Министры РФ в 2019 году, полный список

Седьмого мая текущего года Правительство Российской Федерации сложило полномочия перед президентом, которого выбрали на второй срок. После отставки члены правительства продолжают работать до того, как будет выбран новый Кабинет министров.

Максимальный срок для его формирования в соответствии со ст. 111 и 112 конституции Российской Федерации составляет один месяц. Предложение о кандидатуре на пост премьер-министра президент вносит в Государственную думу не позднее двух недель после отставки предыдущего состава кабинета.

Депутаты должны вынести свое решение в течение недели. В случае утверждения новый глава кабинета в течение недели представляет президенту предложения по структуре и составу своего правительства.

Министерства РФ, список 2019 года и их руководители

Вице-премьеры

Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. В прошлом был министром финансов.

Вице-премьер Татьяна Голикова. До этого была председателем Счетной палаты.

Вице-премьер Дмитрий Козак. В прошлом занимал должность вице-премьера и отвечал за подготовку Сочи к Олимпиаде, развитие регионов и ЖКХ.

Вице-премьер Алексей Гордеев. В прошлом занимал должность полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе.

Вице-премьер Виталий Мутко. Ранее в должности замминистра обороны курировал закупки вооружений, однако больше всего запомнился россиянам как министр спорта.

Вице-премьер Максим Акимов. В прошлом занимал должность замруководителя аппарата правительства.

Вице-премьер Юрий Борисов. В прошлом занимал должность замминистра обороны.

Вице-премьер Ольга Голодец. В прошлом была вице-премьером и курировала социальную политику.

Вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Единственный из вице-премьеров прошлого правительства, кто сохранил не только должность, но и функционал.

Вице-премьер и руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко. С 2008 г. был помощником президента – начальником контрольного управления администрации президента.

Федеральные министры

Министр экономического развития Максим Орешкин. Сохранил пост.

Министр энергетики Александр Новак. Сохранил пост.

Министр транспорта Евгений Дитрих. Ранее занимал должность первого замминистра транспорта

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Сохранил пост.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Ранее занимал должность председателя правления Россельхозбанка

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Ранее занимал должность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков. Ранее занимал должность руководителя Аналитического центра при правительстве РФ.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев. Ранее занимал должность губернатора Тюменской области.

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Сохранил пост.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова. Сохранила пост.

Министр просвещения Ольга Васильева. В прошлом правительстве занимала должность министра образования и науки.

Министр высшего образования и науки Котюков Михаил. Ранее занимал должность руководителя Федерального агентства научных организаций.

Министр культуры Владимир Мединский. Сохранил пост.

Министр спорта Павел Колобков. Сохранил пост.

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Сохранил пост.

Министр иностранных дел Сергей Лавров. Сохранил пост.

Министр обороны Сергей Шойгу. Сохранил свой пост.

Министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев. Ранее занимал должность заместителя директора Федеральной службы безопасности.

Министр юстиции Александр Коновалов. Сохранил пост.

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов. Ранее занимал должность губернатора Амурской области.

Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. Ранее занимал должность заместителя начальника управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, курирующим отношения с Арменией, Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией.

Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, членом которого он является. Полномочия федеральных министров весьма обширны.

Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 федеральное министерство:

самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции федеральное агентство издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Наряду с понятием системы федеральных органов исполнительной власти одной из ключевых категорий административного права является понятие «структура федеральных органов исполнительной власти». Это понятие содержится в статье 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации вносит в соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после своего назначения.

Структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой каркас, который поддерживает систему исполнительной власти.

Структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации № 636. Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (на правах федерального агентства), Управления делами Президента Российской Федерации (на правах федерального агентства), Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Федерального агентства специального строительства Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что для установления максимально эффективной системы федеральных органов исполнительной власти необходимо, чтобы каждый структурный элемент данной системы имел свой четкий и понятный правовой статус, который должен определяться законодательно в зависимости от характера и объема выполняемых функций и полномочий.

Анализ системы федеральных органов исполнительной власти, говорит о том, что данные органы представляют собой сложную иерархическую, многоотраслевую и полифункциональную систему, которая объединяет как коллегиальные, так и единоначальные органы, вследствие чего необходима разработка федерального закона, принятие которого позволило бы с большей “четкостью” определить правовой статус, каждого из органов, а также разграничить их полномочия, что в совокупности неминуемо привело бы к повышению эффективности их деятельности.

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2008—2012)

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё вносятся изменения).

12 мая 2008 г. — 21 мая 2012 г

Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Федеральная миграционная служба
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, по Указу Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315 — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
  • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по оборонному заказу
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (введено по Указу Президента РФ от 14.05.2010 № 589)
    • Федеральное агентство специального строительства

  • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство культуры Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 № 155)
    • Федеральное архивное агентство
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, по Указу Президента Российской Федерации от 24.05.2011 № 673 — Федеральная служба по интеллектуальной собственности; тем же Указом подчинена Правительству РФ
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    • Федеральное агентство по науке и инновациям (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271)
    • Федеральное агентство по образованию (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271)
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (подчинена Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780)
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, по Указу Президента РФ от 03.12.2008 № 1715 — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Федеральное агентство по информационным технологиям (упразднено Указом Президента РФ от 25.08.2010 № 1060)
    • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
    • Федеральное агентство связи
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство лесного хозяйства (подчинено Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 27.08.2010 № 1074)
    • Федеральное агентство по рыболовству (подчинено Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 № 863)
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам молодёжи
    • Федеральное агентство по туризму
    • Федеральное агентство по физической культуре и спорту (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2008 № 1445)
  • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная аэронавигационная служба (упразднена по Указу Президента Российской Федерации от 11.09.2009 № 1033)
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная служба страхового надзора (присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 № 270)
    • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации (введена по Указу Президента РФ от 24.01.2011 № 86)
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная регистрационная служба, по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство геодезии и картографии (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847)
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847)
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (упразднено Указом Президента РФ от 05.10.2009 № 1107)
  • Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности (введена Указом Президента РФ от 24.05.2011 № 673)
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (введена Указом Президента РФ от 31.12.2008 № 1883)
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба по тарифам
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (введена Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780)
  • Федеральное космическое агентство
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (введено Указом Президента РФ от 27.08.2010 № 1074)
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (подчинено Министерству обороны Российской Федерации Указом Президента РФ от 14.05.2010 № 589)
  • Федеральное агентство по рыболовству (введено Указом Президента РФ от 30.05.2008 г. № 863)

См. также

  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000)
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России
  • Федеральные органы исполнительной власти РФ

Ссылки

  • Структура федеральных органов исполнительной власти России на сайте «Архив журналиста» (с последними редакциями Указа № 724 от 12.05.2008)
  • Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
  • Изменения в структуре правительства РФ. ИНФОграфика
  • Состав нового правительства РФ. ИНФОграфика

Структура органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

Структура исполнительной власти в первую очередь регулируется Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 31.03.2015). Первоначально определим контрольные понятия органов исполнительной власти.

Министерство — орган государственного управления отдельной сферой деятельности.

Министерство Российской Федерации — центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Министерства возглавляются министрами. Министр по должности входит в состав Правительства РФ и осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций.

Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления исполнительной власти в Российской Федерации. Основными функциями федеральных служб являются контроль и надзор за исполнением правовых норм в определённой сфере, а также оказание услуг. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству Российской Федерации.

Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции федеральных агентств, это — правоприменение, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России.

Рисунок №1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

На рисунке №1 представлена структура органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Рассмотрим органы подробнее.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — орган, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Министром внутренних дел в настоящее время является Колокольцев Владимир Александрович. Ключевой документ — ФЗ РФ «О полиции».

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — одна из аварийно-спасательных служб России. Основные полномочия: гражданская защита и оборона и ликвидация ЧС, осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране. Министр Владимир Андреевич Пучков. Ключевой документ — ФЗ «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Министерство иностранных дел Российской Федерации — федеральный орган, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и организациями. Министерство подведомственно Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами РФ. Возглавляется Сергеем Викторовичем Лавровым. Ключевой документ: Положение о Министерстве иностранных дел РФ. Подведомственный орган: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Министерство обороны Российской Федерации — федеральный орган, проводящий военную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны Российской Федерации. Министр — Сергей Кужугетович Шойгу. Ключевой документ: положение о министерстве обороны РФ. Подведомственные органы:

  • · Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
  • · Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • · Федеральное агентство специального строительства;
  • · Федеральная служба по оборонному заказу.

Министерство юстиции Российской Федерации — орган, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министр — Александр Владимирович Коновалов. Ключевой документ: положение о Министерстве Юстиции РФ. Подведомственные органы:

  • · Федеральная служба исполнения наказаний
  • · Федеральная служба судебных приставов
  • · Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации — федеральная служба, осуществляет специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в России. Возглавляет директор Валерий Владимирович Тихонов. Ключевой документ: ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи».

Служба внешней разведки Российской Федерации — федеральный орган, который является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Директор — Михаил Ефимович Фрадков. Ключевой документ: ФЗ «О внешней разведке».

Федеральная служба безопасности РФ — федеральный орган, осуществляющий в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности России. ФСБ относится к «силам и средствам обеспечения безопасности», то есть спецслужбам. Наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. Руководитель: Александр Васильевич Бортников. Ключевой документ: ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Управление делами Президента Российской Федерации — федеральное агентство, организующее и непосредственно осуществляющее материально-техническое обеспечение и социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание деятельности федеральных государственных органов власти. Управление делами также организует и непосредственно осуществляет финансовое обеспечение деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ. Руководитель: Александр Сергеевич Колпаков. Ключевой документ:

Таким образом, видно, что у каждого Федерального органа существуют свои определённые функции и полномочия, указанные в положениях Министерств и ведомств и указах Президента РФ, а пересекающиеся полномочия и функции только дополняют друг друга. Главы министерств и ведомств назначаются Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

Федеральное министерство: понятие, функции, структура.

  • •2. Государственно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, субъекты.
  • •3. Понятие и содержание исполнительной власти.
  • •Характерные черты исполнительной власти:
  • •Соотношение административной власти и исполнительной
  • •Вопрос 4:
  • •5. Соотношение административного права со смежными отраслями права.
  • •Вопрос 6. Развитие административного права на современном этапе. Роль административного права в современных условиях. (2)
  • •8. Реализация административно-правовых норм — Костылева
  • •Понятие и виды источников административного права.
  • •12. Систематизация административно-правовых норм: понятие, виды.
  • •Вопрос 13:
  • •1.Политические (право на участие в государственном управлении):
  • •2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • •3.Права на защиту:
  • •Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • •Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • •Право гражданина на административную жалобу.
  • •Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • •17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти — Костылева
  • •Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • •21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • •Вопрос 22:
  • •Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • •Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • •27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • •29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • •30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • •Классификация актов государственного управления
  • •Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • •Виды административного принуждения
  • •Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • •Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • •35. Понятие и виды государственных служащих — Костылева
  • •38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • •39. Порядок прохождения государственной службы.
  • •Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • •По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • •По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • •Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • •Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • •44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль — Костылева
  • •47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • •48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • •Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • •3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • •Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • •Военное и «особое» положение.
  • •Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • •53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности — Костылева
  • •Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • •57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • •3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • •Вопрос 58: Судьи (суды ), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • •Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • •Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • •Исполнение административных наказаний.
  • •Административные взыскания и порядок их наложения.
  • •Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • •Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • •Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • •62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной — Костылева
  • •65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • •66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • •Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • •Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • •Органы управления в области государственной безопасности.
  • •Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • •74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • •75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • •Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • •Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • •Органы управления в области юстиции.
  • •Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)

Федеральные органы исполнительной власти

Как уже было сказано, вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти. Структура этих государственных органов включает в себя: 1) федеральные министерства; 2) федеральные службы; 3) федеральные агентства; 4) государственные комитеты. Руководство деятельностью одних федеральных министерств осуществляет Президент РФ; другие находятся в ведении Правительства РФ или под его руководством; федеральные службы и федеральные агентства подведомственны федеральным министерствам.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом:

Федеральные министерства

Федеральные службы и агентства

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

Федеральная миграционная служба (ФМС России)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и но международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

Федеральная служба но военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ)

Федеральная служба но техническому

и экспортному контролю (ФСТЭК России)

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (Федеральная служба) (ГФС России)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

Федеральная служба Российской Федерации но контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) (ФСКН России)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство) (ГУСП)

Управление делами Президента Российской Федерации

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору и сфере

здравоохранения и социального развития

Федеральная служба но труду и занятости

(Роструд)

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМПЛ России)

Министерство связи и массовых коммуниканий Российской Федерации (Минкомсвязь)

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Федеральное агентство связи (Россвязь)

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

Федеральное архивное агента во ( Росархив)

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Федеральная служба но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Федеральная служба но ветеринарному и фитосанитарному надзор}’ (Россельхознадзор)

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минснорттуризм)

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

Федеральное казначейство (федеральная служба) (Казначейство России)

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Рос реестр)

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрсзсрв)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба (ФЛС России)

Федеральная таможенная служба (ФТС России)

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)

Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

Федеральное агентство но обустройству государственной границы Российской Федерации

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Федеральная служба но регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)

Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослеснадзор)

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной пласти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и др.).

Полномочия федерального министерства:

  • • самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • • не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ;
  • • осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агенств.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Функции федерального министра:

  • 1) утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • 2) вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • 3) вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • 4) вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;
  • 5) во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • 6) имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
  • 7) назначает па должность и освобождает от должности но представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • 8) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • 9) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба но ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная миграционная служба и др.). Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Она также может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Полномочия федеральной службы:

  • • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.
  • • не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное дорожное агентство, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.). Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа или быть подведомственно Президенту РФ.

Полномочия федерального агентства:

  • • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;
  • • ведет реестры, регистры и кадастры;
  • • не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ.

Особую разновидность органов исполнительной власти представляют органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: администрация Президента РФ; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенции. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме осуществляется органами самоуправления, то в Италии она ограничена так называемыми комиссионерами, которые назначаются центральным правительством и координируют деятельность областных правительств; в провинциях и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры, назначаемые президентом.

Исполнительные органы осуществляют оперативную управленческую деятельность в рамках той структуры отношений, которая установлена законодательными органами. Они действуют во исполнение установлений законодательных органов и в процессе своей деятельности принимают необходимые распоряжения.

  • Сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти см.: Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 11.07.2008 № 943/788 «Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *