Содержание
- Требования к режиму образовательного процесса
- гигиенист дохуя / Гигиенические требования к организации учебного процесса
- Реферат: Гигиенические требования к условиям обучения
- 2 Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях
- 3 Физические упражнения и гимнастика
- 4 Заключение
- 5 Используемая литература
Требования к режиму образовательного процесса
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 6
2.9. Требования к режиму образовательного процесса
2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1 | — | 20 |
2 — 4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8 — 9 | 35 | 32 |
10 — 11 | 36 | 33 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.
2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл.
2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков — не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
- в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
- со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).
2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 — в начальных классах и не более 6 — в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико — психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.
2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов — комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс — комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов — комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе — не более 20 мин., в 3-м — не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе — не более 15 мин., в 3-м — не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех — четырех классов — не более 15 детей.
2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра (мин.) | ||
диафильмов, диапозитивов |
кинофильмов | телепередач | |
1 — 2 | 7 — 15 | 15 — 20 | 15 |
3 — 4 | 15 — 20 | 15 — 20 | 20 |
5 — 7 | 20 — 25 | 20 — 25 | 20 — 25 |
8 — 11 | — | 25 — 30 | 25 — 30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени — 4-6.
2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).
2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах — 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах — 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х — 5-7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.
2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно — математического и гуманитарного циклов.
2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).
2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4-м — до 2 ч, в 5-6-м — до 2,5 ч, в 7-8-м — до 3 ч, в 9-11-м — до 4 ч.
2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.
2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 8
гигиенист дохуя / Гигиенические требования к организации учебного процесса
Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях
С 1 сентября 2011 г. в действие вступили новые санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данные правила направлены на охрану здоровья обучающихся и распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Данные правила обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением учащихся.
Помимо вопросов, касающихся материально-технической базы образовательных учреждений, большое внимание в санитарных правилах уделено вопросам организации режима образовательного процесса.
В соответствии с гигиеническими требованиями наполняемость классов не должна превышать 25 человек.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях обучение проводят только в первую смену. В школах, работающих с две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов, классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Недельная учебная нагрузка должна равномерно распределять в течение учебного дня и учебной недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков должно составляться с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Проведена дифференциация школьных предметов по трудности в зависимости от возраста детей – введено 3 шкалы трудности. Биологический оптимум умственной работоспособности у школьников приходится на интервал с 10-12.00 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при минимальных психофизиологических затратах. Поэтому в течение рабочего дня наиболее трудные предметы должны проводится на 2, 3, 4 (для старших классов) уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале и в конце недели. С учетом этого наибольший объем учебной нагрузки должен приходится на вторник и(или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наибольшему баллу по шкале трудности предметов, либо увеличивается число уроков.
Предметы, требующие много времени на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день.
Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется по щадящему режиму:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
— для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок на свежем воздухе;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, — 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.
Для всех школьников продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.). Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения регламентируется в зависимости от возраста учащихся
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
— организованных подвижных игр на переменах;
— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч, в 6 — 8 классах — 2,5 ч, в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.
Реферат: Гигиенические требования к условиям обучения
1 Введение . 3
2 Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях . 3
2.1 Требования к размещению общеобразовательных учреждений. 3
2.2Требования к участку общеобразовательных учреждений. 4
2.3 Требования к зданию.. 4
2.4Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений. 5
2.5 Требования к воздушно-тепловому режиму. 6
2.6 Требования к естественному и искусственному освещению.. 7
2.6.1. Естественное освещение.7
2.6.2. Искусственное освещение.7
2.7 Требования к водоснабжению и канализации. 7
2.8 Требования к режиму образовательного процесса. 7
2.9 Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся. 8
2.10 Требования к санитарному состоянию и содержанию.. 9
2.11 Требования к организации питания. 9
3 Физические упражнения и гимнастика . 9
3.1 Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)9
3.2 Комплекс упражнений гимнастики для глаз. 10
4 Заключение . 11
5 Используемая литература . 11
1 Введение
В различных сферах деятельности существуют свои гигиенические требования к осуществлению той или иной работы. От соблюдения этих требований зависит, прежде всего, безопасность участников этой деятельности и их нормальное функционирование в системе деятельности. Различные регулирующие органы, например такие, как санитарно-эпидемиологическая станция, Минздрав и тому подобные, разрабатывают специальные положения и требования к условиям работы, обучения, питания, оказания медицинской помощи и иных услуг.
Остановимся более подробно на сфере образования. Для начала определимся с понятием общеобразовательного учреждения, а затем рассмотрим, какие гигиенические требования предъявляются к режиму обучения.
В рамках данного реферата к общеобразовательным учреждениям будем относить начальные, включая учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (школы — детские сады), основные, средние общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи; специализированные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии; учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением; санаторно-лесные школы; школы-интернаты.
В общеобразовательных учреждениях гигиеническому контролю подлежат такие аспекты, как размещение общеобразовательных учреждений, требования к зданию, помещениям и оборудованию, требования к питанию, требования к воздушно-тепловому режиму, освещению, вентиляции, водоснабжению, требования к непосредствен процессу обучения.
Итак, остановимся более подробно на требованиях к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях.
2 Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях
2.1 Требования к размещению общеобразовательных учреждений
Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 — 170 м.
Общеобразовательные учреждения не должны размещаться на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.
Расстояния от здания общеобразовательного учреждения до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся II — III ступеней не должен превышать 15 км.
Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
2.2 Требования к участку общеобразовательных учреждений
Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него — зелеными насаждениями. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
Учебно-опытная зона составляет не более 25% площади участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.
Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских учреждениях без канализации — к дворовым уборным покрываются асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.
Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.
2.3 Требования к зданию
Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.
Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.
Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство учреждений высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 — 5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые обучающимися кабинеты.
Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви.
Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.
Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.
На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Для персонала выделяется отдельный санузел. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной согласно гигиеническим требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое мороженное. Столовые предусматриваются в учреждениях с числом обучающихся более 100 человек.
2.4 Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»
Номера мебели по ГОСТам | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу (в мм) | Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
2.5 Требования к воздушно-тепловому режиму
Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°C. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°C. Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°C.
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.
Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 2. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная температура, С | Длительность проветривания помещения, мин. | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
2.6 Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
2.6.2. Искусственное освещение.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.
2.7 Требования к водоснабжению и канализации
Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.
2.8 Требования к режиму образовательного процесса
Таблица 3. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1 | — | 20 |
2-4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8-9 | 35 | 32 |
10-11 | 36 | 33 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 — 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.
Таблица 4. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения.
Классы | Длительность просмотра (мин.) | ||
Диафильмов, диапозиивов | кинофильмов | телепередач | |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | — | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени — 4-6.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
2.9 Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся
Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров.
Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются проведением медицинских осмотров в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования. Все работники учреждения проходят обязательные профилактические осмотры в установленном порядке.
2.10 Требования к санитарному состоянию и содержанию
Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.). Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью).
Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом.
Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми (завтрак, обед, полдник). После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Мытье посуды осуществляется механическим или ручным способом. При ручном способе мытья посуды используется трехгнездная ванна. При использовании посудомоечной машины обработку посуды проводят по режиму, указанному в документации на машину.
На территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют.
2.11 Требования к организации питания
Для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении и полдником.
Организация и рацион питания обучающихся подлежат обязательному согласованию с органами госсанэпиднадзора.
3 Физические упражнения и гимнастика
3.1 Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
- Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
- И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
- И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону. 4 — 6 — то же в другую сторону. 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3.2 Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
4 Заключение
Итак, после изучения нормативных документов можем сделать следующие выводы.
1. Прежде всего, для осуществления образовательной деятельности образовательное учреждение должно получить разрешение на такую деятельность в зависимости от соблюдения гигиенических требований к условиям обучения.
2. Гигиенические требования распространяются не только на внутренние образовательные процессы, но и местоположение здания, и организацию прилегающих территорий.
3. Есть четкие требования к помещениям и оборудованию, где приводится численная информация о вместимости того или иного помещения, а также соответствии оборудования росту, физическим способностям и иным характеристикам обучающихся.
4. Для улучшения эффективности работы и избежания заболеваний требуется соблюдать требования к воздушно-тепловому режиму.
5. На основании существующих коэффициентов освещенности и в зависимости от предназначения того или иного помещения, устанавливаются определенные для каждой конкретной ситуации осветительные приборы.
6. Разрабатываются определенные допустимые показатели нагрузки для каждого года обучения, и в соответствии с ними составляется расписание уроков, а также определяется длительность перерывов и допустимое комбинирование предметов в течение учебного дня.
7. Для достижения наибольшей эффективности с наименьшим вредом для здоровья разрабатываются специальные упражнения, рассчитанные на смену деятельности и снятие утомления в течение образовательного процесса.
5 Используемая литература
1. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
2. Письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс»;
3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1.