Можно ли фотографировать товар в магазине?

Можно ли фотографировать в магазине? Хотя правильнее было бы спросить: «Все ли можно фотографировать в магазине?» В большинстве случаев претензии со стороны администрации и охраны необоснованны, но иногда действительно имеются ограничения, установленные федеральным законодательством.

Часто можно наблюдать такую картину: кто-то из покупателей достает в магазине фотокамеру или смартфон, пытается сделать фото — но тут к нему подходит кто-то из работников или охраны магазина и грозно заявляет: «Здесь запрещено фотографировать!» Неважно, хотел ли человек снять на камеру понравившийся товар, чтобы обсудить возможную покупку дома, фотографировал кого-то из семьи или друзей на фоне торгового зала — реакция часто бывает одна и та же. Но насколько обоснованны эти запреты?

Все запреты на съемку в Российской Федерации устанавливаются либо федеральными законами, либо (в крайнем случае) принятыми в соответствии с ними ведомственными нормативными актами — и по поводу любительской съемки в помещениях магазинов никаких запретов нет. Здесь следует особо подчеркнуть, что слово «любительский» в данном случае означает не качество съемки, а ее предназначение. Любительской называется та съемка, которая делается гражданами для личного использования и не касается коммерческой деятельности. Нельзя снимать, к примеру, рекламные фото в торговом зале без согласования с руководством магазина.

Правовая основа

Начнем с Конституции РФ. Она гарантирует право каждого гражданина на свободу поиска, получения и распространения информации любым способом, не противоречащим закону. В свою очередь, ФЗ «Об информации…» № 149-ФЗ от 27.07.2006 года в ст. 7 указывает, что общедоступная информация может использоваться кем угодно при условии, что не нарушаются другие законы.

Является ли интерьер магазина и ценники на товарах общедоступными? По определению — да. Вход в магазин открыт для любых посетителей, и ценники видны всем. Соответственно, любой желающий имеет возможность и право их не только увидеть, но и — в силу закона об информации — использовать эти сведения для личных целей.

Более того, размещение товаров на полках и указание их цены является, в силу ст. 437 ГК РФ, публичной офертой (приглашением заключить договор, в данном случае — купли-продажи) ко всем покупателям, желающим приобрести товар. Так что ограничений здесь нет.

Наконец, стоит вспомнить и закон о защите прав потребителей. Он прямо указывает, что продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. Соответственно, что покупатель с этой информацией делает, продавца касаться не должно.

Необоснованные претензии

Иногда персонал магазинов, запрещая фотографировать, пытается обосновать свою позицию. Разберемся с самыми распространенными доводами.

«Вид магазина и цены — это коммерческая тайна»

Общедоступная (в магазин ведь может войти кто угодно) информация по определению не может быть тайной. Более того, режим коммерческой тайны определяется законом № 98-ФЗ от 29.07.2004, и для того чтобы ввести этот режим, требуются определенные действия, которые магазин в отношении товаров предпринять в принципе не может. Коммерческой тайной могут быть разве что условия договоров с поставщиками — но вряд ли кто из покупателей пойдет в кабинет к директору или бухгалтеру, чтобы фотографировать документацию.

«Магазин — частная собственность, здесь мы устанавливаем правила»

Правила не могут противоречить закону, а закон не дает права на запрет получения информации. Статья 209 ГК РФ, описывающая права собственника, на это указаний не содержит; нет подобного и в других нормативных актах — в противном случае даже записывание цены товара в блокнот или простое разглядывание полок следовало бы признать незаконным.

«Товарные знаки, логотипы охраняются авторским правом»

Об авторском праве следует сказать особо. Товарные знаки запрещено использовать без разрешения при оказании услуг или производстве товаров. Поэтому если кто-то сделает фотокопию товарного знака, к примеру фирмы-производителя спортивной одежды, а потом нанесет ее на свою футболку, то это будет нарушением. Но вот само фотографирование нарушением не является.

Чтобы не возвращаться к теме авторского права, стоит упомянуть и о произведениях. Статья 1273 ГК РФ дает право на личное использование любых обнародованных произведений даже без разрешения владельца авторских прав. Исключение составляют:

  1. Постройка здания по тому же проекту.
  2. Использование баз данных и компьютерных программ.
  3. Создание полных репродукций книг и нот.
  4. Запись публично демонстрируемых фильмов.

Эти действия допустимы только с согласия владельца авторских прав, но фотосъемка в магазине, как видите, и к ним не относится. Т. е. полностью переснимать страницы книги в книжном магазине запрещается, но сфотографировать обложку и пару страниц вполне можно.

Что делать, если фото все-таки запрещают?

В том случае, если охрана магазина все-таки требует прекратить съемку и убрать фотоаппарат, вы можете согласиться с ними, если не хотите спорить. Однако стоит, пожалуй, сообщить им, что действия их незаконны.

Если же от вас требуют отдать фотоаппарат или смартфон, чтобы они сами могли удалить фотографии, не подчиняйтесь ни в коем случае — это будет уже настоящим произволом, поощрять который нельзя. При необходимости вы можете даже вызвать полицию.

***

Нередко мы сталкиваемся с обманом покупателей в магазине, и желая мотивировать свою правоту клиент хочет зафиксировать доказательную базу. В некоторых магазинах можно встретить определенных запреты на дверях при входе, отсюда возникает вопрос: “Можно ли фотографировать товар в магазине?”. Чаще всего требования администрации магазина являются не правомерными, но все же есть определенные ограничения оговоренные федеральным законом. Поэтому вопрос нужно немного подкорректировать – что можно фотографировать, а что нельзя?

Наверное вы не однократно могли обращать внимание при входе в магазин объявление о том, что фото и видео съемка в торговом зале запрещена. Или же могли даже сталкиваться с ситуацией, когда вы или иной другой человек начинал делать фото на фотоаппарат или камеру сматфона и в этот момент подходил охранник с требование прекратить съемку, видите ли, на входе висит объявление!

И им абсолютно не важно для чего вы намеревались сделать съемку – или для того, чтобы запомнить для себя наименование товара и цену, и не записывать их на бумаге или хотелось сфотографироваться на фоне торгового зала – реакция одна. Имеют ли обоснования такие требования со стороны администрации магазина?

Сразу можно сказать, что нет никаких запретов на проведение любительской съемки в помещениях магазинов. Все запреты на проведение съемки устанавливаются на основании Федеральных законов Российской федерации или же в соответствии с нормативными актами. В этих документах соответствующих запретов нет. Но стоит отметить, что любительская съемка – это ее предназначение, а не ее качество. Так, любительской будет считаться та съемка, которая производится гражданами не для коммерческой деятельности, а для личного использования.

Без согласования нельзя снимать, к примеру, рекламные фото находящиеся в торговом зале.

Правовое обоснование

Первостепенным документом является Конституция РФ, гарантирующая свободу каждому гражданину производить поиск, поучение и распространение любым способом информации, если он не противоречит действующим законам. С другой стороны существует Федеральный закон “Об информации…”, который в статье 7 описывает, что кто угодно может использовать общедоступную информацию при условии, что такое действие не нарушает другие законы РФ.

Теперь касательно магазина – поскольку вход в торговое помещение открыт для всех посетителей и информация на ценнике предоставляется для любых покупателей, то по определению торговый зал магазина и его ценники являются общедоступной информацией. Поэтому любой гражданин вправе, согласно закона об информации может не только увидеть ценник, но и использовать в личных целях полученные сведения.

Кроме того, согласно ГК РФ ст. 437, размещение товаров на прилавках и указание в ценниках их стоимости является публичной офертой ко всем посетителям, желающим приобрести предмет торговли. Эта оферта является предложением заключить договор купли-продажи, между магазином и покупателем. Поэтому ограничения отсутствуют. Более того, согласно требованиям закона о защите прав потребителей в обязанности продавца входит предоставление полной информации о товаре покупателю. Дальнейшие действия покупателя с этой информацией продавца не касаются.

Не обоснованные претензионные требования

При запрете фотографировать с стенах магазина сотрудники могут высказывать различные требования, которые также идут в разрез нашему законодательству, разберем основные из них.

“Цены и вид магазина – это наша коммерческая тайна”

Это мифическое заявление не имеет под собой никаких оснований. Поскольку в магазин может зайти любой гражданин, то и о сохранении коммерческой тайны и речи быть не может. Кроме того, если говорить о понятии коммерческой тайны, которая регулируется соответствующим Федеральным законом №98-ФЗ от 29 июля 2004 года, то для введения в действие описанных в нем режимов требуется провести определенные меры, а в отношении товаров на полках магазин в принципе ничего не может предпринять. В случае магазина коммерческой тайной может являться лишь договора с поставщиками и контрагентами, а уж они вряд ли будут вас интересовать.

“Поскольку магазин является частной собственностью – то правила устанавливаем мы!”

Правила собственника не могут противоречить действующим законам РФ, а закон в свою очередь не устанавливает запрет на получение информации для личных целей покупателя. Права собственника описываются в Гражданском кодексе РФ, ст. 209, а там подобных запрещающих действий не описано, как собственно и в других нормативных актах.

Наш логотип и товарные знаки охраняются авторским правом

Фотографирование товарного знака не является противозаконным. Но, в соответствии с авторским правом, использование товарного знака без полученного на то разрешения запрещено, как при производстве изделия, так и при оказании услуг. Поэтому, если кто-либо делает фотокопию товарного знака, скажем, фирмы Adidas, а потом переносит его на свои изделия, то такое действие будет являться незаконным.

Чтобы закрыть вопрос об авторском праве, упомянем о произведениях. Любое использование обнародованных сведений в личных целях, согласно ГК РФ ст. 1273, возможно даже без разрешения на такое действие владельца этих авторских прав. Исключениями будут являться:

  • Создание полной репродукции нот и книг.
  • Строительство зданий по одному и тому же проекту.
  • Использование компьютерных программ и баз данных.
  • Записывание публично демонстрируемых фильмов.

Только такие действия необходимо согласовывать их авторами, а фотосъемка в магазине тут никак не упоминается. Так к примеру, сфотографировать несколько страниц книги и ее обложку можно, а переснимать ее полностью – нельзя.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *