Лесной фонд

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Лесной фонд — природно-хозяйственный объект федеральной собственности, лесных отношений, управления, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством. К лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, населённых пунктов, водного фонда и иных категорий. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков (ст. 23 Лесного кодекса РФ).

Земли лесного фонда — одна из категорий земель Российской Федерации. Включает в себя лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Какие участки относятся к лесному фонду?

К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.

Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:

  • берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
  • полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
  • леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
  • природные памятники, национальные парки и заповедники;
  • леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
  • наиболее ценные лесные массивы.

Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.

Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.

Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

31. Понятие лесного фонда, его состав.

Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). 32.Деление лесов на группы.

Статья 10. Подразделение лесов по целевому назначению

1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Статья 108. Эксплуатационные леса

1. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3статьи 12 настоящего Кодекса.

2. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов.

3. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

Статья 109. Резервные леса

1. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. На лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры пожарной безопасности, указанные в части 1 статьи 53 настоящего Кодекса, и тушение лесных пожаров.

3. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубоклесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитнымлесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

4. Отнесение лесов к резервным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие

категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: леса, расположенные

в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования,

автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и

третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса: государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных

объектов; нерестоохранные полосылесов.

В защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных

объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения дикихживотных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов установлен особо строгий режим лесопользования. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями

Лесной фонд регулируется кодексами РФ: земельным и лесным. В данной статье подробно рассматриваются возможности людей, владеющих землями лесного фонда, определение данного понятия, получение и использование земель.

Лесные земли располагаются на значительной территории России и находятся обычно в собственности государства и районной администрации, а также могут арендоваться, что указано в Земельном Кодексе РФ. Площадь лесного фонда составляет больше, чем 800 млн га, что занимает около половины площади страны.

Итак, в земли лесного фонда входят леса, вырубки, прогалины и участки, на которых планируется разведение молодых деревьев и предназначение которых заключается в ведении лесного хозяйства.

К землям лесного фонда относятся:

  • земли с растительностью, помимо земель города и оборонных земель
  • участки без леса, но на которых в дальнейшем планируется возведение леса
  • дороги, расположенные поблизости с лесом

Базовые направления политики лесного хозяйства определяет и назначает Федеральное руководство. Также в его обязанности включается ведение кадастра земель по всей России и принятие решения в изменении категорий земель леса.

В городах и других федеральных субъектах часто проводятся аукционы, распределение лесных участков, расчет платежных ставок и т.д.

Категории земель

ВНИМАНИЕ! Лесной фонд подразделяется на лесные и нелесные земли. Распределение по категориям производится государственными органами.

Лесными участками фонда считаются участки:

  • с вырубками, т.е. с расположением на площади леса пней;
  • с культурами леса и молодым лесом, в котором еще не осуществилось соединение крон деревьев;
  • с гарью и погибшими деревьями в результате горения и воздействия вредителей;
  • с прогалинами, без насаждений;
  • с площадью менее половины гектара;
  • с рединами — насаждениями от 3-его возрастного класса и диаметром до 0,3 м, имеющих обособленное месторасположение.

Любые леса, расположившиеся на территории РФ, принадлежат фонду. Исключения включают в себя леса, произрастающие в городах и других населенных пунктах, а также земли, которые эксплуатируются вооруженными силами, т.е. являются землями обороны. Такие земли, как правило, имеют на картах определенные обозначения, т.к. являются государственной собственностью.

Данное различие по категориям определяется тем, что в составе фондов леса находятся земли, целевое значение которых дифференцировано: для выращивания лесов, их использования и восстановления.

К нелесным территориям относятся земли, незанятые лесами и не пригодных для их выращивания. Их использование заключается в другом — осуществление лесохозяйственных нужд. Отношение нелесных земель к лесному фонду косвенное, в отличие от прямого отношения лесных. В большинстве случаев используются для прокладывания дорог и просек.

Для соответствия положения действительности дел документам, актам и инструкциям устанавливается правовое признание лесных участков, т.е. проводится определенный порядок аттестации, при котором земли фонда переводятся в земли, покрытые растительностью леса, а также наоборот.

Использование

Осуществляет распоряжение землями фонда, как говорилось ранее, государство. Но бывают случаи, когда земельный участок леса переходит в раздел участка в аренду, пользование на платной или бесплатной основе.

Для этого заключается специальный договор, а пользователь земли получает следующие обязанности: уход за почвой (рекультивация, правильное использование, препятствие ее истощению), охрана и увеличение функциональности леса в плане защиты и воспроизведения среды леса, развитие экономики при условии повышенной экологии, охрана фауны и флоры леса.

Только при рациональном эксплуатировании лесных ресурсов и норм их пользования лес сохранит свои первичные характеристики, а возможно увеличит их. Направление этих действий заключается в воспроизведении и защите лесных земель. Но помимо обязанностей, при заключении договора в использовании леса также появляются и права.

Лесопользователь может: вырубать деревья, заниматься охотой, сбором растений, грибов и ягод, сенокосом, пчеловодством, скотоводством, растениеводством, организовывать различные туристические, спортивные и оздоровительные мероприятия и исследования в плане науки, возводить здания при получении разрешения на данную деятельность, если это будет способствовать развитию лесного промысла.

ВНИМАНИЕ! ЛК (Лесной Кодекс) объединяет земли, воды, атмосферу, растительный мир и фауну в одну группу, образующую единые организм — систему леса.

Оформление

Получить участок леса в свою собственность можно только изменив его категорию, чтобы вывести земельный участок из состава лесного фонда. Данные вопросы разрешаются в Департаменте лесного хозяйства, находящемся в любом населенном пункте.

Для рассмотрения изменении категории следует собрать необходимый перечень документов, которой в дальнейшем будет рассматриваться в три стадии: муниципальный этап, этап субъекта РФ, этап Федерации.

Если будут предъявленные все документы или информация в них будет не удовлетворять определенные органы, то они направляются на корректирующий процесс. Производиться это может неоднократно, поэтому оформление участка в собственность — довольно долгосрочный процесс, способный занимать многие годы.

Арендовать землю можно на срок 10-49 лет. Также можно приобрести земли, у которых не был постановления на учет кадастра. В большинстве случаев целью использования лесного участка является потребление и увеличению его ресурсных характеристик во всех сферах.

В обязанности арендатора входят: вовремя произведенная плата за аренду, улучшение производственных характеристик земель ввиду правильного экологического использования леса, рекультивация почв.

Наиболее выгодным видом использования участков заслуженно является долгосрочная аренда с выполнением лесохозяйственной деятельности для получения дохода от лесного предприятия. К субъектам, которые могу получить бесплатное пользование лесной земли, относятся:

  • граждане, планирующие определенный вид деятельности на данной территории;
  • служители церкви;
  • представители народов севера;
  • юридические лица, деятельность которых находится в сферах обороны и защиты леса.

Срок получения леса безвозмездно определяется государственным законодательством. Земли лесного фонда не предоставляются субъектам, осуществляющим дачные вопросы для хозяйственного развития личного жилищного строительства.

ВАЖНО! Договор на бессрочное пользование оформляется на основании того, что потенциальный арендатор стал победителем торгов, проведенных государством.

Объекты хозяйства лесного фонда подробно описаны в справочнике базовых цен на дальнейшие работы и строительство, который действителен и в настоящее время. Роль справочника в том, чтобы помочь потенциальному арендатору или покупателю определиться с базовой стоимостью участка с дальнейшей проектировкой строительства объектов лесного хозяйства и проведения лесхозных мероприятий.

» «

Предоставление в аренду земельных участков лесного фонда: проблемы реализации

Лесным участком (участком лесного фонда) является участок земли, относящийся к землям лесного фонда. Также лесным может являться участок, на котором имеются лесные насаждения, если он расположен на землях обороны и безопасности, на землях поселений или землях особо охраняемых природных территорий.

Фактически к землям лесного фонда зачастую отнесены земельные участки, на которых не имеется лесных насаждений и которые используются в иных целях: как территории пляжей, баз отдыха, спортивных площадок, дворовых территорий, построек хозяйственного и иного назначения.

Основная часть участков лесного фонда находится в составе земель лесного фонда, исключительные собственники которого — Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Соответственно, выкуп таких участков в собственность физических или юридических лиц невозможен. Земельные участки в составе земель иных категорий могут являться муниципальными.

В настоящее время распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (см. ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

По закону любые физические или юридические лица вправе выбрать земельный участок и подать заявку на приобретение права пользования. Согласно п. 1 ст. 71 Лесного кодекса РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам — в аренду, безвозмездное срочное пользование. Государственным и муниципальным образованиям участки могут принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован гл. 8 Лесного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 2007 г., Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ (с изм. от 24 июля 2007 г.). Содержание статей гл. 8 Лесного кодекса РФ в основном заимствовано из Земельного кодекса РФ (см. ст. ст. 38 и 38.1).

Кроме того, было издано Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808, утвердившее Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Однако этого оказалось недостаточно для создания действенного правового механизма, позволяющего приобрести в аренду земельный участок.

Пример. Воскресенским районным судом Саратовской области по иску прокурора областной природоохранной прокуратуры вынесено решение, вступившее в законную силу 1 декабря 2006 г. Указанным решением обществу с ограниченной ответственностью «X» предписано узаконить свое право на самовольную постройку, расположенную на земельном участке лесного фонда, или произвести ее снос. При этом самовольная постройка хозяйственного назначения фактически находится на территории базы отдыха и возведена в рекреационных целях (используется как дачный домик).

Заявка на приобретение права на заключение договора аренды указанного в судебном решении лесного участка, находящегося в государственной собственности, была подана ООО «X» в январе 2007 г. в Министерство лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области. Однако дальше этого дело не пошло.

Исполнить решение суда оказалось не по силам: за весь 2007 г. и вплоть до настоящего времени по всей Саратовской области не было предоставлено в аренду ни одного земельного участка из земель лесного фонда.

До 1 января 2007 г. земельные участки из земель лесного фонда предоставлялись на основании конкурса. Новый механизм проведения аукционов на право аренды лесной земли запущен фактически с нуля. Этот механизм прост: в уполномоченный орган власти подается заявка с указанием выбранного земельного участка, заявка рассматривается специально созванной комиссией, и по итогам рассмотрения принимается решение о выставлении заявленного земельного участка на аукцион. Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе.

Документация об аукционе, наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

сведения, касающиеся лесного участка или подлежащих заготовке лесных ресурсов;

кадастровый план лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;

сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона (шаге аукциона). Шаг аукциона устанавливается в размере, не превышающем 5% от начальной цены предмета аукциона;

сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;

сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка;

проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений (п. 6 ст. 79 ЛК РФ).

Организатором конкурса публикуется извещение о проведении аукциона в средствах массовой информации и принимаются заявки от других лиц, заинтересованных в приобретении права на земельный участок.

Вместе с заявкой заинтересованными лицами представляются следующие документы:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуального предпринимателя или нотариально заверенная копия соответствующей выписки;

документ, подтверждающий факт внесения задатка (платежное поручение). Представление данных документов является обязательным; неполное представление документов или их оформление в неустановленном порядке является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

На аукционе из двух и более заявителей выбирается наиболее достойный, т.е. тот, кто предложил большую цену за приобретенное право аренды на земельный участок.

Основаниями для отказа в допуске заявителя к участию в аукционе являются:

представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;

представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;

осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедуры банкротства;

нахождение заявителя — юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Аукционы проводятся путем повышения начальной цены предмета аукциона. Аукцион считается состоявшимся только в случае, если в нем участвуют два и более заявителя. Информация о результатах аукциона подлежит опубликованию организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодическом печатном издании, в котором было опубликовано извещение о проведении аукциона, и размещению на официальном сайте в сети Интернет.

Примечательно, что с целью обеспечения большей объективности проведения аукционов лесных участков введена норма, обязывающая организатора аукциона осуществлять аудиозапись аукциона. Кроме того, эта норма предоставляет любому присутствующему на аукционе лицу право осуществлять аудио- и видеозапись аукциона. Данное правило не содержится даже в земельном законодательстве <1>.

<1> Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007.

С выигравшим участником аукциона заключается договор аренды лесного участка. Заключенный посредством этого аукциона договор аренды имеет особенность — он предусматривает начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока договора аренды.

Однако на практике даже такая простая схема проведения аукционов не может быть реализована. Успешно идет работа по предоставлению лесных участков в Пензенской и Нижегородской областях, в Карелии и Башкирии, Приморском крае. Но во многих субъектах Российской Федерации дальше подачи заинтересованным лицом заявки на приобретение права на землю на практике дело не идет, в частности в Саратовской области. В чем же причины?

Основная причина состоит в том, что не проведен государственный учет земельных участков лесного фонда, не изготовлены лесохозяйственные регламенты. Без такого учета лесные участки в аренду предоставляться не могут.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда представляет собой действия органов государственной власти по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с определенными характеристиками. Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 318.

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, о защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках, который содержит три раздела: раздел «Леса и лесные ресурсы», раздел «Использование лесов» и раздел «Охрана, защита и воспроизводство лесов».

Реестр ведется в электронной форме и на бумажных носителях.

Для учета уполномоченному органу необходимо иметь планы (карты) лесных участков, содержащие сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков соответственно в графической и текстовой формах, включающие следующие сведения:

наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;

площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них покрытых лесом и не покрытых лесом, и нелесных земель);

вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;

таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса, возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);

целевое назначение лесов (категории защитных лесов);

картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10 000, либо плана лесных насаждений М 1:25 000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100 000 (п. 6 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утв. Приказом МПР России от 28 ноября 2007 г. N 310).

Землеустроительная документация изготавливается на договорной основе. Заказчиком указанной землеустроительной документации вправе выступать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а исполнителем может быть уполномоченное на то лицо, имеющее лицензию на проведение землеустроительных работ (кадастровые инженеры федеральных государственных унитарных предприятий). Изготовленные планы заверяются органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, т.е. Рослесхозом и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации.

Сложность заключается в том, что государственный учет реализуется с трудом из-за недостатка финансирования процедуры мероприятий по землеустройству. Тогда как средствами частных инвесторов, в том числе за счет средств лиц, заинтересованных в приобретении права аренды на конкретный земельный участок, процедура его землеустройства оплачена быть не может. Законом это не предусмотрено. Поэтому потенциальным приобретателям лесной земли, даже тем, кто готов нести соответствующие расходы за свой счет, остается только ждать.

Дело в том, что, не имея установленных Лесным кодексом РФ сведений о каждом конкретном земельном участке, органы исполнительной власти не могут даже изготовить проект договора аренды на лесной участок, наличие которого является обязательным для организации аукциона (п. 6 ст. 79 ЛК РФ), в частности не могут четко указать предмет договора со всеми существенными характеристиками лесных участков, обязанности арендатора, в том числе по проведению необходимых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, и т.п.

Процедура государственного учета действует до 1 января 2010 г. После 1 января 2010 г. проводится государственный кадастровый учет лесных участков (см. ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ). Сегодня принципиальное отличие государственного учета и государственного кадастрового учета малопонятно обычным пользователям земли.

Предполагается, что это будет обновленная информационная база, включающая кадастровые характеристики земельных участков, при проектировании и установлении границ которых будут учтены все требования нового Лесного кодекса РФ, в том числе следующие:

при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади;

целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии с лесохозяйственным регламентом и государственным лесным реестром (например, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов и т.п.);

проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Принципиальным новшеством для будущих арендаторов земельных участков станет то, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда теперь не вправе:

сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;

передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);

отдавать арендные права в залог;

вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ).

Указанные условия обязательно найдут свое место в договоре аренды.

Остается надеяться, что к 2010 г. федеральные органы власти обратят внимание на проблемы практической реализации вновь принятых правовых норм или обеспечат финансирование законодательно установленных мероприятий, потому как органы власти на местах зачастую не могут реализовать новый механизм предоставления лесной земли.

О.В.Кузнецова

Практикующий юрист

юридической фирмы

в составе производственно-торгового

холдинга


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *