Содержание
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).
Комментарий к Ст. 19 федерального закона «О полиции» в РФ
1. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция обязана уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.
2. Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.
3. Подробнее о понятиях «близкие родственники» и «близкие лица» см. также комментарий к п. 28 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
4. В ч. 5 комментируемой статьи отсутствует требование уведомления близких родственников или близких лиц гражданина, погибшего в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Между тем мы бы рекомендовали осуществление и данной разновидности уведомления.
5. Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи 19 ФЗ о Полиции понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).
6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к статье 2 ФЗ «О полиции».
7. О понятии «место происшествия» см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Обязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
- 1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
- 2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
- 3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
- 4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;
- 5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
- 6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
- 7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
- 8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;
- 9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;
- 10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
- 11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;
- 12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его; осуществлять розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, самовольно оставивших специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации; обеспечивать участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений, в случае подачи административного искового заявления территориальным органом;
- 13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осуждённого в исправительное учреждение, если такое продление осуществлялось в соответствии со статьёй 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
- 14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключённых под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
- 15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;
- 16) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
- 17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;
- 18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;
- 19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учёт основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных транспортных средств;
- 20) утратил силу;
- 21) участвовать в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, изымать оружие, принадлежавшее умершему собственнику; уничтожать оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изъятые полицией по уголовным делам;
- 22) проводить по направлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, за исключением вновь изготовленного оружия перед его реализацией; осуществлять в установленном порядке прием и хранение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- 23) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ
- 24) при поступлении запроса от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, предоставлять информацию в целях вынесения заключения о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности или заключения о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;
- 25) обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
- 26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
- 27) проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию;
- 28) осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- 29) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях;
- 30) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;
- 31) принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;
- 32) выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
- 33) осуществлять контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников;
- 34) направлять материалы в налоговый орган и (или) территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям налоговых органов либо территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств, а также передавать сведения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- 35) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;
- 36) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории;
- 37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;
- 38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;
- 39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления;
- 40) обеспечить создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;
- 41) оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам;
- 41.1) обеспечить создание и ведение реестра специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств;
- 42) утратил силу;
- 43) осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- 44) осуществлять выдачу разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
?????°?????? 12. Закона РФ О полицииОбязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать (в том числе в электроннойформе) заявления и сообщения о преступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основанииличных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменныхзаявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, опроисшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностьюпроверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям исообщениям меры, предусмотренные законодательством РоссийскойФедерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения такихзаявлений и сообщений в сроки, установленные законодательствомРоссийской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать(направлять) заявления и сообщения о преступлениях, обадминистративных правонарушениях, о происшествиях в государственныеи муниципальные органы, организации или должностному лицу, ккомпетенции которых относится решение соответствующих вопросов, суведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информироватьсоответствующие государственные и муниципальные органы, организациии должностных лиц этих органов и организаций о ставших известнымиполиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления,административного правонарушения, место происшествия, пресекатьпротивоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан иобщественной безопасности, документировать обстоятельствасовершения преступления, административного правонарушения,обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следовпреступления, административного правонарушения, происшествия;
3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим отпреступлений, административных правонарушений и несчастных случаев,а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо всостоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированнаяпомощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
4) выявлять причины преступлений и административныхправонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать впределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц,имеющих намерение совершить преступление, и проводить с нимииндивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать впропаганде правовых знаний;
5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок наулицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортныхмагистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах идругих общественных местах;
6) обеспечивать совместно с представителями органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и организаторами собраний, митингов,демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее -публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок,оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерациисодействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовыхмероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечениибезопасности граждан и общественного порядка в местах проведенияэтих мероприятий;
7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры поспасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра,содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательныхслужб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинныхмероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
8) в соответствии с подследственностью, установленнойуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации,возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам,производство предварительного следствия по которым необязательно;выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам,производство предварительного следствия по которым обязательно;
9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи),письменные поручения следователя, руководителя следственногооргана, органа дознания о производстве отдельных следственныхдействий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержаниилиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, опроизводстве иных процессуальных действий, оказывать содействие вих осуществлении;
10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целяхвыявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений,обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях,предусмотренных федеральным законом;
11) пресекать административные правонарушения и осуществлятьпроизводство по делам об административных правонарушениях,отнесенных законодательством об административных правонарушениях кподведомственности полиции;
12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления илиподозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся оторганов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних,самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальныхучебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихсяот исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинскогохарактера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц,уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом всвязи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших безвести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливатьимущество, подлежащее конфискации; (В редакции Федерального законаот 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)
13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительнойвласти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействиеучреждениям и органам уголовно-исполнительной системы восуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-подстражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, отполучения предписания о направлении к месту отбывания наказаниялибо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный вуказанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан иобщественного порядка при введении режима особых условий висправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительнымзаконодательством Российской Федерации; информировать администрациюисправительного учреждения о продлении срока возвращенияосужденного в исправительное учреждение, если такое продлениеосуществлялось в соответствии со статьей 97Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или)заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временногосодержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, атакже лиц, подвергнутых административному наказанию в видеадминистративного ареста; конвоировать содержащихся в следственныхизоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенныхпод стражу лиц для участия в следственных действиях или судебномразбирательстве и охранять указанных лиц во время производствапроцессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишенииправа управления транспортным средством, о возмездном изъятии иликонфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетнихправонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждениязакрытого типа; (В редакции федеральных законовот 05.04.2013 г. N 37-ФЗ; от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)
15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состояниюздоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения осебе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;
16) принимать в соответствии с федеральным законом меры,направленные на предупреждение, выявление и пресечениеэкстремистской деятельности общественных объединений, религиозных ииных организаций, граждан;
17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму ив обеспечении правового режима контртеррористической операции, атакже в обеспечении защиты потенциальных объектов террористическихпосягательств и мест массового пребывания граждан, в проведенииэкспертной оценки состояния антитеррористической защищенности ибезопасности объектов;
18) проводить в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации экспертизы по уголовным делам и делам об административныхправонарушениях, а также исследования по материаламоперативно-разыскной деятельности;
19) осуществлять государственный контроль (надзор) засоблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требованийнормативных документов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения; регулировать дорожное движение; оформлять документы одорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственныйучет основных показателей состояния безопасности дорожногодвижения; принимать экзамены на право управленияавтомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами ивыдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке,установленном законодательством Российской Федерации,автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать вустановленных случаях свидетельства о допуске их к перевозкеопасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которыепредусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождениетранспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств,осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленныхзаконодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесныхгрузов; (В редакции Федерального закона от 01.07.2011 г. N 170-ФЗ)
20) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований,предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретениегражданского и служебного оружия; лицензии на осуществлениедеятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельногооружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельностипо экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основныхчастей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения нахранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия,на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввозна территорию Российской Федерации и вывоз с территории РоссийскойФедерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения нахранение и использование или хранение и ношение отдельных типов имоделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия,полученного во временное пользование в полиции; вести всоответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;
21) контролировать оборот гражданского, служебного инаградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность итехническое состояние боевого ручного стрелкового и служебногооружия, находящегося во временном пользовании у граждан иорганизаций, а также соблюдение гражданами и организациямизаконодательства Российской Федерации в области оборота оружия;производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;
22) осуществлять в установленном порядке прием, хранение иуничтожение изъятого, добровольно сданного и найденногоогнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов,патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а такжеприем, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных инайденных наркотических средств, психотропных веществ и ихпрекурсоров;
23) выдавать при наличии оснований, предусмотренныхфедеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной(сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности;выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива иправового статуса частного охранника удостоверения установленногообразца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников илиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника;проводить периодические проверки частных охранников и работниковюридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность кдействиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружияи специальных средств;
24) осуществлять контроль за деятельностью частных детективови частных охранных организаций, а также участвовать в контроле задеятельностью организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность по программам профессионального обучения частныхдетективов, частных охранников и дополнительным профессиональнымпрограммам руководителей частных охранных организаций, пособлюдению ими требований и условий, установленныхзаконодательством Российской Федерации; (В редакции Федеральногозакона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)
25) охранять на договорной основе имущество граждан иорганизаций, а также объекты, подлежащие обязательной охранеполицией в соответствии с перечнем, утверждаемым ПравительствомРоссийской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование насообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализациина подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах,охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны;осуществлять в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц сособыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны,если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечиватьво взаимодействии с органами федеральной службы безопасности впорядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации,охрану дипломатических представительств, консульских учреждений,иных официальных представительств иностранных государств,представительств международных организаций, если такая охранапредусмотрена международными договорами Российской Федерации;
26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами,освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судомв соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных,которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, илинаказание в виде лишения свободы условно;
27) проводить в соответствии с федеральным закономгосударственную дактилоскопическую регистрацию и государственнуюгеномную регистрацию;
28) осуществлять в соответствии с федеральным закономгосударственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, атакже других защищаемых лиц;
29) участвовать в обеспечении режима военного положения ирежима чрезвычайного положения в случае их введения на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях;
30) оказывать содействие пограничным органам федеральнойслужбы безопасности в проведении мероприятий по защитеГосударственной границы Российской Федерации, участвовать восуществлении контроля за соблюдением пограничного режима,обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральнойслужбы безопасности временное ограничение или воспрещение доступаграждан на отдельные участки местности или объекты вблизиГосударственной границы Российской Федерации во время проведенияпограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторженийна территорию Российской Федерации или при воспрепятствованиинезаконным массовым пересечениям Государственной границы РоссийскойФедерации;
31) принимать в соответствии с федеральным законом меры попресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке ипроведении референдумов противоречащей закону предвыборнойагитации, агитации по вопросам референдума, информироватьизбирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленныхнарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять позапросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения оналичии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихсякандидатами на должность Президента Российской Федерации,кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органовгосударственной власти, кандидатами на выборные должности местногосамоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятсябюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать вобеспечении безопасности граждан и общественного порядка впомещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказыватьпо запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иноесодействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществленияэтими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральнымзаконом;
32) участвовать в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в обеспечении авиационной безопасности в областигражданской авиации; охранять в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, аэропорты и объекты ихинфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работев службе авиационной безопасности в случаях, если эта работасвязана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизнии здоровья граждан, а также для окружающей среды;
33) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительнойвласти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительнойвласти, реализующим государственную политику в сфере миграции иосуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю,надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции,участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданамиРоссийской Федерации и должностными лицами порядка регистрации иснятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах РоссийскойФедерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицамибез гражданства порядка временного или постоянного проживания,временного пребывания в Российской Федерации, въезда в РоссийскуюФедерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проездачерез территорию Российской Федерации;
34) направлять материалы в налоговый орган для принятия по нимрешения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий,отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиямналоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со днявыявления указанных обстоятельств;
35) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлениив медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явкипо вызову в эти организации; участвовать совместно с органамиздравоохранения в случаях и порядке, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами,страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом илинаркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целяхпредупреждения совершения ими преступлений и административныхправонарушений; оказывать содействие медицинским работникам восуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц вмедицинские организации, а также обеспечивать медицинскимработникам безопасные условия для доступа к этим лицам и ихосмотра;
36) оказывать содействие государственным и муниципальныморганам, депутатам законодательных (представительных) органовгосударственной власти, депутатам представительных органовмуниципальных образований, зарегистрированным кандидатам надолжность Президента Российской Федерации, зарегистрированнымкандидатам в депутаты законодательных (представительных) органовгосударственной власти, кандидатам на выборные должности местногосамоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий,комиссий референдума, представителям общественных объединений иорганизаций в осуществлении их законной деятельности, если имоказывается противодействие или угрожает опасность; информироватьвысших должностных лиц субъектов Российской Федерации(руководителей высших исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местногосамоуправления (глав муниципальных образований) о состоянииправопорядка на соответствующей территории;
37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющиепризнаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборотаили ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них безспециального разрешения, с составлением протокола и вручением егокопии указанным гражданам и должностным лицам;
38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полициюдокументов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, ихвозврат законным владельцам либо передачу в соответствующиегосударственные или муниципальные органы;
39) предоставлять по межведомственным запросам органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведенияо наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если дляпредоставления государственной или муниципальной услугипредусмотрено предоставление таких сведений или документа,содержащего такие сведения, в указанные государственные органы илиорганы местного самоуправления; (Пункт дополнен — Федеральный законот 01.07.2011 г. N 169-ФЗ)
40) обеспечить создание и ведение единой автоматизированнойинформационной системы технического осмотра; (Пункт дополнен -Федеральный закон от 01.07.2011 г. N 170-ФЗ)
41) оказывать содействие судебным приставам в порядке,определяемом федеральным органом исполнительной власти в сферевнутренних дел и федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию всфере обеспечения установленного порядка деятельности судов иисполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлениирозыска гражданина — ответчика по гражданскому делу, а такжедолжника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительнымдокументам. (Пункт дополнен — Федеральный законот 03.12.2011 г. N 389-ФЗ)
2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию толькопутем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей,если он не является предметом регулирования федеральных законов,нормативных правовых актов Президента Российской Федерации илинормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,определяется федеральным органом исполнительной власти в сферевнутренних дел.