Содержание

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)

25 июня 2002 года N 73-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.10.2010 N 277-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 16.11.2011 N 316-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 348-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 12.11.2012 N 179-ФЗ, от 22.04.2013 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 09.03.2016 N 67-ФЗ, от 05.04.2016 N 95-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 07.03.2017 N 29-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 29.12.2017 N 458-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 18.12.2018 N 469-ФЗ, от 27.12.2018 N 532-ФЗ, от 21.02.2019 N 11-ФЗ, от 18.07.2019 N 186-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ФЗ, от 13.12.2010 N 358-ФЗ, от 06.11.2011 N 301-ФЗ, от 03.12.2012 N 237-ФЗ, от 14.12.2015 N 366-ФЗ, от 19.12.2016 N 431-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия
    • Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
    • Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
    • Статья 5.1. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия
    • Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия
    • Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 8. Содействие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
  • Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 9. Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 9.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 11. Государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
    • Статья 12. Государственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 12.1. Информация о состоянии и государственной охране объектов культурного наследия, содержащаяся в ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации
  • Глава III. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
    • Статья 13. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
    • Статья 14. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия
    • Статья 14.1. Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии
  • Глава IV. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия
    • Статья 15. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 16. Формирование реестра
    • Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
    • Статья 19. Утратила силу
    • Статья 20. Ведение реестра
    • Статья 20.1. Особенности регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в качестве объектов культурного наследия в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона
    • Статья 20.2. Информационное взаимодействие при ведении реестра
    • Статья 21. Паспорт объекта культурного наследия
    • Статья 22. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
    • Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра
    • Статья 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации
    • Статья 25. Основания для включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия и порядок представления соответствующей документации
    • Статья 26. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия
    • Статья 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия
  • Глава V. Государственная историко-культурная экспертиза
    • Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза
    • Статья 29. Принципы проведения историко-культурной экспертизы
    • Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы
    • Статья 31. Финансирование историко-культурной экспертизы, порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы
    • Статья 32. Заключение историко-культурной экспертизы
  • Глава VI. Государственная охрана объектов культурного наследия
    • Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия
    • Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия
    • Статья 34.1. Защитные зоны объектов культурного наследия
    • Статья 35. Утратила силу
    • Статья 35.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях
    • Статья 36. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ
    • Статья 37. Утратила силу
    • Статья 38. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
    • Статья 39. Утратила силу
  • Глава VII. Сохранение объекта культурного наследия
    • Статья 40. Сохранение объекта культурного наследия
    • Статья 41. Консервация объекта культурного наследия
    • Статья 42. Ремонт памятника
    • Статья 43. Реставрация памятника или ансамбля
    • Статья 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования
    • Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
    • Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ
    • Статья 45.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов
    • Статья 46. Утратила силу
    • Статья 47. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия
  • Глава VIII. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия
    • Статья 47.1. Ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия
    • Статья 47.2. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
    • Статья 47.3. Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
    • Статья 47.4. Требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия, включенному в реестр
    • Статья 47.5. Приостановление доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр
    • Статья 47.6. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр
    • Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия
    • Статья 49. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия
    • Статья 50. Ограничения в гражданском обороте объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 50.1. Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности
  • Глава IX. Особенности возникновения и прекращения имущественных прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия
    • Статья 51. Основания возникновения права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия
    • Статья 52. Утратила силу
    • Статья 52.1. Предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в государственной собственности, в безвозмездное пользование
    • Статья 53. Утратила силу
    • Статья 54. Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия
  • Глава X. Существенные условия договора аренды объекта культурного наследия и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия (статья 55, статья 56). — Утратила силу
  • Глава X.1. Особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия
    • Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом
    • Статья 56.2. Особенности государственной охраны памятников, являющихся произведениями монументального искусства
    • Статья 56.3. Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства
    • Статья 56.4. Особенности государственной охраны достопримечательных мест
    • Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
  • Глава XI. Историко-культурные заповедники
    • Статья 57. Историко-культурные заповедники
    • Статья 58. Порядок организации историко-культурного заповедника и определение его границы
  • Глава XII. Исторические поселения
    • Статья 59. Понятие исторического поселения
    • Статья 60. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении
  • Глава XIII. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Глава XIV. Заключительные и переходные положения
    • Статья 62. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 63. Срок и пределы действия нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации
    • Статья 64. Отнесение памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 65. Приведение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 66. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Жители Российской Федерации включают представителей множества национальностей со своими уникальными особенностями культуры и быта, которые со временем забываются. Поэтому был принят закон, помогающий в защите и сохранении объектов, представляющих собой уникальные образцы культуры и быта наций.

Суть закона

Федеральный закон № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 мая 2002 года и одобрен Советом Федерации 14 июня 2012 года.

Суть настоящего законодательства заключается в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране культурного наследия, а также исторических и культурных памятников народов Российской Федерации. Данный закон обеспечивает конституционное право каждого гражданина относительно доступа к культурным и историческим ценностям и объектам, а также предусматривает конституционную обязанность населения по заботе и сохранению культурного и исторического наследия, включая памятники, представляющие его.

Федеральный закон о культурном наследии обеспечивает право всех народов Российской Федерации и этнических общностей сохранять и развивать свою культурно-национальную самобытность, защищать, сохранять и восстанавливать культурно-историческую среду обитания, а также сохранять источники информации о зарождении и развитии той или иной культуры. Причиной этого является уникальная ценность культурного многообразия многонационального народа Российской Федерации, который также составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия.

Читайте также ФЗ о нотариате в последней редакции

Целью ФЗ о памятниках культурного наследия является сохранение разнообразия памятников истории и культуры в интересах настоящих и будущих поколений народов РФ. Настоящий закон устанавливает приоритетную задачу по охране культурных объектов и исторических памятников для всех государственных органов власти как Российской Федерации, так и её субъектов.

Читайте также об актуальных изменениях ФЗ об экологической экспертизе. Подробности

ФЗ-73 о памятниках культурного наследия состоит из 66 статей, собранных в 14 глав:

  • Глава 1 описывает общие положения закона: обозначает объекты историко-культурного наследия, разделяет их на категории и устанавливает требования по обращению с территориями, на которых располагаются упомянутые предметы;
  • Глава 2 предусматривает полномочия государственных органов власти по обеспечению сохранности культурных и исторических памятников, а также их популяризации и использования;
  • Глава 3 описывает принципы финансирования мероприятий по сохранению, распространению и государственной охране культурных объектов, перечисляет источники финансирования, а также предусматривает льготы для физических и юридических лиц, принимающих участие в указанных действиях;
  • Глава 4 устанавливает необходимость создания и ведения единого государственного реестра исторического и культурного наследия: перечисляет порядок определения наличия культурно-исторической ценности объектов, особенности внесения в реестр, а также правила его ведения;
  • Глава 5 предусматривает необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы для определения соответствующей ценности памятников и включения их реестр для обеспечения должного обращения;
  • Глава 6 устанавливает порядок обеспечения государственной охраны памятников культурного наследия, а также ограничения по использованию окружающих их территорий;
  • Глава 7 перечисляет мероприятия для обеспечения сохранности историко-культурных объектов: охрана, ремонт, реставрация, консервация, восстановление и другие виды деятельности по отношению к памятникам, а также описывает правила проведения указанных работ;
  • Глава 8 предусматривает особенности владения, пользования и распоряжения культурными объектами , включая ограниченные имущественные права и особые требования эксплуатации;
  • Глава 9 описывает условия появления и пресечения материальных прав на предметы культурного наследия, включенные в единый государственный реестр;
  • Глава 10, предусматривавшая условия соглашения об аренде исторических объектов, утратила силу 22.10.2014;
  • Глава 10.1 устанавливает требования по охране отдельных культурно-историческим памятникам: жилым домам, произведениям монументального искусства, ландшафтным архитектурным и садовым объектам, а также достопримечательностям;
  • Глава 11 описывает исторические заповедники и предусматривает правила их эксплуатации;
  • Глава 12 определяет исторические поселения и предъявляет требования по их охране;
  • Глава 13 предусматривает ответственность за нарушения текущего законодательства;
  • Глава 14 охватывает заключительные положения закона.

Последние изменения в текущий ФЗ были внесены 29.07.2017 под номером 222-ФЗ.

Новые поправки

В результате последней редакции в федеральный закон были внесены следующие поправки:

  • в первом абзаце пункта 7 статьи 3.1, а также в подпункте 7 пункта 3 статьи 20 государственный кадастр объектов недвижимости был заменён на единый государственный реестр недвижимости;
  • в пункте 3 статьи 7 к праву беспрепятственного получения информации об объекте культурного наследия были также добавлены и территории данного памятника и зонах его охраны;
  • в пункте 3 статьи 20, перечисляющем сведения вносимые в реестр были изменены следующие подпункты:
  • подпункт 8, предусматривающий внесение информацию о наличии или отсутствии охранных зон культурных объектов, а также утверждение указанных зон и особенности их использования, был переизложен;
  • был добавлен подпункт 8.1, указывающие на необходимость внесения информации о наличии или отсутствии защитных зон историко-культурных памятников;
  • пункт 1 статьи 20 об информационном взаимодействии при ведении реестра был дополнен несколькими абзацами, предусматривающими особенности отправки установленной информации об объектах культурного наследия региональными органами охраны в соответствующие организации по регистрации прав;
  • статья 63 о сроках и пределах действия нормативных актов об охране и использовании культурно-исторических памятников Российской Федерации была дополнена пунктом 8, обязывающим направлять установленные сведения о культурных объектах региональным органам по их охране в предусмотренный срок.

Помимо перечисленных изменений следует рассмотреть следующие статьи настоящего законодательства, чтобы сформировать представление о действии ФЗ-73

Статья 18 устанавливает порядок включения памятников культурного наследия в соответствующий единый реестр и состоит из нижеперечисленных положений:

  • После выявления признаков культурной и исторической ценности объекта и решения включить его в соответствующий реестр назначается государственная экспертиза для подтверждения статуса памятника;
  • Заключение культурно-исторической госэкспертизы должно содержать следующие сведения:
    • наименование объекта;
    • информация о возникновении памятника и его изменениях, а также исторических событий связанных с ним;
    • месторасположение объекта;
    • категория историко-культурного значения;
    • данные о виде памятника;
    • подробное описание объекта и особенностей, которые представляют ценность,
    • подлежащую обязательному сохранению;
    • данные о территории, на которой располагается объект культурного наследия: текстовое и графическое описание его границ, а также координаты характерных точек;
    • фотографии, передающие структуру и особенности объекта;
  • Территориальный орган, охраняющий памятники культурного наследия, на основании полученной государственной экспертизы, в течении 30 дней принимает решение о внесении исторического объекта в соответствующий реестр и предпринимаются необходимые меры для данного действия на местном уровне;
  • Если экспертиза предлагает внести культурно-исторический объект в реестр на федеральном уровне, то местный орган охраны культурных ценностей должен принят соответствующее решении в течении 30 календарных дней или подготовить отказ о включении его в предложенный список;
  • Местные органы охраны памятников, а также физические и юридические лица, обладающие объектами культурной ценности, имеют право направить заявление о внесении указанного памятника в реестр федерального наследия, приложив необходимое для этого заключение экспертизы;
  • Федеральный орган охраны памятников культурного достояния, пр получении необходимых документов о внесении объекта в федеральный реестр, должны в течении 5 дней принять положительное или отрицательное решение.
  • Включением культурных объектов в реестр занимаются следующие органы:
    • Федеральные органы рассматривают памятники на уровне федерального значения;
    • Местные органы занимаются включением культурных объектов в реестр регионального значения, согласуя при этом данный вопрос с муниципальными органами самоуправления;
  • Положительное или отрицательное решение о внесении найденного культурно-исторического объекта в реестр должен принять соответствующий орган защиты памятников культурного наследия в течении одного года после положительного решения регионального органа о включении данного артефакта в перечень наследия;
  • Отказ включить культурный объект в реестр федерального наследия не препятствует положительному решению о внесении данного мемориала в перечень культурных ценностей регионального уровня;
  • Местный орган охраны ценных культурных предметов и памятников имеет право не согласиться с решением государственной экспертизы в следующих случаях:
    • экспертиза была проведена с нарушением текущего законодательства;
    • выводы не соответствуют содержанию;
    • выводы и содержание не соответствует требованиям данного закона.
  • Местные и федеральные органы по охране культурных ценностей могут отказаться включить памятник в соответствующий реестр по следующим причинам:
    • отрицательное заключение экспертизы;
    • неверная информация о памятнике;
    • данные об объекте уже присутствуют в реестре;
  • В реестр включаются предметы культурной ценности, со момента образования которых или с даты исторических событий, к которым данные объекты причастны, прошло не меньше сорока лет. Исключением являются мемориальные здания, связанные с жизнью и деятельностью личностей, обладающих особыми заслугами перед Россией, они вносятся в реестр без прошествия указанного срока. Памятники археологического наследия включаются в реестр только, если со времени из появления прошло не менее ста лет;
  • Объекты культурного наследия находятся под государственной защитой с момента внесения их в соответствующий реестр. Их снос запрещён законом;
  • При включении объекта, представляющего культурно-историческую ценность, в реестр, владельцу указанного памятника или владельцу земельного участка на территории которого он находится, направляется соответствующее уведомление в течении трёх дней в момента принятия положительного решения;

Статья 25 предусматривает основания для внесения объектов культурной ценности в Список всемирного наследия, а также особенности подготовки необходимой документации для данной процедуры:

  • Объекты культурного наследия, которые представляют предмет особой универсальной исторической, археологической, архитектурной, художественной, научной, эстетической, этнологической или антропологической ценности, могут быть отнесены к памятникам мирового культурного и природного наследия согласно установленного соответствующей Конвенцией порядку;
  • Для включения культурного объекта в Список всемирного наследия федеральные органы исполнительной власти подготавливают документацию о мемориале на основе государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО, куда в последствии и направляются.

Статья 45 предусматривает следующий порядок проведения работ по сохранению памятников культурного наследия:

  • Работы по сохранению культурных объектов проводятся строго при наличии специального разрешения, выданного органом, осуществляющим охрану данного памятника и только в соответствии с техническими предписаниями по обращению с указанной историко-культурной ценностью;
  • Получение разрешения на проведение работ по восстановлению объектов культурного наследия, а также соответствующего задания и проектной документации осуществляется в следующих органах:
    • Федеральные органы защиты культурных памятников осуществляют выдачу разрешений на работу с объектами на федеральном уровне;
    • Региональные органы контролируют выдачу разрешений и работу с памятниками на уровне регионов и федерации, кроме ряда объектов, который устанавливает правительством;
    • Органы муниципалитета ответственны за защиту и сохранение памятников, представляющих культурную ценность на муниципальном уровне.
  • Задание для проведения ремонта историко-культурного объекта составляется при участии его законного владельца, с учётом его мнения;
  • Задание и разрешение на работы с объектом культурного наследия выдаются охранным органом, он также определяет форму и порядком получения данных документов.
  • Проектная документация для работы с памятниками культуры подготавливает градостроительный муниципалитет, согласно соответствующему законодательстве о градостроительстве.
  • Лицо, подготавливающее проектную документация для работы в памятником культурного наследия, выполняет роль научного руководителя при проведении указанных работ, а также осуществляет надзор за правильностью их проведения;
  • Работы по сохранению объектов, представляющих культурную ценность, проводятся только лица, имеющие соответствующую аттестацию и лицензию в данной области;
  • Лицо, следившее за правильностью проводимых работ с историко-культурным памятником, после окончания всех действий должен в течении 90 дней представить в отчётную документацию и научный отчёт о проведённой работе в орган, выдавший соответствующее разрешение.
  • Принимает работу по сохранению памятника культуры его законный владелец, при участии ответственного охранного органа;
  • Акт о приёме выполненных работ по сохранению памятника культуры в течении пятнадцати дней после утверждения всех отчётных документов выдаётся собственнику культурного объекта.
  • Если при проведении работ по сохранению памятника культуры изменилась его площать или другие его части и элементы, тогда акт о приёме проделанной работе послужит одним из документов для ввода указанного объекта в эксплуатации в соответствии с кодексом РФ о Градостроении;
  • Порядок оформления акта о приёме проделанных работ по сохранению памятника культурного наследия разрабатывает и утверждает соответствующий федеральный орган охраны;
    Порядок проведения работ на археологических объектах предусматривается статьёй 45.1.

Скачать действующую редакцию 73 ФЗ

Скачать полную версию Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” для подробного ознакомления с его положениями можно по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-73

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года

Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.06.2005 № 57-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.10.2010 № 277-ФЗ, от 30.11.2010 № 328-ФЗ, от 18.07.2011 № 215-ФЗ, от 16.11.2011 № 316-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 348-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 12.11.2012 № 179-ФЗ, от 22.04.2013 № 63-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 23.07.2013 № 245-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 08.03.2015 № 50-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 29.12.2015 № 408-ФЗ, от 30.12.2015 № 459-ФЗ, от 09.03.2016 № 67-ФЗ, от 05.04.2016 № 95-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 07.03.2017 № 29-ФЗ, от 29.07.2017 № 222-ФЗ, от 29.12.2017 № 458-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 18.12.2018 № 469-ФЗ, от 27.12.2018 № 532-ФЗ, от 21.02.2019 № 11-ФЗ, от 18.07.2019 № 186-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

5. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ; в редакции Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

6. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ)

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; (В редакции Федеральных законов от 30.11.2010 № 328-ФЗ; от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 245-ФЗ; от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли. (Часть введена — Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

Статья 31. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия

1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также — земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.

7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. (В редакции Федеральных законов от 29.07.2017 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 342-ФЗ)

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 51 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ)

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 51. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия

>Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

Законодательство РФ о наследии

Система российского законодательства об охране историко-культурного наследия представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

    Основополагающие нормы закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации:

  • «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
  • «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Отдельные общие нормы содержаться в Основах законодательства о культуре Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (последняя редакция от 23.07.2008).
Так в соответствии с указанным нормативно-правовым актом культурное наследие народов Российской Федерации — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (последняя редакция от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009).
Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с указанным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений её многонационального народа.
При этом, в соответствии с указанным законом, — государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных блока правоотношений:

  1. отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
  3. порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  4. общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В Федеральном законе № 73-ФЗ объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации дается официальное определение. В соответствии со ст. 3 к таковым относятся: «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».
Необходимо отметить, что к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами культурного наследия как объектами недвижимого имущества применяется соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.

    В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом №73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Федеральным законом № 73-ФЗ также урегулированы следующие вопросы:

  1. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Следует отметить, что с 2007 года большинство федеральных полномочий было делегировано в субъекты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.
  2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.
  3. Вопросы формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  4. Государственная историко-культурная экспертиза
  5. Государственная охрана объектов культурного наследия, ее цели и задачи, меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении строительных и иных работ.
  6. Сохранение объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
  7. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия.
  8. Существенные условия договора аренды и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. В частности, устанавливается обязательность наличия у арендатора/пользователя охранного обязательства.
  9. Особенности правового режима историко-культурных заповедников и исторических поселений.
  10. Ответственность за нарушение Федерального закона № 73-ФЗ, а также заключительные и переходные положения.

Следует особо подчеркнуть, что для полноценной реализации положений Федерального закона № 73-ФЗ в нем были предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации отдельных подзаконных актов, раскрывающих те или иные базовые положения закона.

    В настоящее время приняты следующие подзаконные акты:

  1. Положение о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569).
  2. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315).
  3. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  4. Форма паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  5. Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 № 15).

    Однако многие подзаконные акты так и остались непринятыми:

  1. Порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  2. Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
  3. Порядок установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности
  4. Порядок выплаты физическому или юридическому лицу, являющегося собственником объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
  5. народов Российской Федерации, либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, компенсации произведенных им затрат.

  6. Порядок направления предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
  7. Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ был также начат процесс разграничения собственности на объекты культурного наследия, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. между Российской Федерацией и её субъектами.

    В настоящее время указанный процесс не завершен. Правительством РФ были приняты только следующие акты:

  • Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Санкт-Петербург. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 651-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2057-Р, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 680-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Свердловская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 437-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калининградская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1048-Р).
  • Разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия. Калужская область. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 1412-Р).

В этой связи необходимо также отметить особенности приватизации памятников истории и культуры, которая на сегодняшний день возможна в отношении тех объектов, по которым завершен процесс разграничения собственности.
Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен ряд особых положений, применяемых при приватизации памятников истории и культуры. Так, объекты культурного наследия могут приватизироваться только при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами).
При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.

    Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) — уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения — органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты.

Указанный закон также содержит оговорку, что случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Законом также предусматривается, что в случае продажи объекта культурного наследия на конкурсе, условия конкурса могут предусматривать проведение реставрационных работ.

Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.

Ответственность за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Установлена также административная ответственность за следующие деяния:

  • Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
  • Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);
  • Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
  • Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях выявления указанных нарушений, вправе:

  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
  2. руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  3. руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  4. руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.

За более серьезные нарушения предусмотрена ответственность в статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Российская Федерация также ратифицировала ряд европейских конвенций, которые стали составной частью российского законодательства об охране историко-культурного наследия, а именно¹ :

Конвенция 1954 г. «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта» и Исполнительный регламент 7 августа 1956 г. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении»
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Первый протокол 1954 г. к Конвенции «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта» 7 августа 1956 г. Протокол ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Второй протокол 1999 г. к Конвенции «О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта» 9 марта 2004 г. Протокол Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАН Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении»
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Конвенция 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» 24 апреля 1972 Конвенция ратифицирована Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 02.02.1988 г. №8423-XI. Ратификационная грамота СССР передана Генеральному директору ЮНЕСКО 28 апреля 1988 г. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
Конвенция 1972 г. «Об охране всемирного культурного и природного наследия» 17 декабря 1975 Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. №8595-XI. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО 12 октября 1988 г. Конвенция вступила в силу для СССР 12 января 1989 г. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями
Закон РСФСР от 15 декабря
1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (с изменениями от 18 января
Конвенция 2001 г. «Об охране подводного культурного наследия» В силу не вступила. Необходимо 20 ратификаций, в настоящее время — 14 Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
Конвенция 2003 г. «Об охране нематериального культурного наследия» 20 апреля 2006 г. Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)
Конвенция 2005 г. «Об охране и поощрении форм культурного самовыражения» 18 марта 2007 г. Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)
Конвенция УНИДРУА 1995 г. «О похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностях» 01 июля 1998 Конвенция подписана Россией согласно распоряжению Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 350-рп, но НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Гражданский кодекс РФ.
Европейская Конвенция (пересмотренная) 1992 г. «Об охране Археологического наследия» 25 мая 1995 г. Конвенция подписана Россией 16.01.1992 г. на основании Распоряжения Правительства РФ от 14.01.1992 г. №69-р «О подписании Европейской конвенции по защите археологического наследия (переработанной)». Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями
Европейская Конвенция 1985 г. «Об охране архитектурного наследия Европы» 1 января 1987 г. Конвенция ратифицирована СССР. Конвенция вступила в силу для СССР 1 марта 1991 г. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями

________________
¹ Источник: Культурное наследие народов Российской Федерации:актуальные вопросы Экспериментальная версия Ежегодного доклада. Общественная палата РФ, 23 ноября 2009.г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *