Верховный суд разобрался с карьерным ростом полицейских

Верховный суд РФ представил на своем сайте 79-страничный обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы сотрудниками правоохранительных органов. Этот документ утвержден 15 ноября президиумом ВС.

Обобщение подготовлено на основе изучения практики рассмотрения судами в 2014-2017 годы споров, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками таможенных органов. Судами разрешались дела по искам к госорганам и их подразделениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры. Кроме того, суды рассматривали дела по искам к сотрудникам о привлечении к материальной ответственности.

В обобщении изложено порядка 15 правовых позиций по тем категориям споров, при разрешении которых судами нередко допускаются ошибки.

В частности, ВС обращает внимание, что в случае сокращения должности, замещаемой сотрудником ОВД, ему должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность является правом, а не обязанностью органа внутренних дел.

Так, П. обратился в суд с иском к территориальному органу внутренних дел РФ о восстановлении на службе. Он указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального ОВД РФ по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342 от 30 ноября 2011 года в связи с сокращением должности. По мнению П., это являлось незаконным ввиду нарушения процедуры увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности. Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, исковые требования П. удовлетворены, он восстановлен на службе в органах внутренних дел.

Судом установлено, что в результате проведения организационно-штатных мероприятий замещаемая истцом должность была сокращена. 20 октября 2014 года П. был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342, и с 1 января 2015 года П. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение органа внутренних дел. П. была предложена для замещения должность начальника реорганизованного отделения территориального органа внутренних дел РФ по субъекту РФ, однако от предложенной должности П. отказался. Также П. был ознакомлен со списками вакантных должностей руководителей территориальных органов и подразделений органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, согласия на замещение которых П. выражено не было.

Приказом ответчика от 29 июля 2015 года П. уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.

Удовлетворяя исковые требования П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 20 октября 2014 года по 29 июля 2015 года в территориальном органе внутренних дел по субъекту Российской Федерации имелись вакантные должности, равнозначные занимаемой истцом, и вышестоящие вакантные должности, которые не были предложены П., в связи с чем пришел к выводу о нарушении процедуры увольнения П. со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342. При этом суд указал на то, что статьей 36 названного закона предусмотрена обязанность руководителя решить вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел, и того, что эта иная должность должна быть равнозначной или нижестоящей по отношению к ранее занимаемой, данная норма закона не содержит.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ нашла указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, указав следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 года основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в ОВД, замещаемой сотрудником. Пунктом 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 36 ФЗ № 342 установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику – с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности – возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.

Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 данного федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ). Из приведенных норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность. При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.

Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел. Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что для решения вопроса о законности увольнения П. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию с учетом содержания спорных правоотношений сторон и основания заявленного П. иска являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиком процедуры увольнения П. со службы, в частности, исполнена ли должным образом обязанность по предложению П. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы П. по специальности. Между тем суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные отношения, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что при увольнении сотрудника органа внутренних дел по указанному основанию орган внутренних дел обязан предлагать сотруднику все имеющиеся вакантные должности, в том числе и вышестоящие по отношению к замещаемой сотрудником органов внутренних дел. Судом первой инстанции также не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что П. неоднократно предлагались для замещения вакантные должности, на замещение которых он согласия не выразил со ссылкой на обязанность ответчика предлагать ему только равнозначные или вышестоящие должности. П. предлагалась вакантная должность начальника отдела территориального органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, которая является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой П. должности, согласия на ее замещение П. также не дал.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала незаконными состоявшиеся по делу судебные постановления, отменила их и направила дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2016 года № 14-КГ16-15).

Вопрос № 4. Перевод по службе в органах внутренних дел.

Вопросы перемещения (перевода) по службе сотрудников органов внутренних дел регламентирует глава 5 Закона о службе в ОВД.

Перевод сотрудника органов внутренних дел с его согласия, выраженного в письменной форме, допускается:

на вышестоящую должность;

на равнозначную должность;

на нижестоящую должность;

в другую местность;

в связи с зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Вышестоящая должность – должность в органах внутренних дел, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Закона о службе в ОВД.

Равнозначная должность – должность в органах внутренних дел, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в органах внутренних дел осуществляется:

— в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации;

— по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

— по личным или семейным обстоятельствам;

— в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

— в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник;

— в связи с прекращением срочного контракта;

— связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

— в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нижестоящая должность – должность в органах внутренних дел, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более низкий должностной оклад.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется:

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

по личным или семейным обстоятельствам;

в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

в порядке наложения дисциплинарного взыскания;

в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность;

в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

в связи с отказом от перевода на равнозначную должность в порядке ротации;

в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности (с учетом рекомендации аттестационной комиссии);

в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не является переводом и не требует согласия сотрудника органов внутренних дел выполнение им равнозначных функций по иной должности в органах внутренних дел в том же подразделении и в той же местности, не влекущее за собой изменения условий контракта.

Сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода – на иную равнозначную должность в другую местность. В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в той же местности, а в случае отказа – уволен со службы в органах внутренних дел.

На сотрудника органов внутренних дел с его согласия могут быть временно возложены обязанности по вышестоящей должности в органах внутренних дел с одновременным освобождением его от выполнения обязанностей по замещаемой должности либо без такового.

Непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава не может в текущем году превышать два месяца, а по должности высшего начальствующего состава – шесть месяцев.

Непрерывный срок исполнения обязанностей по невакантной (замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности в органах внутренних дел в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника не может в текущем году превышать четыре месяца.

В связи со служебной необходимостью по решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел может без освобождения от замещаемой должности в органах внутренних дел и его согласия привлекаться к исполнению обязанностей по иной должности, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по замещаемой должности.

Для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Вывод: Перевод сотрудника органов внутренних дел с его согласия, выраженного в письменной форме, допускается:

на вышестоящую должность;

на равнозначную должность;

на нижестоящую должность;

в другую местность;

в связи с зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Зачисление сотрудника в распоряжение подразделения органов внутренних дел производится на основании статьи 36 Закона о службе и в порядке, утвержденном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 54.

Зачисление сотрудника в распоряжение подразделения органов внутренних допускается в следующих случаях:

  • упразднение (ликвидация) территориального органа (подразделения) либо сокращение замещаемой сотрудником должности;
  • освобождение сотрудника от замещаемой должности в связи с переводом на иную должность;
  • проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел;
  • окончание приостановления сотрудником службы в органах внутренних дел;
  • направление сотрудника в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о службе (освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев) на медицинское освидетельствование (обследование);
  • невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей);
  • направление сотрудника в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу (включая направление сотрудника для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности), и период трудоустройства по окончании служебной командировки;
  • восстановление в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность;
  • окончание срока прикомандирования сотрудника.

Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении в течение следующего срока:

  • не более двух месяцев – в случаях упразднения (ликвидация) территориального органа (подразделения) либо сокращение замещаемой сотрудником должности или проведение процедуры увольнения сотрудника со службы;
  • в течение периода, необходимого для передачи дел по должности, но не более одного месяца – в случае освобождения сотрудника от замещаемой должности в связи с переводом на иную должность;
  • в течение периода, необходимого для прохождения медицинского освидетельствования (обследования), но не более двух месяцев – в случае направления сотрудника при освобождении от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев на медицинское освидетельствование (обследование);
  • в течение периода временной нетрудоспособности, но не более одного года – в случае невыполнения сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей);
  • в течение периода, необходимого для трудоустройства, но не более трех месяцев – в случаях окончание приостановления сотрудником службы в органах внутренних дел, направления сотрудника в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу (включая направление сотрудника для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности), и период трудоустройства по окончании служебной командировки, восстановление в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность, окончание срока прикомандирования сотрудника.
  • в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и периода, необходимого для трудоустройства, но не более двух месяцев после окончания указанного отпуска – в случае упразднения (ликвидация) территориального органа (подразделения) либо сокращение замещаемой сотрудником должности.

Сотрудник, зачисленный в распоряжение территориального органа (подразделения), до назначения на другую должность либо увольнения со службы выполняет поручения уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.

На сотрудника, зачисленного в распоряжение подразделения, распространяется режим служебного времени.

К сотруднику, зачисленному в распоряжение подразделения, могут применяться меры поощрения, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Время нахождения сотрудника в распоряжении подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания.

Сотруднику, находящемуся в распоряжении, до истечения срока нахождения в распоряжении, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях).

Сотруднику, находящемуся в распоряжении и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением уполномоченного руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере.

По решению уполномоченного руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей также могут производиться другие дополнительные выплаты.

В срок нахождения сотрудника в распоряжении не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске, предусмотренные Законом о службе.

Уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника в распоряжении подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел либо о расторжении с ним контракта и увольнении со службы.

Зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом МВД России или уполномоченного руководителя.

Сотрудники зачисляются в распоряжение:

  • Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  • Территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) и региональном уровнях, образовательных учреждений, научно-исследовательских и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России).

В период нахождения сотрудника в распоряжении, кадровым подразделением в установленном порядке проводятся мероприятия по переводу сотрудника на другую должность в органах внутренних дел либо увольнению его со службы в органах внутренних дел.

Если сотрудник, зачисленный в распоряжение и проходящий службу в подразделении центрального аппарата МВД России, за 10 дней до истечения сроков, установленных частью 11 статьи 36 Закона о службе, не был переведен на другую должность в органах внутренних дел или уволен со службы в органах внутренних дел, Департаментом государственной службы и кадров МВД России в порядке, установленном статьями 27, 30, 80 — 89 Закона о службе и нормативными правовыми актами, изданными в целях его реализации, Министру внутренних дел Российской Федерации представляются документы о переводе сотрудника или о его увольнении без согласования с руководителем (начальником) подразделения центрального аппарата МВД России.

Руководитель (начальник) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВД России, начальник кадрового подразделения несут ответственность за соблюдение порядка зачисления сотрудников в распоряжение и сроков нахождения сотрудников в распоряжении.

Министром внутренних дел Российской Федерации производится зачисление:

  • В распоряжение МВД России:
    • Сотрудников, проходящих службу в подразделениях центрального аппарата МВД России.
    • Сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел по окончании ее приостановления, непосредственно перед приостановлением службы проходивших ее в подразделениях центрального аппарата МВД России.
    • Сотрудников по окончании срока прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, непосредственно перед прикомандированием проходивших службу в подразделениях центрального аппарата МВД России.
    • Иных сотрудников по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.
  • В распоряжение территориальных органов, организаций, подразделений МВД России:
    • Сотрудников, проходящих службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России и освобожденных от должностей высшего начальствующего состава указами Президента Российской Федерации или замещающих должности, назначение на которые производится Министром внутренних дел Российской Федерации.
    • Иных сотрудников по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации производится зачисление в распоряжение территориальных органов, организаций, подразделений МВД России сотрудников, проходящих службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях, замещающих должности, назначение на которые производится заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации.

Руководителями (начальниками) территориальных органов, организаций, подразделений МВД России производится зачисление в распоряжение территориальных органов, организаций, подразделений МВД России:

  • Сотрудников, проходящих службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях, за исключением сотрудников, указанных в подпункте 8.2.1 и пункте 9 настоящего Порядка.
  • Сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел по окончании ее приостановления, непосредственно перед приостановлением службы проходивших ее в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях.
  • Сотрудников по окончании срока прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, непосредственно перед прикомандированием проходивших службу в территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России, а также в подчиненных им территориальных органах МВД России и организациях.

Зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом.

В приказе о зачислении в распоряжение указываются основание для зачисления сотрудника в распоряжение, дата зачисления в распоряжение, перечень и размеры дополнительных выплат в период нахождения в распоряжении в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также возложение на сотрудника служебных обязанностей по ранее замещаемой должности и (или) его служебное место или определяется руководитель (начальник), который будет давать сотруднику поручения и (или) определять его служебное место.

Возлагаемые на сотрудника служебные обязанности по ранее замещаемой должности определяются должностным регламентом (должностной инструкцией) по указанной должности.

Перечень поручений руководителя (начальника), которые будет выполнять сотрудник, находящийся в распоряжении, а также служебное место в случае, если руководитель (начальник) уполномочен его определить, оформляются правовым актом указанного руководителя (начальника).

С приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение сотрудник ознакомляется под расписку в течение пяти рабочих дней с даты его издания, а при невозможности ознакомления — копия приказа (выписка из приказа) направляется сотруднику по почте.

В случае отказа сотрудника от ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение составляется соответствующий акт в произвольной форме.

При ознакомлении сотрудника с приказом (выпиской из приказа) о зачислении в распоряжение кадровым подразделением с участием непосредственного руководителя (начальника) проводится беседа, в ходе которой сотруднику, зачисленному в распоряжение, разъясняются порядок и особенности прохождения службы во время нахождения в распоряжении, права, обязанности и гарантии социальной защиты. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правовых (юридических), медицинских и финансовых подразделений.

Результаты беседы отражаются в листе беседы, составляемом в произвольной форме. В случае отказа сотрудника от участия в беседе составляется соответствующий акт в произвольной форме.

На сотрудника, зачисленного в распоряжение, распространяется режим служебного времени, установленный Законом о службе.

К сотруднику, зачисленному в распоряжение, в установленном порядке могут применяться меры поощрения, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания

Учитывая, что зачисление сотрудника в распоряжение в основном связано с сокращением замещаемой им должности, необходимо обратить внимание на положения статьи 36 Закона о службе, регламентирующие порядок данное направление деятельности руководителя (начальника) и кадрового подразделения.

При сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае:

  • предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел;
  • направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.

При реорганизации подразделения либо изменении его структуры правоотношения с сотрудником, замещающим должность, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.

При упразднении (ликвидации) подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность, могут быть продолжены в случае:

  • предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел;
  • направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.

Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 Закона о службе.

При упразднении (ликвидации) подразделения либо сокращении должностей в органах внутренних дел уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника органов внутренних дел о предстоящем увольнении со службы в органах внутренних дел не позднее чем за два месяца до его увольнения.

В течение указанного выше срока, в подразделении может проводиться внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел в соответствии со статьей 33 Закона о службе. По результатам внеочередной аттестации сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности.

Преимущественное право на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях предоставляется сотруднику органов внутренних дел, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе.

Уполномоченный руководитель по желанию сотрудника органов внутренних дел, выраженному в письменной форме, вправе расторгнуть с ним контракт и уволить его со службы в органах внутренних дел до истечения срока уведомления.

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы или о ее прекращении Президент Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение МВД России, территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные Законом о службе правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).

Сотруднику органов внутренних дел, направленному в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу (включая направление сотрудника для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности), и изъявившему желание продолжить службу в органах внутренних дел по окончании командировки, указанной в пункте 7 части 10 настоящей статьи, по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность в органах внутренних дел, а при ее отсутствии другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.

1. Руководители подразделений по сути, начинают обманывать личный состав. Вручая уведомления, кадровый аппарат обещает сотрудникам дальнейшее трудоустройство, при этом кадровики и начальники говорят, чтобы сотрудники не искали себе места работы, так как они обо всем позаботятся. Сотрудники, поверив своим руководителям, успокаиваются и продолжают работать и выходить на службу.А это и нужно руководству, чтобы до последнего использовать потенциал сотрудника.

На данный момент у некоторых сотрудников заканчивается срок, указанный в уведомлении, и они начинают задавать вопросы своим руководителям о дальнейшем трудоустройстве. А в ответ получают листок беседы, где сотрудника уведомляют о предстоящем увольнении.

Так же от личного состава скрывают приказы о сокращении должности, приказы о зачислении личного состава в распоряжение, новое штатное расписание, не предоставляют списки вакантных должностей, то есть держат личный состав в неведении.

2. Так же не понятно — для чего руководство некоторых подразделений при врученных уведомлениях устраивают сотрудникам зачеты и экзамены по итогам года, а потом отправляют сотрудников на внеочередную аттестацию? Складывается такое впечатление, что личный состав хотят уволить не по сокращению штатов, а по несоответствию занимаемой должности. При этом можно сэкономить много денег, потому что при сокращении штата нужно платить компенсацию, а так нет.

На совещаниях личному составу объявляют о предстоящей аттестации. обещая всем дальнейшее прохождение службы, а после чего намерено валят на аттестации сотрудника и увольняют его решением комиссии. На данный момент такие случаи уже были, и сотрудники обращались за юридической помощью в Профсоюз.

3. Многие руководители отказывают сотрудникам в предоставлении отпусков, положенных им в соответствии с частью 11 статьи 56 ФЗ-342 «закона о службе». В то время, как сотруднику положены ВСЕ отпуска, предусмотренные законодательством, в том числе дополнительные — за вредность, особые условия, ненормированный день, все не использованные ранее (прошлый год), отпуска, предусмотренные статьей 63 «закона о службе».

Преследуя собственные корыстные цели, начальники вводят увольняемых полицейских в заблуждения обещая компенсировать отпуска, однако согласно пункта 101 приказа МВД № 65 «о денежном довольствии» при увольнении со службы выплачивается компенсация только за ОСНОВНОЙ отпуск, не использованный в год увольнения. Таким образом сотрудник теряет и время, которое ему необходимо для решения вопроса о дальнейшем трудоустройстве при желании остаться на службе в ОВД, так и денежные средства, которые ему должны выплачиваться в связи с нахождением на службе.

4. Практически ни в одном подразделении, в котором проводятся организационно – штатные мероприятия, связанные с сокращением должностей не соблюдаются предусмотренные законодательством преимущественные права на оставление на работе. Известны многочисленные случаи вручения уведомлений о предстоящем увольнении беременным женщинам, сотрудникам воспитывающим детей до 3-х лет, в том числе находящимся в отпусках по беременности и родам, многодетным родителям, родителям детей инвалидов, родителям, воспитывающих детей в одиночку, единственных кормильцев в семье, ухаживающих за нетрудоспособными членами семьи.

Принципы отбора кандидатов на оставление и увольнение никаким образом не регламентированы, все происходит по воле начальника из принципа угодности сотрудника. Увольняют опытных и оставляют молодых, не дав доработать до пенсии первым буквально несколько месяцев, или наоборот — увольняют молодых энергичных и оставляют тех, кому далеко за пятьдесят, с возможностью контролировать последних.

Все приведенные выше примеры нарушения прав сотрудников имеют место в подразделениях ОВД по всей территории Российской Федерации и рассматривались Профсоюзом. По каждому конкретному случаю проводится индивидуальная работа, направленная на восстановление нарушенных прав, о чем мы сообщаем на своем официальном сайте, или направляем письма в соответствующие инстанции.

Сокращение штата в органах внутренних дел

В связи с реформированием системы МВД предусмотрено проведение мероприятий по оптимизации структуры органов внутренних дел, в ходе которых общая численность сотрудников должна быть сокращена. Рассмотрим, какие денежные выплаты положены сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел, и какие социальные гарантии предоставляются им уже после увольнения.

Выплата денежного довольствия при увольнении из органов внутренних дел

При увольнении сотрудника, в том числе по сокращению штатов, необходимо произвести с ним окончательный расчет.

Согласно п. 152 Положения о денежном довольствии <1> выплата денежного довольствия производится увольняемым из органов внутренних дел сотрудникам:

  • занимавшим ко дню увольнения штатные должности — по день увольнения;
  • докторантам, адъюнктам, слушателям и курсантам очной формы обучения — по день исключения из списков переменного состава образовательных и научно-исследовательских учреждений системы МВД включительно;
  • состоявшим ко дню увольнения в распоряжении органов внутренних дел — по день сдачи дел включительно. Выплата денежного довольствия в этом случае продлевается на периоды пребывания в очередном ежегодном и дополнительных отпусках и освобождения от служебных обязанностей по болезни (п. 146 Положения о денежном довольствии). При этом на сдачу дел предоставляется не более пяти рабочих дней со дня получения подразделением приказа об увольнении.

<1> Приказ МВД России от 14.12.2009 N 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Денежное довольствие выплачивается сотрудникам, находящимся ко дню получения подразделением приказа об увольнении (п. 153 Положения о денежном довольствии):

  • в отпуске, — по день его окончания включительно;
  • на излечении в лечебных учреждениях, — по день возвращения к месту службы включительно.

К сведению. Денежное довольствие сотрудников включает в себя (п. 2 Положения о денежном довольствии):

  • оклад по занимаемой штатной должности (должностной оклад), оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания;
  • процентную надбавку за выслугу лет;
  • процентные надбавки за ученую степень и ученое звание;
  • надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных средств — министром внутренних дел.

Выплата единовременного пособия

Итак, окончательный расчет по выплате денежного довольствия с увольняемым произведен. Далее рассмотрим, какие выплаты предусмотрены сотруднику в связи с его сокращением.

В соответствии с пп. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ N 941 <2> в случае увольнения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по сокращению штатов им выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от выслуги лет:

  • менее 10 календарных лет — 5 месячных окладов;
  • от 10 до 14 календарных лет включительно — 10 месячных окладов;
  • от 15 до 20 календарных лет включительно — 15 месячных окладов;
  • свыше 20 лет — 20 месячных окладов.

<2> Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Если сокращаемые сотрудники в период прохождения службы были награждены государственным орденом (орденами) или удостоены почетных званий СССР или Российской Федерации, соответствующий размер единовременного пособия увеличивается на два месячных оклада денежного содержания.

Денежная компенсация за неиспользованные отпуска

В соответствии с п. 155 Положения о денежном довольствии сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел по сокращению штатов, выплачивается денежная компенсация за отпуска, не использованные в году увольнения:

  • за очередной ежегодный отпуск — в полном объеме;
  • за остальные виды отпусков — пропорционально времени службы в году увольнения из расчета 1/12 части отпуска за каждый полный месяц службы.

Исчисление денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится исходя из денежного довольствия на день увольнения (п. 156 Положения о денежном довольствии).

Выплаты в случае увольнения без права на пенсию

При увольнении сотрудников без права на пенсию им производятся выплаты в размерах, определяемых Правительством РФ. Рассмотрим их.

Ежемесячное социальное пособие. Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ N 941 лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим общую продолжительность службы от 15 до 20 лет и уволенным со службы по сокращению штатов без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:

  • при общей продолжительности военной службы (службы) 15 лет — 40% суммы оклада денежного содержания;
  • за каждый год свыше 15 лет — 3% суммы оклада денежного содержания.

Ежемесячное социальное пособие выплачивается в размере оклада по последней воинской должности (должности), занимаемой лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, ко дню увольнения с военной службы (службы), и оклада по воинскому (специальному) званию на этот день.

Выплата оклада по специальному званию сотрудникам в течение одного года. Сотрудникам, уволенным по сокращению штата без права на пенсию, имеющим общую продолжительность службы (включая военную службу) менее 15 лет, сохраняется выплата оклада по специальному званию (далее — выплата) в течение одного года после увольнения (п. 18 Постановления Правительства РФ N 941).

Порядок указанной выплаты прописан в разд. XXXVI Положения о денежном довольствии. Рассмотрим его.

Согласно п. 168 Положения о денежном довольствии выплата осуществляется исходя из имевшегося у сотрудника на день увольнения со службы специального звания. В случае повышения (индексации) окладов по специальным званиям в течение годичного срока сохранения выплаты соответственно увеличивается ее размер.

Для получения выплаты увольняемый (уволенный) сотрудник подает руководителю подразделения рапорт (заявление), в котором указывает способ получения выплаты (через кассу по месту службы, где сотрудник состоял на денежном довольствии перед увольнением; перечислением на личный счет в банке; почтовым переводом с уплатой почтового сбора за счет получателя; иным способом) (п. 169 Положения о денежном довольствии). Если сотрудник обратился за назначением выплаты несвоевременно, выплата за прошлое время производится исходя из имевшегося у него на день увольнения специального звания и в размерах, применявшихся в течение одного года со дня увольнения (п. 173 Положения о денежном довольствии).

Выплата производится ежемесячно за текущий месяц один раз в период с 20-го по 25-е число по последнему перед увольнением месту службы сотрудника (п. 172 Положения о денежном довольствии). Основанием является приказ руководителя подразделения, в котором указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, основание увольнения со службы, общая продолжительность службы (включая военную службу), дата увольнения и дата окончания годичного периода выплаты (п. 170 Положения о денежном довольствии).

В случае ликвидации подразделения, где сотрудник ранее получал выплату, в дальнейшем выплата производится подразделением, определенным решением руководителя вышестоящего подразделения на основании переданных в установленном порядке ликвидированным подразделением документов на эту выплату (п. 171 Положения о денежном довольствии).

Выплата приостанавливается в случае призыва сотрудника на военные сборы на срок их прохождения. При этом период прохождения военных сборов засчитывается в общий срок выплаты (п. 174 Положения о денежном довольствии).

Согласно п. 175 Положения о денежном довольствии выплата прекращается со дня поступления сотрудника на военную службу или на службу:

  • в органы внутренних дел;
  • в учреждения и органы УИС;
  • в Государственную противопожарную службу МЧС;
  • в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • в таможенные органы;
  • в органы прокуратуры.

О наступлении указанных случаев сотрудник обязан письменно проинформировать руководителя подразделения. На основании представленной информации издается приказ руководителя подразделения о досрочном прекращении (приостановлении) выплаты, в котором указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, основание и дата увольнения со службы, основание и дата (период) досрочного прекращения (приостановления) выплаты (п. 176 Положения о денежном довольствии).

Возмещение излишне полученных сотрудником сумм по причине непредставления им информации о наступлении случаев, когда выплаты должны быть прекращены, производится в установленном законодательством РФ порядке (п. 177 Положения о денежном довольствии).

Учет (назначение, приостановление, прекращение) выплаты ведется в личной карточке денежного довольствия сотрудника (п. 178 Положения о денежном довольствии).

Налогообложение выплат, связанных с сокращением штатов

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;
  • все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, рассмотренные в статье выплаты, связанные с сокращением сотрудников, не облагаются НДФЛ, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Социальные гарантии сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел

В соответствии со ст. 64 Положения о службе в ОВД <3> сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), предоставляются следующие социальные гарантии.

<3> Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Медицинское обеспечение. За сотрудниками, уволенными с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняются права:

  • на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД, в частности согласно п. п. 2, 3 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам ОВД <4> прикрепление сотрудников, уволенных со службы, на медицинское обслуживание к амбулаторно-поликлиническим учреждениям системы МВД по направлению соответствующих пенсионных органов. Направление сотрудников, уволенных со службы, для оказания стационарной медицинской помощи в плановом порядке в медицинские учреждения системы МВД осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями системы МВД и других федеральных органов исполнительной власти. Очередность направления сотрудников определяют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с медицинскими показаниями;
  • на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД на платной основе. Кроме того, один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

<4> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей».

При направлении уволенных лиц после госпитального лечения в санатории и дома отдыха системы МВД для продолжения лечения путевки предоставляются на безвозмездной основе.

Общий и непрерывный трудовой стаж. Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа согласно Перечням специальностей и местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 941.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в органах внутренних дел в указанных местностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Обеспечение жильем и денежная компенсация по налогам. За уволенными по сокращению сотрудниками, имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, им выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В частности, согласно п. 18.1 Постановления Правительства N 941 лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным с правом на пенсию по сокращению штатов и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Денежная компенсация указанным лицам выплачивается пенсионным органом по месту получения пенсии при представлении налогового уведомления об уплате соответствующего налога и платежных документов, подтверждающих уплату.

Перерасчет размера денежной компенсации при неправильно произведенном налогообложении допускается не более чем за три предшествующих года.

К сведению. Освобождены от уплаты налогов на имущество физических лиц военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более (ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

О.Заболонкова

Редактор журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

>Прекращение службы в ОВД (стр. 1 из 6)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

>Кафедра Управления, административного права и АД ОВД

Дисциплина: Государственная служба в ОВД РФ

Реферат

На Тему: «Прекращение службы в органах внутренних дел «

Подготовил: Курсант 144 взвода

Рядовой милиции Красный А.Н.

Проверил:Преподаватель кафедры

капитан милиции Хряков В.А.

Белгород 2008

Примерное распределение времени

План Реферата Страницы
Вступительная часть 4
Учебные вопросы:
1. Прекращение службы в органах внутренних дел.. 5

2. Выплаты и льготы увольняемым сотрудникам органов внутренних дел. 3. Восстановление в должности, специальном звании и на службе.

11

15

4. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел. 17
Заключительная часть (подведение итогов) 31

ВВЕДЕНИЕ

Прекращение службы в ОВД – это такой правовой институт, который рано или поздно затрагивает всех без исключения сотрудников ОВД, что придает ему особую актуальность. Он включает в себя основания для прекращения службы в ОВД, возрастные ограничения, установленные для сотрудников ОВД, порядок и условия увольнения сотрудников из ОВД. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как административное право, административная деятельность, трудовое право, финансовое право и др.

1. Прекращение службы в органах внутренних дел

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации», Трудовым кодексом РФ, а также Положением о службе в органах внутренних дел — основанием для прекращения службы в органах внутренних дел может служить увольнение, прекращение гражданства, признание безвестно отсутствующим и смерть со­ трудника органов внутренних дел.

В соответствии с упомянутым Положением о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел может быть уволен:

а) по собственному желанию.

Увольнение производит начальник, которому предоставлено право увольнения соответствующей категории сотрудников, в двухнедельный срок со дня подачи рапорта об увольнении;

б) по достижении предельного возраста.

Таковым в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел следует считать:

— для лиц рядового и младшего начальствующего состава, а
также среднего и старшего начальствующего состава до подполковника включительно — 45 лет;

— полковника — 50 лет;

— генерал-майора, генерал-лейтенанта — 55 лет;

— генерал-полковника — 60 лет.

В интересах службы, при положительной аттестации и отсутст­вии медицинских противопоказаний, сотрудники (в персональном порядке, с их согласия) могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до 5 лет, а в исключи­тельных случаях для лиц среднего, старшего и высшего начальст­вующего состава срок оставления на службе может быть продлен еще на 5 лет. Решение об оставлении сотрудника на службе сверх установленного для него предельного возраста принимает началь­ник, имеющий право назначения этого сотрудника на должность;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

При наличии выслуги срока службы, дающего право на пен­сию, по инициативе начальника соответствующего органа внутрен­них дел могут быть представлены к увольнению только отрица­тельно аттестованные сотрудники, имеющие в течение последнего года службы хотя бы одно из следующих дисциплинарных взыска­ний: предупреждение о неполном служебном соответствии, пони­жение в должности, снижение в специальном звании, лишение на­грудного знака;

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Не позднее 2-х месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был своевременно продлен или перезаключен, руково­дитель органа внутренних дел принимает решение об увольнении сотрудника либо его назначении на должность. Принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

д) в связи с нарушением условий контракта.

При увольнении сотрудника органов внутренних дел по этой причине сторона, заинтересованная в досрочном расторжении кон­тракта, обязана не позднее, чем за 2 месяца до срока предполагае­мого увольнения уведомить о своем намерении другую сторону.

Если увольнение осуществляется по инициативе сотрудника, то в рапорте на имя начальника органа внутренних дел, имеющего право заключения контракта, он должен изложить конкретные фак­ты нарушений тех или иных статей и пунктов контракта. Начальник в двухнедельный срок проводит проверку содержащихся в нем све­дений и в пределах предоставленных полномочий принимает одно из следующих решений:

— разработать меры по устранению нарушений условий кон­тракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, продолжении службы и отзыве предыдущего ра­порта;

— уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нару­шением по вине должностных лиц органа внутренних дел условий контракта, которые не могут быть соблюдены или устранены.

Увольнение в связи с нарушением условий контракта по вине сотрудника влечет за собой возмещение сотрудником расходов на обеспечение его обмундированием и другим имуществом. При рас­торжении контракта до истечения 5 лет после окончания образова­тельного учреждения МВД России или другого учебного заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел России с ви­новного сотрудника взыскиваются расходы на его обучение в раз­мере 50% от суммы, исчисляемой пропорционально времени, не отработанному до указанного срока. Такие же последствия насту­пают при увольнении сотрудника по пп. «к», «л», «м» ст. 58 Поло­жения;

е) по сокращении штатов — при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел.

Увольнение может производиться в случае невозможности в результате организационно-штатных изменений дальнейшего ис­пользования высвободившихся сотрудников при их отказе от пе­ремещения по службе либо перемещении на службу в другую ме­стность;

ж) по болезни увольнение производится на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе и может быть связано как с противопоказаниями для самого сотрудника, так и с опасностью для окружающих его лиц;

з) по ограниченному состоянию здоровья.

Сотрудник увольняется на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе; невоз­можности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанно­сти в занимаемой должности и отсутствии возможности перемеще­ния на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке.

Под несоответствием сотрудника занимаемой должности пони­мается объективная неспособность выполнять возложенные на него

должностные обязанности либо недостаточная квалификация. При этом недопустимо увольнение по мотивам недостаточной квалификации со­трудников в связи с их непродолжительной службой в данной долж­ности.

Несоответствие занимаемой должности подтверждается реше­нием аттестационной комиссии. Составленная на сотрудника аттес­тация должна содержать объективное и всестороннее обоснование его профессиональной непригодности. Такой вывод должен выте­кать из результатов служебной деятельности, отношения к делу данного сотрудника, практики соблюдения им дисциплины и норм законности, анализа его личных качеств, поведения, степени про­фессиональной подготовленности;

к) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины.

При увольнении сотрудника за грубое либо систематическое нарушение дисциплины учитываются сущность совершенных им нарушений, несоблюдение требований нормативных правовых ак­тов, регулирующих порядок и условия выполнения сотрудником служебных обязанностей;

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника.

В данном случае увольнение сотрудника, как правило, осуще­ствляется в порядке реализации приказа о дисциплинарном взыска­нии;

м) в связи с осуждением за преступление после вступления об­ винительного приговора в законную силу.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» сотрудник милиции может быть уволен и в связи с восста­ новлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность.

Кроме того, анализ законодательства о государственной службе позволяет считать основаниями для увольнения сотрудника из ор­ганов внутренних дел приобретение в период службы гражданст­ва иностранного государства; отказ от предоставления в налого­вые органы сведений о доходах и имуществе; выборы в представи­ тельные органы власти.

Во всех случаях прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказами соответствующих начальников об увольнении сотрудников из органов внутренних дел либо исключе­ния из списков личного состава лиц, прекративших гражданство Российской Федерации или признанных судом безвестно отсутствующими, а также умерших или погибших сотрудников.

Процедура увольнения со службы в органах внутренних дел

При увольнении со службы лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел необходимо строго соблюдать оп­ределенные процедурные требования.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *