>Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

13 декабря 1994 года N 60-ФЗ

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Принят Государственной Думой 10 ноября 1994 года
Одобрен Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

Статья 1. Поставки продукции для федеральных государственных нужд

Статья 2. Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ

Статья 3. Формирование и размещение заказов на поставки продукции для федеральных государственных нужд

Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для федеральных государственных нужд

Статья 4.1. Обеспечение охраны объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта

Статья 5. Ответственность за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд

Статья 6. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.94 N 60-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»

Российская Федерация

от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ

Принят
Государственной Думой
10 ноября 1994 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 222-ФЗ)

1. Абзац — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации.

2. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

реализации федеральных целевых программ;

обеспечения иных федеральных государственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

3. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями настоящего Федерального закона.

Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Абзац — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.

1. Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. При разработке федеральных целевых программ необходимо предусматривать:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;

согласованность решения федеральных и региональных задач;

достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

1. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.

Абзацы второй и третий — Утратили силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков.

2. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.

Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

3. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

Абзац — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

4. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом.

К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

Абзац — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.

(в ред. Федерального закона от 19.06.95 N 89-ФЗ)

5. Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Пункт 6 — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 06.05.99 N 97-ФЗ)

7. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Абзац — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям — изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.

Порядок определения перечня и объемов материально-технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 222-ФЗ)

1. Стратегические предприятия, стратегические акционерные общества и их дочерние общества, осуществляющие эксплуатацию магистральных нефтепроводов и являющиеся их собственниками, и организация — собственник Единой системы газоснабжения (далее также — стратегические организации) после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел имеют право приобретать гражданское и служебное оружие в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии») в целях обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

2. Перечни объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и при охране которых используется гражданское и служебное оружие и специальные средства, утверждаются стратегической организацией по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Перечень должностей работников стратегических организаций, которые при выполнении возложенных на них обязанностей, связанных с обеспечением охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества, имеют право на хранение, ношение и применение гражданского и служебного оружия и специальных средств, перечень дочерних обществ стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, работники которых наделяются таким правом, а также виды, типы, модели и количество данного оружия и специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Указанные в настоящей статье работники стратегических организаций применяют гражданское и служебное оружие и специальные средства в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

5. Стратегические организации обязаны приобретать гражданское и служебное оружие и специальные средства, вести учет, хранить и осуществлять их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:

возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;

несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

(в ред. Федерального закона от 17.03.97 N 58-ФЗ)

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

3. Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также некомплектная продукция считается непоставленной.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

4. Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично):

Абзац — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.

5. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1558) и постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1559).

3. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты;

обеспечить отмену министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

>О поставках продукции для федеральных государственных нужд (с изменениями на 13 июля 2015 года)

О поставках продукции для федеральных государственных нужд

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О поставках продукции для федеральных государственных нужд

(с изменениями на 13 июля 2015 года)

_____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 19 июня 1995 года N 89-ФЗ (Российская газета, N 119, 22.06.95);
Федеральным законом от 17 марта 1997 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 55, 20.03.97);
Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ (Российская газета, N 91, 13.05.99);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ (Российская газета, N 25, 08.02.2006);
Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 222-ФЗ (Российская газета, N 168, 03.08.2007);
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 75-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2014);
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130045).
_____________________________________________________________

Принят
Государственной Думой
10 ноября 1994 года
Одобрен
Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества (преамбула в редакции, введенной в действие с 14 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 222-ФЗ.

Статья 1. Поставки продукции для Федеральных государственных нужд

1. Абзац утратил силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..
Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период (абзац дополнен с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.
В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации.

2. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализации федеральных целевых программ;
обеспечения иных федеральных государственных нужд (абзац дополнительно включен с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ).

3. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями настоящего Федерального закона.
Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.
Абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ..

4. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.

Статья 2. Основные принципы разработки и реализации Федеральных целевых программ

1. Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. При разработке федеральных целевых программ необходимо предусматривать:
решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;
согласованность решения федеральных и региональных задач;
достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

(наименование в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ

1. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.
Абзац утратил силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..

Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.
Абзац утратил силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..

2. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.
Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

3. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.
Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.
Абзац утратил силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ..

4. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать наряду с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, требованиям государственного заказчика, определенным в государственном контракте (пункт в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ.

5. Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.

6. Пункт утратил силу с 13 мая 1999 года — Федеральный закон от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ..

7. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для Федеральных государственных нужд

1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ..

2. В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям — изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.
Порядок определения перечня и объемов материально-технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Охрана объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта, принадлежащих на праве собственности организации — собственнику Единой системы газоснабжения и (или) ее дочерним обществам, либо стратегическому акционерному обществу, осуществляющему управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, либо стратегическому акционерному обществу, ведущему деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, и (или) его дочерним обществам, обеспечивается ведомственной охраной, создаваемой соответственно организацией — собственником Единой системы газоснабжения, либо стратегическим акционерным обществом, осуществляющим управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, либо стратегическим акционерным обществом, ведущим деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья.
(Статья дополнительно включена с 14 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 222-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 июля 2014 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 75-ФЗ.

Статья 5. Ответственность за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для Федеральных государственных нужд

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:
возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;
несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства (абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 1997 года Федеральным законом от 17 марта 1997 года N 58-ФЗ.
При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

3. Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также некомплектная продукция считается непоставленной (пункт в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.

4. Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично):
абзац утратил силу с 8 февраля 2006 года — Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ;
от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.

5. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Статья 6. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст.1558) и постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст.1559).

3. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты;
обеспечить отмену министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
13 декабря 1994 года
N 60-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Наверняка, когда я вам называл обсуждаемые здесь Законы — 223-й и 44-й, — вы обратили внимание на то, что один из них относится к 2011, а другой — к 2013 году. То есть оба Закона получаются… относительно «свеженькие». Закономерен и естественен вопрос: а что же было раньше — до 2011 и 2013 годов? Закупали как хотели, что ли? Можно даже подумать, что именно так и обстояло дело, что все это никак и не регулировалось, потому что известен ряд вопиющих случаев, начиная с дела «Оборонсер- виса» и кончая массой других подобных сюжетов, когда народ тратил (расхищал) такое количество государственных денег, что не все даже в состоянии себе представить его… это количество. Рассказывают, что некий деятель — барон… то ли мексиканской, то ли колумбийской наркомафии, имеет дело с таким количеством наличных, что каждый месяц (!) вынужден тратить по две с половиной тысячи долларов на одни только «резинки» для перевязывания денежных пачек. Вот если деньги, разворованные из казны Государства Российского на протяжении новейшей истории (25 лет) его существования, перевести в наличность, то на ее перевязывание уйдет «резинок» отнюдь не на две с половиной тысячи долларов — подозреваю, что и двух с половиной миллионов долларов может не хватить. Нет, трата государственных денег конечно регулировалась, но практика такого регулирования показала, что его… не то что недостаточно, но оно даже как-то особо и не замечается на практике, что про него вообще мало кто знал. Возьмите вы наши учебники — ну, может быть, только в учебнике по предпринимательскому праву (там любят собрать в кучу ВСЁ, что относится ну хоть с какого-нибудь бока к хозяйственной деятельности) можно было встретить упоминание об этих законодательных актах. Но ни учебник по праву гражданскому, ни учебник по праву коммерческому эти акты никогда не упоминали никогда ни единым словом. Что же имеется в виду? Какие законодательные акты?

Во-первых — Федеральный закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В основном это закон чисто административной направленности — кто и как принимает решения, кто кого контролирует, кто кому приказывает, кто перед кем отчитывается и так далее. Единственная статья более-менее частноправового содержания в этом Законе — это статья 5. Она касается, как ни странно, аспекта… такого, уже довольно второстепенного, а именно — вопроса об ответственности за неисполнение контракта. А где же самый главный-то вопрос: с кем заключать такой контракт, договор? А вот этому аспекту Закон уделял как раз-таки не очень большое внимание. Специально, или не специально — этого уж я не знаю, трудно сказать. Я, думаю, что может быть поначалу и не специально, допускаю, что когда это все принималось, никакого опыта организации и проведения таких закупок в условиях рыночной экономики (у частных лиц) просто не было, и могли действительно не понимать, на чем, собственно, сделать акцент, не знать, что стоит, а чего не стоит регулировать. Попробовали подойти сперва самым прямолинейным образом: установить и воплотить принцип «Вор должен сидеть в тюрьме!» — принцип, согласно которому тот, кто нарушил обязательства поставки продукции для государственных или муниципальных нужд, тот должен быть подвергнут самой строгой ответственности, вплоть до административной и уголовной. Но к 1999, 2000, 2003 годам стало уж точно ясно, что проблема не в ответственности (к которой обычно привлекать просто некого — часть народа разбегается, а часть получает пули в головы задолго до того, как «проснутся» наши правоохранительные органы), что государство так и будет продолжать безвозвратно и непонятно куда терять свои деньги, если не позаботится о них на несколько более ранней стадии — стадии даже не их выделения (предоставления), а стадии отбора контрагента для будущего договора. Правда, никаких усилий по изменению Закона 1994 года никто долгое время не пытался предпринимать. Может быть, в этом, кстати, и был определенный резон — действительно, проще и быстрее было написать и принять новый закон, чем латать старый или дополнять его, а может быть опять… все это неслучайно так затягивалось. Не знаю.

Закон 1994 года, как ни странно, до сих пор остался действующим. То есть помимо 223-го Закона, помимо 44-го Закона, прошу вас не забывать о том, что где-то там, на заднем историческом плане, маячит еще и этот древний 60-й Закон с нормами об ответственности, причем, применяемыми, независимо от того, внесены они в договор или нет. Там, кстати, есть нормы о законных неустойках в традиционном смысле этого слова — неустойках, которые должны применяться независимо от содержания договора. Есть особые случаи, когда государственный заказчик получает право отказаться полностью или частично от исполнения такого договора, от оплаты продукции по этим договорам, — то есть кое-что то, чего нет ни в Гражданском кодексе, ни в новых законах, 223-м и 44-м. То есть в 60-м Законе можно найти некоторое количество норм, которые сохранили актуальность до сегодняшнего дня. Но я подчеркиваю, что при университетском образовании этому Закону внимания никогда не уделялось и, в общем-то, не уделяется и сейчас.

А вот, кстати говоря, другая ситуация: университетское образование — это одно образование, а чтобы поступить на определенную государственную должность, допустим, связанную с этими самыми закупками, претенденту надо сдать квалификационный экзамен. Если вы посмотрите требования, предъявляемые к этому экзамену, там до сих пор… а сейчас ведь 2015, скоро уж 2016 год… так вот, там до сих пор основным требованием является знание Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ. Сорок четвертый федеральный закон там до сих пор даже не упоминается. Как же так? Вы придете и будете работать по 44-ФЗ, но когда вы будете поступать на работу, вы в принципе можете о нем даже и не знать. Необязательно вам знать 44-й федеральный закон, но которому вам придется работать, зато обязательно знать 60-й закон, случаев применить который Вам, скорее всего, и не представится. Я не знаю, как это можно было бы объяснить. Наверное, только одним способом: чиновники делают все очень не торопясь и очень не спеша. В конце концов квалификационные требования — утверждает их, конечно Правительство, но нишет-то кто? Конечно, сами чиновники.

Закон о поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. И второй закон из этой же серии — такой же древний — закон, тоже касающийся поставок для государственных нужд, это

Федеральный закон от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ. Тот был 13-го, а этот 2 декабря 1994 года. И по номеру, видите, близок: там был 60-ФЗ, а здесь 53-ФЗ. Чем отличается? «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Там было все подряд, но только для федеральных нужд, а тут — сельхозпродукция, сырье и продовольствие для государственных нужд вообще. Необязательно для одних только федеральных — может быть, и субъектов федерации. И этот Закон никуда не делся, продолжает действовать, не отменен; да, он претерпел ряд изменений, но, тем не менее, все равно действует, и значит, соответственно, при закупках таких специфических товаров — сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — применяется не только 44-й или не только 223-й, но и 53-й Закон тоже. Чем же он интересен?

Две важные статьи в нем есть с точки зрения частного права — 6 и 8. Статья 6 — это перечень существенных условий государственного контракта на закупку этой сельхозпродукции, сырья и продовольствия; восьмая статья — условия и особенности ответственности за нарушения этого контракта. Из существенных условий — что важно? Пункт 3 статьи 6: Правительство Российской Федерации имеет право «…устанавливать нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции». То есть в определенных случаях Правительство может заниматься ценовым регулированием в отношении сельхозпродукции, в отношении сырья и в отношении продовольствия. Это на федеральном уровне; на уровне же закупок, осуществляемых субъектами федерации, им занимаются соответствующие органы исполнительной власти этих субъектов.

И второй интересный момент: четко расписана схема оплаты но этим контрактам. Не менее 50 процентов — авансовый платеж под гарантию Правительства, 25 процентов — после заключения государственного контракта и 25 процентов — после завершения сева. Ну это и понятно, потому что у нас речь идет не просто абы о какой продукции, а о сельхозпродукции; профинансировать ее производство надо до того момента, как она вырастет, а иначе расти будет просто нечему. Как с классической контрактацией. Это все понятно. Мы дальше еще, когда про контрактацию с вами будем говорить — скажем об особенностях этого договора.

Установлена, как ни странно, очень интересная форма расчетов по таким контрактам — обязательная инкассовая форма расчетов.

Что касается ответственности — тоже есть ряд законных неустоек, они установлены за несвоевременную поставку и несвоевременную оплату — это основные; плюс есть какие-то такие… довольно странные меры ответственности… ну, например, товаропроизводитель или поставщик, нарушивший обязательство из государственного контракта, может быть лишен полностью или частично права на получение льгот, установленных для него в порядке, определенном этим Федеральным законом. Что это за льготы? И что это за мера ответственности — «лишение льгот»? Что такое возмещение убытков — понятно; что такое уплата неустойки — понятно; что такое понуждение к исполнению обязательства в натуре — тоже понятно; даже понятно, что такое уплата процентов за пользование чужими денежными средствами. Но что такое «лишение льгот» как мера ответственности — это нс очень понятно, а вернее, совсем непонятно. Тем не менее, есть в Законе и такие любопытные меры ответственности. Понятно, что это нормы Закона… атавистического характера… да и сами эти льготы не часто у нас устанавливаются, а если устанавливаются — то не очень-то ты ими и воспользуешься, а если воспользуешься — то обычно… не нужны эти льготы на самом деле. То есть, не очень актуально все это.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *