Содержание
- Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора
- Гарантии при заключении трудовых договоров — судебная практика
- Понятие гарантий и трудовых прав работника
- Имущественные и неимущественные гарантии работникам
- Компенсации работникам по трудовому праву
- Ответственность работодателя
- Общие и специальные гарантии.
- Принято выделять общие и специальные гарантии.
- Гарантии при приеме на работу.
- Ограничения при заключении трудового договора.
- Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора
- Гарантии при заключении трудового договора. — Шпаргалки и ответы по трудовому праву
- 40. Юридические гарантии при приеме на работу.
Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора
К юридическим гарантиям при заключении трудового договора относятся общие аспекты, которые регулируют данный документ. Дополнительно к ним могут быть применены и специальные условия. Общие вопросы регулируют следующие права:
- по статье 64 ТК РФ регулируются отказы без веских оснований;
- также нельзя отказывать беременным соискательницам или с детьми;
- в случае получения отказа, соискатель имеет право на получение письменного обоснования;
- статья 70 ТК РФ предписывает максимальный испытательный срок в три месяца, а также предписывает круг лиц, на которых он не распространяется;
- по статье 60 ТК РФ от сотрудника нельзя требовать выполнение работы, которая не предусмотрена контрактом.
Специальные юридические гарантии касаются определенных категорий граждан:
- по статье 212 ТК РФ обязательный медицинский осмотр предусматривается работникам тяжелых условий труда;
- статья 253 ТК РФ ограничивает занятость в условиях труда, вредных для здоровья;
- статья 265 ТК РФ вводит ограничения на труд для несовершеннолетних;
- по статье 266 ТК РФ предусматриваются медицинские осмотры для несовершеннолетних.
Указанные положения вводят те ограничения, которые обеспечивают граждан гарантиями в сохранении своего здоровья. Ограничивающая функция в этом случае призвана не допустить использование наемного труда в ущерб работникам, что повлекло бы нарушение их прав.
Гарантии при приеме на работу — отказ в заключении трудового договора
Отдельно следует разобрать положения, по которым статья 64 ТК РФ обеспечивает гарантии при приеме на работу. Она предписывает, что нельзя отказывать гражданам в праве на работу по причинам, рассматриваемым как дискриминирующие. Предоставляется также и перечень тех качеств, которые могут трактоваться как дискриминация. Главным юридическим постулатом, на котором основывается решение о приеме на работу, должны служить именно деловые качества соискателя. Сюда же включены и навыки квалификации.
Данная статья в отдельном порядке указывает на случаи, по которым запрещается отказывать при беременности или соискательницам с детьми. Также указывается, что нельзя отказать работнику, направленному от другой компании. Для этого он должен предъявить письменный перевод в течение одного месяца с даты, когда он покинул прежнюю должность.
Предписывается также, что в случае требования, работодатель обязан в течение семи дней предоставить письменный отказ с указанием причин. В случае, если указываются основания дискриминирующего характера или письменное уведомление не выдается, такое отношение может быть обжаловано в суде.
Гарантии при заключении трудовых договоров — судебная практика
Несмотря на обеспечение соискателей юридическими гарантиями при заключении трудовых договоров, судебная практика показывает, что далеко не все они в полной мере защищают граждан. Стоит отметить, что Трудовой кодекс не дает четких определений, что понимается под деловыми качествами. Это дает возможность недобросовестным компаниям прикрываться данным аспектом.
Постановление Пленума Верховного суда подтверждает юридическую обоснованность такого отказа. Вместе с этим оно вносит ясность, что может трактоваться как деловые качества. В данный аспект включена способность выполнять трудовые функции на следующих основаниях:
- профессиональная квалификация и подготовка работника;
- состояние здоровья, определенные личностные качества соискателя.
Однако даже прямое указание по-прежнему не дает гарантий при заключении трудовых договоров. Мало кто из соискателей готов оспаривать свои права в суде. Да и работодатели нередко обосновывают отказ вполне разумно, не раскрывая истинных причин.
Заключение срочных трудовых договоров с целью уклонения от предоставления прав и гарантий
Статья 58 ТК РФ регулирует возможность заключения срочного трудового договора с целью уклонения от предоставления прав и гарантий работнику. Данный момент предписывается как недопустимый.
Положения данной статьи предусматривают, что срочный контракт заключается в тех случаях, когда договор не может быть оформлен на неопределенный срок. Устанавливается при этом, что в том случае, если для заключения такого соглашения на ограниченный срок не было достаточно оснований, он считается бессрочным. Последнее устанавливается в судебном порядке.
>Гарантии работникам в рамках трудового законодательства
Понятие гарантий и трудовых прав работника
Согласно Трудовому кодексу РФ гарантиями являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление представленных работникам прав в сфере социально-трудовых отношений. Целью применения гарантий, установленных законодательством, является осуществление имеющихся у работников прав. Исходя из этого можно сказать, что гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к правам работников.
В трудовом законодательстве гарантии и компенсации делят на: общие и специальные.
К общим относятся гарантии:
- при приеме на работу;
- при переводе на другую работу;
- при оплате труда;
- при расторжении трудового договора и др.
Помимо общих гарантий, как уже говорилось выше, работникам предоставляются специальные гарантии в случаях:
- направления в служебную командировку;
- переезда на работу в другую местность;
- исполнения общественных или государственных обязанностей;
- совмещения обучения с работой;
- прекращения работы не по вине работника;
- прекращения работы по определенным основаниям;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;
- задержки выдачи трудовой книжки работнику по вине работодателя.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Этот перечень гарантий не является исчерпывающим, поскольку существует перечень дополнительных гарантий, которые устанавливаются в соглашениях, коллективных договорах, трудовом договоре и локальных актах организации. На рис. 1 изображены основные виды гарантий.
Рисунок 1. Виды гарантий в трудовом законодательстве
Источником финансирования гарантий и компенсаций работникам могут быть либо средства работодателя, либо средства органов и организаций, в чьих интересах работник исполняет государственные либо общественные обязанности.
Правовое регулирование условий предоставления гарантий и компенсаций основывается на федеральных законах и нормативно-правовых актах. Трудовые права работника возникают после того, как он заключил трудовой договор с работодателем.
Основными правами работника являются:
- предоставление работы по оговоренной в трудовом договоре функции;
- право на условия труда, соответствующие установленным стандартам;
- право на получение вознаграждения за свой труд.
Права работников носят имущественный и неимущественный характер.
Имущественные и неимущественные гарантии работникам
Гарантии, существующие для осуществления прав работника могут также носить имущественный и неимущественный характер.
Определение 1
Неимущественные гарантии – это такие гарантии, которые не имеют для работника определенной стоимости. Например, если работник отсутствует на работе по причине нарушения сроков выплаты заработной платы, ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда и нераспространение его персональных данных.
На период отсутствия работника на рабочем месте в связи с невыплатой заработной платы ему гарантируется сохранение его средней заработной платы. Эта гарантия носит имущественный характер, потому как работнику предоставляется имущество в виде денежных средств.
Неимущественные гарантии имеют отличительную черту, которая заключается в их связи с местом работы работника. Основная задача неимущественных гарантий заключается в том, что они должны обеспечить работнику сохранение его прежних условий труда, в том числе и рабочее место. В этой связи главной неимущественной гарантией является то, что работнику предоставляется прежнее место работы после отсутствия его на рабочем месте по уважительным причинам, которые признаны таковыми законодательством, например, если нарушены сроки выплаты заработной платы.
Имущественные гарантии связаны с правом работника на получение платы за свой труд. Поэтому они всегда связаны с размером средней заработной платы работника. Таким образом, имущественные гарантии имеют прямую связь с заработком работника.
В соответствии со всем вышесказанным выделяют основные юридически значимые обстоятельства, характеризующие правовое понятие гарантий в рамках трудового законодательства.
- Установление в законодательстве, коллективных договорах и соглашениях, локальных актах организации и трудовом договоре.
- Обеспечение трудовых прав, предусмотренных законодательством.
- Обеспечение предусмотренных законодательством прав.
Замечание 1
Итак, гарантии имеют прямую связь с обеспечением прав, возникающих в трудовых правоотношениях. Но обеспечение трудовых прав работников может продолжаться и после прекращения трудовых отношений. Например, в случае несоблюдения установленных законом правил поведения работодателем должна быть возмещена компенсация морального вреда и причиненных убытков.
Компенсации работникам по трудовому праву
Компенсациями считаются денежные выплаты, которые устанавливаются с целью возмещения работникам затрат, связанных с непосредственным выполнением ими своих трудовых функций или с переездом при переводе на работу в другую местность.
Основная цель компенсационных выплат – возмещение работнику расходов, которые он понес в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или во время переезда к новому месту работы. Также компенсационные выплаты производятся при командировках, при направлении на работу после окончания соответствующего профессионального учебного заведения, при использовании работником личных инструментов или транспортных средств во время выполнения своих трудовых обязанностей.
В отдельных случаях компенсационные выплаты производятся вместе с гарантийными. Но бывают случаи, когда компенсационные выплаты не связаны с затратами работников и могут быть представлены вместо гарантий, например, в случае замены части отпуска денежной компенсацией. В отдельных случаях законодательством разрешается одновременное предоставление работнику и гарантий, и компенсаций. Примером такого случая может служить сдача крови и ее компонентов.
Подводя итог всему сказанному, отметим, что большинство гарантий и компенсаций можно объединить в следующие группы (рис. 2):
- зависящие от действий работодателя;
- связанные с правами работника на сокращенный рабочий день и оплачиваемый отпуск;
- не зависящие от производства, но являющиеся необходимыми для общества и государства;
- связанные с совмещением работы и обучения работника;
- иные гарантии и компенсации.
Рисунок 2. Основные группы гарантий и компенсаций в трудовом законодательстве
Ответственность работодателя
Права и обязанность работодателя ст. 22 ТК
Правосубъектность
Субъекты трудового права
· Работодатель – ФЛ или ЮЛ, вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем может быть
— любая организация,
— иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры (филиалы, представительства),
— составные части сложной организации ,
— лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,
— физические лица, не являющиеся предпринимателями, но нанимающие работников для ведения личного хозяйства.
Правовой статус работодателя:
— ФЛ
— ЮЛ
Правосубъектность ЮЛ полностью совпадает с гражданской правосубъектностью.
Правоспособность работодателя ФЛ возникает одновременно с гражданско-правовой способностью гражданина. По общему правилу возникает с 18 лет, с 16 лет в рез-те эмансипации. Дееспособность возникает при наличии собственного заработка, стипендии, иных доходов, и с письменного согласия обоих законных представителей. Ограниченно дееспособные с 18 лет имеют право заключать трудовые договоры как работодатели при соблюдении условий:
— если они имеют самостоятельный доход;
— если есть письменное согласие законных представителей
— работник нанимается для личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства;
Недееспособные имеют право быть работодателями при условии:
— если у них есть самостоятельный доход;
— если работник нанимается с целью личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства;
— трудовой договор от их имени заключает представитель;
Деликтоспособность ФЛ работодателей возникает с 14 лет.
3) Гарантии прав работодателя:
— самостоятельность в осуществлении своей деятельности при решении кадровых вопросов;
— самостоятельность в распоряжении прибылью вт.ч. при решении вопросов оплаты труда и поощрений;
— гарантия права на судебную защиту;
а) трудовая только виде материальной;
б) гражданская
в) административная
г) уголовная
Профсоюзы как субъекты трудового права.
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Данное право считается одним из важнейших на международном уровне.
Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциаций» и защите прав на организацию
Конвенция МОТ № 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров»
ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Права профсоюзов:
1) Государственные органы, организации обязаны содействовать профсоюзам в их деятельности, непосредственно данная обязанность возлагается на работодателя, а именно по закону о профсоюзах работодатель обязан предоставить помещение, обеспечить материальную базу, средства связи, транспортные средства, а так же перечислять необходимые денежные средства на культурную работу. Профсоюзы имеют права представлять интересы своих членов. Кроме того им предоставлено право представлять интересы работников не входящих в профсоюз, но обратившихся за помощью в соответствующий профсоюз.
2) Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда, в определении условий оплаты труда посредством участия в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений.
3) Профсоюзы имеют право защищать нарушенные права и интересы работников, а именно могут проинициировать создание КТС для разрешения трудового спора, могут создать общественную инспекцию труда для надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями.
Основные функции профсоюзов вытекают из предоставленных законом прав:
· защитная функция, которая проявляется в 4х организационных формах:
— форма участия профсоюзов в социально-партнерских соглашениях
— фу п в применении установленных условий труда в организации
— фу п в разрешении трудовых споров
— фу п в соблюдении законодательства о труде
Принципы деятельности профсоюзов:
— принцип независимости обеспечивается прямым запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов, которая может повлечь ограничения прав профсоюзов, либо может воспрепятствовать осуществления их деятельности.
— принцип добровольного объединения;
— равенство всех профсоюзов перед законом.
— профсоюзы имеют равное количество прав независимо от их внутренней численности.
Гарантии прав профсоюзов:
1)гарантии имущественных прав
— признание неприкосновенности ч/с профсоюзов
2)гарантии работникам, входящим в состав профсоюза, его органам и не освобожденным от основной работы.
3)Гарантии работникам, освобожденным от основной работы. Таким профсоюзным работникам гарантируется предоставление прежней работы по окончании срока их полномочий.
Ответственность:
А) административная за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию забастовки, признанной судом незаконной.
Б) гражданско-правовая ответственность устанавливается в случает проведения незаконной забастовки, причинившей ущерб работодателю.
В) дисциплинарная ответственность может быть установлена для лиц, являющихся руководителями профсоюзных организаций, если данные лица виновны в том, что права профсоюзов не используются.К отвественности таких лиц будут привлекать профсоюзные органы.
Социальное партнерство в сфере труда
Закон о социальном партнерстве в КО.
Понятие. Система. Принципы
С.П, — система взаимоотношений между представителями работников и работодателей, а так же представителями органов государственной власти, органов МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно с ними связанных отношений.
Цель – принятие решений, равной степени учитывающих необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и гарантирующих трудовые права работников.
Принципы социального партнерства:
1) Равноправие сторон
2) Учет и уважение интересов сторон
3) Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях
4) Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства
5) Соблюдение сторонами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
6) Полномочность представителей сторон
7) Свобода сторон в выборе вопросов для обсуждения
8) Добровольность принятия на себя обязательств сторонами
9) Реальность обязательств сторон
10) Обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений
11) Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
12) Принцип ответственности сторон за невыполнение обязательств
Система социального партнерства (уровни)
1)федеральный уровень – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ
2) межрегиональный -в двух и более субъектах
3) региональный (в субъекте)
4) отраслевой (основы регулирования труда в отдельных отраслях)
5) территориальный (уровень муниципального образования)
6) локальный уровень (уровень конкретной организации в которой заключаются договоры)
Общие и специальные гарантии.
Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.
В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены, такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации федеральными законами.
Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.
Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении другими нормативными правовыми актами. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.
Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.
Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
В ч.3 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п.3 ст.55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.
Согласно ч.2ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
Важен блок, связанный с обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.3ст.7). Следует отметить, что в настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.
Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч.7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
В настоящее время актуально положение о рассмотрении обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края».
Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо; решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.
Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.
Итак, гарантиями принято считать те реально существующие объективные и субъективные факторы, которые обеспечивают существование и развитие различных общественных институтов, а также реализацию гражданами своих прав, свобод и обязанностей. В системе государственных гарантий особое место занимают юридические гарантии, которые обеспечивают, не только законность формирования и деятельности различных демократических институтов, но также их охрану и защиту. Одновременно юридические гарантии защищают экономические, социальные, политические и другие интересы различных социальных объединений граждан.
Принято выделять общие и специальные гарантии.
К общим гарантиям относятся, как правило, объективные условия жизни общества, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные и др.). При этом обычно учитываются условия и средства, способствующие благоприятному развитию законности и правопорядка, например, степень организованности в экономической сфере, устойчивость экономического развития, денежной системы, низкий уровень инфляции, максимальная занятость населения, сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой населения и обеспечивающая стабильное развитие общества, слаженно действующая культурно-просветительская, воспитательная, образовательная работа государственных и общественных организаций, СМИ и т. д.
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
– состояние законодательства, в том числе его полнота и беспробельность, стабильность, высокий уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;
– средства предупреждения, обнаружения, пресечения правонарушений;
– эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод личности;
– качественная работа правоохранительных органов, в том числе органов судебной защиты;
– высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных правовых актов, а также за законностью деятельности государственных органов;
– развитое правосознание и высокая правовая культура населения и общества в целом.
Для гарантий характерно то, что они существуют в юридической форме и порождают юридические последствия в процессе своего функционирования.
К специальным гарантиям также можно отнести:
· систему организационных гарантий, способствующих укреплению законности, правопорядка, успешной борьбе с правонарушениями, эффективной защите прав личности, созданию надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов;
· средства, обеспечивающие контроль за законностью, например, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных судами (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;
· исковое производство рассмотрения судами гражданских, трудовых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гражданина, он вправе отменить незаконное решение или иной индивидуальный юридический акт;
· судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений;
· конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ и конституционными судами субъектов Федерации. В его основе лежит проверка соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ. Акты конституционного контроля обладают официальностью, непосредственным действием, общеобязательностью и вызывают юридические последствия в виде применения конституционно-правовой ответственности в случае их несоблюдения.
Единство законности и правопорядка:
1) законность и правопорядок обусловлены единой системой политических, экономических и идеологических факторов. Они формируются и охраняются единым государственным аппаратом, в их основе лежит единая система правовых актов;
2) они имеют единую цель: обеспечение организованности и нормального функционирования общества.
Различия между законностью и правопорядком:
1) они формируются на различных этапах осуществления права: законность – это реализующееся право, а правопорядок – уже реализованное право;
2) законность и правопорядок имеют различные функции: законность – средство установления правопорядка, а правопорядок характеризует результативность регулирующего воздействия права и степень исполнения требований законов.
Законность и правопорядок являются отражением той общественной среды, где люди и их объединения реализуют свои права и обязанности. Они господствуют там, где в отношениях между всеми субъектами правовой жизни господствует право, основанное на балансе разнообразных потребностей и интересов. Законность и правопорядок напрямую зависят от уровня демократии в обществе. В демократическом сообществе, где все люди в равной степени могут выразить и законодательно обеспечить свой социально значимый интерес, формируется чувство права. Юридические нормы становятся не только внешним, но и внутренним регулятором отношений. Человек неосознанно, интуитивно соблюдает их предписания. Укреплению законности способствуют такие проявления демократии, как народный характер власти, демократическое содержание законодательства, контроль общественных организаций и граждан за проведением в жизнь законов и т.д. В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Таким образом, законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления; с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Гарантии при приеме на работу.
Прием на работу должен производиться в соответствии с принципами подбора кадров по деловым качествам. Наниматель при этом руководствуется интересами производства, деловыми соображениями.
Статья 22 Конституции провозглашает, что все граждане равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. В соответствии с этой конституционной гарантией ст. 14 ТК запрещает дискриминацию в сфере трудовых отношений, а ст. 16 ТК — необоснованный отказ в заключении трудового договора целому ряду категорий граждан, в том числе: — -направляемым на работу государственной службой занятости;
— тем гражданам, которые были письменно приглашены на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по соглашению между ними;
— лицам, прибывшим в соответствии с заявкой нанимателя или заключенным договором после окончания учебного заведения; -прибывшим на работу после окончания государственных учебных заведений по направлению;
— лицам, имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения.
Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям — с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет). Наниматель не вправе необоснованно отказывать в приеме на работу военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.
В случае отказа в заключении трудового договора в указанных случаях наниматель обязан обосновать свое решение в трехдневный срок после обращения работника за разъяснениями, известив в письменной форме о мотивах отказа.
Только при наличии уважительных причин, предусмотренных в законодательстве, наниматель вправе отказать гражданину в заключении трудового договора (отсутствие вакантной должности или рабочего места, отсутствие у гражданина образования, квалификации или других деловых качеств, необходимых для замещения вакантной должности и т.п.).
Ограничения при заключении трудового договора.
Устанавливая запрет на отказ в заключении трудового договора в указанных выше случаях, трудовое законодательство вместе с тем предусматривает отдельные, точно определенные ограничения при приеме на работу. Большей частью эти ограничения вводятся в интересах самих трудящихся, нуждающихся в особой заботе.
— Ради охраны здоровья подрастающего поколения ограничивается прием на работу лиц моложе 16 лет.
— Запрещено использование труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных и горных работах (ст. 274 ТК).
— Запрещается принимать на работу женщин для выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, а также подземных работ, кроме некоторых подземных работ -нефизических или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 262 ТК).
— В интересах охраны здоровья населения не должны приниматься на работу в организации общественного питания и торговли, пищевой промышленности, на объекты по водоснабжению, в детские учреждения и т.п. лица, имеющие инфекционные заболевания, и бациллоносители.
Запрещается совместная служба в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должностях руководителей (их заместителей), главных бухгалтеров (их заместителей) и кассиров лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Такой запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях (ст. 27 ТК).
Трудовой договор с предварительным испытанием.
При заключении трудового договора по соглашению сторон может быть предусмотрено условие о предварительном испытании (ст. 28 ТК). Его целью является проверка соответствия квалификации работника поручаемой ему работе. По действующему законодательству условие об испытании является дополнительным, оно включается в трудовой договор только по соглашению сторон и обязательно должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу, который доводится до сведения работника под расписку.
При отсутствии в трудовом договоре указания об испытательном сроке трудовой договор считается заключенным на общих основаниях, то есть без предварительного испытания.
Условие об испытании может быть предусмотрено независимо от квалификации и опыта принимаемого работника. Срок предварительного испытания не должен превышать трех месяцев (ч. 3 ст. 28 ТК). По соглашению нанимателя с работником может быть установлен испытательный срок меньшей продолжительности. В этом случае последующее увеличение срока, хотя бы и в пределах предусмотренного законом максимального срока, не допускается.
Не допускается также увеличение или продление испытательного срока сверх установленного законом предельного срока испытания ни по одностороннему решению нанимателя, ни по соглашению с работником.
Если бы наниматель установил испытательный срок большей продолжительности, чем предусмотрено законом, работник находился бы на испытании только в пределах установленного законом срока.
Срок предварительного испытания исчисляется в календарных днях — в него, следовательно, включаются и выходные и праздничные дни. Однако согласно ч. 3 ст. 28 ТК в испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе (например, выполнял государственные или общественные обязанности, находился в кратковременном отпуске без сохранения заработной платы и т.д.). При таких обстоятельствах течение испытательного срока продолжается и после окончания обстоятельства, вызвавшего перерыв, но общая продолжительность испытания не должна превышать установленного соглашением сторон срока.
В соответствии со ст. 28 ТК нельзя устанавливать предварительное испытание при приеме на работу
— лиц, не достигших 18 лет;
— молодых рабочих по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов; временных и сезонных работников. Испытание не устанавливается также при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю, при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов, в других случаях, предусмотренных законодательством.
— Не может устанавливаться испытание для лиц, направляемых на работу после окончания аспирантуры с отрывом от производства. При переводе работника на другую, более высокую, должность внутри организации также нельзя устанавливать испытательный срок, поскольку такое условие может предусматриваться лишь при приеме на работу.
— Поскольку беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, одинокие матери, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей инвалидов — до 18 лет), согласно ст. 268 ТК не могут быть уволены (за отдельными исключениями) по инициативе нанимателя, предварительное испытание для них также не должно устанавливаться. Если, вопреки закону, такое условие будет включено в трудовой договор, оно недействительно.
В период предварительного испытания на работников полностью распространяется действие ТК с особенностями, предусмотренными в ст. 28 и 29 ТК и ином законодательстве о труде. Они должны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять работу, относящуюся к той должности или специальности, на которую они приняты; труд их оплачивается в соответствии с действующими нормами и окладами; время нахождения на испытании включается в трудовой стаж, в стаж для получения отпуска; испытуемые пользуются правом на пособие по социальному страхованию и т.д.
Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ в статью 64 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 64 ТК РФ
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Гарантии при заключении трудового договора. — Шпаргалки и ответы по трудовому праву
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Узнать цену Поделись с друзьями
Гарантии при заключении трудового договора определены ст. 64 ТК. В трудовом законодательстве установлены следующие гарантии гражданам при заключении трудового договора (приеме на работу).
1. Запрещается необоснованный отказ гражданам в заключении трудового договора. Необоснованным признается отказ в приеме на работу при наличии вакансии по любым мотивам, не связанным с деловыми качествами работника (по мотиву пола, расы, национальности, возраста, социального положения, места жительства, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания и др.), кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Отказ в приеме на работу по мотивам, «связанным с деловыми качествами работника, не является необоснованным. Под деловыми качествами следует понимать способность гражданина выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессиональноквалификационных качеств (например, наличие соответствующей профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Кроме того, работодатель вправе предъявить к работнику и иные требования, обязательные для заключения трудового договора (например, наличие российского гражданства при приеме на государственную службу). Некоторые требования могут быть необходимы в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере и т. д.) — п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».
2. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. В законодательстве специально предусмотрено такое требование, поскольку подобные нарушения нередко встречаются при приеме на работу.
3. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя. В этом случае предусмотрен срок запрета: в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
4. Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию гражданина, которому было отказано в заключении трудового договора.
5. Законом установлен судебный порядок обжалования отказов в приеме на работу. Тем самым гражданам гарантируется судебная защита от необоснованных отказов в заключении трудового договора. Гражданин может обратиться с жалобой в органы Федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК), в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законности.
40. Юридические гарантии при приеме на работу.
- •1.Предмет, метод и система трудового права.
- •3. Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, права социального обеспечения).
- •4. Роль государства в сфере трудового права.
- •5. Источники трудового права. Их классификация.
- •6. Локальные нормативные акты. Их классификация, порядок принятия, значение.
- •7. Действие нормативно-правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категориям работников.
- •8. Принципы правового регулирования труда (межотраслевые) и принципы трудового права (отраслевые). Их содержание. Гарантии обеспечения принципов.
- •9. Принцип запрета принудительного труда. Реализация в трудовом праве.
- •10. Принцип запрета дискриминации в сфере труда. Реализация в трудовом праве.
- •11. Понятие и классификация субъектов трудового права. Правовой статус субъекта трудового права: общий и специальный.
- •12. Индивидуальные субъекты трудового права. Характеристика правового статуса индивидуальных субъектов трудового права.
- •13. Работодатели как коллективные субъекты трудового права. Правовой статус работодателя.
- •14. Трудовой коллектив как субъект трудового права. Виды трудовых коллективов. Организационно-правовые формы реализации полномочий трудового коллектива.
- •15. Профессиональные союзы как субъекты трудового права. Правовое регулирование деятельности профсоюзов.
- •16. Права и обязанности (полномочия) профессиональных союзов.
- •17. Гарантии и защита прав профсоюзов.
- •18. Характеристика отношений, возникающих в процессе деятельности профсоюзов.
- •19. Понятие трудового правоотношения, его субъекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.
- •21. Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации. Ученический договор.
- •22. Понятие, уровни и формы социального партнерства.
- •23. Принципы социального партнерства. Их характеристика.
- •24. Институт представительства в социальном партнерстве.
- •25. Коллективные переговоры как стадия коллективно-договорного процесса.
- •26. Понятие, стороны и содержание коллективного договора.
- •27. Понятие и виды соглашений. Порядок разработки соглашений.
- •28. Действие коллективного договора и соглашения. Контроль за их выполнением.
- •29. Ответственность за неисполнение законодательства о социальном партнерстве.
- •30. Понятие и формы занятости, основные направления государственной политики в области занятости населения. Законодательство о занятости населения.
- •31. Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения.
- •32. Трудоустройство: его формы и значение. Специфика трудоустройства слабозащищенных категорий.
- •33. Правовой статус безработного. Порядок признания граждан безработными.
- •34. Подходящая и неподходящая работа. Правовое регулирование общественных работ.
- •35. Понятие и значение трудового договора. Его отличие от смежных гражданско-правовых договоров.
- •36. Обязательные условия трудового договора. Их характеристика.
- •37. Общая характеристика дополнительных условий трудового договора.
- •38. Испытательный срок как дополнительное условие трудового договора.
- •39. Условие о неразглашении охраняемой законом тайны в трудовом договоре.
- •40. Юридические гарантии при приеме на работу.
- •41. Виды трудовых договоров. Срочные и заключенные на неопределенный срок.
- •42. Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях.
- •43. Трудовой договор, заключенный на срок до 2 месяцев. Трудовой договор с сезонным работником.
- •44. Трудовые договоры с надомниками, с работающими у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
- •45. Служебный контракт с государственным гражданским служащим.
- •46. Трудовой договор с иностранным работником.
- •47. Трудовой договор с руководителем организации.
- •48. Трудовой договор, заключенный с работником до восемнадцати лет.
- •49. Трудовой договор, заключенный с профессиональным спортсменом.
- •50. Изменения оговоренных сторонами условий трудового договора.
- •51. Переводы на другую работу. Их классификация. Отличие перевода от перемещения.
- •52. Временные переводы, их особенности.
- •53. Общие основания прекращения трудового договора. Их классификация.
- •54. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.
- •55. Порядок расторжения трудового договора по п.1 ст. 81 тк рф.
- •56. Порядок расторжения трудового договора по п. 2 ст.81 тк рф.
- •57. Аттестация работников. Порядок расторжения трудового договора по несоответствию работника занимаемой должности по результатам аттестации.
- •58. Порядок расторжения трудового договора п.11-14 ст.81 тк рф.
- •59. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- •60. Порядок увольнения и производство расчета. Гарантии от необоснованных увольнений. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения работников.
- •61. Право на информацию и его реализация в трудовом праве. Понятие персональных данных работника и обработки персональных данных. Защита персональных данных работника.
- •62. Трудовая книжка. Порядок ведения, учета и хранения трудовых книжек.
- •63. Понятие и виды рабочего времени.
- •65. Режим и учет рабочего времени.
- •66. Понятие и виды времени отдыха.
- •67. Понятие и виды отпусков.
- •68. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.
- •69. Методы правового регулирования оплаты труда.
- •70. Государственное регулирование оплаты труда работников.
- •71. Системы оплаты труда. Тарифная система, ее формы.
- •72. Нормирование труда. Нормы труда: понятие и виды.
- •73. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда.
- •74. Командировка. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки и переезде в другую местность.
- •75. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей.
- •76. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
- •77. Гарантии и компенсации при временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности.
- •78. Понятие и значение трудовой дисциплины. Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины.
- •79. Дисциплинарная ответственность работника. Виды дисциплинарной ответственности. Дисциплинарный проступок.
- •80. Меры дисциплинарного взыскания. Порядок наложения дисциплинарного взыскания, обжалования, снятия.
- •81. Увольнение по п.5 ст. 81 тк рф как мера дисциплинарного взыскания.
- •82. Увольнение по пп. А пункта 6 ст. 81 тк рф как мера дисциплинарного взыскания.
- •83. Увольнение по пп. Б пункта 6 ст. 81 тк рф как мера дисциплинарного взыскания.
- •84. Увольнение по пп. В,г,д пункта 6 ст. 81 тк рф.
- •Вопрос 35 Увольнение работников за нарушение правил охраны труда
- •85. Увольнение работника по п.7, 8, 9, 10 ст. 81 тк рф.
- •Вопрос 38 Увольнение работников за принятие необоснованного решения
- •86. Материальная ответственность. Понятие, виды, условия привлечения.
- •87. Материальная ответственность работника. Понятие, виды. Ограниченная материальная ответственность.
- •88. Полная материальная ответственность работников: индивидуальная и коллективная.
- •89. Определение размера ущерба, подлежащего возмещению и порядок возмещения ущерба, причиненного работниками.
- •90. Материальная ответственность работодателя перед работником.
- •91. Государственная политика в области охраны труда.
- •92. Права и обязанности сторон трудового правоотношения в области охраны труда.
- •93. Управление охраной труда: государственные органы исполнительной власти, службы охраны труда у работодателя, комитеты (комиссии) по охране труда.
- •94. Особенности охраны труда слабозащищенных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов).
- •95. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- •96. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
- •97. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда.
- •98. Порядок инспектирования организаций Федеральной инспекцией труда.
- •99. Понятие и виды трудовых споров. Причины их возникновения и классификация.
- •100. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам.
- •101. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах.
- •102. Коллективные трудовые споры. Порядок их рассмотрения.
- •103. Право на забастовку. Его реализация.
- •104. Субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда.
- •105. Понятие и структура Международной организации труда. Конвенции и рекомендации мот о труде. Их общая характеристика и классификация.