Содержание
- Инструкция 162н по бюджетному учету с изменениями 2019 года
- Изменения по проекту Минфина от 26.07.2019
- Изменения в Инструкции 162н в 2019 году
- Скачать Инструкцию 162н в действующей редакции
- Изменения Инструкции 162н от 8 мая 2018 года
- Состав инструкции
- Структура счета
- КОСГУ
- Применение Инструкции 162н по бюджетному учету
Документ
Приказ Минфина России от 16.11.2016 № 209н
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) внесены изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности для учреждений госсектора, а также уточнен порядок заполнения отдельных форм первичных учетных документов и регистров.
Приказ № 209н применяется при формировании показателей бюджетного учета и отчетности за 2016 г. Исключение составляют отдельные положения, которые необходимо принимать во внимание при утверждении учетной политики с 2017 г.
Приказы обратной силы не имеют, поэтому все операции и первичные документы, которые были оформлены с начала года, в связи с внесением изменений переделывать не нужно. В то же время если для формирования показателей годовой отчетности необходимо получить новые данные по счетам, операции отражаются в конце года общей суммой.
Проанализируем новшества, которые касаются казенных учреждений. Рассмотрим, что изменилось в инструкциях, утв. приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н и от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 162н, Инструкция № 191н).
План счетов
Раздел 4 Плана счетов дополнен счетом 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Таким образом, План счетов приведен в соответствие с Указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Еще в середине 2016 г. коды КОСГУ были дополнены подстатьей 174 «Выпадающие доходы» (приказ Минфина России от 20.06.2016 № 89н).
По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.
Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:
Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.
В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).
Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 «Активы в управляющих компаниях», 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н, читайте ).
Приказом № 209н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 2 Инструкции № 162н). Они обобщены в таблице.
Код синтетического счета объекта учета | Разряды номера счета | Примечание | |||
---|---|---|---|---|---|
1 – 4 | 5 – 14 | 15 – 17 | 24 – 26 | ||
101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00, 108 00 | КРБ | нули | нули | КОСГУ | Аналогичная структура у корреспондирующих счетов 1 401 20 240, 1 401 20 250, 1 401 20 270, 1 304 04 000. Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества |
106 00, 107 00, 109 00 | КРБ | КРБ | КРБ | КОСГУ | – |
201 00 | КИФ | КИФ | нули | КОСГУ | Исключение – счет 201 35 |
201 35 | КРБ | нули | нули | КОСГУ | Аналогичная структура у корреспондирующих счетов 1 401 20 240, 1 401 20 250, 1 401 20 270, 1 304 04 000. Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества |
204 00 | нули | нули | нули | КОСГУ | Аналогичная структура номера счета у корреспондирующего счета 1 401 20 241. Иное может быть предусмотрено целевым назначением активов |
207 00 | КИФ | КИФ | 640 | КОСГУ | По счетам аналитического учета счета 1 207 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам) |
301 00 | КИФ | КИФ | 810, 820 | КОСГУ | По счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам) |
304 01 | нули | нули | нули | КОСГУ | – |
304 04 | КРБ | КРБ | КРБ | КОСГУ | При отражении операций по централизованному снабжению |
401 30 | нули | нули | нули | нули | – |
401 60 | КРБ | нули | КРБ | КОСГУ | Аналогичная структура номера счета у корреспондирующих счетов 1 401 20 000. Иное может быть предусмотрено целевым назначением обязательств |
Новшества применяются в учетных регистрах 2016 г. и при составлении отчетности за 2016 г.
По общему правилу при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Однако теперь в п. 2 Инструкции № 162н сделана оговорка, что иное может быть предусмотрено целевым назначением выделенных средств.
Для получения дополнительной информации учреждение вправе указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых Инструкцией № 162н предусмотрены нули, коды бюджетной классификации. Решение о необходимости аналитического учета принимает главный администратор бюджетных средств, финансовый орган, учреждение. Порядок применения дополнительных кодов закрепляется в учетной политике.
Приказом № 209н также были внесены поправки в порядок включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджетного учета (приложение 2 к Инструкции № 162н):
Счет бюджетного учета | Аналитический код по БК (разряды 1 – 17 номера счета) | ||
---|---|---|---|
номер | наименование | старая редакция Инструкции № 162н | новая редакция Инструкции № 162н |
1 104 51 000 | Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны | гКБК | КРБ |
1 104 58 000 | Амортизация движимого имущества в составе имущества казны | гКБК | КРБ |
1 104 59 000 | Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны | гКБК | КРБ |
1 108 51 000 | Недвижимое имущество, составляющее казну | гКБК | КРБ |
1 108 52 000 | Движимое имущество, составляющее казну | гКБК | КРБ |
1 108 53 000 | Драгоценные металлы и драгоценные камни | гКБК | КРБ |
1 108 54 000 | Нематериальные активы, составляющие казну | гКБК | КРБ |
1 108 55 000 | Непроизведенные активы, составляющие казну | гКБК | КРБ |
1 108 56 000 | Материальные запасы, составляющие казну | гКБК | КРБ |
1 204 31 000 | Акции | КРБ | КРБ КИФ |
1 209 30 000 | Расчеты по компенсации затрат | гКБК | КРБ КДБ |
1 209 40 000 | Расчеты по суммам принудительного изъятия | гКБК | КДБ |
1 209 71 000 | Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий) | КДБ | КИФ |
1 210 05 000 | Расчеты с прочими дебиторами | КДБ | КДБ КИФ КРБ |
1 210 13 000 | Расчеты по НДС по авансам уплаченным | – | КРБ |
1 301 01 000 | Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам | КИФ | КИФ КРБ (в части процентов, штрафов и пеней) |
1 301 02 000 | Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам | КИФ | КИФ КРБ (в части процентов, штрафов и пеней) |
1 301 03 000 | Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу | КИФ | КИФ КРБ (в части процентов, штрафов и пеней) |
1 304 06 000 | Расчеты с прочими кредиторами | КРБ | КРБ КДБ КИФ |
При использовании приложения 2 к Инструкции № 162н нужно не забывать о требованиях п. 2 Инструкции № 162н. Например, в разрядах 1 – 17 номеров счетов учета имущества казны указывается только код подраздела, остальные – нули.
При отражении в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 по дебету и кредиту указывается код 310 КОСГУ. Такое уточнение внесено в п. 7 Инструкции № 162н.
Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.
Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:
№ п/п | Корреспонденция счетов | ||
---|---|---|---|
дебет счета | кредит счета | ||
1 | Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости | КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 101 ХХ 310 |
2 | Списана амортизация, начисленная на объект основных средств | КРБ 1 104 ХХ 410 | КДБ 1 401 10 172 |
3 | Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества | КРБ 1 101 ХХ 310 | КДБ 1 401 10 172 |
4 | Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация | КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 104 ХХ 410 |
Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.
В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):
№ п/п | Корреспонденция счетов | ||
---|---|---|---|
дебет счета | кредит счета | ||
1 | Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации | КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 101 ХХ 410 |
2 | Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств | КРБ 1 104 ХХ 410 | КДБ 1 401 10 172 |
3 | Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации | КРБ 1 101 ХХ 310 | КДБ 1 401 10 172 |
4 | Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации | КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 104 ХХ 410 |
5 | Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации | КДБ 1 401 10 172 | КРБ 1 101 ХХ 410 |
6 | Списана амортизация ликвидируемой части основного средства | КРБ 1 104 ХХ 410 | КРБ 1 101 ХХ 410 |
Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.
Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н.
Пункты 16, 38 Инструкции № 162н дополнены корреспонденцией счетов, которую нужно сделать при изменении стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости. Увеличение балансовой стоимости отражается по дебету счета 1 103 11 330 (1 108 55 330) и кредиту счета 1 401 10 180 в положительном значении, уменьшение балансовой стоимости – этой же записью со знаком «минус».
Тем самым в текст Инструкции № 162н внесены разъяснения, которые ранее доводились письмами (п. 2.2 письма Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918, п. 1.1.2 письма Минфина России № 02-07-07/77754 и Федерального казначейства № 07-04-05/02-919 от 30.12.2015, п. 1 письма Минфина России от 19.01.2016 № 02-07-10/1601).
Финансовые активы
Пункт 76 Инструкции № 162н дополнен новым абзацем. Передача объектов нефинансовых (финансовых) активов управляющим компаниям в доверительное управление отражается по дебету счета 1 204 51 550 «Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях» и кредиту счета 1 215 51 650 «Уменьшение вложений в управляющие компании». Одновременно информация об активах в доверительном управлении показывается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40.
Доходы от возврата остатков субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения заданий (если задания не были выполнены в полном объеме) отражаются по дебету счета 1 205 30 560 и кредиту счета 1 401 10 130 (п. 78 Инструкции № 162н в новой редакции). Ранее такого уточнения Инструкция № 162н не содержала, разъяснения по этому вопросу были доведены письмом Минфина России от 29.04.2016 № 02-05-11/25399.
Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 1 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.
Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.
Расчеты по НДС
Счет 210 10 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
До внесения изменений в Инструкции № 162н отсутствовал счет для учета сумм НДС по перечисленным авансам. Теперь этот пробел устранен. С 2016 года для этих целей применяется счет 210 13. Инструкцией № 162н предусмотрены следующие записи:
Дебет КДБ 1 303 04 830 Кредит КРБ 1 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику (исполнителю, подрядчику);
Дебет КРБ 1 210 13 560 Кредит КРБ 1 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Бюджетные инвестиции
При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными учреждениями (унитарными предприятиями), одновременно с записями по выбытию активов с балансовых счетов сумму вложений нужно отразить на новом забалансовом счете 42. Соответствующие изменения внесены в пп. 98, 102 Инструкции № 162н.
Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам».
Финансовый результат
В пункты 120, 121 Инструкции № 162н внесены уточнения в части применения счетов 1 401 10 151 – 1 401 10 153, 1 401 20 251 – 1 401 20 253, 1 401 10 180, 1 401 20 241:
- счета с кодами 151 – 153, 251 – 253 КОСГУ в разрядах 24 – 26 номера счета используются в рамках операций между учреждениями разных бюджетов, в т.ч. вследствие реорганизации;
- счета с кодами 180, 241 КОСГУ в разрядах 24 – 26 номера счета используются по операциям между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного бюджета, в т.ч. вследствие упразднения, реорганизации, а также при передаче государственным и муниципальным организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств.
Санкционирование расходов
В новой редакции Инструкции № 162н уточнены корреспонденции счетов для учета отложенных обязательств:
№ п/п | Корреспонденция счетов | Пункт Инструкции № 162н | ||
---|---|---|---|---|
дебет счета | кредит счета | |||
1 | Приняты обязательства, величина которых определена условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения | КРБ 1 501 93 000 (КРБ 1 503 93 000) |
КРБ 1 502 99 ХХХ | 141.2 |
2 | Приняты бюджетные обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств при определении размера обязательств и соответствующего финансового периода | КРБ 1 502 99 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | 140, 141.2 |
3 | Скорректирована сумма отложенных обязательств при принятии бюджетных обязательств за счет ранее сформированных резервов | КРБ 1 501 Х3 000 (КРБ 1 503 Х3 000) |
КРБ 1 501 93 000 (КРБ 1 503 93 000) |
134, 145 |
Кроме того, пункты 134, 145 Инструкции № 162н дополнены корреспонденциями счетов по отражению суммы экономии, полученной при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов.
Бюджетная отчетность
В пункте 10 Инструкции № 191н установлен срок, в течение которого учредитель должен уведомить учреждение о результатах камеральной проверки бюджетной отчетности. Он составляет один рабочий день.
При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению учреждение обязано в течение срока, установленного пользователем отчетности, предпринять необходимые меры для приведения отчетности в соответствие с требованиями.
Вносить изменения в ранее принятую бюджетную отчетность учреждение может только после согласования с пользователем бюджетной отчетности (учредителем).
Уточнен порядок заполнения Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (далее – Справка в составе Баланса) в части сведений по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств» (п. 20 Инструкции № 191н):
- в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком «минус»;
- в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком «минус».
Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).
Уточнено, что Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляется при реорганизации получателей бюджетных средств, упразднении государственного органа, органа местного самоуправления (п. 23 Инструкции № 191н). Также перечислены счета бюджетного учета, по которым в этом случае составляется Справка (ф. 0503125).
В пунктах 149, 150 Инструкции № 191н уточнен порядок формирования показателей поступлений и выбытий в графе 4 Отчета (ф. 0503123) в части возвратов остатков дебиторской задолженности, субсидий, трансфертов прошлых лет.
Корректировки также внесены в порядок заполнения Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.
Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:
Номер счета бюджетного учета | Дебиторская задолженность | Кредиторская задолженность |
---|---|---|
0 205 00 000 «Расчеты по доходам» | + | + |
0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» | + | |
0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» | + | + |
0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» | + | + |
0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» | + | + |
0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» | + | |
0 304 02 000 «Расчеты с депонентами» | + | |
0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» | + | |
0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» | + |
Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.
Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:
- VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
- IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.
Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет». Определены также сроки представления отчетности.
Инструкция 162н по бюджетному учету с изменениями 2019 года
После внесения поправок к закону о бухучете 402-ФЗ и к приказу 209н Минфин подготовил проект изменений в плане счетов бюджетного учета. Мы знакомим вас с основными корректировками, которые будут внесены в Инструкцию 162н.
Ввели новые штрафы для бухгалтеров! Скачайте памятку с нарушениями и мерами ответственности за них:
Памятка: новые штрафы для бухгалтеров
Изменения по проекту Минфина от 26.07.2019
В новой редакции в приложении №1 многие счета помечены сноской <2>, которая означает, что аналитическая часть формируется с учетом статей и подстатей КОСГУ на основании приказа 209н. Это относится к счетам по учету:
- материальных запасов;
- МЗ и прочих активов, составляющих казну;
- долей в международных организациях;
- прочих финансовых активов;
- дебиторской задолженности по доходам от операционной и финансовой аренды и от других источников;
- задолженности перед бюджетами, перед кредиторами по госдолгу, по ценным бумагам;
- кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
- средств, полученных во временное распоряжение;
- внутриведомственных расчетов.
Отдельные счета в Инструкции 162н детализированы. Например, для учета увеличения дебиторской задолженности по доходам от страховых возмещений вместо счета 0 209 43 560 применяется счет 0 209 43 565, потому что такие расчеты производятся с иными финансовыми организациями.
В план для казенных учреждений добавлены счета для учета вложений в имущество казны:
- 0 106 51 000 – в недвижимое;
- 0 106 52 000 – в движимое;
- 0 106 53 000 – в НПА.
Добавлена группа счетов 0 114 80 000 для учета резервов под снижение стоимости МЗ. Включены в план счета для учета расчетов по безвозмездным перечислениям капитального характера:
- 0 302 81 000 – с госучреждениями;
- 0 302 82 000 – с финансовыми организациями госсектора;
- 0 302 83 000 – с иными финансовыми организациями;
- 0 302 84 000 – с нефинансовыми организациями госсектора;
- 0 302 85 000 – с иными нефинансовыми организациями;
- 0 302 86 000 – с НКО и физлицами, производящими товары или оказывающими услуги.
Пункт 2 инструкции по применению плана счетов дополнен положением о том, что статьи и подстатьи КОСГУ применяются для формирования аналитической части на основании приказа 209н. В пункте 7 добавлены проводки для выполнения операции по оприходованию неучтенных ОС, выявленных в результате инвентаризации. В п.41.1 указано, что в номерах счетов для учета прав пользования НФА (0 111 00 00) в разрядах с 1 по 17 вместо КБК нужно проставлять нули.
В приложении №2 к инструкции по применению плана внесены изменения:
- Для счетов 1 206 72 000 и 1 206 75 000 в первых семнадцати разрядах следует указывать не КДБ, а КИФ.
- Счет 1 302 75 000 исключен.
- Добавлены счета 1 206 73 000 (КИФ), 1 215 31 000 (КИФ), и 1 302 73 000 (КИФ).
Изменения в Инструкции 162н в 2019 году
Все изменения смотрите в приложении к Приказу Минфина от 28.12.2018 №297н или готовом обзоре Системы Госфинансы:
Скачать последние изменения в Инструкции 162н в 2019 годуПриложение к Приказу Минфина от 28.12.2018 №297н об изменениях в Инструкции 162н Обзор изменений в Инструкции № 162н с 1 января 2019 годаСмотрите таблицу-шпаргалку по изменениям в Инструкции 162н, скачайте ее и используйте в работе
А далее в статье мы рассмотрим основные изменения в Инструкции 162н с 1 января 2019 года по приказу Минфина от 28.12.2018 №297н.
Счета учета финансовых активов и обязательств
На счетах 0 201 22 510 и 0 201 22 610, отражающих движение денежных средств на депозитных счетах в кредитных организациях, с 2019 года можно учитывать и движение денежных эквивалентов.
В отношении балансовых счетов 0 205 00, 0 206 00, 0 208 00 в Инструкции 162н произошли изменения, аналогичные 157н. Специфика единого плана (157н) в том, что в него входят только синтетические счета для отражения определенных показателей без учета аналитики, которая в зависимости от типа учреждения может меняться. В 162н к каждому синтетическому счету добавлены регистры для учета увеличения и уменьшения задолженности с указанием соответствующих КОСГУ. При изменении в синтетических счетах эти регистры тоже меняются.
В бюджетном плане в 162н используются КОСГУ 340, 440, 540, 640, 560, 660, 730, 830 и другие, для которых в 209н предусмотрены подстатьи. В аналитической части должна быть показана полная детализация, поэтому у большого количества позиций плана добавлен в новой редакции значок <2>. Он означает, что при формировании счета нужно выбрать соответствующее КОСГУ из 209н или из Учетной политики, если какие-то коды учреждение детализировало самостоятельно. В некоторых случаях подстатьи учтены в Инструкции 162н:
- увеличение задолженности подотчетных лиц 0 208 хх 567;
- уменьшение задолженности подотчетных лиц 0 208 хх 667.
Код «7» в конце КОСГУ означает, что взаиморасчеты производятся с физлицами. Подотчетники – всегда физлица, поэтому в плане стоит и статья, и подстатья. Когда подстатьи нет (например, при поступлении и выбытии МЗ), ее нужно правильно выбрать и учесть в рабочем плане в Учетной политике.
В названии счета 0 206 24, отражающем авансы по арендным платежам, указано, что сюда не относятся расчеты по аренде земельных участков, для которых в 2018 году введен счет 0 206 29.
В 162н добавлен счет 0 208 94 для расчетов с подотчетниками по штрафам за нарушение долговых обязательств, которого в бюджетном учете раньше не было.
Счета учета обязательств
В учете обязательств, помимо изменений, аналогичных 157н, можно отметить корректировки, коснувшиеся счета 0 304 04 по внутриведомственным расчетам. Здесь убраны все расшифровки и оставлены группы внутриведомственных расчетов:
- по доходам – 0 304 04 100;
- по расходам – 0 304 04 200;
- по приобретению НФА – 0 304 04 300;
- по выбытию НФА – 0 304 04 400;
- по поступлению финансовых активов – 0 304 04 500;
- по выбытию финансовых активов – 0 304 04 600;
- по увеличению обязательств – 0 304 04 700;
- по уменьшению обязательств – 0 304 04 800.
Дальнейшая расшифровка должна быть сделана в каждом учреждении в Учетной политике в зависимости от того, какие счета используются в бухучете.
Примеры проводок по расчетам по обязательствамСмотрите как изменился учет расчетов по обязательствам с примерами проводок в статье журнала Казенные учреждения
Учет финансовых результатов
По счетам 401 10 и 401 20 так же оставлены только группы:
- 0 401 10 100 – для отражения всех полученных доходов;
- 0 401 18 100 – для отражения доходов предыдущего отчетного периода;
- 0 401 19 100 – для отражения доходов прошлых отчетных периодов;
- 0 401 20 200 – для отражения всех произведенных расходов;
- 0 401 28 200 – для отражения расходов предыдущего отчетного периода;
- 0 401 29 200 – для отражения расходов прошлых отчетных периодов.
Дальнейшую детализацию выполняет учреждение.
Поправки в приложении № 2 к 162н
В обновленной Инструкции 162н содержится, как и в 157н, требование о формировании 26-значных счетов. В первых 17 разрядах содержится КБК. Для казенных учреждений это:
- 1-3 – код ГРБС;
- 4-5 – раздел;
- 6-7 – подраздел;
- 8-14 – целевая статья;
- 15-17 – вид расхода.
Последние три позиции – КОСГУ, который должен соответствовать экономической сущности отражаемого факта хозяйственной жизни. Актуальны указанные в 157н новые правила расчета остаточной стоимости, принятие обязательств перед единственным поставщиком, корректировки, относящиеся к некоторым балансовым и забалансовым счетам.
В Инструкции 162н добавлены новые проводки практически по каждому счету. Основные причины – изменение КОСГУ, необходимость отражения новых фактов (например, расчеты по аренде) в соответствии со стандартами, проведение выплат в денежной или натуральной форме и т.д. Примеры изменений в проводках:
- принятие к учету безвозмездно полученных и выявленных при инвентаризации ОС отражается по КОСГУ 190 (доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор госуправления), а не по 189 (прочие доходы), как было в прошлой редакции;
- принятие ОС, полученных по результатам НИОКР, отражается по КОСГУ 199 (прочие неденежные безвозмездные поступления);
- начисление доходов от предоставления в аренду земель выполняется по дебету 1 205 23 560 (доходы от пользования природными ресурсами) и кредиту 1 401 40 123 (доходы будущих периодов).
В таблице «Порядок включения КБК при формировании номера счета» произведены изменения, связанные с поправками, внесенными в план счетов.
Скачать Инструкцию 162н в действующей редакции
Всегда актуальную версию Инструкции 162н смотрите в правовой базе Системы Госфинансы. Также вы можете сравнить текущую и предыдущую версии Приказа Минфина от 06.12.2010 162н.
Действующая редакция Инструкции 162н по бюджетному учету в 2019 годуСмотрите актуальный текст Инструкции 162н в 2019 году в правовой базе Системы Госфинансы
Изменения Инструкции 162н от 8 мая 2018 года
В 2018 году также были внесены изменения в Инструкцию 162н, приказом Минфина 65н, который вступил в действие с 08.05.18г. Бухгалтерский учет должен быть приведен в соответствие с изменившимся планом счетов с 01.01.2018г.
Скачать изменения в Инструкции 162н от 8 мая 2018 годаИзменения, внесенные приказом Минфина от 31.03.2018 №65н
Рассмотрим подробнее изменения 2018 года:
Аренда
Стандарт «Аренда» (приказ 258н) обеспечивает единство требований к бухучету всех операций по возмездному либо безвозмездному получению или предоставлению имущества в пользование. Лизинговый контракт рассматривается как соглашение об аренде, а полученные по нему активы – как арендованные. В связи с этим в Инструкции 162н по бюджетному учету в новой редакции удалены балансовые счета, связанные с учетом полученного в лизинг имущества:
- 0 101 40 000 – основные средства;
- 0 102 40 000 – нематериальные активы;
- 0 105 40 000 – материальные запасы;
- 0 106 42 000 – вложения в нематериальные активы – предметы лизинга;
- 0 106 44 000 – вложения в материальные запасы – предметы лизинга;
- 0 107 40 000 – предметы лизинга в пути.
Изменилось назначение счета 0 106 41 000. До 01.01.2018г. на нем учитывались вложения в ОС, полученные по договорам лизинга. Теперь здесь учитываются вложения в ОС – находящихся в финансовой аренде.
Стандарт разделил две категории аренды: операционную и финансовую.
ОС, находящиеся в финансовой аренде, приходуются на соответствующие балансовые счета для учета основных. Для ОС, находящихся в операционной аренде, создана специальная группа счетов 0 111 40 000 – права пользования нефинансовыми активами. КОСГУ 350 для целей аналитического учета прав пользования введен приказом 255н.
Счет 0 205 21 000, использовавшийся для учета доходов от собственности, теперь предназначен для доходов от операционной аренды. Доход от финансовой аренды учитывается на 0 205 22 000.
Основные средства, нематериальные и непроизведенные активы
В Стандарте «Основные средства» определены группы, выделяемые для целей бухучета:
- Жилые помещения.
- Нежилые помещения.
- Машины и оборудование.
- Транспортные средства.
- Инвентарь производственный и хозяйственный.
- Многолетние насаждения.
- Инвестиционная недвижимость.
- Основные средства, не включенные в остальные группы.
Эта классификация обусловила следующие изменения в Инструкции 162н:
В связи с тем, что группы «Сооружения» в Стандарте нет, они будут отражаться по балансовым счетам 0 101 12 000 и 0 101 32 000 вместе с нежилой недвижимостью. Называются счета в новой редакции: «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Появилась новая группа «Инвестиционная недвижимость». Это помещения, не использующиеся для основной деятельности, а предназначенные к сдаче в аренду. Вестись учет инвестиционной недвижимости должен на балансовых счетах 0 101 13 000 и 0 101 33 000.
Еще одна новая группа «Многолетние насаждения» или «Биологические активы» выделена из перечня прочих ОС. Счет поступления и выбытия – 0 101 37 000. В прежней редакции на нем учитывался библиотечный фонд. Новый Стандарт разрешает комплектовать ОС с одинаковым сроком эксплуатации и небольшой стоимостью в объект с единым инвентарным номером. Вот в виде такого комплексного объекта будет учитываться библиотечный фонд в составе основных, не вошедших в другие группы.
Заменено наименование счета 0 101 36 000 вместо формулировки «Производственный и хозяйственный инвентарь» теперь употребляется «Инвентарь производственный и хозяйственный» в соответствии с наименованием группы.
Введены балансовые счета для имущества, непроизведенных активов и земли, передаваемых по договорам концесии.
0 101 90 000 |
Основные средства – имущество в концессии. |
0 103 90 000 |
Непроизведенные активы в составе имущества концедента. |
0 103 91 000 |
Земля в составе имущества концедента. |
Добавлены счета для учета непроизведенных активов – иного движимого имущества.
0 103 30 000 |
Непроизведенные активы. |
0 103 32 000 |
Ресурсы недр. |
0 103 33 000 |
Прочие непроизведенные активы. |
Удалены давно существующие счета, не использующиеся в учете:
- 0 101 18 000 – прочие основные средства недвижимое имущество;
- 0 101 31 000 – жилые помещения движимое имущество.
Амортизация
В Стандарте «Основные средства» предусмотрен обновленный, отличающийся от существующего алгоритм расчета амортизационных отчислений. В старой версии Инструкции 157н был расписан порядок, одинаковый для всего государственного сектора экономики. В новой редакции 157н, в п.92 сказано, что рассчитывать амортизацию надлежит по правилам, изложенным в Стандарте «Основные средства». До 2018 года учреждения, использующие Приказ 162н, считали амортизацию в соответствии со 157н, теперь нужно обращаться непосредственно к Стандарту.
С удалением неиспользуемых для учета ОС счетов удалены и соответствующие счета для начисления амортизации: 0 104 18 000; 0104 31 000;
В приказе Министерства финансов 255н от 27.12.2017г. детализированы КОСГУ 410 и 420. Для начисления амортизации используются:
- 411 – основные средства;
- 421 – нематериальные активы.
На счетах группы 0 104 40 000 отражается амортизация прав пользования. Вновь введенное КОСГУ 450 используется в целях аналитического учета. Все названия счетов для начисления амортизации приведены в соответствие со счетами учета ОС. Добавлено два новых счета.
0 104 59 000 |
Амортизация имущества казны в концессии. |
0 104 90 000 |
Амортизация имущества в концессии. |
Обесценение активов
С 01.01.2018г. бухгалтеру бюджетного учреждения в рамках инвентаризации придется заниматься выявлением признаков обесценения активов. При наличии таковых нужно будет определить справедливую стоимость актива, посчитать, насколько она меньше остаточной и сформировать убыток. Эти действия предусмотрены стандартом «Обесценение активов», утвержденным приказом Минфина 259н. Для отражения всех операций, связанный с обесценением, в последней версии Инструкции 162н добавлена новая группа счетов 0 114 00 000. Она подразделяется на три подгруппы:
0 114 10 000 |
Обесценение недвижимого имущества. |
0 114 30 000 |
Обесценение иного движимого имущества. |
0 114 60 000 |
Обесценение непроизведенных активов. |
Для учета уменьшения стоимости активов за счет обесценения применяются КОСГУ:
- Основных средств – 412;
- Нематериальных активов – 422;
- Непроизведенных активов – 432.
Для учета убытков от обесценения добавлен счет 0 401 20 274. При внутриведомственных и межведомственных передачах активов наряду с амортизацией должны передаваться и начисленные суммы обесценения. КОСГУ 274 введено в Указания 65н приказом 255н.
Состав инструкции
Приказ Минфина 162н имеет два приложения:
- План счетов бюджетного учета.
- Инструкция по применению плана счетов.
Структура плана не изменилась. Балансовые счета распределены по пяти разделам:
- Нефинансовые активы.
- Финансовые активы.
- Обязательства.
- Финансовый результат.
- Санкционирование расходов бюджета.
В Инструкции по применению также сохранена прежняя структура. Здесь изменения коснулись пункта 2 в части перечня документов, которыми должны руководствоваться учреждения при ведении бухучета. На первое место поставлен Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
В новом варианте Инструкции нет приложения «Корреспонденция счетов». Право определять корреспонденцию счетов теперь принадлежит финансовым органам и главным распорядителям бюджетных средств (абзац 21 п.2). Перечень корректных проводок для отражения хозяйственных операций, скорее всего, будет утверждаться теперь ведомственными приказами.
Структура счета
В Приказе 162н уточнен порядок формирования номера счета. В разрядах с 1 по 17 указывается КБК. Возможно четыре варианта:
- Групповой счет. Пример: 0 101 00 000. Для таких счетов в первых 17 разрядах указываются нули;
- Счета с доходной классификацией. Пример: 0 205 21 00. В первых 17 разрядах проставляется КДБ. Код дохода состоит из 20 цифр, включаются в счет с 4 по 20: код вида доходов и код подвида доходов.
- Счета с расходной классификацией. Пример 0 302 25 00. С 1 по 17 разряд вносится КРБ, с 4 по 20 цифры: раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода.
- Счета, учитывающие источники финансирования. Пример: 0 201 04 00. В первые 17 разрядов проставляются 4 – 20 цифры КИФ: код группы источника финансирования, код подгруппы, код статьи и код вида источника.
Для определения бюджетной классификации счетов в Инструкции 162 есть Приложение 2. В 18 разряде проставляется код вида деятельности. 19 – 23 разряды – счет аналитического учета из плана счетов. Для казенных учреждений последние три цифры – КОСГУ. Для автономных и бюджетных – аналитический код поступления и выбытия.
КОСГУ
Подробнее про КОСГУ в 2019 году смотрите в отдельной статье.
29.11.2017г. подписан приказ Минфина 209н об утверждении Порядка применения КОСГУ. Начало его действия 01.01.2019г. В приказе детализированы КОСГУ в разделах:
- Поступление нефинансовых активов (ст.300);
- Выбытие нефинансовых активов (ст.400);
- Поступление финансовых активов (ст.500);
- Выбытие финансовых активов (ст.600);
- Увеличение обязательств (ст.700);
- Уменьшение обязательств (ст.800).
Статья 220 дополнена следующими подстатьями КОСГУ:
- 227 – страхование;
- 228 – оказанные услуги и выполненные работы для целей капитальных вложений;
- 229 – арендная плата за земельные участки и другие природные объекты.
Эти расходы ранее входили в состав КОСГУ 226. В Инструкции 162н введены новые синтетические счета с аналогичными объектами учета.
0 206 27 000 0 208 27 000 0 302 27 000 |
Для учета расчетов по авансам, с подотчетными лицами и с кредиторами по страхованию. |
0 206 28 000 0 208 28 000 0 302 28 000 |
Для учета расчетов по авансам, с подотчетными лицами и с кредиторами по услугам и работам для целей капвложений. |
0 206 29 000 0 208 29 000 0 302 29 000 |
Для учета расчетов по авансам, с подотчетными лицами и с кредиторами по арендной плате за землю и природные объекты. |
В 2018 году затраты по страхованию, услугам в целях капвложений, арендной плате за землю будут учитываться на отдельных синтетических счетах, а аналитика будет, как и прежде, вестись по КОСГУ 226.
Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:
Обратите внимание!Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете.
Применение Инструкции 162н по бюджетному учету
Приказ Минфина 162н утвердил инструкцию для юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств. В первую очередь это органы государственной власти и местного самоуправления, казенные учреждения, органы управления внебюджетными фондами.
Бюджетные и автономные организации, корпорации «Росатом» и «Роскосмос» в определенных ситуациях тоже выступают в качестве получателей бюджетных средств. Это происходит, например, при осуществлении бюджетных инвестиций в государственную собственность или при приобретении объектов, становящихся собственностью РФ. Бухгалтерский учет подобных операций ведется на основании Инструкции 162н. Это обязательно отражается в Учетной политике организации.