Содержание

I. БОЕВОЙ УСТАВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

I. Общие положения

1. Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.

Далее — «Боевой устав».

Далее — «АСР».

2. Положения Боевого устава распространяются на органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР , объединенные в территориальные (местные) пожарно-спасательные гарнизоны .

Далее — «подразделение пожарной охраны».

Далее — «гарнизон».

3. Выполнение требований Боевого устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожаров и проведению АСР сил.

4. Подразделения пожарной охраны привлекаются для тушения пожаров и проведения связанных с ними АСР, а также для проведения АСР и других неотложных работ при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Боевым уставом, а также Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР .

Далее — «ЧС».

Часть 4 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

5. Тушение пожаров и проведение АСР осуществляются в соответствии с положениями настоящего Боевого устава при условии соблюдения требований охраны труда, установленных Правилами по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2014 N 1100н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37203).

Приказом МЧС № 444 расписаны организационные работы, направленные на устранение возгораний и алгоритм действий персонала во время спасательных мероприятий. Действие документа распространяется на подразделения пожарной службы РФ.

Приказ МЧС о боевом уставе для пожохраны

444-м приказом Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям регламентируется порядок действий, направленный на соблюдение законов РФ, обеспечивающих противопожарную защиту населения и материальных ценностей. Документом отменяются положения и нормы, утратившие силу.

Порядок действий на пожаре, определяемый боевым уставом

Боевой устав пожарной охраны расписывает работы персонала:

  • перед выездом на объект;
  • на месте горения;
  • во время АСР;
  • после ликвидации очага возгорания.

В документе выписаны действия для каждого члена спасательной команды, диспетчера, водителя.

Отсчет начала боевых действий начинается после принятия сообщения о пожаре и заканчивается после восстановления боевой готовности подразделения. Для ликвидации огня задействуются:

  • боевая техника;
  • вспомогательные средства;
  • огнетушители;
  • искусственные и естественные источники воды;
  • специальные инструменты.

Прием сообщения в противопожарную службу о возгорании осуществляет диспетчер. Он же включает звуковой сигнал тревоги, в темное время суток подключает дополнительное освещение. Затем диспетчер направляет команду к месту вызова.

Начальник караула возглавляет спасательный отряд. Он:

  • изучает обстановку;
  • определяет краткий путь следования;
  • осуществляет связь с центральным пультом;
  • ставит в известность руководство о выезде.

Руководит тушения пожара (РТП) старший оперативный дежурный. В обязанности РТП вменяются:

  • сбор информации;
  • назначение и отстранение персонала от выполнения обязанностей;
  • принятие решений о методах борьбы с огнем;
  • доклад вышестоящим органам о ситуации на объекте.

Кроме РТП, в БД участвуют начальник штаба, начальник тыла, начальник караула, пожарные, водитель.

Действия по ликвидации огня проводятся безоплатно, с соблюдением требований и норм боевого устава, правил техники безопасности, на принципах взаимовыручки и оказания помощи потерпевшим.

Начштаба делает донесения РТП о пожаре, сообщает подчиненным приказы руководителя, расставляет сотрудников и технику, взаимодействует с экспертными службами.

Начтыла руководит непосредственно тушением. Для этого он:

  • контролирует ситуацию с подачей средств тушения;
  • отвечает за комплектацию пожарных средствами защиты;
  • следит за защитой пожарных линий;
  • ведет документацию;
  • обеспечивает восстановление работы средств тушения, вышедших из строя.

В обязанности пожарного входит:

  • работа с пожарным рукавом;
  • поддержка в рабочем состоянии техники;
  • спасение пострадавших;
  • контроль над бесперебойным водоснабжением.

Водитель следит за бесперебойной подачей воды. В случае необходимости подключает рукав к новой цистерне. Он следит за вентилями, подключает и отключает подачу тушащего вещества.

БД, проводимые перед прибытием на объект

Согласно с боевым уставом подразделений пожарной охраны, перед выездом на объект проводится:

  • прием и изучение информации;
  • сбор команды;
  • выезд;
  • следование к очагу пожара.

БД на месте возгорания

После прибытия на пожар персонал действует согласно с боевым уставом подразделений пожарной охраны. В месте возгорания разворачивает штаб опердействий. Далее проводится:

  1. Разведка.
  2. Расстановка персонала и технических средств.
  3. Спасение людей.
  4. Боевое развертывание.
  5. Тушение.
  6. Проведение спасательных мероприятий.

После ликвидации огня команда собирает технические ресурсы, возвращается на базу. После приезда восстанавливается боеготовность подразделения.

Спасение граждан

Действия для спасения людей проводятся в первую очередь. Для этого используются силы и средства, обеспечивающие безопасность. Выведение из очага пожара проводится краткими и безопасными путями. В целях эвакуации используются:

  • основные и резервные выходы;
  • пожарные лестницы;
  • люки;
  • проемы, подъемные устройства.

В случае необходимости спасатели создают в стене дополнительный проем для выведения людей. Во время спасательных мероприятий принимаются меры для недопущения паники, организовывается место для нахождения спасенных граждан. На объекте организуется медицинская помощь пострадавшим.

Ликвидация огня: АСР, связанные с тушением и иными специальными действиями

Для борьбы с огнем проводится ограничение места пожара и его ликвидация. Для этого:

  • делается расчет необходимых средств;
  • расставляются силы;
  • перекрывается периметр бедствия;
  • ствольщики выводятся на позиции;
  • проводится бесперебойная подача средств тушения.

Устранение пламени проводится:

  • охлаждением очага;
  • разбавление горючего вещества специальными средствами;
  • перекрытие доступа кислорода;
  • торможение реакции химическими средствами.

Для ускорения тушения проводится демонтаж конструкций, освещение участка, поддержание связи, подъем на требуемую высоту и спуск с нее.

Устав службы органов государственной противопожарной службы

Утвержден

приказом Министра по чрезвычайным ситуациям

Республики Казахстан

от » 14 » ноября 2009 года

№ 266

Устав службы

органов государственной противопожарной службы

1. Общие положения

1. Настоящий Устав службы органов государственной противопожарной службы (далее — Устав) определяет организацию и порядок несения службы, а также общие обязанности личного состава государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Министерства).

Обязанности должностных лиц, не указанных в настоящем Уставе, определяются органами государственной противопожарной службы в областях, городов Астаны и Алматы.

Действие настоящего Устава распространяется на личный состав органов государственной противопожарной службы.

Каждый работник органов государственной противопожарной службы, являющийся лицом рядового и начальствующего состава, принимает присягу согласно приложению 1 к настоящему Уставу. Порядок вручения Знамени органов государственной противопожарной службы осуществляется согласно приложению 2,3 к настоящему Уставу.

Выполнение требований настоящего Устава личным составом подразделений негосударственных противопожарных служб и добровольных противопожарных формирований осуществляется с учетом особенностей организации службы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Боевые действия подразделений противопожарной службы по тушению пожаров регулируются Боевым Уставом органов государственной противопожарной службы (далее – БУОГПС).

Наставления, положения, указания, регламентирующие особенности организации работы управлений и подразделений органов государственной противопожарной службы должны соответствовать настоящему Уставу.

2. В настоящем Уставе применяются следующие основные понятия:

служба органов государственной противопожарной службы – деятельность по обеспечению боевой готовности подразделений противопожарной службы к тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее – тушение пожаров), осуществляемая в виде гарнизонной и караульной службы;

боевая готовность (далее — боеготовность) – состояние сил и средств гарнизонов, подразделений, караулов, дежурных смен противопожарной службы, противопожарных формирований, обеспечивающее успешное выполнение задач, возложенных на них настоящим Уставом;

гарнизон противопожарной службы (далее — гарнизон) – подразделения государственных учреждений «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департаментов по чрезвычайным ситуациям областей, городов Астана и Алматы (далее – государственные учреждения пожаротушения), негосударственные противопожарные службы, органы управления, учебные и научно-исследовательские учреждения Министерства, расположенные в границах области, города, района, составляют гарнизон противопожарной службы соответственно: областной, городской и районный (в сельской местности);

гарнизонная служба – вид противопожарной службы, организуемой в гарнизонах для обеспечения боевой готовности подразделений противопожарной службы (далее – подразделения) и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения (далее — службы жизнеобеспечения);

караульная служба – вид противопожарной службы, организуемой в караулах и дежурных сменах подразделений для обеспечения боевой готовности сил и средств этих подразделений;

противопожарная служба — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств органов государственной противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице), городах областного значения, районах, в том числе негосударственных противопожарных служб, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;

силы и средства противопожарной службы (далее — силы и средства) — личный состав противопожарной службы, пожарная техника, средства связи и управления, огнетушащие вещества и иные технические средства, находящиеся на вооружении;

караул — личный состав подразделения, осуществляющий караульную службу в течение боевого дежурства с использованием пожарной техники этого подразделения;

дежурная смена — личный состав специализированного подразделения,

осуществляющий караульную службу в течение боевого дежурства с

использованием пожарной и другой специальной техники этого подразделения;

боевое дежурство — период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая их участие в тушении пожаров;

расписание выезда — установленный в соответствии с законодательством и настоящим Уставом порядок привлечения сил и средств гарнизона к тушению пожаров в городе или населенном пункте;

план привлечения сил и средств — расписание выезда, устанавливающее порядок привлечения сил и средств гарнизона к тушению пожаров на территории сельского района;

район выезда подразделения (далее — район выезда) — территория, на которой расписанием выезда предусмотрено первоочередное направление подразделения по вызову на пожар;

номер (ранг) пожара — условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара;

оперативная обстановка — совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения, влияющих на определение задач и характер их выполнения;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров — боевые действия противопожарной службы по спасению и эвакуации людей, имущества, собственности, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

3. Руководство гарнизонной и караульной службами осуществляется на принципах единоначалия:

в гарнизонах областных и городах Астана и Алматы – начальником территориального органа Министерства;

в гарнизонах сельских районов – должностным лицом, уполномоченными на это начальником территориального органа Министерства.

Заместителем начальника территориального гарнизона является начальник государственного учреждения пожаротушения.

4. Взаимодействие государственных учреждений пожаротушения с негосударственными противопожарными службами, аварийными и специальными службами министерств и ведомств по обеспечению готовности к тушению пожаров регламентируется соглашениями, инструкциями в части, не противоречащей законодательству и настоящему Уставу, разрабатываемые сотрудниками государственного учреждения пожаротушения территориального органа Министерства.

5. Порядок привлечения сил и средств противопожарной службы к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регламентируется Законом Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

6. Сотрудник органов государственной противопожарной службы Министерства (далее – сотрудник) в служебной деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, требованиями уставов, наставлений, приказов и не должен быть связан с деятельностью общественных организаций и объединений, преследующих политические цели.

Сотрудник обязан:

строго соблюдать Конституцию Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан и выполнять требования уставов, наставлений, приказов и других нормативных актов Министерства;

быть верным присяге органов государственной противопожарной службы;

быть патриотом своей Родины, крепить дружбу между сотрудниками различных национальностей;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении служебных обязанностей проявлять разумную инициативу;

постоянно овладевать знаниями в области пожарной безопасности, совершенствовать свою выучку и профессиональное мастерство;

знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему пожарно-техническое вооружение и пожарную технику, беречь государственное имущество и другие материальные ценности;

соблюдать правила воинской вежливости, поведения и воинского приветствия, всегда и везде вести себя с достоинством и честью, быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

уважать государственные символы Республики Казахстан, дорожить дружбой народов, способствовать укреплению взаимоотношений и уважения между нациями и народностями, проживающими в Республике Казахстан. Во взаимоотношениях сотрудников должно проявляться уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям;

уважать права, свободы, честь и достоинство других сотрудников, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.

7. По служебным вопросам сотрудник обращается к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику. По личным вопросам сотрудник также должен обращаться к

непосредственному начальнику, а в случае его бездействия – к старшему

начальнику.

Сотрудник может обращаться в органы государственного управления, правоохранительные органы и суды на неправомерные действия местных представительных и исполнительных органов, должностных лиц и других органов и общественных объединений.

2. Гарнизонная служба

Организация и несение гарнизонной службы

8. Гарнизоны создаются на территории областей, городов Астаны и Алматы Республики Казахстан (территориальные), городов и сельских районов (местные).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих областных гарнизонов Республики Казахстан.

9. Границы территориального гарнизона противопожарной службы и всех местных гарнизонов, входящих в его состав, согласовываются с местным исполнительным органом, и утверждаются начальником соответствующего территориального органа Министерства.

10. Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров;

создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

11. При выполнении задач гарнизонной службы необходимо:

осуществлять учет и контроль состояния сил и средств гарнизона;

планировать применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров, в том числе порядок привлечения сил и средств, разрабатывать расписание выезда и другие регламентные документы службы пожаротушения;

обеспечивать профессиональные и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных гарнизонных мероприятий;

организовать пожарную связь, создать автоматизированные системы управления противопожарной службы;

обеспечить работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения службы пожаротушения;

разработать мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разработать и утвердить соглашения (инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

осуществить другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы необходимо разрабатывать план гарнизонных мероприятий согласно приложению 4 к настоящему Уставу, утверждаемый начальником гарнизона.

12. Порядок оказания взаимной помощи по тушению пожаров на территории соседних гарнизонов противопожарной службы определяется совместным планом привлечения сил и средств, утвержденным Комитетом противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее — КПС).

Привлечение сил и средств противопожарной службы других государств осуществляется на основании межгосударственных соглашений.

13. Порядок использования сил и средств, входящих в гарнизон противопожарной службы, определяется расписанием выезда подразделений гарнизона противопожарной службы разработанному согласно приложению 5 к настоящему Уставу, а в районах сельской местности — планом (расписанием) привлечения сил и средств на тушение пожаров составленному согласно приложению 6 к настоящему Уставу, которые разрабатываются начальником гарнизона, утверждаются соответствующим местным исполнительным органом и объявляются приказом начальника соответствующего территориального органа управления. При наличии в гарнизоне автоматизированной системы управления применяется и электронная версия расписания выезда (плана привлечения сил и средств).

В расписание выезда могут включаться учебные заведения и другие подразделения Министерства.

14. Личный состав учебных заведений привлекается к несению караульной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

Учебные пожарные части учебных заведений несут гарнизонную службу. В них организуется караульная служба.

15. Руководители территориальных органов Министерства, государственных учреждений пожаротушения, пожарно-технических учебных заведений обязаны обеспечивать выполнение требований настоящего Устава подчиненными органами управления и подразделениями.

Должностные лица гарнизона

16. Должностными лицами гарнизона являются:

начальник гарнизона;

заместитель начальника гарнизона;

оперативный дежурный;

старший диспетчер, диспетчер гарнизона;

начальник газодымозащитной службы;

начальник технической службы;

начальник службы связи.

17. Должностные лица гарнизона несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей, правильное и полное применение предоставленных им прав, соблюдение установленного режима секретности, за сохранность имущества противопожарной службы.

18. Обязанности должностных лиц гарнизона, предусмотренные настоящим Уставом, включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной занимаемой должности.

Начальник гарнизона

19. Начальник гарнизона – начальник территориального органа Министерства, осуществляет общее руководство по вопросам организации гарнизонной и караульной службы.

Начальник гарнизона обязан:

организовывать и контролировать гарнизонную службу;

способствовать внедрению передового опыта несения службы, подготовки и пожаротушения;

контролировать выполнение правил охраны труда и техники безопасности при несении гарнизонной службы;

выезжать на пожары, места аварий и стихийных бедствий, в соответствии с требованиями БУОГПС и сложившейся обстановкой;

руководить тушением пожаров;

требовать устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также вносить предложения по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.

20. Начальник гарнизона имеет право:

принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной службы, в том числе по установлению границ гарнизона, определяет порядок привлечения сил и средств и вносит на утверждение расписание выездов;

запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

проверять боеготовность подразделений гарнизона;

осуществлять передислокацию подразделений государственного учреждения пожаротушения при крупных пожарах, осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновения особых условий;

утверждать состав оперативных групп пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;

разрешать споры между должностными лицами гарнизона;

вносить в установленном порядке предложения о награждении особо

отличившихся сотрудников Государственными наградами и присвоении

почетных званий.

утверждать в установленном порядке документы, регламентирующие деятельность гарнизона противопожарной службы.

разрабатывает соглашения, инструкции взаимодействия государственных учреждений пожаротушения с негосударственными противопожарными службами, аварийными и специальными службами министерств и ведомств, по обеспечению готовности к тушению пожаров

Заместитель начальника гарнизона

21. Заместителю начальника гарнизона – руководителю государственного учреждения пожаротушения подчинены пожарные подразделения и должностные лица гарнизона.

Заместитель начальника гарнизона обязан:

организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне;

проверять боеготовность подразделений государственного учреждения пожаротушения гарнизона;

организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;

обеспечивать и контролировать содержание и правильность эксплуатации пожарной техники и зданий пожарных депо в гарнизоне;

организовывать ведение регламентной документации согласно приложению 7 к настоящему Уставу;

выезжать на пожары, места аварий и стихийных бедствий, в соответствии с требованиями БУОГПС и сложившейся обстановкой;

руководить тушением пожаров до прибытия на пожар начальника гарнизона;

определять перечень наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, где требуется большое количество основной, специальной и вспомогательной техники, личного состава, работа на которых сопряжена с возможными авариями, взрывами и опасностью для жизни людей;

своевременно информировать начальника гарнизона для внесения предложений по устранению нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.

22. Заместитель начальника гарнизона имеет право:

принимать в установленном порядке решения по назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;

отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделениями государственного учреждения пожаротушения, а также требовать исполнения этих приказов;

запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

осуществлять передислокацию подразделений государственных учреждений пожаротушения при крупных пожарах, осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновения особых условий;

изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;

разрешать споры между должностными лицами гарнизона;

поощрять и привлекать к ответственности личный состав подразделений государственного учреждения пожаротушения в пределах своих полномочий;

Оперативный дежурный, заместитель оперативного дежурного (заместитель, старший помощник руководителя тушения пожара)

23. Оперативный дежурный подчиняется начальнику государственного учреждения пожаротушения.

24. Оперативный дежурный обязан:

владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий;

обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями настоящего Устава;

обеспечивать подготовку гарнизонных мероприятий и лично участвовать в их проведении;

организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения и занятия, контролировать организацию и проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;

изучать передовой опыт несения службы, подготовки и пожаротушения;

осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;

обеспечивать своевременную постановку в боевой расчет пожарных автомобилей и иной мобильной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчета и принимать необходимые решения;

организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.

выезжать на пожары, места аварий и стихийных бедствий и в соответствии с требованиями БУГОПС и сложившейся обстановкой, принимать руководство тушением пожара или работой караулов, участвующих в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ;

контролировать подготовленность личного состава отделений и звеньев газодымозащитной службы к работе в непригодной для дыхания среде, техническое состояние средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗОД), содержание контрольных постов и баз газодымозащитной службы;

в случае происшествий в подразделениях противопожарной службы немедленно прибыть на место, принять необходимые меры и доложить об этом заместителю начальника гарнизона.

25. Оперативный дежурный имеет право:

проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;

запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы, подготовки и пожаротушения;

отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам гарнизона в пределах своих полномочий обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом заместителя начальника гарнизона;

отстранять в крайних, не терпящих отлагательства, случаях лиц рядового и начальствующего состава от несения боевого дежурства с немедленным докладом об этом заместителю начальника гарнизона или лицу, его замещающему;

вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений противопожарной службы предложения о поощрении и наказании личного состава.

Приказ МЧС России 257 от 25.05.2015 Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗот 25 мая 2015 года № 257
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕВ соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказываю:
Утвердить прилагаемые Порядок и условия приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.МинистрВ.А. ПУЧКОВ
Утвержденприказом МЧС России от 25.05.2015 № 257
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕI. Общие положения
1. Настоящие Порядок и условия приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (далее – порядок и условия) устанавливают правила приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (далее – организация МЧС России, осуществляющая образовательную деятельность).
2. Организация МЧС России, осуществляющая образовательную деятельность, объявляет прием на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (далее – адъюнктура) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.
3. Правила приема в конкретную организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по программам адъюнктуры (далее – правила приема) ежегодно устанавливаются организацией МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно и утверждаются приказом начальника организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Количество мест для приема в адъюнктуру организаций МЧС России, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливается расчетом комплектования адъюнктуры образовательных организаций высшего образования и научных организаций МЧС России, ежегодно разрабатываемым на основании заявок структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России центрального подчинения, образовательных, научных и иных организаций МЧС России, утверждаемым приказом МЧС России (далее – расчет).5. Иностранные граждане принимаются в адъюнктуру на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации, а также по договорам и соглашениям, заключенным в установленном порядке и в пределах компетенции МЧС России с соответствующими министерствами и ведомствами иностранных государств.
6. Обучение в адъюнктуре осуществляется по очной и заочной формам.
II. Организация отбора кандидатов на обучение в организациях МЧС России, осуществляющих образовательную деятельность по программам адъюнктуры
7. В адъюнктуру организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, принимаются лица офицерского состава спасательных воинских формирований МЧС России (далее – военнослужащие) и лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – сотрудники ФПС ГПС), имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура) и положительно зарекомендовавшие себя по службе, а также проявившие способности к педагогической или научно-исследовательской деятельности.8. Военнослужащие и сотрудники ФПС ГПС могут направляться на обучение в адъюнктуру по очной форме обучения в год окончания обучения в образовательной организации МЧС России по программам специалитета или магистратуры по очной форме обучения, если у них имеются рекомендации ученого совета образовательной организации МЧС России, оконченной ими, и их кандидатуры согласованы с территориальными органами МЧС России, направившими их на обучение в образовательную организацию МЧС России по программам специалитета или магистратуры (только для сотрудников ФПС ГПС), и с Департаментом кадровой политики (далее — ДКП) МЧС России.
9. Отбор кандидатов из числа военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС (далее – кандидаты) на обучение в организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляется кадровыми подразделениями либо должностными лицами, ответственными за кадровую работу (далее – кадровые подразделения), территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России центрального подчинения, образовательных, научных и иных организаций МЧС России.10. Отбор кандидатов, проходящих военную службу (службу) в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, осуществляется ДКП МЧС России.
11. Решение о направлении кандидатов на обучение в адъюнктуру принимается руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России центрального подчинения, образовательных, научных и иных организаций МЧС России (далее – органы и организации МЧС России), в которых кандидаты проходят военную службу (службу).12. Военнослужащими и сотрудниками ФПС ГПС, желающими обучаться в организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, подается рапорт по команде о поступлении в адъюнктуру (далее – рапорт).
Рапорт должен содержать следующие сведения:
наименование организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, в адъюнктуру которой желает поступить военнослужащий или сотрудник ФПС ГПС;
наименование и шифр научной специальности, по которой военнослужащий или сотрудник ФПС ГПС предполагает осуществлять подготовку диссертации;
форма обучения в адъюнктуре (очная или заочная);
сведения о научных публикациях, подготовке методических рекомендаций, аналитических документов, об участии в исследовательских проектах, в подготовке и проведении научно-практических конференций, методических семинаров, «круглых столов» и о других достижениях (при наличии).
13. Руководителями органов и организаций МЧС России при принятии решения о направлении военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС для поступления в адъюнктуру организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, учитываются их опыт практической работы и достижения в образовательной, научной (научно-исследовательской) деятельности в органах и организациях МЧС России.
14. По результатам рассмотрения рапортов военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС заявки на выделение мест для поступления в адъюнктуры организаций МЧС России, осуществляющих образовательную деятельность, направляются руководителями органов и организаций МЧС России до 15 марта года поступления в ДКП МЧС России для формирования расчета.15. После утверждения расчета кадровыми подразделениями осуществляется в обязательном порядке ознакомление кандидатов с правилами приема и формируются учебные дела на них, содержащие:
рапорт военнослужащего или сотрудника ФПС ГПС, указанный в пункте 13 настоящих порядка и условий;
копию диплома специалиста или магистра и приложения к нему;
анкету кандидата (листок по учету кадров);
три фотографии размером 4 x 6 (без головного убора);
список (на русском языке) опубликованных (в том числе в соавторстве) научных работ и (или) полученных патентов (свидетельств) на полезную модель, патентов на промышленный образец, патентов на селекционные достижения, свидетельств на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологий интегральных микросхем, зарегистрированных в установленном порядке, заверенный подписью кандидата (при наличии), при их отсутствии — реферат (научный доклад) по избранной научной специальности;копию удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов (для лиц, полностью или частично сдавших кандидатские экзамены);
рекомендацию ученого совета образовательной организации МЧС России (для лиц, рекомендованных для поступления в адъюнктуру в год окончания образовательной организации МЧС России по программам специалитета или магистратуры по очной форме обучения).16. Учебное дело кандидата представляется кадровыми подразделениями в организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность, в сроки, ежегодно устанавливаемые приказом МЧС России.
III. Организация приема на обучение в организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, по программам адъюнктуры
17. Прием в адъюнктуру организаций МЧС России, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в сроки, ежегодно устанавливаемые приказом МЧС России.
18. Организация приема на обучение в организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, по программам адъюнктуры осуществляется приемными комиссиями (далее — приемная комиссия).
19. Председателем приемной комиссии является начальник организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность.
20. Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии регламентируется положением о ней, утверждаемым начальником организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность.
21. Перед прохождением вступительных испытаний кандидаты проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем и представляют рефераты (опубликованные научные работы) по выбранному направлению исследований на профильную кафедру (центр, лабораторию, отдел, сектор) для получения экспертного заключения.
22. Решение о допуске или об отказе в допуске кандидатов к вступительным испытаниям в организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, принимается приемной комиссией на основании изучения учебных дел кандидатов с учетом содержания экспертных заключений, указанных в пункте 21 настоящих порядка и условий.23. Решение, указанное в пункте 22 настоящих порядка и условий, оформляется протоколом, который утверждается председателем приемной комиссии и доводится до сведения руководителей органов и организаций МЧС России до начала вступительных испытаний в сроки, установленные правилами приема.24. Для проведения вступительных испытаний в организациях МЧС России, осуществляющих образовательную деятельность, создаются экзаменационные и апелляционные комиссии.
25. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утверждаемыми начальниками организаций МЧС России, осуществляющих образовательную деятельность.
26. В срок, установленный правилами приема, кандидатами при регистрации своего прибытия в организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность, предъявляются удостоверение личности военнослужащего или служебное удостоверение сотрудника ФПС ГПС и в приемную комиссию предоставляется подлинник документа об образовании, о чем им выдается расписка.27. Приемной комиссией фиксируется факт ознакомления кандидатов с уставом организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, копиями лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним или отсутствием указанных копий документов. Также подписью кандидатов удостоверяется следующее:
получение высшего образования данного уровня впервые;
ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с правилами подачи апелляции по результатам проведения вступительных испытаний;
согласие кандидата на обработку его персональных данных;
информированность кандидата об ответственности за достоверность сведений, указанных в заявлении о приеме, и за подлинность документов, подаваемых для поступления.
IV. Организация информирования кандидатов
28. Приемная комиссия в срок не позднее 1 февраля года поступления до начала приема документов размещает на официальном сайте организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на своем информационном стенде (табло) (далее соответственно — официальный сайт, стенд) следующую информацию:
устав организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность;
копию лицензии на осуществление образовательной деятельности;
копию свидетельства о государственной аккредитации;
перечень направлений подготовки, на которые организация МЧС России, осуществляющая образовательную деятельность, объявляет прием на обучение по программам адъюнктуры, в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности;правила приема;
программы вступительных испытаний;
информацию о формах проведения вступительных испытаний;
правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
информацию о сроках и месте проведения вступительных испытаний и консультаций.
29. Приемная комиссия обеспечивает функционирование специальных телефонных линий и своего раздела на официальном сайте для ответов на обращения, связанные с приемом кандидатов на обучение в организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность, по программам адъюнктуры.
V. Условия приема и проведения вступительных испытаний
30. Программы вступительных испытаний в организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, по программам адъюнктуры формируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета или программам магистратуры.
31. В организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, по программам адъюнктуры принимаются военнослужащие и сотрудники ФПС ГПС, успешно прошедшие следующие вступительные испытания:
специальную дисциплину, соответствующую направленности (профилю) программы адъюнктуры (далее — специальная дисциплина);
философию;
иностранный язык.
32. Вступительные испытания могут проводиться как в устной, так и в письменной форме, либо с сочетанием указанных форм или в иных формах, определяемых правилами приема.
33. Уровень знаний кандидатов оценивается экзаменационной комиссией по пятибалльной системе. Каждое вступительное испытание оценивается отдельно.
34. Результаты проведения вступительного испытания оформляются экзаменационной комиссией протоколом. На каждого кандидата ведется отдельный протокол.
35. Решение экзаменационной комиссии о результатах проведения вступительного испытания размещается приемной комиссией на официальном сайте и стенде в течение суток с момента проведения вступительного испытания.
36. Пересдача вступительных испытаний не допускается. Сданные вступительные испытания действительны в течение календарного года.
37. В случае получения по одному из вступительных испытаний неудовлетворительной оценки кандидаты к сдаче оставшихся вступительных испытаний не допускаются и в двухдневный срок направляются к месту службы.
38. Кандидаты, не прибывшие на вступительные испытания по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ним в других группах или индивидуально в период вступительных испытаний.
39. При несоблюдении порядка проведения вступительных испытаний члены экзаменационной комиссии вправе удалить кандидата с места проведения вступительного испытания с составлением соответствующего акта.
VI. Зачисление на обучение в организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, по программам адъюнктуры
40. По результатам вступительных испытаний приемная комиссия формирует и размещает на официальном сайте и стенде списки кандидатов.
41. На обучение в организации МЧС России, осуществляющие образовательную деятельность, по программам адъюнктуры с учетом количества мест, выделенных органам и организациям МЧС России, в соответствии с расчетом на конкурсной основе зачисляются кандидаты, имеющие более высокое количество набранных баллов по результатам вступительных испытаний.42. При равном количестве набранных баллов в адъюнктуру зачисляются кандидаты, имеющие более высокий балл по специальной дисциплине.
43. При равном количестве набранных баллов по всем вступительным испытаниям зачисляются кандидаты, имеющие индивидуальные достижения, которые учитываются приемной комиссией в соответствии с правилами приема.
44. В случае, если количество кандидатов от органа или организации МЧС России, успешно прошедших вступительные испытания, меньше чем количество мест, выделенных этому органу или организации МЧС России в соответствии с расчетом, то на места, выделенные этому органу или организации МЧС России в соответствии с расчетом и не занятые кандидатами от этого органа или организации МЧС России, могут быть приняты кандидаты от других органов и организаций МЧС России, успешно прошедшие вступительные испытания.
45. Решение о приеме или отказе в приеме в адъюнктуру сообщается поступающему в пятидневный срок после принятия решения приемной комиссией, но не позднее чем за десять дней до начала занятий.
46. Зачисление в адъюнктуру военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС производится приказом начальника организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность.
47. Приказ о зачислении военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС на обучение в организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность, по программам адъюнктуры размещается на официальном сайте.
48. Военнослужащие и сотрудники ФПС ГПС, зачисленные в адъюнктуру по очной форме обучения, командируются в соответствующую организацию МЧС России, осуществляющую образовательную деятельность. Основанием для командирования является выписка из приказа начальника организации МЧС России, осуществляющей образовательную деятельность, о зачислении в адъюнктуру.
49. Военнослужащие и сотрудники ФПС ГПС, не зачисленные в адъюнктуру, убывают для прохождения службы в органы и организации МЧС России, от которых они направлялись для поступления на обучение в адъюнктуру. Военнослужащие, поступавшие в адъюнктуру в год окончания обучения в образовательной организации МЧС России и не зачисленные в адъюнктуру, подлежат направлению на службу на общих основаниях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *