Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 N 181-ФЗ (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 17 июля 1999 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
    • Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
  • Глава II. Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда
  • Глава III. Обеспечение охраны труда
    • Статья 11. Государственное управление охраной труда
    • Статья 12. Служба охраны труда в организации
    • Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда
    • Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда
    • Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда
    • Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  • Глава IV. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
    • Статья 20. Государственный надзор и контроль
    • Статья 21. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 22. Общественный контроль за охраной труда
  • Глава V. Ответственность за нарушение требований охраны труда
    • Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда
    • Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда
    • Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда
    • Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Закон об охране труда в Российской Федерации

Первый закон об охране труда был создан еще в 1999 году. Он состоял из нескольких статей, которые включали в себя общие положения ФЗ и сферу его применения. Также в документе прописывались дополнительные нормативные акты, которые имели непосредственное отношение к федеральному закону. Каждое предприятие должно придерживаться этих норм и не превышать свои полномочия, несмотря на что, что некоторые пункты претерпели изменения. Ниже будет представлен обзор нового законодательства, другие нормативные документы и степень ответственности за нарушение свода правил.

Какими актами регулируется

В основу закона об охране труда легли основные нормативные акты России:

  • Конституция РФ;
  • трудовой Кодекс РФ;
  • федеральный закон №197;
  • ФЗ «Основы охраны труда в России»;
  • ФЗ №116 «О безопасности на производстве»;
  • федеральный закон №125 «Об обязательном страховании сотрудников от профзаболеваний и травматизма».

ФЗ №181

Законодательные акты поясняют, что в Конституции отражены права граждан и их жизни в обществе. Согласно статье №7.2 здоровье людей на производственном объекте охраняется государством, а работодатели в свою очередь обязаны соблюдать нормы и обеспечивать полную безопасность. Отдельный пункт о гигиене описан в статье № 37.3. Именно в Конституции прописано о том, что каждому работнику должен предоставляться периодический отдых. Отпуск должен оплачиваться на основе статьи №37.5, если сотрудник устроен официально и подписывал трудовой контракт.

В статье №39.1 указано, что если человек заболеет и предоставит работодателю справку от врача, то время отсутствия на рабочем место должно быть оплачено согласно штатному расписанию. О социальном обеспечении свидетельствуют поправки 41.1, где указано, что каждый работник имеет право на медицинскую помощь во время несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. Если вред нанесен умышленно или на производстве халатное отношение к безопасности, подобное карается по всей строгости закона.

На заметку! Статья 42 дает гарантии того, что каждое рабочее место будет комфортабельным, иначе идет прямое нарушение законодательства.

Нормативные акты

Федеральный закон

В ФЗ №181 прописаны основы, на которые должны опираться работодатели. Даже бывшие республики Советского Союза, например, Беларусь, придерживаются подобной политики. В эти основы входят следующие пункты:

  • охрана труда должна обеспечивать сохранность человеческой жизни на производстве. Ответственность за несоблюдение правил безопасности ложиться на контролирующие органы;
  • обязательно соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • должен быть проведен организационно-технический процесс;
  • проведение профилактики травматизма;
  • расследование несчастных случаев на производстве;
  • работодатели должны создать подходящие условия труда;
  • особые условия для вредных или опасных предприятий;
  • организация рабочего места.

Дополнительная информация! Каждое предприятие должно иметь сертификат соответствия работ по ОТ.

Чем заменен 181 ФЗ об основах охраны труда в Российской Федерации

Выше указан только основной перечень, прописанный в федеральном законе. Законодательство позже внесло изменения в эту норму. Было принято заменить закон с учетом новшеств и нововведений. То есть закон официально не отменен, а разделен на несколько подразделов. Теперь любое предприятие должно руководствоваться ФЗ №90. В этом нормативном акте есть весь перечень документов, которые претерпели изменения. Редакция была произведена в 2005 году.

Законодательство РФ

Сфера применения ФЗ по охране труда

Нормативно-правовая база может действовать на территории всей страны, хотя в Москве и Московской области для некоторых предприятий выдвигаются дополнительные условия. Несмотря на это защита требуется гражданину в любой области, но ФЗ применяется в следующих сферах деятельности:

  • промышленность;
  • строительство;
  • химпроизводство;
  • сельское хозяйство;
  • горные работы;
  • геологические работы;
  • транспорт;
  • электроснабжение;
  • медицина.

На заметку! Каждый из этих пунктов имеет свои подпункты, но даже если новое правило распространяется на сферу деятельности только косвенно, его нужно придерживаться и соблюдать регламент.

Трудовой кодекс

Изменения в Трудовой Кодекс внесены в 2002 году. Основной раздел озвучивает порядок трудовых отношений между сотрудниками и работодателями. Ниже выделены основные аспекты, которые там прописаны:

  • установление государственных гарантий;
  • свобода граждан;
  • защита прав и интересов обеих сторон;
  • создание благоприятных условий для работы;
  • запрет на нарушение интересов государства;
  • официальное оформление каждого работника;
  • прохождение вводного и периодического инструктажа;
  • наличие должностной инструкции для каждого сотрудника.

Правовые основы

Статья № 56 ТК РФ рассказывает об оформлении трудовых отношений и подписании контракта. Организация обязана предоставить человеку должность с учетом его квалификации. Снабдить рабочим местом и необходимым для работы инвентарем, оборудованием. Обеспечить безопасность на рабочем месте. Сотрудник в свою очередь обязуется соблюдать устав компании и исполнять свои обязанности, согласно должностной инструкции.

На заметку! Срок трудового договора не должен превышать пять лет. После этого контракт должен перезаключаться.

Новое в законодательстве

Новшества можно разделить на несколько основных пунктов. Изменилась продолжительность рабочего времени. Продлили время обеда летом до двух часов тем сотрудникам, сферу деятельности которых можно отнести к опасным или вредным. Изменения коснулись также отпусков. В северных республиках дополнительные отпускные предоставляются лицам, у которых многодетная семья. Главное, чтобы трое или более детей еще не достигли 12-летнего возраста.

Ужесточился контроль за соблюдением надлежащих условий охраны труда. Включен дополнительный пункт о том, что в каждой организации сотрудникам должны предоставляться моющие средства для рук с обеззараживающим эффектом. Более жесткие правила появились для опасного производства. Теперь контролирующим органам необходимо вести дополнительный журнал, в котором каждый сотрудник должен расписываться за защитные предметы. Теперь на некоторых предприятиях предписано устанавливать стерильные комнаты.

Государственная политика

Другие нормативные документы

Техника безопасности должна содержать базовые стандарты и соответствовать другим нормативным актам. Правовых основ много, но стоит выделить основные:

  • ФЗ №197;
  • ФЗ №125;
  • ФЗ №116;
  • ФЗ №52, ст:25,25,34,35;
  • ФЗ №69;
  • ФЗ №109;
  • ФЗ №14, ст.59;
  • ФЗ №195, ст.5.27-5.31;
  • ФЗ №63;
  • ФЗ №384.

Нормативно-правовая база

Также к дополнительным нормативным актам стоит отнести ФЗ №123. В нем говорится о технике пожарной безопасности, которая должна соблюдаться на любом предприятии.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

В ст. 21 ТК РФ написано, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, которые являются локальным нормативным актом организации, регламентируют основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора. В частности, работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечивать безопасность труда.

Понятие о дисциплинарных взысканиях

Если сотрудник не соблюдает устав компании и нарушает правила, на основании статьи №192 ТК РФ сначала ему выносится замечание. Если нарушение повторяется второй раз, то уже человек получает выговор с занесением в личное дело. Параллельно он может быть оштрафован или лишен премиальных. Эти нюансы зависят от тяжести нарушения и других аспектов. Если человек нарушает правила в третий раз, то в лучшем случае его ждет увольнение. Дисциплинарная ответственность регламентируется статьей 189-196 ТК РФ.

Ответственность за любого рода нарушения ложится не только на работодателей, но и на сотрудников организации, которые работают официально по трудовому договору. Чаще всего ответственность носит административный характер, но если нарушение злостное, то при расследовании его могут оценивать по Уголовному Кодексу.

Действует ли ФЗ- №181 от 17.07.1999 года «Об основах охраны труда в Российской Федерации»?

Не могу разобраться Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» действующий или отменен. Если отменен, что вместо него введено

Наталья

В данный момент данный документ не действует на основании:

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014)

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Статья 2
2.Признать утратившими силу:
11) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702);

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Для определения вступления в силу данного закона следует руководствоваться следующим:

Письмом Минздравсоцразвития РФ 25.07.2006 N 1556-12 сообщается, что данный документ вступил в силу 6 октября 2006 года:

При определении вопроса о сроках вступления федерального закона в силу следует также руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. N 17-П, которым определено, что дата выпуска журнала «Собрание законодательства Российской Федерации» (о чем свидетельствуют выходные данные на журнале) совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
Это обусловлено тем, что журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», в отличие от «Российской газеты», не является ежедневным изданием, дата выхода которой всегда совпадает с датой, когда опубликованный в ней закон реально доходит до адресатов.
Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ был опубликован в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации» 3 июля 2006 года (N 27, статья 2878), а в «Российской газете» — 7 июля 2006 года (N 146).

В этой связи, по нашему мнению, датой публикации (т.е. фактического доведения содержания закона до адресатов) следует считать дату его опубликования в «Российской газете», т.е. 7 июля 2006 года, а датой вступления в силу — 6 октября 2006 года.

Если отменен, что вместо него введено

Наталья

Вместо него были внесены изменения в трудовой кодекс статьей 1 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

>Федеральный закон об охране труда

Из этой статьи вы узнаете:

ФЗ-181 об основах охраны труда в Российской Федерации – статус на 2018 год

Скачайте документы из статьи:

Федеральный закон об охране труда 181-ФЗ

Утвержденные правила и нормы по охране труда

Другие обязательные документы

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

181-ФЗ более 7 лет устанавливал государственные требования в сфере охраны труда. Если проанализировать его положения, бросается в глаза их универсальность. В рамках одного нормативного акта устанавливались не только требования по ведению охраны труда в организации. Закон ссылался на конкретные рекомендации, чего нет сейчас в ТК РФ.

В ФЗ об основах охраны труда были размещены статьи о привлечении к ответственности за нарушения требований ОТ. Таким образом, он подменял собой не только целый раздел нынешнего Трудового кодекса РФ, но и Кодекса об административных правонарушениях в части нынешней статьи 5.27.1, а также Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ.

К преимуществам федерального закона по охране труда можно отнести требования к работодателю в части взаимодействия с профсоюзными органами. Также жестким было требование по формированию комиссии по охране труда, которая должна была создаваться при наличии лишь 10 человек в организации и участвовать в планировании финансирования и обосновании затрат на ОТ, и т.п.

Сейчас же в ст. 218 ТК РФ указано, что комиссия создается только по инициативе или работников, или администрации, при этом – на паритетной основе. Нынешний Трудовой Кодекс не так категоричен к работодателю. Комиссию можно не создавать вообще, если нет обращений от сторон трудового партнерства.

Федеральный закон 181-ФЗ был принят Госдумой 23 июня 1999 года и утратил силу 5 октября 2006 года.

Внимание

Перечень действующих законодательных актов, регулирующих сферу охраны труда, смотрите в статье>>>

Федеральный закон об охране труда распространялся на все организации, с любой формой собственности – государственной, коммерческой или некоммерческой. Все предприятия, будь то производственный кооператив, бюро по оказанию услуг или магазин, независимо от направления деятельности и численности работающих, обязаны были его соблюдать.

Как и Трудовой Кодекс РФ, закон № 181-ФЗ не разделял своё действие на государственные и негосударственные формы собственности, но при этом в нем не были отражены особенности работы медиков, спортсменов и госслужащих.

Анастасия Бакулина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Основные положения закона по охране труда и технике безопасности и ТК РФ

В ст. 15 закона были установлены требования к работнику по обеспечению охраны труда. 214 статья Трудового кодекса, на первый взгляд, полностью идентична 15 статье 181-ФЗ, но при внимательном просмотре обнаруживается, что в ТК расширено понятие обязательного медосмотра, предоставлено право на внеочередное обследование, а также регламентировано проведение предрейсового, предсменного, послерейсового, послесменного обследований и обязательного психиатрического освидетельствования.

В 12 ст. 181-ФЗ указано, что в организациях со штатом 100 и менее работников решение о том, нужен или нет специалист по ОТ, принимается администрацией с учетом условий труда и специфики деятельности работодателя. Если же такого специалиста нет, то работодатель должен заключить договор «со специалистами, или организациями, оказывающими услуги в области ОТ». Следовательно, не исключался и договор с физлицом на оказание услуг по ОТ гражданско-правового характера.

Не пропустите!

В журнале «Справочник специалиста по охране труда»

Узнайте, сколько денег теряет работодатель, экономя на охране труда>>>

В 1999 году не было аккредитации в реестре организаций, оказывающих услуги по ОТ, поэтому предоставлять их могли те организации, которые вписывали в свой ОКВЭД код 74.14 – консультационные услуги в сфере бизнеса.

На сегодняшний день в ТК РФ четко прописаны требования к организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 217 на предприятии должен быть назначен специалист или создана служба по ОТ, а не группа или отдел. При этом, по статье 195.3 ТК РФ, наименование служб и должностей должны соответствовать указаниям ст. 217 и профстандарта.

Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, допускаются наименования должности – «Специалист по охране труда» или «Специалист в области охраны труда». Никакие другие вариации не допускаются.

В справочной Системе «Охрана труда» читайте рекомендации директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа

Как создать службу охраны труда на предприятии>>>

В ст. 1 федерального закона об основах охраны труда упоминается незнакомый ныне термин «сертификат безопасности». Очевидно, что имеется в виду не сертификация оборудования или машин. Видимо, в 1999 году шла речь о сертификации производственного процесса. Некоторые инспекторы гострудинспекции запрашивают у работодателя данный сертификат, однако это требование незаконно.

В 215 статье ТК РФ, как и в статье 16 181-ФЗ указано, что «на технологические процессы должны быть получены сертификаты соответствия или декларации о соответствии». Такая формулировка некорректна. В законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено следующее: «Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ». Технологические процессы продукцией не являются. Поэтому сертификата безопасности по ОТ в организации нет, но должен иметься сертификат пожарной безопасности. Это указано в ст. 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

НАША СПРАВКА

Многие организации имеют сертификат по OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012), и это относится к добровольной сертификации. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», обязательными являются технические регламенты, а стандарты носят характер добровольного применения (ст.11 Закона РФ «О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статью 20 федерального закона по охране труда заменил нынешний Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ. В этой статье были установлены требования к проведению проверок, права и обязанности инспектора ГИТ. В частности, инспектор имел право подать ходатайство в следственные органы о привлечении работодателя к уголовной ответственности. Теперь такое право имеет только суд, и то только при наличии тяжких последствий.

В статье 21 ФЗ указано, что задачами госэкспертизы УТ является подготовка предложений по отнесению предприятия к классу профриска. Как известно, даже сейчас, в феврале 2018 года, организации не знают, к какому классу они отнесены, и где могут получить информацию об этом. Методика оценки профессионального риска все еще находится в стадии разработки.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

181-ФЗ предусматривал такую меру ответственности работодателя, как прекращение деятельности. В нынешнем законодательстве такая мера отсутствует, самое большое, чем рискует сегодня организация – это приостановление ее деятельности на 90 суток. По 181-ФЗ решение о ликвидации организации или ее структурного подразделения принимал суд по требованию руководителя ГИТ. Для этого ему нужно было заручиться результатами госэкспертизы условий труда.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *