Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:

а) в ЕИС:

  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки

Общая характеристика процедуры обжалования в сфере закупок.

Процедуру административного (внесудебного) обжалования в сфере закупок можно охарактеризовать как квазисудебную процедуру. Такой характеристикой она обладает в связи со следующими причинами:

  • • жалоба рассматривается несудебным органом, который уполномочивается законом на принятие юридически обязательного решения для органов и организаций, не находящихся в отношениях административной подчиненности или подведомственности с органом, рассматривающим жалобу;
  • • рассмотрение жалобы происходит в форме заседания, на которое приглашается заявитель и лицо, действия которого обжалуются;
  • • жалоба рассматривается с соблюдением принципов состязательности (комиссия органа контроля в сфере закупок поочередно выслушивает аргументы заявителя и лица, действия которого обжалуется;
  • • комиссия принимает решение по жалобе в день заседания по ней и оглашает его присутствующим сторонам спора.

Надо отметить, что примеров аналогичных квазисудебных процедур в практике современного государственного управления крайне мало.

Межу тем такая форма урегулирования спора имеет важные преимущества в сфере закупочного процесса: с одной стороны, рассмотрение жалобы осуществляет независимая третья стороны, незаинтересованная в исходе дела, что позволяет проводить рассмотрение жалобы объективно; с другой стороны, административный порядок рассмотрения жалобы позволяет рассмотреть жалобу оперативно, что критически важно для закупочного процесса, который нельзя приостанавливать на неопределенный срок. Именно поэтому длительные сроки разбирательств в судах, возможность пересмотра дела в большинстве случаев не могут быть эффективным инструментом защиты прав участников закупок. К моменту рассмотрения дела в суде закупка уже будет реализована, контракт заключен и исполнен.

Административные органы, рассматривающие жалобы в сфере закупок. Жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки подаются в органы контроля в сфере закупок. К таким органам относятся:

  • • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (в настоящее время — ФАС России);
  • • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • • органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

При обжаловании закупок для обеспечения федеральных нужд жалоба может быть подана только в федеральный орган контроля (ФАС России).

При обжаловании закупок для нужд субъекта РФ жалоба по усмотрению заявителя может быть подана или в федеральный, или в региональный орган контроля в сфере закупок.

При обжаловании закупок для муниципальных нужд жалоба по усмотрению заявителя может быть подана или в федеральный, или в региональный, или в муниципальный орган контроля в сфере закупок.

При обжаловании действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в рамках электронных аукционов жалоба подается только в ФАС России.

Действий (бездействия) оператора электронной площадки также обжалуются только в ФАС России.

Лица, которые могут подать жалобу. Жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки могут быть поданы:

  • • любым участником закупки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений;
  • • осуществляющими общественный контроль общественными объединениями, объединениями юридических лиц.

Сроки обжалования. Сроки обжалования зависят от предмета жалобы:

  • • при обжаловании действий (бездействия) в рамках процедур конкретной закупки в общем случае жалоба может быть подана не позднее чем через 10 дней после: даты размещения в ЕИС протоколов с итогами закупки, в том числе протоколов о признании закупки несостоявшейся (протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокол подведения результатов аукциона и др.); даты подписания протоколов с итогами закупки (если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялось закрытым способом);
  • • в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе обжалование осуществляется до заключения контракта;
  • • обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта;
  • • жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке;
  • • обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Форма и содержание жалобы. Жалобу подается в письменной форме. Жалоба должна содержать:

  • 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  • 2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • 3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  • 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы. При этом следует иметь в виду, что рассмотрение жалобы не будет осуществляться в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в части неценовых критериев оценки, относящихся к качеству и квалификации.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Возвращение жалобы заявителю без рассмотрения. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  • 1) жалоба не соответствует установленным к ней требованиям;
  • 2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  • 3) жалоба подана но истечении установленных сроков для обжалования соответствующих действий (бездействия);
  • 4) но жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы. Кроме того, жалоба возвращается без рассмотрения, если лицо, подавшее жалобу, отозвало ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы. При этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

Порядок рассмотрения жалобы по существу. Орган контроля в сфере закупок, в который поступила жалоба, в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании (определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами).

В течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы органа контроля направляет лицу, подавшему жалобу, и лицам, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

Для рассмотрения жалобы органом контроля установлены очень сжатые сроки — пять рабочих дней с даты поступления жалобы. Этот срок не подлежит продлению.

Для рассмотрения жалобы орган контроля запрашивает у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки необходимую информацию и документы. В любом случае соответствующие лица (как правило, заказчики) на рассмотрение жалобы обязаны представить:

  • • документацию о закупке;
  • • заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • • протоколы, предусмотренные Законом о закупках, составленные при осуществлении закупки;
  • • аудио-, видеозаписи, изготовленные при проведении закупки;
  • • иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Орган, рассматривающий жалобу, вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В этом случае заказчику (оператору электронной площадки) направляется требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Данное требование является для заказчика (оператора электронной площадки) обязательным и контракт нс может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.

При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

При необходимости орган контроля в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может предусмотреть возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (если закупка осуществляется в сжатые сроки и условия о сроке исполнения сформулировано в контракте в виде точной календарной даты).

Рассмотрение жалобы происходит в форме заседания в назначенный день и час. Рассмотрение жалобы осуществляет комиссия органа контроля. На заседание приглашаются заявитель и лица, в отношении которых подана жалоба. Сначала слово предоставляется заявителю (его представителю), если он явился на рассмотрение своей жалобы. Заявитель изъясняет доводы жалобы.

На практике заявители могут в ходе рассмотрения жалобы указывать на нарушения порядка осуществления закупки, на которое не указывалось в тексте жалобы. Действующее регулирование не предусматривает на этот счет никаких норм. Представляется, что комиссия органа контроля вправе отклонить такие новые доводы, так как лицо, действия которого обжалуются, не смогло подготовиться к своей защите в данной части и не имело возможности представить свои контраргументы.

После заявителя слово представляется лицу, в отношении которого подана жалоба. Такое лицо приводит свои возражения и аргументы, почему те или иные действия (бездействие), по его мнению, нс нарушают требований законодательства.

Комиссия в ходе представления сторонами своих аргументов может задавать уточняющие вопросы. Также в ходе рассмотрения жалобы комиссия изучает документы закупки. Каждый довод жалобы или возражений на нее проверяется ссылками на конкретные положения документов закупки.

После выступления заявителя и лица, в отношении которого подана жалоба, стороны могут обменяться репликами.

После этого комиссия просит стороны удалиться из помещения, в котором происходит рассмотрение жалобы. После совещания членов комиссии друг с другом и принятия ими решения по жалобе стороны приглашаются для оглашения им такого решения. Вся процедура рассмотрения жалобы занимает около 30 мин.

Полный текст решения изготавливается в срок, ие превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. Решение подписывается принявшими его членами комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Копия такого решения (предписания) в течение трех рабочих дней с даты принятия решения (выдачи предписания) направляются лицу, подавшему жалобу, и лицу, в отношении которого жалоба была подана. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в ЕИС.

Действующее регулирование нс предусматривает возможности продления срока рассмотрения жалобы. Однако комиссия вправе принять решение о перерыве рассмотрения жалобы, т.е. назначить еще одно повторное заседание рассмотрения жалобы. Однако при объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается, следующее заседание по рассмотрении жалобы назначается в пределах общего срока рассмотрения жалобы (пять рабочих дней с даты поступления жалобы).

Решение по итогам рассмотрения жалобы по существу не может быть обжаловано во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Решение подлежит обжалованию только в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Это приводит к тому, что у разных органов контроля в сфере закупок (разных территориальных подразделениях одного и того же органа) может складываться противоречивая практика по аналогичным делам.

Подробный порядок рассмотрения жалоб в сфере закупок (в федеральном органе контроля) прописан в Административном регламенте ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии но осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14).

Претензионная работа по контрактам

Под претензией понимаются письменно изложенные (что обеспечивает большую доказательственную силу) требования заказчика к исполнителю в случае обнаружения недостатков поставляемых товаров (услуг) либо ненадлежащего исполнения обязательств контракта. Претензионная работа проводится на досудебной стадии разбирательств и начинается со сбора доказательств неисполнения положений договора, которые и будут заявлены в претензии.

Данный документ составляется в случаях:

  • нарушений, связанных со сроками, объемами, ассортиментом поставок (услуг);
  • низкого качества выполняемых работ (предоставляемых услуг, поставляемых товаров);
  • указаний проверяющих органов на неисполнение части контракта;
  • иных нарушений договорных условий.

Ведение претензионной работы — обязательное условие для судебного урегулирования большинства гражданско-правовых споров в арбитражных судах (ч. 5 ст. 4 АПК РФ), т. е. иск к производству принимается только при условии соблюдения досудебного порядка устранения разногласий по договору. Это требование в полной мере распространяется и на споры, возникающие в ходе исполнения государственных контрактов.

Претензионная работа при исполнении контракта

Уже на следующий день после выявления факта неисполнения либо просрочки выполнения контракта заказчик вправе направить в адрес контрагента требование о том, чтобы тот либо устранил недостатки, либо перечислил деньги в счет уплаты неустойки.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Непосредственно в претензии указываются:

  • детальное описание сути и причин требований заказчика со ссылками на соответствующие условия контракта и нормативные акты;
  • максимальный срок устранения недостатков (ответа на претензию) с указанием права заказчика обратится в суд в случае нарушения этих сроков (обычно на ответ дается от 10 до 30 дней);
  • расчет пени либо указание суммы штрафа с обоснованным полным расчетом;
  • иные сведения, которые будут способствовать скорейшему понуждению контрагента к выполнению взятых им обязательств;
  • реквизиты заявителя и контрагента;
  • перечень документов, приложенных для подтверждения правомерности требований.

Требования выражаются в произвольной письменной форме, при этом не следует выражать их в сослагательном наклонении, ставя их исполнение в зависимость от каких-либо условий. Документ датируется и подписывается уполномоченным лицом. К нему прикладываются копии либо выписки из документов (реже — оригиналы). Копию контракта прикреплять не требуется, так как она уже есть у другой стороны.

Претензия вручается под расписку получателю либо посылается ему заказным письмом. Если по истечении срока ответа на претензию недобросовестный контрагент никак не реагирует, заявитель имеет право обратиться с иском в суд.

Претензионная работа при одностороннем расторжении контракта

Заключенный контракт стороны вправе расторгнуть по соглашению между собой или через суд. Кроме того, согласно ч. 9 ст. 95 закона № 44-ФЗ, заказчик может применить одностороннее расторжение контракта (точнее, отказаться от исполнения контракта, вследствие чего он будет считаться расторгнутым) при одновременном соблюдении 2 условий:

  1. Такая возможность обозначена непосредственно в контракте.
  2. Имеют место основания, наличие которых в силу норм ГК РФ допускает отказ одной из сторон от исполнения контракта (например, при неоднократной просрочке поставок, согласно ст. 523 ГК).

Если заказчик по предусмотренным выше основаниям отказывается от исполнения контракта либо его части, он в течение 3 рабочих дней:

  1. Размещает в единой информационной системе уведомление о принятии этого решения.
  2. Направляет контрагенту уведомление о своем решении. Желательно это делать заказным письмом с извещением о вручении, хотя другие способы связи, позволяющие зафиксировать факт передачи информации, также возможны.

По прошествии 10 дней с момента уведомления поставщика такой контракт считается расторгнутым. Однако заказчик обязан будет отменить одностороннее расторжение в том случае, если в течение срока уведомления поставщик устранил те недостатки по контракту, по которым была выставлена претензия.

Применение обеспечительных мер при неисполнении условий контракта

Обеспечением исполнения контракта признаются (ч. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ):

  • банковская гарантия;
  • внесенные на счет заказчика денежные средства.

В понятие «исполнение контракта» применительно к обеспечению входит в том числе применение мер ответственности, изменение и расторжение контракта. То есть обеспечение исполнения контракта — это действие, направленное на возмещение убытков при неисполнении либо ненадлежащем исполнении сторонами договорных условий.

ВАЖНО! Из суммы обеспечения заказчик может удержать только предусмотренную условиями контракта сумму штрафных санкций.

При неисполнении контракта либо ненадлежащей его реализации кредитор может потребовать от должника возмещения убытков (ст. 393.1 ГК РФ). Исходя из норм об обеспечении исполнения контракта, заказчик может покрыть убытки, связанные с его прекращением, по условиям ст. 393.1 ГК РФ.

Как видите, претензионная работа по закону № 44-ФЗ охватывает широкий спектр ситуаций. При этом в большинстве случаев к такой работе применяются общие принципы, предусмотренные гражданским законодательством, хотя есть и некоторые исключения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *