Содержание

Технические характеристики легких бульдозеров приведены в табл. 1.1.

Элемент конструкции и показатель

ДЗ-186

ДЗ-42Г

ДЗ-42П

ДЗ-101А

ДЗ-104

Тяговый класс базового трактора

Тип базового трактора

ДТ-75Н

ДГ-75М

ДТ-75Д

Т-4А

Т-4.02

Мощность двигателя, кВт

Тип отвала

Неповоротный

Поворотный

Элемент конструкции и показатель

ДЗ-186

ДЗ-42Г

ДЗ-42П

ДЗ-101А

ДЗ-104

Размеры отвала, мм: длина

высота

880 и 950*

950*

850 и 950*

Высота подъема отвала, мм

Наибольшее заглубление отвала, мм

Угол установки отвала в плане, град

Скорость пере­движения, км/ч:

вперед

2,2…11,3

2,2…11,2

2,3…11,1

2,2… 11,9

2,6…11,9

назад

4,1…8,4

4,1…8,4

4,1…8,4

3,4…6,1

4,1 …7,8

Дорожный просвет, мм

Объем грунта, перемещаемого отвалом, м3

1,5

1,5

1,5

1,7

1,7

База трактора, мм

Габаритные размеры, мм: длина

ширина

высота

Масса эксплу­атационная, кг

Бульдозер среднего типа ДЗ-27С (рис. 1.5) предназначен для разработки и перемещения грунтов I—IV категорий и скальных пород в условиях низких температур (холодного климата), при этом мерзлые, скальные и плотные грунты должны быть предва-

Рис. 1.5. Бульдозер ДЗ – 27С(ДЗ — 532):

1 – нож; 2 – отвал; 3 – винтовой раскос; 4 – гидроцилиндр;5 – трактор; 6 — шарнир;

-рительно разрыхлены. Отвал соединен с базовым трактором дву­мя брусьями и винтовыми раскосами. Благодаря изменению дли­ны раскосов, вручную можно регулировать угол резания и поло­жения отвала.

Управление отвалом гидравлическое от гидросистемы тракто­ра. Модификация бульдозера имеет индекс ДЗ-532.

Бульдозер среднего типа ДЗ-109 (рис. 1.6), имеющий поворот­ный отвал, предназначен для разработки и перемещения грун­тов I—IV категорий. Предусмотрены модификации моделей ДЗ-109Б, ДЗ-109ХЛ. Из них ДЗ-109ХЛ может быть использована с рыхлительным оборудованием ДП-26С в условиях низких темпе­ратур.

Бульдозер среднего типа ДЗ-110А (рис. 1.7) в отличие от буль­дозера ДЗ-109 имеет неповоротный отвал, предназначен для земле-ройно-планировочных работ на грунтах I —III категорий. Мо­дификациями этого бульдозера являются модели: ДЗ-110А-2, ДЗ-110В, ДЗ-110ХЛ. Модификация модели ДЗ-110А-1 имеет сис­тему автоматического управления отвалом. При необходимости эк­стренного вмешательства в работу такой системы машинист буль­дозера вручную включает соответствующую секцию гидрораспре­делителя.

Бульдозер среднего типа ДЗ-171.1-03 (рис. 1.8) предназначен для разработки и перемещения грунтов I—III категорий без рых­ления и IV категории с предварительным рыхлением.

Рис. 1.6. Бульдозер ДЗ – 109:

1 – отвал; 2 – универсальная рама; 3 – толкатель с раскосом; 4 – гидроцилиндр; 5 — трактор

На этом бульдозере установлен неповоротный отвал с гидравлическим при­водом. Сверху отвал оснащен козырьком, а с боков — уширителями. С нижней стороны на лобовом месте закреплены режущие ножи.

Имеются также модификации ДЗ-171.1-07, Б170М1.01Е с поворотным отвалом. Технические характеристики бульдозеров среднего типа приведены в таб. 1.2.

Рис. 1.7. Бульдозер ДЗ-110А:

1 – нож; 2 – отвал; 3 – гидрораскос; 4 – гидроцилиндр; 5 – трактор; 6 – шарнир; 7 – толкающий брус

Рис. 1.7. Бульдозер ДЗ-171-03:

1 – нож; 2 – уширитель; 3 – отвал; 4 –козырёк; 5 – гидроцилиндры; 6 – трактор; 7 – рама;8 – толкающий брус

ДЗ-27С, Д-532

ДЗ-109, ДЗ-109-Б, ДЗ-109ХЛ

ДЗ-110А

ДЗ-

1 ЮА-2,

дз-пов

ДЗ-171.1-03

ДЗ-171.1-07

Б170-M1.01E

Наибольшее заглубление отвала, мм

Угол уста­новки отва­ла в плане, °

53… …90

±12

±26

±26

Угол реза­ния, °

50… …60

Скорость передвиже­ния, км/ч:

вперед

4… …10,5

4… …10,5

4… …10,5

4… …10,5

2,4… …12

2,4… …12

2,5… …12

назад

4… …12,05

4… …12,05

4… …12,05

Дорожный просвет, мм

Объем грун­та, переме­щаемого отвалом, м3

3,5

3,5

3,5

3,4

3,5

3,8

База

трактора, мм

Габаритные размеры, мм: длина

ширина

высота

Масса эксплуата­ционная, кг

Бульдозер тяжелого типа ДЗ-34 (рис. 1.9) используется для выполнения земляных работ крупных объемов. Его применяют при разработке грунтов всех категорий, в том числе мерзлых, но с предварительным рыхлением грунта IV категории и скальных

пород. При этом отвал выполняется неповоротным. Угол резания и угол перекоса отвала можно изменять до 12° ручным способом, сокращая или увеличивая длину винтовых раскосов. Кроме того, предусмотрен гидрораскос. Подъем и опускание отвала осуществ­ляется двумя гидроцилиндрами, работающими синхронно. Для эксплуатации в условиях низких температур Севера, Сибири и Дальнего Востока используется модификация бульдозера ДЗ-34С.

Бульдозер тяжелого типа ДЗ-59ХЛ (рис. 1.10) предназначен для разработки и перемещения мерзлых грунтов и скальных пород в условиях холодного климата. Отвал этого бульдозера выполнен не­поворотным и с козырьком в верхней части. Один из раскосов

Рис. 1.7. Бульдозер ДЭТ-250МБ1:

1 – нож; 2 –отвал; 3 – раскос; 4 –гидроцилиндр; 5 – трактор; 6 –шарнир;7 – толкающий брус

(правый) выполнен гидравлическим, а другой (левый) — винто­вым. С помощью гидроцилиндра обеспечивается перекос отвала, а с помощью винтового раскоса регулируется угбл резания отвала. На бульдозере также предусмотрен механизм компенсации пере­коса отвала.

Бульдозер тяжелого типа ДЭТ-250М2Б1(рис. 1.11) предназна­чен для выполнения земляных работ крупных объемов на грунтах I—IV категорий. Наличие полусферического отвала позволяет ис­пользовать бульдозер на перемещении грунта, а также при засып­ке котлованов и траншей. С помощью толкателей и раскосов мож­но поворачивать отвал в плане относительно продольной оси сим­метрии машины, а также изменять угол перекоса отвала в каждую сторону и угол резания. Электромеханическая трансмиссия базо­вого трактора ДЭТ-250М2 обеспечивает автоматическое регули­рование тяговых усилий и скоростей движения. Для подъема и заглубления отвала используются два гидроцилиндра, работающие от основной гидросистемы трактора. Перекос отвала осуществля­ется дополнительной гидросистемой из шестеренного насоса и двухзолотникового трехпозиционного распределителя.

Показатель

ДЗ-34, ДЗ-34с

ДЭТ-250м2б1

ДЗ-59ХЛ

ДЭТ-350б1

Тяговый класс базового трактора

Базовый трактор

ДЭТ-250М

Т-330

ДЭТ-350

Показатель

ДЗ-34, ДЗ-34С

ДЭТ-250М2Б1

ДЗ-59ХЛ

ДЭТ-35.0Б1

Мощность двигате­ля, кВт

Тип отвала

Неповорот­ный

Поворот­ный

Неповоротный

Размеры отвала, мм: длина

высота

4540 1550

4250 1550

4730 1750

4250 1850

Высота подъема отвала, мм

Наибольшее заглубление отвала, мм

Угол установки отвала в плане, *

50 …90

Угол резания, *

Скорость

передвижения, км/ч: вперед

назад

1,5… 16 1,5… 14

1,5…16 1,5… 14

1,5…13 1,5 …10,8

1,5…16 1,5…14

Дорожный просвет

Объем грунта, перемещаемого отвалом, м3

7,5

7,2

10,5

База трактора, мм

Колея, мм

Габаритные размеры, мм: длина

ширина

высота

9040 4540 3180

9100 4550 3180

6730 4730 3450

6550 4250 3900

Масса

эксплуатационная, кг

Бульдозер тяжелого типа ДЭТ-350Б1имеет аналогичное с буль­дозером ДЭТ-250М2Б1 назначение. Бульдозерным оборудованием служит полусферический неповоротный отвал с перекосом впра­во и влево, управляемый двумя гидроцилиндрами.

Технические характеристики бульдозеров тяжелого типа при­даны в табл. 1.3.

Описание и схема бульдозера ДЗ-101

Бульдозеры представляют собой колесные или гусеничные тракторы, оборудованные отвалом. Отвал относится к числу сменного навесного оборудования и при необходимости может быть заменен отвалом кустореза, корчевателя собирателя, снегоочистителем.

Бульдозер состоит из базовой машины, толкающей рамы, отвала и системы управления.

Назначение — для копания грунта и перемещения его на расстояние до 50-100 м.

Применяются для возведения невысоких насыпей, разработки выемок, выравнивания рельефа местности, разравнивание грунта и всевозможных сыпучих материалов, засыпки рвов и траншей, планировочных работ и т.д.

Рабочий процесс бульдозера состоит из операций копания, перемещения и разравнивания грунта.

При копании режущая часть отвала заглубляется в грунт, одновременно бульдозер продолжает двигаться вперед. Вырезаемый со дна забоя грунт накапливается перед отвалом, образуя призму волочения. При достижении призмой высоты отвала, последний выглубляется и бульдозер перемещает эту призму к месту разгрузки. Далее производится разравнивание этой призмы грунта, движением вперед и назад.

Классификация: гусеничные по номинальному тяговому усилию, колесные по мощности двигателя: малогабаритные, легкие, средние, тяжелые, сверхтяжелые.

Бульдозер ДЗ-101 (рисунок 5.1) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства, разработки и перемещения грунтов I-IV категорий и скальных в условиях холодного климата. Мерзлые, скальные и плотные грунты должны быть предварительно разрыхлены

Рисунок 5.1 — Бульдозер ДЗ-35С: 1 — трактор, 2 — трубопроводы, 3 —гидроцилиндр, 4 — отвал с ножами, 5 — ушыритель отвала, 6 — винтовой раскос, 7 — толкающий брус.

Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, двух толкающих брусьев, двух винтовых регулируемых раскосов и двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала. В передней части толкающих брусьев приварены кронштейны для соединения с помощью пальцев с отвалом, а в задней части приварены литые проушины, с помощью которых толкающие брусья соединены пальцами с проушинами литых опор, расположенных на гусеничных тележках трактора. Благодаря изменению длины раскосов вручную можно регулировать угол резания и положение отвала. Управление отвалом гидравлическое от гидросистемы трактора.

Тяговый и эксплуатационный расчет дорожно-строительной машины (тип машины бульдозер марки ДЗ-101)

Тягово-эксплутационный расчет бульдозера ДЗ-101

1. Определить сопротивление резанию грунта по формуле

гдеk — удельное сопротивление резанию грунта, 28000 Н/;

b — ширина вырезаемой стружки, равная длине отвала, 2,6м;

h — толщина срезанной стружки, 0,35м;

— угол установки отвала в плане или угол захвата 90°.

2. Сопротивление от перемещения грунта вверх по отвалу определяется из выражения

Где mпр. — масса грунта в призме волочения, кг;

f1 — коэффициент трения грунта по металлу 0,750,85.

-угол резания, 55°.

Массу грунта в призме волочения перед отвалом определяют по формуле.

Где L — длина призмы волочения, равная длине отвала, 3,64м;

H — высота отвала, 1,23м;

h — толщина срезаемой стружки, 0,4м;

— объемная масса грунта, 1200кг./м;

kр. — коэффициент разрыхления грунта 1,2;

kпр. — коэффициент призмы 0,8

3. Сопротивление от перемещения призмы волочения грунта перед отвалом определяется по формуле

гдеf2 — коэффициент трения грунта по грунту 0,75;

i — уклон, 40‰.

4. Сопротивление от перемещения грунта вдоль по отвалу (для бульдозеров с поворотным отвалом). Мы не рассчитываем так как у нас бульдозер без поворотного отвала.

5. Сопротивление от перемещения самой машины как тележки определяем по формуле

где mб.о. — масса бульдозера с навесным оборудованием, 10810кг;

— коэффициент сопротивления перемещению бульдозера 0,12.

6. Суммированием отдельных сопротивлений определяем общее сопротивление

7. Потребную мощность определяем из выражения (5.8)

где — рабочая скорость бульдозера, 1,28 м/с;

— коэффициент полезного действия силовой передачи бульдозера, равный 0,750,90.

Коэффициент использования мощности определяем из отношения

где Nб. — мощность двигателя базового трактора, 132 кВт.

Таблица 1.1-Исходные данные к тягово-эксплуатационному расчету бульдозера.

Марка бульдозера.

Расстояние перемещения грунта, м.

Группа грунта.

Уклон участка,

Толщина срезаемой стружки, м.

ДЗ-35С

0,4

Таблица 1.2 — Отношение высоты призмы к ее длине

Кпр. Для группы грунта.

III, IV, V.

I, II.

0,15

1,3

0,9

0,30

1,3

0,8

0,45

1,2

0,7

Таблица 1.3 — Краткая техническая характеристика бульдозераДЗ-27С с неповоротным отвалом

Марка

Показатели.

Базовая машина трактора.

Длина отвала.

Высота отвала, м.

Угол резания, град.

Угол установки отвала в плане, град.

Масса бульдозерного оборудования, кг.

Масса бульдозера кг.

ДЗ-35

Т-180

3,64

1,23

Таблица 1.4 — Коэффициенты трения грунтов и насыпных материалов.

Наименование грунтов и насыпных материалов

Коэффициент трения грунта о сталь.

Коэффициент трения грунта о грунт.

Песок.

0,73

0,58-0,75

Гравий.

0,75

0,62-078

Сухая глина.

0,75-1,00

0,70-1,00

Мелкая галька.

0,90-1,10

Мергель.

1,00

0,75-1,00

Глина, насыщ. водой.

0,18-0,42

Щебень.

0,84

0,90

суглинки.

0,50

1,19-0,58

Таблица 1.5 — Объемная масса грунтов

Наименование грунтов.

Объемная масса грунта в плотном теле, кг/м3

Песок.

Супесь.

Растительный грунт.

Суглинок легкий.

Гравий мелкий и средний размером до 15 мм.

Плотный растительный грунт с корнями трав.

Насыпной слежавшийся грунт с примесью щебня или гальки.

Супесь с с примесью щебня, гальки и строительного мусора.

Жирная мягкая глина.

Тяжелый суглинок.

Крупный гравий, галька, щебень размером 15-40 мм.

Тяжелая ломовая глина.

Сланцевая глина.

Крупная галька размером до 90 мм.

Расчет производительности бульдозера ДЗ-35С

Производительность бульдозера при копании и перемещении грунта зависит от группы грунта, расстояния перемещения, уклонов местности, характера и способа производства работ.

Где Т-продолжительность смены, 28800 с; V — объем грунта в призме волочения, м3 (4.11); Кв- коэффициент использования бульдозера по времени, 0,80,9; Тц- продолжительность цикла.

Где в — длина отвала бульдозера, 3,64 м; Н — высота отвала бульдозера, 1,23 м; kр — коэффициент разрыхления грунта 1,2; Кв- коэффициент, учитывающий потери грунта в зависимости от длинны перемещения;

-угол естественного откоса грунта, 35°;

Объем грунта в призме волочения можно рассчитать приближенно по формуле:

V0,6 Н2в.

Продолжительность циклов равна.

Где ер.- расстояние набора грунта, м 1,79; еП- расстояние перемещения грунта, 50 м; ео- расстояние обратного хода, 41,79 м; vр- скорость движения при наборе грунта, 1,29м/с; vП- скорость движения при перемещении грунта, 1,77м/c; vо- скорость движения при холостом ходе, 2,41м/с; n- количество переключений передач, принимается, исходя из технологии работ, 3; tc- время, затрачиваемое на переключение передачи, 4 с; to- время, на подъем или опускание отвала, 3 с; nI- количество поворотов, приходящихся на один цикл принимается исходя из технологии работ, 3; tп- время одного поворота, 10 с. Величин nI и tп может не быть в зависимости от технологии работ.

Расстояние набора грунта ориентировочно может быть определено по формуле:

гдеV-объем грунта в призме волочения, м;

h-толщина вырезаемой стружки грунта, м;

в- длина отвала бульдозера, м.

Проект бульдозера ДЗ-24А на базе тягача Т-180 (стр. 1 из 4)

Введение

Землеройно-транспортными называют машины с ножевым рабочем органом, выполняющие одновременно послойное отделение от массива и перемещение грунта к месту укладки при своем поступательном движении. К этой группе машин относится: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдеры. Первые два типа машин, особенно бульдозеры, широко используются в промышленном и гражданском строительстве. В зависимости от вида рабочего оборудования отдельный грунт накапливается перед отвалом или поступает в ковш, в котором транспортируется к месту отсыпки. Основными преимуществами землеройно-транспортных машин является возможность совмещения в одном рабочем цикле всего комплекса операций по копанию, перемещению, отсыпания грунта с предварительным разравниванием и частичным уплотнением, простота конструкции и высокая производительность.

1. Научно-исследовательский раздел

1.1 Обзор и анализ существующих конструкций бульдозеров

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничный или пневмоколесный трактор (двухосный колесный тягач), включающий отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно подобные машины, базовые трактора и навесное оборудование которые широко унифицированы. Главный параметр бульдозеров – тяговый класс базового трактора (тягача). Бульдозеры применяют для послойной разработки и перемещения грунтов 1…4 категории, а также предварительно разрыхленных скальных и мерзлых грунтов. С их помощью выполняют планировку строительных площадок, возведение насыпей, разработку выемок и котлованов, нарезку террас на косогорах, разравнивание грунта, отсыпаемого другими машинами, копание траншей под фундаменты и коммуникации, засыпку рвов, ям, траншей, котлованов и пазух фундаментов зданий, расчистку территорий от снега, камней, кустарника, пней, мелких деревьев, строительного мусора и т.п. Широкое использование бульдозеров в строительном производстве определяется простотой их конструкции, надежностью и экономичностью в эксплуатации, высокой производительностью, мобильностью и универсальностью.

Бульдозеры классифицируются:

по назначению – общего назначения, приспособленные для выполнения разнообразных землеройно-планировочных и строительных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения, которые предназначаются для выполнения определенных видов работ (например, для прокладки дорог, чистки снега, сгребания торфа и т.д.);

в зависимости от тягового класса (номинальному тяговому усилию) базовых машин малогабаритные (класс до 0,9), легкие (класс 1,4…4), средние (класс 6…15), тяжелые (классов 25…35) и сверхтяжелые (класс свыше 35);

по типу ходовому устройства – гусеничные и пневмоколесные;

по конструкции рабочего органа – с неповоротным отвалом (постоянно расположенным перпендикулярно продольной оси базовой машины), с поворотным отвалом (который может устанавливаться перпендикулярно или под углом до 55 градусов в обе стороны к продольной оси машины. Поворотный отвал устанавливают только на гусеничных тракторах, так как колесные тягачи плохо воспринимают боковые нагрузки;

по типу системы управления отвалом – с гидравлическим и механическим (канатно-блочным) управлением. По канатно-блочной системе управления подъем отвала осуществляется зубчато – фрикционной лебедкой через канатный полиспаст, опускание – под действием собственной силы тяжести отвала. При гидравлической системе управления подъем и опускания отвала осуществляется принудительно одним или двумя гидроцилиндрами двустороннего действия. Бульдозеры с механическим управлением в настоящее время промышленностью не выпускаются.

Отвалы бульдозера представляют собой жесткую сварочную металлическую конструкцию с лобовым листом криволинейного профиля. Поворотный отвал длиннее неповоротного, так как в неповоротном положении он должен перекрывать ширину базовой машины. Применяют поворотный отвал для планировочных работ с перемещением грунта в сторону (грунт при этом сходит с отстающим концом отвала в виде бокового валика), для засыпки траншеи, разравнивания валов и других работ при непрерывном движении машины вдоль фронта работ.

Сферические отвалы, состоящие из трех или пяти секций, которые установлены под углом 10…15 градусов одна к другой, набирают грунта на 15…20 процентов больше, чем прямые отвалы. Сферические отвалы применяются для работ с кусковыми и сыпучими материалами при мощности базовых машин более 130 кВт. Совковый отвал имеет увеличенные боковые щитки и применяются при перемещении сыпучих и слабопрочных материалов на большие расстояния (до 150 м). Отвал рыхлящими боковыми зубьями применяются в крепких каменистых и мерзлых грунтах на гусеничных бульдозерах мощностью не менее 50 кВт и на колесных бульдозерах мощностью не менее 220 кВт. Короткий прямой отвал снабжен амортизатором и предназначен для установки на толкачах, помогающих загружать скреперы.

Рис. 1. Основные типы бульдозерных отвалов: 1 – прямой поворотный; 2 – прямой неповоротный; 3 – полусферический; 4 – сферический; 5 – сферический для сыпучих материалов; 6 – с толкающей плитой

Для расширения области применения бульдозеров отвала оборудуют специальными приспособлениями – окрылками, уширителями, выступающими средними ножами, грузовыми вилами, траверсами, подъемными крюками и др.

1.2 Цели и задачи курсового проекта

Спроектировать бульдозер ДЗ–24А на базе тягача Т–180, для определения грунтовых условий и режимов работы.

2. Конструкторский отдел

2.1 Назначение, устройство и принцип действия бульдозера

Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничный или пневмоколесный трактор.

По назначению – общего назначения, приспособленные для выполнения разнообразных землеройно-планировочных и строительных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения, которые предназначаются для выполнения определенных видов работ (например, для прокладки дорог, чистки снега, сгребания торфа и т.д.).

Устройство: отвал состоит из отвала, толкающего бруса, гидроцилиндра, раскоса, проушины и рамы.

Полный цикл работ бульдозера при вырезании и перемещении грунта состоит из следующих этапов: внедрения отвала в грунт и набор призмы волочения, перемещение грунта к месту укладки, укладка грунта слоями или грудами, возвращение в забой, опускания отвала и установка его в положение для очередного внедрения. Наиболее распространенной схемой циклической работы бульдозера является челночная схема, при которой обратный (ходовой) ход выполняют задним ходом без разворота машин.

Бульдозер ДЗ-24А.

Базовый трактор: Т – 180.

Тип отвала: неповоротный.

Размер отвала: длина 3640 мм, высота 1480 мм.

Наибольший подъём отвала: 1200 мм.

Наибольшее заглубление отвала: 1000 мм

Объём грунта перемещаемого отвалом: 55 м2.

Габаритные размеры бульдозера: длина 6660 мм, ширина 3690 мм.

Масса: бульдозера 18255 кг, оборудования 2980 кг.

Габаритные размеры тягача: длина 5420 мм, ширина 2740 мм, высота 2825 мм.

2.2 Выбор и расчет основных параметров разрабатываемого бульдозера

Эксплуатационный вес определяется как сумма эксплуатационных весов базовой машины и бульдозерного оборудования:

Gб = Gбм +Gбо = 18255 + 2980 =21235 кг.

Сцепной вес бульдозера в рабочем состоянии:

Gсц = 21235 ∙ 9,81 = 208315 Н.

Номинальное тяговое усилие:

Тнб = Gсц ∙ φопт = 208315 ∙ 0,6 =125 кН.

Среднее статическое удельное давление для гусеничных базовых машин:

q= Gб / 2Lb = 18255 / (2 ∙ 5060 ∙ 600) = 0,003 Н.

Если пренебречь лобовым сопротивлением движителя, а также силами инерции, то координата центра давления бульдозера может быть определена по формуле:

x = (Gб d + Rz d1 + Rx hr ) / N

где Rz =Rx tgv =62,5 ∙ tg 17 =19,1 Н,

Rx = 0,5 ∙ 125 = 62,5 Н,

N = Gб + Rz = 21235 + 19,1 = 21254,1 Н,

x = (21235 ∙ 5,7 + 19,1 ∙ 5,7 + 62,5 ∙ 0,15) /21254,1 = 5,7 м.

Удельное напорное усилие на режущей кромке:

qH = Tнб / В = 125 / 3,640 = 0,029 (1 категория грунта)

где В-длина отвала.

Удельное вертикальное давление на режущей кромке:

qB = Pz / F = 10 Н/м2 , (из таблице)

Длину неповоротного отвала выбирают из расчета перекрытия габарита базовой машины по ширине или наиболее выступающих в стороны элементов толкающей рамы не менее 50 мм с каждой стороны.

Высоту отвала определяют в зависимости от номинального тягового усилия тягача при скорости, подходящей для бульдозерных работ, параметров отвальной поверхности и грунтовых условий:

для неповоротного отвала

Н н ≈ 500 3 √ Тнб − 5 Тнб = 500 ∙ 5 − 5 ∙ 125 = 1875 мм.

Основные показатели отвалов

Наименование показателей Неповоротный отвал
Углы, град;
резание,γ 55
наклона отвала,ε 75
опрокидывания,β 70 – 75
установки козырька,βk 90 – 100
здания,θ 30 – 35
Радиус кривой части отвальной поверхности, R (0,8.. 0,9) Н или по формуле
Длина прямой части внизу отвальной поверхности, a по ширине ножей

Радиус кривой части отвальной поверхности R, высота отвала Hи углы резания γ, опрокидывания β и наклона ε связаны между собой зависимостью:

Бульдозер ДЗ 27 представляет собой землеройную машину с неповоротным отвалом, созданную на базе трактора Т 130 и предназначенную для выполнения множества операций. Техника может работать в различных климатических зонах, в том числе при минусовых температурах.

В настоящее время производство модели завершено. Официальной продаже бульдозеров ДЗ 27 занимается ярославский завод «Стройтехника», получивших права на данную технику. Компания реализует машины после полного капитального ремонта (при продаже выдается паспорт на модель ЯРБ-170). Модель имеет сертификат соответствия РФ. При этом завод предоставляет на бульдозер гарантию в течение 9 месяцев или 900 часов эксплуатации.

Бульдозер ДЗ 27 – специальная техника, основная функция которой заключается в срезании и перемещении грунта 1-3 категории на расстояние 60-300 метров. Рабочим органом машины является неповоротный отвал.

Модель ДЗ 27 используется в следующих областях:

  • добыча полезных ископаемых;
  • проведение дорожных и строительно-ремонтных работ;
  • работы на карьерах и в зонах со значительными неровностями;
  • строительство различных сооружений, объектов недвижимости и каналов;
  • разработка россыпей, навалов, насыпей;
  • рекультивация;
  • различные работы в сельском хозяйстве.

В редких случаях машина применяется как толкач в составе прицепных или самоходных скреперов.

>Видео

Бульдозер ДЗ 27 представлял 10 тяговый класс и имел несколько модификаций. Основная модель выпускалась на базе трактора Т 130, но были доступны и вариации, в основе которых лежали трактора Т 140 и Т 170. Различия также проявлялись в типе используемого отвала, климатическом исполнении и отдельных характеристиках. При этом по большинству элементов бульдозеры были схожими.

Особенности модели ДЗ 27:

  • универсальность и неприхотливость. Бульдозер можно использовать для выполнения широкого спектра операций в самых тяжелых условиях;
  • мощный и надежный двигатель, обеспечивающий отличные тяговые характеристики;
  • просторная кабина с высоким уровнем комфорта;
  • высокая проходимость. Техника эффективно работает на неровном грунте;
  • простота конструкции и ремонтопригодность. Выполнить ремонт машины можно самостоятельно, а стоимость запчастей всегда остается низкой.

Реализацию бульдозеров ДЗ 27 после капитального ремонта осуществляет ярославское предприятие «Стройтехника», которое выполняет предпродажную подготовку и дополнительно предлагает следующие опции:

  • ЗИП, огнетушитель, аптечку;
  • гидрораскос;
  • защиту ходовой части;
  • защиту трансмиссии;
  • предпусковой обогреватель мотора;
  • утеплитель капота;
  • масляно-воздушный отопитель.
  • длина – 4393 мм;
  • ширина – 2475 мм;
  • высота – 3130 мм;
  • колесная база – 2473 мм;
  • дорожный просвет – 407 мм;
  • передняя колея – 1880 мм;
  • задняя колея – 1880 мм.

Общая масса техники равняется 13350 кг, номинальное тяговое усилие – 94 кН.

Скорость перемещения бульдозера:

  • транспортная – 8,8-12,25 км/час;
  • нарезание или перемещение грунта – 3,6 км/час;
  • возвратное движение вперед – 4,9-9,9 км/час;
  • возвратное движение назад – 4,4-8,8 км/час.

Характеристики рабочего оборудования (отвала):

  • длина – 3200 кг;
  • высота – 1100 мм;
  • максимальная высота подъема – 800 мм;
  • максимальная глубина резания – 335 мм;
  • угол резания – 55 градусов;
  • масса – 1850 кг.

>Фото

Бульдозер ДЗ-27 сделан на базе трактора Т-130 путем добавления навесного оборудования и модернизации отдельных узлов. Машина имеет стандартную компоновку с задним расположением кабины и передним расположением мотора. Несущей системой является сварной корпус полурамной конструкции. В качестве ходовой части используется традиционный гусеничный движитель с литыми направляющими колесами на роликоподшипниках.

Особенности ходовой части:

  • тип подвески – пластинчатая балансирная рессора;
  • тип натяжного устройства – гидравлический механизм, дополненный цилиндрической пружиной;
  • количество поддерживающих катков – 2 (с каждой стороны);
  • количество опорных катков – 5 (с каждой стороны);
  • ширина стандартного башмака – 500 мм;
  • тип ведущих колес – литые зубчатые;
  • гусеничные ленты – составные из штампованных звеньев (соединение выполнено втулками и пальцами).

Механическая трансмиссия представлена следующими элементами:

  • 8-скоростной 4-вальной коробкой передач с постоянным зацеплением шестерен;
  • 2-дисковой постоянно замкнутой муфтой сцепления сухого трения;
  • многодисковыми муфтами поворота;
  • конечной передачей в виде 2-ступенчатого редуктора с цилиндрическими колесами;
  • главной передачей в виде конической пары с криволинейными зубьями.

Тормозная система построена на ленточных тормозах и имеет высокую эффективность.

Гидравлическая система бульдозера позволяет работать с навесным оборудованием и состоит из гидробака, 3-золотникового 4-позиционного гидрораспределителя, системы трубопроводов и гидронасоса. В качестве базового устройства используется неповоротный отвал, имеющий криволинейную форму и сварную конструкцию. Оборудование оснащено козырьком сверху и ножами в нижней области. Боковины, установленные на сторонах отвала, расширяют призму волочения. На тыльной стороне посредством сварки монтируются проушины для крепления винтовых раскосов и толкающих брусьев. Движение отвала выполняется за счет 2 гидроцилиндров двойного действия.

Электрооборудование бульдозера участие в работе не принимает, но увеличивает эксплуатационный потенциал машины. Отличий от базового варианта оно не имеет. В модели ДЗ 27 используется однопроводная схема с напряжением 12 В. В состав электрооборудования входят генератор Г-309, стартер, реле-регулятор РР-362В и аккумулятор 6ТСТ.

Бульдозер оснащается металлической герметизированной кабиной, рассчитанной на 2 человек. В салоне присутствует воздушный обогрев и принудительная приточная вентиляция, способствующая поддержанию нормального микроклимата. В конструкции кабины применены высококачественные металлические и шумоизоляционные материалы, делающие ее устойчивой к механическим повреждениям и снижающие уровень звука, проникающего в салон. Специальные уплотнители положительно сказываются на звуко- и теплоизоляционных свойствах. Опционально предусмотрена установка кондиционера.

Большие безосколочные стекла обеспечивают хорошую обзорность. На заднем и лобовом стеклах устанавливаются стеклоочистители с электрическим приводом. Водительское кресло мягкое с возможностью регулировки по росту и весу (60-120 кг) оператора. Также кабина имеет зеркало заднего вида, футляр аптечки и термос.

Управление бульдозером осуществляется посредством педалей и рычагов, на которых ощущается незначительная вибрация, что создает определенные неудобства. Направление движения меняется посредством муфты поворота или с использованием коробки передач.

Двигатель

Бульдозер ДЗ 27 комплектуется 4-тактным дизелем Д-160 с жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Пуск силовой установки осуществляется с водительского места посредством электростартера (при минусовых температурах предпусковой подогреватель облегчает запуск мотора). Смесеобразование и сгорание топлива происходит в камере на дне поршня.

Главной составляющей, которая принимает наибольшие нагрузки, является чугунный блок цилиндров литой конструкции. В качестве опор для коленчатого и распределительного валов и валика декомпрессора служат стенки и вертикальные перегородки блока. В нижней части блока находится картер с 2 сливными отверстиями, перекрытыми пробками. Двигатель имеет общую на 2 цилиндра головку блока.

Для минимизации вибраций, возникающий в процессе работы, используется уравновешивающий механизм. Декомпрессионный механизм применяется для принудительного открытия клапанов впуска. Система питания включает 2-ступенчатый воздухоочиститель, впускные и выпускные коллекторы, турбокомпрессор и глушитель с выхлопом. В силовой установке используется комбинированная система смазки (разбрызгиванием и под давлением).

Характеристики агрегата Д-160:

  • рабочий объем – 13,53 л;
  • номинальная мощность – 117,7 (160) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1250 об/мин;
  • количество цилиндров – 4 (рядное расположение);
  • диаметр цилиндра – 145 мм;
  • степень сжатия – 14;

Емкость топливного бака составляет 290 л. Удельный расход топлива при средней нагрузке равняется 239 (176) г/кВт в час (г/л.с. в час).

Бульдозер ДЗ 27 без пробега приобрести не удастся. Средняя стоимость моделей в рабочем состоянии составляет 430-550 тысяч рублей.

Бульдозерный способ

При выборе оборудования рассмотрим несколько видов бульдозеров и сравним их основные показатели. Для сравнения возьмем бульдозер ДЗ-27С на базе трактора Т-140 и бульдозер Д-521А на базе трактора Т-180.

Техническая характеристика бульдозеров Д-521А и ДЗ-27С

Величина

Показатель Д-521А

ДЗ-27С

Базовый трактор

Т-130А

Т-180Г

Мощность двигателя, л.с.

Лемех

Неповоротный

Универсальный

Размеры лемеха:

длина, мм

высота, мм

Угол резания, град.

Максимальный подъем лемеха, мм

ИЗО

Макс, заглубление лемеха, мм

Максимальное тяговое усилие, тс

10,5

Масса бульдозера, кг

Масса бульдозера с трактором, кг

Определим производительность бульдозера Д-521А

где q — объем доставляемого вала, м3;

где Е — объем вала набираемого в борозде;

где 1 — длина верхней площадки вала в направлении движения бульдозера;

где L — длина вала, м;

где сокоэффициент борозды, =1,17;

— опытные коэффициенты для бульдозеров мощностью 108-180 л.с., =0,6,

— угол откоса в направлении движения, 8;=50°;

D — ширина вала, D=3,92;

х — степенной показатель, х=0,5.

h — высотавала, h=B=l,35 м;

U — длина верхнего гребня вдоль ножа, м U=D-2-(B-m)-(j,

где D — ширина вала, D=3,92 м;

В — высота ножа, В=1,35 м; m — глубина борозды, l=0,4 м;

где v — коэффициент наклона пути;

где К — коэффициент конструкции ножа, К=10;

l — коэффициент направления уклона, 8=0,16;

где Lг — время наполнения отвала бульдозера, Тр =30с,

Vг, Vп — соответственно скорость движения бульдозера в груженном и порожнем состоянии, м/с;

Тр — время разгрузки, 1р=4с.

Определим сменную и суточную производительность бульдозера Д-521А

Определим производительность бульдозера ДЗ-27С

Где q — объем доставляемого вала, и3;

где Е — объем вала набираемого в борозде, м3;

где 1 — длина верхней площадки вала в направлении движения бульдозера;

где L — длина вала, м;

где — коэффициент борозды, =1,17;

— опытные коэффициенты для бульдозеров мощностью 108-180 л.с.,

D — угол откоса в направлении движения, 8;=50°;

D — ширина вала, В=3,2м;

— степенной показатель, х=0,5.

h — высота вала, h=B=l,3 м, т.к. порода не является переувлажненной;

U — длина верхнего гребня вдоль ножа, м

U=D-2-(B-m)-a,

где D — ширина вала, D=3,2 м;

В — высота ножа, В=1,3 м;

m — глубина борозды, т=0,4 м; a=ctg5 — коэффициент заложения бокового откоса вала;

где v — коэффициент наклона пути;

v=l/Ke,

где К — коэффициент конструкции ножа, К=10;

е — коэффициент направления уклона, 8=0,16;

где Тц — время наполнения отвала бульдозера, Тц=3 Ос,

Lг, Ln — соответственно расстояние движения бульдозера в груженом и порожнем состоянии, м;

Vп, Vг — соответственно скорость движения бульдозера в груженном и порожнем состоянии, м/с;

Тр — время разгрузки, Тр=4с.

Тц=30+93/1,7+93/1,8+4=140 с.

Q=3600-l,5-0,8-0,7/(140-l,25)=17,3 м/час

Определим сменную и суточную производительность бульдозера ДЗ-27С

Qсм=17,3х12=207,6 м5/смену

Определим необходимое количество бульдозеров для бесперебойной работы пром. прибора ПГШ-П-50.

I.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
КОМПЛЕКТОМ САМОХОДНЫХ СКРЕПЕРОВ
ДЗ-13 (Д-392)

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.

Карта составлена на возведение насыпи земляного полотна шириной 27,5 м и высотой 2 м скреперами ДЗ-13 (Д-392) с разработкой грунта II группы в карьерах и выемках.

В технологической карте принята сменная производительность звена из семи скреперов — 1785 м3 грунта при восьмичасовом рабочем дне и дальности возки 2 км.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До начала возведения насыпи земляного полотна должны быть выполнены все предшествующие работы согласно требованиям СНиП III-8-76 «Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977, в том числе: расчистка дорожной полосы, разбивка земляного полотна, снятие и складирование растительного слоя, планировка и уплотнение основания под насыпь, временный водоотвод, сооружение временных землевозных дорог.

При возведении насыпи скреперами с перемещением грунта из карьеров и выемок выполняют следующие работы (рис. 1):

рыхление грунта в карьерах и выемках (при необходимости);

разработка, транспортирование и отсыпка грунта;

послойное разравнивание грунта;

послойное уплотнение грунта;

уход за землевозными дорогами.

Грунт разрабатывают комплексные механизированные звенья, в состав которых входят скреперы, бульдозеры с рыхлителями, автогрейдеры, грунтоуплотняющие машины и трактор-толкач.

Рыхление грунта в карьерах и выемках

Грунты, трудно поддающиеся обработке, а также мерзлые, перед началом разработки разрыхляют. Кроме того, разрыхляют переувлажненные грунты для их просушки перед разработкой. Грунт оптимальной влажности рыхлят в объеме не более полусменной производительности звена, чтобы избежать его пересыхания.

Грунт рыхлят на глубину срезаемой стружки рыхлителями, установленными на тракторах-толкачах. Мерзлые грунты рыхлят на глубину промерзания, мерзлый слой сдвигают за пределы разработки.

Разработка, транспортирование и отсыпка грунта

Грунт разрабатывают самоходными скреперами ДЗ 13 (Д-392).

Техническая характеристика скрепера ДЗ-13 (Д-392)

Емкость ковша, м3…………………………………………………………. 15

Ширина резания, м…………………………………………………… 2,926

Глубина резания, м…………………………………………………….. 0,35

Толщина отсыпаемого слоя, м………………………………………. 0,5

Марка тягача……………………………………………………. БеЛАЗ-531

Масса скрепера с тягачом, т…………………………………………… 34

В качестве толкача при наборе грунта используют бульдозер Д-384 на базе трактора ДЭТ-250. Кроме ДЭТ-250, в качестве толкача могут использоваться бульдозеры на тракторах «Интер-Хорвейстер» или «Катерпиллер» (табл. 1).

Рис. 1. Технологическая схема возведения земляного полотна (размеры указаны в метрах):

1 — скрепер ДЗ-13; 2 — бульдозер ДЗ-53С (Д-686); 3 — автогрейдер ДЗ-31-1 (Д-557-1); 4 — пневмокаток ДУ-16 (Д-551Б); I — участок отсыпки грунта; II — участок уплотнения грунта (сплошная линия — груженый ход, пунктир — холостой ход)

Таблица 1

Технические характеристики тракторов

Наименование показателя

Марка трактора

ДЭТ-250

Интер-Хорвейстер

Катерпиллер

Управление

Гидравлическое

Мощность двигателя, л. с.

Масса с бульдозером, т

Грунт на участках с уклоном 8 — 12° зарезают по обычной схеме (рис. 2), а на горизонтальных участках — по клиновой схеме.

Рис. 2. Схемы зарезания грунта (размеры указаны в метрах):

а — обычная; б — клиновая; в — гребенчатая

При разработке песчаных и сыпучих грунтов применяют гребенчатую схему зарезания.

Каждый последующий зуб гребня должен быть короче предыдущего в 2 раза и меньше по высоте в 1,5 раза.

В карьерах и выемках грунт разрабатывают по шахматно-гребенчатой или ребристо-шахматной схеме (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Шахматно-гребенчатая схема зарезания грунта (цифрами указана последовательность зарезания)

Рис. 4. Ребристо-шахматная схема зарезания грунта (цифрами указана последовательность зарезания)

Пути движения скреперов выбирают из расчета наименьшего числа поворотов в груженом состоянии (рис. 5).

Рис. 5. Схемы движения скреперов:

а — раздельными проходами из выемки в две насыпи; б — сквозными проходами из выемки в две насыпи (двойными циклами); в — из карьера в насыпи; 1 — место набора грунта; 2 — место выгрузки грунта

Схему работы сквозными проходами (двойными циклами) применяют только в том случае, если на нее тратится время не больше, чем на два цикла при работе по обычной схеме.

В насыпь грунт отсыпают способом «от себя» — от краев насыпи к середине слоями толщиной 0,35 — 0,4 м. При этом способе ранее отсыпанный грунт частично уплотняется. Для обеспечения равномерной толщины отсыпаемого слоя грунта и сокращения времени цикла грунт выгружают на ходу при движении параллельно оси насыпи. Повороты в процессе выгрузки и набора грунта не допускаются.

Скрепер разворачивают на насыпи отсыпаемого земляного полотна.

Ширину проезжей части землевозных дорог принимают не менее 5 м для движения в одном направлении.

Послойное разравнивание грунта

Грунт в насыпи разравнивают бульдозером Д-686 в продольном направлении. В необходимых случаях грунт перемещают для выравнивания продольного профиля земляного полотна.

Техническая характеристика бульдозера ДЗ-53С (Д-686)

Размер отвала, мм……………………………………………. 3200 — 1200

Марка трактора…………………………………………………….. Т-100М

Мощность двигателя, л. с…………………………………………….. 108

Масса, т……………………………………………………………………… 13,9

Насыпь планируют послойно автогрейдером ДЗ-98 или ДЗ-31-1 (табл. 2) от оси к откосам. После планировки поверхность слоя должна иметь поперечные уклоны 15 — 30 ‰ для стока воды и не должна иметь замкнутых впадин.

Таблица 2

Технические характеристики автогрейдеров

Наименование показателей

Марка

ДЗ-98 (Д-395В)

ДЗ-31-1 (Д-557-1)

Мощность двигателя, л. с.

Длина отвала, мм

Масса, кг

Уплотнение грунта

Грунт уплотняют послойно пневмокатками ДУ-16 (Д-551Б) при оптимальной влажности. Допускается отклонение от оптимальной влажности: связных грунтов ±10 %, несвязных грунтов ±20 %.

При недостаточной влажности грунтов их следует увлажнять. Допускается увлажнение грунтов в уплотняемом слое, режим увлажнения устанавливается по данным лаборатории. Переувлажненные грунты просушиваются.

При возведении насыпи скреперами предварительную подкатку не производят, так как при движении скреперов по отсыпаемой насыпи достигается уплотнение более чем 0,9 требуемой плотности.

Насыпь уплотняют продольными проходами со смещением от бровок к середине. Каждый последующий проход перекрывает след предыдущего на 1/3 — 1/4 ширины катка.

Наименьшее расстояние прохода катка от бровки насыпи — 0,5 м.

Грунт насыпи земляного полотна уплотняют до коэффициента уплотнения в нижнем слое — 0,95, в верхнем слое — 0,98. Число проходов по одному следу (8 — 15) для достижения требуемого коэффициента уплотнения определяют пробной укаткой. Давление в шинах катков при уплотнении песков должно быть не более 2 кгс/см2, супесей — 3 — 4 кгс/см2, связных грунтов — 6 — 8 кгс/см2.

Первый и последний проходы по полосе укатки осуществляют на скорости 2 — 1,5 км/ч.

Уход за землевозными дорогами

При работе скреперов необходимо постоянно следить за ровностью землевозных дорог, срезать бугры и впадины.

Землевозные дороги планируют автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1) или ДЗ-98 (Д-395В).

Летом землевозные дороги периодически поливают водой, очищают от грязи, зимой очищают от снега и льда, а при гололеде, кроме того, посыпают песком.

Требования к качеству работ

Все работы при возведении насыпи земляного полотна должны выполняться в соответствии с требованиями «Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН 97-63, М., Транспорт, 1964 и СНиП III-8-76 «Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977.

Элементы, подлежащие контролю, приведены в разделе VIII технологической карты.

Указания по технике безопасности

При производстве работ необходимо соблюдать «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М.; Транспорт, 1969.

При разработке грунта скреперами необходимо дополнительно соблюдать следующие правила: уклоны землевозных дорог не должны превышать: на подъеме — 9°, на спуске — 14°, в поперечном профиле — 6°.

Не допускается работа скреперов в мокрых глинистых грунтах или в дождливую погоду.

Дистанция между движущимися скреперами должна быть не менее 20 м.

Не допускаются повороты скрепера при наборе грунта.

Запрещается наталкивать грунт к откосам и обочинам бульдозером.

При разравнивании грунта и планировке насыпи расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно быть не менее 1 м. При уплотнении грунта пневмокатком это расстояние должно быть не менее 0,5 м.

К управлению всеми машинами допускаются только лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие удостоверение на право управления ими.

При возведении насыпи земляного полотна скреперами ДЗ-13 (Д-392) следует руководствоваться следующей документацией:

СНиП III-8-76 «Правила производства и приемки работ. Земляные сооружения», М., Стройиздат, 1977;

ВСН 97-63 «Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог», М., Транспорт, 1964;

«Наставление по сооружению земляного полотна и верхнего строения пути», часть I «Земляное полотно», М., Оргтрансстрой, 1976;

«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт, 1969;

«Справочник инженера-механика дорожника», М., Транспорт, 1973;

СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 1975;

«Типовая инструкция по охране труда машиниста скрепера», М., Оргтрансстрой, 1974;

«Типовая инструкция по охране труда для машинистов уплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по возведению насыпи земляного полотна скреперами выполняют в две смены. В каждую смену организуют звено следующего состава:

Машинист трактора-толкача 6 разр. — 1

Машинисты скреперов 6 » — 7

Машинист бульдозера 6 » — 1

Машинист автогрейдера 6 » — 1

Машинист пневмокатка 6 » — 1

В состав звена при необходимости включаются водитель поливомоечной машины и машинист бульдозера с рыхлителем.

Число скреперов и автогрейдеров определяют в зависимости от дальности возки (см. приложение) и рассчитывают по формуле.

где П — число скреперов на один толкач;

Цс — время полного цикла скрепера;

Цт — время полного цикла толкача.

Для выполнения работ берут захватку длиной 200 м и делят ее пополам по оси насыпи.

Работу организуют так, чтобы грунт отсыпался и разравнивался на одной половине захватки, а уплотнялся на другой.

Следующая смена ведет работы на следующей захватке.

На участке работ сосредотачивают склад горюче-смазочных материалов, инвентарь, а также вагончик для мастера и кладовой, вагончик для отдыха рабочих, вагончик для принятия пищи. Обеспечивают участок работ питьевой и технической водой, медицинской аптечкой. Зимой механизмы обеспечивают горячей водой.

IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОТСЫПКИ СЛОЯ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ТОЛЩИНОЙ 0,3 м СКРЕПЕРАМИ ДЗ-13 (Д-392) ПРИ ДАЛЬНОСТИ ВОЗКИ 2 км

Примечания. 1. Цифры над линиями обозначают число машинистов, под линиями — продолжительность операции в минутах.

2. В трудоемкость работ включено время на отдых машинистов — 10 % продолжительности смены.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА ОТСЫПКУ СЛОЯ НАСЫПИ ТОЛЩИНОЙ 0,3 м ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА КОМПЛЕКТОМ САМОХОДНЫХ СКРЕПЕРОВ ДЗ-13 (Д-392) НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 200 м ПРИ ДАЛЬНОСТИ ВОЗКИ 2 км

Шифр норм и расценок

Состав звена

Описание работ

Единица измерения

Объем работ

Норма времени, чел-ч

Расценка, руб.-коп.

Нормативное время на полный объем работ, чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

ТНиР, § Т79-5, табл. 3, № 4б + 3б

Машинист скрепера 6 разр. — 1

Разработка и перемещение грунта II группы с отсыпкой в насыпь земляного полотна

100 м3

17,85

4,205

75,1

ТНиР, § Т79-5, табл. 3, № 4б + 3б, применительно

Машинист трактора-толкача 6 разр. — 1

Толкание скреперов

«

17,85

0,6

0-47,4

10,7

ТНиР, § Т79-7, табл. 2, № 4б

Машинист бульдозера 6 разр. — 1

Разравнивание грунта бульдозером Д-686

«

17,85

0,71

0-56,1

12,7

ТНиР, § Т16-7, табл. 1, № 2а + 4а

Машинист пневмокатка 6 разр. — 1

Уплотнение грунта пневмокатком Д-551 за 10 проходов по одному следу

«

17,85

0,572

0-45,1

10,6

ТНиР, § Т16-6, № в

Машинист автогрейдера 6 разр. — 1

Планировка землевозных дорог (уход за землевозными дорогами) автогрейдером

1000 м2

0,46

0-36,3

9,2

ТНиР, § Т79-3-7, табл. 2, № 1б

Машинист автогрейдера 6 разр. — 1

Планировка земляного полотна за 4 прохода автогрейдером

«

0,68

0-53,6

4,1

Итого: на сменную захватку длиной 200 м

на 100 м3 грунта

6,83

на 200 м насыпи высотой 2 м

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наименование показателей

Единица измерения

По калькуляции А

По графику Б

На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции

Трудоемкость работ на 200 м готовой насыпи

чел-ч

-27,8

Средний разряд рабочих

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Б. Машины, оборудование, инвентарь

Наименование

Марка, ГОСТ

Количество

Скрепер самоходный

ДЗ-13 (Д-392), 10055-75

Трактор-толкач с бульдозером (бульдозер Д-384)

ДЭТ-250

Бульдозер

ДЗ-53С (Д-686), 7410-70

Автогрейдер

ДЗ-31-1 (Д-557-1), 9420-69

Каток пневмоколесный полуприцепной

ДУ-16 (Д-551Б), 16481-70

VIII. КАРТА ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА СКРЕПЕРАМИ ДЗ-13 (Д-392)

№ пп

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

Отметки бровки земляного полотна

±5 см

Ширина земляного полотна между осью и бровкой

±10 см

Крутизна откосов земляного полотна

+10 %

Примечания. 1. Уменьшение коэффициента уплотнения по абсолютной величине (не более чем у 10 % образцов) должно быть не более 0,04.

2. Разница между значениями коэффициентов уплотнения в поперечном сечении земляного полотна в его верхнем слое не должна быть более 0,02.

3. Перемешивание разнородных грунтов не допускается.

4. Попадание снега и льда в тело насыпи не допускается.

5. Поперечный уклон верха земляного полотна должен быть в пределах 15 — 30 %.

СНиП III-Д.5-73; СНиП III-8-76; ВСН 97-63

Основные операции, подлежащие контролю

Разработка и отсыпка грунта в насыпь

Разравнивание и планировка грунта

Уплотнение насыпи

Состав контроля

Однородность грунтов в теле насыпи

Толщина слоя, высотные отметки продольного профиля, ширина земляного полотна, крутизна откоса, поперечный уклон верха земляного полотна

Фактическая плотность и коэффициент уплотнения грунта

Метод и средства контроля

Визуальный

Инструментальный, визирки, нивелир, мерная лента, уклономер

Метод режущего кольца, радиометрические приборы ПГП-2, плотномер-влагомер Ковалева

Режим и объем контроля

Послойно, раз в смену

Промеры через 50 м, продольное нивелирование и промеры через каждые 100 м, ширину земляного полотна и крутизну откосов проверяют не менее чем в трех местах на 1 км дороги

Не менее трех образцов на каждые два пикета (для автодорог с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями) и не менее трех образцов на каждые пять пикетов (для дорог с другими видами покрытий)

Лицо, контролирующее операцию

Мастер, лаборант

Мастер

Лаборант

Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля

Прораб

Привлекаемые для контроля подразделения

Лаборатория

Лаборатория

Где регистрируются результаты контроля

Журнал производства работ

Журнал контроля за уплотнением насыпи

Приложение

Расчетная производительность скреперов в зависимости от дальности возки

Дальность возки, км

Производительность одного скрепера, м3/смену

Производительность звена, м3/смену

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

2,0

2,1

2,2

2,3

2,4

2,5

2,6

2,7

2,8

2,9

3,0

Расчетный состав звена в зависимости от дальности возки

Дальность возки, км

Число машин

толкачей

скреперов

бульдозеров

пневмокатков

автогрейдеров

До 0,5

0,8

1,1

1,4

1,8

2,2

2,5

До 2,9

Свыше 2,9

Бульдозер

Бульдозер ДЗ-29 (Д-535) на базе трактора ДТ-75. Бульдозер ДЗ-53 (Д-492А) с механическим (канатно-блочным) управлением отвала на базе трактора Т-100. Бульдозер ТМ-10. Бульдозер на артиллерийском тягаче — модернизированный (БАТ-М), во время работы. Путепрокладчик БАТ-2 пересекает реку по понтонам наплавного моста в ходе наведения военнослужащими 28-й отдельной понтонно-мостовой бригады переправы через реку Оку в ходе испытания нового понтонно-мостового парка — 2005 модели (ПП-2005), 15 мая 2017 года.

Бульдо́зер — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное с навесным рабочим органом — криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины.

Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 10 — 200 метров) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и тому подобных сооружений. Также бульдозер применяется при разработке россыпей, на отвалах, при рекультивации, в качестве вспомогательной машины на карьерах. Кроме того, бульдозер используют при строительстве и ремонте дорог, а также как толкач (например, при заполнении самоходных и прицепных скреперов) и тому подобное.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2 Просмотров:9 724 2 238
  • ✪ Машины монстры Самый большой бульдозер в мире Komatsu D575A National Geographic
  • ✪ Машины Монстры / Monster Machines — Бульдозер с пятиэтажку (4 серия)

Субтитры


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *