Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration) — документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года. Совещание было созвано (1968) по предложению социалистических государств — участников Варшавского договора.

Заключительный акт

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

  • в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;
  • в военно-политической области: согласования мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
  • в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;
  • в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

> См. также

  • ОБСЕ
  • Парижская хартия

Библиография

  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе / Крохин В. А. // Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978).
  • Во имя мира, безопасности и сотрудничества: К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. — М.: Политиздат, 1975. — 96 с.
  • Генеральный секретарь Л. И. Брежнев. 1964—1982 / гл. ред. Сергей Кудряшов. — М., 2006. — 239, с. — (Вестник Архива Президента. Специальное издание).
  • Осипов Е. А. Франция и хельсинкский Заключительный акт // Международная жизнь : журнал. — М.: Редакция журнала «Международная жизнь», 2015. — 27 Июль (№ 7). — С. 123—134. — ISSN 0130-9625.

Ссылки

  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. (PDF). ОБСЕ. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975). Дата обращения 21 июля 2017.
  • Крохин В. А.. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Большая Научная Библиотека. Дата обращения 21 июля 2017.
  • Чернов Я. Ф.. Хельсинкское совещание. Хронос. Дата обращения 21 июля 2017.
  • Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Проект «100 главных документов российской истории». Российское военно-историческое общество. Дата обращения 21 июля 2017.

Примечания

  1. Написание по словарю: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 179. — 512 с.
  2. Все европейские государства, кроме Албании, а также США и Канада.

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

ХЕЛЬСИНКСКИЙ АКТ 1975

Соглашение 35 государств Европы и Северной Америки, которое устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики «Разрядки».

Страны-участницы: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, США, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия.

3 июля 1973 г. в Хельсинки по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.

18 сентября 1973 г. — 21 июля 1975 г. переговоры проходили в Женеве с участием Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.

1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.

Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

Важное положение, сохраняющее актуальность и сегодня, гласило: «границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»…

Государства-участники обещали воздерживаться в международных отношениях «от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией».

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Глава VII была специально посвящена уважению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека».

Между принципами невмешательства во внутренние дела друг друга и гарантиями гражданских прав имелось противоречие – ведь чтобы гарантировать права, нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают.

В тех странах, где гражданские права нарушались, они продолжали попираться и дальше, а попытки других государств критиковать внутреннюю политику правительств, нарушающих права человека, объявлялись вмешательством во внутренние дела.

Для наблюдения за соблюдением Хельсинкского соглашения была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В некоторых странах Восточной Европы, в том числе и СССР, возникли общественные Хельсинкские группы, которые разоблачали нарушения соглашения в области прав человека на территории социалистических стран. Участники этих групп подвергались преследованиям со стороны властей, и в начале 80-х гг. большинство из них было разгромлено.

Акт стал апогеем «Разрядки», после которого отношения СССР и США стали постепенно ухудшаться.

В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, «Разрядка» завершилась, возобновилась «Холодная война».

Исторические источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992;

Во имя безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. М., 1975;

Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1996;

Л.И. Брежнев. 1964-1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006;

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1975 г. Объясните, как вы понимаете сущность каждого из названных принципов.

написа? кем? в чем историческая ценность этого источника? 2. Выберите информацию о сланянках Хя и впишите се в таблицу. Природные Быт Занятия Верования, обряды условия и культура 3. Сравните данные таблицы с информацией документа № 1 и сле- лайте выводы о развитии славян и их связях. В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники. Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свире- ли длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников пре- даются умному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему (покойнику богом. Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба пере- селяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. * Ибн. Асте Абу-Ал-Ахмед ибн Омар — арабский писатель начала X века. 10

Сборник практических работ по истории методическая разработка по истории (11 класс) на тему

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКАДЕМИЯ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ » ЛОКОН»

Сборник практических работ

по истории

Учебное пособие

для специальностей

100116 «Парикмахерское искусство»,
100124 «Стилистика и искусство визажа»
100122 «Прикладная эстетика»

в СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»

Разработчик: преподаватель Н. В. Аверина

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «История» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Учебно-методический комплект включает в себя учебник, сборник практических заданий и методические рекомендации по работе с учебником.

Цель настоящего пособия – овладение студентами основными навыками самостоятельной работы с учебником, с документами, с контурными картами.

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. По каждой теме разработаны контрольные вопросы, которые помогут студентам хорошо подготовиться к практической работе.

Практическая работа №1.

Тема: Начало «холодной войны» и создание военно-политических блоков.

Цель практического занятия:
В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки «холодной войны», причины создания военно-политических блоков. Учащиеся должны уметь характеризовать состояние системы международных отношений в изучаемый период, анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.

Оборудование: учебник В.В. Артемьев «ИСТОРИЯ, часть 2». М.:Издательский центр «Академия»

Задание №1.

Прочитать § №86 (стр. 213-217) и ответить на вопросы:

  1. Что означают понятия:

а)Холодная война

Б) Двухполюсный (биполярный) мир

В) гонка вооружений

Задание №2.

Отметьте страны, вошедшие в 1949 г. В Совет экономической взаимопомощи.

1. Болгария

2. ГДР

3. Венгрия

4. Польша

5. Австрия

6. Китай

7. Албания

8. Румыния

9. СССР

10. Чехословакия

11. Бельгия

12. Монголия

13. Финляндия

Задание №3.

Отметьте страны, подписавшие в 1955г. Варшавский договор.

1.Чехословакия

2. Болгария

3. Китай

4. СССР

5. Польша

6. Венгрия

7. Северная Корея

8. Албания

9. ГДР

10. Румыния

11. ФРГ

12. Финляндия

13. Югославия

Задание №4

А) Опираясь на текст учебника, завершите предложения:

«Доктрина Трумэна» — это___________________________________

«План Маршалла» — это______________________________________

Б) Опираясь на текст учебника, перечислите страны, давшие согласие на участие в «плане Маршалла», а также те, которые от него отказались, укажите причины согласия или отказа.

Задание №5

Отметьте важнейшие признаки «холодной войны».

  1. Гонка вооружений
  2. Сотрудничество Россия – НАТО
  3. Создание военно-политических блоков
  4. Совместная борьба против международного терроризма
  5. Раскол мира и Европы

Практическая работа №2

Тема: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия необходимо отработать понятия: холодная война, гонка вооружений, сверхдержавы, двухполюсная модель мира, разрядка международной напряженности. Совершенствуются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник В.В. Артемьев «ИСТОРИЯ, часть 2». М.:Издательский центр «Академия», §92.

Задание №1

Расставьте события в хронологическом порядке.

  1. Война в Корее
  2. Создание НАТО
  3. Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
  4. Карибский кризис
  5. Создание ОВД
  6. Вывод американских войск из Вьетнама
  7. Принятие плана Маршалла
  8. Соглашение четырех держав по Западному Берлину

Задание №2

Прочитайте фрагменты Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в августе 1975 года. Отметьте цифрами:

  1. Положения, касающиеся уважения суверенитета европейских стран и незыблемости границ
  2. Положения, касающиеся гуманитарной сферы
  3. Положения, касающиеся проблем безопасности в Европе
  1. Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость.
  1. Государства-участники будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.
  1. Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
  1. Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников
  1. Государства-участники рассматривают все границы как нерушимые границы друг друга, как и границы всех государств в Европе
  1. Государства-участники будут в том числе воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника
  1. Государства-участники ставят своей целью облегчить более свободное передвижение и контакты на индивидуальной и коллективной, неофициальной и официальной основе между людьми, учреждениями и организациями государств-участников и содействовать решению вопросов гуманитарного характера, возникающих в данной области

Задание №3

Отметьте события, способствовавшие ослаблению международной напряженности.

  1. Берлинский кризис 1948 г.
  2. Договор СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны
  3. Размещение советских ядерных ракет на Кубе
  4. Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
  5. Принятие ГДР и ФРГ в ООН
  6. Ввод советских войск в Афганистан
  7. Соглашение 1973 г. О прекращении войны во Вьетнаме
  8. Захват Израилем арабских земель в Палестине
  9. Начало разработки Стратегической оборонной инициативы в США
  10. Размещение советских ракет средней дальности действия и американских крылатых ракет в Европе

Задание №4

Отметьте факторы, способствовавшие:

  1. Ослаблению биполярности мира
  2. Усилению биполярности мира
  1. Возникновение Движения неприсоединения
  1. Создание ОВД
  1. Превращение Индии в доминирующую силу Южной Азии
  1. Арабо-израильский конфликт
  1. Создание НАТО
  1. Ввод войск ОВД в Чехословакию
  1. Проведение самостоятельной политики Китаем, его разрыв с СССР
  1. Размещение американских ракет средней дальности в Европе
  1. Европейская интеграция

Задание №5

Соотнесите даты и события.

  1. Первая арабско-израильская война

А. Январь 1959

  1. Подписание Женевского соглашения по Индокитаю

Б. 1965-1973 гг.

  1. Вооруженный конфликт между Индией и Китаем

В. 1971 г.

  1. Индо-пакистанская война и образование гос. Бангладеш

Г. 1976 г.

  1. «Шестидневная война» на Ближнем Востоке

Д. Февраль 1979 г.

  1. Египетско-израильский мирный договор

Е. 1962 г.

  1. Исламская революция в Иране

Ж. 1948 г.

  1. Роспуск Организации Варшавского договора

З. 1954 г.

  1. Война США во Вьетнаме

И. 1979 г.

  1. Кубинская революция

К. 1991 г.

Задание №6

Отметьте, о каком событии идет речь в тексте:

1 – арабо-израильская война в 1967 г.

2 – Карибский кризис 1962 г.

3 – ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

4 – падение Берлинской стены в 1989 г.

«…Это первый, и, к счастью, единственный в нашей истории термоядерный кризис, являвший собой… «момент страха и озарения», когда Н,С, Хрущев, Джонн Кеннеди, Ф. Кастро и все человечество впервые почувствовали себя в «одной лодке», оказавшейся в эпицентре ядерной пучины…»

Задание №7

Соотнесите понятия и определения.

  1. «Холодная война»

А. план помощи европейским странам по восстановлению их экономики после Второй мировой войны

  1. Разрядка

Б. Военно-политическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой стороны

  1. Доктрина Трумэна

В. Политика сохранения советского влияния в странах, где оно было установлено

  1. План Маршалла

Г. Политика ослабления международной напряженности

  1. Доктрина Брежнева

Д. Политика «сдерживания» СССР во всем мире, проводящаяся руководством США

Практическая работа №3

Тема: РАЗВИТЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХ I ВЕКА.

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия учащиеся должны научиться давать характеристику социально-экономическим и политическим тенденциям развития ведущих капиталистических стран, овладеть основными терминами и понятиями, знать политических лидеров стран.

Оборудование: учебник В.В. Артемьев «ИСТОРИЯ, часть 2». М.:Издательский центр «Академия», §87.

Задание №1

Отметьте проблемы, с которыми страны Запада столкнулись в 60—70е годы.

  1. Топливно-энергетический кризис
  2. Нехватка продуктов питания
  3. Терроризм
  4. Молодежные бунты
  5. Кризис плановой экономики
  6. Экологический кризис
  7. Запаздывание научно-технической революции
  8. Массовое забастовочное движение трудящихся
  9. Обнищание средних слоев населения
  10. Крах фондового рынка

Задание №2

Отметьте верные соответствия двух понятий.

  1. Либерализм – свободный рынок
  2. Сегрегация – рост промышленного производства
  3. Приватизация – изменение формы собственности
  4. Интеграция – создание Европейского Союза
  5. Государственное регулирование — неоконсерватизм

Задание №3

Соотнесите страны и особенности их развития.

  1. ФРГ

А. Существенное влияние профсоюзов на экономическую и политическую жизнь страны

  1. США

Б. Преобладающее влияние в политике в послевоенный период Христианско-демократической партии

  1. Франция

В. Быстрый экономический рост в 50-60е годы, названный «Экономическим чудом»

  1. Великобритания

Г. Политическое и экономическое лидерство среди стран Запада

  1. Италия

Д. Неучастие страны длительное время в военных структурах НАТО

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия учащиеся должны научиться давать характеристику странам Восточной Европы, вставшим на путь демократии, уметь находить эти страны на карте мира. Совершенствовать умения и навыки работы с политической картой и учебником, делать сравнения, выводы.

Оборудование: учебник В.В. Артемьев «ИСТОРИЯ, часть 2». М.:Издательский центр «Академия», §88.

Задание №1.

Отметьте цифрами особенности послевоенного национально-государственного устройства восточноевропейских стран:

  1. Однонациональные страны
  2. Страны, имеющие значительные национальные меньшинства
  3. Многонациональные страны
  1. Югославия
  1. Албания
  1. ГДР
  1. Болгария
  1. Чехословакия
  1. Венгрия
  1. Польша
  1. Румыния

Задание №2.

Укажите верный вариант продолжения фразы.

  1. После окончания Второй мировой войны в странах Восточной Европы…

А. власть перешла в руки партий, правивших в этих странах до войны

Б. Установилось единовластие коммунистических партий, опиравшихся на СССР

В. Утвердился строй либеральной парламентской демократии

  1. В конце 40-х – начале 50-х гг. в странах Восточной Европы…

А. Продолжилось расширение демократии, политических прав и свобод

Б. установились жесткие тоталитарные режимы сталинского типа

В. Под давлением стран Запада были проведены экономические и экономические реформы

  1. Предложенный США план Маршалла в странах Восточной Европы…

А. Был принят и полностью осуществлен

Б. Был отвергнут как попытка империалистического вмешательства

В. Был принят, но так и не доведен до конца из-за нехватки средств

  1. Особый, отличный от советского, вариант социализма был осуществлен в…

А. Польше

Б. Югославии

В. Чехословакии

  1. К середине 60-х гг. по степени экономического развития страны Восточной Европы…

А. превратились в индустриальные страны

Б. стали аграрно-индустриальными

В. Стали индустриально-аграрными

Задание №3.

Соотнесите события 80-х – начала 90-х гг. и страны Восточной Европы, в которых они произошли.

  1. Падение Берлинской стены

А. Чехословакия

  1. Победа на парламентских выборах «Солидарности»

Б. ГДР

  1. «Бархатная революция»

В. Румыния

  1. Народное восстание и свержение режима Чаушеску

Г. Югославия

  1. Распад федеративного государства и межэтнический конфликт

Д. Польша

Задание №4.

Укажите верный вариант продолжения фразы.

  1. Перестройка в СССР…

А. не оказала существенного влияния на политическую жизнь в восточноевропейских странах

Б. способствовала консолидации и усилению влияния коммунистических партаппаратчиков

В. Ускорила развитие демократических процессов

  1. Оппозиционные силы в ходе «бархатных революций» в странах Восточной Европы выступали под лозунгами…

А. строительства капитализма

Б. обновления социализма

В. Возвращения к ленинизму

  1. В ходе осуществления рыночных реформ в 80-90е гг. в странах Восточной Европы произошло…

А. падение реальных доходов населения, рост недовольства масс

Б. вооруженное противодействие консервативных сил

В. Быстрая трансформация плановой экономики в развитую рыночную

  1. Во внешней политике страны Восточной Европы в 80-90-е гг. …

А. выступали за сохранение тесных экономических и политических отношений с СССР и Россией

Б. стремились к интеграции с Европейским Союзом и НАТО

В. Пытались создать союз восточноевропейских стран, не зависящих ни от ЕС, ни от СССР

  1. Либеральные экономические и политические преобразования в странах Восточной Европы…

А. обострили межэтнические противоречия

Б. привели к созданию национальных государств

В. Способствовали смягчению межнациональных противоречий

Задание №5.

Отметьте страны Восточной Европы, где наиболее болезненно проявились последствия «шоковой терапии».

  1. Чехословакия
  2. Болгария
  3. Югославия
  4. Венгрия
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Начало «холодной войны» и создание военно-политических блоков……

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ………………………………………

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

РАЗВИТЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХ I ВЕКА………………………………………………………………………

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 11

Хельсинкский заключительный акт 1975 года: причины подписания и последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

УДК 94

ЧЕБАНЯН Рафаэль Аркадьевич Кубанский государственный университет amayak.simonyan@mail.ru г. Краснодар, Россия

ХЕЛЬСИНКСКИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ 1975 ГОДА: ПРИЧИНЫ ПОДПИСАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В данной статье автор попытался рассмотреть основные причины подписания Хельсинкского Заключительного акта от 1 августа 1975 года между ведущими сторонами мировой политической основы — важнейшими странами Западной Европы и СССР при участии США. Также автор попытался дать краткую характеристику самого Акта и общее положение основных стран-участниц на момент подписания этого Соглашения. В данной статье автор излагает свою оценку в отношении Хельсинкского Акта как, с одной стороны, позитивного явления в мировой политической игре с противоречивым итогом: в краткосрочном плане как несомненный успех советской дипломатии, а в долгосрочном — как основа поражения СССР в холодной войне и, как следствие, развал Советского государства. Кроме того, Хельсинкский акт выступает и в качестве важнейшего документа, регулирующего взаимоотношения между странами Европы исключительно на равных позициях и мирных основаниях, но в то же время и в качестве инструмента так называемых двойных стандартов Запада и пропаганды на арене мировых СМИ. Хельсинский Заключительный акт был призван конкретизировать и развить основополагающие идеи ООН применительно к международным реалиям того времени. В основу Хель-синского акта, как и Устава ООН, легли принципы, равноценные по своей значимости и подразумевавшие комплексное исполнение всеми сторонами без исключения. Но позднее стала очевидна разница в трактовке статей акта: у каждой из стран, подписавшей данный международный Акт, были свои причины и посылы подписывать Соглашение, что и послужило основанием для дальнейшего взаимного непонимания в угоду собственным интересам.

Ключевые слова: Акт, соглашение, Совещание, СССР, Западная Европа, США, «корзина», «измерение», мир, взаимоотношения, социалистический блок, ОБСЕ

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-90-94

Rafael A. CHEBANYAN Kuban State University Krasnodar, Russia amayak.simonyan@mail.ru

HELSINKI FINAL ACT OF 1975: CAUSES AND CONSEQUENCES OF SIGNING

Среди всех прочих побед советской дипломатии на международной арене, пожалуй, самой неоднозначной является подписание Хельсинкского договора в 1975 г., которое проходило в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Началом этого долгого процесса можно считать Совещание представителей стран в Хельсинки 3 июля 1973 г., затем переговоры продолжились в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. и завершились в том же Хельсинки 1 августа 1975 г.

По справедливому мнению многих историков и специалистов-политологов, развитие международных отношений второй половины XX в. можно разделить на две части: до Хельсинки 1975 года и после него. Действительно, с точки зрения логики развития мировых событий Хельсинкский акт стал первопричиной глобальных изменений и расчета

баланса сил между основными акторами на международной арене, фактически предопределяя судьбу СССР и США . Более того, Хельсинки продолжили традиции больших саммитов Тегеран-Ялта-Потсдам и были крайне необходимы. Решения, принятые по итогам совещаний времен ВМВ, к 1975 г. нуждались в серьезных уточнениях ввиду значительных экономических и социально-политических перестановок в мире, таких как расширение соцблока, поражение США во Вьетнаме, финансовый кризис США в 1971 г., мировой экономический кризис 1970-х и т.д.

Хельсинкский Заключительный акт был предопределен теми процессами, что протекали в Европе и мире до него, начиная с 1968 г., когда был открыт и подписан договор о нераспространении ядерного оружия. Это событие стало первым шагом в стремлении основных стран на международной арене к миру и безопасности. Следующим шагом стал приход к власти в ФРГ в 1969 г. коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом. На фоне предшествовавших политиков ФРГ по линии отношений с восточными соседями правительство В. Брандта предложило воплотить в жизнь принципиально новую модель взаимного существования в Европе, получившую название «новой восточной политики», или «Ostpolitik». Вместо отказа признавать ГДР как суверенное государство и требования пересмотра европейских границ после Второй мировой войны (ВМВ) в духе конфронтационной схемы холодной войны, В. Брандт предложил схему «новой восточной политики» в виде коренного перелома, явившего признание сложившихся реалий в Европе, и нормализации на этой основе отношений с СССР и странами Восточной Европы. Этому способствовало еще и то, что при росте и укреплении экономических позиций ФРГ бесконечный конфликт с социалистическим блоком тормозил процесс распространения политического влияния ФРГ в Западной Европе и лишал ее подобной перспективы на востоке континента. Итак, в соответствии с назначенным курсом политических верхов ФРГ, в 1970 г. были подписаны договоры между СССР и ФРГ, ГДР и ФРГ, Польшей и ФРГ, Чехословакией и ФРГ об отказе от претензий на пересмотр границ в Европе. В контексте общемировых событий того времени эти шаги воспринимались как прорыв в отношениях между капиталистическими и социалистическими странами Европы. Они еще больше приблизили к реальности общеевропейский Договор по безопасности (вспомнить хотя бы тот факт, что канцлер ФРГ встал на колени в Варшаве у памятника героям варшавского гетто периода немецко-фашистской оккупации в 1939-1944 гг.).

Вслед за этими событиями в 1971 г. состоялось подписание Четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией по Западному Берлину, в рамках которого западная часть «сердца Германии» больше не являлась составной части ФРГ. Соглашение вступило в силу 3 июня 1972 г., и в итоге ФРГ и ГДР в 1973 г. были приняты в состав ООН.

В контексте развития холодной войны на стыке отношений двух сверхдержав -СССР и США — также были сделаны общие совместные шаги по укреплению мира. Данная политическая мера получила название «разрядки» (примерно 1969-1979 г.), а реальные действия начались в Вашингтоне со знаменитой речи президента США Ричарда Никсона (1969-1974 гг.) в Послании к Конгрессу (февраль 1972 г.), в котором признавалось, что СССР достиг военно-стратегического паритета с США, в частности приравнявшись по числу ядерных боеголовок в военном арсенале. Последствием этих слов президента Никсона стал состоявшийся вскоре его знаменитый визит в СССР ( 22-30 мая 1972 г.). В ходе визита был подписан договор ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны) и ОСВ-1 (об ограничении стратегических наступательных вооружений) сроком на 5 лет. Ответный визит Л.И. Брежнева, Генерального секретаря ЦК КПСС (1964-1982 гг.), в США состоялся 18-26 июня 1973 г., когда было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. А 23-24 ноября 1974 г. произошла встреча Л. И. Брежнева и президента США Дж. Форда (1974-1977 гг.) во Владивостоке. Главы СССР и США заключили предварительное соглашение о сотрудничестве в области контроля над вооружениями. В том же 1974 г. был подписан договор между СССР и США об ограничении подземных ядерных

испытаний. Завершил предпосылки к сближению совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского — «Аполлон», осуществленный 15 июля 1975 г.

Очевидно, что Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. явил собой логический итог долгого пути сотрудничества и беспрецедентного до той поры сближения двух антагонистических блоков, соперничавших меж собой на общемировом пространстве.

Главным содержанием документа стали так называемые «корзины» — три измерения безопасности:

— военно-политическое измерение — согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

— экономико-экологическое измерение — анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

— человеческое измерение — политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы

передвижения, контактов, информации, культуры и образования и

отслеживание их выполнения на практике.

Была провозглашена цель «содействия улучшению отношений между ними (государствами-участниками Совещания. — Авт.) и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность» .

Основными игроками на повестке официального планирования являлись Высокие Представители 35 государств, включая Представителей ГДР и ФРГ, Великобритании, Турции, Болгарии, Мальты, стран-членов Движения Неприсоединения (Югославия, Кипр) и даже таких государств, как Сан-Марино, Святейшего Престола (Ватикан), Люксембурга и Лихтенштейна. Но, несмотря на столь контрастное представительство стран, ключевую роль в совещании играли преимущественно страны-лидеры обоих блоков, такие как ФРГ, Франция, Великобритания, ГДР, а также США и СССР.

Каждая из стран-участниц Хельсинкского процесса исходила из собственных интересов . Так, Советский Союз стремился укрепить на международном уровне территориальные и политические итоги Второй мировой войны в послевоенном мироустройстве. Тем более что с каждым новым витком холодной войны советское руководство все отчетливей нуждалось в необходимости закреплять паритет и фиксировать статус-кво. Во многом причиной этому служило то обстоятельство, что дальнейшее продвижение социалистических идей на Запад было практически невозможно. Следовательно, все активнее надо было работать со странами периферии и «третьего мира». Тем более что инициатива Запада включить в состав Акта положение о невмешательстве в дела стран, не вовлеченных в холодную войну, открывала громадные перспективы для действий СССР во внешнеполитическом направлении.

Западная Европа желала всячески получить гарантии мира и стабильного экономического и политического развития без угроз войны и агрессии на территории континента. Пусть даже ценой признания Восточного лагеря соцстран как незыблемого компонента международных отношений . Это подтверждается тем обстоятельством, что ФРГ в лице канцлера В. Брандта взяла курс на сближение с восточными соседями в рамках уже упомянутого курса «Ostpolitik»: это культурные, торговые, политические соглашения со странами соцблока и СССР. К примеру, договор «Газ — Трубы» между ФРГ и СССР о поставках так необходимого Европе природного газа из СССР в обмен на трубы и валютные вливания в экономику последней. Более того, реалии холодной войны все сильнее отзывались в странах Европы, где раз за разом размещались ракетные установки и создавались американские военные и советские базы, усиливались военизированные подразделения стран блока НАТО и стран-участниц ОВД. Жители Европы, особенно Западной, ощущали на себе все большее влияние пацифистских настроений и нежелание воевать. И это отражалось прежде всего на молодежи, в их манифестациях и требованиях (Красный май 1968 г., движение «Новых левых», немецкое студенческое движение в конце 1960-х и т.д)

Соединенные Штаты Америки подобное сближение Европы и СССР не устраивало, ибо повышалась зависимость западноевропейских стран от Москвы. После ВМВ Европа фактически отдала часть своего «суверенитета» Вашингтону в обмен на военную безопасность и тесное экономическое сотрудничество: европейские валютные рынки полностью открывались для американских инвестиций и долларовой валюты. Как раз в тот период прослеживалась общая тенденция к выстраиванию конструктивного диалога между США и СССР в рамках действующей политики «разрядки» международной напряженности. Именно поэтому 22 мая 1972 г. Р. Никсон прилетает в Москву, где подписывает соглашения по ПРО, что на деле означает признание мощи Советского Союза и необходимость установки паритета в стратегическом ракетном вооружении . Следующая за этим событием череда кризисов в США (политический — Уотергейтский скандал 1972-1974 гг., экономический — Нефтяной кризис 1973 г.), подкрепленных унизительными итогами окончания Вьетнамской войны (1965-1973 гг.), наталкивает на мысль, что для Вашингтона Хельсинские совещания 1975 г. и последующие уступки требованиям СССР были логически предопределены основным вектором политического курса США, ввиду их весьма затруднительного положения. Кроме того, Соединенные Штаты желали перехватить инициативу ФРГ в Европе и направить ее в свою пользу. Ориентация Бонна в сторону свободной политики сильно раздражали Вашингтон, стремившийся всеми силами удержать Западную Европу в зоне личного диктата для своих интересов в противоборстве с СССР. Однако не стоит забывать и о мине замедленного действия для Москвы, которую Запад заложил в основу Хельсинкского Заключительного акта в виде положения о правах человека . Опасность этого «измерения» руководство СССР, опьяненное победой в Хельсинки, не заметило, хотя именно оно, как ни странно, помимо прочих обстоятельств, стало особым катализатором в его трагическом крушении. США всеми силами пытались отыграть «вьетнамский казус», но на этот раз ставку решили сделать на долгосрочную активность во влиянии на ситуацию в самом СССР.

Таким образом, Хельсинкское соглашение 1975 г. позволило выявить и закрепить существующее положение дел в Европе и четко обозначить действующие рамки мирного регулирования в отношениях между Западом и Востоком . Сама Европа на 15 лет стала стабильной и мирной (вплоть до печальных событий в Югославии в 1991 г.), а соперничество между СССР и США перешло на периферию: Ангола, Ливан, Мозамбик, Афганистан и т.д. Кроме того, появляется международная авторитетная организация ОБСЕ, которая и по сей день продолжает свою деятельность. Сам же Акт на долгое время закрепил ключевые принципы европейского спокойствия и безопасности .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Григеленис Я.А. К вопросу о правовой природе Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года // Советский ежегодник международного права. — М.: Наука, 1979.

2. Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях / Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ — http://www.osce.org/ru/resources/csce-osce-key-documents (Дата обращения: 28.06.2017).

3. Кривчикова Э.С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже XX и XXI столетий / Международное право в современном мире: Сб. статей / Отв. ред. Ю.М. сов. — М.: Международные отношения, 1991.

4. Санакоев М. Новая веха в истории Европы / / Международная жизнь. — 1975. — № 9.

5. Ярославцев В. Подлежит выполнению / / Новое время. — 1975, — № 45.

6. Карташкин В.А. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и права человека / / Советское государство и право. — 1976. — № 9.

7. Энциклопедия международных организаций: в 3-х томах. Том 1. Международные межправительственные организации / Под ред. проф. Л.Н. Галенской, проф. С.А. Малинина. — СПб.: Изд-во юридического факультета С.-Петербургского университета, 2003.

8. Крайкемайер А. На пути к единой системе ценностей в рамках СБСЕ // Московский журнал международного права. — 1993. — № 3.

5. Yaroslavtsev V. Podleszhit vipolneniyu. . Novoe vremya, 1975, № 45 =// New time, 1975, No. 45. ( in Rus.)

Информация об авторе:

Чебанян Рафаэль Аркадьевич, аспирант, факультет истории, социологии и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия amayak.simonyan@mail.ru

Получена: 17.06.2017

Для цитирования: Чебанян Р.А. Хельсинкский заключительный акт 1975 года: причины подписания и последствия. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.90-94. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-90-94.

Information about the author:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *