Содержание
- Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении»
- «Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. n 1-ФКЗ «О военном положении» (постатейный) (Смолина Л.В.)
- Закон о военном положении
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Режим военного положения и его обеспечение
- Глава III. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения
- Глава IV. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения
- Глава V. Заключительные положения
- Военное положение в России
- История
- Введение и отмена
- Допустимые ограничения
- Порядок управления
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении»
30 января 2002 года N 1-ФКЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ Одобрен Государственной Думой 27 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года
(в ред. Федеральных конституционных законов от 03.11.2010 N 6-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 01.07.2017 N 2-ФКЗ) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Военное положение
- Статья 2. Правовая основа военного положения
- Статья 3. Основания для введения военного положения
- Статья 4. Введение военного положения
- Глава II. Режим военного положения и его обеспечение
- Статья 5. Режим военного положения
- Статья 6. Обеспечение режима военного положения
- Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
- Статья 8. Иные меры, применяемые в период действия военного положения
- Статья 9. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения
- Статья 10. Обеспечение режима военного положения на территории, на которой ведутся военные действия
- Статья 10.1. Ведение территориальной обороны
- Глава III. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения
- Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
- Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
- Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
- Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения
- Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
- Статья 16. Деятельность судов, органов прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение
- Статья 17. Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения
- Глава IV. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения
- Статья 18. Правовое положение граждан в период действия военного положения
- Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного положения
- Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении
- Глава V. Заключительные положения
- Статья 21. Отмена (прекращение действия) военного положения
- Статья 22. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его действия)
- Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Открыть полный текст документа
«Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. n 1-ФКЗ «О военном положении» (постатейный) (Смолина Л.В.)
Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
Одобрен
Государственной Думой
27 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
16 января 2002 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Военное положение
Комментарий к статье 1
Статья 1 комментируемого Закона раскрывает общие положения о военном положении, а именно его понятие, цели и период действия, порядок применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также порядок введения общей или частичной мобилизации.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи военное положение — это особый правовой режим, который вводится на всей территории России или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. Таким образом, законодатель четко определил основания введения военного положения, должностное лицо, наделенное компетенцией на введение данного положения.
Исходя из определения военного положения, можно выделить основные признаки военного положения:
1) военное положение является особым правовым режимом;
2) военное положение может вводиться как на территории РФ в целом, так и в отдельных ее местностях;
3) правовой основой введения военного положения является Конституция РФ;
4) военное положение может быть введено только Президентом РФ, иные органы, должностные лица, организации или граждане не обладают такими полномочиями;
5) основанием для введения военного положения является агрессия против РФ или непосредственная угроза агрессии.
Зарубежное законодательство выделяет несколько особых правовых режимов, таких как:
1) чрезвычайное положение, которое имело место в США, Алжире, Великобритании и др.;
2) военное положение, которое имело место в Болгарии, Польше, Румынии и др.;
3) осадное положение, которое имело место в Венгрии, Франции, Португалии и др.;
4) состояние войны;
5) состояние обороны;
6) состояние угрозы;
7) состояние готовности;
8) состояние напряженности;
9) состояние общественной опасности.
Среди особых правовых режимов в России выделяют военное положение и чрезвычайное положение.
Военное положение является одним из самых распространенных из всех указанных правовых режимов. Указанный режим применялся еще в глубокой древности в законодательстве множества государств. Режим военного положения был очень распространен еще в Древнем Риме. Данный режим выражался в приостановлении на период военной опасности на определенной территории действий законов и в наделении определенного органа чрезвычайными полномочиями.
В средневековье в Европе режим военного положения практически законодательством урегулирован не был, и только во Франции в 1789 г. был принят закон, касающийся военного положения.
Постепенно режим военного положения законодательно регулируется в большинстве цивилизованных стран. При этом устанавливались повышенная ответственность граждан за невыполнение распоряжений и приказов органов государственной власти и органов военного управления в период действия военного положения, дополнительные обязанности для граждан, на территории которых вводилось военное положение, а также определенные ограничения их прав.
Что касается истории военного положения в России, следует сказать, что в дореволюционный период данный режим вводился в приграничных областях в случае военной опасности либо в иных местностях России в случае внутренней опасности, если полномочия органов управления государства являлись недостаточными для того, чтобы обеспечить общественный порядок. При этом под внешней или внутренней опасностью рассматривались нашествия неприятеля или народные волнения, при которых органы управления государства в пределах своей компетенции не могли принимать достаточные меры для обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия населения. Поэтому в XIX в. сущность военного положения выражалась в том, что в период его действия вся власть на территории, на которой введено военное положение, сосредотачивалась у военного командования.
После Октябрьской революции 1917 г. и принятия Декрета о власти в России постепенно начал складываться тоталитаризм. Данный политический режим повлиял на законодательство о военном положении. Меры, применяемые в период военного положения, являлись крайне жестокими и часто необоснованными. Если в дореволюционный период институт военного положения использовался только в случае военной либо внутренней опасности для защиты Отечества, то во время гражданской войны данный режим являлся своего рода механизмом для военного подавления сопротивления свергнутых классов в РСФСР. Таким образом, режим военного положения носил оборонный характер и выражался в охране общественного порядка и обеспечении государственной безопасности, пресечении различного рода диверсий.
В советский период после Великой Отечественной войны законодательство о военном положении практически не развивалось. Военное положение определялось как особое положение в СССР или в отдельных его местностях, вводимое по решению Президиума Верховного Совета СССР при наличии исключительных обстоятельств, таких как объявление войны. Закон, который бы определял порядок введения в СССР военного положения, принят не был. В советский период режим военного положения подразумевал принятие ряда мер чрезвычайного характера, например введение повышенной уголовной ответственности за совершение преступлений против общественной и государственной безопасности, обороны страны, подсудность уголовных дел данной категории в отношении гражданского населения военным трибуналам.
Режим военного положения вводился во многих европейских странах. В частности, например, в декабре 1981 г. в Польше было введено военное положение, ответственность за которое взял на себя Войцех Ярузельский, который являлся руководителем Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), Правительства ПНР, Министром обороны. Вот как описывает события 1981 г., произошедшие в Польше, В. Рошковский в «Истории Польши 1914 — 1991 гг.»: «Положение на линии Варшава — Москва выглядело вообще драматично, ибо советское руководство все более нетерпеливо реагировало на уступки властей ПНР. Поэтому в ноябре 1980 г. специальная группа Генштаба представила Комитету Обороны страны, руководимого тогда председателем Совета Министров Ю. Пиньковским, предварительный план введения в стране военного положения. Однако Комитет пришел к выводу, что на данный момент не существует возможности ввести его в действие, исходя из уровня организованности и готовности общества, а также из отсутствия единства в руководстве страны. Посольство СССР в Варшаве под надзором маршала В. Куликова начинает формировать новую руководящую команду ПНР, давая одновременно понять С. Кане и В. Ярузельскому, что в каждую минуту готовы использовать вооруженные силы для взятия под контроль ситуации» .
———————————
Гришин Я.Я. «Братская помощь» или военное положение? Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. С. 127.
В соответствии с комментируемым Федеральным конституционным законом основание введения военного положения — агрессия. Определение агрессии закреплено в международных договорах, в частности в Конвенции об определении агрессии, принятой в Лондоне 4 июля 1933 г. и подписанной СССР, Румынией, Чехословакией, Югославией и Турцией, в Резолюции Организации Объединенных Наций (далее — ООН) «Определение агрессии», принятой 14 декабря 1974 г. на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
При этом в Резолюции ООН под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении.
Однако в зарубежном законодательстве выделяли и другие основания введения военного положения. Так, например, в середине XIX в. в Пруссии был принят закон об осадном (военном) положении, в соответствии с которым основаниями введения военного положения являлись военная опасность, а также восстание при крайней опасности, угрожающей общественному спокойствию (в мирное время).
Введение военного положения преследует определенную цель — создание условий для отражения или предотвращения агрессии против России. Данная цель закреплена п. 2 комментируемой статьи. В проектах Закона, внесенных депутатами Государственной Думы Э.А. Воробьевым, В.В. Похмелкиным, С.Н. Юшенковым и Президентом РФ, которые были сняты с рассмотрения, указывалось, что военное положение вводится в целях отражения агрессии Российской Федерацией или предотвращения непосредственной угрозы агрессии. Таким образом, в указанных проектах содержалась более узкая цель введения военного положения по сравнению с принятой редакцией Закона.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет период действия военного положения. Так как введение военного положения является исключительной прерогативой Президента РФ, то и период действия данного положения устанавливается им в соответствующем нормативном акте — указе Президента РФ о введении военного положения. В указе Президента РФ определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, границы территории, на которой вводится военное положение, а также дата и время, с которых начинает действовать военное положение. Таким образом, дата и время начала действия военного положения устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения.
О введении данного правового режима Президент РФ незамедлительно обязан сообщить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), а также Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума). Более того, указ Президента РФ о введении военного положения подлежит обязательному утверждению Советом Федерации.
Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Таким образом, законодательно закрепляется гарантия получения гражданами информации о начале и о прекращении действия режима военного положения.
Военное положение оканчивается датой и временем его отмены (прекращения действия). Полагается, что дата и время окончания военного положения устанавливаются соответствующим указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения. Военное положение отменяется после отказа Совета Федерации утвердить указ Президента РФ о введении военного положения. Следовательно, с отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.
Введение военного положения может ограничивать права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Кроме того, в период действия военного положения на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Однако указанные ограничения применяются лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения подробно раскрывается в комментариях к ст. 18, 19 настоящего Федерального конституционного закона.
Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет возможность применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. При этом цель привлечения указанных органов — отразить или предотвратить агрессию против РФ.
При введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях на основании п. 6 комментируемой статьи и в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ объявляется общая или частичная мобилизация. Однако мобилизация может быть объявлена раньше, чем военное положение.
Под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики России, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизации может предшествовать мобилизационная подготовка, под которой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля 2005 г.) специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизация проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 июля 1998 г., 5 августа 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля 2005 г.) и является составной частью организации обороны России.
Основными принципами мобилизации являются:
1) централизованное руководство;
2) заблаговременность, плановость и контроль;
3) комплексность и взаимосогласованность.
В содержание мобилизации входят:
1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
5) подготовка
Закон о военном положении
Рассматриваемый закон состоит из 23 статей, размещенных в пяти главах.
Военное положение: понятие, условия введения
Сначала нужно разобраться, что же такое военное положение? Согласно ст. 1 Закона военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение, как следует из определения, вводится только при военной агрессии против нашей страны или при возникновении непосредственной угрозы такой агрессии.
Военное положение может ввести только Президент России, который издает специальный указ на этот счет. Военное положение может быть введено как на территории всей страны, так и в отдельных районах. После введения военного положения может быть объявлена всеобщая или частичная мобилизация. Согласно ст. 1 Закона последствиями введения военного положения могут являться:
- ограничение тех или иных прав граждан;
- ограничения в деятельности организаций;
- возложение дополнительных обязанностей на граждан.
Статья 3 Закона перечисляет случаи, когда действия другого государства образуют акт агрессии против России:
- вторжение или нападение войск иностранного государства на территорию России;
- аннексия части территории России с применением вооруженных сил;
- бомбардировка территории России или применение другого оружия;
- блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства;
- нападение вооруженных сил иностранного государства на вооруженные силы России в независимости от места их дислокации;
- действия иностранного государства, позволяющие использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;
- засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России.
Указ Президента России о введении военного положения незамедлительно публикуется и объявляется во всем СМИ. Этот указ должен быть утвержден Советом Федерации в кратчайшие сроки, в противном случае военное положение не вводится.
Военное положение: последствия введения
Очень важно представлять себе, в чем конкретно будет выражаться введение военного положения для конкретного человека или территории. Закон разделяет меры военного положения для территории, на которых введено военное положение, и для остальных частей страны. Так, в местностях, в которых было введено военное положение могут быть применены следующие меры:
- усиливается охрана общественного порядка, военных, важных государственных и специальных объектов, а также других предусмотренных законодательством важных объектов;
- вводится особый режим работы объектов транспорта, коммуникаций, связи, энергетики и т.д.;
- эвакуация хозяйственных, социальных и культурных объектов, переселение местных жителей в безопасные районы;
- установление особого режима въезда и выезда на соответствующей территории, а также ограничение свободы передвижения по территории;
- приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность России;
- привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и других необходимых работ;
- изъятие для нужд обороны имущества у граждан и организаций;
- запрет или ограничение на выбор места пребывания или места жительства;
- введение запрета или ограничений на проведение массовых мероприятий;
- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
- запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;
- предоставление органам государственной власти права осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а также задержание граждан и транспортных средств;
- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
- у граждан может производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
- установление контроля за работой объектов транспорта, коммуникаций, связи, типографий, вычислительных центров, средств массовой информации, а также их использование для нужд обороны;
- запрещается работа индивидуальных приемопередающих радиостанций;
- введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
- изоляция граждан иностранного государства, которое воюет с Россией;
- запрет или ограничение выезда граждан за границу;
- усиление режима секретности в органах государственной власти;
- прекращение деятельности на территории России отдельных иностранных и международных организаций;
- запрет на проведение выборов и референдумов.
В соответствии со ст. 8 Закона на территориях, на которых не было введено военное положение могут быть приняты следующие меры:
- временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- изменение форм собственности организаций;
- изменения в режиме трудовой деятельности и т.д.
Реализация указанных выше мер осуществляется Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями России.
Также в Законе подробно определяются полномочия Президента России, палат Федерального собрания России, Правительства России, федеральных и региональных органов исполнительной власти, судов, органов прокуратуры и Следственного комитета РФ во время действия военного положения.
В соответствии со ст. 18 Закона граждане продолжают пользоваться гарантированными им конституционными правами, кроме тех прав, которые были ограничены в связи с военным положением. Граждане, находящиеся на территории, где объявлено военное положение, должны выполнять следующие обязанности:
- выполнять требования органов государственной власти, оказывать содействие им;
- являться по вызовам в органы государственной власти;
- выполнять требования, предъявленные к ним государством в предписаниях, повестках и распоряжениях;
- участвовать в работах на нужды обороны и других сопряженных с ними мероприятиях;
- предоставлять свое имущество для нужд обороны.
После того, как отпали основания для отмены военного положения, Президент России своим указом отменяет военное положение.
>Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017)
30 января 2002 года N 1-ФКЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
Одобрен Государственной Думой 27 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Военное положение
Статья 2. Правовая основа военного положения
Статья 3. Основания для введения военного положения
Статья 4. Введение военного положения
Глава II. Режим военного положения и его обеспечение
Статья 5. Режим военного положения
Статья 6. Обеспечение режима военного положения
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
Статья 8. Иные меры, применяемые в период действия военного положения
Статья 9. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения
Статья 10. Обеспечение режима военного положения на территории, на которой ведутся военные действия
Статья 10.1. Ведение территориальной обороны
Глава III. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения
Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения
Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
Статья 16. Деятельность судов, органов прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение
Статья 17. Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения
Глава IV. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения
Статья 18. Правовое положение граждан в период действия военного положения
Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении
Глава V. Заключительные положения
Статья 21. Отмена (прекращение действия) военного положения
Статья 22. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его действия)
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Военное положение в России
Портал:Политика
Россия
Статья из серии
Политическая система
России
Русская армия в Варшаве во время военного положения в связи с беспорядками, 1861 год.
Военное положение — особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или её угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы — попытки переворота, беспорядков или катастроф.
Военное положение также следует отличать от состояния войны (военного времени) — термина, который обозначает период между началом военных действий и их завершением.
Порядок введения и отмены военного положения в России определён в федеральным конституционном законом «О военном положении» (2002).
В современной России военное положение не вводилось ни разу.
История
Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.
В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год, Сумской уезд (Харьковская губерния).
В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.
Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:
- 22 июня 1941 года, в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР;
- августа 1942 года, в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях;
- сентября 1942 года, в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
- апреля 1943 года, на всех железных дорогах СССР;
- мая 1943 года, на морском и речном транспорте.
Введение и отмена
Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе.
Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли президентский указ — и если указ не утвержден, он теряет силу.
Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относит к агрессии:
- вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на российские, где бы они ни находились;
- бомбардировка иностранными войсками или другое применение оружия против России;
- засылка иностранными государствами агрессивных вооруженных групп в Россию;
- блокада российских портов или берегов иностранными войсками;
- разрешение иностранного государства использовать свою территорию для атаки на Россию.
Непосредственной угрозой агрессии закон считает действия иностранного государства в нарушение международного права, которые непосредственно указывают на подготовку к агрессии. В качестве примера закон приводит объявление войны.
Введение военного положения предполагает также мобилизацию и организацию территориальной обороны.
После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.
Допустимые ограничения
Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него).
1. Ограничения в зоне военного положения:
- особый режим работы критической инфраструктуры и опасных объектов;
- эвакуация важных объектов и людей;
- усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
- ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выбора места жительства;
- комендантский час;
- военная цензура в сфере коммуникаций;
- усиление секретности в государственных и местных органах;
- ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- запрет митингов и забастовок;
- запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
- принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению разрушенных объектов и борьбе с пожарами и эпидемиями;
- изъятие частного имущества с последующей компенсацией;
- интернирование граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии).
2. Всеобщие ограничения, которые могут быть введены даже там, где военное положение не действует:
- ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
- ограничение поиска и распространения информации;
- изменение форм собственности организаций;
- изменение режима трудовой деятельности
- Выборы президента РФ не могут проводиться в период Военного положения.
Порядок управления
При введении военного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически продлеваются.
Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента. Правительство осуществляет в основном технические функции, кроме того на время действия военного положения президент может изменить его структуру. Парламент принимает необходимые для обеспечения военного положения законы и растрогает договоры с государствами-агрессорами.
Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежнем виде, создание чрезвычайных судов в России запрещено.
Если военное положение установлено на части территории России, там может быть введено военное управление, ответственное за применение наложенных ограничений.
> См. также
- Чрезвычайное положение в России
- Осадное положение
- Военное положение
- Военное время
- Режим контртеррористической операции
Примечания
- Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
- Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
- Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
- 1 2 3 4 5 «Военное положение» в БСЭ.
- ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 3
- ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 7
- ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 8
- ФКЗ «О военном положении» (2002), глава III
- ФКЗ «О военном положении» (2002), статья 10
Литература
- Газета «Начало» № 6, 19 (2 декабря) ноября 1905 год, Л. Троцкий, «Военное положение в Польше сброшено!»
- Ответ на запрос Государственной думы о Щербаке 8 июня 1906 года (Столыпин)
- Военная энциклопедия. — 1911—1914 годов.
- Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения.
- Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
- Большой Энциклопедический словарь, 2000 год.
- Юридический словарь, 2000 год.
- Политика. Толковый словарь. — М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001 год.
- Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год.
- Политическая наука: Словарь-справочник. составитель профессор политических наук Санжаревский И. И.. 2010 год.
Ссылки
- Военное положение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Осадное положение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- «Военное положение» в БСЭ.
- Федеральный конституционный закон «О военном положении».