«Земельный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993)

Документ утратил силу или отменен

  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР
  • РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Глава I. Основные положения ст. 1 — 14
  • Глава II. Компетенция РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, и Союза ССР в области регулирования земельных отношений ст. 15 — 17
  • Глава III. Компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений ст. 18 — 22
  • Глава IV. Изъятие, предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду ст. 23 — 27
  • Глава V. Порядок изъятия и предоставления земельных участков ст. 28 — 38
  • Глава VI. Прекращение прав на землю ст. 39 — 44
  • Глава VII. Использование земельных участков для изыскательских работ ст. 45 — 46
  • Глава VIII. Земельный налог, арендная плата за землю, плата за приобретение земли в собственность ст. 47 — 51
  • РАЗДЕЛ II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ. ЗАЩИТА И ГАРАНТИЯ ИХ ПРАВ ст. 52 — 55
  • РАЗДЕЛ III. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава IX. Основные положения ст. 56 — 57
  • Глава X. Земли граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство ст. 58 — 63
  • Глава XI. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота ст. 64 — 68
  • Глава XII. Земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций ст. 69
  • РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
  • Глава XIII. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов ст. 70 — 79
  • Глава XIV. Земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности ст. 80 — 82
  • РАЗДЕЛ V. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ст. 83 — 88
  • РАЗДЕЛ VI. ЗЕМЛИ ПРИРОДООХРАННОГО, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ст. 89 — 93
  • РАЗДЕЛ VII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА ст. 94 — 96
  • РАЗДЕЛ VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, АРЕНДАТОРАМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ст. 97 — 99
  • РАЗДЕЛ IX. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ст. 100 — 106
  • РАЗДЕЛ X. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ ст. 107 — 109
  • РАЗДЕЛ XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР ст. 110 — 111
  • РАЗДЕЛ XII. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ст. 112 — 114
  • РАЗДЕЛ XIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ ст. 115 — 123
  • РАЗДЕЛ XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ст. 124 — 126
  • РАЗДЕЛ XV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ст. 127

Открыть полный текст документа

«Земельный кодекс РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1)
(ред. от 24.12.1993)

Постановление Правительства РФ от 26.02.1992 N 119 (ред. от 22.10.2014) «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с Земельным кодексом РСФСР»

В связи с Земельным кодексом РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., N 22, ст. 768) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу решения Правительства РСФСР согласно прилагаемому перечню.

Приказ МЧС РФ N 528, Минтранса РФ N 143 от 02.10.2007 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений» (вместе с «Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС»)

8. Земельный кодекс РСФСР, 1991 г.

9. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Утверждены положением Правительства РФ от 27.11.1995, N 1176.

Постановление Госстроя РФ от 03.06.1999 N 43 «О принятии руководящего документа системы нормативных документов в строительстве «Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях» (вместе с «Инструкцией…» N РДС 30-202-99)

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.;

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909);

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ;

Приказ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Земельный кодекс РСФСР;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Водный кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

«Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов» (утв. Минстроем России, Протокол от 17.02.1995 N 5)

Земельный кодекс РСФСР, утвержденный 25 апреля 1991 г.

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.

Закон РСФСР «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г.

Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2000 N 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

1. В запросе Волгоградской областной Думы оспаривается конституционность пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», признающего недействующим ряд статей Земельного кодекса РСФСР, принятого 25 апреля 1991 года, и абзаца второго пункта 3 того же Указа, исключающего из текста Земельного кодекса РСФСР слова «пожизненное наследуемое владение».

Приказ Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 (ред. от 03.04.2001, с изм. от 06.08.2001) «О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра»

3. КНИ разработан в соответствии с «Федеральной целевой программой создания автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра» с учетом требований законодательства Российской Федерации: Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу недвижимого имущества и порядка ведения государственного земельного кадастра.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций»

Несколько слов о земельном вопросе. Его решение сильно затянулось. Выходом из тупиковой ситуации может стать отказ от попыток вместить в Земельный кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений. Главное сегодня — не мешать развитию рынка земли там, где он уже есть. Закрепить в Кодексе самые современные представления о формах и методах регулирования земельных отношений. И признать, что земли несельскохозяйственного назначения уже сейчас не подлежат ограничению в гражданском обороте.

Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 (ред. от 03.08.1998) «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»

9. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.

С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

Приказ Госстроя РФ от 02.03.1994 N 17-14 (ред. от 06.12.1994) Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России

6. За нарушения земельного законодательства юридические лица, граждане и должностные лица, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы», подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

Указ Президента РФ от 27.12.1991 N 323
«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РСФСР

В целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками постановляю:

1. Приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.

2. Установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

3. Колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Местным органам исполнительной власти обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

4. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований до 1 февраля 1992 г. установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в зависимости от их специализации, численности работников, качества земли и других факторов, если до этого срока размеры не установлены соответствующими Советами народных депутатов.

Районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель.

5. Включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Местной администрации организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа. При проведении конкурсов и передаче в аренду преимущественные права предоставить гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств. Оставшиеся нераспределенными земли передаются или продаются по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов — на аукционах гражданам и юридическим лицам.

6. Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно — договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

7. Для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно — опытных хозяйств) определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь.

8. Обязать руководителей хозяйств в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Выделенный земельный участок оформляется местной администрацией в соответствии с действующим законодательством. Одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай. При задержке с выделением земли и имущественного пая на руководителей хозяйств местными органами Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР налагается штраф в размере трех месячных окладов.

9. Установить право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдачу их в аренду.

10. Предоставить крестьянским хозяйствам право залога земли в банках. Разрешить банкам выдачу кредитов под залог земли.

11. Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству экономики и финансов РСФСР подготовить и представить Правительству РСФСР до 1 февраля 1992 г. предложения о порядке определения цены на земельные участки при их продаже и покупке органами местной администрации, а также залоге земли в банке.

12. Разрешить с 1 января 1992 г. гражданам, владеющим земельными участками на правах собственности, их продажу другим гражданам и оформление сделок в местной администрации в следующих случаях:

при выходе на пенсию по старости (за выслугу лет);

при получении земли в порядке наследования;

при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения;

при вложении вырученных средств от продажи земли в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе.

Иные сделки купли — продажи земельных участков, не предусмотренные законодательством и настоящим Указом, недействительны.

13. Разрешить работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющим земельные доли или земельные акции, продавать их другим работникам хозяйства или хозяйству по свободным ценам.

14. Земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

15. Установить, что для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства допускается с разрешения Правительства РСФСР изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения. Выделять по согласованию с органами лесного хозяйства крестьянским (фермерским) хозяйствам лесные земли с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства.

16. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

17. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР и его органам на местах обеспечить привлечение к ответственности за нарушения земельного законодательства, волокиту и злоупотребления по решению вопросов земельной реформы в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса РСФСР.

Предоставить право комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов приостанавливать неправомерные решения районных и городских (кроме городов Москвы и Санкт — Петербурга) органов местной администрации, а районным и городским комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам — органов сельской и поселковой администрации по вопросам изъятия и предоставления земель до рассмотрения в соответствующих органах.

18. Рекомендовать Советам Министров республик в составе РСФСР, главам администраций краев, областей, автономной области, автономных округов создавать при комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам общественные советы по земельной реформе с участием местных отделений общественных организаций и органов крестьянского самоуправления для подготовки и представления предложений по вопросам земельной реформы местной администрации и представителям Президента РСФСР.

19. Органам Прокуратуры РСФСР в 3-месячный срок опротестовать нормативные акты и распоряжения хозяйственных руководителей, противоречащие действующему законодательству и настоящему Указу.

20. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство сельского хозяйства РСФСР и Контрольное управление Администрации Президента РСФСР. Докладывать о ходе исполнения Указа ежемесячно.

21. Указ вступает в силу с момента его принятия. Нормы пунктов 8 и 12 вступают в силу в порядке, установленном Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

27 декабря 1991 года

N 323

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 27.12.1991 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

11. Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах»

4. Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.

Приказ Роскомзема от 18.02.1994 N 18 (ред. от 15.02.1999) Об утверждении Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства

6.1. В случае принятия органами местного самоуправления неправомерных решений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель комитеты по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 выносят Решение (Приложение N 16) о приостановлении этих решений до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в орган, принявший неправомерное решение, с изложением несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.

Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 (ред. от 03.08.1998) «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и другим законодательством.

Приказ Минприроды РФ от 25.05.1994 N 160 Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России

9.4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства изъятие земель в лесах первой группы допускается с разрешения Правительства Российской Федерации. Изъятие лесов первой группы, включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, для указанных целей не допускается.

Приказ Роскомзема N 57, Госкомсанэпиднадзора РФ N 82, Минстроя РФ N 217, Минприроды РФ N 222 от 29.09.1992 (с изм. от 25.05.1994) О разъяснении порядка работы органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по привлечению должностных лиц, граждан и юридических лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, к административной ответственности

При выявлении других видов нарушений, указанных в ст. 125 Земельного кодекса РСФСР и Указе Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 323, Протокол может быть составлен и без вынесения Указания.

Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 (с изм. от 06.03.1992) «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Правительство Российской Федерации постановляет:

Кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. № 1103-I

<p>Утратил силу — Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ Земельный кодекс РСФСР (В редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава I. Основные положения Статья 1. Задачи земельного законодательства РСФСР Задачами земельного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР Земельные отношения в РСФСР регулируются настоящим Кодексом, иным законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их компетенции. (В редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. (В редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) Статья 3. Формы собственности на землю В РСФСР подтверждается многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций. В соответствии с Конституцией РСФСР земля в Российской Федерации является достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. В РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). Собственниками земли выступают: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. Формы собственности на землю в республиках, входящих в состав РСФСР, могут устанавливаться законами этих республик, изданными в соответствии с Конституцией РСФСР и Конституциями республик. Статья 4. Состав земель РСФСР В соответствии с основным целевым назначением все земли РСФСР подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); 3) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп и в зонах охраны памятников истории и культуры и музеев-заповедников законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, может быть установлен по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов особый режим использования указанных категорий земель. Статья 5. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую Отнесение земель к указанным в статье 4 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель. Статья 6. Государственная собственность на землю Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР, за исключением земель, переданных в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). (Часть исключена — Закон Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) Земли, находящиеся в собственности республик, входящих в состав РСФСР, могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям РСФСР на условиях и в порядке, устанавливаемых договором между РСФСР и республикой, а также законодательством соответствующей республики. Статья 7. Собственность граждан, пожизненное наследуемое владение и аренда земельных участков Граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Гражданам РСФСР и других союзных республик земельные участки в пожизненное наследуемое владение или в аренду предоставляются для: индивидуального или коллективного дачного строительства; строительства коллективных и индивидуальных гаражей; предпринимательской деятельности и иных, не запрещенных законом целей. Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан: для крестьянского (фермерского) хозяйства — в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе); для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности — в пределах норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса; для садоводства и животноводства — все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли. За плату земельные участки передаются в собственность граждан для садоводства и животноводства при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий, а также для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках. Городские, поселковые Советы народных депутатов вправе устанавливать льготы или освобождать от платы отдельные категории граждан (пенсионеров, очередников на получение жилой площади и других категорий граждан) при передаче им земель для строительства жилых домов усадебного типа. Уровень продуктивности земель определяется по кадастровой оценке. За плату также передаются земельные участки в собственность для крестьянского (фермерского) хозяйства сверх средней земельной доли до норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. Возврат земельных участков бывшим собственникам и их наследникам не допускается, они могут получить земельные участки в собственность на общих основаниях. Иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передаются. Статья 8. Коллективная совместная собственность на земельные участки Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ — по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Определение конкретной земельной доли и ее выдел гражданину производится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или продажи в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия. В коллективную совместную собственность граждан, являющихся членами сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства. Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, может быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в соответствующий Совет народных депутатов. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат. Выкуп земель, находящихся в коллективной совместной собственности, при их предоставлении для государственных и общественных нужд осуществляется местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и за счет их бюджета. Статья 9. Коллективно-долевая собственность на земельные участки Земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. В коллективно-долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника. Доля не должна быть более предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. В коллективно-долевую собственность граждан, являющихся работниками (членами) указанных в данной статье предприятий, земельные участки передаются в порядке, предусмотренном частями 4 и 7 статьи 7 настоящего Кодекса. Часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно-долевую собственность, остается в государственной собственности и передается этому предприятию на праве бессрочного (постоянного) пользования и отграничивается в натуре (на местности). Вновь принятым работникам (членам) предприятия земельная доля может быть выделена из данных земель в порядке, установленном настоящей статьей. Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Право собственности на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли. Статья 10. Права собственников при коллективно-долевой собственности на земельные участки Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива сособственников или избранным им органом управления. Каждый член сельскохозяйственного предприятия при выходе из него имеет право на получение своей доли в виде земельного участка для использования его в сельскохозяйственных целях или продажи местному Совету народных депутатов в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса. Земельная доля может быть передана по наследству. Наследник земельной доли обладает такими же правами, как и член сельскохозяйственного предприятия. Выкуп указанных земельных участков при их предоставлении для государственных и общественных нужд производится местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией и за счет их бюджета. При этом на счет каждого сособственника начисляется сумма, компенсирующая уменьшение его земельной доли. В случае ликвидации сельскохозяйственного предприятия каждый сособственник имеет право на получение земельного участка в натуре (на местности) для его использования в сельскохозяйственных целях или его продажу местному Совету народных депутатов. Статья 11. Приобретение земельных участков в собственность и их продажа Приобретение земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса осуществляется через местный Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок. Продажа или иное отчуждение земельных участков регулируются в соответствии со статьей 12 Конституции РСФСР. Статья 12. Бессрочное (постоянное) пользование земельными участками В бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности. Статья 13. Аренда земельных участков На условиях аренды земельные участки предоставляются гражданам РСФСР и других союзных республик, иностранным гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам, указанным в статье 12 настоящего Кодекса, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам, а в случаях, установленных законодательством республик, входящих в состав РСФСР, иным организациям и лицам. Арендодателями земельных участков являются соответствующие Советы народных депутатов и собственники земли. Аренда земли у местных Советов народных депутатов может быть краткосрочной — до пяти лет (для пастьбы скота, сенокошения, огородничества, государственных и общественных нужд) и долгосрочной — до пятидесяти лет. Граждане, имеющие земельные участки в собственности, могут передавать их в аренду на срок до пяти лет лишь в случаях временной нетрудоспособности, призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу. В случае наследования земельных участков несовершеннолетними детьми допускается передача этих участков в аренду под контролем местных Советов народных депутатов на срок до достижения совершеннолетия наследником. Временно неиспользуемые сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, могут быть переданы в аренду для сельскохозяйственного использования на срок не более пяти лет. (Часть исключена — Закон Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) Законодательством республик, входящих в состав РСФСР, могут быть предусмотрены другие случаи передачи земельных участков в аренду собственниками земли. В случае смерти арендатора до истечения срока аренды, право аренды земельных участков переходит одному из его наследников в соответствии со статьями 61 и 62 настоящего Кодекса. Основные условия аренды земельных участков определяются в соответствии с настоящей статьей, а также статьями 41, 42, 44, 47, 48 настоящего Кодекса и конкретизируются в договоре аренды, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов. Статья 14. Временное пользование земельными участками Во временное пользование земельные участки передаются гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям землевладельцами, землепользователями и арендаторами из их земель по договору на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов. Предельный срок временного пользования землей устанавливается не более трех лет, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и статьями 86 и 87 настоящего Кодекса. Для ведения северного оленеводства и отгонного животноводства земельные участки могут предоставляться во временное пользование на срок до двадцати пяти лет. Плата за временное пользование землей поступает землевладельцу, землепользователю или арендатору, заключившим договор о временном пользовании земельным участком. (В редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I) По решению местного Совета народных депутатов земельные участки собственников земли, землевладельцев и землепользователей по согласованию с ними могут предоставляться во временное пользование для государственных и общественных нужд в порядке, установленном статьей 29 настоящего Кодекса. На основании указанного решения заключается договор между заинтересованными сторонами, который регистрируется в соответствующем Совете народных депутатов. Глава II. Компетенция РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, и Союза ССР в области регулирования земельных отношений Статья 15. Компетенция РСФСР в области регулирования земельных отношений Ведению РСФСР в области регулирования земельных отношений подлежит: 1) разработка и совершенствование земельного законодательства РСФСР; 2) установление границ особо охраняемых природных территорий, входящих в состав нескольких республик, краев и областей, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также особо охраняемых природных территорий и территорий памятников, историко-культурных заповедников</p>

ст. 37 ЗК РСФСР и п. 1 ст. 35 ЗК РФ

KomdivBuza

С другой стороны (не знаю практику тех лет),…

Вот и практика тех лет…..
Обзор
практики применения арбитражными судами земельного законодательства
1. При покупке строения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользовании земельным участком, который занят этой недвижимостью и необходим для ее использования, на тех же условиях, что и продавец недвижимости, если иное не предусмотрено законом.
Товарищество с ограниченной ответственностью (покупатель недвижимости) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления администрации города о предоставлении ему в аренду земельного участка, принадлежавшего бывшему собственнику строения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Свои требования истец обосновал тем, что он приобрел строение в собственность по договору купли-продажи, поэтому, исходя из смысла статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ; Кодекс) и статьи 37 Земельного кодекса РСФСР (далее — Земельный кодекс), вправе пользоваться земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Ответчик в подтверждение правомерности своих действий сослался на следующее. Статья 31 Земельного кодекса, определяющая в качестве основного документа, удостоверяющего право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, государственный акт, выдаваемый и регистрируемый соответствующим Советом народных депутатов, а также статья 12 указанного Кодекса, устанавливающая субъекты, которым могут передаваться в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки, признаны недействующими. Поэтому документы на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком в настоящее время выдаваться не могут. Земельный кодекс (статья 37) и ГК РФ (статья 552) не называют вид пользования (бессрочное пользование или аренда), а содержат термины «переходит (приобретает) право пользования», что должно рассматриваться как переход условий пользования землей — сохранение размеров, целевого назначения, установленных сервитутов и ограничений в пользовании, а не вида пользования. Поскольку законодатель не ограничил прав собственника земли в выборе вида землепользования, последний вправе решать этот вопрос самостоятельно.
Арбитражный суд исковые требования удовлетворил по следующим основаниям.
Согласно статье 216 ГК РФ к вещным правам наряду с правом собственности относится и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Это право защищается законом в равной степени (статья 305 ГК РФ) и может быть ограничено только на основании федерального закона (статья 1 ГК РФ).
Земельный кодекс (статья 37) устанавливает, что при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком. При этом выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

В соответствии с указанной статьей Земельного кодекса, а также статьей 552 ГК РФ покупатель приобретает право пользования не всем земельным участком, а только той его частью, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
Вопрос о предоставлении покупателю оставшейся части земельного участка может быть решен в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановление администрации, обязывающее товарищество с ограниченной ответственностью заключить с ней договор аренды, признано незаконным, как противоречащее принципу свободы договора.
Соответственно если ни чего на изменилось (ст. 37 ЗК РСФСР = п. 1 ст. 35 ЗК РФ), то можно делать выводы.
Кстати есть и практика «этих» лие (любезно предоставленная мне Asia)….
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 июня 2002 г. N КГ-А40/3475-02
Федеральный арбитражный суд Московского округа
при участии в заседании: от Москомзема — Горбунова С.С., дов. от 27.12.01 N 33-и-9829/л-(41); от ООО «РИДИОС» — Пазюк С.П., дов. от 03.12.01,
рассмотрев кассационную жалобу ООО «РИДИОС» на решение от 1 февраля 2002 г. и постановление от 1 апреля 2002 г.
по делу N А40-216/02-56-5
Арбитражного суда г.Москвы,
установил:
Москомзем предъявил ООО «РИДИОС» иск о внесении 20 017 руб. 70 коп. арендной платы и 8 956 руб. 52 коп. пени.
Решением от 01.02.02 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.04.02 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО «РИДИОС» ставится вопрос об отмене судебного акта.
В судебном заседании представитель ООО «РИДИОС» поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Москомзема выступил против.
Изучив материалы дела и обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Мотивы следующие.
В соответствии с п.3 ст.552 ГК РФ при продаже строения, находящегося на земельном участке, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Судебными инстанциями установлено, что 06.05.96 между Москомземом и ОАО «1-й Московский часовой завод» был заключен договор N М-ОЛ-005302 на аренду земельного участка площадью 48 937 кв. м на 49 лет; по договору купли-продажи от 03.03.00 N ТР-200303 право собственности на часть здания по адресу: Москва, ул.Марксистская, д.34, коп.7, площадью 569,3 кв. м перешло к ООО «РИДИОС».
Таким образом, право пользования спорным земельным участком в установленном порядке перешло к ООО «РИДИОС».
Согласно п.3.1 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально, равными частями не позднее 25-го числа последнего месяца квартала; в случае просрочки оплаты арендатор уплачивает неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере 0,7%.
За период со 2 квартала 2000 г. по 2 квартал 2001 г. у ООО «РИДИОС» образовался долг по арендной плате в размере 20 573 руб. 45 коп. Пеня составляет 8 956 руб. 52 коп.
При таких обстоятельствах взыскание долга и пени правомерно.
Довод ООО «РИДИОС» относительно того, что между Москомземом и ООО «РИДИОС» отсутствует договор, отклоняется.

Данное обстоятельство не влияет на объем прав и обязанностей арендатора, т.к. право пользования земельным участком перешло к нему в силу закона в результате замены стороны в договоре.
Суд кассационной инстанции считает судебные акты законными и обоснованными. Оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.171, 173-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 1 февраля 2002 г. и постановление от 1 апреля 2002 г. Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-216/02-56-5 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Вот только остается непонятным почему суд ссылается именно на ст. 552 ГК РФ а не на ст. 35 ЗК РФ.

ФАТАЛЬНАЯ СВЯЗЬ ЗЕМЛИ И ДОМА

А. КУРБАТСКАЯ
Анна Курбатская, юрист.
Активное развитие законодательства в области регулирования земельных отношений началось сравнительно недавно. До 1990 г. в России была лишь одна форма собственности на землю — государственная. Данную ситуацию изменил Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 «О земельной реформе», который наравне с государственной признал также право частной собственности на земельные участки.
После этого законодатель пошел по пути укрепления и развития концепции частной собственности на землю. В ст. ст. 1 и 7 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. было указано на равенство частной собственности с другими формами собственности на землю, а также предусмотрена возможность предоставления земельных участков в собственность граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, отменены любые ограничения в распоряжении собственниками своими земельными участками.
В настоящее время земельные правоотношения регулируются Гражданским и Земельным кодексами, рядом федеральных законов и законов субъектов Федерации, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, актами органов исполнительной власти и местного самоуправления. Все эти акты не должны содержать каких-либо ограничений по реализации собственниками и иными владельцами своих законных прав на землю.
ГК РФ не дает определение понятию «объект земельных отношений». В соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Конкретные объекты земельных отношений перечислены в ст. 6 ЗК РФ:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Представляется, что в гражданском обороте наиболее распространенным объектом является именно земельный участок, который представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Иными словами, земельный участок подлежит кадастровому учету, независимо от формы собственности, целевого назначения и разрешенного использования.
Что касается части земельного участка, то она может стать объектом недвижимого имущества, а значит, и предметом той или иной сделки, также только в случае, если ее границы описаны и удостоверены в надлежащем порядке.
Так, на государственную регистрацию в Подольском районе заявитель представил договор аренды части земельного участка. На плане, приобщенном к договору, указан весь земельный участок, а также схематически изображен расположенный на нем жилой дом с встроено-пристроенными помещениями. При этом предметом договора аренды был не весь земельный участок, а лишь часть, расположенная под встроено-пристроенными помещениями. На плане, удостоверенном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Подольского района, имеется запись о том, что границы части земельного участка, сдаваемой в аренду, не определены и не описаны. Площадь части земельного участка также не указана. Такой договор аренды не может быть зарегистрирован и, следовательно, вступить в законную силу (см.: Судебная защита прав на недвижимое имущество / Сборник. Отв. редактор А.Р. Кирсанов, М.: Российская академия правосудия, 2003. С. 150).
Одним из основных вопросов, возникающих на практике, является переход права собственности на земельный участок при отчуждении здания, строения, сооружения, расположенного на нем.
Рассмотрим следующие ситуации.
1. На основании свидетельства о праве собственности от 29 марта 1995 г., выданного Наро-Фоминским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Ш. стала собственницей земельного участка площадью 2500 кв. м. 23 января 1995 г. Ш. завещала принадлежащий ей дом, расположенный на указанном участке, З.
После смерти Ш. государственный нотариус Наро-Фоминской ГНК 8 августа 2000 г. выдал З. свидетельство о праве на наследство на указанный дом. Однако Постановлением от 27 февраля 2001 г. нотариус отказал З. в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок при доме по тем основаниям, что З. не является наследником по закону имущества Ш., а свидетельство о праве на наследство на дом ему было выдано на основании завещания. З. обратился в суд с иском к Инспекции по налогам и сборам о признании за ним права собственности на земельный участок, указав, что согласно ст. 37 ЗК РСФСР 1991 г. при переходе права собственности на строение гражданам вместе с этим объектом переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком. Решением городского суда от 24 апреля 2001 г. требования З. удовлетворены по указанным им основаниям (см.: Там же. С. 152).
2. Е. 18 июня 1991 г. подарила принадлежащий ей дом в д. Русавкино-Романово своей дочери Д. При доме имелся земельный участок 0,16 га. На основании Постановления главы администрации сельского совета от 29 мая 1992 г. Д. в собственность безвозмездно был передан земельный участок 0,06 га и 0,1 за плату. После смерти Е. по иску второй дочери Ш. договор дарения решением суда от 10 ноября 1993 г. был признан недействительным, за Д. и Ш. как наследницами Е. было признано право собственности на 1/2 долю за каждой. Ш. обратилась в суд с иском к Д. и сельской администрации о признании частично недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок от 25 августа 1992 г., указав, что, являясь собственницей 1/2 дома, она имеет право на получение доли в собственности на земельный участок площадью 0,06 га. Руководствуясь ст. 37 ЗК РСФСР 1991 г., городской суд своим решением от 9 февраля 2001 г. признал за Ш. долю в праве собственности на земельный участок 0,06 га при доме (см.: Там же. С. 153).
В вышеприведенных примерах земельные участки становились предметом судебного разбирательства после перехода права собственности на жилые дома (доли в праве).
До 1 марта 1996 г. существовал порядок, определяемый ст. 37 ЗК РСФСР, согласно которому при переходе права собственности на здание, строение, сооружение вместе с этими объектами переходит право пользования соответствующим земельным участком. В подтверждение перехода права органы местного самоуправления выдавали документ о предоставлении земли на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
После вступления в силу ст. 552 ГК РФ соответствующее право на земельный участок переходит на основании закона, а не документа. При этом речь идет о той части земельного участка, которая не только занята недвижимостью, но и необходима для ее использования (например, о части земельного участка, прилегающей к крыльцу здания или необходимой для подхода (прохода) к нему). Это положение находило свое закрепление и в судебной практике. В п. 8 информационного письма ВАС РФ от 31 июля 1992 г. N С-13/ОП-171 «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности» (Вестник ВАС РФ, 1992, N 1, С. 100) рассмотрен следующий судебный спор.
Учебно-производственный кооператив «Авангард» в установленном порядке купил у Тюменского моторостроительного производственного объединения пансионат и в соответствии со ст. 7 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» приобрел право собственности на пансионат. После этого кооператив обратился в Ейский райисполком с заявлением о выдаче акта на право пользования земельным участком.
Райисполком отказал в выдаче такого акта и предложил освободить земельный участок от сооружений и материальных ценностей, предупредив, что при невыполнении решения снос строений будет произведен за счет кооператива. Советом народных депутатов решение райисполкома утверждено.
При этом райисполком считал, что кооператив до заключения с объединением договора купли-продажи сооружений и материальных ценностей должен был согласовать с райсоветом вопрос о пользовании земельным участком.
Госарбитраж Краснодарского края, установив, что договор купли-продажи пансионата в надлежащем порядке не был оспорен, признал неправомерным фактическое распоряжение имуществом кооператива. В соответствии со ст. 37 ЗК РФ (в настоящее время действуют нормы ст. 35 ЗК РФ. — Прим. авт.) при переходе права собственности на строения, сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком.
В связи с этим решения райисполкома и районного Совета народных депутатов признаны недействительными.
Таким образом, переход прав на земельный участок не зависит от волеизъявления продавца здания, строения, сооружения. Обязательство по передаче покупателю недвижимости соответствующего земельного участка (его части) вытекает из закона. Продавец недвижимости может только определить, на каком праве земельный участок или его часть передается покупателю.
Необходимо также отметить, что соответствующее правило имеет место и при приватизации объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке (см. п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 18 июня 2005 г.)).
Говоря об объемах прав на земельный участок, переходящих к покупателю недвижимости, необходимо руководствоваться ст. 35 ЗК РФ, ст. ст. 271 и 552 ГК РФ: новый собственник приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Данное требование соответствует одному из основных принципов земельного права — единству судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 1 ЗК РФ). Пункт 4 ст. 35 ЗК РФ содержит следующие ограничения:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ;
3) отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Следует иметь в виду, что последнее правило не распространяется на случаи продажи квартиры в многоквартирном доме или части здания. Действительно, на практике представляется затруднительным выделение в натуре части единого земельного участка, соответствующей продаваемому помещению. Однако встроено-пристроенные помещения или часть индивидуального жилого дома являются объектами, имеющими прочную связь с землей, и следовательно, могут отчуждаться вместе с частью земельного участка. Поэтому если такие помещения или часть жилого дома находятся в собственности одного лица, у него появляется обязанность отчуждать недвижимость вместе с частью земельного участка.
Тем не менее принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов приводит к конфликту норм земельного и гражданского законодательства. Дело в том, что ГК РФ не рассматривает землю и расположенные на ней объекты в качестве единого неделимого комплекса, выступающего нераздельно в имущественном обороте. Действительно, абз. 1 ст. 273 и п. 2 ст. 552 ГК РФ предусматривают возможность отчуждения недвижимости без передачи права собственности на земельный участок. В указанных случаях на землю передается не право собственности, а иное ограниченное вещное право.
По смыслу ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами, в том числе и Земельным кодексом. Иными словами, законодатель установил приоритет норм земельного законодательства при регулировании имущественных отношений, связанных с оборотом земельных участков. Данная позиция весьма спорна, поскольку противоречит ЗК РФ, который не включает в предмет своего регулирования отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Такие отношения в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ относятся к предмету регулирования гражданского законодательства.
Назовем еще ряд особенностей перехода прав на землю при отчуждении недвижимости.
Что касается недвижимости, находящейся в собственности нескольких лиц, собственники здания, строения, сооружения приобретают участок в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора по правилам п. 3 ст. 36 ЗК РФ.
При продаже части здания, строения, сооружения с долей в праве собственности на места общего пользования одновременно осуществляется отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, если такая доля установлена.
Если участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются нормы п. 1 ст. 36 ЗК РФ.
Рассмотренные выше судебные споры разрешались исходя из требований законодательства следующим образом: отчуждение здания, строения, сооружения после 30 октября 2001 г. невозможно осуществить отдельно от земельного участка.
Единственным исключением из этого правила является случай завещания собственником своего земельного участка и отдельно от него — дома.
Собственником дома и земельного участка в 590 кв. м являлся З. В 1993 г. он подарил дом в равных долях П. и К., а сам оставался собственником земельного участка до своей смерти, наступившей 1 июня 1998 г. П. обратился в суд с иском к К. о разделе земельного участка. Решением городского суда от 11 февраля 2001 г. определен порядок пользования земельным участком при доме. Постановлением Президиума Мособлсуда от 21 февраля 2001 г. решение суда отменено с указанием на то, что суд был не вправе руководствоваться ст. 37 ЗК РСФСР 1991 г. о том, что при переходе права собственности на строение переходит и право пользования земельным участком. Суд не учел, что земельный участок сторонам на праве собственности или ином вещном праве не принадлежал, они не являлись наследниками после смерти З., имущество последнего, в том числе и земельный участок, перешло к его наследникам. Президиум сослался на п. 2 ст. 264 ГК РФ, согласно которой лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащее ему право владения и пользования земельным участком на условиях и в порядке, которые установлены законом или договором с собственником. Соглашения между сторонами и З., а затем и с его наследниками не было.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.10.2001 N 137-ФЗ
«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1)
ЗАКОН РСФСР от 24.12.1990 N 443-1
«О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР»
ЗАКОН РСФСР от 23.11.1990 N 374-1
«О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ВАС РФ от 31.07.1992 N С-13/ОП-171
«О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОБСТВЕННОСТИ»
Бизнес-адвокат, 2005, N 15

ОТВОДЫ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ «


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *