по доходам: счета 0 205 00 и 0 209 00;
  • по выплатам: счета 0 206 00, 0 208 00, 0 303 00.

Как и по остальным финансовым активам, здесь тоже нужно выделить долгосрочную задолженность.

В пассиве в третьем разделе кредиторская задолженность тоже делится по доходам и расходам и так же требуется выделить долгосрочную. Аналогичные изменения внесены в формы:

  • 0503230 – ликвидационный баланс;
  • 0503173 – отчет об изменении валюты баланса.

В справке об имуществе и обязательствах, учитываемых на забалансовых счетах, изменений практически нет. В п. 21 «Основные средства в эксплуатации» не указана предельная стоимость. В прежней форме было 3000 руб., сейчас, в соответствии с федеральным стандартом, при вводе в эксплуатацию списываются ОС стоимостью до 10000 руб.

Справка по заключению счетов форма 0503110 по ОКУД

Основное изменение в форме – добавление раздела 1.1., в котором расшифровывается в разрезе КОСГУ себестоимость работ и услуг, отнесенная в расчетном периоде на уменьшение финансового результата. В инструкции по заполнению оговаривается, что не включаются в справку все показатели по счетам, предназначенным для учета данных прошедших отчетных периодов: 040118, 040119, 040128, 040129, 030484, 030494, 030486, 030496.

Отчет о финансовых результатах форма 05030121 по ОКУД

По аналогии с ф.0503110 в эту форму не включаются сведения по счетам, отражающим данные прошедших отчетных периодов. В раздел операций с НФА добавлены строки:

  • обесценение ОС;
  • обесценение НМА;
  • обесценение НПА;
  • увеличение стоимости прав пользования активом;
  • уменьшение стоимости прав пользования активом;
  • чистое поступление прав пользования активом.

В связи с новой редакцией Инструкции 65н, в которой детализированы доходные КОСГУ 120, 130, 140 и 290 в форме предусмотрены дополнительные строки, чтобы добавить коды, которые применяются в организации. В отчете указаны новые КОСГУ для амортизации и обесценения активов, а также прочих доходов.

Отчет о движении денежных средств форма 0503123 по ОКУД

В разделе «Поступления» КОСГУ 120, 130, 140 расшифрованы полностью в соответствии с Инструкцией 65н. Скорректирован КОСГУ по прочим доходам. В разделе «Выбытия» детализирован расходный КОСГУ 290.

Пояснительная записка форма 05013160 по ОКУД

В формах, относящихся к пояснительной записке предполагаются следующие изменения:

  1. Отчет 0503168 о движении НФА. Внесены изменение в перечень групп ОС в соответствии с федеральным стандартом «Основные средства». В графу 1 добавлены строки для отражения данных по обесценению активов. Добавлен подраздел 5, в котором показываются в стоимостном выражении права пользования активами и амортизация этих прав.
  2. В форме 0503175 о принятых и невыполненных обязательствах в 4 разделе будут отражаться сведения об экономии не только по контрактам, заключенным с использованием конкурентных способов, но и по закупкам у единственного поставщика. Это допустимо, если размещалось извещение или направлялось приглашение принять участие.
  3. В форму 0503169 нужно будет включить сведения о доходах будущих периодов (счет 0 401 40) и резервах предстоящих расходов (счет 0 401 60).

Таблицу всех изменений в учете госучреждений с 2019 года смотрите в справочнике Системы Госфинансы

Справочник постоянно обновляется по мере вступления в силу новых изменений в законах и инструкциях по учету.

Изменения в мае 2018 года

В мае 2018 года в Инструкцию были внесены на основании приказа Минфина 43н от 07.03.2018 года.

За первый квартал не нужно предоставлять две отчетные формы:

  • 0503128 – о бюджетных обязательствах;
  • 0503169 – о дебиторской и кредиторской задолженности.

Эти формы теперь сдаются по состоянию на 1 июля, 1 октября и 1 января.

Все формы отчетности из Приказа Минфина 191н от 28.10.2010 вы можете скачать в таблице ниже

В п.23 приказа Минфина 191н употребляется термин «Некассовые операции». В 191н Инструкции с изменениями на 2018 год дано разъяснение этого понятия. Исполнение запланированных доходов, расходов и источников финансирования бюджета вследствие обменных операций без движения бюджетных средств следует считать некассовыми операциями и отражать по соответствующим строкам формы 0503125.

К заполнению таблицы 3 Пояснительной записки, прилагаемой к сводной или консолидированной отчетности, предъявляются требования, которых не было в прежней Инструкции 191н. Внесение сведений об исполнении текстовых статей Закона о бюджете осуществляется на основании анализа и обобщения показателей, которые оказали существенное влияние на результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности.

Когда применяется Инструкция 191н

Приказ Минфина 191н последняя редакция регламентирует порядок заполнения и предоставления бюджетной отчетности. Требования этого документа относятся к тем, кто ведет бюджетный учет:

  • Органы государственной власти;
  • Казенные учреждения;
  • Органы местного самоуправления;
  • Органы управления внебюджетными фондами;
  • Федеральное казначейство,
  • Органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета.

Учреждения могут иметь различные полномочия по отношению к средствам бюджетов различных уровней:

  • Получатели бюджетных средств (ПБС);
  • Главные распорядители (ГРБС) и распорядители бюджетных средств (РБС);
  • Администраторы и главные администраторы доходов;
  • Администраторы и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • Финансовые органы, выполняющие кассовое обслуживание бюджета.

Одно и то же учреждение может быть в роли получателя, распределителя средств или администратора доходов. В этом случае оно составляет единый комплект отчетности с учетом всех операций.

Перечисленные функции по отношению к бюджетным средствам могут выполнять и другие организации:

  • Бюджетные и автономные учреждения;
  • Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

В случае осуществления любых действий, связанных с бюджетными средствами, учреждения учитывают такие факты хозяйственной жизни в соответствии с инструкцией 162н. Отчитываются по итогам отчетных периодов на основании Инструкции 191н от 28.10.2010 по бюджетному учету. Смотрите сроки предоставления отчетности далее.

Состав Инструкции 191н и сроки предоставления

Инструкция по заполнению и предоставлению бюджетной отчетности состоит из 9 разделов:

  1. Общие положения: кто составляет и подписывает, на основании каких учетных регистров, даты отчетных периодов, кому и в каком виде (бумажном, электронном) сдается.
  2. Порядок составления отчетности: алгоритм заполнения стандартных форм, соответствие данных остаткам по балансовым счетам.
  3. Порядок составления финансовыми органами консолидированной отчетности по бюджету субъектов РФ и внебюджетных фондов.
  4. Порядок формирования отчета по кассовому обслуживанию казначейством и другими органами, выполняющими эту функцию.
  5. Особенности бюджетной отчетности, предоставляемой администраторами доходов бюджетов различных уровней.
  6. Формирование отчетности в случае ликвидации или реорганизации учреждения.
  7. Предоставление всеми участниками бюджетного процесса, кроме главных распорядителей форм отчетности в систему управления государственными финансами «Электронный бюджет».
  8. Порядок предоставления сводной отчетности органами управления внебюджетными фондами.
  9. Порядок предоставления консолидированного отчета об исполнении бюджета субъекта РФ.

В таблице приведены формы бюджетной отчетности с указанием периода предоставления:

Код унифицированной формы документа в соответствии с ОКУД

скачайте формы

Наименование отчета Предоставляется в составе отчетности
месячной квартальной годовой
с I по IV кварталы только за II, III, IV кварталы
0503130 Баланс ГРБС, РБС, ПБС, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, ГлАД, АД. +
0503125

Справка по консолидируемым расчетам

+ + ̶ +
0503110 Справка по заключению счетов бюджетного учета +
0503184

Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета

+ + +
0503127 Отчет об исполнении бюджета РБС, ПБС, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, ГлАД, АД + + +
0503128

Отчет о бюджетных обязательствах

+ +
0503121 Отчет о финансовых результатах деятельности ̶ ̶ ̶ +
0503123 Отчет о движении денежных средств ̶ предоставляется только на 1 июля +
0503160 Пояснительная записка + + ̶ +
таблица 1 Сведения об основных направлениях деятельности ̶ ̶ ̶ +
таблица 3 Сведения об исполнении текстовых статей закона о бюджете ̶ ̶ ̶ +
таблица 4 Сведения об особенностях ведения бюджетного учета ̶ ̶ ̶ +
таблица 5 Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля ̶ ̶ ̶ +
таблица 6 Сведения о проведении инвентаризаций Не заполняется, если в ходе инвентаризации не выявлены расхождения +
таблица 7 Сведения о результатах внешнего финансового контроля ̶ ̶ ̶ +
0503161 Сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса ̶ + ̶ +
0503162 Сведения о результатах деятельности ̶ ̶ ̶ +
0503163 Сведения об изменениях бюджетной росписи ГРБС ̶ ̶ ̶ +
0503164 Сведения об исполнении бюджета ̶ + ̶ +
0503166 Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ ̶ ̶ ̶ +
0503167 Сведения о целевых иностранных кредитах ̶ ̶ ̶ +
0503168 Сведения о движении нефинансовых активов ̶ ̶ ̶ +
0503169 Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности ̶ ̶ + +
0503171 Сведения о финансовых вложениях ПБС, администратора источников финансирования дефицита бюджета ̶ ̶ ̶ +
0503172 Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах ̶ ̶ ̶ +
0503173 Сведения об изменении остатков валюты баланса ̶ ̶ ̶ +
0503174 Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли ГУП, ГМП, иных организаций с государственным участием в капитале ̶ ̶ ̶ +
0503175 Сведения о принятых и неисполненных обязательствах ПБС ̶ ̶ ̶ +
0503177 Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий ̶ ̶ С отчетности за 2018 год форма исключена из состава пояснительной записки*
0503178

Сведения об остатках денежных средств на счетах ПБС

+ + ̶ +
0503190 Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества и незавершенного строительства ̶ ̶ ̶ +
0503296

Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета

̶ + ̶ +

*Если в текстовой части, формах и приложениях негде отразить сведения, которые существенно повлияли на результаты деятельности учреждения, укажите их дополнительно в свободной форме (письмо Минфина от 22.07.2016 № 02-06-10/43336).

В приложении к Приказу Минфина от 28.12.2010 (Инструкции 191н) содержатся бланки всех актуальных на сегодняшний день форм отчетности. Для обеспечения открытости и прозрачности получения и расходования бюджетных средств Минфин разработал систему «Электронный бюджет», в которой публикуется бюджетная отчетность.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *