Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации. Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ. И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»:

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации),
  • и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Именно он определяет критерий «государственности» средства массовой информации (ст. 3) и устанавливает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти.

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

  • Гражданский кодекс — сфере интеллектуальной собственности практически полностью посвящена часть 4 ГК РФ. Также постоянно увеличивается количество споров по ст. 152 ГК РФ – «Защита чести, достоинства и деловой репутации»;
  • Уголовный кодекс – множество дел в данной сфере возбуждается по ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Помимо прочего, защита информационной безопасности человека и гражданина прослеживается через весь Уголовный кодекс (ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», ст. 138.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»);
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Закон «О государственной тайне»;
  • Федеральный закон «О рекламе»;
  • Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации. К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи. Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую. По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии. Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий. Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Михаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области:

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ — определен порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об ограничениях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать медицинские или финансовые услуги. Не зная таких особенностей, можно привести к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

  • политическим обозревателям, например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • корреспонденту, ведущему криминальную рубрику – Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы, Законы «О полиции», «О прокуратуре» и тому подобное.

8. Законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, изображение, защиту чести и достоинства.

По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ — глава 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

В судебной практике категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Поэтому я рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

  • «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Наверняка многие слышали об исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании чужими фотографиями своих публикациях.

Поэтому нужно следить и за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

Так, еще в 2012 г. от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) нами был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

«5 шагов к гарантированной публикации. Как сделать так, чтобы ваш пресс-релиз напечатали». Пошаговая инструкция от экспертов медиа-рынка

Получить бесплатно

Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив.

Дмитрий Ястребов, к.ю.н. , главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»:

​Помимо российских законов, важное значение имеют и нормы международного права, в связи с этим, интерес также представляют и отдельные обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, посвященные практике соответствующих международных договорных органов.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015 г., отражена и ​​практика международных договорных органов ООН​, а именно,​ разъясняется правовая позиция Комитета ​​по правам человека ​о свобод​е выражения мнений​​ и возможных ограничениях. ​​Отмечается, что ​п. 2 ст. 19 ​Международного пакт​а​ о гражданских и политических правах​ предусматривает право ​СМИ на доступ к информации о государственных делах.

Таким образом,​ ​​свободная пресса и другие средства массовой информации могут иметь доступ к информации о деятельности выборных органов и их членов и имеют возможность высказывать свои мнения по общественно значимым вопросам без цензуры или ограничений и информировать общественность.

Любые ограничения, вводимые государством-участником на осуществление прав, защищаемых п. 2 ст. 19 Пакта, должны быть предусмотрены законом; они могут устанавливаться лишь на основаниях, предусмотренных в подп. a) и b) п. 3 ст. 19 Пакта, и должны строго отвечать требованию необходимости и соразмерности. ​

Согласно ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04 ноября 1950 г., каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.​​

​Особое внимание стоит уделять и отечественной судебной практике.

Кроме разъяснений ВС РФ, не стоит забывать и об отдельных судебных решениях по конкретным проблемным ситуациям.

Так, например, важным является Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2015 г. № Ф08-4845/2015, в котором, суд частично удовлетворил требования общества к редакции СМИ и главреду о признании недействительными, порочащими деловую репутацию данного общества сведений, распространенных в общественно-политическом и познавательном СМИ, и обязал опубликовать опровержение указанных сведений, а также о взыскал возмещения стоимости лингвистических исследований. Однако при этом суд отметил, что установленный Законом о СМИ порядок опровержения к досудебному (претензионному) порядку урегулирования спора не относится и является альтернативным порядком защиты нарушенных прав. Поэтому, данное общество в праве самостоятельно решить вопрос о том, обращаться ли ему за защитой нарушенных прав в арбитражный суд или потребовать опровержения непосредственно от газеты (организации) и главного редактора газеты.

Другой пример из судебной практике касается вопроса о так называемом «праве на ответ» в СМИ. В своём апелляционном определении Верховный суд Республики Бурятия от 22.07.2015 г. по делу № 33-2468/2015 отказался удовлетворить требования физического лица к другим физическим лицам и к нескольким ООО о признании порочащими и не соответствующими действительности утверждений. И при этом разъяснил, что спорные сведения в настоящем деле отражали комментарии по вопросам, представляющим определенный интерес в обществе, и, следовательно, должны были рассматриваться как оценочные суждения, а не как утверждения о факте. Поэтому даже негативная оценка деятельности истца и ее деловых качеств со стороны ответчика в совокупности с другими доказательствами по делу не является достаточным основанием для признания обоснованности исковых требований.

Несогласие гражданина, в том числе имеющего статус должностного лица, представителя власти или политического деятеля с публикацией каких-либо сведений в средствах массовой информации, носящих оценочный характер и даже в целом соответствующих каким-либо фактам, дает право на опубликование ответа в тех же средствах массовой информации.

В практике об освобождении от ответственности редакции, главреда или журналиста СМИ за действия/бездействие, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, стоит отметить практику московских судов. ​Так, Мосгорсуд, в своём апелляционном определении от 28.04.2015 г. по делу № 33-15778/2015, отказывая в удовлетворении требования главного редактора радиоканала «Эхо Москвы» А.А. Венедиктова к Роскомнадзору об оспаривании решения уполномоченного органа, указал, что положения п. 5 ст. 57 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не предоставляют права редакции СМИ нарушать требования ст. 4 этого же Закона, предусматривающей недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, поэтому основания освобождения от ответственности редакции отсутствуют.

49. Закон о сми. Права и ответственность журналиста.

Есть ряд международных конвенций о СМИ, Россия к ним присоединилась и в той или иной степени исполняет. Россия — член Совета Европы, она подписала еще не все конвенции, но большинство (о свободе слова и т. д.).

Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.

Статья 47. Права журналиста:

Связанные с% 1. Получением И, внутриредакционные права, авторские

— искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

— посещать гос. органы и организации;

— быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

— получать доступ к документам и материалам (искл. гос. тайна);

— копировать, публиковать, оглашать материалы;

— производить записи, за искл. случаев, предусмотренных законом;

— посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и т.д.;

— проверять достоверность сообщаемой ему информации;

— излагать свои личные суждения и оценки;

— отказаться от подготовки материала, противоречащего его убеждениям;

— снять свою подпись материалом, содержание кот., было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования;

— распространять подготовленные материалы.

Статья 49: Обязанности журналиста:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию;

4) сохранять конфиденциальность информации и/или ее источника;

5)получать согласие (за искл. случаев, когда это необходимо для защиты обществ. интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио и видеозаписи, кино и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

До 1990 в стране не было законодательства о СМИ (1917 — Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 — Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 — в действие). Революционность этого закона:

  • отмена цензуры в СССР(требование предварительно согласовывать в гос. органах материалы СМИ = цензура; после 1990 государство не имело права создавать цензурные органы);

  • удар по системе партийной советской печати — требование регистрации всех печатных органов (до этого требовалось только соглашение трудового коллектива) — издания получили независимость;

  • права и свободы журналиста, доступ к информации.

Закон 1990 умер вместе с СССР. Закон РФ о СМИ — февраль 1991 (1992 — в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избирательных прав и т. д.). Таким образом, сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем.

Современное законодательство РФ о СМИ состоит еще и из указов Президента, и из постановлений правительства (регулируют более частные сферы деятельности СМИ). кроме того, поскольку Россия — федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собственные законы о СМИ.

В современном законодательстве РФ о СМИ нет законов:

  • о теле/радиовещании;

  • о праве граждан на информацию.

(Законопроекты существуют, но они еще обсуждаются).

Есть ряд международных конвенций о СМИ, Россия к ним присоединилась и в той или иной степени исполняет. Россия — член СЕ, она подписала еще не все конвенции, но большинство (о свободе слова и т. д.).

Ответственность журналиста состоит из обязанностей. Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.

  • Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (47);

  • Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой ему информации (49).

В этом случае право журналиста фактически совпадает с его обязанностью. Право: журналист может требовать, чтобы его приняли в органах власти, показали официальные документы и т. д. В то же время подписав статью, журналист несет всю ответственность за достоверность передаваемой им информации. Опасность: даже если журналист пишет с оговорками, что это не его точка зрения (“по слухам…”), подчеркивает, что он сам в это не верит, он все равно сам несет ответственность за опубликованную им информацию, особенно если она задевает чьи-то права (честь и достоинство, личная жизнь и пр.). Как можно проверить достоверность информации: журналист — не сотрудник ФСБ, он не может провести экспертизу и т. д. Поэтому он должен не проверить, а проверять информацию, показать, что он все для этого делает, что в его силах.

Статья 50 Закона о СМИ говорит о случаях, когда можно демонстрировать скрытую запись:

  • если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего права на личную жизнь);

  • если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

  • если демонстрацию записи производится по решению суда и в зале суда.

Если журналист снимает не скрытой камерой, например, на улице, он должен избегать возможного причинения морального вреда. Если журналист записывает телефонный разговор на диктофон — это скрытая запись, и на ее использование нужно получить согласие человека, чей голос записали.

50. Законодательные нормы о недопустимости злоупотреблений свободой СМИ. Конституция РФ ст 29 п.2 гласит » Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».Закон РФ «О средствах массовой информации» Ст 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Ст 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ст.50 о скрытой записи (если не нарушает Конст РФ, для обществ интересов, по решению суда) Ст.51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста. Нельзя пользоваться журн статусом в личных целях, для фальсификации и сокрытия важных данных, слухов, сбора инфы не для СМИ, а также чтобы опорочить или дискреминировать ч-ка по расе, языку, региии и т.д. УК РФ Гл19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Ст136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Официального определения милитаристской пропаганды в законах нет. Но она заключается в создании образа «внешнего и внутреннего врага», призванные культивировать «патриотические» чувства, убеждение в необходимости увеличения армии и начала войны. Расистская и милитаристская пропаганда наказывается, в том числе и уголовно. Способы борьбы — судебное преследование пропагандирующих СМИ, их запрещение. Развитее гражданского общества, толерантности, просвещение. ОТ СЕБЯ — пропаганда и та и другая идет постоянно (образ чеченца-террориста), чеченская война, истерия вокруг ислама.

51=52. Профессиональная этика журналиста как регулятор творческого поведения журналиста.

Журналистская этика — это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Этические нормы в сфере журналист-аудитория устанавливают необходимость знания аудитории, ее интересов, честность с аудиторией. Журналист — источник информации. Это обязывает его соблюдать меру, быть тактичным с людьми, с которыми он вступает в контакт.

Журналистская мораль возникает как естественный ответ профессиональной группы на стремление общества оградить свое право на получение правдивой информации от возможного произвола со стороны тех, кто эту информацию отбирает и распространяет.

В профессиональной морали выделяются предписания более общего порядка, абсолютные требования, выходящие за рамки частной ситуации: правдивость, объективность, приверженность свободе слова (то есть, нормы, заимствованные профессиональной моралью из общей нравственности).

Функции профессиональной морали:

1) она регулирует поведение,

2) предлагает благородные мотивы служения общественному благу.

Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. На первое место ставится требование правдивости.

Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции, но этот кодекс не получил широкого распространения. Более известна “Хартия поведения”, принятая в 1918 во Франции.

Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране 1 съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе в 1991.

три главы:

  1. принципы профессиональной этики (социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность,, добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, профессиональная солидарность — забота о престиже профессии, не злоупотреблять доверием коллег)

  2. нарушение норм профессиональной этики,

  3. возложение ответственности.

Наука, изучающая проф. специфику морали, наз. проф. этикой. О проф. пригодности ч-ка к журн-ке нельзя судить без без учета о его нравств. кач-вах. Проф. здесь пр. всегда выступает как моральное. Проф. этика – это наука о проф. особенностях морали журн-та и нравств. ос-тях его труда. Проф. мораль рассм-ют как конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфич. условиям того или иного вида деят-ти.

Массовый хар-р приобрело распростр-е заказных материалов. Поэтому понижается доверие к прессе. Это явное нарушение нравственного поведения, осн. на экономической политике изданий. Выход – создание механизма саморегуляции прессы, в поддержке журн. сообщества. Первый Кодекс проф. этики был принят в апреле 1991 года (тогда еще в СССР). После распада СССР и союза ж-тов СССР кодекс был забыт. Тогда в 1994 году группа ж-тов подписала Хартию ж-тов, представлявшую их личные обязат-ва друг перед другом. Проф. кодексы всегда – плод договоренности членов корпорации.

Любой нормативный док-т, предъявляющий требования к людям, обречен на нарушения. Каждый случай нарушения толкает к новому нарушенгию и насаждает к членам корпорации проф. цинизм. Тогда следует обратиться к понятию медиаэтос. Это то, что ж-ты в совр. полит. и эконом. усл-ях признают для себя обязательным не на словах, а на деле.

Механизм саморегуляции реально д-вует тогда, когда он склад-ся непоср-но в редакции или среди группы единомышленников. Формирование проф. морали – живой, непрекращающийся процесс. А неупорядоченность требований проф. морали и недост. обоснованность некоторых из них ведут к вольному толкованию этих моральных требований.

Требования проф. морали бывает сложно применить в конкретной ситуации, тем более, никакой Кодекс не может предусмотреть все разнообразие ситуаций, в кот. попадает ж-т. Тогда он должен полагаться на свою собственную совесть.

52=51. Журналистская деонтология

Проблемы журналистской деонтологии

Деонтология — от греческого “деон”, “должное”. Раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин был введен Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом. А также это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника главным образом по отношению к больному. Формулировка – ужас! Но вот о чем здесь надо говорить: Специально посмотрела это слово в словарях: БСЭДеонтология(от греч. déon, родительный падеж déontos — нужное, должное и … логия), раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом-утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом («Деонтология, или Наука о морали», т. 1-2, 1834). См. Долг, Этика. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДеонтология, греч., учение об обязанностях. Понятие деонтологии широко распространено в медицине (см. дальше). У журналистов тоже должен быть принцип – не навреди. Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения. Д. включ в себя вопросы соблюдения врачебн тайны, пробл меры ответств мед работн за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотнош мед работников между собой и др. Согласн Д., в отнош к больному мед раб должен проявлять макс внимания и прилож все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в его страданиях; сообщать больному лишь те сведения о его здоровье, которые могут пойти на пользу, создать контакт между ним и врачом. Избегать в присутствии больного разговоров и рассуждений с коллегами, персоналом и самим больным по поводу его заболевания. Прохоров Е. П. в статье Структура и проблемы деонтологии журналистики говорит о Проблеме журналистского менталитета — структуры и характера профессионального самосознания и самоопределения, кот. сегодня время становятся принципиально важными теоретически и практически. Вообще актуальность проблем д. для журн. фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности. Новые грани этой проблемы начали возникать в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда переосмыслению стали подвергаться многие коренные понятия, например, авторство или текст.

Я.Н. Засурский в статье на тему д. пишет:

Только этическая журналистика может быть полностью правдивой и свободной и способствовать устойчивому экономическому успеху. Сегодня Россия – пример того, как отсутствие этической сост. В журналистике мешает и экономическому успеху. След помнить слова основателя Моск. Ун-та Ломоносова, кот. Еще в 1755 г. Призвал журналистов к служению «строгому и правильному разыскиванию истины». Этические и профессиональные кодексы журналистики сост. Основу деонтологии: строгое, в рамках общечеловеческих норм и правильное соответственно стандартам журналистской профессии дело «разыскивания истины».

Статья 49. Обязанности журналиста

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ в статью 49 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

ГАРАНТ:

Закон о СМИ: права и обязанности журналиста

Закон о СМИ: 2 статьи (права» и «обязанности»).

Есть ряд международных конвенций о СМИ, Россия к ним присоединилась и в той или иной степени исполняет. Россия — член СЕ, она подписала еще не все конвенции, но большинство (о свободе слова и т. д.).

Ответственность журналиста состоит из обязанностей. Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.

• Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (47);

• Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой ему информации (49).

Если предъявляют иск, то не ж, а редакции – тому, кто распространяет информацию.

В этом случае право журналиста фактически совпадает с его обязанностью. Право: журналист может требовать, чтобы его приняли в органах власти, показали официальные документы и т. д. В то же время подписав статью, журналист несет всю ответственность за достоверность передаваемой им информации. Опасность: даже если журналист пишет с оговорками, что это не его точка зрения (“по слухам…”), подчеркивает, что он сам в это не верит, он все равно сам несет ответственность за опубликованную им информацию, особенно если она задевает чьи-то права (честь и достоинство, личная жизнь и пр.). Как можно проверить достоверность информации: журналист — не сотрудник ФСБ, он не может провести экспертизу и т. д. Поэтому он должен не проверить, а проверять информацию, показать, что он все для этого делает, что в его силах.

Другие права журналиста:

• как и остальные граждане, ж. имеет право искать, получать и запрашивать информацию.

— отказаться публиковать материал под своей подписью, если его изменил редактор.

Дополнительные права ж. (которых нет у остальных граждан):

• право посещать государственные органы и предприятия либо их пресс-службы;

• право пользоваться техническими средствами, проводить съемку, получать официальные документы;

• право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, митингов — при наличии удостоверения;

• право снять свою подпись под материалом, если не согласен с внесенными в него изменениями;

• право печатать свои материалы под псевдонимом либо без подписи.

Обязанности ж.:

• сохранять конфиденциальность информации и ее источника (если кто-то передает информацию при условии неразглашения его имени, ж. обязан сохранить имя этого человека в тайне; он может разгласить его только по решению суда, который рассматривает дело, связанное с материалом этого журналиста, при условии, что по данному материалу возбуждено уголовное дело и там содержатся сведения, которые необходимо подтвердить в суде; если журналист разглашает имя без решения суда, тот человек, чье имя он разгласил, вправе подать на него в суд);

• ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением материала (иск обычно подают и против журналиста, и против редакции; редактор может сказать, что журналист его не предупреждал, и в свою очередь подать против него иск);

• получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей (по Конституции, каждый человек имеет право на тайну личной жизни; в случае нарушения этого права журналист несет ответственность, связанную с нанесением морального ущерба; исключение — если это необходимо для защиты общественных интересов, но это положение толком не работает, т. к. очень трудно сказать, в чем заключаются общественные интересы — за исключением совсем уж явных случаев, как с министром юстиции Ковалевым).

Статья 50 Закона о СМИ говорит о случаях, когда можно демонстрировать скрытую запись:

• если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего права на личную жизнь);

• если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

• если демонстрацию записи производится по решению суда и в зале суда.

Если журналист снимает не скрытой камерой, например, на улице, он должен избегать возможного причинения морального вреда. Если журналист записывает телефонный разговор на диктофон — это скрытая запись, и на ее использование нужно получить согласие человека, чей голос записали.

Закон РФ о СМИ (от 27 декабря 1991, с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 15.12.94, 12.05.95, 16.06.95). Глава 5: права и обязанности журналиста.

Статья 47. Права журналиста: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего закона; 6)производить записи, в т.ч. с использованием средств аудио и видеотехники, кино и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которой объявлено ЧП; присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 9)излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10)отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; 11)снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью 1-й статьи 42 настоящего Закона; 12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Статья 49: Обязанности журналиста: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и/или ее источника; 5)получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио и видеозаписи, кино и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Закон о средствах массовой информации: права, обязанности и ответственность журналиста

Структурообразующий характер Закона о СМИ. Важная норма, определяющая структуру законодательства о СМИ содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федера­ции «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Здесь закреплено, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ. Тем самым законодатель фактически придал этому нормативному акту характер мини-конституции в данной сфере. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обя­занность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 CT-J24), о порядке формирования и деятельности Федераль­ной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, ком­мерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе произво­дить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональ­ной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-про­цессуальный кодекс, Кодекс об административных право­нарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за зло­употребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60). Закон о СМИ предусматривает также издание федераль­ным правительством актов, определяющих размер и поря­док уплаты регистрационного сбора (ч. 1 ст. 14), потиражного сбора с продукции рекламных и эротических СМИ (ч. 3 ст. 29), платы за лицензию на вещание (ч. 6 ст. 31) и т.д. Кроме того, Закон о СМИ предполагал издание органа­ми местного самоуправления нормативных актов, касаю­щихся порядка распространения продукции эротических СМИ (ст. 37).

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять инфор­мацию;

2) посещать государственные органы и организации, пред­приятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключе­нием их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраня­емую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюде­ния требований части первой ст. 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бед­ствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демон­страциях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его под­писью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, со­держание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материа­лы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предостав­ленными ему законодательством Российской Федерации о сред­ствах массовой информации.

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудо­вых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информа­цию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распрост­ранение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозапи­си, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требо­ваний в связи с распространением подготовленного им сообще­ния или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редак­цией задания, если оно либо его выполнение связано с наруше­нием закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной дея­тельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массо­вой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журна­лист обязан уважать права, законные интересы, честь и досто­инство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществле­нием им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполня­ющему общественный долг.

1) общие положения, реформирование Закона; 2) структурообразующий характер Закона; 3) соотношение федерального и регионального законодательства; 4) содержание Закона

Закон регулирует отношения в сфере организации и деятельности СМИ. Был внесен ряд поправок, но суть не изменилась. В последние годы идет речь о принятии нового закона – несколько проектов. Потребность в реформировании есть. Закон был принят в других исторических условиях жизни стран. Изменился медиарынок, рыночные отношения, появились сетевые СМИ. Но подходить к реформированию нужно осторожно.

До 1990 в стране не было законодательства о СМИ (1917 – Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 – Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 – в действие). Революционность этого закона:

• отмена цензуры в СССР (требование предварительно согласовывать в гос. органах материалы СМИ = цензура; после 1990 государство не имело права создавать цензурные органы);

• удар по системе партийной советской печати – требование регистрации всех печатных органов (до этого требовалось только соглашение трудового коллектива) – издания получили независимость;

• права и свободы журналиста, доступ к информации.

Закон 1990 умер вместе с СССР. Закон РФ о СМИ – февраль 1991 (1992 – вступил в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избирательных прав и т. д.). Таким образом, сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем.

Поскольку Россия – федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собственные законы о СМИ.

В современном законодательстве РФ о СМИ нет законов: 1) о теле/радиовещании; 2) о праве граждан на информацию (законопроекты существуют, но они еще обсуждаются).

Важные нормы, определяющие систему законодательства о СМИ, содержаться в ч.1 ст.5 Закона. В нем закреплено, что любые акты федерального или республиканского законодательства о СМИ должны издаваться в соответствии с Законом. Т.о. законодатель определил Закону роль структурообразующего фактора, объединяющего различные по своему месту в законодательстве правовые нормы в единую взаимосвязанную систему, регулирующую обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе функционирования СМИ.

В этом Законе содержатся основополагающие принципы организации и деятельности СМИ. Однако существует огромное количество нормативно-правовых актов, которые конкретизируют, дополняют и регулируют отдельные вопросы функционирования СМИ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *