Содержание

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
    • Статья 1. Предмет правового регулирования и цель настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство РФ о жилищном обеспечении военнослужащих
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава 2. Организация накопительно-ипотечной системы (ст.ст. 4 — 8)
    • Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы
    • Статья 5. Формирование накоплений для жилищного обеспечения
    • Статья 6. Субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения
    • Статья 7. Функции федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, функции уполномоченного федерального органа
    • Статья 8. Совет по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения
  • Глава 3. Участие военнослужащих в накопительно-ипотечной системе (ст.ст. 9 — 13)
    • Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы
    • Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника
    • Статья 11. Права и обязанности участников накопительно-ипотечной системы
    • Статья 12. Права членов семьи участника накопительно-ипотечной системы, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим
    • Статья 13. Открытие и закрытие именных накопительных счетов участников
  • Глава 4. Использование накоплений для жилищного обеспечения при получении участниками накопительно-ипотечной системы целевых жилищных займов (ст.ст. 14 — 15)
    • Статья 14. Право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа
    • Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа
  • Глава 5. Инвестирование накоплений для жилищного обеспечения (ст.ст. 16 — 33)
    • Статья 16. Разрешенные активы (объекты инвестирования)
    • Статья 17. Договор доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения
    • Статья 18. Договор об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу
    • Статья 19. Договоры об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям
    • Статья 20. Управляющая компания
    • Статья 21. Специализированный депозитарий
    • Статья 22. Брокер, осуществляющий операции с накоплениями для жилищного обеспечения
    • Статья 23. Кредитные организации, в которых размещаются накопления для жилищного обеспечения
    • Статья 24. Конкурсы на заключение договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договоров доверительного управления
    • Статья 25. Передача накоплений для жилищного обеспечения уполномоченным федеральным органом управляющим компаниям и особенности осуществления операций с этими накоплениями
    • Статья 26. Инвестиционная декларация управляющей компании
    • Статья 27. Требования к структуре совокупного инвестиционного портфеля и требования к структуре инвестиционного портфеля
    • Статья 28. Оплата необходимых расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения
    • Статья 29. Требования к аудиту юридических лиц, участвующих в накопительно-ипотечной системе
    • Статья 30 (утратила силу)
    • Статья 31. Страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний
    • Статья 32. Конфликт интересов
    • Статья 33. Кодекс профессиональной этики
  • Глава 6. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения (ст.ст. 34 — 35)
    • Статья 34. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
    • Статья 35. Осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
  • Глава 7. Заключительные положения (ст. 36)
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ
«О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля 2006 г., 4 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 25 ноября 2009 г., 28 июня, 21 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 14 декабря 2015 г., 30 марта, 1 мая, 19 декабря 2016 г., 7 марта, 29 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральный закон 117 о военной ипотеке с последними изменениями 2019

В 2019 году ФЗ о военной ипотеке — способ материальной поддержки наших военнослужащих. Для компенсации всех неудобств, испытываемых гражданами, защищающими Отечество, государство предусмотрело ряд льгот, в том числе военно-ипотечное кредитование. Используя его, профессиональные военные имеют возможность покупать недвижимость на льготных основаниях.

Общие моменты

Правовая база появилась после принятия ФЗ №117. Это произошло в 2004 году. Создание закона позволило государству создать систему аккумуляции финансовых средств для кадровых военных. Нормативный акт основывается на таких документах:

  1. Конституция РФ;
  2. Инструкции Центробанка;
  3. Бюджетное законодательство до 2020 года;
  4. Правительственные постановления 655-1028.

Цель — позволить самостоятельно военнослужащему определять свое местожительство после увольнения в запас. Теперь военные сами выбирают, за сколько и когда им удобнее купить недвижимость.

Условие — целевое назначение. Кредитование выполняется лишь для оплаты жилья. Поэтому участники не получают наличных денег, выполняя все расчеты посредством банковских перечислений.

Отличие — отсутствие необходимости выплачивать стандартный первоначальный взнос. Такая плата вносится армейским фондом и ее оформление выполняется из средств, накопленных на счете военного.

ФЗ с последними изменениями

Наше законодательство меняется слишком часто. Далеко не исключение и описываемый ФЗ, в который периодически вносятся некоторые изменения. С момента принятия правовой акт изменяли уже 17 раз. Лишь за 2015 год внесено 3 поправки. Аналогичное число их было и в следующем году.

Последняя поправка для закона внесена в августе прошлого года. Сейчас актуальна редакция, содержащая последние изменения от 03.08.2018 года. Документ содержит 7 глав, а также 36 статей.

История документа

ФЗ принят первоначально ГД 05.08. 2004, после чего одобрен СФ через три дня. Хотя на практике его начали использовать лишь со следующего года. Закон регламентирует все основы НИС по обеспечению недвижимостью военнослужащих. Он предусматривает порядок обеспечения жильем для тех, кто включен в особый реестр.

Рефинансирование военной ипотеки

Любому заемщику доступно рефинансирование ипотеки по описываемому закону. Цель такой процедуры:

  • Уменьшение процентной ставки;
  • Пролонгация договора;
  • Отсрочка выплат.

Сама процедура востребована, когда военнослужащий досрочно увольняется из армии. По правовым нормативам прекращаются выплаты от государства по кредиту, поэтому тяжесть его обслуживания несет только гражданин. Чтобы предотвратить рост задолженности, ему следует посетить финансовое учреждение, чтобы оформить рефинансирование ипотеки.

Сейчас доступно отметить индексацию начисляемых на баланс военнослужащего средств. Также с текущего года позволено комбинировать военную ипотеку с материнским капиталом. Это хорошее известие для семей военных, имеющих маленьких детей.

Как участвовать в программе

Не всем позволено участвовать в льготной программе. Военная ипотека целевая, она действует в отношении только отдельных категорий граждан:

  • Кадровые военные, начавшие служить с 2005 года.
  • Военные, которые вернулись из запаса на службу после 2005 года.
  • Лица, служащие по долгосрочным контрактам.
  • Сверхсрочники, заключившие повторный контракт после 2005 года.
  • Сотрудники ФСБ, статус которых приравнен к военнослужащим.
  • Сотрудники МЧС, служащие в спасательных военизированных подразделениях.
  • Военные, ушедшие в запас из-за ухудшения здоровья вследствие ранения, профессионального заболевания, производственной травмы.
  • Сотрудники МО, которых уволили при расформировании их воинского подразделения, после прерывания контракта.

Гражданские служащие военизированных частей, солдаты с сержантами на срочной службе не попадают в категорию льготников. Те, кому она положена, вправе ее использовать лишь через 3 года после заключения контракта. Им необходимо:

  1. Подать рапорт, извещая о желании участвовать в программе;
  2. Предоставить ксерокопию паспорта и копию контракта;
  3. Ожидать внесения в реестр и получения персонального регистрационного номера на открытый личный накопительный счет;
  4. Включает военнослужащего в действующий реестр департамент жилищного обеспечения;
  5. Через 3 года военнослужащий может использовать имеющиеся на его счете средства, чтобы оплатить ими первый взнос ипотеки.

Когда военнослужащий разрывает досрочно контракт, он теряет льготы, исключается из реестра с закрытием личного счета. Одновременно у него исчезают права на уже накопившиеся средства. Правило это не распространяется на военных, которые прослужили до разрыва контракта десять лет. Тогда они могут использовать накопленные деньги для оплаты ипотеки.

Перечень необходимых документов

Когда накопленных денег хватает для первого ипотечного взноса, можно оформлять покупку недвижимости.

Нужно представить банковским сотрудникам такие документы:

  • Заполненное заявление об ипотеке;
  • Паспорт;
  • Свидетельство о браке;
  • Метрики детей либо их паспорта;
  • Справки, подтверждающие участие в НИС.

После этого банк определяет размер ссуды. Узнав его, военнослужащий ищет подходящее жилье. Он ограничен лишь суммой кредита, все остальное — регион проживания и технические параметры жилья решает по своему усмотрению.

Размер предоставляемой суммы

Закон определяет условия, по которым банки обязаны предоставлять военную ипотеку:

  1. Минимальный ее размер — 300000 рублей;
  2. Максимальный размер — 2400000;
  3. Срок предоставления — 3–25 лет;
  4. Возраст военнослужащего на момент полного погашения должен быть выше 45 лет;
  5. Минобороны обслуживает ипотеку, но все дополнительные расходы несет приобретатель жилья;
  6. Размер зачисляемой на счет субсидии не фиксирован, он изменяется, учитывая инфляцию и заложенные госбюджетом средства.

После оформления ипотеки и покупки жилья выплату долга производит федеральная корпорация «Росвоенипотека». Учреждение контролирует деятельность системы, регулируя ее накопительную с расходной части. Средства бюджета уходят на выплату текущих платежей. Перечисляются финансы автоматически по установленному графику. Пока не погашен целиком кредит, у гражданина отсутствуют полные права на собственность, поскольку жилье юридически находится в банковском залоге.

Физическое лицо вправе самостоятельно полностью погасить долг. Тогда он имеет право распоряжаться жильем по своему усмотрению. До момента полной оплаты ему разрешено там проживать, регистрироваться, прописывать свою семью.

Как организовывается НИС

Система имеет определенные элементы. Военные способны реализовать право на жилье так:

  • Открыть именной счет;
  • Накапливать на нем деньги;
  • Оформлять ипотеку;
  • Осуществлять выплаты по ней, чтобы быстрее закрыть кредит.

Поскольку источником накоплений становится бюджет, то их размер ежегодно вычисляется после принятия этого законодательного акта. Учитываются также такие параметры:

  • Сумма взносов за минувший год;
  • Инфляционный показатель;
  • Прогноз развития на предстоящий год.

Согласно правительственному приказу уполномоченный орган обязан контролировать взносы. Накопленные средства — собственность РФ. Их нельзя возвращать в бюджет, они не становятся предметом залога.

Государственные уполномоченные органы обязаны:

  • Формировать, а затем сопровождать реестр участников НИС, проходящих службу;
  • Отправлять уведомления об изменении места службы участника НИС;
  • Формировать сведения о количественном составе участников НИС, чтобы учитывать это при формировании федерального бюджета;
  • Уведомлять военнослужащих о включении либо исключении из ипотечного реестра;
  • Осуществлять разрешенные выплаты военнослужащим, их семьям.

Некоторыми полномочиями наделен федеральный орган:

  1. Он получает бюджетные средства для формирования взносов;
  2. Контролирует накопительные счета;
  3. Организует конкурс депозитарий, заключая соглашения;
  4. Выполняет оформление, а затем выдачу займа.

Важное место в системе отведено совету, занимающемуся инвестированием накоплений. Этот орган контролирует такую процедуру. Его членами являются представители, занимающиеся ценными бумагами, некоторые государственные органы и общественные организации.

Использование накоплений

В Законе четко рассмотрен порядок использования накопленных денежных средств. Согласно законодательным формулировкам их разрешено направлять только на такие цели:

  • Покупка жилой недвижимости;
  • Приобретение земельного участка с жилым домом;
  • Уплаты первого кредитного взноса согласно условиям закона о военной ипотеке;
  • Оплата некоторой части денег при долевом строительстве;
  • Закрытие ипотеки.

Такими являются цели использования постепенных накоплений. Помимо них закон предусматривает дополнительные определенные условия. Военнослужащим разрешено использовать имеющиеся средства лишь через 3 года после зачисления его в участники НИС. Также требуется знать, что приобретаемая недвижимость становятся непременно предметом банковского залога.

Одновременно Закон регулирует ситуации, когда члены НИС зарегистрированы в официальном браке. Тогда им разрешено по отдельности заключать договор на целевой заем. Каждый супруг обязан участвовать в НИС минимум 3 года. Приобретаемая таким способом недвижимость становится совместной собственностью.

Стандартная форма кредитования, порядок его оформления предусмотрены отдельным правительственным законодательным актом. Уполномоченный орган от государства предоставляет целевой кредит на весь срок военной службы соискателя. За этот промежуток времени такой заем признается беспроцентным.

Одновременно Закон предусматривает порядок выплат по целевому займу. Его погашение производится государственным уполномоченным органом, если возникают основания, описанные действующим законодательством. Для них основными требованиями являются такие параметры:

  • Продолжительность службы должна составлять более 20 лет;
  • Если военнослужащий уволен после службы минимум 10 лет;
  • Когда военный достриг уже максимального возрастного ограничения на прохождение дальнейшей службы;
  • Если он не способен выполнять профессиональные обязанности по причине заболевания.

Когда военный умер либо его признали пропавшим без вести, накопленную сумму получают его родственники. Если военнослужащий досрочно оставил службу без уважительных причин, предусмотренных законодательством, он обязан вернуть выплаченные ранее уполномоченным органом деньги за внесенные ежемесячные платежи. Тогда составляется четкий график погашений, срок возврата не может длиться дольше 10 лет.

Инвестирование накоплений

Средства, накопленные на счетах участников программы НИС, увеличиваются благодаря инвестиционной деятельности. В Законе о НИС четко прописан порядок и возможные направления осуществления таких инвестиций относительно денежных накоплений. Там указано, что их разрешено инвестировать лишь в ограниченных направлениях, зафиксированных нормативно-правовым актом.

Эти направления такие:

  1. Ценные государственные либо региональные бумаги;
  2. Акции зарубежных или отечественных эмитентов;
  3. Имеющиеся в открытом доступе депозиты кредитных учреждений;
  4. Ипотечные ценные акции.

Законом запрещено покупать за накопленные материальные ресурсы ценные бумаги от различных кредитных организаций, иных учреждений, имеющих заключенный договор на обслуживание финансов. Также нельзя инвестировать в организации, признанные официально банкротами, если по ним возбуждено уже конкурсное производство. Главная цель таких запретов — гарантировать сохранность финансовых накоплений военнослужащих.

Для инвестирования денег заключается договор специального доверительного управления. Его учредителем становится государство, от его имени выступает уполномоченный орган. Он организует объявленный заранее конкурс, на котором выбирает подходящего управляющего для оформления соглашения. Ими могут стать индивидуальные предприниматели либо специализированные организации, имеющие соответствующее разрешение на выполнение подобной деятельности.

Такой доверительный управляющий обязан впоследствии осуществлять финансовую деятельность, инвестируя накопления согласно условиям оформленного соглашения. Он обязан соблюдать скрупулезно все запреты, установленные законодательством нашего государства.

Доверительный оправляющий:

  • Обязан контролировать управляемые финансы;
  • Не заключать никакие сделки, противоречащие действующему законодательству;
  • Персонально осуществлять всю деятельность;
  • Не заключать договора, предоставляющие доверенное ему материальное имущество в залог либо передавать его иным лицам.

Доходы от инвестирования не становятся собственностью назначенного доверительного управляющего, ему запрещено ими свободно распоряжаться. Одновременно он получает определенное вознаграждение, причитающееся за исполняемую работу. Его размер и условия выплаты предусматриваются заранее соглашением, заключенным с уполномоченным органом государства.

Такое соглашение с управляющим оформляется на максимальный срок в 3 года. Но затем его действие разрешено продлять. Законом описаны основания, позволяющие досрочно расторгать достигнутое соглашение. Такими становятся ситуации, когда управляющий признан банкротом либо у него отозвана лицензия на выполнение подобной работы.

Регулирование, надзор и контроль

Осуществляется надзорное регулирование НИС законодательными актами вместе с иными документами (правительственными постановлениями, приказами МО). Основным же актом нормативно-правового характера, который регулирует эту сферу правоотношений, стал ФЗ 117.

Этот Закон предусматривает полный перечень всех уполномоченных партнеров, наделенных контрольными и одновременно надзорными функциями относительно такой сферы деятельности. Определенными контрольными полномочиями обладает Министерство обороны, являясь федеральным уполномоченным органом. Контролирует деятельность всех доверительных органов Центральный банк. Существенные функции в такой системе возложены на совет, занимающийся инвестированием накоплений.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что законодательство создало все требуемые основы, чтобы реализовать права наших военнослужащих в деле приобретения ими недвижимости. Огромное значение для гарантированной реализации такого права имеет государственная помощь. Для получения такой поддержки гражданин обязан надлежаще осуществлять возложенные на него воинские обязательства, предусмотренные контрактом. Иначе он лишится шанса получить такую социальную поддержку.

Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20.08.2004 N 117-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

20 августа 2004 года N 117-ФЗ

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования и цель настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Глава 2. Организация накопительно-ипотечной системы

Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы

Статья 5. Формирование накоплений для жилищного обеспечения

Статья 6. Субъекты отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения

Статья 7. Функции федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, функции уполномоченного федерального органа

Статья 8. Совет по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения

Глава 3. Участие военнослужащих в накопительно-ипотечной системе

Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы

Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника

Статья 11. Права и обязанности участников накопительно-ипотечной системы

Статья 12. Права членов семьи участника накопительно-ипотечной системы, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим

Статья 13. Открытие и закрытие именных накопительных счетов участников

Глава 4. Использование накоплений для жилищного обеспечения при получении участниками накопительно-ипотечной системы целевых жилищных займов

Статья 14. Право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа

Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа

Глава 5. Инвестирование накоплений для жилищного обеспечения

Статья 16. Разрешенные активы (объекты инвестирования)

Статья 17. Договор доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения

Статья 18. Договор об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу

Статья 19. Договоры об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям

Статья 20. Управляющая компания

Статья 21. Специализированный депозитарий

Статья 22. Брокер, осуществляющий операции с накоплениями для жилищного обеспечения

Статья 23. Кредитные организации, в которых размещаются накопления для жилищного обеспечения

Статья 24. Конкурсы на заключение договора об оказании услуг специализированного депозитария уполномоченному федеральному органу и договоров доверительного управления

Статья 25. Передача накоплений для жилищного обеспечения уполномоченным федеральным органом управляющим компаниям и особенности осуществления операций с этими накоплениями

Статья 26. Инвестиционная декларация управляющей компании

Статья 27. Требования к структуре совокупного инвестиционного портфеля и требования к структуре инвестиционного портфеля

Статья 28. Оплата необходимых расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения

Статья 29. Требования к аудиту юридических лиц, участвующих в накопительно-ипотечной системе

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний

Статья 32. Конфликт интересов

Статья 33. Кодекс профессиональной этики

Глава 6. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения

Статья 34. Регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения

Статья 35. Осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения

Глава 7. Заключительные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Фз 117 закон о военной ипотеке с поправками и комментариями экспертов

Приветствуем! «ФЗ 117 о накопительной ипотечной системе» (закон о военной ипотеке) – это тема нашей встречи сегодня. Из этого поста вы узнаете актуальную редакцию, историю документа, а также комментарии основных статей от экспертов.

Актуальная редакция, история документа, изменения

Российская Федерация является правовым и социальным государством, одной и основных задач которого считается социальное обеспечение своих граждан. Для этого были приняты ряд законодательных актов (например, ФЗ 166 или ФЗ 165 и т.д.). Вопросы социального обеспечения касаются и военнослужащих.

Одной из наиболее сложных проблем в Вооруженных силах РФ является обеспечение жилищных условий военнослужащих. Для решения данной проблемы государство разработало определенный механизм и систему.

Основой данного механизма служит конкретный законодательный акт — ФЗ номер 117 о накопительно ипотечной системе. Он был принят в 2004 году. Но он начал применяется с начала следующего года. Данный законодательный акт предусматривает порядок и правила обеспечения жильем тех военнослужащих, включенных в соответствующий реестр.

Предпосылкой для принятия подобного закона послужил Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Данный правовой акт не только регламентирует перечень тех лиц, которые считаются военнослужащими, но и предусматривает обязанность государства по предоставлению военнослужащим жилых помещений. При этом подобным правом наделены также члены семьи военных.

Законодательство меняется очень часто. Исключением не является данный законодательный акт, в который время от времени вносились определенные изменения и поправки. За период своего действия данный нормативно-правовой акт был изменен 17 раз. При этом в течение одного только 2015 года было внесено 3 изменений. Столько же и были внесены изменения в прошлом году.

Последняя поправка в данном законодательном акте была внесена в марте текущего года. На данный момент актуальная редакция документа с последними изменениями от 07.03.2017 года. На данный момент он состоит из 7 глав и 36 статей.

Согласно общему правилу первая глава закона, как правило, содержит общую информацию и предусматривает те понятия, которые применяются в его тексте. ФЗ «О накопительно-ипотечной системе» не является исключением.

Первая глава состоит из 3 статей и содержит определение следующих понятий:

  • НИС представляет собой совокупность определенных правоотношений, основной целью которых является обеспечение реализации права военного на жилье;
  • Накоплени – данное понятие состоит и трех элементов – взносов (денег, которые передаются из государственного бюджета), доходов, которые были получены в результате инвестирования этих взносов, переданных соответствующему учреждению на основании договора доверительного управления, и финансов, которые были получены на из других источников, предусмотренных действующим законодательством;
  • участниками НИС могут быть контрактники и они должны быть включены в соответствующий реестр (для этого нужен соответствующий приказ);
  • накопительный счет –счет, который включает информацию о всех накоплениях;
  • целевой жилищный займ можно охарактеризовать как денежные средства, которые предоставляются военнослужащим в соответствии с условиями данного законодательного акта. Заемные деньги могут быть предоставлены как на возмездной, так и на безвозмездной основе;
  • реестр участников системы ведется соответствующим уполномоченным государственным органов, в качестве которого выступает Министерство обороны РФ.

Выше были приведены основные понятия, которые предусмотрены в указанном нормативно-правовом акте.

Накопительно-ипотечная система (далее в тексте НИС) состоит из определенных элементов. В частности, военные могут реализовать свое право на получение жилья следующим механизмом:

  • открытие именного накопительного счета;
  • внесение накоплений на данном счете;
  • оформление целевого кредита;
  • осуществление выплат на основании соответствующего решения уполномоченного органа в качестве дополнения суммы накоплений. Для начисления подобных выплат нужен приказ уполномоченного органа. При этом данная денежная сумма равняется той денежной сумме, которые мог бы получить военнослужащий до даты, когда продолжительность его военной службы составила бы 20 лет. Эти выплаты могут быть произведены как участникам НИС, так и их родственникам или членам семьи в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Так как источником накоплений является федеральный бюджет, их размер определяется ежегодно путем принятия соответствующего законодательного акта. При определении их размера учитываются следующие факторы:

  • сумма перечисленных взносов за предыдущий год;
  • уровень инфляции;
  • прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год.

Как свидетельствует соответствующий приказ Правительства РФ уполномоченный государственный орган должен вести учет взносов. Учет должен быть осуществлен начиная с первого дня следующего а открытием счета месяца до дня его закрытия.

Как гласит закон, средства, размещенные на накопительном счете, являются собственностью РФ, а не конкретного военнослужащего. Они не могут быть переданы в бюджет субъектов Российской Федерации. Кроме того они не могут быть предметом залогом.

В данной системе важное значение приобретают государственные органы, которые наделены определенными полномочиями. В их числе особое место занимают те государственные органы, в которых граждане проходят военную службу. В качестве их полномочий можно указать следующие:

  • формирование и ведение реестра тех участников НИС, которые проходят службу у них;
  • отправка уведомлений в уполномоченный государственный орган о смене места службы конкретного участника НИС;
  • предоставление соответствующему государственному органу о количестве участников НИС для дальнейшего составления проекта закона о федеральном бюджете;
  • отправляют уведомления участникам НИС об их включении или об их исключении из реестра НИС;
  • в случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществление соответствующих выплат военнослужащим или членам их семьи.

Определенные полномочия имеет и уполномоченный федеральный орган (как гласит приказ Правительства, это- Министерство обороны РФ). В частности, уполномоченный государственный орган наделен следующими полномочиями:

  • получение бюджетных ассигнований для формирования соответствующих взносов;
  • учет накопительных счетов;
  • проведение конкурса депозитарий, а также заключение соответствующего соглашения;
  • оформление и выдача займа и т.д.

В системе государственных органов важное место имеет совет по инвестированию накоплений. Именно данный орган осуществляет контроль за процедурой инвестирования денежных средств. Членами данного органа являются представители СРО, осуществляющих деятельность в сфере ценных бумаг, других общественных организаций и государственных органов.

ФЗ «О накопительно-ипотечной системе» четко предусматривает порядок и направления использования накопленных на счету военнослужащего денежных средств. Как следует из законодательных формулировок эти денежные средства могут быть использованы в следующих целях:

  • приобретения дома, квартиры или иного жилого помещения;
  • покупки земельного участка, на котором расположен жилой дом и который необходим для использования данного дома;
  • уплаты суммы первоначального взноса по военной ипотеке (по условиям, которые предусматривает закон об оформлении военной ипотеки) или при оформлении другого кредита для приобретения жилья;
  • оплаты части необходимой денежной суммы при участии в долевом строительстве;
  • погашения ипотечного кредита.

Это- все цели использования накоплений. Но кроме этого закон также предусматривает определенные условия. Например, военнослужащий может использовать данные средства только после истечения 3 лет с момента начала его участия в НИС. Кроме того необходимо помнить о том, что приобретаемое жилье или земельный участок становятся предметом залога.

Закон регулирует также те случаи, когда участники НИС находятся в заключенном браке. Они могут заключить договор целевого займа в отдельности. При этом каждый из них должен быть участником НИС не менее, чем 3 года, а приобретаемое за счет заемных денежных средств становится объектом их совместной собственности.

Типовая форма договора кредитования, а также порядок и правила оформления ипотечного кредита предусмотрены соответствующим законодательным актом (приказ Правительства РФ).

Уполномоченный государственный орган предоставляет целевой займ на период военной службы гражданина. В течение данного промежутка времени займ считается беспроцентным.

Закон также предусматривает порядок погашения целевого займа. В частности, его погашение осуществляется уполномоченным государственным органом при возникновении оснований, предусмотренных действующим законодательством. В качестве подобных оснований можно указать следующие:

  • продолжительность военной службы составляет 20 лет или более;
  • военнослужащий был уволен, но прослужил как минимум 10 лет;
  • военный достриг максимального возраста прохождения службы;
  • невозможность осуществления своих обязанностей из-за проблем со здоровьем.

Если военный умер или был признан умершим или без вести пропавшим, то в этом случае сумму накопительных взносов могут получить члены его семьи.

Если же военнослужащий оставил службу раньше срока без наличия оснований, предусмотренных действующим законодательством, то он должен вернуть сумму выплаченных уполномоченным государственным органом ежемесячных платежей. В подобной ситуации составляется соответствующий график, а срок возврата всей суммы задолженности не может превышать 10 лет.

Как говорилось выше, средства на накопительных счетах участников НИС формируются также от инвестиционной деятельности. ФЗ о НИС тщательно регулирует порядок и направления осуществления инвестиций денежных накоплений. Закон гласит, что накопленные денежные средства могут быть инвестированы только в тех направлениях, которые указаны в данном нормативно-правовом акте.

К их числу можно отнести:

  • ценные бумаги РФ или субъектов РФ;
  • акции иностранных или российских эмитентов;
  • депозиты, которые открыты в кредитных организациях;
  • ипотечные ценные бумаги и т.д.

Закон запрещает использование накоплений для покупки ценных бумаг, которые были выпущены управляющими компаниями, кредитными организациями или другими учреждениями, с которыми имеется заключенный договор об обслуживании. Кроме того запрещается инвестирования также в те организации, которые были признаны банкротами или по отношению к которым было возбуждено конкурсное производство. Основная цель подобных запретов- обеспечение сохранности денежных накоплений военнослужащих.

С целью инвестирования денежных накоплений заключается договор доверительного управления. Учредителем в этом случае является Российская Федерация, от имени которой выступает уполномоченный государственный орган. Именно он организует конкурс и выбирает соответствующего управляющего для заключения соглашения. В качестве доверительного управляющего могут выступать индивидуальный предприниматель или специализированная организация, которые имеют разрешение на осуществление подобной деятельности.

Доверительный управляющий в свою очередь должен осуществлять деятельность и инвестировать денежные средства в соответствии с условиями заключенного соглашения. При этом им должны быть соблюдены все аппреты, которые установлены действующим законодательством.

Доверительный оправляющий:

  • должен вести учет управляемых средств;
  • не может заключать сделки, которые противоречат требованиям действующего законодательства;
  • должен осуществлять деятельность лично;
  • не может заключить договор залога доверенного ему имущества или передать его третьему лицу.

Необходимо знать о том, что доходы, полученные в результате инвестирования, не являются собственностью доверительного управляющего, и он не может свободно ими распоряжаться. Но в то же время он имеет право на получение определенного вознаграждения за свою деятельность, размер и порядок выплаты которого предусматриваются в договоре, заключенном с уполномоченным государственным органом.

Соглашение с управляющим заключается на срок до 3 лет. Но его действие может также быть продлено. Закон устанавливает основания для досрочного расторжения данного соглашения. Например, договор может быть расторгнут раньше указанного срока при признании управляющего банкротом или при отзыве у него лицензии на осуществление подобной деятельности.

Регулирование, контроль и надзор НИС

Регулирование НИС осуществляется как соответствующими законодательными, так и подзаконодательными актами (например, приказ, постановление Правительства и т.д.). Но все же основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу правоотношений, является ФЗ 117.

Данный законодательный акт также предусматривает перечень уполномоченных органов, которые наделены контрольными и надзорными функциями в данной сфере. В частности, определенными контрольными функциями наделено Министерство обороны РФ, как уполномоченный государственный орган.

За деятельностью доверительного управляющего контроль осуществляется Центральным банком РФ. Немаловажную роль в данной системе играет и совет по инвестированию накоплений.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что на законодательной базе созданы все необходимые основы для реализации права военнослужащих на получение жилья. Конечно, для реализации данного права особое значение приобретает государственная помощь. Но для ее получения гражданин должен надлежащим образом осуществлять свои воинские обязательства, которые предусмотрены соответствующим договором. В иных случаях военнослужащий лишается возможности получения социальной помощи.

Более подробно о том, что такое военная ипотека вы узнаете в нашем следующем посте. Рекомендуем ознакомиться.

Если вам требуется юридическая поддержка по исполнению своего права на поддержку от государства, то рекомендуем записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу в специальной форме.

Ждем ваших вопросов и будем благодарны за клики по кнопкам социальный сетей и оценку данной статьи.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *