Содержание

Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями и дополнениями)

Увековечению подлежит память погибших и пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств, а также умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества. Увековечивается память погибших и умерших в плену, в котором они оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине. Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Закреплены формы увековечения памяти погибших при защите Отечества: сохранение и благоустройство воинских захоронений и отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших, установка мемориальных сооружений, создание мемориальных музеев, организация выставок, соответствующие публикации в СМИ, установление памятных дат, занесение фамилий погибших и других сведений о них в книги Памяти, присвоение фамилий и имен погибших населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, и др.

Самостоятельный раздел Закона посвящен захоронениям погибших при защите Отечества. Определен порядок захоронения (перезахоронения), рассмотрены вопросы государственного учета, содержания и благоустройства воинских захоронений, обеспечения их сохранности и восстановления.

В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается. Закреплен порядок ведения такой работы.

Определены органы управления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия. Рассмотрены вопросы финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти, а также ответственности за нарушение Закона.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Увековечению подлежит память:

погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнем. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнем памяти. Порядок периодичности горения Огня памяти устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Раздел II. ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей — на органы военного управления.

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств — Министерство иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств — представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

Раздел III. ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Статья 8. Организация поисковой работы

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших — органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Раздел IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ

ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ

ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;

разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;

организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе захоронений, расположенных на территориях других государств;

в установленном им порядке организует централизованный учет мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти;

устанавливает порядок периодичности горения Огня памяти;

осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;

организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;

рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Министерство обороны Российской Федерации:

по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации:

ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также учет погибших из числа своих военнослужащих и сотрудников;

осуществляет прием и временное хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, с последующей его передачей в органы внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации:

ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;

осуществляет прием и хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;

ведет учет погибших лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;

согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;

регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;

устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) — гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:

ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере средств массовой информации:

обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;

обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и искусства:

организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Органы местного самоуправления:

осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

создают резерв площадей для новых воинских захоронений;

осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Раздел V. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ

ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

>Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 N 4292-1 (ред. от 19.07.2018)

14 января 1993 года N 4292-1

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

>Раздел I. Общие положения

Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Раздел II. Захоронения погибших при защите отечества

Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества

Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений

Статья 7. Восстановление воинских захоронений

>Раздел III. Поисковая работа

Статья 8. Организация поисковой работы

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Раздел IV. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите отечества, и их полномочия

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Раздел V. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

>Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Увековечению подлежит память:

погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздаётся и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имён погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имён и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвящённых их подвигам, организация выставок;

присвоение имён погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

занесение имён погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня, является Вечным огнём. Элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность периодического горения огня, является Огнём памяти. Порядок периодичности горения Огня памяти устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Раздел II. ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей — на органы военного управления.

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Российской Федерации, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств — Министерство иностранных дел Российской Федерации через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Статья 5. Государственный учёт, содержание и благоустройство воинских захоронений

Воинские захоронения подлежат государственному учёту. На территории Российской Федерации их учёт ведётся органами местного самоуправления, а на территориях других государств — представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определён межгосударственными договорами и соглашениями.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учёт подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населённых пунктов, строительных объектов разрабатываются с учётом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

Раздел III. ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имён погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших — органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьёй 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учёта и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учёта. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передаётся в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Раздел IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и её координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет её координацию;

разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;

организует централизованный учёт и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе захоронений, расположенных на территориях других государств;

в установленном им порядке организует централизованный учёт мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти;

устанавливает порядок периодичности горения Огня памяти;

осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;

организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;

рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Министерство обороны Российской Федерации:

по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

ведёт учёт воинских захоронений и погибших военнослужащих;

координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:

принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

осуществляют документальный приём оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учёт и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учёт;

ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации:

ведёт учёт погибших военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также учёт погибших из числа своих военнослужащих и сотрудников;

осуществляет приём и временное хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, с последующей его передачей в органы внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации:

ведёт учёт погибших из числа своих сотрудников;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;

осуществляет приём и хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;

ведёт учёт погибших лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооружённых конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учёт и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;

согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;

регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;

устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) — гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:

ведёт учёт погибших из числа своих сотрудников;

принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;

участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере средств массовой информации:

обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;

обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и искусства:

организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Органы местного самоуправления:

осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;

создают резерв площадей для новых воинских захоронений;

осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учёта мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Официальный сайт Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

Внести в Федеральный закон от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» следующие изменения:

  1. Статью 5 изложить в редакции:

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств — представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Паспорт воинского захоронения составляется органом местного самоуправления по форме, установленной Приложением №1 к настоящему закону, на территории которого находится соответствующее воинское захоронение, при участии органов военного управления, в течение 2-ух месяцев с даты осуществления захоронения или с момента обращения лиц, сообщающих о наличии на территории соответствующего муниципального образования воинского захоронения, не имеющего паспорта.

Органы военного управления самостоятельно или в течение 10 дней с момента поступления запроса, обязаны предоставить соответствующему органу местного самоуправления все данные о воинских захоронениях, подлежащих государственному учету, необходимые для составления паспорта воинского захоронения.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации Служба внешней разведки Российской Федерации представляют в орган военного управления Министерства Обороны и соответствующий орган местного самоуправления сведения о воинских захоронениях своих погибших сотрудниках, подлежащих государственному учету.

Мемориальный знак – любой отличительный знак (табличка, надгробие, обелиск и т.п.), размещенный в непосредственной близости от воинского захоронения и содержащий следующую информацию: слова «воинское захоронение», фамилию, имя и отчество захороненного лица, даты его рождения и смерти, краткие обстоятельства гибели. Мемориальный знак устанавливается за счет и в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

  1. Статью 11 изложить в редакции:

Статья 11. Полномочия и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Министерство обороны Российской Федерации:

— руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;

— разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;

— организует централизованный учет и утверждает порядок паспортизации воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе захоронений, расположенных на территориях других государств. Отсутствие утвержденного порядка не препятствует осуществлению паспортизации;

— организует установку мемориальных знаков на воинских захоронениях, утверждает порядок их установки;

— осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;

— организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;

— рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;

— осуществляет издание Всероссийской Книги Памяти, координирует работу по изданию книг Памяти;

— по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

— участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;

— совместно с органами местного самоуправления ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

— координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

— совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

— рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников

— осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Органы военного управления:

— принимают участие в составлении паспортов воинских захоронений на территории соответствующих муниципальных образований

— принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

— оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

— осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

— оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации:

— ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также учет погибших из числа своих военнослужащих и сотрудников;

— передают документы и материалы, необходимые для составления паспортов воинских захоронений в соответствующие органы местного самоуправления.

— осуществляет прием и временное хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, с последующей его передачей в органы внутренних дел. принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

— участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации:

— ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

— передают документы и материалы, необходимые для составления паспортов воинских захоронений в соответствующие органы местного самоуправления.

— принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

— участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

— обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;

— осуществляет прием и хранение стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;

— ведет учет погибших лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

— принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

— участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти;

— передают документы и материалы, необходимые для составления паспортов воинских захоронений в соответствующие органы местного самоуправления.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

— разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

— через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;

— согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;

— регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;

— устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) — гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:

— ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

— передают документы и материалы, необходимые для составления паспортов воинских захоронений в соответствующие органы местного самоуправления.

— принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;

— участвует в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере средств массовой информации:

— обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;

— обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести, вновь паспортизированных воинских захоронениях.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры и искусства:

— организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

— принимает участие в издании Всероссийской книги Памяти;

— принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Органы местного самоуправления:

— при участии органов военного управления составляют паспорта воинских захоронений, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;

— с момента составления паспорта воинского захоронения осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации. В случае, если бюджет поселения имеет дефицит более 5 %, то органы государственной власти соответствующего субъекта обязаны предоставить соответствующему органу местного самоуправления субвенцию на содержание воинских захоронений;

— создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»»

В настоящее время федеральным уполномоченным органом по увековечению памяти погибших является Министерство обороны РФ, однако у ФСБ, МВД, Росгвардии т.п. нет обязанности передавать сведения о воинских захоронениях своих сотрудников в органы военного учета Минобороны и, как следствие, такие воинские захоронения Министерством Обороны не учитываются и единой базы не имеется.

Несмотря на то, что согласно законодательству, учет воинских захоронений осуществляют органы местного самоуправления, по факту паспорта воинских захоронений составляются военкоматами Минобороны (у органов местного самоуправления просто отсутствует необходимая для их составления информация).

Поскольку у органов местного самоуправления отсутствует необходимая информация, то они зачастую отказывают обратившимся и направляю их в военкоматы (органы военного учета), которые, в свою очередь, отправляют обратившихся обратно на основании нормы федерального закона о том, что учет воинских захоронений осуществляют органы местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным, необходимо закрепить обязанность ФСБ, МВД, Росгвардии и других федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрена воинская служба (их территориальных подразделений), предоставлять соответствующим органами местного самоуправления сведения о местах захоронения погибших, подпадающих под термин «воинское захоронение» и данные на таких погибших, необходимые для составления паспорта воинского захоронения.

2)Также, в связи с отсутствием регламентированной формы паспорта, в настоящее время для составления паспорта воинского захоронения используется так называемая карточка воинского захоронения (а такого понятия законом не установлено).

Также необходимо установить единую форму мемориального знака и определить его точное описание, поскольку в настоящее время не только форма не утверждена, но и в принципе мемориальный знак (как особый знак отличия воинского захоронения) на могилы не устанавливается. Следует возложить обязанность по изготовлению и установке знака на органы местного самоуправления.

Кроме того, поскольку очень часто органы местного самоуправления являются дотационными и у них отсутствуют денежные средства на реализацию полномочий по увековечению памяти погибших, необходимо предусмотреть обязанность органов гос.власти субъектов предоставлять органам местного самоуправления целевые субвенции на увековечении памяти погибших – уход за могилами, изготовление мемориальных знаков, если дефицит бюджета органа местного самоуправления составляет более 5%.

Данный законопроект был расмотрен на заседании Патриотической платформы партии «Единая Россия», затем был направлен на рассмотрение Первому заместителю руководителя фракции «Единая Россия», Председателю координационного совета фракции «Единая Россия» А.К. Исаеву для рассмотрения на площадке экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия».

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»»

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Внести в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 245; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.»;

2) в части первой статьи 5 слова «местными органами власти и управления» заменить словами «органами местного самоуправления»;

3) часть первую статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.».

Президент Российской Федерации

В. Путин


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *