Проект Федерального закона n 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ)

Проект
N 97090719-2
Внесен депутатом
Государственной Думы
М.К. Глубоковским,
членом Совета Федерации
В.М. Крессом
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения между субъектами инновационной деятельности в Российской Федерации, определяет основы формирования и реализации государственной инновационной политики, отвечающей потребностям общества.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в данном Законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:
инновация или нововведение — это продукция творческого труда, имеющая завершенный вид товара, готового к применению и распространению;
базисная инновация — это продукция творческого труда, имеющая завершенный вид товара, базирующаяся на научном открытии, принципиально новой научной и (или) научно-технической идеи, изобретении;
инновационная деятельность является деятельностью, в том числе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, по организации производства, направленной на получение и использование признанных результатов интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств, «ноу-хау»), с целью создания и использования нового устройства, нового способа, нового вещества, применение ранее известных устройств, способов, веществ по новому назначению.
Новым устройством являются ранее не известные машины, приборы, инструменты и иные.
Новым способом являются ранее не известные способ изготовления изделия, получения вещества, способ лечения, способ предоставления услуг и иные.
Новым веществом является ранее не известные сплав, смесь, раствор, полученный нехимическим путем материал, химическое соединение и иные.
Применение ранее известных устройств, способов, веществ по новому назначению, когда без их изменения по существу положительный эффект получается именно благодаря такому применению.
новатор — автор инновации;
инвесторы — физические и юридические лица, в том числе иностранные, государства, а также международные объединения и организации, осуществляющие вложение капитала в инновационные проекты.
инновационно-инвестиционная деятельность — инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации;
техника — совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы знания и умения человека и которые человек использует для повышения эффективности своей деятельности;
технология — совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного или бытового применения;
государственная инновационная политика — деятельность органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, направленная на развитие и государственное регулирование инновационной деятельности, разработку механизма ее реализации;
инновационная программа — утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете или законом о бюджете субъекта Российской Федерации комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления инновационных проектов, исследовательских, опытно-конструкторских работ;
инновационный проект — организационно-технологическая схема работ по освоению и распространению новых видов продукции или технологий;
инновационная сфера — сфера деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая освоение и распространение инноваций;
субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности;
инновационная инфраструктура — организации, фирмы, объединения, научно-технические комплексы, способствующие осуществлению инновационной деятельности;
научно-технический прогресс — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий повышение производительности труда за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира.
Статья 2. Правовая основа инновационной деятельности
1. Инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Охрана прав новаторов осуществляется на основе законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
Глава II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Субъекты инновационной деятельности и их связь с инвестициями
1. Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности и включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую деятельность и иные виды работ, увязанные в единый процесс и направленные на создание или улучшение продукции, расширение ассортимента товаров, услуг.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчика и (или) исполнителей инновационных программ, проектов, мероприятий и работ, инвесторов, потребителей инноваций, поставщиков материально-технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс.
3. Заказчик не вмешивается в предпринимательскую и иную деятельность других участников инновационной деятельности, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
Заказчик, в случае, если он не является инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инновациями на период и в пределах полномочий, установленных договором(контрактом), и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Статья 4. Права субъектов инновационной деятельности
1. Субъекты инновационной деятельности имеют равные права и обязанности на осуществление инновационной деятельности, участие в конкурсах, аукционах, организуемых на территории Российской Федерации и за рубежом, осуществление закупок наукоемкой продукции, техники и технологий, привлечение средств инвесторов, на защиту от недобросовестной конкуренции, а также на государственную поддержку при выполнении заказов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации.
2. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют направления, виды, предметы и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекают на договорной (контрактной) основе юридических и физических лиц, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Статья 5. Участие общественных объединений и организаций в инновационной деятельности
1. К выработке и реализации государственной инновационной политики привлекаются общественные инновационные объединения, действующие в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.
Общественные организации, в уставе которых зарегистрирована инновационная деятельность, могут осуществлять ее за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и получать государственную поддержку при условии получения гранта по конкурсу.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации при подготовке проектов нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности могут привлекать общественные инновационные объединения для проведения экспертизы.
Статья 6. Договорные отношения между субъектами инновационной деятельности
1. Инновационная деятельность осуществляется на основе:
договоров о передаче достижений и результатов научной и (или) научно-технической деятельности в производственное освоение;
договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ строительного подряда и договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимых для осуществления инновационной программы, инновационного проекта;
договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, а также на страхование инновационных рисков при реализации проектов;
договоров (контрактов) с инвесторами, определяющих порядок и формы финансирования инновационных программ и проектов, расчетов и приемки результатов реализации проектов;
иных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По инновационному договору исполнитель обязуется подготовить и обеспечить использование (применение) новой продукции, а заказчик обязуется передать исполнителю соответствующую документацию и информацию, принять результат инновационной деятельности и оплатить продукцию.
2. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров для участия в инновационной деятельности, определение обязательств, любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации, является исключительным правом субъектов инновационной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство органов государственной власти, выходящее за пределы их компетенции.
3. Условия договоров (контрактов), заключаемых между субъектами инновационной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия.
Условия договоров (контрактов) могут быть изменены в случаях принятия новых законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающих иной порядок регулирования инновационной деятельности, или по дополнительному соглашению.
4. Результаты инновационной деятельности являются долевой собственностью субъектов инновационной деятельности, принимавших непосредственное участие в ее осуществлении, если иное не оговорено в договоре (контракте).
5. Субъекты инновационной деятельности возмещают другим участникам инновационного процесса убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.
6. При несоблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, а также обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инновационной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность, определяемую судебными органами.
7. Споры, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Правовые основы взаимоотношений органов государственной власти и субъектов инновационной деятельности
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантируют охрану их прав и интересов.
Органы государственной власти не могут ограничивать права субъектов инновационной деятельности в выборе объектов и видов инновационной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. При выполнении государственных заказов органы государственной власти Российской Федерации несут наряду с субъектами инновационной деятельности взаимную финансовую, имущественную и иную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение причиненного ущерба, в том числе упущенной выгоды.
3. Органы государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут прекратить или приостановить инновационную деятельность в случаях признания субъекта инновационной деятельности банкротом, стихийных и иных бедствий, введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, а также, если продолжение инновационной деятельности может привести к нарушению установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации экологических, санитарно-эпидемиологических и других норм и правил, прав и интересов юридических и физических лиц. Порядок возмещения ущерба участникам инновационной деятельности в этих случаях определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации может устанавливать специальный режим регулирования инновационной деятельности в отраслях, связанных с производством и использованием атомной энергии, обращением с радиоактивными материалами и отходами; созданием, испытанием, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и утилизацией ядерного оружия; созданием, испытанием, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и уничтожением химического оружия; созданием и производством вооружений, а также иных сферах деятельности, связанных с возможностью возникновения угрозы для жизни человека, экологической и социальной опасности.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Статья 8. Цели государственной инновационной политики
Целями государственной инновационной политики являются:
создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции, повышения благосостояния населения;
укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности Российской Федерации;
развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности;
поддержка и развитие научно-технического потенциала страны;
совершенствование и модернизация техники и технологий;
создание системы лизинга новой техники как одной из основ обновления техники и технологии;
создание благоприятных экономических условий российским и иностранным банкам для вложения средств в приобретение техники в целях последующей ее передачи в лизинг;
создание новых рабочих мест.
Статья 9. Принципы инновационной деятельности
1. Инновационная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
приоритет развития экономики, обеспечения продовольствием, материальными и энергетическими ресурсами, укрепления обороноспособности и обеспечения безопасности Российской Федерации, в том числе экологической, охраны здоровья населения и его жизнеобеспечения;

Об инновационной деятельности в Российской Федерации

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные цели и принципы инновационной деятельности в Российской Федерации, основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Настоящий Федеральный закон также регулирует отношения между субъектами инновационной деятельности, в частности, саморегулирование субъектов инновационной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

1. Под инновационной деятельностью в настоящем законе понимается деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг).

К инновационной деятельности относятся:

– деятельность по коммерциализации технологий, передаче технологий;

– выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции(работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;

– организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);

– осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;

– проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);

– производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;

– трансформация знаний в объекты интеллектуальной собственности.

2. Инноватор – физическое лицо, занятое инновационной деятельностью.

3. Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной, инновационную деятельность «де факто» и в соответствии с учредительными документами.

4. Инновационная организация, являющаяся предприятием по Гражданскому кодексу, признается инновационным предприятием.

5. Инновационное предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», признается малым инновационным предприятием.

6. Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте).

7. Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

8. Инновационный проект — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости, планы и мероприятия по реализации новых видов продукции, технологий, услуг.

9. Целевая инновационная программа — комплекс организационных мероприятий и инновационных проектов, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций.

Статья 3. Субъекты и объекты инновационной деятельности

1. Субъектами инновационной деятельности являются:

– физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;

– организации инновационной инфраструктуры;

– государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;

– общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые организации инновационной деятельности.

2. Объектами инновационной деятельности являются:

– результаты интеллектуальной творческой деятельности;

– инновационные проекты и программы;

– технологии, оборудование и процессы, продукты.

3. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и/или исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

4. Физические и юридические лица являются субъектами инновационной деятельности только на период осуществления ими инновационной деятельности на территории Российской Федерации.

Статья 4. Инновационная инфраструктура

1. Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации разработок.

2. Инновационно-технологические центры – юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в разработке и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах власти и управления, федеральных и иных фондах и их представительствах, охране интеллектуальной собственности.

3. Офисы коммерциализации разработок – создаваемые государственными научными учреждениями и государственными учреждениями высшего профессионального образования отделы коммерциализации научных разработок в целях отбора конкурентоспособных и коммерчески перспективных научных разработок с последующей их реализацией на конкурентном рынке.

Для достижения этих целей офисы коммерциализации разработок вправе участвовать в заключении лицензионных соглашений и иных формах коммерциализации интеллектуальной собственности, получать долю финансирования при получении дохода от коммерциализации научных разработок.

Статья 5. Основные цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

1. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации является обеспечение долгосрочного устойчивого развития государства, формирование экономики знаний в Российской Федерации, развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции.

3. Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации являются:

– создание органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;

– оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– участие представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственного стимулирования инновационной деятельности, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития инновационной деятельности;

– неприменение к субъектам инновационной деятельности положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение;

– гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;

– интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного воздействия на экономику;

– стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;

– консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций для развития инновационной деятельности;

– содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности.

Статья 6. Правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности в Российской Федерации

1. Развитие инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. В целях реализации государственного стиммулирования инновационной деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются:

– специальные налоговые режимы, обеспечивающие для субъектов инновационной деятельности упрощение налогообложения, налогового учета и отчетности;

– ускоренную амортизацию основных производственных фондов субъектов инновационной деятельности;

– компенсации определенных целевых затрат субъектов инновационной деятельности в связи с реализацией мер по развитию;

– компенсации определенных целевых затрат организаций инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности в связи с реализацией ими программных мероприятий;

– предоставления субъектам инновационной деятельности услуг на безвозмездной или льготной основе;

– предоставления государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

– предоставления субъектам инновационной деятельности или организациям инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности грантов, инвестиций и иных средств целевого финансирования;

– выделения ассигнований на предоставление субъектам инновационной деятельности кредитов и займов;

– установления для субъектов инновационной деятельности льгот и преимуществ при предоставлении им государственного и муниципального имущества в аренду, субаренду или безвозмездное пользование.

Помимо видов поддержки инновационной деятельности, предусмотренных настоящим пунктом, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе установить дополнительные виды поддержки за счет средств соответствующих бюджетов:

– особый порядок участия субъектов инновационной деятельности в приватизации и аренде государственного и муниципального имущества;

– льготный порядок предоставления субъектам инновационной деятельности кредитов, займов, поручительств и банковских гарантий;

– особый порядок участия субъектов инновационной деятельности в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

– иные меры по созданию для субъектов инновационной деятельности благоприятных условий, в частности поддержки экспорта инновационного продукта.

Статья 7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации по развитию инновационной деятельности

В целях обеспечения развития инновационной деятельности Правительство Российской Федерации осуществляет:

– выработку федеральной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности;

– определение общих принципов, приоритетных направлений, форм и методов развития инновационной деятельности;

– определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной поддержки инновационной деятельности, его функции и полномочия;

– утверждение федеральных целевых программ по развитию инновационной деятельности;

– нормативно-правовое регулирование участия субъектов инновационной деятельности в реализации государственных программ и проектов;

– разработку и реализацию мер, направленных на стимулирование взаимодействия научных центров и крупных предприятий с инновационными предприятиями;

– создание условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров и услуг;

– международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности.

Статья 8. Основные направления деятельности федерального органа исполнительной власти по развитию инновационной деятельности

Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию федеральной политики в сфере развития инновационной деятельности осуществляет:

– создание и развитие федеральных общедоступных информационных систем в сфере инновационной деятельности.

– анализ состояния инновационной деятельности и эффективности применения мер по его развитию, подготовку прогнозов развития инновационной деятельности в Российской Федерации;

– организацию научных исследований по проблемам инновационной деятельности;

– разработку и реализацию федеральных целевых программ, проектов и иных мероприятий по развитию инновационной деятельности;

– ежегодное представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии инновационной деятельности в Российской Федерации, включая отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных на развитие инновационной деятельности;

– методическое обеспечение и содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер по развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации;

– содействие защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности;

– взаимодействие с общероссийскими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам развития инновационной деятельности.

Статья 9. Основные направления деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности

1. В целях обеспечения развития инновационной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

– осуществляют подготовку и реализацию региональных программ по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

– принимают участие в реализации федеральных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации;

– создают необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации;

– координируют на региональном уровне деятельность организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности по реализации мероприятий, предусмотренных региональными программами по развитию инновационной деятельности;

– содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для инновационной деятельности;

– принимают меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации;

– оказывают содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности;

– решают другие вопросы в сфере развития инновационной деятельности, относящиеся к их компетенции.

2. В целях развития инновационной деятельности органы местного самоуправления вправе:

– осуществлять разработку и реализацию муниципальных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств местных бюджетов;

– участвовать в реализации на территории соответствующих муниципальных образований федеральных и региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности;

– принимать участие в создании и развитии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории соответствующих муниципальных образований;

– координировать деятельность организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности по реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами по развитию инновационной деятельности;

– принимать меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности на территории соответствующих муниципальных образований;

– решать другие вопросы в сфере развития инновационной деятельности, относящиеся к их компетенции.

3. Органы местного самоуправления могут наделяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями в сфере развития инновационной деятельности.

Статья 10. Саморегулирование инновационной деятельности

1. Организация инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания принципов саморегулирования субъектов инновационной деятельности и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

2. В целях развития инновационной деятельности, обеспечения координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обсуждения проектов нормативных правовых актов, программ и проектов по вопросам развития инновационной деятельности при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться Советы по развитию инновационной деятельности.

Указанные Советы формируются в основном из представителей субъектов инновационной деятельности, организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, а также из числа представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления.

3. Функции и полномочия Советов по развитию инновационной деятельности при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления определяются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Субъекты инновационной деятельности и субъекты, содействующие инновационной деятельности, вправе создавать саморегулируемые организации, выполняющие функции по пунктам настоящей статьи.

Статья 11. Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. В целях развития инновационной деятельности органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают, а органы местного самоуправления вправе оказывать поддержку субъектам инновационной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при предоставлении поддержки субъектам инновационной деятельности за счет своих бюджетов вправе устанавливать дополнительные условия оказания такой поддержки.

3. Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления включает финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, поддержку участия в выставках и ярмарках, меры по развитию трудовых ресурсов для инновационной деятельности, меры по развитию деятельности по предоставлению субъектам инновационной деятельности финансовых и иных услуг, а также другие направления поддержки, предусмотренные государственными и муниципальными программами по развитию инновационной деятельности.

4. Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется в форме предоставления субъектам инновационной деятельности или организациям инфраструктуры поддержки инновационной деятельности субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и займов, в форме выделения средств на обслуживание долговых обязательств, а также в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

5. Источниками финансирования инновационной деятельности являются:

– собственные средства субъектов инновационной деятельности;

– средства федерального, региональных и местных бюджетов;

– целевые средства;

– внебюджетные источники, в том числе федеральные и другие фонды;

– иностранные инвестиции;

– другие, не запрещенные законодательством источники.

Финансовые ресурсы из средств бюджетов на осуществление инновационной деятельности предусматриваются при формировании бюджетов на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с целевыми инновационными программами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе самостоятельно определять условия и порядок финансирования инновационной деятельности из средств региональных и местных бюджетов.

Предоставление денежных средств на инновационную деятельность из внебюджетных источников может осуществляться как на безвозвратной основе (пожертвования, благотворительная деятельность), так и на возвратной основе.

Финансирование инновационной деятельности из федеральных и других фондов осуществляется в порядке и на условиях, установленных этими фондами.

Убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих федеральным законам нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат возмещению из бюджетов.

Статья 12. Государственные и муниципальные программы по развитию инновационной деятельности

1. Поддержка субъектов инновационной деятельности осуществляется в соответствии с принимаемыми органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления программами по развитию инновационной деятельности

2. Федеральная целевая инновационная программа формируется в соответствии с направлениями государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации, основными направлениями социально-экономической политики, а также научно-технической политикой.

Целевая инновационная программа разрабатывается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В целевую инновационную программу включаются основные направления государственной поддержки инновационной деятельности на очередной финансовый год, и выделяемые под них объемы финансовых ресурсов, мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры, в том числе мероприятия по созданию инновационно-технологических центров в различных регионах, отраслях народного хозяйства и научно-образовательном комплексе.

Проект целевой инновационной программы на очередной финансовый год представляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации одновременно с бюджетным посланием на предстоящий год.

Государственная Дума осуществляет контроль за выполнением целевой инновационной программы и заслушивает отчет органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

3. В государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности для оказания специальных или дополнительных мер поддержки могут выделяться целевые группы субъектов инновационной деятельности:

– производящие товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

– малые инновационные предприятия;

– осуществляющие разработку и освоение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства;

– иные группы субъектов инновационной деятельности.

4. Объем финансирования программных мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указывается в расходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как отдельный вид расходов.

Федеральные органы исполнительной власти вправе направлять средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направлять средства своих бюджетов, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в местные бюджеты.

5. Порядок подготовки, принятия и реализации государственных и муниципальных программ по развитию инновационной деятельности устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 13. Порядок введения в действие Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Сфера науки, технологии и инновации в РФ сегодня регламентируется законом образца 1996 года. Понятно, что текст документа требует серьезных изменений. На данный момент правительство разрабатывает новый законопроект, соответствующий условиям актуального времени.

Общие сведения

Законопроект об инновациях поступил на рассмотрение специального комитета Государственной Думы 13.06.2017. Его автором выступил Сергей Матвеев, занимающий должность директора департамента науки и технологий при Министерстве образования и науки РФ, и группа специалистов. Проект документа должен был стать альтернативой действующему ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике», принятому еще в 1996 году.

История законопроекта началась в январе 2014 года (31.01), когда задачи по его созданию были определены на заседании Госдумы, рассматривавшем вопросы образования и науки. Целевая группа по разработке документа была образована в соответствии с решением председателя Думы Сергея Нарышкина. Уже в ноябре группа представила макет состава нового законодательного акта. В марте 2016-го с подачи Минобрнауки был опубликован концептуальный проект закона.

ФЗ №151 в последней редакции. Ссылка

Впервые законопроект обсуждался экспертным советом в апреле 2017 г. Ожидается, что в очередной раз кабинет министров внесет проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» со всеми доработками в Госдуму в марте 2018-го.

В структуре закона на данный момент присутствует пять разделов, содержащих 77 статей. Ожидается, что всего разделов будет девять.

  • Раздел первый (главы 1, 2; ст. 1 – 15) – описывает состав общих положений законопроекта;
  • Раздел второй (главы 3, 4, 5; ст. 16 – 26) – комплексные тезисы касательно научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • Раздел третий (главы 6, 7, 8; ст. 27 – 55) – субъекты отраслей, перечисленных в разделе 2 настоящего закона;
  • Раздел четвертый (главы с 9-й по 15-ю; ст. 56 – 75) – структура отраслей, приведенных в разделе втором;
  • Заключительные положения законопроекта приведены в разделе пятом, носящем порядковый номер «9» (ст. 76 – 77).

Также к законопроекту прилагается пояснительная записка, уточняющая некоторые аспекты касательно мотивов его разработки и задач, которые преследуют создатели ФЗ об инновационной деятельности.

Основные положения законопроекта

Проект, авторы которого планируют его воплощение в жизнь в ближайшем будущем, регламентирует комплексную организованную деятельность, такую как:

  • Научная;
  • Научно-техническая;
  • Научно-просветительская;
  • Научно-экспертная (включая патентную экспертизу);
  • Инновационная.

Содержание потенциального ФЗ максимально нацелено на выделение приоритетов в научно технологической эволюции. Он подразумевает принципы открытости и конкурентоспособности в финансовых инвестициях, привлекаемых на проектной основе. В акте предусмотрен систематический подход к решению задач планирования и осуществления прогнозов научно-технической деятельности. Разработанный законопроект полагает возможные изменения в процедурах по мониторингу и анализу деятельности между субъектами, вовлеченными в научный процесс. Также детерминируются главные аспекты в системе научной квалификации, призванной заменить имеющуюся систему государственной аттестации в науке и других сферах.

Своей главной целью создатели проекта преследуют содействие развитию научной, технологической и инновационной деятельности на всей территории России. Закон ставит задачу свести к минимуму руководящее управление данной сферой. Должны быть созданы благоприятные и конкурентные условия для эволюции науки, способные привлечь в ее ряды молодых перспективных специалистов. Научная и инновационная деятельность обязана иметь элементы саморегулирования. Для этого планируется передать часть директивных полномочий на уровень субъектов.

Параллельно предполагается создание результативных инструментов, способствующих налаживанию взаимосвязей между учеными и научными организациями с социумом, представителями бизнеса и государством.

Структура законопроекта, в том виде, в каком он задумывается, будет дорабатываться. Сегодня четко выстроенного «скелета» закона еще нет. Первый раздел или глава документа включают сам предмет регламента будущего ФЗ и систему используемых в нем понятий, соответствующих международным стандартам. Закрепляется главенствующая роль РАН и других академий наук как создателей единой научно-методической системы для исследований и разработок.

Закон декларирует в качестве основного принципа свободу в научных и творческих изысканиях. Это подразумевает демократичный способ выбора тем, направлений и типов по организации проектов и исследований. Назначается ответственность субъектов данной сферы за полученные исследования и их дальнейшее применение.

Глава 3 дает понятие термину «научное творчество». Отделяется универсальный подход к научно-просветительской деятельности. Указываются инструменты для ее поощрения со стороны государства.

В главе 4 закреплен правовой статус субъектов соответствующей деятельности. Оформлен ряд их полномочий и обязанностей, а также нормативы для ускорения эволюции научных учреждений, лидирующих в своей области.

Тематика остальных глав закона

Гл. 5

  • Порядок приобретения и использования научного оборудования, осуществляемого одним лицом или группой ученых;
  • Доступ ученых к государственным информационным системам на бесплатной основе;
  • Другие правовые вопросы.

Гл. 6

  • Регламент по развитию территорий, которым присвоен научно-технический или инновационный потенциал.

Гл. 7

  • Директивы, задачи и субъекты соответствующей деятельности научных организаций.

Гл. 8

  • Финансовые дотации со стороны государства и фондов развития для сферы научной и инновационной деятельности;
  • Финансирование за счет бюджетной системы, пожертвований и фондов целевых капиталов.

Гл. 9

  • План перехода со старой модели закона на новую.

Скачать проект закона об инновационной деятельности в РФ

Проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» в скором времени будет доработан и внесен на рассмотрение. Рекомендуем скачать его нынешнюю версию здесь.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *