Содержание

>Об утверждении Инструкции по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей

Об утверждении Инструкции по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 ноября 2001 года N 408
Об утверждении Инструкции по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей

В целях повышения эффективности работы стоматологических учреждений и улучшения качества стоматологической помощи населению, а также соблюдения единых подходов к расчетам условных единиц трудоемкости и финансирования для бюджетных стоматологических учреждений

приказываю:

Утвердить Инструкцию по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей (приложение).

Министр
Ю.Л.Шевченко

Приложение. Инструкция по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минздрава России
от 15.11.2001 N 408

Настоящая инструкция предусматривает медико-экономическую целесообразность использования условных единиц трудоемкости (далее УЕТ) при внедрении новых технологий оказания стоматологической помощи населению с учетом бюджетного финансирования и финансирования по программам обязательного медицинского страхования.
Финансирование государственных стоматологических учреждений по принципу «условные единицы трудоемкости (УЕТ)», предусматривает следующие возможности интенсификации деятельности бюджетных стоматологических учреждений:
— снижение числа посещений больного на оказание ему стоматологической помощи, что в свою очередь обеспечивало каждому больному экономию его личного и рабочего времени, затрачиваемого на получение данной помощи, в объеме от 30% до 60% за счет сокращения времени на дорогу, регистрацию, ожидание приема;
— оказание больному большего объема помощи в одно посещение: лечение 2-3 зубов по поводу кариеса в одно посещение, лечение пульпита — за одно посещение и др.;
— экономию рабочего времени врача за счет сокращения времени, затрачиваемого на непроизводительные элементы трудового процесса (вызов больного, подготовка рабочего места, подготовка операционного поля, работа с документацией и пр.);
— сокращение числа выполнения таких вспомогательных элементов трудового процесса, как подбор инструментария, необходимого для выполнения работ, его стерилизация (сокращение числа направлений инструментария на стерилизацию с 2-5 раз, соответственно числу посещений, до 1);
— увеличение числа пломб в смену с 6 (по нормативным ориентированным на оценку по посещениям) до 10-12 за счет рационального использования реального рабочего времени врачей стоматологического профиля.
— повышение общей производительности труда врачей стоматологического профиля на 15-20%, а в отдельных регионах на 25%.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и стоматологические учреждения должны использовать метод, единый для данной административной территории: метод хронометража или метод экспертных оценок.

А. Метод хронометража

При проведении расчета УЕТ с использованием метода хронометража необходимо учесть следующее:

1. Организация рабочего места

1.1. Рабочий кабинет врача, по работе которого проводится исследование с целью расчета УЕТ, должен быть организован с учетом требований и положений санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала.

1.2. Дополнительно привести организацию рабочего места врача в соответствие с требованиями технологии оказания стоматологической помощи, для которой осуществляется расчет УЕТ. Например, при расчете УЕТ на пломбирование зуба светоотверждающими материалами рабочее место должно быть оборудовано установкой, имеющей безмасленный компрессор, «пистолет», обеспечивающий обработку полости зуба сжатым воздухом и водой, слюноотсос, светильник, не искажающий цветовосприятие, турбинный наконечник с подачей воды.

1.3. Составляется список медикаментов, материалов, инструментария, предусмотренных конкретной технологией оказания стоматологической помощи. И на основании этого списка проводится соответствующее обеспечение ими объемов труда, необходимого для оказания исследуемого вида помощи. В данных списках по результатам выполнения элементов трудового процесса отмечается количество расходуемых материалов и медикаментов, на основании чего после исследования определяются нормы расхода материалов и медикаментов на УЕТ по конкретному виду стоматологической помощи. (Расход инструментария определяется с учетом существующих нормативов или по срокам, установленным инструкцией и сертификатом на конкретный вид инструментария).

1.4. Создание условий личной защиты врача и помощника от возможности попадания инфекции (вирусных и др.), а также от других вредных загрязнений зоны деятельности персонала (например, слюны, «зубной пыли») путем использования маски, очков, перчаток и др.

2. Кадровое обеспечение исследования

2.1. Врач должен быть обеспечен специально подготовленным помощником в случае, если это предусмотрено требованиями технологии, на которую проводится расчет УЕТ. Например, при использовании светоотверждаемых материалов необходимо организовать рабочий процесс «в 4 руки». Несоблюдение этого и других требований, предусмотренных технологией, приводит к резкому сокращению сроков сохранения пломбы и снижает гарантии качества стоматологической помощи.

2.2. В процесс исследования должен быть включен только тот персонал, который прошел специальное обучение по конкретной технологии.

2.3. Оптимальный возрастной ценз для врачей, по работе которых проводится исследование, устанавливается в пределах от 30 до 50 лет. Стаж работы по специальности — не менее 5 лет, по изучаемой технологии — не менее 1 года. Наличие сертификата о прохождении подготовки для работы по изучаемой технологии -обязательно.

3. В исследование должны быть включены результаты работы не менее 3 врачей (3-х рабочих групп по технологии в «4 руки»). На каждого врача заводится «Карта хронометражных наблюдений» по изучаемому виду стоматологической помощи (Приложение 1 к Инструкции).

4. Подготовка пациента.
Общая подготовка больного включает следующие этапы работы: вызов, посадка в кресло, надевание гигиенической салфетки, сбор анамнеза, осмотр, собеседование (после постановки диагноза), обсуждение пожеланий пациента, плана лечения и возможные результаты после его проведения. По показаниям: проведение рентгенологического обследования, обучение навыкам соблюдения правил личной гигиены полости рта, гигиеническая чистка зубов, проводимая пациентом перед оказанием ему помощи.

5. Другие требования:

5.1. Подготовка «операционного поля» действий врача осуществляется с учетом требований технологии для конкретного случая.

5.2. Перед проведением исследования должно быть осуществлено четкое и подробное описание всех элементов трудового процесса у врача (или группы: врач и помощник), предусмотренных с учетом технологии оказания помощи по конкретному случаю. (Приложение 2 к Инструкции).

5.3. Общая оценка затрат рабочего времени устанавливается по 30-ти завершенным случаям (на всех врачей, включенных в исследование)
— оказания стоматологической помощи по конкретной нозологии заболевания;
— выполнения определенного вида работ, манипуляции, процесса;
— конечного результата (например, изготовление штифтового зуба с использованием стандартного штифта и светоотверждающих материалов).

5.4. Расчет УЕТ, как экономического эквивалента ресурсных затрат, определяется по одному конкретному завершенному случаю и осуществляется по формулам:

, (1)

— где Т — общее время, затраченное на выполнение 30 завершенных случаев;
— Т- время, затраченное на 1 завершенный случай.

, (2)

— где T, время затраченное на 1 завершенный случай;
— 20 мин — время, установленное на выполнение 1 УЕТ;
n — число условных единиц трудоемкости, определяющих ресурсные затраты на выполнение одного завершенного случая: оказание помощи по нозологии заболевания, выполнение вида работ, манипуляции, процесса, изготовление продукта деятельности ( пункт 5.3).

5.5. Округление цифровых значений до 0,05 УЕТ, осуществляется по общепринятой методике.

6. На проведение исследования органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации издается соответствующий приказ, на основании которого осуществляется финансирование данной работы за счет бюджетных средств.

7. Данный приказ дублируется руководством стоматологического учреждения, на базе которого проводится исследование и расчет УЕТ по новым технологиям.

8. Проведение исследования и расчетов проводится по протоколу (Приложение 3), подписываемому лицом, проводящим исследование при использовании метода хронометража, врачом, участвующим в исследовании, и его помощником, а также руководителями учреждения: главным врачом (или его заместителем) и главным бухгалтером.

9. Протокол утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с установлением сроков его действия (не менее 5 лет) и обязательного исполнения всеми юридическими лицами, связанными с оказанием и получением стоматологической помощи.

10. В целях упрощения хронометражных исследований расчет времени, затрачиваемого на все виды действий, которые связаны с приемом больного, могут быть определены суммарно по конкретному случаю, а не на отдельно взятые элементы трудового процесса.

11. При расчете УЕТ в бюджете рабочего времени на оказание стоматологической помощи по исследуемому случаю должно быть учтено в соответствующей пропорции время: на отдых — 10 мин., на личные надобности — 10 мин., утренние конференции — 10 мин., санитарно-просветительную работу — 11 мин. (из расчета — 4 часа в месяц).
Так, если врач-стоматолог должен выполнить за смену (6 час.36 мин.) работу в объеме 25 УЕТ, то, соответственно, при выполнении исследуемого вида стоматологической помощи в объеме, например — 5 УЕТ, доля времени на отдых составит — 2 мин., личные надобности — 2 мин., утренние конференции — 2 мин., санитарно-просветительную работу — 2,2 мин.

Б. Метод экспертных оценок.

1. Организация постоянного рабочего места врачей-экспертов должна соответствовать требованиям раздела 1 (см. А. Метод хронометража) данной Инструкции.

2. Кадровое обеспечение.

2.1. В исследование должно быть включено не менее 10 врачей, работающих в стоматологических учреждениях региона, и имеющих соответствующие сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по конкретному виду работ или технологии.

2.2. Стаж работы врачей по специальности — не менее 5 лет, по конкретной технологии — не менее 1 года.

2.3. В группу в обязательном порядке вводится независимый эксперт (представитель аттестационной комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации или представитель от региональной стоматологической ассоциации).

3. Проведение исследования.

3.1. Врачам-экспертам предоставляется четкое описание изучаемого случая (вида работ, технологии и пр.). Врачи-эксперты согласуют данное описание с личным опытом оказания помощи по данному случаю. Вносят свои коррективы.

3.2. Врачи-эксперты на основании своего опыта устанавливают объем рабочего времени, необходимый на оказание помощи по конкретному случаю. Данные вносятся в протокол исследования (Приложение 4).

3.3. Независимый эксперт проводит анализ корректив, внесенных врачами-экспертами, и расчет УЕТ по формулам, указанным в пункте 5.4. и с учетом положения, изложенного в пункте 11 (см. А. Метод хронометража) данной Инструкции. И он же составляет общий протокол исследования (Приложение 5).

3.4. Протокол подписывается независимым экспертом, главным врачом (или его заместителем) и главным бухгалтером данного учреждения.

4. На проведение исследования органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации издается соответствующий приказ, на основании которого осуществляется финансирование данной работы за счет бюджетных средств.

5. Данный приказ дублируется руководством стоматологического учреждения, на базе которого проводится исследование и расчет УЕТ по новым технологиям.

6. Протокол утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с установлением сроков его действия (не менее 5 лет) и обязательного исполнения всеми юридическими лицами, связанными с оказанием и получением стоматологической помощи.

Приложение N 1 к Инструкции … Карта хронометражных наблюдений

Приложение N 1
к Инструкции
по расчету условных единиц трудоемкости
работы врачей-стоматологов и зубных врачей

Текущее время

Продолжительность

Наименование элемента трудовой операции (что наблюдалось?)

Номер амбулаторной карты больного

час

мин

сек

(сек)

Пример:

Вызов пациента

N 00001

посадка в кресло, надевание гигиенической салфетки и другие элементы трудовой операции

Приложение N 2 к Инструкции … Описание действий врача (рабочей группы) для определения объема УЕТ

Приложение N 2
к Инструкции
по расчету условных единиц трудоемкости работы
врачей-стоматологов и зубных врачей

Пример: Лечение среднего кариеса зуба с использованием светоотверждаемых материалов
Предварительно осуществляется:
А. Выполнение требований Инструкции по пунктам 1-9.
Б. Проверка технического состояния оборудования, фотополимеризатора (с использованием тестера), наконечников, пр.
Действия врача и его помощника

1. Вызов пациента, посадка в кресло, надевание гигиенической салфетки.

2. Подготовка рабочего места врача и помощника: подготовка документации, раскладка инструментария, надевание перчаток (или их обработка после предварительного приема), маски, очков, регулирование положения пациента в кресле.

3. Выяснение жалоб (или пожеланий) больного. Сбор анамнеза.

4. Осмотр. Зондирование. Перкуссия. (По показаниям: элетроодонтометрия, определение гигиенических индексов, просмотр рентгенограммы).

5. Постановка диагноза.

6. Собеседование с пациентом по поводу возможностей оказания стоматологической помощи в конкретном случае.

7. Дополнительная подготовка рабочего места с учетом поставленного диагноза (подбор необходимого инструментария, материалов, пр.).

8. Проведение анестезии (по показаниям).

9. Подготовка операционного поля, изоляции коффердамом, установка слюноотсоса, удаление зубного налета.
Определение цвета поверхности зуба.

10. Подготовка наконечников к работе, выбор боров, их фиксация в наконечнике (или указывается общее число использованных при приеме больного боров и других инструментов, фиксируемых в наконечнике).

11. Препарирование полости. Контрольные осмотры обрабатываемой полости.

12. Промывка полости.

13. Остановка кровотечения (по показаниям). Повторная промывка.

14. Высушивание полости.

15. Кислотное протравливание. Повторная промывка полости от воздействия кислоты.

16. Наложение лечебной и/или изолирующей прокладок (по показаниям).

17. Наложение матрицы и/или клина (по показаниям).

18. Наложение пломбы с учетом требований инструкции по использованию конкретного пломбировочного материала (применение праймера, адгезива, повторное определение цвета, послойное наложение пломбировочного материала).

19. Снятие коффердама.

20. Проверка окклюзии и ее коррекция.

21. Смена шлифовальных и полировочных инструментов в наконечнике. Шлифовка и полировка пломбы.

22. Окончательное отсвечивание фотополимеризатором всех поверхностей пломбы.

23. Совет пациенту.

24. Заполнение документации.

25. Свертывание рабочего места. Сбор использованного материала и инструментария для последующей обработки и стерилизации, обработка наконечников, смена слюноотсоса.

26. Подготовка рабочего места в объеме адекватном общим требованиям к приему следующего пациента.
Примечание 1. Данное описание не определяет необходимость четкого соблюдения последовательности выполнения действий, а характеризует только полноту описания действия, включаемых в процесс оказания помощи по технологии. Последовательность действий определяется только технологическими требованиями, изложенными в инструкциях применения пломбировочных материалов.
Примечание 2. Общие ресурсные затраты, связанные с организацией работы кабинета, рабочего места и вспомогательного персонала, дезинфекцией и стерилизацией инструментария, подготовкой перевязочного материала и т.п. определяются из расчета годового расхода ресурсов (по УЕТ) на оказание стоматологической помощи в конкретном учреждении (кабинете, отделении, поликлинике).
Примечание 3. Аналогичное описание всех действий врача составляется на другие случаи оказания стоматологической помощи, по которым проводится исследование.

Приложение N 3 к Инструкции …Протокол

Приложение № 3
к Инструкции
по расчету условных единиц трудоемкости
работы врачей-стоматологов и зубных врачей
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель органа управления
здравоохранением субъекта
Российской Федерации

/Подпись/
/Ф.И.О./
Дата

Протокол N

от __________2001 г.

/Метод хронометража/

Расчет условных единиц трудоемкости (УЕТ) по

(четкое определение случая: нозология заболевания, вида работ, технологии, процесса, пр., по которому проводится исследование с использованием метода хронометража)

Данные о врачах и другом персонале, включенном в исследование:

Ф.И.О.

Возраст

Врачебный стаж по специальности

Наличие сертификата по изучаемому случаю (нозологии заболевания, виду работ, пр.)

Стаж работы по конкретной технологии

Наименование учреждения, в котором врач работает

Организация исследования проводится с учетом требований Инструкции Минздрава России от…….. __ г. N ……

В исследование включены результаты данных по

(указать число случаев оказания стоматологической помощи)

Общее время, затраченное на выполнение всех случаев оказания стоматологической помощи __________ мин.

Число условных единиц трудоемкости на один случай _____

Израсходовано:

Перечень медикаментов

Единица измерения

Объем расходов на все случаи оказания помощи

Средний показатель расхода на один случай оказания помощи

Расход на одну УЕТ по изучаемому случаю оказания помощи

3 и т.д.

Перечень материалов

Единица измерения

Объем расходов на все случаи оказания помощи

Средний показатель расхода на один случай оказания помощи

Расход на одну УЕТ по изучаемому случаю оказания помощи

3 и т.д.

Главный врач (Подписи) Ф.И.О.
Главный бухгалтер
Врачи, участвующие в исследовании:

1.

2.
Хронометраж проводил (Ф.И.О.)

Приложение N 4 к Инструкции …Протокол

Приложение N 4
к Инструкции
по расчету условных единиц трудоемкости
работы врачей-стоматологов и зубных врачей

от ________________2001 __г.

/Метод экспертной оценки/

Данные экспертной оценки для расчета условных единиц трудоемкости (УЕТ) по

(четкое определение случая: нозологии заболевания, вида работ, технологии, пр., по которому проводится исследование с использованием метода экспертных оценок)

Данные о враче-эксперте и его помощнике:

Ф.И.О.

Возраст

Стаж по специальности

Наличие сертификата по изучаемому случаю (нозологии заболевания, виду работ. пр.)

Стаж работы по конкретной технологии

Наименование учреждения, в котором врач работает

Организация исследования проводится с учетом требований Инструкции Минздрава России от ….. г. N ….

1. В исследование включены результаты опыта работы врача-эксперта по

(указать примерное число случаев оказания стоматологической помощи врачом-экспертом за один год)

2. Экспертная оценка времени, затрачиваемого врачом-экспертом на выполнение одного случая оказания стоматологической помощи ___ мин.

3. Общее время, затраченное врачом-экспертом на оказание стоматологической помощи по изучаемому случаю в течение года __ мин. (умножить данные пункта 1 на показатели в пункте 2).

4. Израсходовано:

Перечень медикаментов

Единица измерения

Объем расходов на все случаи оказания помощи

3 и т.д.

Перечень материалов

Единица измерения

Объем расходов на все случаи оказания помощи

3 и т.д.

Врач-эксперт

/Подпись/

Ф.И.О.

Приложение N 5 к Инструкции …Протокол

Приложение N 5
к Инструкции
по расчету условных единиц трудоемкости
работы врачей-стоматологов и зубных врачей
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель органа управления
здравоохранением субъекта Российской
Федерации

/Подпись/
/Ф.И.О./
Дата

Протокол N

от _______ 2001 г.

/Метод экспертной оценки/

Расчет условных единиц трудоемкости (УЕТ) по

(четкое определение случая: нозология заболевания, вида работ, технологии, пр., по которому проводится исследование с использованием метода экспертных оценок)

Данные о независимом эксперте: _______

Ф.И.О.

Представляет (указать орган: квалификационная комиссия или ассоциация)

Стаж специальности

Наличие сертификата по изучаемому случаю (нозологии заболевания, виду работ. пр.)

Стаж работы по конкретной технологии

Наименование учреждения, в котором независимый эксперт работает

Организация исследования с учетом требований Инструкции Минздрава России от …… 2001 г. N …..

1. В исследование включены результаты опыта работы 10 врачей по

(указать примерное общее число случаев оказания стоматологической помощи экспертами за одни год).

2. Общее время, затраченное врачами-экспертами на оказание стоматологической помощи по изучаемому случаю в течение года ____ мин. (Общая сумма времени, указанное врачами-экспертами на все случаи оказания стоматологической помощи).

3. Время, затраченное одним врачом-экспертом на выполнение одного случая оказания стоматологической помощи ___ мин. (указывается средняя арифметическая величина, получаемая от деления показателя по 2 пункту на показатель 1 пункта).

4. Число условных единиц трудоемкости (УЕТ) на

____________________________________________________________________(дает-

ся четкое определение конкретного случая оказания стоматологической помощи: нозология заболевания, вид работ, технология, пр., и указывается показатель числа УЕТ на его выполнение).

5. Израсходовано:

Перечень медикаментов

Единица измерения

Объем расходов на все случаи оказания помощи

Средний показатель расхода на один случай оказания помощи

Расход на одну УЕТ по изучаемому случаю оказания помощи

3 и т.д.

Перечень материалов

Единица измерения

Объем расходов на все случаи оказания помощи

Средний показатель расхода на один случай оказания помощи

Расход на одну УЕТ по изучаемому случаю оказания помощи

Главный врач

/Подпись/

Ф.И.О.

Главный бухгалтер
Независимый эксперт
/Примечание: К данному протоколу прилагаются все протоколы, составленные каждым врачом-экспертом. Протоколы нумеруются по порядку и являются составной частью общего протокола.

Текст документа сверен по:
рассылка

МедУлица

Нормирование труда в стоматологии

Опубликовано 2 июля 2015

Просмотров: 12151 | Все статьи

В публикации рассматриваются особенности нормирования труда в стоматологии и обосновывается необходимость перехода на общепринятые показатели объема работы врачей амбулаторного приема – посещение или обращение по поводу заболевания.

В.М. Шипова, д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва

Медицинская помощь при заболеваниях зубов и полости рта является одним из самых распространенных видов медицинской помощи. По численности должностей врачи-стоматологи занимают одно из ведущих мест среди всех врачей. В настоящее время число должностей врачей-стоматологов составляет 63,1 тыс. чел. из общей численности врачей, равной 702,6 тыс.

Нормы времени и нормы нагрузки в стоматологии

Более четверти века тому назад, приказом Минздрава СССР от 25.01.1988 № 50 «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема» (далее – Приказ № 50), для врачей-стоматологов и зубных врачей впервые был определен переход на новый измеритель затрат труда: вместо принятого способа измерения труда в минутах были предложены УЕТ, а вместо общепринятого для врачей амбулаторного приема показателя объема труда, выражаемого в посещениях, – отдельные трудовые операции.

При этом за 1 УЕТ был принят объем работы врача, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе, все другие виды работ (отдельные трудовые операции) были выражены целым или дробным числом УЕТ.

В Приказе № 50 определена также и норма нагрузки (обслуживания): 21 УЕТ за рабочий день при шестидневной рабочей неделе и 25 УЕТ – при пятидневной. Обратным путем – от норм нагрузки до норм времени можно рассчитать нормативные затраты времени на 1 УЕТ. Учитывая, что рабочая неделя врача-стоматолога в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 составляет 33 ч, 1 УЕТ будет равняться примерно 15 мин (расчеты проведены с учетом общепринятого для врачей амбулаторного приема коэффициента использования рабочего времени на основную деятельность, равного 0,923).

Основной причиной перехода на новый измеритель затрат труда было обеспечение оказания максимальной помощи в одно посещение, заинтересованности врачей в конечных результатах труда.

Как известно, единицей измерения затрат труда могут служить как минуты, так и любые условные единицы, например, условные физиотерапевтические, массажные единицы и т.д. Следовательно, выражение затрат труда врачей-стоматологов и зубных врачей в УЕТ – вполне приемлемый методический подход к организации и нормированию труда указанной группы медицинских работников.

Ошибочным является переход на новый измеритель объема деятельности врачей-стоматологов: УЕТ вместо посещения. При этом были нарушены основные требования к нормативному показателю по труду.

Как известно, эти требования состоят в следующем:

• достаточная степень укрупнения, при которой расчет норм становится менее трудоемким процессом, чем по нормативам с большей степенью дробления;

• возможность применения во всех медицинских организациях, ведущих работы, охватываемые нормативами;

• простота и удобство использования, обеспечивающие безошибочный расчет норм труда;

• соответствие нормативного показателя по труду ведущейся в организации отчетной статистической документации, что создает надежную базу для контроля за объемом выполняемых работ и их планированием.

Таким требованиям отвечает общепринятый традиционно применяемый нормативный показатель для объема работы врачей амбулаторного приема – посещение, а с 2013 г. – обращение по поводу заболевания, посещение с профилактической и иными целями, посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме.

При переходе с посещения на обращение по поводу заболевания было утверждено среднее число посещений в одном обращении. Однако в число специальностей, по которым приводится этот показатель, стоматология не включена.

В то же время эти данные по стоматологии представляли бы определенную ценность, именно они и показали бы, насколько удалось добиться оказания максимальной помощи в одно посещение. К сведению: кратность посещений по врачебным специальностям, установленная еще в 1967 г., составляла по стоматологии 3,51.

При нормировании труда проводится деление трудовых операций по технологическому и трудовому признакам.

При этом следует различать и проводить укрупнение норм труда по следующим позициям и в следующей последовательности: трудовое движение, трудовое действие, трудовой прием, трудовая операция, виды работ и трудовой процесс.

Установление УЕТ на отдельные трудовые операции можно рассматривать как промежуточный этап формирования затрат времени на трудовой процесс – посещение.

Однако вместо исправления указанных ошибочных положений Приказа № 50 классификаторы медицинской помощи в стоматологии и трудоемкость в УЕТ стали приводиться в нормативных правовых документах, совершенно не предназначенных для регламентации норм труда. Так, эти данные были указаны в ряде методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, в одних из рекомендаций Минздрава России и Федерального фонда ОМС по способам оплаты медицинской помощи.

Классификаторы в методических рекомендациях по территориальным программам государственных гарантий имеют разную наполняемость и разную дифференциацию: от 1502 до 4003 отдельных услуг.

Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, приведен совершенно, на наш взгляд, неуместно и в приложении к рекомендациям Минздрава России и Федерального фонда ОМС по способам оплаты медицинской помощи. Классификатор, как указано в документе, приведен в соответствие с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.

На самом деле Номенклатура медицинских услуг имеет совершенно другую смысловую нагрузку и не является основанием для разработки норм труда по каждой услуге.

Например, в номенклатуре для врачей других специальностей приводятся такие услуги, как сбор жалоб и анамнеза, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение артериального давления, тонометрия глаза, измерение объема сустава, определение окружностей шеи, плеча и т.д., но на эти трудовые операции не устанавливаются нормы времени для врачей амбулаторного приема.

В лучшем случае эти данные могут быть основой для словаря (перечня) трудовых операций при проведении хронометража, с тем чтобы в последующем провести ступенчатое укрупнение, и с учетом частоты их проведения разработать нормы времени на прием пациента.

В последующем при пересмотре рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, был исключен.

Весьма показательны приводимые в письмах Минздравсоцразвития России соотношения между затратами на посещение и УЕТ. Так, в одном из документов указывалось, что 1 УЕТ равна 0,76 посещениям3, в другом – указывалось и число посещений в расчете на одного жителя в год, и число УЕТ, что позволяет рассчитать соотношение этих данных, и определялся переводной коэффициент 4,0 при пересчете УЕТ в посещения.

В последующих аналогичных документах и вплоть до письма Минздравсоцразвития России от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий на 2012 г., т. е. в последней по дате утверждения программе, в которой приводились планово-нормативные показатели по посещениям (в последующих территориальных программах планово-нормативные показатели ни по посещениям, ни по обращениям по поводу заболевания не приводятся, а указываются лишь планово-нормативные данные по посещениям с профилактической целью), постоянно указывалось, что при планировании и учете объемов гарантируемой стоматологической помощи населению учитываются как посещения, так и УЕТ.

При этом в планово-нормативных показателях по стоматологии указываются, как и по другим специальностям, лишь посещения. При пересчете УЕТ в посещения рекомендуется использовать переводные коэффициенты, сложившиеся в субъекте РФ в зависимости от используемых ресурсов и технологий, а также организации стоматологической помощи.

В то же время в табл. 3.2 указанного выше письма Минздравсоцразвития России, где приводятся относительные коэффициенты стоимости одного посещения по специальностям, в сноске по специальности «стоматология» указывается, что одно посещение к стоматологу включает не менее 4 УЕТ.

В последнем по дате издания письме Минздрава России о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий также указывается, что при планировании и учете объема гарантируемой стоматологической помощи населению по территориальной программе государственных гарантий учитываются как посещения, так и УЕТ.

Но далее уточняется: «для оплаты стоматологической медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, единицей объема следует считать посещение, стоимость которого корректируется с учетом содержащегося в нем количества УЕТ».

По-видимому, здесь речь должна идти не об общей стоимости посещения, а только об одной из ее составляющих, а именно – об оплате труда, размер которой действительно зависит от затрат времени на одно посещение. Весьма показательно, что указания о пересчете УЕТ в посещения в этом документе не приводятся.

Таким образом, сравнения в динамике методических рекомендаций по территориальным программам государственных гарантий в части норм труда в стоматологии показывают, что разработчики этих документов постепенно приходят к пониманию разницы между измерителями затрат времени, которые могут выражаться либо в минутах, либо в УЕТ, и объема медицинской помощи в виде посещений или обращений.

Нормы численности

Стоимостные показатели

Указанные ошибочные положения, хотя и не допустимые в документах такого рода, носят в определенной мере редакционный характер и при желании могут быть устранены.

Однако главным недостатком современных нормативных правовых документов, в т.ч. определяющих нормы труда по стоматологии, является их экономическая необоснованность. Оплата труда медицинских работников является одной из основных – не менее 50% – составляющих стоимостных показателей медицинской помощи.

Следовательно, по мере изменения норм труда, от величины которых зависит оплата труда в расчете на единицу оказания медицинской помощи, должны изменяться и стоимостные показатели.

До 2013 г. стоимостные данные устанавливались в виде относительных коэффициентов стоимости посещения по врачебным специальностям, койко-дня по профилям отделений по отношению к среднему показателю. Изменения норматива должностей врачей-стоматологов в порядках оказания медицинской помощи по сравнению с ранее действующими приказами Минздрава СССР состоят в увеличении численности персонала и, следовательно, оплаты труда в расчете на ту или другую единицу оказания медицинской помощи. Все это должно было привести к увеличению размера стоимости оказания медицинской помощи.

Однако в соответствии с постановлениями Правительства РФ о программе государственных гарантий1 финансовые плановые показатели с 2009 г. и по 2012 г., т.е. в период утверждения порядков оказания медицинской помощи, не менялись, более того, планируемые финансовые затраты не учитывали даже индекс-дефлятор.

Неизменными оставались не только общие планируемые финансовые затраты, но и относительные коэффициенты стоимости единицы оказания медицинской помощи, приводимые в методических рекомендациях. Такая ситуация могла бы сложиться только в том случае, если бы величина норм труда по всем специальностям и профилям отделений изменялась бы одновременно и одинаковыми темпами.

Однако это не так, а неравномерные изменения по разным специальностям и профилям отделений должны были бы привести и к разным изменениям относительных коэффициентов стоимости посещения и койко-дня.

Тот факт, что эти коэффициенты оставались неизменными, свидетельствует о том, что новые нормы труда никак не учитывались в финансовых нормативах. Переход в последние годы на новые планово-нормативные показатели – обращение по поводу заболевания и случай госпитализации, определяет и новые финансовые показатели.

Эти данные по амбулаторно-поликлинической помощи в данной публикации не рассматриваются, т. к. стоматология, как указывалось, не вошла в перечень специальностей, по которым устанавливаются рекомендуемые поправочные коэффициенты стоимости обращения с учетом кратности посещений по поводу заболеваний.

В рекомендациях Минздрава России, определяющих способы оплаты по клинико-профильным группам (КПГ) и клинико-статистическим группам заболеваний (КСГ), напрямую не указано, какие нормы труда принимались за основу при разработке коэффициентов затратоемкости.

Однако изменения этих коэффициентов от одних рекомендаций к другим не соответствуют изменениям норм труда, что позволяет сделать вывод о том, что и в этих данных новые нормы труда не учтены.
источник: Здрав.ру

Кто устанавливает нормы труда в медучреждении?

«Подскажите, пожалуйста, кто устанавливает нормы УЕТ?», — такой вопрос поступил от сотрудника одной из самарских стоматологических поликлиник.

Разберемся сначала — что такое УЕТ. УЕТ расшифровывается как «условная единица трудоёмкости». Еще Приказом Минздрава СССР от 25.01.1988 № 50 «О переходе на новую систему учёта труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приёма» для врачей- стоматологов и зубных врачей впервые был определён переход на новый измеритель затрат труда: вместо принятого способа измерения труда в минутах были предложены УЕТ, а вместо общепринятого для врачей амбулаторного приема показателя объёма труда, выражаемого в посещениях, – отдельные трудовые операции. При этом в стоматологии за 1 УЕТ на терапевтическом, хирургическом приеме был принят объём работы врача, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе. Все другие виды работ (отдельные трудовые операции) были выражены целым или дробным числом УЕТ. Основной причиной перехода на новый измеритель затрат труда было обеспечение оказания максимальной помощи в одно посещение, заинтересованности врачей в конечных результатах труда.

В настоящее время в разных медицинских учреждениях разные нормы УЕТ, и это вызывает немало вопросов. Разберемся.

Основные нормативные акты по условным единицам трудоёмкости (УЕТ) на федеральном уровне:

1. Инструкция по расчёту стоимости медицинских услуг (временная) NN 01-23/4-10, 01-02/41 (утверждена Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г.);

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 февраля 2012 г. N 139н «Об утверждении методики определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги по медицинскому освидетельствованию с выдачей справки в целях предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и предельных размеров платы за её оказание».

Далее в соответствии с Положениями о Министерствах здравоохранения субъектов РФ, указанные министерства утверждают рекомендуемые коэффициенты перерасчета количества УЕТ в число врачебных посещений, а также утверждают перечень и величины в условных единицах трудоёмкости (далее — УЕТ) основных стоматологических лечебно-диагностических манипуляций, выполняемых врачами-стоматологами и зубными врачами взрослому населению в системе обязательного медицинского страхования и т.п. На основании вышеуказанных документов руководителю лечебной организации рекомендуется утвердить конкретные нормы нагрузки в учреждении.

Таким образом, в конечном счёте нормы УЕТ в учреждении устанавливаются главным врачом, но не произвольно, а на основе имеющихся федеральных рекомендуемых нормативов. Если они противоречат федеральным нормативам и здравому смыслу, следует поднять этот вопрос перед работодателем – вплоть до жалоб в надзорные органы (Росздравнадзор, прокуратура) и даже судебного иска.

Консультация юриста профсоюза «Действие» была проведена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Ведомственные нормы времени врача-стоматолога на ортопедическом приёме Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

3. Приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 № 1341н «Об утверждении Порядка ведения единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной

власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности».

4. Стенограмма заседания президиума Госсовета о повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах от 30.07.2013 года, Электронный ресурс: шшш.кгешИп. ш/пе^^/18973

1. Federal Law No. 99-03 On Particular Activities Licensing dd. 04.05.2011.

2. Decree No. 291 On Health Care Licensing ofthe Government of the Russian Federation dd. 16.04.2012.

Информация об авторах

Перфильев Алексей Анатольевич — консультант-аналитик, 656002, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Калинина, 6-а; Колядо Елена Владимировна — научный сотрудник, к.м.н., доцент кафедры, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1, тел. (385) 689686, e-mail: сentrlicmed@inbox.ru; Лазарев Виталий Сергеевич — начальник отдела, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский 95-а, т. (3852) 62-33-41; Лещенко Владимир Алексеевич -к.м.н., главный врач, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 75-а, тел. (3852) 261507; Батрак Юрий Михайлович — к.м.н., заместитель главного врача, 656045, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского 1/3, тел. (3852) 297-508.

Information About the Authors

© ЛАБУНЕЦ В.А., ДИЕВА Т.В., ДИЕВ E.B. — 2014 УДК616.311.-2-002.153-085

ведомственные нормы времени врача-стоматолога на ортопедическом приёме

Василий Аксентьевич Лабунец, Татьяна Васильевна Диева, Евгений Вячеславович Диев (Институт стоматологии Национальной академии медицинских наук Украины, Одесса, Украина, директор -член-корр. НАМН Украины, д.м.н., проф. К.М. Косенко, отделение ортопедической стоматологии,

зав. — д.м.н., проф. В. А. Лабунец)

Резюме. Проведены хронометражные измерения продолжительности изготовления 65 видов зубных протезов и ортопедических вмешательств 56 врачами-стоматологами в 14 стоматологических учреждениях в течение 225 дней, в результате которых зарегистрировано более 90 тысяч элементов врачебного труда и их временные показатели. Разработаны ведомственные нормы времени врачей-стоматологов на ортопедическом приеме. Приведены методические подходы расчета искомой величины временных затрат врачебного труда на основные виды ортопедической помощи. Разработанные нормативы могут быть использованы при расчете условных трудовых единиц, величины врачебной нагрузки, качественных и количественных показателей работы данных специалистов, величины их заработной платы при работе на сдельной и хозрасчетной основе оплаты труда, а также при калькуляции цен на основные виды ортопедической помощи.

Ключевые слова: зубные протезы, хронометраж, нормы времени врача-стоматолога.

THE DEPARTMENTAL STANDARDS OF TIME FOR DENTIST AT ORTHOPEDIC RECEPTION

Key words: dentures, time-checking, standards for time of the dentist.

Практически во всех странах и республиках постсоветского пространства, в клинике ортопедической стоматологии, с целью учета и оценки врачебного труда и определения

величины трудовой нагрузки используются в так называемые условные трудовые единицы . При этом, в большинстве своём всё еще по-прежнему используются всем из-

вестные условные единицы трудоемкости, разработанные и утвержденные еще более 60 лет назад, основанные на личном клиническом опыте врачей, без должного научного обоснования и учёта фактических затрат рабочего времени данных специалистов на основные виды ортопедической помощи, взяв условно за одну протезную единицу продолжительность изготовления одной штампованной коронки.

Принимая во внимание отмеченное выше и наблюдаемый в последнее 20-летие весьма стремительный научно-технический прогресс в клинике ортопедической стоматологии и её материально-техническое состояние, а вместе с ними целый ряд современных, еще не нормированных и официально незарегистрированных видов зубных протезов, чисто клинических ортопедических вмешательств, становится всё очевидней и очевидней проблема разработки таковых на основе всесторонне аргументированных данных — фактических временных затрат врачебного труда на их проведение .

Исходя из этого, целью настоящей работы собственно и явилось — разработка единых ведомственных норм времени врача-стоматолога на основные виды ортопедической помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы и методы

Объектом исследования служил клинический процесс оказания стоматологической ортопедической помощи.

Предметом исследования стало установление продолжительности клинического процесса изготовления наиболее распространенных в практическом здравоохранении зубных протезов и ряда врачебных вмешательств не связанных с их изготовлением.

Материалами исследования послужили данные фотохро-

нометражных наблюдений и хронометражных измерений клинического процесса оказания ортопедической помощи 56 врачами стоматологами на протяжении ряда лет в течение 225 дней в 14 стоматологических учреждениях, в результате чего было зарегистрировано более 90 тысяч элементов врачебного труда, в целом на 65 видов зубных протезов и отдельных ортопедических вмешательств. Все исходные показатели поддавались статистической обработке с определением средней арифметической величины.

Результаты и обсуждение

В соответствии с целью настоящего исследования все первичные показатели продолжительности отдельных элементов работы врача-стоматолога на ортопедическом приёме были сгруппированы, после статистической обработки которых были внесены в сводные таблицы в полном соответствии с их последовательностью применения на клинических этапах изготовления зубных протезов, в целом составляющих весь комплекс врачебных вмешательств на каждый из 65 выявленных нами видов ортопедической помощи, наиболее часто используемых в практическом здравоохранении на настоящее время.

При этом, все основные узловые элементы работы врача были проиндексированы на постоянные затраты времени врача на изготовление зубных протезов, независимых от их объёма и структуры или оказания чисто врачебной клинической помощи, не связанные не с зуботехническим производством (Тп) и переменно-повторяемые, всецело связанные с данными факторами, суммированием которых и была получена их общая величина, дифференцированные показатели которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Ведомственные нормы времени врача-стоматолога на ортопедическом приёме

Вид ортопедической помощи Постоянные затраты времени (Тп в мин.) Переменно повторяемые затраты времени (Тпп в мин.)

Одиночная штампованная металлическая коронка 71,78 10,96

Одиночная штампованная металлическая коронка, с пластмассовой облицовкой 82,91 19,29

Одиночная колпачковая коронка с пластмассовой фасеткой 93,85 15,69

Одиночная пластмассовая коронка 69,30 12,53

Одиночная фарфоровая коронка 126,06 40,42

Одиночная металлокерамическая коронка 135,50 41,57

Одиночная литая металлическая коронка 118,52 37,31

Одиночная литая коронка, облицованная пластмассой 129,96 41,46

Одиночная литая коронка, облицованная композитным материалом 129,96 41,46

Одиночные спаянные коронки 89,11 10,26

Временная пластмассовая коронка, как вспомогательный вид медицинской помощи (одномоментное изготовление) 14,91 12,25

Винир 93,28 72,5

Мостовидный протез с колпачковой коронкой и фасеткой, облицованные пластмассой: коронка фасетка 107,76 15,69 3,66

Мостовидный протез со штампованными коронками: коронка фасетка 113,13 13,03 3,66

Мостовидный протез со штампованными коронками, облицованные пластмассой: коронка фасетка 113,13 23,30 3,66

Пластмассовый мостовидный протез: коронка пластмассовый зуб 73,10 12,21 2,03

Цельнолитой мостовидный протез, облицованный пластмассой: коронка фасетка 143,01 43,35 6,78

Цельнолитой мостовидный протез, облицованный композитным материалом: коронка фасетка 143,01 43,35 6,78

Металлокерамический мостовидный протез: коронка фасетка 153,77 44,94 6,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цельнолитой мостовидный протез с металлической коронкой и зубом: коронка литой зуб 138,61 38,11 2,02

Адгезивный мостовидный протез из фотополимерных материалов: на опорный зуб на искусственный зуб 50,21 49,45 74,73

Цельнокерамический мостовидный протез, на: коронку искусственный зуб 134,76 45,44 5,21

Частичный съемный пластиночный протез (с двумя коррекциями протеза на один протез) 77,53 62,17

Полный съемный пластиночный протез из пропилена (с одной коррекцией на 1 протез) 83,49 66,79

Полный съемный пластиночный протез (с двумя коррекциями протеза на один протез) 82,57 81,86

Полный съемный протез с металлическим базисом (с двумя коррекциями на 1 протез) 98,19 114,10

Частичный и полный съемный пластиночные протезы (с двумя коррекциями протеза на один протез) 82,90 151,12

Частичный съемный пластиночный протез из пропилена (с одной коррекцией на 1 протез) 76,63 39,26

Бюгельный протез (с двумя коррекциями на один протез) 74,27 129,90

Бюгельный протез без опорно-удерживающих кламмеров (с двумя коррекциями на 1 протез) 81,00 58,75

Цельнолитой бюгельный протез на аттачменах 84,57 91,22

Бюгельный и частичный съемный пластиночный протезы (с двумя коррекциями на один протез) 118,26 148,64

Бюгельный и полный съемный пластиночный протезы (с двумя коррекциями на один протез 128,45 167,46

Съемная цельнолитая шина 61,10 168,16

Съемная цельнолитая шина-протез (с двумя коррекциями на один протез) 107,75 142,65

Непосредственный съемный протез (иммедиат-протез) с двумя коррекциями на один протез 65,35 44,57

Съемный ранний частичный пластиночный протез (с двумя коррекциями на один протез) 77,53 62,17

Боксерская шина 89,23 —

Культовая штифтовая вкладка в режущие зубы 27,60 23,04

Культевая штифтовая вкладка в жевательные зубы 27,60 31,80

Изготовление культевой штифтовой вкладки, с предварительным извлечением из корня зуба, ранее изготовленных штифтовых конструкций 33,76 30,77

Перемоделировка культевой штифтовой вкладки 5,28 8,92

Временный штифтовой зуб 43,69 25,74

Изготовление культевых штифтовых вкладок лабораторным способом в: однокорневые зубы многокорневые зубы 66,19 20,48 29,46

Лабораторное изготовление вкладки 67,66 40,60

Клиническое изготовление вкладки 46,37 29,26

Восстановление культи зуба под несъемные зубные протезы с использованием: одного анкерного штифта двух анкерных штифтов трех анкерных штифтов 44,08 44,08 44,08 22,01 32,27 42,53

Снятие дополнительного оттиска, как вспомогательный вид медицинского вмешательства — 5,21

Приварка искусственного зуба в съемный протез (с одной коррекцией одного протеза) 37,83 23,06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приварка кламмера в съемный протез 28,08 10,98

Починка перелома базиса съемного протеза 23,27 3,06

Восстановление пластмассовой облицовки 30,52 11,85

Восстановление керамической облицовки 78,54 26,91

Повторная фиксация коронки на цемент 31,52 6,23

Коррекция съемного протеза, как самостоятельный вид медицинской помощи 21,30 13,45

Снятие штампованной коронки, фиксированной на цементе 16,23 2,26

Снятие цельнолитой коронки, фиксированной на цементе 16,23 5,26

Избирательное пришлифование зубов, как самостоятельный вид медицинской помощи 84,82 —

Аппликация лекарственными средствами десневого края опорных зубов после их препаровки 12,11 —

Обработка защитными средствами опорных зубов после их препаровки 9,44 0,21

Временная фиксация несъемных зубных протезов 11,25 2,62

Обезболивание зубов 10,79 4,38

Гемисекция многокорневого зуба 36,7 10,13

Пластмассовая каппа 65,85 22,45

Реставрация окклюзионной поверхности съемных ортопедических аппаратов для установления оптимальной межальвеолярной высоты (с одной коррекцией) 103,21 —

Полировка зубов в несъемных зубных протезах (как самостоятельный вид ортопедической помощи) 21,69 14,08

Консультация стоматолога-ортопеда с дополнительными лабораторными исследованиями 28,43 —

Консультация стоматолога-ортопеда без дополнительных лабораторных исследований 16,26 —

Таким образом, мы обладаем всеми исходными данными для определения оптимальных норм времени врача на изготовление тех или иных видов зубных протезов, в полном соответствии с их индивидуальной структурой и объёмом.

В качестве примера, приведем ряд вариантов расчета искомой величины по ее определению при изготовлении однотипных по структуре зубных протезов (одиночные коронки, штифтовые зубы, вкладки и т.д.) и более сложные (мостовид-ные протезы, несъёмные шины-протезы и т.д.).

Пример: Необходимо определить оптимальную норму времени врача на изготовление 5 штампованных одиночных металлических коронок. Имея в наличии все исходные данные и проставив их в известную формулу

НВ = Тп + К х Тпп,

где: НВ — норматив времени врача на изготовление зуб-

ных протезов; Тп — постоянные затраты времени врача на изготовление зубных протезов; К — количество зубных протезов; Тпп — переменно-повторяемые затраты времени врача на изготовление зубных протезов. Получаем:

НВ5ок = 71,78 + 5 х 10,96 = 126,58 мин. Следовательно, врачу на изготовление 5-ти одиночных штампованных коронок понадобится в среднем 127 мин. или 2 час. и 7 мин.

Норматив же времени врача на более сложные несъёмные конструкции определяется по формуле: НВмпр = Тп + Е(Кк х Тпп + Кз х Тпп), где: НВмпр — норматив времени врача на изготовление мостовидных протезов; Кк — количество коронок в структуре мостовидного протеза; Кз — количество искусственных

зубов в структуре мостовидного протеза.

Пример: Необходимо рассчитать оптимальную величину временных затрат врачебного труда на изготовление 2-х штампованно-паянных мостовидных протезов, состоящих из 5-ти коронок и 4-х фасеток (искусственных зубов).

Опять таки, имея в наличии соответствующие исходные данные (см. таблицу) и проставив их в наведенную выше формулу, получаем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НВ2мп(5к+4ф) = 113,13 + Е(5 х 13,03 + 4 х 3,66) = 192,92 мин.

Таким образом, при изготовлении врачом 2-х мостовид-ных протезов, в структуру которых входит 5 коронок и 4 фасетки, фактические затраты рабочего времени его на их изготовление составят 192,92 мин. или 3 час. и 23 мин.

Чтобы не утомлять читателя другими примерами, аналогичным образом производится расчет искомой нормы времени и на другие виды зубных протезов в зависимости от их вида, объёма и структуры с использованием разработанных

нами временными затратами врача на их изготовление, приведенные в таблице и методическими подходами определения их искомой величины, наведенные выше, на примере изготовления одиночных коронок и мостовидных протезов.

Таким образом, разработанные показатели затрат рабочего времени врача-стоматолога на ортопедическом приеме на основные виды ортопедической помощи используемые в практическом здравоохранении, позволяют руководителям структурных подразделений определять оптимальную врачебную нагрузку, а руководителям стоматологических учреждений проводить оперативный контроль за ее выполнением.

Наряду с этим, наведенные нормы времени могут быть использованы при расчете величины условных единиц трудоемкости по ортопедической стоматологии, калькуляции цен на стоматологические услуги, а также при расчете величины заработной платы данных специалистов, работающих на сдельной оплате труда или на хозрасчетном начале.

литература

1. Алимский А.В., Белокурова Л.П., Белоусов В.Г. К изучению учета труда врачей стоматологического профиля // Труды ЦНИИС. — 1982. — С.21-25.

2. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник / Под ред. Ю.Г. Одегова. — М.: Экзамен, 2003. — 320 с.

3. Грудянов А.И. Обоснование принципа организации приёма больных с заболеваниями пародонта по материалам хронометража // Труды ЦНИИС. — 1986. — Т. 13. — С.30-34.

4. Зыбин В.А., Марков М.И., Рувинская А.А., Смирнова Т.А. Анализ результатов хронометража рабочего времени врачей-стоматологов // Новое в стоматологии. — 1977. -№4(56). — С.75-76.

5. КаминскийА.М., Городенко А.В., Клейман С.С. Методика проведения фотографии и хронометража рабочего времени медицинских работников стоматологических учреждений // Труды Волгоградского медицинского института. — 1970. — Т. XXIII, Вып. 3. — С.144-147.

6. Клёмин В.А., Лабунец В.А., Кубаренко В.В. Принципы оценки и хронометражного определения стоматологического статуса зубов с дефектами твердых тканей. — М.: Ленанд, 2010. — 208 с.

7. Лабунець В.А., Григорович В.Р. Методичш аспек-ти едино! ушфжовано! системи облжу i контролю пращ стоматологiв-ортопедiв та зубних технтв в Украш: Методичш рекомендаци. — Одеса, 1999. — 12 с.

8. Лабунець В.А. Додатковi умовш одинищ трудомкткоси роботи лжаря-стоматолога на ортопедичному прийом^ метод. рекоменд. — Ки!в, 2005. — 12 с.

9. Лабунец В.А. Основы научного планирования и организации ортопедической стоматологической помощи на современном этапе её развития. — Одесса, 2006. — 428 с.

10. Леонтьев В.К., Алимский А.В., Шестаков В.Г. Развитие системы учета труда врачей стоматологического профиля // Стоматология. — 1989. — №3. — С.71-72.

11. Леонтьев В.К., Шестаков В.Т. Развитие и обоснование системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических служб и учреждений России // Маэстро стоматологии. — 2003. — №1(10). — С.23-34.

12. Леус П.А., Делендик А.И. Затраты рабочего времени на приёме стоматолога общего профиля // Проблемы нейроло-гии и стоматологии. — 1998. — №3. — С.59-61.

13. Никитина Н.И. Принципы нормирования труда врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников при изготовлении протезов // Теория и практика стоматологии — М., 1980. — С.162-164.

14. Основные методические положения по нормированию труда. — М.: Экономика, 1977. — С. 14-16.

15. Струев И.В., Семенюк В.М. Некоторые проблемы учёта в ортопедической стоматологии сегодня // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2001. — С.20-21.

16. Шилова Г. В., Лагутин С. А. Хронометражные исследования клинических этапов изготовления зубных протезов // Клиническое лечение и профилактика стоматологических заболеваний: Материалы VII съезда стоматологов УССР (г. Львов, 3-5 октября 1989 г.). — Киев, 1989. — С.267-268.

2. Bychin V.B., Malinin S.V. Rationing labor: A Textbook / Ed. Y.G Odegova. — Moscow: Ekzamen, 2003. — 320 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Labunec V.A. Additional standard units of work complexity dentist for orthopedic admission; method. recommendations. —

Kyi’v, 2005. — 12 p. (in Ukraine).

14. The main methods for the valuation labor provisions. -Moscow: Economy, 1977. — P.14-16. (in Russian)

Информация об авторах:

Лабунец Василий Аксентьевич — д.м.н., профессор, заведующий отделением ортопедической стоматологии, 65026, Украина, г. Одесса, ул. Ришельевская, 11; Диева Татьяна Васильевна — к.м.н., старший научный сотрудник; Диев Евгений Вячеславович — к.м.н., научный сотрудник.

Information About the Authors:

© ЗОЛОТАРЕВ П.Н. — 2014 УДК 614.2

мЕдико-экономичЕскиЙ анализ торгов в сфере лабораторных исследований, проведенных на территории самарской области

Павел Николаевич Золотарев (Медицинский институт «РЕАВИЗ», ректор — д.м.н., проф. Н.А. Лысов, кафедра морфологии и патологии,

зав. — д.м.н., проф. П.А. Гелашвили)

Резюме. В работе представлена информация, отражающая ситуацию по выведению медицинскими организациями на внешнее исполнение лабораторных исследований, необходимых для нужд населения Самарской области в 2013 году. Выявлено, что инициаторами торгов выступили 43 государственные медицинские организации области. Установлено, что в ходе проведения 98 объявленных торгов начальная (максимальная) сумма всех контрактов была снижена более чем на 29%.

Ключевые слова: аутсорсинг в медицинской сфере, лабораторные исследования, торги.

MEDICAL AND ECONONIC ANALYSIS OF TENDERS IN LABORATORY EXAMINATION AREA,

CONDUCTED IN SAMARA REGION

P.N. Zolotarev (Medical Institute «REAVIZ», Samara, Russia)

Key words: outsourcing in medical sphere, laboratory examination, tenders.

В настоящее время организация медицинской службы претерпевает всё больше изменений под действием различных факторов рыночных отношений. В первую очередь, это приводит к тому, что руководителям учреждений здравоохранения всё чаще приходится внедрять в управленческие процессы принципы аутсорсинга.

Анализ определений термина «аутсорсинг» показал, что многие авторы сходятся во мнении, что под понятием аутсорсинг следует понимать выполнение отдельных функций или бизнес-процессов сторонними организациями, имеющими для этого различные компетенции.

Л.А. Сосунова и соавт. аутсорсинг рассматривают как форму стратегического взаимодействия с внешними исполнителями в свете реализации производственных функций и оказания услуг, направленных на реструктуризацию деятельности компаний .

В.В. Дыбской и соавт. аутсорсинг представляется в качестве стратегии управления компанией, а не просто вида партнерского взаимодействия, где аутсорсинг предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений фокусной компании цепи поставок .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транслируя принципы современного аутсорсинга на медицинскую сферу, можно выделить ряд преимуществ, которые организации могут получить: снижение стоимости потребляемых услуг и улучшение их качества; сокращение и контроль издержек; высвобождение внутренних ресурсов медицинской организации для сосредоточения на основной деятельности; использование преимуществ конкуренции на рынке товаров и услуг; рациональное использование освободившихся производственных мощностей, а также площадей и трудовых ресурсов и многое другое .

На территории РФ реализация такого положительного преимущества аутсорсинга, как возможность снижения закупочной цены товара или услуги, возможна благодаря

вступлению в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену Федеральному закону от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» .

Так, официальная экономия средств бюджета РФ от применения закупочных процедур (разница между начальной (максимальной) ценой контракта и итоговой ценой контракта) достаточно велика. Например, экономия при заключении контракта по городу Москве составила 60005,4 млн руб. за 2011 г., 58145,1 млн руб. — за 2012 г., 22837,6 млн руб. — за 2013 г. (период с 01.01.2013 по 07.10.2013 г.), а по Краснодарскому Краю — 4330,2 млн руб. — за 2011 г., 5967,9 млн руб. — за 2012 г., 4538,5 млн руб. — за 2013 г. (период с 01.01.2013 по 07.10.2013 г.) .

Активное использование принципов аутсорсинга при оказании государственных (бюджетных) услуг, например, Министерству здравоохранения Пермского края, начиная с 2003 г., позволило не только увеличить долю государственных услуг, оказываемых негосударственным сектором, но и сократить численность занятых в бюджетном секторе.

Выведение на аутсорсинг таких услуг, как проведение лабораторных исследований, позволило Министерству здравоохранения Пермского края сэкономить в 2007 г. 11,5% денежных средств от начальной (максимальной) цены контрактов.

«Главным преимуществом внедрения механизмов аутсорсинга является разграничение функций заказчика и подрядчика. При этом уменьшается нагрузка на административно-управленческий персонал в части организации процесса оказания услуг, повышается качество оказания услуг с разграничением полномочий и ужесточением контроля за результатом, в ряде случаев уменьшается количество потребляемых услуг, например, при оказании транспортных услуг,

Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения Брянской области (с изменениями на 11 февраля 2011 года)

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
от 19 июля 2010 года N 470

Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения Брянской области

Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов амбулаторного
приема в учреждениях здравоохранения
Брянской области

(с изменениями на 11 февраля 2011 года)

________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом департамента здравоохранения Брянской области от 11.02.2011 N 71.
________________________________
В целях реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи, приведения норм нагрузки врачей в соответствие с реальными затратами времени на выполнение работы по приему пациентов
приказываю:
1. Утвердить «Расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике» (приложение 1).
2. Утвердить «Нормы нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема» (приложение 2).
3. Утвердить «Методику определения норм нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения Брянской области» (приложение 3).
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора — начальника отдела экономики бюджетных учреждений, ОМС, финансирования целевых программ Крашенинникову Л.Е.

Директор департамента
здравоохранения
В.Н.Дорощенко

Приложение N 1. Расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение

Приложение N 1
к Приказу
департамента здравоохранения
Брянской области
от 19.07.2010 N 470
(в ред. Приказа департамента здравоохранения
Брянской области от 11.02.2011 N 71)

Расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение

Наименование врачебной должности

Посещение
в территориальной поликлинике

Посещение на дому

Консультативный прием

Консультативный прием
(дети)

Терапевт (терапевт участковый)

17,7

Педиатр (педиатр участковый)

Кардиолог

Кардиолог
на приеме детей

25

25

30

Ревматолог

Гастроэнтеролог

Пульмонолог

Эндокринолог

15,8

24,3

Диабетолог

Гематолог

Аллерголог-иммунолог

Нефролог

Травматолог-ортопед

Уролог

17,2

Хирург

10,5

Сердечно-сосудистый хирург

Нейрохирург

Торакальный хирург

Сурдолог-оториноларинголог

Колопроктолог

Онколог

Отоларинголог

Офтальмолог

11,6

Невролог

14,7

Дерматовенеролог

Фтизиатр

Фтизиатр участковый

8,4

Психиатр

Психиатр-нарколог участковый

18,4

Психотерапевт

Инфекционист

14,6

Акушер-гинеколог

15,9

Врач общей практики

Стоматолог (стоматолог-терапевт, стоматолог общей практики, зубной врач) на терапевтическом приеме

Стоматолог (стоматолог-хирург, стоматолог общей практики) на хирургическом приеме

Стоматолог детский на терапевтическом приеме

Стоматолог-хирург детский

17,1

17,1

Ортодонт

Приложение N 3. Методика определения норм нагрузки врачей-специалистов амбулаторного приема в учреждениях здравоохранения Брянской области

Приложение N 3
к Приказу
департамента здравоохранения
Брянской области
от 19.07.2010 N 470

1. Общие положения

Методика определения норм нагрузки для врачей-специалистов амбулаторного приема на территории Брянской области разработана в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда и экономическому анализу деятельности медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений», разработанными НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН.
В условиях страховых способов оплаты медицинской помощи применение разработанных нормативных показателей затрат труда врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений способствует соблюдению и совершенствованию технологии лечебно-диагностического процесса и повышению качества оказания медицинской помощи.

2. Методические подходы к нормированию труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений

Нормирование труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений имеет определенные этапы:
— анализ отраслевых норм времени и нагрузки для врачей-специалистов амбулаторного приема;
— анализ фактических объемных показателей деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений Брянской области за предшествующий отчетный период;
— определение норм времени на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике;
— определение норм нагрузки.

3. Расчет норм нагрузки

В качестве норм нагрузки для врачей-специалистов амбулаторного приема на территории Брянской области устанавливается плановая функция врачебной должности.
Плановая функция врачебной должности — это число посещений в год на 1 должность врача. В нормативе учитывается гарантированная медицинская помощь, т.е. помощь, оказываемая в рамках ТПГГ (ОМС и бюджет, платные услуги не включаются). В целях нормирования труда в связи с разными значениями затрат рабочего времени на разные виды посещений плановая функция врачебной должности выражается в эквивалентных единицах. За одну эквивалентную единицу принимается лечебно-диагностическое посещение в поликлинике.
Расчет плановой функции врачебной должности (Ф) осуществляется по формуле:

Б x К
Ф = ——-,
Тпос

где Б — годовой бюджет рабочего времени (в мин.),
К — коэффициент использования рабочего времени должности на непосредственное проведение лечебно-диагностической деятельности,
Тпос — расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике.
Годовой бюджет рабочего времени должности определяется согласно разъяснению Минтруда РФ от 29.12.1992 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с переносом выходных дней, совпадающих с праздничными днями», утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1992 N 65 «Об утверждении разъяснений…», по пятидневной неделе. При определении годового бюджета рабочего времени из числа рабочих дней в году исключаются дни отпуска.
Коэффициент использования рабочего времени должности на непосредственное проведение лечебно-диагностической деятельности составляет 0,923 и рассчитывается следующим образом: (6,5 — 0,5) : 6,5 = 0,923, т.к. в структуре рабочего дня врача амбулаторного приема (6,5 часа) около 30 минут (0,5 часа) затрачивается на работу, не связанную с лечебно-диагностической деятельностью. Это конференции, совещания, личное необходимое время, служебные разговоры и т.д.
Определение средних значений показателей расчетных норм времени на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике проводится по формуле:
Тпос = (t 1 x у1 + t2 x у2 + t3 x у3 + …) : 100,

где t1 — отраслевые показатели расчетных норм времени на лечебно-диагностическое посещение,
у1 — удельный вес лечебно-диагностических посещений,
t2 — отраслевые показатели расчетных норм времени на посещение на дому,
у2 — удельный вес посещений на дому,
t3 — отраслевые показатели расчетных норм времени на посещение с профилактической целью,
у3 — удельный вес посещений с профилактической целью и т.д.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Нормы труда в стоматологии

Вопросы планирования, нормирования труда и финансирования в стоматологии являются весьма актуальной задачей.

Врачебные должности и нормы труда по нимскачать / открыть >>

Проблема осложняется весьма противоречивыми данными, представленными в официально утвержденных планово-нормативных документах.

Нормирование труда в стоматологии находится в русле основных тенденций развития этого процесса в здравоохранении: разрушение системы нормирования труда в 80-90-х гг. прошлого века и попытки, к сожалению, весьма неудачные, возобновления централизованной разработки норм труда в последние годы .

В отличие от других специальностей в стоматологии постоянно предпринимаются меры регулирования вопросов нормирования труда.

Приказом Минздрава СССР от 25.01.1988 № 50 для врачей-стоматологов и зубных врачей впервые был определен переход на новый измеритель затрат труда: вместо принятого измерения труда в минутах были предложены условные единицы трудоемкости (УЕТ), а вместо общепринятого для врачей амбулаторного приема показателя норм труда, выражаемого в посещениях, был предложен переход на отдельные трудовые операции.

При этом за 1 УЕТ был принят объем работы врача, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе, все другие виды работ (отдельные трудовые операции) были выражены целым или дробным числом УЕТ.

В этом документе определена также и норма нагрузки (обслуживания): 21 УЕТ за рабочий день при шестидневной рабочей неделе и 25 УЕТ — при пятидневной.

Обратным путем: от норм нагрузки до норм времени, — можно рассчитать нормативные затраты времени на 1 УЕТ. Рабочая неделя врача-стоматолога в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 составляет 33 час.

Следовательно, 1 УЕТ равняется примерно 15 минутам. Расчеты проведены с учетом общепринятого для врачей амбулаторного приема коэффициента использования рабочего времени на основную деятельность, равного 0,923.

Основным мотивом перехода на новый измеритель затрат труда было обеспечение оказания максимальной помощи в одно посещение, заинтересованности врачей в конечных результатах труда.

Как известно, единицей измерения затрат труда могут служить как минуты, так и любые условные единицы, например, условные физиотерапевтические, массажные единицы и т. д.

Следовательно, выражение затрат труда врачей-стоматологов и зубных врачей в условных единицах трудоемкости (УЕТ) — вполне приемлемый методический подход к организации и нормированию труда указанной группы медицинских работников.

Ошибочным является переход на новый измеритель объема деятельности врачей стоматологов: УЕТ вместо посещения.

При этом были нарушены основные требования к нормативному показателю по труду . Как известно, эти требования состоят в следующем:

  • достаточная степень укрупнения, при которой расчет норм становится менее трудоемким процессом, чем по нормативам с большей степенью дробления;
  • возможность применения во всех медицинских организациях, ведущих работы, охватываемые нормативами;
  • простота и удобство использования, обеспечивающие безошибочный расчет норм труда;
  • соответствие нормативного показателя по труду ведущейся в организации отчетной статистической документации, что создает надежную базу для контроля за объемом выполняемых работ и их планированием.

Таким требованиям отвечает общепринятый традиционно применяющийся нормативный показатель для врачей амбулаторного приема: посещение, а с 2013 г. — обращение в связи с заболеванием.

При переходе с посещения на обращение по поводу заболевания было утверждено среднее число посещений по поводу заболеваний в одном обращении.

Однако в число специальностей, по которым приводится этот показатель, стоматология не включена.

При нормировании труда проводится деление трудовых операций по технологическому и трудовому признаку.

При этом следует различать и проводить укрупнение норм труда по следующим позициям и в следующей последовательности: трудовое движение, трудовое действие, трудовой прием, трудовая операция, виды работ и трудовой процесс.

Установление УЕТ на отдельные трудовые операции можно рассматривать как промежуточный этап формирования затрат времени на трудовой процесс: посещение.

Отсутствие указаний на частоту отдельных трудовых операций при посещении привело к необоснованному превышению (почти двукратному) фактически указываемых УЕТ за рабочий день по сравнению с нормативными временными возможностями должности .

Однако вместо исправления указанных ошибочных положений приказа Минздрава СССР, классификаторы медицинской помощи в стоматологии и трудоемкость в УЕТ-ах стали приводиться в ряде Методических Рекомендаций по экономическому обоснованию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Классификаторы в этих документах имеют разную наполняемость и разную дифференциацию по видам медицинской помощи: около150 отдельных услуг в Методических Рекомендациях, утвержденных 28.12.2000 Минздравом России № 2510/14302-34, ФФОМС № 5594/40-1/и, и свыше 400 услуг в Методических Рекомендациях, утвержденных 28.08.2001 Минздравом России № 2510/9257-01-34, ФФОМС № 31-59/40-1.

Более того, в последнее время в приложении к Рекомендациям Минздрава РФ и Федерального Фонда ОМС (письмо Минздрава России от 20.12.2012 № 14-6/10/2-5305) по способам оплаты медицинской помощи в рамках государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико­статистических групп болезней (КСГ) также приведен «Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ)».

Этот классификатор, как указано в документе, приведен в соответствие с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н.

На самом деле, номенклатура медицинских услуг имеет совершенно другую смысловую нагрузку и не является основанием для разработки норм труда по каждой услуге.

Например, в номенклатуре медицинских услуг для врачей других специальностей приводятся такие услуги, как сбор жалоб и анамнеза, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение артериального давления и т.д., но на эти трудовые операции не устанавливаются нормы времени для врачей амбулаторного приема.

В лучшем случае эти трудовые операции могут быть внесены в словарь (перечень) трудовых операций при проведении хронометража с тем, чтобы в последующем при обработке этих данных провести их ступенчатое укрупнение, и с учетом их частоты разработать нормы времени на прием пациента.

В последующем при пересмотре Рекомендаций по способам оплаты классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ) был исключен.

Таким образом, УЕТ-ы — это показатель и измеритель норм времени. Единицей объема медицинской помощи для врача-стоматолога, также, как и для других врачей амбулаторного приема, до 2012 г. было посещение, дифференцированное по цели (лечебно-диагностическое или профилактический прием) и месту оказания медицинской помощи, а с 2013г. — обращение в связи с заболеванием и посещение с профилактической и иными целями.

Для совершенствования организации амбулаторного приема по стоматологии и определения норм времени на посещение, которые могут быть выражены как в минутах, так и в УЕТ-ах, необходима разработка кратности посещений в одном обращении.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Литература

  1. Шипова В.М. . Штатное расписание медицинской организации / Под ред. Р.У. Хабриева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -192 с.
  2. Шипова В.М., Щепин В.О., Ссорин А.Н. Планирование численности медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических стоматологических учреждениях (подразделениях) / Методические материалы. — М.: ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН. — 2008. — 95 с.
  3. Ковальский В.Л., Бутова В.Г., Гринин В.М., Ананьева Н.Г. Современные тенденции и перспективные оценки объемов, качества и стоимости стоматологической помощи по программам обязательного и добровольного медицинского страхования в г. Москве. Отчет ГУ ННИИ общественного здоровья. — М., 2003. -177 с.
Как составить пятилетний график обучения: рекомендация Минздравасохранить файл >> Состав аптечки «АнтиВИЧ» – памяткасохранить файл >> План по зарплатам медиков-2020: доклад Скворцовойсохранить файл >>
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *