Построить свой собственный дом можно отнюдь не на всякой земле, а на специально предназначенной для этих целей.

По своему виду использования земли поделены на семь категорий: промышленного, оборонного, сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда, земли населенных пунктов, особо охраняемых территорий.

Для строительства индивидуального жилого дома (ИЖД) и садового жилого домика могут использоваться земли двух разных категорий:

  • возведение ИЖД возможно исключительно на землях населенных пунктов (ЗНП);
  • строительство садовых домов, хозяйственных строений разрешено, помимо ЗНП, также на землях сельскохозяйственного значения.

Земли ЗНП используются не только для строительство домов для населения. На них возводятся также промышленные, деловые, оборонные, инженерные, рекреационные и иные объекты (рекреационный — значит связанный со здоровьем, отдыхом, занятиями туризмом и спортом). Разберемся в правовом статусе земель для поселений, а также с тем, чем чреват для собственников и пользователей участка перевод земли из одной категории в другую.

Земли населенных пунктов: понятие, границы, состав

Что такое населенный пункт и поселение

Под населенным пунктом (НП) понимается поселение людей в границах одного, обозначенного на картах, генеральных, планировочных, кадастровых и иных планах, земельного участка.

Населенным пунктом является город, ПГТ (поселок городского типа), село, станица, хутор и т. д. Параллельно с «населенным пунктом» применяется и термин «поселение»: он аналогичен первому, но более широк, так как поселением может быть совокупность нескольких населенных пунктов.

Для справки: немного о территориальном устройстве РФ

  • Несколько НП могут образовать разновидность муниципального образования (МО) — городской округ, особенностью которого является сосредоточение небольших НП вокруг крупного города.
  • Округа, республики, края, области, города фед. значения образуют субъект РФ — самую крупную территориальную единицу.
  • В свою очередь крупные города и муниципальные образования могут делиться на более мелкие единицы — районы.
  • В состав муниципальных районов входят города, села и межселенная территория.
  • Города федерального значения (их всего три) имеют свои МО (муниципальный, городской округа/город и поселки — Москва, Санкт-Петербург; МО и город — Севастополь).

Что такое земли населенных пунктов

Земли населенных пунктов (ЗНП) — это территория, предназначенная для строительства объектов в черте одного или нескольких НП и развития их инфраструктуры (ст. 83 ЗК РФ). Поэтому-то и строятся в ЗНП, не только жилые, а и прочие объекты, без которых жизнь населения была бы затруднительна.

Границы населенных пунктов и поселений сложились исторически, но они непрерывно меняются, так как одни НП растут и расширяют свои пределы, другие наоборот уменьшаются и исчезают вовсе.

Основной принцип определения границ НП — они не должны пересекать другие границы НП и МО (муниципальных образований), а также пределы земельных участков физических и юридических лиц. Недопустимо и наложение границ одного населенного пункта на другой и на земельные участки.

Правовой порядок изменения границ населенного пункта

Земельный кодекс в ст. 84 определяет правила изменения границ НП:

Граница населенного пункта считается измененной, если утверждены либо изменены:

  • границы поселения или округа в пределах МО на генеральном плане;
  • границы сельского НП, расположенного между поселения на территориальном плане района МО;
  • границы городов фед. значения (Москвы, С-Петербурга, Севастополя) — по решению Совета Федерации Фед. собрания РФ.

Изменение границ может привести к включению земельных участков, которые ранее находились в землях сельхозназначения и иных категорий, в ЗНП. Это не прекращает права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов ЗУ. Также не изменяются права вышеуказанных субъектов при выхождении земельного участка из границ населенного пункта.

Как делятся на зоны земли населенных пунктов

Застройка населенных пунктов ведется не стихийно: разные объекты занимают свою территориальную нишу. Назначение каждого объекта регламентируется регламентом градостроительного кодекса в пределах своей зоны. Всего, согласно ст. 85 ЗК РФ, выделяется девять видов зон НП:

  • жилая, предназначенная для строительства:
    • жилых зданий (индивидуальных жилых домов, смешанных малоэтажных или среднеэтажных жилых построек, МКД);
    • объектов социально-бытовой инфраструктуры, культуры, здравоохранения и пр.
  • общественно-деловая — для стр-ва:
    • административных зданий (государственных учреждений, судов);
    • образовательных заведений (школ, садов, вузов, училищ);
    • социальных объектов (больниц, интернатов, домов престарелых);
    • прочих объектов, предназначенных для общественной пользы;
  • производственная — на ней разрешено строить предприятия, в т. ч. и ЖКХ, а также складские помещения;
  • инженерно-транспортная — для возведения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры (воздушный, водный, железнодорожный транспорт, магистральные трубопроводы, объекты связи, инженерные коммуникации и т. д.);
  • сельскохозяйственная — пашни, многолетние насаждения, здания и сооружения для сельскохозяйственного производства;
  • рекреационная (зона отдыха) — здесь разрешено:
    • разбивать парки, сады, скверы;
    • создавать озера, водохранилища, объекты береговой зоны;
    • строить здравницы, санатории, турбазы и другие объекты для отдыха и укрепления здоровья населения;
  • зона для военных объектов (воинских частей, полигонов, складов и пр.);
  • особо охраняемые зоны (особо охраняемые природные территории — ООПТ, территории исторического и культурного наследия и пр.);
  • иные территориальные зоны.

Правила зонирования земель населенных пунктов

В пределах каждой территориальной зоны действует свои градостроительные требования:

  • земельные участки и объекты используются в соответствии с разрешенными видами использования;
  • размеры и другие параметры устанавливаются регламентом градостроения;
  • строительство/реконструкция объектов также проводится по градостроительным нормам;
  • учитывается географическое положение участка, его история, культурная или историческая ценность;
  • принимается во внимание не только объекты, находящиеся на поверхности земли в границах участка, но и все, что расположено под и над поверхностью (например, подземные туннели, артезианские скважины, надземные и подземные сооружения);
  • разрешается сочетание нескольких зон и соответственно нескольких видов использования ЗУ, например, для возведения жилых домов, предприятий, рекреационных объектов и пр.

Трудно правда представить, как рядом будут мирно сосуществовать санаторий и завод по производству шин. Поэтому в территориальных комбинированных зонах должны устанавливаться свои правила, исключающие противоречия между видами использования объектов.

При несоблюдении требований ЗК РФ, ГрК РФ, других законов и нормативных правил объект признается не соответствующим градостроительному регламенту. В этом случае указывают срок устранения несоответствий, либо оставляют все как есть (п. 5 ст. 85 ЗК допускает такую возможность):

Возможно бессрочное использования ЗУ и объектов, не соответствующих регламенту, если это не угрожает жизни и здоровью людей, экологии, памятникам историко-культурного наследия. В противном случае использование данных объектов запрещается.

Приватизация ЗУ общего пользования (дорог, проездов, скверов, пляжей, набережных) в землях населенных пунктов запрещена.

Чем отличаются земли сельхозназначения от сельскохозяйственных зон

Сельскохозяйственные зоны и одна из категорий земель — земли сельхозназначения — это созвучные, но разные понятия: с/х зоны находятся в пределах поселений, с/х земли — за пределами населенных пунктов.

Земли сельхозназначения реже меняют свой статус, и могут входить в фонд развития сельского хозяйства. Льготные условия (небольшой налог, выделение в срочное безвозмездное пользование) поощряет с/х деятельность граждан и юридических лиц в ведении личных подсобных и фермерских хозяйств.

Сельскохозяйственная зона складывается исторически и является чаще всего результатом роста населенного пункта: поля, зеленые насаждения существовали давно, а границы городских застроек с течением времени вплотную к ним приблизились и даже перешагнули их. Но достаточно властям разрешить вырубку деревьев, строительство домов на старом заброшенном поле — и зона автоматически меняет свое назначение.

Перевод земли из категории ЗНП в другую и обратный перевод

Причиной перевода земли и ЗУ из ЗНП в другие категории и обратного перевода (из других категорий в ЗНП) могут быть:

  • изменение границ населенного пункта;
  • включение ЗУ в состав земель поселений;
  • исключение участка из состава ЗНП.

Кадастровые номера земельных участков направляются:

  • в федеральные исполнительные органы, полномочия которых — вести кадастровый учет и проводить регистрацию земельных участков в ЕГРН;
  • территориальные органы ЕГРН, для внесения изменений, согласно ст. 5 федерального закона № 173 — ФЗ.

Новые сведения в государственный реестр вносятся в соответствии с ФЗ № 218 «О регистрации недвижимости».

Перевод земельного участка в иную категорию подтверждается внесением новых сведений о нем в ЕГРН.

Важно: Собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков после изменения категории земель, в состав которых они входят, менять правоустанавливающие документы не нужно.

Заключение

В заключении подведем краткие итоги вышесказанному:

  • Земли населенных пунктов многофункциональны, так как должны обеспечивать возможность проживания людей в городах и селах: наличие жилого помещения, бытовые условия, работу, охрану здоровья, общественные и социальные контакты, культурный досуг, отдых, безопасность и другие факторы. Это приводит к делению земель поселений на различные зоны, со своим видом разрешенного использования земельных участков, строительства и использования объектов на них, что нужно учитывать при выборе участка под ИЖС.
  • Но такое деление гибкое: оно может сочетать комбинацию нескольких зон и меняется со временем.
  • Изменение границ поселений может привести к переводу земельного участка из одной категории в другую, но при этом правовой статус правообладателей земельного участка остается неизменным.

Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39
(ред. от 11.01.2011)
Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 февраля 2007 г. N 39

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ

ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744; N 52, ст. 5587), приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Министр

Г.О.ГРЕФ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ

ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

I. Общие положения

1.1. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16, ст. 1709; 2006, N 16, ст. 1744; N 52, ст. 5587).

1.2. Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:

1.2.1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.

1.2.2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

1.2.3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.

1.2.4. Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.

1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

1.2.6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.

1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

1.2.8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.

1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

1.2.10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.

1.2.11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.

1.2.12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.

1.2.13. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

1.2.14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.

1.2.15. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

1.2.16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.

1.2.17. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

1.3. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

1.4. Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, осуществляется в следующем порядке:

1.4.1. Формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов.

1.4.2. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

II. Порядок определения кадастровой стоимости

земельных участков в составе земель населенных пунктов

2.1. Формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов.

2.1.1. Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.

2.1.2. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

2.2. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 — 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний.

2.2.1. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 — 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

— определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

— сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

— группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

— сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

— построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;

— расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

2.2.2. Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.

В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов стоимости обосновывается.

2.2.3. Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию.

При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников:

— государственный земельный кадастр;

— государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;

— фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.

Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.

2.2.4. На основании анализа информации о рынке земельных участков в составе земель населенных пунктов, состава факторов стоимости и сведений о значениях факторов стоимости для каждого вида разрешенного использования земель может проводиться группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Для проведения группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется перечень факторов стоимости, на основе которых будет проведена группировка, а также значения и (или) диапазон значений данных показателей для отнесения земельных участков в составе земель населенных пунктов к соответствующей группе. Выбор показателей и их значений и (или) диапазона значений должен быть обоснован.

В случае, если группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках какого-либо вида разрешенного использования земель не проводится, все земельные участки данного вида разрешенного использования земель рассматриваются как одна группа.

Земельные участки каждой группы не должны пересекаться (земельный участок должен быть отнесен только к одной группе), должны быть однородными с точки зрения значений и (или) диапазонов значений факторов стоимости и полностью покрывать данный вид разрешенного использования земель (земельный участок должен быть отнесен к какой-либо группе).

2.2.5. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются:

— цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека);

— цены предложения (купля-продажа, аренда);

— цены спроса (купля-продажа, аренда);

— информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке;

— коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости;

— иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены:

— официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления;

— средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости;

— отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

2.2.6. Для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели.

Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.

Построенная статистическая модель расчета кадастровой стоимости должна удовлетворять допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида.

Анализ качества построенных моделей проводится на обучающей и контрольной выборках.

Под обучающей выборкой понимается рыночная информация, на основе которой строятся модели расчета. Под контрольной выборкой понимается рыночная информация, на основе которой проверяется качество построенных моделей расчета, не включающая информацию обучающей выборки.

Количество земельных участков в составе земель населенных пунктов в контрольной выборке и значения факторов их стоимости должны быть достаточными для формирования обоснованного суждения о качестве построенной статистической модели для всей генеральной совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Анализ качества статистической модели проводится с использованием статистических показателей, характеризующих качество статистических моделей данного вида.

Модель считается пригодной для последующего расчета кадастровой стоимости земельных участков, если параметры качества модели находятся в допустимых пределах и близки по значению на обучающей и контрольной выборках.

Из всех полученных моделей для каждой группы выбирается статистически значимая модель, обладающая наилучшим качеством. Построенная модель расчета должна отвечать требованиям предметной интерпретации (объяснимости), а также удовлетворять допустимым уровням показателей качества статистических моделей данного вида.

В случае невозможности построения статистически значимой модели, обладающей приемлемыми параметрами качества, необходимо осуществить сбор дополнительной рыночной информации, и (или) провести дополнительную оценку рыночной стоимости земельных участков, и (или) провести перегруппировку земельных участков в составе земель населенных пунктов.

2.2.7. Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:

— определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

— определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.

2.3. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.11 — 1.2.12 настоящих Методических указаний.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.11 — 1.2.12 настоящих Методических указаний, определяется путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных земельных участков определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

2.4. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.13 — 1.2.15 настоящих Методических указаний.

2.4.1. Кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.13 настоящих Методических указаний, определяется путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 настоящих Методических указаний, на площадь земельных участков.

2.4.2. Кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.14 настоящих Методических указаний, устанавливается равной произведению среднего для субъекта Российской Федерации (для г. г. Москвы и Санкт-Петербурга — Московской и Ленинградской областей соответственно) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда на площадь земельных участков.

2.4.3. Кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.15 настоящих Методических указаний, устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах того же муниципального района на площадь земельных участков. В случае, если населенный пункт граничит с несколькими муниципальными районами, то кадастровая стоимость земельных участков в составе вида разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.15 настоящих Методических указаний, устанавливается равной произведению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в пределах территорий граничащих муниципальных районов на площадь земельных участков.

2.5. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 настоящих Методических указаний.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 настоящих Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

2.6. Особенности расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населенных пунктов.

2.6.1. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населенных пунктов допускается осуществлять на основании следующих положений.

2.6.2. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населенных пунктов вида разрешенного использования земель, указанного в подпункте 1.2.2 настоящих Методических указаний, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным в подпунктах 2.2.1 — 2.2.7 настоящих Методических указаний.

Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населенных пунктов видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.14 и 1.2.15 настоящих Методических указаний, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным соответственно подпунктами 2.4.2 и 2.4.3 настоящих Методических указаний.

2.6.3. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе сельских населенных пунктов видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.11 — 1.2.12 настоящих Методических указаний, осуществляется в соответствии с п. 2.3 настоящих Методических указаний.

2.6.4. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе сельских населенных пунктов видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1, 1.2.3 — 1.2.10, 1.2.13, 1.2.17 настоящих Методических указаний, предполагает следующую последовательность действий:

— определение соотношений между средним (медианным) значением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1, 1.2.3 — 1.2.10, 1.2.13, 1.2.17 Методических указаний, в составе земель населенных пунктов с численностью от 20 до 50 тысяч жителей для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия — для субъекта Российской Федерации) и средним (медианным) значением удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, указанных в подпункте 1.2.2 настоящих Методических указаний, в составе населенных пунктов с численностью от 20 до 50 тысяч жителей в муниципальном районе (городском округе) (в случае отсутствия — в субъекте Российской Федерации);

— определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1, 1.2.3 — 1.2.10, 1.2.13, 1.2.17 настоящих Методических указаний, в составе сельских населенных пунктов путем умножения средних (медианных) значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, указанных в подпункте 1.2.2 настоящих Методических указаний, в составе сельских населенных пунктов на значения соответствующих соотношений;

— расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе сельских населенных пунктов видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1, 1.2.3 — 1.2.10, 1.2.13, 1.2.17 настоящих Методических указаний, путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.

2.6.5. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе сельских населенных пунктов видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 настоящих Методических указаний, осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических указаний.

2.7. Особенности расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования.

2.7.1. Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 — 2.6 настоящих Методических указаний.

По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.

Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Методических указаний.

В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (ред. от 11.01.2011) Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов

<Письмо> ФНС России от 21.12.2016 N БС-4-21/24530@ «О направлении позиций высших судов по вопросам администрирования налогов на имущество организаций за 9 месяцев 2016 года»

Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается правомерность включения здания в Перечень на 2015 год. Здание размещено на земельном участке с видом разрешенного использования «участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида», что соответствует пунктам 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития N 39.

Приказ Минэкономразвития России от 28.06.2013 N 371 (ред. от 19.05.2014) Об утверждении перечня экзаменационных вопросов для проведения единого квалификационного экзамена

354. Вопрос: Кадастровая стоимость каких земельных участков определяется путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 <1>?

Разъяснение Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Разъяснения Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости»

Пунктом 2.7 действующей редакции Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее — Методические указания), установлены особенности расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков с несколькими видами разрешенного использования устанавливается на основе того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.

Приказ Минэкономразвития РФ от 10.05.2007 N 150 «О неприменении Приказа Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/337 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель поселений»

В связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 мая 2007 г., рег. N 9370) приказываю:

Разъяснение Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 «Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости»

Возможно ли пересчитать кадастровую стоимость земельного участка согласно положениям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее — Методические указания) в случае, если земельный участок согласно действующей редакции Методических указаний следует относить в группу видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренную пунктом 1.2.17 Методических указаний, в то время как при проведении последнего тура работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, осуществленных согласно ранее действующей редакции Методических указаний, указанный земельный участок отнесен к группе видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренной пунктом 1.2.7 Методических указаний?

<Письмо> ФНС РФ от 27.06.2011 N ЗН-4-11/10181@ «О земельном налоге» (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50)

Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее — Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 — 2.6 Методических указаний.

<Письмо> ФНС России от 03.08.2012 N ПА-4-11/12979@ «О земельном налоге» (вместе с <Письмом> Минфина России от 25.07.2012 N 03-05-04-02/69)

Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39, в случае, если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (ред. от 14.08.2008) «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»

В целях разъяснения положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 мая 2007 г., рег. N 9370), приказываю:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *