Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федера́льная коми́ссия по ры́нку це́нных бума́г (ФКЦБ России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществлявший регулирование рынка ценных бумаг в России, проводивший государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролировавший деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивавший раскрытие информации на рынке ценных бумаг в период с 1993—2004 год

С 13 марта 2004 года полномочия ФКЦБ России переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.

История

В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 163-рп от 09 марта 1993 г. «О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации» была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Основные функции и полномочия ФКЦБ России были определены Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 620 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» утвердил новую редакцию Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и привел его в соответствие с действовавшим на тот момент законодательством Российской Федерации.

Первым руководителем Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг был Д. В. Васильев. Наиболее значимое место ФКЦБ России получила под руководством И. В. Костикова (2000 — 2004). В этот период были приняты Законы об инвестиционных фондах, поправки в Закон об Акционерных обществах, поправки в закон о рынке ценных бумаг , обеспечивавшие развитие широкого круга финансовых инструментов — рынка корпоративных облигаций, срочного рынка, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов, поправки в Налоговый кодекс РФ освобождающие от налогов инвестиции граждан, в этот период был разработан и принят российский Кодекс корпоративного поведения, который остается основным документом по регулированию отношений между акционерами и менеджментом акционерных обществ.

С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» с передачей всех полномочий Федеральной службе по финансовым рынкам.

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Архивная копия от 2 апреля 2009 на Wayback Machine// Российская газета., 2004., 12 марта., № 50

См. также

  • Должностные лица в ранге заместителя Председателя Правительства и министра

КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ (ФКЦБ)

федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Руководитель ФКЦБ является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя ФКЦБ, секретаря ФКЦБ) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ (ст. 40 Закона № 39-ФЗ). Основные функции и полномочия ФКЦБ определяются в ст. 42 Законом № 39-ФЗ. Федеральная комиссия:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ совместно с Минфином);

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);

8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;

11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;

16) осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ;

17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;

19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ;

20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала. ФКЦБ вправе (ст. 44 Закона № 39-ФЗ):

1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;

3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения ФКЦБ о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

5) по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ;

10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства РФ;

11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения. Региональные отделения ФКЦБ образуются решением ФКЦБ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение ФКЦБ действует на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта РФ и председателя ФКЦБ (ст. 47 Закона № 39-ФЗ). Ответственность за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах — установлена в ст. 51 Закона № 39-ФЗ. 1. За нарушения Закона «О рынке ценных бумаг» и других законодательных актов РФ о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РФ. Вред, причиненный в результате нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе. Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций. Факт манипулирования ценами на рынке ценных бумаг признается в судебном порядке. 3. В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

— письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект эмиссии и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством РФ;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;

— выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;

— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. 4. Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 5. Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФКЦБ, региональных отделений ФКЦБ, государственного регистрирующего органа, налогового органа, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг. 6. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;

— письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;

— направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

— обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;

— обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки. 7. В случае обнаружения фактов недобросовестной рекламы ФКЦБ:

— принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы;

— письменно извещает рекламодателя о необходимости прекращения недобросовестной рекламы, а также устанавливает для этого сроки;

— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о фактах недобросовестной рекламы и недобросовестных рекламодателях;

— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной рекламы в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг — рекламодателя в соответствии с законодательством РФ;

— приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих недобросовестную рекламу ценных бумаг;

— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная реклама повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение. 8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг, а также их должностные лица имеют право на обжалование действий ФКЦБ по пресечению нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 9. В случаях, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг и другими законодательными актами РФ о ценных бумагах, участники рынка ценных бумаг обязаны обеспечивать имущественные интересы владельцев залогом, гарантией и другими способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, а также страховать имущество и риски, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 51 Закона № 39-ФЗ). Размеры штрафов за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах установлены в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Порядок рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применении мер ответственности и иных мер воздействия за такие нарушения установлен положением ЦБ РФ от 19 августа 1998 г.№49-П и указанием ЦБР от 19 августа 1998 г.№319-У.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

&nbspКомиссия по ценным бумагам

Президент России утвердил Положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам. Согласно Положению, задача комиссии, которая будет подчинена и подотчетна президенту, — организация государственной поддержки становления и развития рынка ценных бумаг, а также защита интересов инвесторов и эмитентов. Комментарий этого документа читайте на стр. 18 — в обзоре инвестиций и приватизации.
Распоряжение
Президента Российской Федерации
О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации

1. Назначить председателем Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации (далее — Комиссия) Орехова Руслана Геннадьевича — заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
2. Включить в состав Комиссии:
Горбачева Сергея Васильевича — заместителя министра финансов Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии);
Васильева Дмитрия Валерьевича — заместителя председателя Госкомимущества России (заместитель председателя Комиссии);
Антонова Михаила Вениаминовича — заместителя начальника управления Минфина России;
Златкис Беллу Ильиничну — начальника управления Минфина России;
Кашеварова Андрея Борисовича — начальника управления ГКАП России;
Козлова Андрея Андреевича — начальника управления ценных бумаг Банка России;
Михайлова Сергея Анатольевича — начальника отдела ценных бумаг Российского фонда федерального имущества;
Сокина Альберта Владимировича — эксперта Госкомимущества России.
3. Председателю Комиссии (Орехову Р. Г.) в месячный срок внести предложения по включению в состав Комиссии представителей фондовых бирж.
4. Установить, что деятельность в составе Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.
5. Утвердить Положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации (прилагается).
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
9 марта 1993 года
#163-рп
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Президента
Российской Федерации
от 9 марта 1993 г. #163-рп
Положение
О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации (далее — Комиссия) является коллегиальным органом при Президенте Российской Федерации, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.
В своей деятельности Комиссия подчинена и подотчетна Президенту Российской Федерации.
1.2. Комиссия учреждается из представителей Госкомимущества России, Минфина России, ГКАП России, Банка России, Российского фонда федерального имущества, представителей фондовых бирж.
Состав Комиссии, включая ее председателя, утверждается Президентом Российской Федерации.
Работа в Комиссии осуществляется на безвозмездной основе.
1.3. Комиссия самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.
1.4. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания Комиссии могут быть открытыми и закрытыми в соответствии с регламентом ее работы.
2. Функции Комиссии
На Комиссию возлагаются следующие функции:
разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
контроль за соблюдением законодательных актов Российской Федерации и актов, регулирующих порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

представление официальных разъяснений и рекомендаций по вопросам эмиссии и обращения ценных бумаг;
унификация требований к участникам рынка, правил их деятельности и торговли, ведения учета и составления отчетности;
сбор и представление общественности и заинтересованным лицам информации о юридических лицах, осуществляющих публичное размещение ценных бумаг, информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, выпуск периодических и разовых информационных изданий.
3. Полномочия Комиссии
3.1. Комиссия имеет право:
организовывать проведение аудиторских проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг либо обязывать представлять данные аудиторских проверок;
предпринимать совместно с соответствующими органами служебные расследования для принятия решений о санкциях в отношении участников рынка ценных бумаг;
направлять в правоохранительные органы материалы в случае обнаружения признаков правонарушений;
проводить экспертизу законодательных актов и нормативных документов, относящихся к регулированию деятельности рынка ценных бумаг и фондовых бирж;
направлять предписания эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, обязательные для исполнения.
3.2. Решения Комиссии, связанные с регулированием рынка ценных бумаг и деятельности фондовых бирж, реализуются указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
4. Состав и структура Комиссии
4.1. В состав Комиссии входят:
председатель Комиссии и его заместители;
коллегия;
консультационный совет.
4.2. Председатель Комиссии и его заместители назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Госкомимущества России и Минфина России.
Срок исполнения обязанностей председателем Комиссии не может превышать трех лет.
4.3. Председатель Комиссии:
руководит текущей деятельностью Комиссии;
подписывает документы, принимаемые коллегией Комиссии;
направляет предписания эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, обязательные для исполнения, либо поручает направление предписаний своим заместителям;
организует работу коллегии Комиссии, подготовку материалов для принятия решений;
распределяет обязанности между заместителями председателя;
выполняет решения коллегии.
4.4. Состав коллегии утверждается председателем Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации.
Коллегия Комиссии осуществляет:
решение текущих вопросов, связанных с исполнением полномочий по реализации функций Комиссии;
разработку основных направлений регулирования рынка ценных бумаг;
разъяснение положений законодательства Российской Федерации, регулирующего выпуск, обращение ценных бумаг, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Решения принимаются простым большинством голосов.
Работа коллегии регулируется регламентом Комиссии.
4.5. Консультационный совет Комиссии формируется из представителей государственных органов, академических и учебных институтов, коммерческих структур — специалистов в области рынка ценных бумаг.
Деятельностью консультационного совета руководит председатель Комиссии или его заместители.
Консультационный совет вырабатывает рекомендации по политике на рынке ценных бумаг и принимает участие в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов, рассматриваемых Комиссией.
5. Обеспечение и финансирование деятельности Комиссии
5.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Госкомимуществом России.
5.2. Правовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
5.3. Деятельность Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации финансируется за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, выделяемых на финансирование органов государственного управления.
5.4. Комиссия реорганизуется и ликвидируется Указом Президента Российской Федерации.

Финансовый регулятор SEC

Комиссия по ценным бумагам и биржам США — правительственное агентство, главный надзирающий и регулирующий орган рынка ценных бумаг. Комиссия создана при президенте Рузвельте в 1934 г. для восстановления доверия к фондовому рынку в годы Великой депрессии. Первым председателем SEC был отец будущего президента США Джозеф Кеннеди. Основополагающим документом при создании комиссии был закон 1934 года «О торговле ценными бумагами». Кроме него, деятельность SEC регулируется Законами:

  • О ценных бумагах (1933 г.),
  • О трастовом соглашении (1939 г. );
  • Об инвестиционных компаниях (1940 г. );
  • Об инвестиционных консультантах (1940 г.);
  • Сарбэйнса — Оксли (2002 г.).

SEC — один из четырех основных регуляторов США, являющихся членами президентской рабочей группы по финансовым рынкам.

Состав и обязанности Комиссии по ценным бумагам и биржам США

Председателем Комиссии, 31-м со дня создания SEC, в настоящее время является Мэри Л. Шапиро. SEC состоит из 5 членов, 4 отделений и 18 бюро. Всех членов Комиссии назначает Президент США.

Две главные функции SEC — регулирование и надзор за операциями с ценными бумагами и приобретением контрольных пакетов акций компаний. В задачи этого государственного агентства входит также наблюдение за работой брокеров и торговцев ценными бумагами. Комиссия контролирует проводимые в стране поглощения: при покупке 5% и более акционерного капитала компанией или частным лицом информация в течение 10 дней должна поступить в SEC.

Регулятор устанавливает правила регистрации ценных бумаг для открытых торгов, деятельности фондовых бирж и рынков, и следит за их соблюдением. Также Комиссия следит за соблюдением порядка выпуска ценных бумаг. SEC устанавливает требования к финансовой отчетности и учетным стандартам регулируемых компаний, которые ежегодно подают в SEC годовые отчеты, заверенные аудитором.

Задачи регулятора SEC

Комиссия по ценным бумагам и биржам занимается изысканием новых возможностей для стимулирования финансовых компаний к раскрытию реально существующих рисков. Для ускорения процесса каждые три месяца публикуется отчетность с указанием объемов задолженности. Председатель SEC Мэри Шапиро отметила, что регулятор тщательно собирает информацию о крупных компаниях, в том числе, банках, лишая их возможности к концу квартала приукрашать балансы, чтобы впоследствии увеличивать показатели риска.

Регулируя деятельность подконтрольных компаний, SEC стремится:

  • Обязать компании, продающие свои ценные бумаги, предоставлять достоверную информацию о своём финансовом положении и о конкретных продаваемых бумагах. Компании должны информировать инвесторов о возможных рисках.
  • Заставить компании, получившие лицензию SEC, действовать в интересах своих инвесторов.

Миссия Комиссии по ценным бумагам и биржам США — защита прав инвесторов, поддержание эффективных рынков и способствование приросту капитала. Официальная позиция SEC заключается в популяризации формирования резервного капитала, поскольку это жизненно важно для развития экономики в целом.

Вложение денежных средств в облигации и ценные бумаги содержит больше рисков, чем размещение капитала на банковских депозитах, поэтому SEC видит своей задачей предоставление информации, полной, насколько это возможно. Одним из действенных методов ознакомления общественности стала публикация отчетов компаний, чьи ценные бумаги можно купить на биржах. Для инвесторов Комиссия создала специализированный сайт www.investor.gov.

Структура SEC

В комиссию входят пять членов, назначаемых президентом США. Один из них получает должность председателем. Только трое из пяти членов комиссии могут состоять в одной партии. SEC разделена на отделы, которые занимаются:

  • Контролем соблюдения законов.
  • Корпоративными финансами.
  • Защитой инвесторов.
  • Надзором за рынками.
  • Стратегиями и финансовыми инновациями, действиями, связанными с рисками.
  • Связями с общественностью.

В структуре организации работают также генеральный директор, главный инспектор, генеральный совет и региональные представительства. Задача отдела по контролю за соблюдением закона — поиск доказательств вины обвиняемых, передача исков в суды. Отдел корпоративных финансов занимается финансовой отчётностью компаний. Отдел по защите инвесторов, кроме основной функции, должен популяризировать идею формирования капитала.

Сфера влияния SEC

Комиссия уполномочена надзирать за участниками рынков ценных бумаг (акций и облигаций). К активно регулируемым участникам относятся биржи, торгующие ценными бумагами, клиринговые агентства, брокеры, дилинговые центры,советники по инвестициям и паевые фонды (ПИФы).

SEC активно сотрудничает с крупными рейтинговыми агентствами, так как компании, желающие выпускать ценные бумаги на американских биржах, должны быть оценены одним из таких агентств. SEC надзирает также за слиянием компаний в Соединенных Штатах. Организация следит за функционированием финансовых инструментов, основанных на акциях или облигациях.

Надзор SEC осуществляется следующим образом:

  • Комиссия получает информацию от инвесторов, следящих за качеством услуг и собственными счетами.
  • Другой способ надзора — работа с биржами.
  • Взаимосвязь с американскими и иностранными регуляторами.
  • Анализ отчётности участников рынков.
  • Помощь независимых саморегулируемых организаций — FINRA и MSRB.

Инвесторы, совершающие операции на рынке Форекс через брокеров, подчиняющихся SEC, могут узнать о правах и обязанностях брокера, проблемах на рынке, махинациях и т.п. Ознакомиться со списком компаний, регулируемых этой организацией, можно на официальном сайте: sec.gov.

>Комиссии по ценным бумагам: ведомства России и США и их задачи

Ответственность и выполнение

Одним из важнейших показателей экономического здоровья государства в современном обществе считаются показатели работы ее собственных торговых бирж. Они отражают общую капитализацию – то есть объемы денежных средств, вложенных в предприятия внутри государства. Соответственно грамотная работа данных площадок становится одним из инструментов обеспечения финансовой устойчивости страны и ее торговых площадок.

Для регулирования данный сферы многие страны, в том числе и Россия, формируют обширную законодательную базу для того, чтобы привести все действия в единое установленное русло. Такая методика позволяет брать контроль за законностью оборотов в свои руки.

Ответственность за соблюдение законодательной базы ложится на участников инвестиционной сферы: эмитентов, инвесторов, брокеров, спекулянтов и управление биржи. А вот контроль за этим самым соблюдением передается в соответствующие органы. Полномочиями может обладать как суд и министерство, так и специальной организованные коллегиальные собрания, о которых мы сегодня и поговорим.

Российский вариант

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ являлся главный исполнительным органом данной сферы в период с 1993 по 2004 годы. Работа была запущена в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации номер 163 от 9 марта 1993 года. В 1996 году была сформировано окончательное название исполнителя законодательства а также, в том же самом 1996 году был одобрен законопроект, который и являлся системообразующим для деятельности комиссии.

Первым руководителем данного органа был назначен Д. В. Васильев. Активная деятельность была сосредоточена с начала 2000 года. В этот отрезок времени были ратифицированы “Закон об инвестиционных фондах”, поправки в “Закон об Акционерных обществах”, поправки в акты о биржевых площадках , обеспечивавшие развитие широкого круга финансовых инструментов – рынка корпоративных облигаций, срочных контрактов, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов.

Важным шагом стали поправки в Налоговый кодекс РФ освобождающие от налогов инвестиции граждан. Также был разработан и введен в действие российский Кодекс корпоративного поведения, который остается основным документом по регулированию отношений между акционерами и менеджментом акционерных обществ.

С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” с передачей всех полномочий в руки нового сформированного органа – Федеральной службы по финансовым рынкам. Закрепило данное решение Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года.

Последующий этап

Федеральная комиссия по ценным бумагам передала все свои дела в руки Службы по финансовым рынкам в 2004 году. Деятельность указанной службы была довольно широкой, и не ограничивалось только контрольными решениями.

Так исполнительная ветка работы стала включать в себя не только разработку и реализацию определенных нормативно-правовых актов, но и расширившиеся полномочия. Полномочия позволили службе проводить надзорные проверки любого характера, за исключением разве что банковских и аудиторских.

Сфера работы увеличилась с масштабов бирж до страховой деятельности, кредитной составляющей банковских операций, микрофинансирования, посредничества и брокерской занятости. Отдельным сегментом стало регулирование применения инсайдерской информации и регистрация договоров.

1 сентября Служба была упразднена, а все ее полномочия были вручены отдельному новообразованному подразделению, включенному в состав Банка России.

Американский вариант

Комиссия по ценным бумагам и биржам США – главный надзорный орган данной сферы на территории Соединенных Штатов Америки. Национальная комиссия именуется в США как The United States Securities and Exchange Commission, или, сокращенно, SEC.

Основана SEC была в 1934 году, в рамках действий Президента США Рузвельта по возвращению доверия населения к фондовым рынкам и инвестициям, подорванному после крайне сложного, затяжного периода, получившему в истории США название как Великая Депрессия.

Основным образующим документом стал “Закон о торговле ценными бумагами”, ратифицированный в том же 1934 году. Подчиняется орган Федеральному Правительству США. В полномочиях правительства не только регламентация деятельности, но и назначения главных должностных лиц, в том числе и председателя.

Нормативной опорой деятельности, помимо упомянутого закона, служат и другие документы:

  • Закон о ценных бумагах (Securities Act of 1933),
  • Закон о трастовом соглашении 1939 г. (the Trust Indenture Act of 1939),
  • Закон об инвестиционных компаниях 1940 г. (the Investment Company Act of 1940),
  • Закон об инвестиционных консультантах 1940 г. (the Investment Advisers Act of 1940),
  • Закон Сарбейнза — Оксли 2002 г. (the Sarbanes-Oxley Act of 2002).

Закон Сарбейнза — Оксли

Данный нормативной правовой акт становится крупнейшим изменением законодательства США в области ценных бумаг с середины прошлого века. Задача акта – создание нового режима контроля за ценными бумагами и изменения в области управления и раскрытия информации.

Под юрисдикцию данного нормативно-правового акта попадают все зарегистрированные ценные бумаги, акции и облигации вне зависимости от того, торгуются ли они на фондовых биржах, либо сделки с ними проходят вне биржи.

11 разработанных разделов включают в себя новые требования не только по раскрытию информации о сделках, совершенных с активами, но и регламентация внутри корпоративных отношений.

Так, например, корпорации обязуются организовывать собственные структурные отделы для работы по аудиту деятельности, а бухгалтериям предприятий запрещается выдавать крупные транши – ссуды в руки руководящих лиц. Таким образом затрудняется формальное обогащение руководителей, обходящих налоговое законодательство данным способом.

Например раньше, до внедрения акта, высшее должностное лицо могло брать займ у собственной компании. Такая денежная сумма не облагалась налогом, а ее возвращение не контролировалось. То есть, руководитель изымал деньги из бизнеса в собственный доход, но не платил налогов, так как это было выдачей суммы. Теперь же такие транзакции становятся если и не запрещенными полностью, то точно углубленно контролируемыми. В частности отдельные случаи запрещают чистые наличные переводы, а лишь допускают займы под непосредственную покупку транспорта или жилища.

Международный вариант

Международная организация комиссий – является коллегиальным органом, включающим в себя представительства соответствующих ведомств стран участниц. Официальный сайт организации характеризует ее деятельность как направленную на рекомендательные разработки по регулированию биржевой активности с целью очищения мирового рынка. Задачи же состоят как в контроле уже имеющихся областей, так и аналитическая занятость по новым разработкам.

Состоит из более двухсот организаций участниц. Представлена и Российская государственная структура. Физическое расположение головного собрания находится в Мадриде, Испания. Основная деятельность носит совещательный характер и разработку рекомендаций, внедрение которых не носит обязательный характер, но имеет решающее значение при принятии тех или иных решений.

Интересным становится реализация программ регулирования на Кипре. Кипрская комиссия по ценным бумагам взяла на себя довольно интересный объем работы, связанный с нормативами работы многих фондов на острове. Как известно, Кипр весьма популярен в качестве оффшорного инструмента, и нормативная деятельность здесь крайне заботит всех инвесторов, использующих данный инструмент.

Оффшоры и договоры

Отдельного слова заслуживает договор комиссии Кипра с международными представительствами, желающих получить данные о предпринимательской занятости некоторых фондов. Формально это не запрещено, и кипрские власти, имея статус члена международного сообщества регуляторов, должны данную информацию предоставлять. Но это не говорит о раскрытии конкретных имен и объемов проведенных активов и денежных масс, через перипетии кипрских фондовых рынков.

Часто процесс оффшорного проведения средств является гарантом безналоговой работы только благодаря мягкому законодательству этой островной республики. Действительно налоговые ведомства других стран, даже имея данные о том, что определенному лицу принадлежат права на активы кипрских компаний не могут изъять в свою пользу налоговые издержки. Таким образом, даже при полном раскрытии информации, оффшоры остаются надежным методом транзакций для сокращения налоговой нагрузки.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *