Правовой статус педагогических работников (краткий обзор законодательства)

Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании), физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, называется педагогическим работником. Педагогические работники отнесены к числу лиц, являющихся участниками образовательных отношений (пункт 31 статьи 2 Федерального закона об образовании).

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (далее – номенклатура должностей педагогических работников).

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

К педагогической деятельности согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей данной статьи ТК РФ;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем указанной выше части статьи 331 ТК РФ;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лицам, которых не допускают к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством, запрещается занимать должности руководителя образовательной организации.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 ТК РФ, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

К полномочиям названной комиссии законодатель отнес оценку возможности работника, привлекавшегося к уголовной ответственности за совершение названных выше преступлений, продолжать работу в образовательной организации (с возможностью осуществления судебного контроля в случае несогласия работника с принятым решением комиссии). Наличие судимостей у работника в отсутствие решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске его к работе, исключает возможность осуществления им трудовой деятельности в сфере образования, воспитания и развития, отдыха и оздоровления несовершеннолетних, в связи с чем трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Ограничения на занятие педагогической деятельностью могут быть предусмотрены не только ТК РФ, но и иными федеральными законами. Например, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к определенным видам деятельности и, в частности, к работе в образовательных организациях (статья 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Статья 331.1 ТК РФ устанавливает особенности отстранения от работы педагогических работников. Так, помимо случаев, названных в статье 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника также в случае получения от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за умышленные преступления категорий, не названных в абзацах третьем и четвертом части 2 статьи 331 ТК РФ, на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2016 N 55-КГ16-5.

С 1 января 2017 года в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115н (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2015 г. N 36091) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда применяется профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (зарегистрировано Минюстом России 6 декабря 2013 г. N 30550). При этом, согласно статье 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Особенностью правового регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками является обязательность прохождения ими предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, что предусмотрено в пункте 9 части 1 статьи 48 Федерального закона об образовании. Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (приложение № 2) (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2011 N 22111).

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в обязательном порядке также справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Указанная справка выдается в порядке и по форме, которые установлены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (зарегистрировано Минюстом России 05.12.2011 N 22509).

В соответствии со статьей 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (зарегистрировано Минюстом России 25.02.2015 N 36204). При регулировании рабочего времени педагогических работников необходимо исходить из следующего:

продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не может быть одинаковой для всех педагогических работников, так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей их труда;

согласно номенклатуре должностей педагогических работников в сфере образования используются 40 наименований должностей педагогических работников;

труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся.

В зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы. Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников образовательной организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 01.06.2016 N 42388), и должен учитывать положения, указанные в пункте 1.2 указанных Особенностей.

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (пункт 3 части 5 статьи 47 Федерального закона об образовании). Продолжительность этого отпуска определена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». Этим же постановлением определена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей (часть 7 статьи 51 и часть 4 статьи 52 Федерального закона об образовании; пункт 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации).

Педагогические работники имеют право также на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. N 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (зарегистрировано Минюстом России 15.06.2016 N 42532). Право на указанный отпуск имеют педагогические работники замещающие должности, поименованные в разделе 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.

За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске сохраняется:

место работы (должность);

объем учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов).

Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации.

Продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, определяются коллективным договором.

Педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), — для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Право устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 N 869 предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (пункт 6 части 5 статьи 47 Федерального закона об образовании). Внеочередной порядок предоставления жилья по договорам социального найма для отдельной категории граждан предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Круг таких лиц определен в части 2 статьи 57 ЖК РФ, положения которой не предусматривают наличие такого права у педагогических работников.

При этом необходимо принимать во внимание, что согласно части 8 статьи 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 Федерального закона об образовании).

Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2013 N 963 педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Данным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены также Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения указанным лицам.

Обращаем внимание, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона об образовании нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать указанному Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными Федеральным законом об образовании. Таким образом, снижение нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение. Федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления.

Кроме того, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названные органы несут бремя судебных расходов в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, и судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные истцом.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, в том числе, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.06.2017 по делу N 33-4067/2017).

Специфика педагогической деятельности, важность и значимость ее задач и целей, а также высокий уровень ответственности педагога за здоровье и правильное формирование личности обучающегося или воспитанника обусловливают помимо оснований прекращения трудового договора, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, установление дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическими работниками.

Согласно статье 336 ТК РФ дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Увольнение педагогического работника за повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения является мерой дисциплинарного взыскания (часть третья статьи 192 ТК РФ). Поэтому увольнение по указанному основанию допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работника (часть третья статьи 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий. Факт психического насилия может быть установлен по состоянию психики лица, подвергшегося насилию. Увольнение по пункту 2 статьи 336 ТК РФ является нарушением норм профессионального поведения и не требует наличия вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении или обвинительного приговора для увольнения по этому основанию (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.08.2017 по делу N 33-12544/2017).

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 ТК РФ (В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров).

Педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, перечисленными в части 3 статьи 47 Федерального закона об образовании. При этом академические права и свободы, согласно части 4 статьи 47 указанного Федерального закона должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Предоставляя права и свободы педагогическим работникам, гарантируя их реализацию, законодатель возлагает на педагогических работников обязанности и ответственность, указанные в статье 48 Федерального закона об образовании. Так, в частности, согласно пункту 8 статьи 48 данного Федерального закона педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утвержден приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (зарегистрировано Минюстом России 23.05.2014 N 32408) (далее – Порядок проведения аттестации).

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1 статьи 49 Федерального закона об образовании; пункт 2 Порядка проведения аттестации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом представление руководителя образовательной организации в аттестационную комиссию должно быть мотивированным, а представление документов о профессиональной деятельности работником в силу пункта 14 Порядка проведения аттестации не является обязательным требованием, а обусловлено усмотрением самого работника. Ссылка аттестационной комиссии на отсутствие у аттестуемого документов о профессиональной деятельности противоречит регламентированным требованиям аттестации, проводимой не для установления квалификационной категории, а в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.02.2016 по делу N 33-1920/2016.

Педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка проведения аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения по соответствующим основаниям (письмо Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 03.12.2014 N 08-1933/ N 505).

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 48 Федерального закона об образовании, учитывается при прохождении ими аттестации.

Статья на тему: Требования к личности педагога в свете нового Федерального Образовательного Стандарта

Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта.

состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится»*. Введение ФГОС — это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.

Для педагогов со сложившейся системой работы, особенно для успешных, главная причина профессиональных неврозов — неопределенность. Задачи поставлены новые, а как их решать — не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности и ведет к стрессу. У молодых же специалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

  1. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема — задача — результат.
  2. Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться». Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования неНаиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества.
  3. предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!». Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
  4. С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:

  1. умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
  2. корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
  3. формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

  1. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы — подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни

Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.

В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение противоречия, возникающего в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего — «Я».

Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Профессионально важные качества педагога:

1. Профессиональная компетентность:

a)Знания

· Общий кругозор,

· методика,

· предмет,

· педагогика,

· психология

b) Умения

· Адаптационные 1) подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; 2) использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; 3) адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня егоподготовленности; 4) подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения; 5) снимать психологический барьер при работе над учебным материалом; 6) создавать средства наглядности (схемы, таблицы, правила-инструкции и т.д.) и использовать их в качестве ориентировочных опор; 7) методически правильно использовать на занятиях технические средства обучения (ТСО). Технические средства обучения – это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация (например, видеофильм и видеомагнитофон).,

· коммуникативные. Умения общения в педагогическом процессе – это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия. 1) устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; 2) настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру; 3) выражать все необходимое на занятии вербально (с помощью речи), мимики и т.д.; 4) говорить выразительно, эмоционально, с экспрессией (выразительность, яркое проявление чувств, настроений, мыслей), экспромтно; 5) общаться с коллегами, администрацией.

· организаторские. 1) организовать работу в парах постоянного и переменного состава; 2) организовать групповую работу; 3) организовать коллективное общение; 4) организовать внимание класса, когда отвечает один ученик (пара или группа); 5) рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; 6) быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); 7) организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе; 8) организовать самостоятельную работу учащихся дома; 9) найти помощников среди школьников; 10) корректно предъявлять требования; 11) организовать воспитательную работу в группе; 12) организоватьгруппу и педагогически целенаправленно управлять ее деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива на протяжении всего курса обучения; 13) использовать активные методы обучения.,

· гностические лежат в основе учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность – организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленными человечеством.

Гностическими умениями являются:1) анализировать деятельность коллег; 2) анализировать собственную деятельность; 3) воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях; 4) вести научную работу, участвовать в исследованиях; 5) вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

· перцептивные. 1) понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир; 2) видеть всех учащихся в классе и каждого в отдельности; 3) отличать текущую информацию о школьнике от устойчивых его характеристик; 4) видеть статус ученика в коллективе, распознавать межличностные отношения в группе; 5) подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе речевой) учащегося; 6) видеть, в какой помощи нуждается учащийся в данный момент; 7) развивать личность школьника с учетом возможностей предмета; 8) адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика.

· проектировочные 1) планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету; 2) предвидеть результаты планирования, составлять прогноз (педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы); 3) отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; 4) анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; 5) учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; 6) анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; 7) делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д.; 8) определять необходимую дозу теории в практике обучения; 9) предвидеть и предупреждать утомление учащихся или спад в усвоении учебного материала, переключать их с одного вида работы на другой; 10) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях..

· Мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

· Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

2. Способности

· Проектировочные

· организаторские

· адаптационные

Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость.

3. Личностные качества

a) личностные качества

· Интеллектуальные

-хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;

-· осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.

· трудовые

— высокий уровень трудолюбия (явно выраженная трудовая активность и добросовестность в труде);

— положительное отношение к любому труду и прилежное его исполнение;

— умение строить гармоничные отношения с сотрудниками и преодолевать возможные противоречия в производственной кооперации;

— бережное отношение к продуктам труда и уважительное отношение к их создателям

— освоение методов энергосберегающего и экологического труда.

· эстетические

-развитое эстетическое восприятие и способность к сравнительной оценке как произведений искусства, так и проявлений обыденной жизни;

-проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;

-способность дать адекватную эстетическую оценку поведению человека, его внешнего вида и речевой культуры;

-способность к несложной эстетической деятельности в области дизайна, обустройства помещения и подбора собственного гардероба;

— уважительное отношение к людям искусства и их произведениям.

· педагогический такт– соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

· гуманность включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.

· нравственность

— устойчивая мотивация на учительскую профессию, ориентированная в основном на моральные стимулы и направленная на общественный прогресс;

— коллективистская направленность в отношениях с коллегами и доверительно дружеские отношения с учащимися;

— способность разрешать конфликты по законам справедливости и чести;

— умение признавать собственные ошибки и приносить искренние извинения, готовность к ответственности, если неправильными действиями или поступками учителя причинен какой-либо вред;

— явно выраженное негативное отношение к любым формам национализма и расизма, высокий уровень понимания важности интернациональных отношений между людьми и народами;

— способность к сопереживанию во всех случаях попрания нравственных основ жизни и деятельности, к активной защитенравственности и нравственного поведения, активное и мужественное противостояние безнравственности и преступности;

— гуманистическое и правдивое поведение в классе, в обществе и дома;

— забота о сохранении семьи и воспитании детей;

— уважительное отношение к старшим;

— самокритичность и лояльность к критике;

— бережное отношение к природе и обществен

· темперамент

b) Ценностные ориентации.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.

Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация, устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала . В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

Профессиональное самосознание – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *