Содержание

Аттестация на гражданской службе

Аттестация — определение квалификации, уровня знаний работника. Аттестация в государственном органе организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ст. 48) и Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 110. Нормативные правовые акты регулируют процесс прохождения государственными служащими аттестации, порядок создания и работы аттестационной комиссии и возможное последующее воздействие результатов аттестации на дальнейшее прохождение службы.

Аттестация гражданских служащих, замещающих государственную должность гражданской службы, вызвана необходимостью совершенствования деятельности по отбору, подбору, повышению квалификации и расстановке кадров, определения уровня их профессиональной подготовки. Она представляет собой механизм и технологию определения соответствия чиновника замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация служащих является правовым институтом государственной службы и средством расширения демократических начал в кадровой политике и управлении персоналом государственной службы, обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах государственной власти. Аттестация как правовой институт государственной службы включает, совокупность правовых норм, регулирующих складывающиеся в процессе ее организации отношения; оценку выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей по обеспечению и реализации полномочий государственных органов; характеристику перспектив дальнейшего использования кадров гражданской службы.

Участие в аттестации — важнейшее право и обязанность каждого государственного гражданского служащего. Юридическая сторона положения государственных служащих состоит в том, что они обязаны в установленной организационно-правовой форме периодически быть аттестованы. Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии — юридическая обязанность каждого гражданского служащего.

Аттестацию следует рассматривать как одно из средств должностного роста служащего, изменения условий служебного контракта между гражданским служащим и государственным органом. Аттестация признается российским законодательством не только необходимым этапом прохождения государственной службы, но и стимулом повышения служащим своей профессиональной подготовки и мотивацией дальнейшего служебного роста.

В соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации целью аттестации является определение соответствия замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестации подлежат все гражданские служащие, за исключением:

  • проработавших в занимаемой должности гражданской службы менее года;
  • достигших возраста 60 лет;
  • беременных женщин;
  • находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
  • замещающих должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • сдавших квалификационный экзамен менее года назад.

В Наложении об аттестации предусматриваются условия и внеочередной аттестации.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года и проходит в два этапа: подготовительный и собственно проведения аттестации.

1. Подготовительный этап является ответственным периодом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа во многом зависят конечные результаты аттестации.

Подготовка к проведению аттестации должна проводиться планомерно и начинаться с организации разъяснительной работы среди служащих о целях, задачах и порядке проведения аттестации; с уточнения круга гражданских служащих, подлежащих аттестации; формирования списка аттестационной комиссии; с подготовки необходимых документов на аттестуемых и т.п.

В соответствии с п. 7 Наложения об аттестации подготовка к проведению аттестации должна начинаться с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

  • о формировании аттестационной комиссии;
  • об утверждении графика проведения аттестации;
  • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа ставятся задачи по обеспечению подготовки и проведения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указывается:

  • наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
  • список гражданских служащих, подлежащих аттестации, с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности;
  • дата, время и место проведения аттестации;
  • дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов на аттестуемых гражданских служащих с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Гражданский служащий должен быть заранее предупрежден представителем нанимателя об аттестации для того, чтобы смог своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей.

В графике необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировка выполнение государственных или общественных обязанностей). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Одним из важных подготовительных этапов проведения аттестации является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих. Принятое комиссией в отношении гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в нем отражено мнение большинства членов комиссии. Поэтому должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
  • представитель федерального государственного органа или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;
  • представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее четверти общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается. В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. С принятием правового акта о формировании аттестационной комиссии она приступает к своей работе. Работа начинается с подготовки к проведению аттестации. В период подготовки председатель аттестационной комиссии распределяет обязанности между членами комиссии, которые знакомятся с должностными регламентами аттестуемых и отзывами на них.

2. На этом этапе аттестации аттестационная комиссия на заседании рассматривает предъявленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности. Как правило, проводится собеседование по вопросам служебной деятельности и личностных качеств аттестуемого. Может проводится и тестирование.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

Основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого, заданные ему вопросы и ответы на них. В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: число голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. В подписанный протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке выполнения служебных обязанностей и степени соответствия занимаемой должности.

В Положении указывается, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, с учетом участия в решении поставленных перед подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента профессиональные знания и опыт работы, соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим, — организаторские способности.

На основании указанных данных и с учетом обсуждения результатов служебной деятельности гражданского служащего, его личностных качеств аттестационная комиссия даст оценку его профессиональной деятельности. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих четырех решений:

  • соответствует занимаемой должности гражданской службы;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Решение аттестационной комиссии является итоговым юридическим документом, так как именно в этом решении в окончательном виде подводятся итоги аттестации гражданского служащего. Следовательно, решение аттестационной комиссии должно быть фактически и юридически обоснованным, иначе аттестация не даст желаемых результатов.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. В этом листе указываются: сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания; замещаемая должность гражданской службы на момент аттестации; стаж государственной службы, в том числе гражданской; общий трудовой стаж; классный чин гражданской службы; вопросы к служащему и краткие ответы на них; замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией; краткая оценка выполнения служащим рекомендаций предыдущей аттестации; решение аттестационной комиссии.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании, затем дается служащему под расписку для ознакомления. Аттестационный лист служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

В случае неявки служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации он привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок. Материалы аттестации гражданских служащих предъявляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения для принятия соответствующих решений.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам руководитель государственного органа обязан издать правовой акт (приказ), в котором по каждому аттестуемому принимается одно из трех решений:

  • подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации:
  • понижается в должности гражданской службы.

При отказе служащего от профпереподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя в соответствии с п. 24 Положения вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и увалить его в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации в суде.

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

>Аттестация государственных гражданских служащих

На каких нормативных основаниях проводится аттестация гражданских служащих

Проверке квалификации госслужащих посвящена статья 48 закона №79-ФЗ от 27.07.2004, который регламентирует госслужбу в Российской Федерации. Обратите внимание: закон время от времени претерпевает изменения (есть редакция от 01.05.2019), поэтому стоит следить за его актуальностью.

Скачать документы из статьи

Цели и порядок проведения аттестации гражданских служащих устанавливаются Положением, которое было утверждено президентским Указом №110 от 01.02.2005.

Согласно 110-му указу Президента, аттестация гражданских служащих призвана оценить их профессиональную пригодность, проверить, отвечает ли квалификация занимаемому месту. Иными словами, государство следит, чтобы на госдолжностях оставались квалифицированные специалисты.

Важно понимать, что это мероприятие проводится в целях не только выявить и понизить «слабое звено», а еще и найти специалистов с хорошим потенциалом. Такой подход помогает поддерживать высокий профуровень работников, занимающих государственные должности.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

Как часто проводится аттестация гражданского служащего

В статье 48 Закона №79-ФЗ есть четкий ответ на вопрос, с какой периодичностью проводится аттестация гражданских служащих:

  • Очередные проверки проходят один раз в три года.
  • Внеочередные — чаще, в определенных случаях

Когда может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих

Какие случаи определяют внеплановую экзаменацию?

Мероприятие могут провести по соглашению сторон. При этом следует принять в расчет годовой отчет о деятельности испытуемого.

Еще две причины – необходимость сокращения должностей или обновление условий вознаграждения труда. При этом инициатором выступает наниматель, то есть руководство госоргана или его полномочный представитель. При проведении внеплановых экзаменов следует учитывать категории работников, для которых действует установленный законом мораторий на аттестацию.

Учебные программы разрабатывают авторитетные эксперты в сфере трудовых отношений. Получив дополнительное профобразование, вы сможете подготовиться к новым форматам проверок ГИТ, Роскомнадазора и Прокуратуры, оформлять документы в соответствии с новыми требованиями Роструда, увольнять сотрудников без претензий и судебных споров и многое другое.

Категории гражданских служащих, не подлежащие аттестации

Проверки профуровня обязательны для всех госслужащих, кроме некоторых категорий. Так, согласно Положению, аттестации не подлежат:

  • гражданские служащие, замещающие руководящие должности на основании срочных контрактов, кроме тех, кто назначен правительством или президентом;
  • те, кто занимает должность меньше 12 месяцев;
  • беременные и молодые мамы в отпусках по беременности и родам или уходом за малышом до 3-х лет;
  • служащие, со времени последней аттестации которых еще не прошел год;
  • работники старше 60 лет.

Три поучительные истории, в которых кадровик слишком много на себя берет>>>

Подлежит ли аттестации гражданский служащий категории руководитель

Этот вопрос часто возникает в связи с перечисленными в Положении исключениями. Но там сказано лишь о тех, кто работает на основании срочных служебных контрактов. Все остальные руководители должны проходить аттестацию с установленной законом периодичностью.

От проверки не освобождаются руководители-срочники, которых назначили Президент или Правительство.

Порядок проведения аттестации гражданских служащих

Аттестация и квалификационные экзамены государственных служащих строго регламентированы. Для проведения мероприятия формируется отдельный правовой акт госоргана, служащим которого предстоит экзамен. Этот документ должен содержать пункты:

  • о созыве аттестационной комиссии;
  • подготовке документов для комиссии;
  • графике проведения квалификационных экзаменов;
  • списке служащих, которые будут проходить аттестацию.

Экзаменационная комиссия

Помимо председателя, в составе комиссии должны быть его заместитель, секретарь, рядовые члены. Участников следует подбирать так, чтобы при вынесении решений не возникало конфликта интересов. Члены комиссии — это представитель госоргана, представитель нанимателя, независимые эксперты (специалисты в области госслужбы, например, из научных или учебных организаций).

Независимых экспертов должно быть не меньше, чем 25% всего состава комиссии. Чтобы их пригласить, наниматель должен сделать запрос в госорган, а оттуда высылают соответствующее приглашение.

Все члены комиссии в равной степени влияют на конечное решение: права приоритетного голоса нет ни у кого. Бывает, что участник комиссии сам входит в состав экзаменуемых. В этом случае его выводят из состава комиссии на время, пока он проходит аттестацию.

График проведения аттестации

Подготовка и утверждение графика проверки профуровня госслужащих — это задача нанимателя. Чаще всего этим занимается кадровая служба. В документе надо указать:

  • Наименование подразделения и госструктуры, где проходит аттестация.
  • Список экзаменуемых.
  • Время и место экзамена.
  • Дату подачи документов в комиссию и список тех, кто отвечает за их предоставление.

График составляется каждый год. Руководитель организации-нанимателя должен его подписать, затем документ следует предоставить на ознакомление всем аттестуемым. Сделать это нужно минимум за месяц до мероприятия.

Скачайте производственный календарь на 2020 год для пятидневной и шестидневной рабочей недели, который подготовили эксперты журнала “Справочник кадровика”.

Для каждого работника, которому предстоит госаттестация, надо подготовить пакет документов. В нем:

  • Результаты последней аттестации.
  • Отзыв руководителя с оценкой служебной деятельности испытуемого.
  • Отчеты о деятельности.

Немного подробнее об отзыве. В этом документе перечисляют вопросы, к решению которых был причастен экзаменуемый, и оценивают результаты его работы. Также надо дать оценку личностным и профессиональным качествам служащего.

Нужно ли проводить аттестацию, когда выбираете, кого уволить по сокращению>>>

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих требует, чтобы отзыв попал в комиссию как минимум за две недели до экзамена. Не позже, чем за неделю до мероприятия с ним следует ознакомить аттестуемого. Если служащий не согласен с оценкой своей деятельности, у него будет время подготовить пояснения и обоснования.

Как проходит экзамен

Проверку квалификации проводят в отдельном помещении, где находятся только служащий и комиссия. Члены комиссии изучают подготовленные документы и при необходимости тестируют испытуемого. Способы тестирования (опросники, режим вопрос-ответ) должны быть заранее прописаны в нормативном акте об аттестации.

Явиться на госаттестацию — обязанность гражданских служащих. Если человек ею пренебрегает, к нему можно применить дисциплинарное взыскание. Случается, что у служащего есть объективные причины для неявки. Тогда его общение с аттестационной комиссией переносят на другую дату.

Результаты

Решения комиссии отражаются в аттестационном листе и заносятся в протокол работы. Лучше, если порядок оглашения результатов и допустимые формулировки будут зафиксированы в правовом акте. Так как аттестация государственных гражданских служащих проводится в целях оценки их соответствия, то и варианты решений звучат соответственно:

  • Соответствует или не соответствует должности.
  • Соответствует, но при условии повышения квалификации (например, получения дополнительного образования).
  • Соответствует и представляет кадровую ценность. Таких сотрудников, как правило, включают в резерв и при освобождении подходящей вакансии двигают вверх по карьерной лестнице.

После окончания экзамена служащий должен изучить аттестационный лист и подписать его. Документ подлежит хранению в личном деле госслужащего.

Обработка результатов

Представитель нанимателя должен получить результаты аттестации максимум через 7 дней после окончания мероприятия. Затем у него есть 30 дней, чтобы издать правовой акт с решениями по итогам экзаменов. В числе вариантов решений:

  • Включить служащего в кадровый резерв с целью должностного роста.
  • Отправить сотрудника на переквалификацию.
  • Понизить работника в должности в связи с несоответствием.

Даже если комиссия дала служащему отрицательную оценку, уволить его на этом основании нельзя. А вот если человек не согласен с понижением или отказывается дополнительно обучаться, у нанимателя будет повод отстранить его от должности.

Закон дает госслужащим право обжаловать решения комиссии (п. 18 статьи 48 ФЗ №79). Сделать это можно через суд или трудовой спор.

Аттестация государственных гражданских служащих: вопросы и ответы

Конечно, многие хотели бы получить список возможных аттестационных вопросов, чтобы подготовиться как можно лучше. Но такого типового списка нет. Экзаменаторы могут задавать разные вопросы, связанные со служебной деятельностью. Например:

— Как вы оцениваете результаты своей работы?

— Каков, по-вашему, уровень сложности ваших служебных задач?

— Сталкиваетесь ли вы в своей работе с проблемами? Какими?

— Нужна ли помощь, чтобы поднять свою квалификацию на новый уровень?

Аттестация гражданских служащих

Общие положения

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Проведение аттестации

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной форме. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

График заседаний экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Состав аттестационной комиссии Управления Росреестра по Рязанской области (в редакции приказа от 23.01.2018 г. № 43-к) (внесены изменения приказом от 12.11.2018 г. № 489-к).

Сведения об аттестации государственных гражданских служащих Управления Росреестра по Рязанской области в 2015 году.

2019 год

Результаты аттестации 27.11.2019 г.

Результаты аттестации 23.10.2019 г.

Результаты аттестации 18.09.2019 г.

Результаты аттестации 29.05.2019 г.

Результаты аттестации 24.04.2019 г.

Результаты аттестации 13.03.2019 г.

2018 год

Результаты аттестации 21.11.2018 г.

Результаты аттестации 31.10.2018 г.

Результаты аттестации 10.10.2018 г.

Результаты аттестации 19.09.2018 г.

Результаты аттестации 16.05.2018 г

Результаты аттестации 25.04.2018 г

Результаты аттестации 11.04.2018 г

Результаты аттестации 21.03.2018 г

2017 год

Результаты аттестации 15.11.2017 г.

Результаты аттестации 25.10.2017 г.

Результаты аттестации 04.10.2017 г.

Результаты аттестации 24.05.2017 г.

Результаты аттестации 26.04.2017 г.

Результаты аттестации 10.03.2017 г.

2016 год

Результаты аттестации 23.11.2016.

Результаты аттестации 23.03.2016.

Результаты аттестации 20.04.2016.

Результаты аттестации 25.05.2016.

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих и сдачи квалификационного экзамена регламентируются:

  • Статьей 48 «Аттестация гражданских служащих» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • Статьей 49 «Квалификационный экзамен» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 (ред. от 28 августа 2015 г.) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

  • Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Цель проведения аттестации государственных гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих проводится в целях:

  • определения соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы

  • на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация государственных гражданских служащих призвана:

  • способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ,

  • повышению профессионального уровня государственных гражданских служащих,

  • решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы при сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе,

  • а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда государственных гражданских служащих.

Категории государственных гражданских служащих, не подлежащие аттестации

Аттестации не подлежат следующие категории государственных гражданских служащих:

  • государственные гражданские служащие, проработавшие в занимаемой должности государственной гражданской службы менее одного года;

  • достигшие возраста 60 лет;

  • беременные женщины;

  • находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Аттестация таких государственных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после их выхода из отпуска;

  • замещающие должности государственной гражданской службы категорий РУКОВОДИТЕЛИ и ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ), с которыми заключен срочный служебный контракт, за исключением государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента РФ или Постановлением Правительства РФ;

  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Сроки проведения аттестации государственных гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих проводится:

  • один раз в 3 года;

  • аттестация государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, может проводиться в иные сроки, установленные указанными законодательными актами.

До истечения 3-х лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация государственного гражданского служащего.

Внеочередная аттестация государственных гражданских служащих может проводиться:

  • по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего;

  • по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта, после принятия в установленном порядке решения:

    • о сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе;

    • об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации:

  • государственному гражданскому служащему, имеющему преимущественное право на замещение должности государственной гражданской службы,

  • могут быть предоставлены для замещения иные должности государственной гражданской службы,

  • в том числе в другом государственном органе.

часть 3 статьи 31 «Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Подготовка к проведению аттестации государственных гражданских служащих

Для проведения аттестации государственного гражданского служащего по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, который содержит следующие положения:

  • о формировании аттестационной комиссии;

  • об утверждении графика проведения аттестации;

  • о составлении списков государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации;

  • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Формирование аттестационной комиссии

Аттестационная комиссия формируется:

  • правовым актом государственного органа

  • в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 «Аттестация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указанным правовым актом определяются:

  • состав аттестационной комиссии,

  • график проведения аттестаций и

  • порядок работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представитель нанимателя и/или

  • уполномоченные им государственные гражданские служащие, в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность государственной гражданской службы,

  • представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой,

  • а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. При этом число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии:

  • для проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

  • формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I (ред. от 29 июля 2018 г.) «О государственной тайне»

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей государственных гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

В состав аттестационной комиссии входят:

  • председатель,
  • заместитель председателя,
  • секретарь и
  • члены комиссии.

Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

График проведения аттестации государственных гражданских служащих

График проведения аттестации государственных гражданских служащих:

  • ежегодно утверждается представителем нанимателя и

  • доводится до сведения каждого аттестуемого государственного гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике проведения аттестации государственных гражданских служащих указываются:

  • наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

  • список государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации;

  • дата, время и место проведения аттестации;

  • дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации:

  • в аттестационную комиссию представляется

  • отзыв об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период,

  • подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период

Отзыв должен содержать следующие сведения о государственном гражданском служащем:

  • фамилия, имя, отчество государственного гражданского служащего;

  • замещаемая должность государственной гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

  • перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых государственный гражданский служащий принимал участие;

  • мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются:

  • сведения о выполненных государственным гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период,

  • содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации:

  • в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист государственного гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа:

  • не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого государственного гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;

  • при этом аттестуемый государственный гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Порядок проведения аттестации государственного гражданского служащего

Аттестация государственного гражданского служащего проводится:

  • с приглашением аттестуемого государственного гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии;

  • в случае неявки государственного гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации

  • государственный гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе,

  • а его аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия:

  • рассматривает представленные документы,

  • заслушивает сообщения аттестуемого государственного гражданского служащего,

  • а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период:

  • аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Оценка аттестационной комиссией профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего

Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего оценивается на основе определения:

  • его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности государственной гражданской службы,

  • его участия в решении поставленных перед соответствующим государственным органом задач,

  • сложности выполняемой им работы,

  • ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться:

  • результаты исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента,

  • профессиональные знания и опыт работы государственного гражданского служащего,

  • соблюдение государственным гражданским служащим ограничений,

  • отсутствие нарушений запретов,

  • выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе,

Глава 3 «Правовое положение (статус) гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  • а при аттестации государственного гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным гражданским служащим, — также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если:

  • на нем присутствует не менее двух третей ее членов;

  • проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности государственной гражданской службы, не допускается.

Принятие решения аттестационной комиссии

Решение аттестационной комиссии принимается:

  • в отсутствие аттестуемого государственного гражданского служащего и его непосредственного руководителя

  • открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии;

  • при равенстве голосов государственный гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности государственной гражданской службы.

На период аттестации государственного гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

По результатам аттестации государственного гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • государственный гражданский служащий соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;

  • соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;

  • соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

  • не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы.

Результаты аттестации:

  • сообщаются аттестованным государственным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования;

  • заносятся в аттестационный лист государственного гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Указу Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Аттестационный лист:

  • подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании аттестационной комиссии;

  • государственный гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Материалы аттестации государственных гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через 7 дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что государственный гражданский служащий:

  • подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;

  • направляется для получения дополнительного профессионального образования;

  • понижается в должности государственной гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе государственного гражданского служащего:

  • от получения дополнительного профессионального образования или

  • от перевода на другую должность государственной гражданской службы

представитель нанимателя вправе:

  • освободить государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и

  • уволить его с государственной гражданской службы в соответствии со статьей 28 «Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

По истечении одного месяца после проведения аттестации:

  • перевод государственного гражданского служащего на другую должность государственной гражданской службы либо

  • увольнение его с государственной гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается;

  • время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Государственный гражданский служащий вправе:

  • обжаловать результаты аттестации

  • в соответствии с главой 16 «Рассмотрение индивидуальных служебных споров» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Сдача квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими

Сдача квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими:

  • и оценка их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) проводятся

  • в соответствии со статьей 49 «Квалификационный экзамен» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В каких случаях проводится квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен сдают государственные гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением государственных гражданских служащих, замещающих:

  • должности государственной гражданской службы категории РУКОВОДИТЕЛИ, относящиеся к высшей группе должностей государственной гражданской службы;

  • должности гражданской службы категории ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

  • должности государственной гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих проводится:

  • при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности государственной гражданской службы;

  • при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности государственной гражданской службы, который присваивается государственному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения государственной гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность государственной гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый государственному гражданскому служащему;

  • при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность государственной гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет государственный гражданский служащий.

В этих случаях квалификационный экзамен проводится:

  • после успешного завершения испытания,

  • а если испытание государственному гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после назначения государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы.

Порядок проведения квалификационного экзамена

Квалификационный экзамен проводится:

  • по инициативе государственного гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через 3 месяца после дня подачи государственным гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина,

  • конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии.

В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена должны быть указаны:

  • дата и время проведения квалификационного экзамена;

  • список государственных гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

  • перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения государственного гражданского служащего:

  • не позднее чем за месяц до его проведения;

  • не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель государственного гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) государственного гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина;

  • государственный гражданский служащий должен быть ознакомлен с этим отзывом не менее чем за 2 недели до проведения квалификационного экзамена.

Государственный гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

При проведении квалификационного экзамена:

  • комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) государственного гражданского служащего в соответствии с требованиями должностных регламентов государственных гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой государственным гражданскими служащими,

  • на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных качеств государственных гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы.

Решение о результате квалификационного экзамена:

  • выносится комиссией в отсутствие государственного гражданского служащего и его непосредственного руководителя

  • открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии;

  • при равенстве голосов государственный гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

Результаты квалификационного экзамена

По результатам квалификационного экзамена в отношении государственного гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

  • признать, что государственный гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

  • признать, что государственный гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Результат квалификационного экзамена:

  • заносится в экзаменационный лист государственного гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Указу Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»;

  • экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании;

  • государственный гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Результаты квалификационного экзамена:

  • направляются представителю нанимателя не позднее чем через 7 дней после его проведения;

  • экзаменационный лист государственного гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле государственного гражданского служащего.

На основании результатов квалификационного экзамена:

  • представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина государственному гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен,

  • либо направляет представление о присвоении государственному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственный гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен:

  • может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через 6 месяцев после проведения данного экзамена;

  • вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с главой 16 «Рассмотрение индивидуальных служебных споров» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Квалификационный экзамен и аттестация государственных гражданских служащих.

• ФЗ 79

• Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»

• Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»

ФЗ №79 – Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности. Указ Президента – Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В состав комиссии включаются:

• представитель нанимателя или уполномоченные им гражданские служащие,

• представитель соответствующего органа по управлению государственной службой,

• представители научных и образовательных организаций,

• других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

• Если в ФОИВе или органе субъекта есть общественный совет (в соответствии с законом «Об общественной Палата РФ») в комиссию должны входить представители общественного совета, не менее одной четвертой от общего числа комиссии.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

1) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение и освобождение которых осуществляются Президентом или Правительством, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента или постановлением Правительства);


6) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение и освобождение осуществляются Президентом или Правительством, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента или постановлением Правительства, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с ФЗ 79, а аттестация переносится.

Внеочередная аттестация может проводиться чаще 1 раза в 3 года, если принято решение:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих;

3) По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

По результатам аттестации комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение 1 месяца после проведения аттестации издается правовой акт государственного органа о том, что гос. служащий:


1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через 3 месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

• должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

• должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом;

• должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством.

Квалификационный экзамен проводится:

1) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

2) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности, который присваивается по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

3) при решении вопроса о присвоении классного чина после назначения на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность гражданской службы.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении классного чина гражданскому служащему, сдавшему экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина.

Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

сроки:

• секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее одного года;

• советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее двух лет.

• действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

• секретаря государственной гражданской службы 1 класса, референта государственной гражданской службы 1 класса, советника государственной гражданской службы 1 класса и государственного советника 1 класса сроки не устанавливаются.

• действительного государственного советника 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *