В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):

  • журнал операций по счету «Касса»;
  • журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
  • журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • журнал по прочим операциям.

В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.

Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).

В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).

В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.

Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.

Регистры бюджетного учета. Главная книга

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией №25н и Приказом №123н.

Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается.

Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей.

Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты:

— наименование формы документа;

— код документа по ОКУД;

— дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения;

— наименование учреждения и его код ОКПО;

— наименование структурного подразделения учреждения;

— наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ.

Регистры бюджетного учета в заголовочной части могут содержать и иные сведения (например: грифы секретности, коды прямых получателей бюджетных средств ППП, коды ОКОФ и тому подобное).

Незаполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы.

Содержательная часть регистров бюджетного учета содержит показатели, характеризующие наличие и движение тех или иных объектов учета.

Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы.

Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя.

Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции №25н и Приказе №123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения.

Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом №123н.

К регистрам бюджетного учета относятся:

— инвентарные карточки,

— описи,

— инвентарные списки — оборотные ведомости,

— накопительные ведомости,

— книги учета,

— карточки накопительного и суммового учета,

— книги регистрации,

— реестры,

— книги аналитического учета,

— карточки учета средств и расчетов,

— ведомости учета,

— журналы учета,

— инвентаризационные описи,

— журналы операций,

— главная книга.

Основными регистрами бюджетного учета в учреждении являются журналы операций (форма 0504071), в которых в хронологическом порядке отражаются все осуществляемые финансово-хозяйственные операции. Журналы операций ведутся по единой форме по соответствующим направлениям деятельности учреждения отдельно. Инструкцией №25н и Приказом №123н установлены следующие формы журналов:

1) Журнал операций по счету «Касса»:

Этот журнал применяется для учета движения денежных средств в кассе бюджетного учреждения.

Записи в журнале операций производятся ежедневно на основании кассового отчета по видам валют.

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по получению наличных денежных средств со счета по учету бюджетных (внебюджетных) средств в кассу учреждения и по внесению наличных денег из кассы учреждения на счет по учету бюджетных (внебюджетных) средств, которые отражаются в журнале операций по банковскому счету.

2) Журнал операций с безналичными денежными средствами:

Журнал операций с безналичными денежными средствами применяется для учета движения средств на счетах, открытых бюджетному учреждению в кредитных организациях; по движению денежных средств по аккредитивным счетам, а также для учета расчетов с органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета по средствам, поступающим в бюджет, и по платежам из бюджета.

Учет операций по движению денежных средств в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Центробанка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

Записи в журнале производятся на основании ежедневных выписок по счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, или в учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении с приложенными к ним документами.

Журнал операций составляется по каждому счету, открытому в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета, учреждении Центрального банка Российской Федерации, кредитном учреждении.

3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами:

Этот журнал операций применяется бюджетными учреждениями для отражения движения средств по счету «Расчеты с подотчетными лицами» на основании авансовых отчетов, приходных и расходных ордеров. По каждой строке графы «Наименование показателя» журнала записываются фамилия подотчетного лица, суммы выданного аванса, произведенного расхода, поступившего остатка неиспользованного аванса.

При отражении сумм в иностранной валюте в следующей строке показывается сумма в валюте Российской Федерации, при этом в графе «Наименование показателя» приводится запись: «в рублевом эквиваленте».

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по выдаче и возврату подотчетных сумм, которые отражаются в журнале операций по счету «Касса».

4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками:

Этот журнал предназначен для ведения аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и формируется по поставщикам и подрядчикам бюджетной организации. Журнал заполняется на основании платежных документов, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг.

В графе журнала «Наименование показателя» указываются наименования поставщиков и подрядчиков.

В главную книгу переносятся обороты, за исключением операций по оплате, которые отражаются в соответствующих журналах операций.

5) Журнал операций расчетов по оплате труда:

В этом журнале отражаются расчеты по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Журнал расчетов по оплате труда составляется в бюджетных учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей. К журналу обязательно прилагаются первичные документы:

— табель использования рабочего времени;

— приказы (выписки) о зачислении, увольнении, перемещении, об отпусках (для штатных сотрудников) работников;

— договоры и акты о выполненных работах (для внештатных сотрудников);

— документы, подтверждающие право на получение государственных пособий;

— другие документы.

Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов:

Этот журнал применяется бюджетными организациями для учета выбывающих с баланса учреждения и перемещаемых объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

В этом же журнале отражаются операции по ежемесячному начислению амортизации и материальные запасы.

Записи в журнале производятся на основании соответствующих документов:

— Накладная на внутреннее перемещение основных средств (форма 0306032),

— Требование-накладная (форма 0315006),

— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210),

— Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),

— Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004),

— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0604143),

— Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (форма 0504144),

— Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202),

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (форма 0504203),

— Путевой лист,

— Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).

При списании нефинансовых активов учитываются и суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.

В графе журнала «Наименование показателя» указываются фамилия, имя, отчество материально ответственного лица.

7) Журнал операций по расчетам с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.

В графе журнала «Наименование показателя» указывается наименование дебитора:

· наименование учреждения (организации) — для юридического лица;

· фамилия, имя, отчество — для физического лица.

8) Журнал операций по прочим операциям:

Этот журнал применяется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, для отражения операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов», по прочим операциям, не отраженным в перечисленных выше журналах.

Данные из этого журнала записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Кроме перечисленных журналов операций, в целях организации учета и контроля за получением и использованием лимитов бюджетных обязательств в учреждении ведется Журнал регистрации бюджетных обязательств (форма 0504064). Журнал регистрации бюджетных обязательств применяется бюджетными учреждениями для учета бюджетных обязательств текущего финансового года. В журнале указывается основание для принятия обязательства (наименование, номер и дата документа), номер счета бюджетного учета и сумма (в рублях), дата постановки бюджетного обязательства на учет и дата снятия с бюджетного учета.

По окончании текущего финансового года в случае, если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года, они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии журнала в следующем финансовом году в объеме, запланированном к исполнению в следующем финансовом году.

Журналы операций формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Журналы операций открываются путем перенесения остатков на начало отчетного периода с детализацией по соответствующим аналитическим показателям (подотчетным лицам, поставщикам, дебиторам, нефинансовым активам и другим).

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Инструкцией №25н установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета:

· ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

· ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

· ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

В настоящее время повсеместно происходит внедрение в практику бюджетного учета персональных компьютеров, поскольку в современных условиях осуществлять учет «в ручную» стало невозможно.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 1 февраля 2006 года №02-14-10а/187 устанавливает порядок хранения регистров бюджетного учета в условиях комплексной автоматизации и приводит перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях, с целью обеспечения хранения информации. В этом же письме установлена и периодичность, с которой эти регистры следует формировать на бумажных носителях.

Перечень регистров бюджетного учета, которые необходимо формировать на бумажных носителях:


п/п
Код формы
документа
Наименование регистра Периодичность
1 2 3 4
1 0504031 Инвентарная карточка учета основных средств ежегодно
2 0504032 Инвентарная карточка группового учета основных средств ежегодно
3 0504033 Опись инвентарных карточек по учету основных средств ежегодно
4 0504034 Инвентарный список нефинансовых активов ежегодно
5 0504035 Оборотная ведомость по нефинансовым активам ежемесячно
6 0504036 Оборотная ведомость ежемесячно
7 0504037 Накопительная ведомость по приходу продуктов питания ежемесячно
8 0504038 Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ежемесячно
9 0504039 Книга учета животных ежегодно
10 0504041 Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей ежегодно
11 0504042 Книга учета материальных ценностей по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
12 0504043 Карточка учета материальных ценностей ежегодно
13 0504044 Книга регистрации боя посуды по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
14 0504045 Книга учета бланков строгой отчетности по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
15 0504046 Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий по мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа №123н
16 0504047 Реестр депонированных сумм ежемесячно
17 0504048 Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий ежемесячно
18 0504049 Авансовый отчет по мере необходимости формирования регистра
19 0504051 Карточка учета средств и расчетов ежегодно
20 0504052 Реестр карточек ежегодно
21 0504053 Реестр сдачи документов по мере необходимости формирования регистра
22 0504054 Многографная карточка ежегодно
23 0504055 Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке ежегодно
24 0504056 Реестр учета ценных бумаг ежегодно
25 0504057 Карточка учета выданных ссуд (кредитов) ежегодно
26 0504058 карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям ежегодно
27 0504059 Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах ежегодно
28 0504061 Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета ежегодно
29 0504062 Карточка учета лимитов бюджетных обязательств ежегодно
30 0504063 Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения ежегодно
31 0504064 Журнал регистрации бюджетных обязательств ежегодно
32 0504071 Журналы операций ежемесячно
33 0504072 Главная книга ежегодно
34 0504081 Инвентаризационная опись ценных бумаг При инвентаризации
35 0504082 Инвентаризационная опись остатков
на счетах учета денежных средств
При инвентаризации
36 0504083 Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) При инвентаризации
37 0504084 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах При инвентаризации
38 0504085 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям При инвентаризации
39 0504086 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов При инвентаризации
40 0504087 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов При инвентаризации
41 0504088 Инвентаризационная опись наличных денежных средств При инвентаризации
42 0504089 Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами При инвентаризации
43 0504091 Инвентаризационная опись расчетов по доходам При инвентаризации
44 0504092 Ведомость расхождений по результатам инвентаризации При инвентаризации
45 0511015 Ведомость учета невыясненных поступлений ежегодно

По требованию проверяющих органов, регистры бюджетного учета формируются на бумажном носителе независимо от установленного срока.

Руководители органов государственной власти Российской Федерации, федеральных государственных учреждений обязаны обеспечить сохранность в электронном виде учетной информации в первичных документах, в регистрах бюджетного учета, в бюджетной отчетности до сдачи их в архивное производство в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Главная книга

Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга, форма 0504072.

В Главной книге обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения.

В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания.

Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.

Для этого, Приложением №3 к Инструкции №25н утвержден «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей». В этом перечне приведены все Журналы операций с подробным описанием состава реквизитов и показателей каждого из Журналов.

Всего таких журналов восемь:

— Журнал операций по счету «Касса»;

— Журнал операций с безналичными денежными средствами;

— Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

— Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

— Журнал операций расчетов по оплате труда;

— Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

— Журнал по прочим операциям.

Сама Главная книга содержит следующие показатели:

— номер счета бюджетного учета,

— остатки на начало года по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— остатки на начало периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— обороты за период по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— обороты с начала года по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— остатки на конец периода по дебету и кредиту соответствующих счетов,

— номер журнала операций,

— итоговые данные за период и сначала года.

При открытии главной книги записываются суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца или дня), которые берутся из заключительного баланса за истекший год.

Обороты по дебету и кредиту счетов за соответствующий период, как было уже отмечено, формируются на основании показателей Журналов операций.

В главной книге подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. По всем счетам выводятся дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего периода. При этом сумма оборотов за период, а также сумма остатков на начало следующего периода по дебету всех счетов должны быть равны сумме оборотов или остатков по кредиту всех счетов.

Бюджетные учреждения заполняют Главную книгу ежемесячно, а организации, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органы, организующие исполнение бюджетов, — ежедневно.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Журнал операций 7

Вообще фраза

поступление ОС и МЗ должны попадать в 4 ЖО вводит меня в когнитивный диссонанс.
А если безвозмездное поступление
А если поступление в результате оприходования излишков инвентаризации?
А если поступление в результате внутриведомственного перемещения?
Я в растерянности, что делать всем этим поступлениям в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (4 ЖО)?
Да, кстати, «4 ЖО» — это вообще «кухонный термин».
Нигде в инструкциях по бюджетному учету нет номеров журналов, везде только названия.
Ну а то, что 1С так пронумеровала — ну дык это технологическая особенность платформы, любой элемент справочника имеет по умолчанию код и наименование.
Но это не дает права так фривольно обращаться с бюджетными инструкциями и прописанными в них Журналами.
Ну да ладно, вернемся к нашим баранам журналам.
Что делать всем вышеобозначенным поступлениям в вышеобозначенном журнале — я так и не пойму никогда. Наверно, Ваша логика мне недостижима.
Поэтому попытаюсь пояснить свою логику (подкрепленную страстно ожидаемой от вас цитатой из 157н).
Бухгалтерии вообще свойственен дуализм. И двойная запись в проводке, и, как правило парные проводки (начисление/оплата).
Возьмем наш случай. Оприходовали ОС по накладной от поставщика на склад.
При этом наблюдаем дуализм:
«Увеличение кредиторской задолженности» перед поставщиков — отражаем в 4 ЖО
«Увеличение стоимости ОС на складе» — отражаем в 7 журнале.
таким образом, операция «Поступление ОС от поставщика» разбивается на два факта, каждый из которых отражается в своем журнале.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *