Ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг за неуплату

Собственник, которому ограничили/приостановили услуги, может обратиться в административный орган или в суд за защитой своих прав. Исполнитель КУ рискует понести ответственность за допущенные им при ограничении/приостановлении коммунальных услуг ошибки.

Требования по введению ограничения/приостановления коммунальных услуг за неуплату

Правовая основа ограничения/приостановления КУ — разд. XI Правил № 354 и специальные законы, регулирующие различные сферы ресурсоснабжения (например, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Положения специальных законов не должны противоречить Правилам № 354 в вопросе ограничения/приостановления КУ и применяться без учета этих Правил.

Лицо, управомоченное вводить ограничение/приостановление КУ, — исполнитель КУ, который предоставляет потребителям соответствующие виды услуг (п. 114 Правил № 354). Исполнителем КУ в зависимости от существующего способа управления МКД может быть управляющая организация, ТСЖ или специализированный жилищный кооператив, а также РСО. В частном секторе исполнителями КУ являются РСО.

Адресат вводимого ограничения/приостановления КУ — непосредственно потребитель КУ (собственник жилого/нежилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома). Определение потребителя КУ имеет существенное значение, поскольку влияет на процедуру ограничения режима потребления КУ.

В судебной практике сформировался единый подход: УО и ТСЖ не являются потребителями КУ, а следовательно, вводить ограничение/приостановление комммунальных услуг гражданам-потребителям за неуплату УО и ТСЖ перед РСО недопустимо. При этом неоднозначно воспринимается правовое положение дачных и садовых некоммерческих товариществ (ДНТ и СНТ). Арбитражные суды отмечают, что ДНТ и СНТ не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. В силу положений Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ такие товарищества осуществляют функции эксплуатационных организаций в части электро-, водо-, газо-, теплоснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, дачников, выступают посредниками в отношениях между гражданами и РСО, т. е. являются исполнителями коммунальных услуг, а не их потребителями.

  • Потребительское банкротство как новый инструмент работы с дебиторской задолженностью

Пример

Суд отметил, что ДНТ не обладает признаками потребителя, поскольку не пользуется на праве собственности или ином законном основании жилыми домами своих членов.

Применительно к ДНТ потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества. Само товарищество выступает лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами-потребителями и является потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды — содержание общего имущества товарищества (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по делу № А53-24715/2015.).

Основание для введения ограничения/приостановления КУ — неполная оплата потребителем КУ. Под неполной оплатой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, которые действуют на день ограничения предоставления коммунальной услуги. При этом потребитель-должник не заключил с исполнителем соглашение о погашении задолженности и (или) не выполняет условия такого соглашения. Наличие или отсутствие индивидуального и общего приборов учета (ИПУ и ОПУ) на расчет не влияет.

Таким образом, задолженность за содержание жилого помещения не может являться основанием для введения ограничения/приостановления комммунальных услуг за неуплату. Равно как и задолженность за холодную воду не должна влечь отключение за задолженность таких услуг, как электроэнергия, газ или горячая вода.

Виды КУ, подлежащих ограничению/приостановлению. Если должником является собственник жилого дома, можно отключать любые коммунальные услуги, кроме отопления. Собственникам помещений в многоквартирном доме можно отключать любые услуги, кроме отопления и холодного водоснабжения (п. 119 Правил № 354).

Принцип добросовестности и недопустимости злоупотребления правом. Действия по ограничению/приостановлению предоставления комммунальных услуг за неуплату должны быть направлены исключительно на применение мер ответственности к потребителю-должнику и не должны нарушать прав добросовестных потребителей КУ, полностью выполняющих обязательства по оплате, а также не должны приводить к повреждению общедомового имущества и нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (п. 122 Правил № 354). Как отмечают суды, установление количества и местонахождения добросовестных абонентов, заключение соответствующих соглашений о поставке таким абонентам ресурсов лежит в т. ч. на РСО, инициирующих ограничение/приостановление поставки коммунальных ресурсов, в целях недопущения нарушения прав таких абонентов.

  • Предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества: как действовать исполнителю КУ

Порядок действий по ограничению/приостановлению/отключению услуг за неуплату

Предлагаемый алгоритм действий касается потребителей, проживающих как в МКД, так и в частных жилых домах.

1. Исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику уведомление(предупреждение, извещение) о том, что в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного уведомления необходимо погасить задолженность по оплате конкретной коммунальной услуги, в противном случае предоставление ему этой услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. А если техническая возможность ограничения отсутствует — сразу приостановлено.

В уведомлении необходимо указать:

  • сумму задолженности за каждый вид КУ — например, отдельно за ГВС, отдельно за водоотведение;
  • способы погашения задолженности;
  • сроки погашения задолженности.

Уведомить потребителя можно двумя способами:

  • вручить под расписку;
  • направить по почте заказным письмом (с описью вложения!).

Уведомление, отправленное заказным письмом с описью вложения, считается переданным потребителю-должнику с даты получения им заказного письма в почтовом отделении.

2. Если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в уведомлении срока, исполнитель КУ составляет второе (повторное) уведомление (извещение). Это уведомление об ограничении (приостановлении) коммунальной услуги за неуплату нужно передать потребителю под расписку за трое суток до предполагаемого введения ограничения (приостановления).

3. Если потребитель уклоняется от получения вторичного уведомления, исполнитель вправе составить об этом акт. При составлении такого документа нужно привлечь двух незаинтересованных (и обязательно сторонних!) лиц.

После этого исполнитель вправе направить указанное уведомление потребителю таким способом, чтобы можно было определить дату его получения, в т. ч. заказным письмом с описью вложения, телеграммой с уведомлением о вручении.

Вручение извещения под расписку не единственный возможный способ уведомить потребителя о том, что исполнитель может ограничить предоставление соответствующей коммунальной услуги или вовсе отключить ее. На это указал и Верховный Суд РФ (решение ВС РФ от 25.09.2013 № АКПИ13-852). Приведенный порядок уведомления применяется, если иное не установлено, в частности, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Именно так суды трактуют п. 119 Правил № 354.

4. Если потребитель и после двукратного предупреждения не погасил задолженность, исполнитель вводит ограничение или приостановление предоставления соответствующей услуги. Исключение: услуга отопления, а в МКД — также холодное водоснабжение.

  • Укрепление платежной дисциплины в сфере ЖКХ

При ограничении предоставления КУ исполнитель временно уменьшает объем (количество) подаваемого потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. Для отключения водоотведения используют особое устройство в виде длинного щупа с камерой. На сливе из квартиры должника устанавливают специальную сетку-заглушку, которая пропускает только воду. При этом весь стояк функционирует в обычном режиме. Поскольку проживающие в квартире могут пользоваться канализацией, пусть и не в полном объеме, следует говорить скорее об ограничении предоставления КУ. Требования о пломбировании внутриквартирного оборудования, о пригодности жилого помещения для проживания не нарушаются.

При приостановлении комммунальных услуг за неуплату исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. В данном случае исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Если исполнитель не может попасть в жилое помещение или в жилой дом для введения ограничения/приостановления КУ, он вправе обратиться в суд с заявлением об обязании предоставить доступ в жилое помещение для ограничения/приостановления КУ. В этом случае исполнитель КУ должен будет доказать, что процедура уведомления потребителя о вводимом ограничении/приостановлении КУ соблюдена.

style=»text-align: center;»>

Учебный центр для специалистов по управлению МКД

Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»

Форма обучения: заочная.

Продолжительность: 72 часа.

Выдается удостоверение установленного образца.

Получить бесплатный доступ >>

Пример

1. Суд установил, что УО не нарушила порядок уведомления (предупреждения) собственников квартиры об ограничении горячего водоснабжения, поэтому собственники должны предоставить ей доступ к внутриквартирным сетям горячего водоснабжения для ограничения предоставления коммунальной услуги (апелляционные определения Верховного суда Республики Тыва от 08.07.2015 по делу № 33–954/2015, Московского городского суда от 16.11.2015 по делу № 33–42187/2015).

2. Суд удовлетворил требование газоснабжающей организации о допуске в жилой дом для проведения приостановления поставки газа, поскольку материалы дела подтверждали двукратное уведомление потребителя о введении ограничения газоснабжения (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 14.06.2016 по делу № 33–7105/2016).

5. Предоставление КУ возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения обстоятельств, послуживших причинами для введения ограничения или приостановления, в т. ч. со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности. Однако исполнитель может принять решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (п. 120 Правил № 354).

  • Взыскание долгов по коммунальным платежам через судебный приказ

Судебные решения в пользу потребителя

За защитой своих прав потребители КУ, как правило, обращаются в суд с требованием признать незаконным введение ограничений КУ, обязать возобновить предоставление КУ и компенсировать моральный вред. Такой способ защиты юридически правильно именовать требованием о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абз. 3 ст. 12 ГК РФ).

Нередко потребители обращаются и в административные органы (прокуратуру, ГЖН), которые привлекают исполнителей КУ к административной ответственности, выдают предписания об устранении нарушений.

Судебная практика по вопросу квалификации действий исполнителя КУ при введении ограничения/приостановления комммунальных услуг за неуплату в качестве правомерных или неправомерных не единообразна. Например, Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по двум аналогичным делам об ограничении водоотведения в квартире должников сделал два противоположных вывода. В одном случае суд указал, что ограничение водоотведения нарушает санитарные нормы и делает жилое помещение непригодным для проживания. В другом случае ограничение водоотведения признано допустимым при соответствующем соблюдении Правил № 354.

Судебные решения в пользу исполнителя КУ

Типичные ошибки исполнителя КУ

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод о типичных ошибках исполнителя КУ при введении ограничения/приостановления КУ.

Во-первых, отсутствие у лица, вводящего ограничение/приостановление комммунальных услуг за неуплату, статуса исполнителя КУ. Например, когда РСО при наличии в доме исполнителя КУ в лице УО, ТСЖ производит самостоятельные действия по ограничению/приостановлению КУ.

Во-вторых, нарушение порядка вручения первичного и повторного уведомления об ограничении/приостановлении КУ:

  • направление первичного уведомления простым письмом или заказным письмом без описи вложения;
  • невручение повторного уведомления потребителю под расписку, оставление уведомления в дверях, почтовом ящике, вручение уведомления посторонними лицами, а не самим исполнителем КУ либо его уполномоченным представителем;
  • составление акта об отказе потребителя от получения уведомления с ошибками: отсутствие информации о свидетелях, указание в качестве свидетелей работников исполнителя КУ или иных заинтересованных лиц.

В-третьих, неполное и недостоверное содержание текста уведомления (извещения):

  • указание общей суммы задолженности за ЖКУ (а не за конкретный вид КУ);
  • направление безымянных (безадресных) уведомлений, в которых отсутствует информация о потребителе-должнике (Ф. И. О., адрес).

Перечисленные ошибки могут послужить основаниями для обращения потребителей в суд или в органы ГЖН и прокуратуру. В итоге исполнитель КУ понесет имущественную ответственность.

  • Взыскание долгов по ЖКХ с помощью коллекторов

Рекомендации исполнителю КУ

1. Первичное уведомление об ограничении/приостановлении КУ должно направляться заказным письмом с описью вложения по месту регистрации потребителя. Отследить статус письма можно по почтовому идентификатору через информационный ресурс «Почты России» www.pochta.ru/tracking. Даже если заказное письмо не удастся вручить потребителю, это не свидетельствует о нарушении порядка уведомления, поскольку получение корреспонденции по месту регистрации зависит от действий самого получателя (потребителя).

2. Повторное уведомление об ограничении/приостановлении КУ (за три дня) должно вручаться лично потребителю-должнику. Если должник отсутствует или отказывается принимать уведомление, нужно составить акт о невозможности вручения уведомления с участием двух-трех свидетелей. Свидетели не должны состоять в трудовых или гражданско-правовых отношениях с исполнителем КУ.

3. Как в первичном, так и в повторном уведомлении необходимо указать задолженность за конкретный вид КУ и предложить оплатить задолженность. Не допускается указание общей суммы задолженности за содержание и КУ.

4. Исполнитель КУ может не только своими силами вводить ограничение/приостановление комммунальных услуг за неуплату, но и привлекать для этого подрядную организацию на основании договора оказания услуг или агентского договора.

5. В договоре управления МКД (для управляющей организации), в договоре ресурсоснабжения (для РСО) рекомендуется дополнительно предусмотреть порядок вручения повторного уведомления об ограничении/приостановлении КУ и порядок составления акта о невозможности вручения уведомления.

6. Технические средства, ограничивающие водоотведение, можно устанавливать только на участках коммуникаций, не относящихся к общему имуществу. Важно также не повредить при этом индивидуальное имущество должника. В противном случае действия исполнителя КУ рассматриваются как незаконные, нарушающие нормы санитарно-эпидемиологической безопасности и приводящие жилое помещение в непригодное для проживания состояние (апелляционное определение Московского городского суда от 02.04.2015 по делу № 33–10739/2015).

  • Приостановление коммунальных услуг: некоторые вопросы практики

Типичные модели злоупотреблений со стороны потребителей

На практике потребители, имеющие задолженность за КУ, нередко злоупотребляют своим правом на защиту. В таких случаях собственники обращаются в административные органы или в суд не для реальной защиты своих прав, а чтобы снять с себя обязательства по оплате КУ. Потребители заявляют о незаконности ограничения КУ, ссылаясь на отсутствие договора управления с исполнителем КУ или на отсутствие членства в ТСЖ, на неправильные начисления задолженности, невручение уведомления о вводимом ограничении/приостановлении КУ под расписку, требуют привлечь виновного исполнителя КУ к ответственности и запретить направлять уведомления об ограничении КУ.

Подобная модель поведения потребителя является недобросовестной и в силу ст. 10 ГК РФ должна повлечь частичный или полный отказ в защите права. К сожалению, квалификация поведения потребителя в качестве недобросовестного крайне редко встречается в практике судов общей юрисдикции (в силу неразвитости правосознания юридического и судейского сообщества). Но все же это важный процессуальный инструмент защиты интересов исполнителя КУ.

Один из ярких примеров недобросовестности потребителя — умышленное неполучение на почте заказного письма (уведомления) или воспрепятствование в нарочной передаче уведомления (извещения) о введении ограничения/приостановления комммунальных услуг за неуплату. Подобное злоупотребление прежде всего спровоцировано законодательными дефектами. Законодатель требует от исполнителя вполне конкретной модели поведения: дважды в определенные сроки, в определенной форме и определенным способом уведомить потребителя-должника о наличии задолженности и применяемых мерах по ограничению КУ. Но при этом ситуация, когда потребитель-должник не получает в почтовом отделении корреспонденцию, направленную ему по адресу регистрации, оставляется на усмотрение исполнителя КУ.

Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, если исполнитель КУ направил потребителю-должнику уведомление заказным письмом с описью вложения, но по обстоятельствам, зависящим от самого потребителя, такое письмо не было ему вручено и он с ним не ознакомился, то уведомление считается доставленным такому потребителю-должнику. В этом случае течение двадцатидневного срока начинается с даты, когда заказное письмо вернулось в почтовое отделение получателя. Если такую дату установить невозможно, то срок исчисляется с даты получения исполнителем КУ в почтовом отделении возврата заказного письма.

  • Учет потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды

Типичные модели злоупотреблений со стороны исполнителя КУ

Наиболее распространенной практикой недобросовестных методов работы с должниками является отключение всего МКД от подачи коммунального ресурса по долгам управляющей организации или ТСЖ перед РСО. Обеспечение потребителей коммунальными услугами представляет собой социально значимую гарантию защиты прав и интересов граждан. Вопреки законодательному запрету подобных отключений (п. 121 Правил № 354), разъяснениям Верховного Суда РФ по данному вопросу (определение ВС РФ от 20.12.2011 № 86-Впр11-6), а также обширной судебной практике, РСО довольно часто практикуют подобные отключения. Как показывает опыт, из-за молчаливого согласия местных властей подобные отключения коммунальных услуг из-за задолженности стали нормой поведения РСО. Действенный механизм защиты от неправомерных отключений:

  • для потребителей — коллективная жалоба в прокуратуру или заявление в суд;
  • для УО, ТСЖ, пострадавших от незаконных действий РСО, — жалоба в Федеральную антимонопольную службу или заявление в суд.

На фоне сложившейся судебной практики, защищающей интересы добросовестных потребителей от незаконных действий РСО, по меньшей мере удивляет позиция Арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

Так, суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой и апелляционной инстанций относительно правомерности действий ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» (далее — ОАО «АТЭК») по приостановлению предоставления коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ. Суды посчитали соблюденной установленную в договоре теплоснабжения процедуру уведомления ТСЖо приостановлении горячего водоснабжения. ОАО «АТЭК» уведомило ТСЖ о полном прекращении подачи тепловой энергии и теплоносителя для нужд горячего водоснабжения и предложило принять меры для обеспечения подачи тепловой энергии потребителям, своевременно ее оплачивающим.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал обязательность соблюдения установленной Правилами № 354 и договором теплоснабжения процедуры приостановления КУ. Вместе с тем суд отметил следующее:

«Товарищество, будучи исполнителем коммунальной услуги, должно предпринимать необходимые и допустимые действия, направленные на своевременную уплату потребителями стоимости потребленных коммунальных услуг. Товарищество наделено правом ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, своевременная реализация которого может способствовать погашению или уменьшению долга перед компанией и исключить последствия в виде ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги со стороны компании.

Ненадлежащее исполнение товариществом названного права приводит к тому, что компания фактически не сможет приостановить предоставление коммунальной услуги товариществу, поскольку в многоквартирном доме, как правило, имеются потребители, полностью выполняющие обязательства по оплате потребленного коммунального ресурса.

В этом случае нарушается баланс интересов сторон, экономические потери несет добросовестная сторона, которая обязана поставлять коммунальный ресурс, но при этом не получает за него должной платы.

В материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на то, что товарищество приняло все зависящие от него меры для погашения долга компании и, заявляя требование о незаконности действий компании, само действует добросовестно».

Подобное заявление, оправдывающее введение ограничения/приостановления предоставления комммунальных услуг за неуплату во всем многоквартирном доме, может свидетельствовать об изменении тенденций в подходе судов к защите прав участников жилищно-коммунальной сферы, но может и остаться единичным судебным актом. Суды все больше внимания уделяют добросовестности действий спорящих сторон. От исполнителей коммунальных услуг, руководствующихся добросовестностью, требуется не только строго соблюдать процедуру ограничения/приостановления КУ, но и вести информационно-разъяснительную работу с потребителями, чтобы не допустить применение крайней меры — ограничение/приостановление предоставления КУ.

Образец

Исх. № _______ от___________20__ г.

Собственнику жилого помещения ________________________________________________________

(Ф. И. О.)

кв.__, д.____, ул.__________________, г. ____________________

(лицу, получившему данное требование, — передать требование надлежащему должнику (-ам))

УВЕДОМЛЕНИЕ

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ (ПРИОСТАНОВЛЕНИИ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

(за 30 дней)

Настоящим уведомляем о том, что ввиду ненадлежащего исполнения Вами обязательств по оплате за коммунальные услуги по состоянию на «____» __________ 20__ г. у Вас образовалась задолженность за _______________________________________

_____________ (указать вид коммунальной услуги) в размере _______________________ _____________ руб., что превышает сумму 2 месячных размеров платы за данный вид коммунальной услуги, исчисленных исходя из норматива потребления.

При непогашении Вами задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи указанного уведомления ___________________ (указать наименование исполнителя КУ (УО, ТСЖ или РСО) на основании постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вынуждено будет осуществить ограничение, а затем приостановление либо при отсутствии технической возможности введения ограничения сразу ввести приостановление предоставления коммунальной услуги по _______________________ (указать вид коммунальной услуги).

Просим Вас принять меры по погашению задолженности в указанные сроки путем внесения платы любым удобным для вас способом (при необходимости можно указать способы внесения платы, например через банк, почту и иным способом).

По вопросу оплаты задолженности Вы также можете обратиться в ________________.

Директор _____________ _________ /_________________/

Исх. № _______ от___________20__ г.

Собственнику жилого помещения ________________________________________________________

(Ф. И. О.)

кв.__, д.____, ул.__________________, г. ____________________

(лицу, получившему данное требование, — передать требование надлежащему должнику (-ам))

ПОВТОРНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ (ПРИОСТАНОВЛЕНИИ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

(за 3 дня)

Настоящим уведомляем о том, что по состоянию на «___» ________20__ г. Вами до сих пор не погашена задолженность за _________________________________________

_____________ (указать вид коммунальной услуги) в размере _______________________ _____________ руб., что превышает сумму 2 месячных размеров платы за данный вид коммунальной услуги, исчисленных исходя из норматива потребления.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, убедительно просим Вас в течение 3-х дней с момента получения настоящего уведомления погасить образовавшуюся задолженность за ___________ ____________ (указать вид коммунальной услуги).

По факту погашения долга незамедлительно сообщить в ___________ (указать наименование исполнителя КУ (УО, ТСЖ или РСО) по телефону/факсу ______________ либо лично, предоставив документ об оплате задолженности.

В противном случае ___________ (указать наименование исполнителя КУ (УО, ТСЖ или РСО) будет вынуждено осуществить ограничение (приостановление) предоставления соответствующей коммунальной услуги, как это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 № 354.

Ограничение (приостановление) предоставления _____________________ (указать вид коммунальной услуги) будет осуществлено «____» _________20__ г.

Директор _________________ _________ /_________________/

Вручено: «____» _________20__ г. ____________________ ___________________

Ф. И. О. подпись

Либо отказался от получения настоящего уведомления об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги «____» _____ 20__ г. в присутствии следующих свидетелей:

1._______________________________________________ пом./дом _______

2._______________________________________________ пом./дом _______

и представителя исполнителя КУ: _____________________ ____________

Новости

РУБРИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), внесены изменения, в том числе касающиеся порядка ограничения предоставления коммунальных услуг.

Приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД — также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 Правил № 354).Практика показывает, что отключение канализации — действенная мера по отношению к должникам.

1.1. Согласно действующему законодательству такая мера воздействия на должников допустима, она содержится в п. 8 ч. 3 ст. 21 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» — при наличии у абонента задолженности по оплате договора водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более организация, оказывающая данную услугу, вправе прекратить или ограничить водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом существуют специальные условия для многоквартирных домов с учетом их особого правового положения и специфики пользования имуществом.

1.2. Исполнитель, оказывающий коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры при наличии у них значительной задолженности по оплате соответствующих услуг в порядке, установленном Правилами № 354, с обязательным соблюдением процедуры уведомления. Согласно пп. «а» п. 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 354.В соответствии с п. 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. Порядок уведомления при ограничении (приостановлении) коммунальных услуг по электроснабжению и водоотведению следующий: исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения (уведомления) предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

1.3. Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (пп. «а» п. 119 Правил № 354):

  • вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
  • направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ УВЕДОМЛЕНИЯ;
  • иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи голосовой информации на стационарный телефон. Начиная с 1 января 2017 года дополнительно уведомлять о приостановлении предоставления коммунальных услуг нет необходимости.

1.4. Считаем целесообразным использовать одновременно несколько способов уведомления должников:

  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ УВЕДОМЛЕНИЯ;
  • направление заказного письма с уведомлением о вручении;
  • отправка текста СМС с сотового телефона при приобретении сим-карты на ТСЖ или УК;
  • путем направления телефонограммы телефонного звонка с записью разговора.

Кроме того, уведомление об ограничении коммунальных услуг целесообразно направлять не только собственникам квартиры, но и проживающим в квартире лицам, являющимся членами семьи собственника жилого помещения и в силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ несущих солидарную с ним обязанность по оплате коммунальных услуг. Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Пензенского областного суда от 17.10.17 г. № 33-3434.

Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услуг по водоотведению

2.1. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (пп. «в» п. 122 Правил № 354). Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, в том числе водоотведением. Инженерные системы водоотведения, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов — изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами пп. 12, 14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.При размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. При эксплуатации требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (в том числе систем канализации), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания (пп. 2.7, 8.1.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

Санитарно-гигиенические правила и нормативы утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64.В результате введения ограничения в пользовании коммунальными ресурсами, а именно канализацией, в квартире невозможно пользоваться унитазом и ванной, при этом возможно пользование раковиной в кухне, имеющей отдельный сток в канализационный стояк. Физиологической природой человека обусловлена необходимость отправлять естественные потребности. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иной возможности обеспечить физиологические потребности, прекращение работы системы канализации вследствие произведенных работ по установлению заглушки на водоотведение из унитаза является незаконным, так как делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Забайкальского краевого суда от 13.12.17 г. № 33-6445/2017, Определении Московского городского суда от 22.10.18 г. № 4г/1-13760.

Особенности ограничения (приостановления) коммунальных услуг по электроснабжению

3.1. При наличии у должника задолженности по оплате поставленного коммунального ресурса исполнитель обязан ограничить предоставление коммунальной услуги, а лишь затем приостановить предоставление. Приостановление предоставления коммунальной услуги, то есть полное отключение, без предварительного ограничения возможно лишь при отсутствии технической возможности для ограничения.

3.2. Уведомление должно содержать сведения об ограничении коммунальной услуги, сроке и времени такого ограничения, иметь ссылку на отсутствие технической возможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги, а затем отключение электрической энергии. Аналогичные выводы изложены в Апелляционном Определении Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-18147 от 28.08.18 г.

3.3. После истечения срока, указанного в уведомлении об ограничении электроэнергии и непогашении задолженности, необходимо на протяжении 10 дней подряд ежедневно в течение дня, например, в период с 16:00 до 19:00 вводить ограничение предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, о чем ежедневно составлять акт об ограничении. Начиная с 11-го дня подачу электроснабжения можно приостановить полностью в соответствии с актом о приостановке предоставления электроэнергии.

3.4. Приостановлением (ограничением) подачи электроэнергии при оплате электроэнергии Собственниками квартир напрямую гарантирующему поставщику. Собственники квартир состоят в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком электроэнергии, предметом которых является поставка электроэнергии, потребляемой на бытовые нужды, в указанное жилые помещения. Поскольку договор энергоснабжения заключен гражданами непосредственно с энергоснабжающей организацией, права и обязанности, вытекающие из гражданско-правового договора, не могут распространяться на третьих лиц, не являющихся стороной по такому договору.

Поскольку ТСЖ (УК), осуществляющее управление многоквартирным домом, не производит электроэнергию и не приобретает ее у ресурсоснабжающей организации на основании договора для целей предоставления гражданам коммунальной услуги по электроснабжению для бытового потребления в занимаемых ими жилых помещениях, на него не распространяют свое действие указанные Правила № 354, в том числе в части возможности приостановления (ограничения) электроснабжения жилых помещений. Полномочиями в рамках действующего законодательства на приостановление (ограничение) подачи электроэнергии в квартиры абонентов обладает исключительно энергоснабжающая организация.

Как следствие, любые действия ТСЖ (УК), связанные с приостановлением (ограничением) подачи электроэнергии гражданам, являются неправомерными (за исключением случаев, когда подача электроэнергии приостанавливается в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций).Аналогичные выводы изложены в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 01.04.14 г. по делу № 33-3878/2014.

Порядок возобновления предоставления коммунальных услуг

4.1. Предоставление коммунальных услуг возобновляется при соблюдении двух условий:

  • полного погашения задолженности либо заключения соглашения о порядке погашения задолженности;
  • оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством РФ, либо заключения соглашения о порядке оплаты таких расходов.

Таким образом, порядок и размер расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги будут установлены Правительством РФ.В настоящее время такого нормативного правового акта нет.

Подытожим:

  • Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальной услуги рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату — стандартная процедура.
  • С учетом последних подходов судов отключение канализации рассматривается незаконным, так как делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.
  • Приостановка подачи электроэнергии возможна после ограничения подачи электроэнергии.
  • Отключать электроэнергию нельзя в домах, где потребители оплачивают ее напрямую ресурсоснабжающей организации.
  • Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с Правилами № 354.

Виктор КОЛЕСНИКОВ,
председатель ТСЖ «Альтаир», юрист,
генеральный директор ООО УК «ФЛЭТ» (г. Красноярск)

Прокуратура Камчатского края

  • 17.11.201702.12.2017
  • Актуальные вопросы, ЖКХ, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 6416

В средствах массовой информации Камчатского края опубликованы сообщения о массовых отключениях от электроснабжения лиц, имеющих задолженность за поставленные коммунальные услуги.

Прокуратура города Петропавловска-Камчатского разъясняет, что такие действия энергокомпании и других поставщиков коммунальных ресурсов предусмотрены законодательством, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Более того, прокуратура требует от ресурсоснабжающих организаций активной работы с потребителями-должниками, поскольку дебиторская задолженность по коммунальным платежам провоцирует рост тарифов и отражается, прежде всего, на законопослушных гражданах, своевременно оплачивающих квитанции за коммунальные услуги.

Ограничение или приостановление подачи коммунальных услуг должникам возможно при строгом соблюдении установленных требований.

В соответствии с пунктами 117, 118 Правил № 354 в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Под неполной оплатой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. Дополнительным условием служит отсутствие заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) невыполнение потребителем-должником условий такого соглашения.

Ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги осуществляется в следующем порядке (если иное не предусмотрено договором о предоставлении коммунальных услуг):

1) исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (подп. «а» п. 119 Правил № 354):

— вручение предупреждения (уведомления) под расписку;

— направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

— включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;

— иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;

2) если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги (подп. «б» п. 119 Правил № 354);

3) если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (подп. «в» п. 119 Правил № 354).

Пункт 114 Правил № 354 раскрывает понятие ограничения предоставления коммунальной услуги и определяет подобные действия как временное уменьшение исполнителем объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем (п. 120 Правил).

Как правильно понять п.118,119 Постановления Правительства номер 354, так как юрид.

118. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Т.е. если собственник не оплатил пару квитков, то деньги, полученные от него должны пропорционально (в процентном соотношении) разделиться между обязательными услугами (коммунальные, жжилищные, кап.ремонт).

Оговорка.

Если ТСЖ/УК распределило часть полученных средств на услуги не входящие в коммунальные (354 пост. определение услуг) и жилищные (постановление госстроя № 170), то распределение на таки услуги (охрана, например), даже, если они приняты на общем собрании — будет незаконно.

119. Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Исполнитель (т.е. ТСЖ или УК и т.п.) ограничивает неоплаченную (именно ту, за которую имеется задолженность, а не любую, как думают некоторые «талантливые» ТСЖ) путем отключения от общедомового узла, или перекрытия, за исключением отопления в отопительный сезон.

Сроки уведомлений даны, нарушены быть не могут, т.к. это императивная норма закона. (обязывающая т.е.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *