Содержание

Что такое ГКН?

Государственной кадастр недвижимости – информационная база, содержащая данные обо всех объектах на территории Российской Федерации – участках и объектах недвижимости.

ГКН является подразделением Росреестра.

Основные задачи:

  1. Проводить учет объектов;
  2. Проводить мониторинг границ;
  3. Проводить межевание участков;
  4. Проводить оценку стоимости объектов.

В процессе учета и оформления объектов происходит присвоение индивидуального номера участка, который содержит данные об объекте, в том числе о его размерах и материала, из которого он изготовлен, либо типа земли на которой он стоит, а также его стоимость.

Указанный номер именуется кадастровым, так как основой для его формирования являются кадастровые данные местонахождения недвижимого имущества.

  • Номер является основой для расчета стоимости объекта и ее обоснования.
  • Номер подтверждается факт его регистрации.
  • Номер позволяет узнать дополнительные данные о нем.

В основном, кадастровые номера вызывают интерес у потенциальных покупателей недвижимости, так как с их помощью можно получить исчерпывающую информацию об объекте, в том числе и его официальную стоимость.

ГКН раз в 5 лет проводит переоценку объектов и переоценку их стоимости. Однако документы, выданные ГКН имеют статус бессрочных, кроме случаев, когда данные объекта были изменены: перепланировка, разделение участка, увеличение участка и т.д.

В каком виде можно получить сведения из ГКН?

В зависимости от ситуации: покупка дома или его продажа, разрешение споров с соседями по поводу границ участка и т.д., могут понадобиться те или иные данные об объекте. В связи с этим, ГКН предоставляет возможность получить информацию в нескольких видах, каждый из которых отличается объемом данных и их приватностью.

Кадастровый паспорт

Является основным документом, отражающим данные об объекте. Юридическая значимость паспорта заключается в том, что при его отсутствии проводить сделки с недвижимостью невозможно. Т.е. паспорт является одним из обязательных документов, предоставляемых для регистрации перехода права собственности на объект.

Содержит данные по формам В1-В4:

  1. Кадастровый номер объекта. Номер уникальный и в нем заложена основная и главная информация об участке, доме или квартире. Основой для формирования номера являются кадастровые данные: регион, район и квартал местонахождения недвижимого имущества (адрес).
  2. Информация о размерах (площади);
  3. Материал, из которого изготовлено здание/квартира;
  4. Год возведения;
  5. Кадастровая стоимость.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

№ п/п Номер формы
1 2 3
2 В.1 Данные об объекте, заложенные в его номере – адрес и категория земли, а также информация о собственнике, стоимости, площади и т.д.
3 В.2 План объекта со схемой, если было проведено межевание. В ином случае данных по форме В.2. не будет.
4 В.3 Сведения об ограничениях, связанных с использованием объекта. К примеру, для земельных участков, наличие ограничений связанных с нахождением объекта в заповедной зоне, водоохранной и др.
5 В.4
  • Стоит отметить, что паспорт имеют только те объекты, которые были поставлены на учет в органе государственной регистрации — в отделении Росреестра по месту нахождения объекта. В противном случае, при обращении, объект сначала ставится на учет, а затем составляется его кадастровый паспорт.

Поправками в законодательство предусмотрено обязательное внесение в паспорт данных о границах территории для участков. Без указанной информации совершать какие-либо манипуляции с участком, связанные с его продажей будет невозможно. Данная поправка вступит в действие с 2018 года. Для этого, с 2015 года, Росреестром проводится тотальная ревизия границ.

Кадастровая выписка

Формируется на основании данных, указанных в информационной базе ГНК. Грубо говоря – дублирует информацию, указанную в паспорте. Однако выписка содержит полные данные об объекте. Перечень необходимой к предоставлению информации формируется заказчиком самостоятельно.

  • Информация выписки необходима для проведения межевальных работ, а также для уточнения границ участка при спорах.

Информация в выписке предоставляется по формам КВ.1-КВ.6.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

№ п/п Номер формы
1 2 3
2 КВ.1 Данные В.1 паспорта
3 КВ.2 Данные В.2 паспорта
4 КВ.3 Данные о внутренних границах участка, если он разделен. Заполняется в случае, если было проведено межевание. В ином — данных по форме КВ.3 — КВ. не будет.
5 КВ.4
6 КВ.5 Данные о границах участка, а также основная информация о соседних: номера, информация о владельцах и т.д.
7 КВ.6 Данные о поворотных точках границы по двойной системе координат.

Основное предназначение выписки – информативное.

  • Доступна к получению даже по тем категориям объектов, которые не поставлены на учет в Росреестре. Однако в таком случае выписка будет содержать информацию лишь о местоположении участка и его границах, а также факт того, что объект на учете не состоит.

Кадастровый план территории

Содержит информацию об участке, а также объектах, расположенных на нем. Т.е. это формы В.2. и КВ.2. паспорта и выписки.

В основном, используется инженерами для проведения кадастровых и межевальных работы, в связи с этим, особую значимость для иных категорий лиц не несет.

  • Юридическая значимость плана территории заключается в том, что без него невозможно оформить право собственности на землю или объект, а также поставить его на кадастровый учет.

План отражает до мельчайших деталей все объекты, находящиеся на описываемой территории. Необходимый атрибут – изображение, с четко отраженной границей участка.

Информация в выписке предоставляется по формам КВ.1-КВ.6.

Структурировав данные по формам, можно их представить в виде таблицы:

№ п/п Номер формы
1 2 3
2 КВ.1 Данные В.1 паспорта
3 КВ.2 Данные В.2 паспорта
4 КВ.3 Данные В.2-В.4 паспорта
5 КВ.4 Подробная схема каждой части участка крупным планом.
6 КВ.5 Данные КВ.5 выписки
7 КВ.6 Данные КВ.6 выписки

Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Оформленный по образцу документ, отражающих стоимость объекта.

  • В первую очередь кадастровый номер содержит стоимость объекта. Так как в номере отражена информация о регионе, районе и квартале, на территории, на которой имущество расположено. Это крайне важная информация при покупке участка или загородного дома, так как плодородность почв напрямую зависит от места их расположения.

Справка выдается на каждый из объектов отдельно. Т.е. если на участке находится дом, то справка на сам участок и находящийся на нем дом будет составлена отдельно.

Данные о стоимости объекта обновляются каждые 5 лет. Однако в юридических сделах принимаются справки, срок которых не превышает 1 года.

Копии документов, на основании которых сведения были внесены в ГКН

Таковыми могут быть:

  • технический или межевой план,
  • постановление администрации, на основани которого произведено изменение разрешённого вида использования земельного участка
  • документ, подтверждающий правомерность изменения назначения помещения или здания,
  • документ со сведениями о собственнике или адресе объекта недвижимости и др.

Получение сведений из ГКН онлайн

Современные технологии позволяют иметь доступ к интересующей информации в режиме онлайн. Росреестр – не исключение. На портале государственного учреждения любой желающий может получить общую информацию об объекте. Однако там представлена лишь информация, не имеющая приватности.

  • Для получения информации, являющейся тайной, необходимо оставлять советующий запрос. Сотрудники ГКН изучают приложенные к запросу данные, а также его обоснованность и в установленные срок предоставляют информацию.

Запрос сведений ГКН на портале Росреестра

Для получения сведений из ГКН на портале Росреестра необходимо:

  • Зайти на портал государственных услуг, выбрать административный орган – Росреестр.
  • Затем, перейдя на его сайт, во вкладке «Сервисы», выбрать функцию «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
  • Поиск объектов осуществляется по нескольким данным, в том числе и по адресу. Необходимо ввести в поле адрес интересующего объекта.
  • В окне информации, пользователю будут представлены данные об интересуемом объекте – участке или объекте капитального строительства.

Чтобы получить дополнительную информацию, отражающую отдельные характеристики объекта: метраж, данные о собственнике и т.д., необходимо:

  • Зайти на публичную кадастровую карту Росреестра, расположенную во вкладке «Сервисы».
  • Ввести адресные данные участка/объекта капитального строительства.

Преимуществом указанного способа является:

  1. Отсутствие очередей;
  2. Информация предоставляет бесплатно;
  3. Информация предоставляется моментально.

Сроки предоставления сведений

По общему правилу, паспорт предоставляется через 5 дней, после обращения заявителя. Однако если объект не был поставлен на учет, то срок предоставления данных увеличивается до 2-х недель.

Что касается таких сложных проектов, как планы территории : технические и кадастровые, то информация по ним предоставляется в течение 15-ти дней.

Перечень информации, предоставляемой ГКН достаточно обширен, как и способы ее предоставления:

  • Кадастровый паспорт;
  • Кадастровая выписка;
  • Кадастровый план территории;
  • Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Виды документов варьируются в зависимости от объема необходимой для заказчика информации. Так, если необходимо объект оформить, то требуется его паспорт, а если получить о нем информацию – выписка.

Если необходимо разобраться с границами объекта – кому он принадлежат, то формируется либо план объекта, либо производится выписка из паспорта, при наличии ранее составленного плана.

В зависимости от приватности информации, она содержится либо на сайте Росреестра, либо предоставляется при наличии соответствующего запроса. В заявлении указывается наличие личных прав на объект, а также основания, по которым информация необходима.

Данные на сайте Росреестра можно изучить для личного осведомления. Однако если требуется официальное подтверждение стоимости участка, либо местоположения его границ – необходимо получить официальный документ.

О сайте

Дмитрий Баландин

Специалист по недвижимости. Автор публикаций по вопросам ипотеки, материнского капитала, покупки и продажи квартир. Консультирует по юридическим вопросам, связанным с ТСЖ и ЖКХ

Сведения из государственного кадастра недвижимости (ГКН)

Разделы статьи:

  • Что такое ГКН?
  • Виды сведений ГКН
  • Как получить сведения ГКН?
  • Запрос к информационному ресурсу ГКН
  • О преимуществах сервиса ГКН
  • О сроках актуальности сведений ГКН
  • Полезная информация

Современная реалия такова, что недвижимость стала одним из основных видов капитала как компаний, так и любого гражданина.

И чтобы душа не страдала из-за смещения границ земельных участков, или того хуже — из-за их наложения с соседствующим участком друг на друга, или самовольной перепланировки квартиры, важно своевременно позаботиться о правильном оформлении документов на свои объекты недвижимости.

Сегодня такое оформление сопряжено с получением сведений об объекте недвижимости из Государственного кадастра недвижимости (ГКН), а сама госуслуга по предоставлению необходимой людям информации стала одной из наиболее востребованных.

С 2017 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) изменила формы предоставления информации об объектах недвижимости.

Произошло это в связи с требованиями федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ), выполнение положений которого сопровождалось объединением 2-х государственных структур, занимавшихся ранее учётом и регистрацией объектов в раздельном порядке:

  1. Государственного Кадастра Недвижимости (ГКН),
  2. Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

В результате их слияния появилась новая государственная информационная служба — Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), сконцентрировавший в единую базу:

  • данные о недвижимости,
  • сведения о правах собственности на недвижимость.

ЕГРН стал единственным достоверным источником систематизированной информации об объектах недвижимости на территории РФ. Часть сведений из ЕГРН была открыта для публичного доступа.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) представляет собой сведённую в единую систему полную информацию обо всех объектах недвижимого имущества (земельных участках, квартирах, домах, зданиях любого назначения), которые были поставлены на кадастровый учёт.

Такой свод сведений содержит и информацию о границах земельных объектов, которыми могут быть как границы небольших участков в садоводствах или населённых пунктах, границы участков для фермерских хозяйств или производственных территорий заводов, авиационных, речных и морских портов, школ и детских садов, больниц, санаториев, стадионов, магазинов, парковок и т.д., так и границы городских и сельских поселений, районных, областных и краевых муниципальных образований и государственная граница Российской Федерации.

Свои границы имеют территориальные функциональные зоны и зоны с особыми условиями использования, с которыми приходится считаться при решении задач строительства новых или реконструкции уже существующих объектов, при создании баз отдыха или коттеджных посёлков. Есть границы охранных зон линий электропередач, газопроводов и нефтепроводов, и границы земель, относящиеся к лесному фонду или Министерству обороны. Сведения обо всех них также зарегистрированы в ГКН.

Подготовка и систематизация сведений об объектах недвижимости ведётся в соответствии с требованиями закона «О государственном кадастре недвижимости».

Получить же необходимые материалы для проведения сделок купли-продажи или для уточнения характеристик объекта, или для того, чтобы отстоять своё право собственности из-за любого посягательства на земельный участок или причинении вреда этому участку и зданию на нём и многих других задач, можно, воспользовавшись государственным информационным ресурсом ГКН.

Информационный ресурс ГКН ведь и создан не только для того, чтобы вести государственный учёт объектов, но чтобы этот учёт позволял быстро и без проблем решать вопросы граждан и организаций, то есть, чтобы обеспечить организацию оборота зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Это и есть его основное назначение.

Виды сведений ГКН

Существует несколько видов данных кадастра. В определённой жизненной ситуации может потребоваться какой-то конкретный из них.

Рассмотрим это подробнее.

  • Кадастровый паспорт объекта недвижимости

Это выписка из ГКН, в которой содержатся уникальные характеристики объекта недвижимости и сведения, необходимые для его регистрации.

Этот документ потребуется, когда заверяется договор купли-продажи объекта при обращении к нотариусу, или когда нужно оформить наследство или дарственную.

Необходим он и при получении ипотечного кредита, когда объект передаётся в залог, а также при заключении договора страхования построенного на земельном участке жилого дома для оценки объекта недвижимости. Нередко кадастровый паспорт запрашивается в случаях судебных споров.

  • Выписка из ЕГРН

Наиболее полные сведения об объекте недвижимости содержит именно этот документ.

Объём интересующих сведений в выписке из ЕГРН можно определить самостоятельно. Для этого в завлении на их получение нужно лишь указать необходимые разделы выписки. К примеру, сведения о наличии или об отсутствии ограничений (обременений) на земельном участке содержатся в разделе о частях земельного участка, а информация о кадастровой стоимости — в разделе основных сведений об участке.

Выписка из ЕГРН потребуется для подготовки документов о межевании. Без неё проведение кадастровых работ будет невозможно, ведь она содержит полные данные о координатах характерных точек границ участков, адреса собственников или пользователях смежных земельных участков, с которыми, возможно, придётся согласовывать границы или заниматься урегулированием проблемы наложения участков.

Кадастровая выписка предоставляется на платной основе.

  • Кадастровый план территории (КТП)

Так называется тематический план кадастрового квартала. Документ состоит из 2-х частей, текстовой и графической.

В текстовой части содержатся сведения обо всех земельных участках, сведения об их площадях, присвоенных им кадастровых номерах, их местоположении. А в графической — наглядно, в виде планов, изображается весь квартал с точными его границами, здания, сооружения, линии инженерных коммуникаций и другие объекты, находящиеся рядом с кадастровым кварталом. Кадастровый план территории часто требуется при проведении кадастровых работ.

КПТ предоставляется на платной основе.

  • Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Содержит сведения о кадастровом номере объекта и его кадастровой стоимости.

На основе сведений справки ведётся расчёт величины налога при оформлении кредита и наследства и при выкупе объекта недвижимости. Кадастровая справка часто используется и в судебных разбирательствах

Кадастровые справки предоставляются на бесплатной основе.

  • Копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости были внесены в ГКН

Это могут быть копии технического или межевого плана, копия постановления администрации, на основани которого произведено изменение разрешённого вида использования земельного участка, копия документа, подтверждающего правомерность изменения назначения помещения или здания, или копия документа со сведениями о собственнике или адресе объекта недвижимости, и др.

Копии документов предоставляются на платной основе.

Как получить сведения ГКН?

Получить сведения ГКН можно разными способами.

  • Личное обращение

Самый привычный для многих способ.

Это может обращение:

  • в многофункциональный центр, работа которых организована в каждом муниципальном районе,
  • в любой офис приёма-выдачи документов Кадастровой палаты или Росреестра.

Важно знать, что в этой ситуации не имеет значения территория расположения объекта недвижимости, то есть запос сведений ГКН можно сделать в любом МФЦ или отделении Кадастровой палаты.

  • Почтовое отправление

По-прежнему актуальным остаётся способ запроса в виде почтового отправления.

В этом случае запрос нужно сделать в орган кадастрового учёта по месту нахождения объекта недвижимости или по месту его дислокации на той территории, к которой объект относится.

Оформляя запрос, необходимо указать кадастровый номер или точный адрес объекта, вид и форму запрашиваемых сведений, личный или почтовый способ получения сведений, персональные данные заявителя.

Сделать запрос таким способом может любой человек, являющийся собственником объекта объекта недвижимости, или действующий по доверенности от его имени.

  • Электронный запрос через портал Росреестра

На сегодняшний день это удобный и самый быстрый способ получения сведений ГКН.

Готовые документы с портала направляются в электронном виде по указанному заявителем адресу электронный почты.

Они могут быть пересланы или в бумажном виде по почте, если завитель при подаче запроса укажет такой вариант их получения

Электронный запрос сведений ГКН экономичен с точки зрения оплаты и сроков получения информации. Связано это с тем, что сокращены сроки рассмотрения запросов о предоставлении сведений из ГКН, поданных через портал.

Для получения нужного документа, нужно зайти на портал Росреестра, в раздел «Государственные услуги» и ознакомиться с их перечнем в правой колонке:

  • Получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости
  • Получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости
  • Получить выписку из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости
  • Получить выписку из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости
  • Получить кадастровый план территории из ЕГРН
  • Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН
  • Подать заявление на государственную регистрацию прав.

Кликнув на соответствующий пункт запроса и заполнив требуемые поля, отправить заявку на предоставление информации из кадастра недвижимости.

На странице Сервисы можно выполнить следующие действия и задачи (в порядке изложения на странице):

  • Проверка электронного документа — позволяет сформировать печатное представление выписки, полученной в электронном виде, и проверить корректность электронной цифровой подписи, которой она подписана.
  • Проверка исполнения запроса (заявления) — позволяет определить статус ранее оправленной заявки посредством ввода её номера и дальнейшего нажатия кнопки «Проверить». На экране отобразится информация о стадии рассмотрения заявления (например, «Заявление зарегистрировано», «Сведения подготовлены» и др.).
  • Офисы и приемные — позволяет выполнить предварительную запись авторизованным пользователям (авторизация с использованием учетной записи единого портала государственных услуг Российской Федерации — в Личном кабинете).
  • Открытые данные — позволяет получить сведения из наборов открытых данных Росреестра.
  • Реестр кадастровых инженеров — позволяет найти и уточнить полномочия и квалификационные сведения о кадастровых инженерах.
  • Реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров — позволяет

Не менее полезны будут и такие сведения:

  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online
  • Публичная кадастровая карта
  • Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки c детализацией других возможностей:
    1. Процедуры государственной кадастровой оценки
    2. Отчеты об определении кадастровой стоимости
    3. Проекты отчетов об определении кадастровой стоимости
    4. Отчеты об оценке рыночной стоимости
  • Геопортал — представляет единую точку доступа к геопространственной информации РФ и обеспечивает поиск, просмотр, загрузку метаданных, а также скачивание и публикацию пространственных данных и веб-сервисов (в соответствии с правами доступа и видом лицензии на использование материалов).

На Сервисе формирования квитанции можно осуществить платёж при заказе услуги «Подать заявление на государственную регистрацию прав»:

  • для формирования квитанции вводится 20-значный код платежа, который был сформирован для обращения,
  • при этом используются банковские реквизиты для оплаты государственной пошлины за регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
    1. при подаче заявления через Портал Росреестра — КБК 321 1 08 07020 01 1000 110
    2. при подаче заявления в МФЦ — КБК 321 1 08 07020 01 8000 110

Удобство сервиса Росеестра по предоставлению информации из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) в электронном виде трудно недооценить. Он позволяет получить достоверные сведения и о собственнике земельного объекта, и необходимые характеристики земельного участка или о зданиях и сооружениях на нём, и сведения о границах и других параметрах.

Запрос к информационному ресурсу ГКН

С 1 июня 2015 года на портале Росреестра заработала новая электронная услуга Запрос к информационному ресурсу ГКН.

Использование её позволит обеспечить:

  • поиск объекта недвижимого имущества,
  • копирование информации об объекте, о котором известен лишь адрес недвижимого имущества, и, соответственно, получение данных о кадастровом номере, площади, категории и многом другом.

Доступ к ресурсу обеспечивается уникальным кодом — «ключом доступа».

Получить его можно, воспользовавшись одним из способов:

  • через портал Росреестра,
  • в любом офисе приёма документов Кадастровой палаты или МФЦ,
  • запросом ключа доступа по почте в адрес территориального отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра».

После получения ключа порталом предоставляется доступ к перечню государственных услуг Росреестра:

  • информация об адресах территориальных отделов Филиала,
  • форма бланка запроса в электронном виде,
  • инструкция по использованию ключа доступа

Ключ будет выдан бесплатно, и он не имеет срока действия. Но за доступ к сведениям из ГКН предусмотрена плата (за исключением ограниченной категории лиц, имеющих право на получение сведений безвозмездно).

К примеру, для физических лиц информация о сведениях из ГКН о 100 объектах недвижимости обойдётся в 200 руб., данные о 1000 объектах — в 1000 руб, то есть информация о об одном объекте недвижимости обойдётся по стоимости не более 2 руб.

Такой запрос по поданному обращению обеспечивает:

  • поиск объекта недвижимого имущества,
  • копирование информации об объекте, о котором известен лишь адрес недвижимого имущества, и, соответственно, получение данных о кадастровом номере, площади, категории и многом другом.

О преимуществах сервиса ГКН

  1. информация предоставляется оперативно — за нескольких минут,
  2. кругосуточное время работы портала,
  3. дистанционное обращение — имея доступ в интернет, запрос можно сделать в любом месте.

Существенным и приятным обстоятельством является стоимость получения сведений из ГКН, которая оказывается намного ниже в сравнении с обычным способом.

О сроках актуальности сведений ГКН

Сведения ГКН, предоставленные на основании любого запроса, будут актуальными на дату их подписания.

Если с момента их получения прошло много времени, информация об участке может потерять свою актуальность.

Причин много. К примеру, кадастровая стоимость земель переоценивается в результате массовой государственной кадастровой оценки 1 раз в 5 лет. Данные переоценки вносятся в ГКН, а значит, обновляются 1 раз в 5 лет.

Может так случиться, что кадастровая выписка была получена, а через полгода в ГКН внесли результаты переоценки земель, то есть в полученной ранее справке окажутся устаревшие сведения, а она станет недействительной. За выпиской придётся обратиться вновь.

Такие моменты необходимо учитывать, заказывая сведения своевременно.

Полезная информация

С возможностями любого вида разрешённого использования земельных участков позволит ознакомиться новый их Классификатор ВРИ-2015, вступивший в силу с дополнениями и изменениями 3 ноября 2015 года.

С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться .

В 2017 году Выписки из ЕГРП заменены на Выписки из ЕГРН

Выписки из ЕГРН заменили Выписки из ЕГРП в 2017 году

С 1 января 2017 года вступили в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц. Произошла замена Выписок из ЕГРП на Выписки из ЕГРН. Ознакомиться с подробностями можно .

Полезно ознакомиться

  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться .
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться .
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться .
  • Представление о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можнополучить .

  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться .

  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .

  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться .

  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать .

33.Государственный земельный кадастр

Государственный земельный кадастр– элемент государственного управления использования и охраны земель. Ведение земельного кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель и землеустройства. Государственный земельный кадастр– систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Объектами государственного кадастрового учетаявляются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок, цели и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ «О государственном земельном кадастре». Целью создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение: – государственного и муниципального управления земельными ресурсами; – государственного контроля за использованием и охраной земель; – мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; – государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; – землеустройства; – экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; – установления обоснованной платы за землю; – иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Принципы ведения государственного земельного кадастра: 1) единство системы и технологии ведения земельного кадастра на всей территории РФ; 2) непрерывность внесения в земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; 3) сопоставимость и совместимость сведений земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах; 4) учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земель – действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Земельный кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства. Документы о кадастровом учете земель подразделяются на основные, вспомогательные и производные. Основные документы: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Вспомогательные документы: книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы: доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, отчеты, обзоры, иные справочные документы. При проведении кадастрового учета проверяются представленные документы, составляются описания земельных участков, присваиваются кадастровые номера участкам, изготавливаются кадастровые карты (планы) и формируются кадастровые дела. Функции ведения земельного кадастра реализует Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра

1. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

2. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

3. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

4. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

6. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

7. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

8. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

2.3. Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее — кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) утратил силу;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

14. Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

16. Соглашение, указанное в пункте 15 настоящей статьи, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

17. Соглашение, указанное в пункте 15 или 16 настоящей статьи, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

35. Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

В числе функций государственного земельного контроля можно выделить информационную, превентивную, а также функцию пресечения.

Информационная функция государственного земельного контроля заключается в получении, обобщении и анализе сведений о состоянии и использовании земель, об исполнении контролируемыми субъектами предписаний земельного и других отраслей законодательства, а также направлении материалов о выявленных земельных правонарушениях (преступлениях) на рассмотрение уполномоченных органов для решения вопроса о привлечении виновного лица к юридической ответственности. Превентивная функция состоит в профилактике нарушений земельного законодательства путем вынесения обязательных к исполнению предписаний, направленных на устранение причин и условий, их порождающих.

Функция пресечения направлена на приостановление неправомерных действий лиц, виновных в совершении земельных правонарушений. Так, в исключительных случаях государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель вправе самостоятельно принять решение о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. К таким случаям, в частности, можно отнести приостановление промышленного строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, проведения агротехнических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим деградационным процессам, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение.

Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 утверждено Положение о государственном земельном контроле, устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. В соответствии с Положением Государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и ее территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Главным государственным инспектором РФ по использованию и охране земель является руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Земельный кадастр в России

В Российской Федерации правила ведения земельного кадастра закреплены в Земельном кодексе.

В СССР ведение земельного кадастра было предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.

Согласно федеральному закону земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Однако, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ Закон «О государственном земельном кадастре» признан утратившим силу. С принятием в 2007 году Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» было введено новое понятие — «государственный кадастр недвижимости».

Согласно требованиям к оформлению земельных участков межевание стало обязательной процедурой. С 1 января 2018 года земельный надел, у которого нет межевого плана (МП), считается проблемным, и любые манипуляции с ним (продажа, оформление дарственной, раздел, объединение с другими и так далее) на практике становятся невозможными.

Государственный кадастровый учёт земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Кадастровая карта представляет собой карту, которая показывает границы и право собственности на земельные участки. Некоторые кадастровые карты содержат дополнительную информацию: местные наименования участков, уникальные идентификационные номера, номера свидетельства о собственности, информацию об обслуживающих организациях, а также площади кадастровых участков.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля использования и охраны земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • землеустройства;
  • экономической оценки земель и учёта стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного земельного кадастра, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» упразднено.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ иными Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс содержит общие положения по процедуре перевода и соответственно в чьей компетенции находится тот или иной участок :

  1. земли, находящиеся в федеральной собственности — Правительство РФ
  2. земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности — органы исполнительной власти субъектов РФ
  3. земли, находящиеся в муниципальной собственности — органы местного самоуправления
  4. земли, находящиеся в частной собственности:

-земли сельскохозяйственного назначения — органы исполнительной власти субъектов РФ -земли иного целевого назначения — органы местного самоуправления. При этом в отношении земель поселений независимо от их форм собственности установлена специальная норма : перевод земель поселений в земли иных категорий и наоборот осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен в ст.2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Как видно из содержания статьи основополагающим документом является ходатайство, в котором указываются основные индивидуализирующие признаки земельного участка — кадастровый номер, категория земель обоснование перевода, права на земельный участок.

В результате правового анализа предоставленных документов принимается либо решение о переводе либо решение об отказе. Основания для отказа законодатель чётко указал в ст.4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ:

  1. установления ограничения перевода земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод
  2. наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы
  3. установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Глава 2 Земельного кодекса РФ устанавливает особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Данные особенности касаются определенных категорий таких как, земли сельскохозяйственных угодий, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.

Что касается практического решения вопроса о переводе земли, то практика разнится с теорией, и в большинстве случаев процесс перевода осложняется отсутствием четкого механизма в действиях чиновнического аппарата. Некоторые собственники вынуждены в судебном порядке реализовывать своё право, предусмотренное законодателем. В последнее время сложилась определенная позиция судебных органов, нацеленная на поддержку интересов заявителей и устранение коллизий норм Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На сегодняшний день все земельные участки в Российской Федерации можно разделить в зависимости от их целевого назначения на категории. Есть сельскохозяйственные земли, населенных пунктов, земли промышленности, энергетики и транспорта, а также земли запаса, особо охраняемые территории, земли водного и лесного фонда.

Чаще всего категория, к которой был отнесен земельный участок, определяется его историческим использованием. Информация же о целевом назначении земельного участка вносится в государственный реестр.

Порядок проведения кадастрового учета земельных участков

Процедура регистрации а также кадастровый учет земельных участков регламентируется в РФ на основании действующего ФЗ-218. Этот закон указывает, какие функции и действия имеет право осуществлять Роскадастр по отношению земельных участков.

Пошаговый алгоритм

Для постановки на учет земельного участка необходимо выполнить следующие действия:

  • Заполнить заявление в Росреестре. Необходимо указать в заявление услугу постановки на кадастровый учет, а при желании одновременное прохождение государственной регистрации. Ранее эти действия необходимо было осуществлять раздельно.
  • Предъявляем документ личности собственника земельного участка. Можно предоставить доверенность, которая заверяется нотариально для лица представляющего интересы собственника.
  • Предъявляем технический или кадастровый межевой план территории. Этот документ можно заказать путём заказа услуги кадастровых инженеров или обратившись в БТИ.
  • Предъявляем правоустанавливающие документы на недвижимость. Это может быть договор купли-продажи, аренда или иной документ, подтверждающий правовые отношения между собственником и земельным наделом.
  • Оплачиваем установленную сумму государственной пошлины.
  • Получаем документ в виде выписки из ЕГРН, где указан кадастровый учет земельного участка в соответствующем разделе.

Правила постановки являются едиными, разница в оплате госпошлины для юридических и физических лиц.

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданный участок

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *