В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):
- журнал операций по счету «Касса»;
- журнал операций с безналичными денежными средствами;
- журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
- журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
- журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
- журнал по прочим операциям.
В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.
Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).
В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).
В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.
Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.
Регистры бюджетного учета. Главная книга
Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией №25н и Приказом №123н.
Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.
Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается.
Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.
Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты:
— наименование формы документа;
— код документа по ОКУД;
— дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения;
— наименование учреждения и его код ОКПО;
— наименование структурного подразделения учреждения;
— наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ.
Регистры бюджетного учета в заголовочной части могут содержать и иные сведения (например: грифы секретности, коды прямых получателей бюджетных средств ППП, коды ОКОФ и тому подобное).
Незаполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы.
Содержательная часть регистров бюджетного учета содержит показатели, характеризующие наличие и движение тех или иных объектов учета.
Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы.
Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя.
Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции №25н и Приказе №123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения.
Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом №123н.
К регистрам бюджетного учета относятся:
— инвентарные карточки,
— описи,
— инвентарные списки — оборотные ведомости,
— накопительные ведомости,
— книги учета,
— карточки накопительного и суммового учета,
— книги регистрации,
— реестры,
— книги аналитического учета,
— карточки учета средств и расчетов,
— ведомости учета,
— журналы учета,
— инвентаризационные описи,
— журналы операций,
— главная книга.
Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. Журналы операций ведутся по единой форме по соответствующим направлениям деятельности учреждения отдельно. Инструкцией №25н и Приказом №123н установлены следующие формы журналов:
1) Журнал операций по счету «Касса»:
Этот журнал применяется для учета движения денежных средств в кассе бюджетного учреждения.
Записи в журнале операций производятся ежедневно на основании кассового отчета по видам валют.
В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по получению наличных денежных средств со счета по учету бюджетных (внебюджетных) средств в кассу учреждения и по внесению наличных денег из кассы учреждения на счет по учету бюджетных (внебюджетных) средств, которые отражаются в журнале операций по банковскому счету.
2) Журнал операций с безналичными денежными средствами:
Журнал операций с безналичными денежными средствами применяется для учета движения средств на счетах, открытых бюджетному учреждению в кредитных организациях; по движению денежных средств по аккредитивным счетам, а также для учета расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета по средствам, поступающим в бюджет, и по платежам из бюджета.
Учет операций по движению денежных средств в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центробанка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.
Записи в журнале производятся на основании ежедневных выписок по счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, или в учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении с приложенными к ним документами.
Журнал операций составляется по каждому счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении.
3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами:
Этот журнал операций применяется бюджетными учреждениями для отражения движения средств по счету «Расчеты с подотчетными лицами» на основании авансовых отчетов, приходных и расходных ордеров. По каждой строке графы «Наименование показателя» журнала записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса.
При отражении сумм в иностранной валюте в следующей строке показывается сумма в валюте Российской Федерации, при этом в графе «Наименование показателя» приводится запись: «в рублевом эквиваленте».
В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по выдаче и возврату подотчетных сумм, которые отражаются в журнале операций по счету «Касса».
4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками:
Этот журнал предназначен для ведения аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и формируется по поставщикам и подрядчикам бюджетной организации. Журнал заполняется на основании платежных документов, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг.
В графе журнала «Наименование показателя» указываются наименования поставщиков и подрядчиков.
В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по оплате, которые отражаются в соответствующих журналах операций.
5) Журнал операций расчетов по оплате труда:
В этом журнале отражаются расчеты по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Журнал расчетов по оплате труда составляется в бюджетных учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей. К журналу обязательно прилагаются первичные документы:
— табель использования рабочего времени;
— приказы (выписки) о зачислении, увольнении, перемещении, об отпусках (для штатных сотрудников) работников;
— договоры и акты о выполненных работах (для внештатных сотрудников);
— документы, подтверждающие право на получение государственных пособий;
— другие документы.
Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов:
Этот журнал применяется бюджетными организациями для учета выбывающих с баланса учреждения и перемещаемых объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.
В этом же журнале отражаются операции по ежемесячному начислению амортизации и материальные запасы.
Записи в журнале производятся на основании соответствующих документов:
— Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма 0306032),
— Требование-накладная (форма 0315006),
— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210),
— Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),
— Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004),
— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0604143),
— Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144),
— Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202),
— Ведомость на выдачу кормов и фуража (форма 0504203),
— Путевой лист,
— Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).
При списании нефинансовых активов учитываются и суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.
В графе журнала «Наименование показателя» указываются фамилия, имя, отчество материально ответственного лица.
7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.
В графе журнала «Наименование показателя» указывается наименование дебитора:
· наименование учреждения (организации) — для юридического лица;
· фамилия, имя, отчество — для физического лица.
8) Журнал операций по прочим операциям:
Этот журнал применяется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, для отражения операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов», по прочим операциям, не отраженным в перечисленных выше журналах.
Данные из этого журнала записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.
Кроме перечисленных журналов операций, в целях организации учета и контроля за получением и использованием лимитов бюджетных обязательств в учреждении ведется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064). Журнал регистрации бюджетных обязательств применяется бюджетными учреждениями для учета бюджетных обязательств текущего финансового года. В журнале указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.
По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.
Журналы операций формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.
Журналы операций открываются путем перенесения остатков на начало отчетного периода с детализацией по соответствующим аналитическим показателям (подотчетным лицам, поставщикам, дебиторам, нефинансовым активам и другим).
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
Инструкцией №25н установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета:
· ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;
· ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
· ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
В настоящее время повсеместно происходит внедрение в практику бюджетного учета персональных компьютеров, поскольку в современных условиях осуществлять учет «в ручную» стало невозможно.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 1 февраля 2006 года №02-14-10а/187 устанавливает порядок хранения регистров бюджетного учета в условиях комплексной автоматизации и приводит перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях, с целью обеспечения хранения информации. В этом же письме установлена и периодичность, с которой эти регистры следует формировать на бумажных носителях.
Перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях:
№ п/п |
Код формы документа |
Наименование регистра | Периодичность |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 0504031 | Инвентарная карточка учета основных средств | ежегодно |
2 | 0504032 | Инвентарная карточка группового учета основных средств | ежегодно |
3 | 0504033 | Опись инвентарных карточек по учету основных средств | ежегодно |
4 | 0504034 | Инвентарный список нефинансовых активов | ежегодно |
5 | 0504035 | Оборотная ведомость по нефинансовым активам | ежемесячно |
6 | 0504036 | Оборотная ведомость | ежемесячно |
7 | 0504037 | Накопительная ведомость по приходу продуктов питания | ежемесячно |
8 | 0504038 | Накопительная ведомость по расходу продуктов питания | ежемесячно |
9 | 0504039 | Книга учета животных | ежегодно |
10 | 0504041 | Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей | ежегодно |
11 | 0504042 | Книга учета материальных ценностей | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
12 | 0504043 | Карточка учета материальных ценностей | ежегодно |
13 | 0504044 | Книга регистрации боя посуды | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
14 | 0504045 | Книга учета бланков строгой отчетности | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
15 | 0504046 | Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий | по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н |
16 | 0504047 | Реестр депонированных сумм | ежемесячно |
17 | 0504048 | Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий | ежемесячно |
18 | 0504049 | Авансовый отчет | по мере необходимости формирования регистра |
19 | 0504051 | Карточка учета средств и расчетов | ежегодно |
20 | 0504052 | Реестр карточек | ежегодно |
21 | 0504053 | Реестр сдачи документов | по мере необходимости формирования регистра |
22 | 0504054 | Многографная карточка | ежегодно |
23 | 0504055 | Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке | ежегодно |
24 | 0504056 | Реестр учета ценных бумаг | ежегодно |
25 | 0504057 | Карточка учета выданных ссуд (кредитов) | ежегодно |
26 | 0504058 | карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям | ежегодно |
27 | 0504059 | Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах | ежегодно |
28 | 0504061 | Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета | ежегодно |
29 | 0504062 | Карточка учета лимитов бюджетных обязательств | ежегодно |
30 | 0504063 | Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения | ежегодно |
31 | 0504064 | Журнал регистрации бюджетных обязательств | ежегодно |
32 | 0504071 | Журналы операций | ежемесячно |
33 | 0504072 | Главная книга | ежегодно |
34 | 0504081 | Инвентаризационная опись ценных бумаг | При инвентаризации |
35 | 0504082 | Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
При инвентаризации |
36 | 0504083 | Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) | При инвентаризации |
37 | 0504084 | Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах | При инвентаризации |
38 | 0504085 | Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям | При инвентаризации |
39 | 0504086 | Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов | При инвентаризации |
40 | 0504087 | Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов | При инвентаризации |
41 | 0504088 | Инвентаризационная опись наличных денежных средств | При инвентаризации |
42 | 0504089 | Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | При инвентаризации |
43 | 0504091 | Инвентаризационная опись расчетов по доходам | При инвентаризации |
44 | 0504092 | Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | При инвентаризации |
45 | 0511015 | Ведомость учета невыясненных поступлений | ежегодно |
По требованию проверяющих органов, регистры бюджетного учета формируются на бумажном носителе независимо от установленного срока.
Руководители органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений обязаны обеспечить сохранность в электронном виде учетной информации в первичных документах, в регистрах бюджетного учета, в бюджетной отчетности до сдачи их в архивное производство в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Главная книга
Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга, форма 0504072.
В Главной книге обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения.
В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания.
Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.
Для этого, Приложением №3 к Инструкции №25н утвержден «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей». В этом перечне приведены все Журналы операций с подробным описанием состава реквизитов и показателей каждого из Журналов.
Всего таких журналов восемь:
— Журнал операций по счету «Касса»;
— Журнал операций с безналичными денежными средствами;
— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
— Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
— Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
— Журнал операций расчетов по оплате труда;
— Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
— Журнал по прочим операциям.
Сама Главная книга содержит следующие показатели:
— номер счета бюджетного учета,
— остатки на начало года по дебету и кредиту соответствующих счетов,
— остатки на начало периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,
— обороты за период по дебету и кредиту соответствующих счетов,
— обороты с начала года по дебету и кредиту соответствующих счетов,
— остатки на конец периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,
— номер журнала операций,
— итоговые данные за период и сначала года.
При открытии главной книги записываются суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца или дня), которые берутся из заключительного баланса за истекший год.
Обороты по дебету и кредиту счетов за соответствующий период, как было уже отмечено, формируются на основании показателей Журналов операций.
В главной книге подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. По всем счетам выводятся дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего периода. При этом сумма оборотов за период, а также сумма остатков на начало следующего периода по дебету всех счетов должны быть равны сумме оборотов или остатков по кредиту всех счетов.
Бюджетные учреждения заполняют Главную книгу ежемесячно, а организации, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органы, организующие исполнение бюджетов, — ежедневно.
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».
Журнал операций 7
Вообще фраза
поступление ОС и МЗ должны попадать в 4 ЖО вводит меня в когнитивный диссонанс.
А если безвозмездное поступление
А если поступление в результате оприходования излишков инвентаризации?
А если поступление в результате внутриведомственного перемещения?
Я в растерянности, что делать всем этим поступлениям в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (4 ЖО)?
Да, кстати, «4 ЖО» — это вообще «кухонный термин».
Нигде в инструкциях по бюджетному учету нет номеров журналов, везде только названия.
Ну а то, что 1С так пронумеровала — ну дык это технологическая особенность платформы, любой элемент справочника имеет по умолчанию код и наименование.
Но это не дает права так фривольно обращаться с бюджетными инструкциями и прописанными в них Журналами.
Ну да ладно, вернемся к нашим баранам журналам.
Что делать всем вышеобозначенным поступлениям в вышеобозначенном журнале — я так и не пойму никогда. Наверно, Ваша логика мне недостижима.
Поэтому попытаюсь пояснить свою логику (подкрепленную страстно ожидаемой от вас цитатой из 157н).
Бухгалтерии вообще свойственен дуализм. И двойная запись в проводке, и, как правило парные проводки (начисление/оплата).
Возьмем наш случай. Оприходовали ОС по накладной от поставщика на склад.
При этом наблюдаем дуализм:
«Увеличение кредиторской задолженности» перед поставщиков — отражаем в 4 ЖО
«Увеличение стоимости ОС на складе» — отражаем в 7 журнале.
таким образом, операция «Поступление ОС от поставщика» разбивается на два факта, каждый из которых отражается в своем журнале.