Кодекс РСФСР от 01.07.1970 г. б/н

<p>ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила полукрепостнический земельный строй царской России, обрекавший крестьянство на нищету и тормозивший развитие производительных сил страны. Декретом «О земле» Второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года частная собственность на землю была отменена навсегда, вся земля обращена во всенародное достояние и бесплатно передана трудящимся в пользование. Государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации, составляет основу земельных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Земля, служившая в условиях частной собственности орудием эксплуатации человека человеком, используется в СССР для развития производительных сил страны в интересах всего народа. Государственная собственность на землю сыграла огромную роль в обеспечении победы социализма в СССР. Она создала возможность наиболее целесообразного размещения всех отраслей народного хозяйства и явилась одним из важнейших условий перехода к социалистическим формам землепользования. С созданием в ходе социалистического строительства условий для массовой коллективизации разрозненных индивидуальных хозяйств крестьянство под руководством Коммунистической партии, при всемерной помощи и поддержке рабочего класса встало на путь социализма. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана и победы колхозного строя крестьянский вопрос получил свое подлинное разрешение. Государственная собственность на землю содействует созданию в нашей стране материально-технической базы коммунизма, постепенному переходу к коммунистическим общественным отношениям и ликвидации различия между городом и деревней. Земля — важнейшее богатство советского общества — является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемерное повышение плодородия почв являются общенародной задачей. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи Земельного кодекса РСФСР Задачами Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений. Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР и РСФСР Земельные отношения в РСФСР регулируются Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами земельного законодательства Союза ССР, Земельным кодексом РСФСР и иными актами земельного законодательства РСФСР. Настоящий Кодекс в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует земельные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Горные, лесные и водные отношения в РСФСР регулируются специальным законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 3. Государственная собственность на землю В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР земля является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются. Статья 4. Единый государственный земельный фонд Вся земля в РСФСР входит в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоит из: 1) земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; 2) земель населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов); 3) земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земель государственного лесного фонда; 5) земель государственного водного фонда; 6) земель государственного запаса. Статья 5. Порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую Отнесение земель к категориям, указанным в статье 4 настоящего Кодекса, производится в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 6. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежат: 1) распоряжение единым государственным земельным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР; 2) установление основных положений землепользования и землеустройства; 3) установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов страны, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства; 4) установление планов общесоюзных мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, а также установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв; 5) установление государственного контроля за использованием земель; 6) установление единой для Союза ССР системы государственного учета земель, государственной регистрации землепользований и порядка ведения земельного кадастра; 7) установление порядка составления ежегодного земельного баланса СССР. Статья 7. Компетенция РСФСР в области регулирования земельных отношений Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом и установление перспективных планов его использования, установление порядка пользования землей и организация землеустройства, установление планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией и повышению плодородия почв, а также регулирование земельных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Статья 8. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом, руководство и контроль за порядком пользования землей в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 9. Землепользователи Земля в РСФСР предоставляется в пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам. Статья 10. Бесплатность пользования землей Колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование. Статья 11. Сроки землепользования Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, то есть навечно. Временное пользование землей может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли. Пастбища для отгонного животноводства и оленьи пастбища могут предоставляться в долгосрочное пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям на срок до 25 лет. ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 12. Основания предоставления земельных участков Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР. Статья 13. Органы, имеющие право предоставления земельных участков Исполнительные комитеты сельских Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов. Исполнительные комитеты поселковых Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель поселков. Исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки — из земель государственного запаса общей площадью до 10 гектаров, а также в случаях, предусмотренных статьями 104 и 110 настоящего Кодекса, из земель государственного лесного фонда в случаях, предусмотренных статьей 110 настоящего Кодекса. Исполнительные комитеты городских Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель городов. Исполнительные комитеты областных, краевых Советов депутатов трудящихся, Советы Министров автономных республик предоставляют земельные участки — из земель государственного запаса, независимо от размера земельных участков, из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов — общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов — до 25 гектаров, из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров — в районах с лесистостью ниже 50 процентов, из земель государственного лесного фонда, земель колхозов и совхозов, земель предприятий, организаций и учреждений для строительства оросительных и осушительных каналов, железных, автомобильных и иных видов дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений — по нормам предоставления земель для этих видов строительства, утвержденным в установленном порядке. Во всех других случаях, а также в случаях предоставления пастбищных угодий для нужд отгонного животноводства межреспубликанского (АССР), межкраевого и межобластного значения, земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и в случаях предоставления, связанных с изъятием орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, — земельные участки, независимо от их размеров, предоставляются по постановлению Совета Министров РСФСР. Статья 14. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33-35 настоящего Кодекса. Статья 15. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям. Признание земель пригодными для нужд сельского хозяйства производится органами, которые принимают решения об их предоставлении. Статья 16. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т. п. Статья 17. Недопустимость пользования земельным участком до оформления землепользования Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Статья 18. Документы, удостоверяющие право землепользования Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР. Статья 19. Порядок оформления временного пользования землей Временное пользование землей оформляется договорами или удостоверениями на право временного пользования землей. Порядок заключения договоров и выдачи удостоверений, а также их формы устанавливаются Советом Министров РСФСР. ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 20. Использование земельных участков по целевому назначению Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены. Землепользователи обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не совершать на своем участке действий, нарушающих интересы соседних землепользователей. Использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещается. Статья 21. Права землепользователей В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы; пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями; использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей. Статья 22. Охрана прав землепользователей Права землепользователей охраняются законом. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению. Статья 23. Приведение земли в пригодное для дальнейшего использования состояние Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым или подземным способом, проводящие геологоразведочные, строительные или иные работы на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях — в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого — не позднее, чем в течение года после завершения работ. Условия приведения земельных участков в пригодное для дальнейшего использования состояние определяются органами, предоставляющими эти участки. Статья 24. Сохранение плодородного слоя почвы для рекультивации земель Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы в целях использования его для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного</p>

ЗАКОН РСФСР от 01.07.1970 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР» (вместе с «ЗЕМЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РСФСР»)

  • ЗАКОН
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР
    • Раздел I Общие положения
      • Глава I Основные положения
        • Статья 1. Задачи земельного законодательства РСФСР
        • Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР и РСФСР
        • Статья 3. Государственная (общенародная) собственность на землю (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 12.03.1980)
        • Статья 4. Единый государственный земельный фонд
        • Статья 5. Порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую
        • Статья 6. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений
        • Статья 7. Компетенция РСФСР в области регулирования земельных отношений
        • Статья 8. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений
        • Статья 8.1. Государственное управление в области использования и охраны земель
        • Статья 8.2. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране земель
        • Статья 9. Землепользователи
        • Статья 10. Бесплатность пользования землей
        • Статья 11. Сроки землепользования
      • Глава II ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ
        • Статья 12. Основания предоставления земельных участков
        • Статья 13. Органы, имеющие право предоставления земельных участков
        • Статья 14. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю
        • Статья 15. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства
        • Статья 16. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд
        • Статья 17. Недопустимость пользования земельным участком до оформления землепользования
        • Статья 18. Документы, удостоверяющие право землепользования
        • Статья 19. Порядок оформления временного пользования землей
      • Глава III ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
        • Статья 20. Использование земельных участков по целевому назначению
        • Статья 21. Права землепользователей
        • Статья 22. Охрана прав землепользователей
        • Статья 23. Приведение земли в пригодное для дальнейшего использования состояние
        • Статья 24. Сохранение плодородного слоя почвы для рекультивации земель
        • Статья 24.1. Предотвращение или ограничение отрицательных воздействий на лесные и другие угодья, расположенные за пределами предоставленных в пользование земельных участков
        • Статья 25. Сохранение межевых знаков и граничных линий
        • Статья 26. Вторичное землепользование
      • Глава IV ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ И ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
        • Статья 27. Меры по охране земель и повышению плодородия почв
        • Статья 28. Охрана и повышение плодородия сельскохозяйственных угодий
        • Статья 29. Охрана земель от загрязнения
        • Статья 30. Поощрение землепользователей, проводящих мероприятия по охране земель
      • Глава V ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
        • Статья 31. Основания прекращения права землепользования предприятий, организаций и учреждений
        • Статья 32. Основания прекращения права землепользования граждан
      • Глава VI ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД
        • Статья 33. Основания изъятия земель для государственных или общественных нужд
        • Статья 34. Органы, имеющие право изъятия земельных участков
        • Статья 35. Условия изъятия земель для государственных или общественных нужд
      • Глава VII ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
        • Статья 36. Право предприятий, организаций и учреждений на проведение изыскательских работ
        • Статья 37. Обязанности предприятий, организаций и учреждений, проводящих изыскательские работы
      • Глава VIII ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
        • Статья 38. Возмещение землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятиям земельных участков
        • Статья 39. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для несельскохозяйственных нужд
      • Глава IX ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
        • Статья 40. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель
        • Статья 41. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель
    • Раздел II ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
      • Глава X Основные положения
        • Статья 42. Земли сельскохозяйственного назначения
        • Статья 43. Изменение площадей высокопродуктивных земель и угодий
        • Статья 44. Предоставление в пользование земель сельскохозяйственного назначения
        • Статья 45. Условия изменения границ и размеров землепользований
        • Статья 46. Изменение границ и размеров землепользовании при укрупнении и разукрупнении хозяйств
        • Статья 47. Перераспределение земель между землепользователями
        • Статья 48. Обязанности землепользователей по использованию земель сельскохозяйственного назначения
        • Статья 49. Порядок и условия предоставления землепользователями сельскохозяйственных земель во временное пользование другим землепользователям
      • Глава XI ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ
        • Статья 50. Состав земель, закрепленных за колхозом
        • Статья 51. Внутрихозяйственное использование земель колхоза
        • Статья 52. Порядок увеличения площади приусадебных земель
        • Статья 53. Землепользование рыболовецких колхозов
      • Глава XII ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ СОВХОЗОВ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
        • Статья 54. Состав земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций
        • Статья 55. Закрепление земельных участков за производственными подразделениями
        • Статья 56. Выделение приусадебных земель
        • Статья 57. Порядок увеличения площади приусадебных земель
      • Глава XIII ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, УЧЕБНЫХ И ДРУГИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
        • Статья 58. Землепользование научно — исследовательских, учебных и других сельскохозяйственных учреждений
      • Глава XIV ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ
        • Статья 59. Землепользование несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений
      • Глава XV ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМЬИ КОЛХОЗНИКА (КОЛХОЗНОГО ДВОРА)
        • Статья 60. Право семьи колхозника (колхозного двора) на приусадебный земельный участок
        • Статья 61. Предоставление приусадебного земельного участка при разделе колхозного двора
        • Статья 62. Сохранение права колхозного двора на приусадебный земельный участок
        • Статья 63. Право колхозного двора на пользование пастбищами
        • Статья 63.1. Выделение земельных участков для сенокошения и других нужд
      • Глава XVI ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
        • Статья 64. Предоставление приусадебных земельных участков рабочим, служащим и специалистам, работающим и проживающим в сельской местности
        • Статья 65. Предоставление приусадебных земельных участков рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности
        • Статья 66. Нормы приусадебных земельных участков, предоставляемых рабочим и служащим совхозов и другим гражданам
        • Статья 67. Предоставление приусадебных земельных участков при компактной застройке сельских населенных пунктов
        • Статья 68. Сохранение права на приусадебный земельный участок
        • Статья 69. Предоставление земельных участков под огороды
        • Статья 70. Выделение земельных участков для выпаса скота
        • Статья 71. Предоставление земельных участков для сенокошения
        • Статья 71.1. Предоставление земельных участков для выращивания кормовых культур и других нужд
        • Статья 72. Нормы земельных участков для выпаса скота, сенокошения, выращивания кормовых культур и других нужд
        • Статья 73. Пользование приусадебным земельным участком при переходе права собственности на жилое строение в сельской местности
      • Глава XVII КОЛЛЕКТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ОГОРОДНИЧЕСТВО
        • Статья 74. Земельные участки, предоставляемые для коллективного садоводства
        • Статья 75. Земельные участки, предоставляемые для коллективного огородничества
        • Статья 76. Порядок предоставления земельных участков для коллективного садоводства и огородничества
        • Статья 77. Использование земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства и огородничества
        • Статья 78. Размеры земельных участков для коллективного садоводства и огородничества
      • Глава XVIII ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАЖДАН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
        • Статья 79. Землепользование граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве
    • Раздел III ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ (ГОРОДОВ, РАБОЧИХ, КУРОРТНЫХ, ДАЧНЫХ ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ)
      • Глава XIX ЗЕМЛИ ГОРОДОВ
        • Статья 80. Земли городов
        • Статья 81. Состав земель городов
        • Статья 82. Городская черта
        • Статья 83. Использование земель городов
        • Статья 84. Предоставление земельных участков в городах
        • Статья 85. Изъятие земельных участков в городах
        • Статья 86. Обязанности землепользователей по благоустройству земельных участков в городах
        • Статья 87. Переход права пользования земельным участком при переходе права собственности на строение в городах
        • Статья 88. Переход права пользования земельным участком при передаче зданий и сооружений
        • Статья 89. Сохранение права пользования земельным участком при разрушении строения
        • Статья 90. Земли городской застройки
        • Статья 91. Земли общего пользования
        • Статья 92. Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья
        • Статья 93. Землепользование колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений в пределах городской черты
        • Статья 94. Земли, занятые городскими лесами
        • Статья 95. Земли железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, горной промышленности и другие земли в городах
        • Статья 96. Земли рабочих, курортных и дачных поселков
      • Глава XX ПРИГОРОДНЫЕ И ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ
        • Статья 97. Земли пригородных и зеленых зон
        • Статья 98. Порядок выделения пригородных и зеленых зон, а также землепользования в них
      • Глава XXI ЗЕМЛИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
        • Статья 99. Земли сельских населенных пунктов
        • Статья 100. Установление и изменение границ сельских населенных пунктов
        • Статья 101. Отнесение сельских населенных пунктов к перспективным
        • Статья 102. Предоставление в пользование земель сельских населенных пунктов
        • Статья 103. Порядок пользования землями сельских населенных пунктов
      • Глава XXII ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛИЩНО — СТРОИТЕЛЬНЫМ И ДАЧНО — СТРОИТЕЛЬНЫМ КООПЕРАТИВАМ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНАМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
        • Статья 104. Предоставление земельных участков в пользование жилищно — строительным и дачно — строительным кооперативам, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства
        • Статья 105. Размеры земельных участков, предоставляемых жилищно — строительным и дачно — строительным кооперативам, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства
    • Раздел IV ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, КУРОРТОВ, ЗАПОВЕДНИКОВ И ИНОГО НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
      • Статья 106. Земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения
      • Статья 107. Земли курортов
      • Статья 108. Земли заповедников
      • Статья 109. Предоставление промышленными, транспортными, другими несельскохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями земель для сельскохозяйственных целей
      • Статья 110. Служебные земельные наделы
      • Статья 111. Условия предоставления служебных земельных наделов
      • Статья 112. Сохранение права на служебный земельный надел
    • Раздел V ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО ФОНДА
      • Статья 113. Земли государственного лесного фонда
      • Статья 114. Предоставление сельскохозяйственных угодий из земель государственного лесного фонда
    • Раздел VI ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО ФОНДА
      • Статья 115. Земли государственного водного фонда
      • Статья 116. Использование земель государственного водного фонда
    • Раздел VII ЗЕМЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПАСА
      • Статья 117. Земли государственного запаса
    • Раздел VIII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР
      • Статья 118. Цели и задачи государственного земельного кадастра
      • Статья 119. Содержание государственного земельного кадастра
      • Статья 120. Порядок ведения государственного земельного кадастра и кадастровая документация
    • Раздел IX ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
      • Статья 121. Государственное землеустройство и его задачи
      • Статья 122. Содержание землеустройства
      • Статья 123. Землеустроительный процесс
      • Статья 124. Порядок проведения землеустройства
    • Раздел X РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
      • Статья 125. Органы, имеющие право разрешать земельные споры
      • Статья 126. Разрешение споров предприятий, организаций и учреждений одной союзной республики по вопросам пользования землей на территории другой союзной республики
      • Статья 127. Разрешение споров предприятий, организаций и учреждений одной автономной республики, края, области по вопросам пользования землей на территории другой автономной республики
      • Статья 128. Разрешение споров предприятий, организаций и учреждений одного края, области по вопросам пользования землей на территории другого края, области
      • Статья 129. Компетенция Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного и окружного Советов народных депутатов по разрешению земельных споров
      • Статья 130. Компетенция исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по разрешению земельных споров
      • Статья 131. Компетенция исполнительного комитета городского Совета народных депутатов по разрешению земельных споров
      • Статья 132. Компетенция исполнительного комитета поселкового и сельского Советов народных депутатов по разрешению земельных споров
      • Статья 133. Порядок рассмотрения земельных споров исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов
      • Статья 134. Разрешение споров между совладельцами индивидуальных строений
      • Статья 135. Порядок рассмотрения имущественных споров, связанных с земельными отношениями
    • Раздел XI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
      • Статья 136. Недействительность сделок, нарушающих право государственной собственности на землю
      • Статья 137. Уголовная и административная ответственность за нарушение земельного законодательства
      • Статья 138. Возврат самовольно занятых земельных участков
      • Статья 139. Изъятие земельного участка за систематические нарушения правил пользования землей
      • Статья 140. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства
    • Раздел XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
      • Статья 141. Международные договоры

>Об утверждении Земельного кодекса РСФСР (утратил силу)

Земельный кодекс РСФСР

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР

(с изменениями на 25 апреля 1991 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 мая 1991 года, кроме статьи 10,
которая утратила силу с 1 января 1992 года,
с момента принятия Закона РСФСР «О плате за землю» —
постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1
«О введении в действие Земельного кодекса РСФСР».
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 декабря 1977 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 9, 8 декабря 1977 года);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 12, 20 марта 1980 года);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1981 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 16, 23 апреля 1981 года);
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 4, 24 января 1985 года);
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года (введен в действие с 1 января 1988 года);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1988 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 16, 21.04.1988);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1990 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 3, 18.01.90);
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 (Российская газета, 23.05.91).

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила полукрепостнический земельный строй царской России, обрекавший крестьянство на нищету и тормозивший развитие производительных сил страны. Декретом «О земле» Второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года частная собственность на землю была отменена навсегда, вся земля обращена во всенародное достояние и бесплатно передана трудящимся в пользование.
Государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации, составляет основу земельных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Земля, служившая в условиях частной собственности орудием эксплуатации человека человеком, используется в СССР для развития производительных сил страны в интересах всего народа,
Государственная собственность на землю сыграла огромную роль в обеспечении победы социализма в СССР. Она создала возможность наиболее целесообразного размещения всех отраслей народного хозяйства и явилась одним из важнейших условий перехода к социалистическим формам землепользования.
С созданием в ходе социалистического строительства условий для массовой коллективизации разрозненных индивидуальных хозяйств крестьянство под руководством Коммунистической партии, при всемерной помощи и поддержке рабочего класса встало на путь социализма. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана и победы колхозного строя крестьянский вопрос получил свое подлинное разрешение.
Государственная собственность на землю содействует созданию в нашей стране материально-технической базы коммунизма, постепенному переходу к коммунистическим общественным отношениям и ликвидации различия между городом и деревней.
Земля — важнейшее богатство советского общества — является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемерное повышение плодородия почв являются общенародной задачей.

Раздел I. Общие положения

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения

Статьи 1-9

Статьи 1-9 утратили силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Статья 10. Бесплатность пользования землей

____________________________________________________________________
Статья 10 утратила силу с 1 января 1992 года, с момента принятия Закона РСФСР «О плате за землю» — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР».
____________________________________________________________________

Пользование землей осуществляется бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок платы за пользование землей определяется Советом Министров СССР (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1988 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года.

Статья 11.

Статья 11 утратила силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Главы II-IX

Главы II-IX утратили силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Разделы II-XI

Разделы II-XI утратили силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Об утверждении Земельного кодекса РСФСР

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об утверждении Земельного кодекса РСФСР

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 мая 1991 года на основании
постановления Верховного Совета Российской Федерации
от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие
Земельного кодекса РСФСР»

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
постановляет:
Статья 1. Утвердить Земельный кодекс РСФСР и ввести его в действие с 1 декабря 1970 года.
Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета РСФСР установить порядок введения в действие Земельного кодекса РСФСР и привести законодательство РСФСР в соответствие с Кодексом.

Председатель Президиума Верхового
Совета РСФСР
М.Яснов
Секретарь Президиума Верхового
Совета РСФСР
Х.Нешков

Москва, Кремль
1 июля 1970 года

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

Градостроительное законодательство 1960-90 г.г

После Пленума ЦК КПСС в июне 1962 года строительные организации были преобразованы в главные территориальные управления по строительству, подчинённые министерствам строительства республик. За совнархозами были оставлены только функции застройщиков.

Законом от 2 октября 1965 года Госкомитет по делам строительства СССР был преобразован в союзно-республиканский орган государственного управления. Были выделены в отдельные системы строительные и производственные организации: специализированные (по транспорту, производству строительных материалов, монтажным и специальным работам) и общие (по республиканским министерствам строительства).

В этот период в строительстве, в отличие от промышленности, преобладала система республиканского подчинения. Функции Госстроя СССР были связаны в основном с осуществлением единой технической политики, руководством архитектурой, планировкой городов и т. д., ввиду чего Госстрой СССР не занимался оперативным руководством и хозяйственным управлением строительными предприятиями.

Указом от 21 февраля 1967 года «Об образовании строительных министерств СССР» Президиум Верховного Совета СССР учредил систему соответствующих союзно-республиканских министерств СССР, охватывающих предприятия тяжёлой индустрии, промышленного производства, сельского строительства, которые были переведены на двойное подчинение – Советам Министров союзных республик и союзно-республиканским министерствам СССР.

Особенность новой системы управления строительством состояла в сочетании отраслевого принципа с территориальным единством подрядных организаций. Это означало, что в рассматриваемой сфере отсутствовало единое руководство, строительство однородных объектов осуществлялось различными организациями, не было утверждённых генеральных планов развития городов.

17 октября 1969 года Советом Министров СССР было утверждено Положение о Министерстве строительства СССР. В компетенцию указанного государственного органа входило руководство строительством промышленных предприятий, зданий и сооружений, жилых домов и объектов культурно-бытового назначения независимо от того, к каким отраслям народного хозяйства они были отнесены; контроль за выполнением заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов.

Особая роль в управлении строительством принадлежала союзно-республиканскому Государственному Комитету СССР по делам строительства (Госстрой СССР), который в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года нёс ответственность за проведение единой технической политики в строительстве, совершенствование проектно-сметного дела, повышение качества проектирования; а также за улучшение архитектурного облика городов, промышленных центров и посёлков.

Действуя в области технического регулирования, Госстрой СССР утверждал общегосударственные нормативы, сметные нормы, правила, инструкции и другие нормативные акты по строительству, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями и организациями независимо от их подчинённости.

При Госстрое СССР был образован Государственный Комитет по гражданскому строительству и архитектуре, наделённый полномочиями по проведению единой градостроительной политики, направленной на развитие городов и посёлков.

Система строительных министерств, сформированная в 60-е годы, функционировала на основе сочетания территориального и отраслевого принципов. Отрасли строительства – промышленное, сельскохозяйственное, жилищно-гражданское – в качестве объекта регулирования были рассредоточены по многочисленным отраслевым и территориальным органам управления. Построение такой системы управления строительной деятельностью в СССР и республиках препятствовало специализации строительства (увеличивалось количество дублирующих друг друга организаций на одной и той же территории).

Рассмотренные органы управления строительством просуществовали до реформ начала 90-х годов. С распадом СССР в декабре 1991 года были ликвидированы союзные органы управления строительством. Некоторое последующее время продолжали действовать строительные министерства и ведомства УССР, система которых была изменена с провозглашением независимости.

В результате исторического анализа рассматриваемой сферы, можно сделать вывод, что процесс зарождения и становления организации и управления строительным комплексом был последовательным и соответствовал тому или иному периоду государства.

Исторический анализ возникновения и развития организационно-правовых форм строительного комплекса в СССР свидетельствует об активной роли государства и правящей Коммунистической (большевистской) партии в руководстве данным комплексом. За годы советской власти была создана в целом жизнеспособная хозяйственно-социальная структура, решающая как специфические технические проблемы строительной индустрии, так и общесоциальные (обеспечение населения жильём, решение задач промышленного и сельскохозяйственного строительства, специального строительства и т. д.).

Особенно яркое выражение успехов в строительстве имело в период решения одной из самых актуальных проблем в СССР – переселении подавляющей части советских граждан из бараков и коммуналок в благоустроенные квартиры. Целенаправленная деятельность государства выдвинула СССР в число ведущих держав мира по масштабам и темпам строительства.

Однако, являясь составной частью всего советского общества, система управления строительным комплексом не могла не испытывать на себе влияние административно-бюрократических методов государственного руководства, тоталитарного политического режима.

В конце 1980-х годов внутренние проблемы, присущие системе управления строительным комплексом, и общая социально-экономическая ситуация в СССР, обусловленная ориентацией на переход к рыночной экономике, послужили толчком к проведению организационно-структурных преобразований системы, демократизации процессов управления.

Формальным днем начала работы над архитектурно-градостроительным законодательством был день открытия (первого и последнего) объединенного пленума правления СА СССР и СА РСФСР 25 октября 1989 года в городе Пенза.

В действительности работа началась на два года раньше с образования подготовившего этот пленум Совета по архитектурно-градостроительному законодательству СА СССР.

Очень показателен даже перечень рассматриваемых на этом пленуме документов: Проект Основ градостроительного законодательства СССР и союзных республик, Примерная структура Градостроительного Кодекса союзной (автономной) республики, Городской архитектурно-градостроительный Устав, Проект Положения об эскизном архитектурном проекте, проект Положения об архитекторе-авторе проекта. Первые документы создавались на абсолютно пустом месте, так как ни одного закона по градостроительству и архитектуре до этого не было более семидесяти лет, создание законодательной базы в правовом вакууме при полном отсутствии судебной практики и тотальной правовой безграмотности похоже на строительство здания без фундаментов.

Единственными ориентирами в те годы был разнообразнейший мировой и дореволюционный российский опыт регулирования градостроительства и архитектуры, который надо было в авральном порядке изучить и, что важнее, отделить «зерна от плевел» – принципы от национальных особенностей.

В ходе проводимых реформ в Украине после 1991 года была создана система управления градостроительным комплексом, ориентированная на новые социально-экономические и политические цели и задачи.

Отсюда несовершенство и не полнота таких скороспелых законов, которые, к тому же, не очень ложились на нашу почву с ее особым совковым менталитетом. В таких условиях, преодолевая непонимание , в первую очередь, строителей и всеобщее невежество, в самом конце1980-х создавался фундамент того , что сейчас стало обычным.

Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве
    • Статья 3. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности
    • Статья 4. Объекты градостроительной деятельности
    • Статья 5. Типы поселений Российской Федерации
    • Статья 6. Особое регулирование градостроительной деятельности
  • Глава II. Обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности (ст.ст. 7 — 20)
    • Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности
    • Статья 8. Обеспечение прав граждан на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности
    • Статья 9. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
    • Статья 10. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил
    • Статья 11. Обеспечение размещения предприятий, учреждений, организаций и имеющих рекреационное и оздоровительное значение объектов
    • Статья 12. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий
    • Статья 13. Обеспечение соблюдения градостроительных требований при размещении объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения
    • Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий
    • Статья 15. Создание условий доступности мест работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания
    • Статья 16. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к использованию гражданами и юридическими лицами земельных участков
    • Статья 17. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
    • Статья 18. Участие граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности
    • Статья 19. Профессионально-творческие организации (объединения) в области градостроительства
    • Статья 20. Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности
  • Глава III. Полномочия органов государственной власти и предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства (ст.ст. 21 — 23)
    • Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в области градостроительства
    • Статья 22. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительства
    • Статья 23. Предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства
  • Глава IV. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности и их полномочия (ст.ст. 24 — 27)
    • Статья 24. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности
    • Статья 25
    • Статья 26. Полномочия органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации
    • Статья 27. Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по реализации их полномочий в области градостроительства в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях
  • Глава V. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (ст.ст. 28 — 30)
    • Статья 28. Назначение и виды градостроительной документации
    • Статья 29. Государственная экспертиза градостроительной документации
    • Статья 30. Основные градостроительные требования к разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально-экономического развития территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований
  • Глава VI. Градостроительное планирование развития территории Российской Федерации и территорий субъектов Российской Федерации (ст.ст. 31 — 33)
    • Статья 31. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации
    • Статья 32. Консолидированные схемы градостроительного планирования
    • Статья 33. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации
  • Глава VII. Градостроительное планирование развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (ст.ст. 34 — 37)
    • Статья 34. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)
    • Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений
    • Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований
    • Статья 37. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности
  • Глава VIII. Регулирование использования территорий городских и сельских поселений при осуществлении градостроительной деятельности (ст.ст. 38 — 48)
    • Статья 38. Территории городских и сельских поселений
    • Статья 39. Правила застройки
    • Статья 40. Виды территориальных зон
    • Статья 41. Жилые зоны
    • Статья 42. Общественно-деловые зоны
    • Статья 43. Производственные зоны
    • Статья 44. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
    • Статья 45. Рекреационные зоны
    • Статья 46. Зоны сельскохозяйственного использования
    • Статья 47. Зоны специального назначения
    • Статья 48. Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий
  • Глава IX. Регулирование использования территорий пригородных зон городов при осуществлении градостроительной деятельности (ст.ст. 49 — 50)
    • Статья 49. Территории пригородных зон городов
    • Статья 50. Регулирование использования территорий пригородных зон городов
  • Глава X. Государственные градостроительные нормативы и правила (ст.ст. 51 — 53)
    • Статья 51. Государственные градостроительные нормативы и правила
    • Статья 52. Градостроительные нормативы и правила федерального уровня
    • Статья 53. Градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации
  • Глава XI. Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности (ст.ст. 54 — 55)
    • Статья 54. Назначение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности
    • Статья 55. Порядок ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности
  • Глава XII. Регулирование застройки территорий городских и сельских поселений (ст.ст. 56 — 64)
    • Статья 56. Градостроительные требования к использованию земельных участков в городских и сельских поселениях
    • Статья 57. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений
    • Статья 58. Проекты планировки
    • Статья 59. Проекты межевания территорий
    • Статья 60. Проекты застройки
    • Статья 61. Проектная документация
    • Статья 62. Разрешение на строительство
    • Статья 63. Специальные разрешения
    • Статья 64. Сервитуты в области градостроительства
  • Глава XIII. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве (ст.ст. 65 — 67)
    • Статья 65. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности
    • Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве
    • Статья 67. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве
  • Глава XIV. Экономическая основа градостроительной деятельности (ст.ст. 68 — 70)
    • Статья 68. Источники финансирования градостроительной деятельности
    • Статья 69. Использование средств федерального бюджета на осуществление градостроительной деятельности
    • Статья 70. Компенсация в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой существенное изменение среды жизнедеятельности
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области градостроительной деятельности (ст. 71)
    • Статья 71. Международное сотрудничество в области градостроительной деятельности
  • Глава XVI. Заключительные положения (ст.ст. 72 — 73)
    • Статья 72. О введении в действие настоящего Кодекса
    • Статья 73. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом

Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.

Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года

Настоящий Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Настоящий Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *