>Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ ст 7 (ред. от 26.07.2019)

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

3.1. Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

>Комментарий к статье 7 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Организация ведения бухгалтерского учета

Главная — Статьи

Комментарий к п. п. 1, 2, 3 ст. 7

Отличие требований п. п. 1 — 3 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете от аналогичных норм п. п. 1 — 2 ст. 6 прежнего Закона о БУ, на наш взгляд, представляется принципиальным.
Ранее все варианты организации бухгалтерского учета в принципе могли применяться в любой организации. Всего допускался выбор из четырех вариантов:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Причем в прежнем Законе о БУ никаких рекомендаций или запретов по применению той или иной схемы организации бухгалтерского учета не было.
Только п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) было рекомендовано применять в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, все случаи, кроме первого.
Теперь установлено практически однозначное правило, в соответствии с которым:

  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица ведут учет самостоятельно;
  • субъекты малого и среднего предпринимательства могут вести учет самостоятельно, могут организовывать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером либо передавать обязанности по ведению бухгалтерского учета сторонним организациям (по договору аутсорсинга или аналогичному);
  • все остальные хозяйствующие субъекты возлагают соответствующие обязанности на главного бухгалтера или привлекают для выполнения его функций сторонние специализированные организации.

Указание на возможность возложения обязанностей по ведению учета на иное лицо экономического субъекта, по нашему мнению, на практике вряд ли может быть реализовано. Данная норма предполагает возложение обязанностей главного бухгалтера на работника администрации (управления, менеджмента) хозяйствующего субъекта без освобождения работника от исполнения функций по основной должности. При этом может возникнуть проблема качества исполнения обязанностей по двум должностям, так как работа главного бухгалтера весьма существенно ограничена сроками выполнения отдельных функций (подготовка и сдача отчетности, получение наличных денег на выплату заработной платы работникам, подготовка инвентаризации и участие в ней и т.д.). Кроме того, весьма вероятен конфликт интересов на уровне менеджмента экономического субъекта.

Комментарий к п. 4 ст. 7

Норму п. 4 ст. 7 также можно считать совершенной законодательной новацией. Наверное, впервые на уровне федерального закона определены квалификационные требования к работникам, претендующим на замещение конкретной должности.

Обращает на себя внимание то, что требования эти распространяются на весьма ограниченный круг хозяйствующих субъектов, как правило только на те организации, чьи акции (или иные формы участия в капитале, а также долговые обязательства) могут обращаться на организованном рынке ценных бумаг. С учетом общей концепции нового Закона о бухгалтерском учете (ставящей во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта) можно предположить, что последующее развитие нормативной базы будет двигаться в направлении, ориентированном на запросы внешних пользователей бухгалтерской отчетности — преимущественно потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных.

Несмотря на то что квалификационные требования к главному бухгалтеру сформулированы предельно конкретно, в тексте нормы п. 4 имеется определенное противоречие.

Так, из текста п. 1 можно заключить, что отсутствие высшего профессионального образования является препятствием для замещения специалистом должности главного бухгалтера. А пп. 2 п. 4 допускает такую возможность — при наличии соответствующего стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью. Правда, в данном подпункте уточняется, что имеется в виду высшее профессиональное образование по специальности бухгалтерского учета и аудита. Однако, по нашему мнению, по данному поводу будут необходимы дополнительные разъяснения. Причем простыми разъяснениями проблема может быть не разрешена. С учетом нормы п. 5 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете подобные вопросы должны решаться на законодательном уровне. То есть весьма вероятно, возникнет необходимость внесения изменений в Закон.

С этой точки зрения установление конкретных требований к специалистам, претендующим на замещение должности главного бухгалтера, выглядит как дополнительная мера по защите интересов названных потенциальных инвесторов.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 30 нового Закона о бухгалтерском учете положения п. 4 ст. 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу Закона возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, если после 1 января 2013 г. выяснится, что у главного бухгалтера открытого акционерного общества или негосударственного пенсионного фонда отсутствует профессиональное образование или имеется неснятая судимость, данный факт не может служить основанием для расторжения трудового договора.

Комментарий к п. 5 ст. 7

Норма п. 5 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете допускает как минимум двоякое толкование.

С одной стороны, можно предположить, что речь идет только о дополнительных требованиях к главным бухгалтерам организаций, перечисленных в п. 4 ст. 7. С другой — именно то, что в п. 4 указан практически исчерпывающий перечень экономических субъектов, которые должны соблюдать установленные критерии при заключении трудовых договоров с главными бухгалтерами, дает основание и для иной трактовки: расширение перечня экономических субъектов, для которых указанные требования обязательны, также возможно при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство о бухгалтерском учете (включая возможность установления аналогичных требований к специалистам в иных федеральных законах).

Из подобной трактовки, в частности, следует, что организации, не указанные прямо в п. 4 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете, формально не имеют права отказать соискателю в приеме на работу (на должность главного бухгалтера) по причине отсутствия у него высшего профессионального образования либо по причине наличия неснятой или непогашенной судимости. При этом в перечень подобных экономических субъектов автоматически попадают все государственные и муниципальные учреждения, публично-правовые образования и т.д. Наличие критериев, аналогичных тем, которые указаны в п. 4, в соответствующих отраслевых, ведомственных, региональных или местных нормативных актах в данном случае уже может быть обжаловано как противоречащее федеральному законодательству.

Комментарий к п. 6 ст. 7

Норма п. 6 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете распространяется на все без исключения экономические субъекты. Таким образом, предполагается, что организации, не поименованные в п. 4 ст. 7, могут заключать трудовые договоры с лицами, не обладающими достаточным уровнем образования или практического опыта (а также имеющими неснятые и непогашенные судимости), но заключать договор аутсорсинга с такими лицами не имеют права.

Из сказанного можно с высокой вероятностью предположить, что сфера аутсорсинговых договоров со вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете может существенно сузиться. Основной причиной будет не отсутствие в организациях, оказывающих бухгалтерские услуги, работников, обладающих необходимой квалификацией и опытом (и не отсев физических лиц, претендующих на оказание подобных услуг без достаточных оснований), а чисто экономические причины — так как стоимость подобных услуг может оказаться значительно выше сумм оплаты труда штатному работнику, который не имеет нужного стажа работы и образования и по этой причине не может претендовать на высокие оклады.

Лицам, упоминавшимся в п. 2 ст. 30 нового Закона о бухгалтерском учете, и в данном случае сделано исключение: положения п. 6 ст. 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учета.

По нашему мнению, практического значения это исключение иметь не будет. Процитированная норма распространяется на вновь заключаемые договоры, а также на договоры, в которые вносятся существенные изменения. Даже в том случае, когда договор на оказание бухгалтерских услуг заключен на длительный срок, вступление в силу нового Закона о бухгалтерском учете, скорее всего, потребует полного пересмотра его положений (в частности, объема оказываемых услуг и их характера). В этих условиях перезаключение договора (или его пролонгацию на существенно измененных условиях) вряд ли можно считать правомерным.

Комментарий п. 7 ст. 7

Исключение из общего правила, установленное п. 7 ст. 7 в отношении кредитных организаций, представляется логически обоснованным с учетом специфики учета в данной сфере, с одной стороны.

С другой — не совсем понятно, почему исключение сделано только для одной коммерческой организации, но не сделано для иных субъектов, деятельность которых отличается особой спецификой (публично-правовых образований и некоммерческих организаций).

Комментарий к п. 8 ст. 7

В п. 8 ст. 7 нового Закона о бухгалтерском учете воспроизведена соответствующая норма, содержавшаяся в п. 4 ст. 7 прежнего Закона о БУ. При этом прежнее положение уточнено и детализировано.

Напомним, что в соответствии с нормой п. 4 ст. 7 прежнего Закона о БУ в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могли приниматься к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Новая норма рассматривает отдельно две ситуации — когда разногласия возникают по поводу отражения или неотражения в учете отдельных данных, содержащихся в первичных учетных документах (например, в случае если у главного бухгалтера возникли сомнения в количестве или цене товара, приобретенного за наличный расчет), или по поводу отдельного объекта учета (например, при вводе в эксплуатацию объекта основных средств, в отношении которого не завершены мероприятия по доведению его до состояния, в котором он пригоден для использования в запланированных целях).

В первом случае речь идет о техническом нарушении, которое впоследствии может быть исправлено и не окажет влияния на финансовые показатели. Во втором, как следует из текста пп. 2 п. 8 ст. 7, предполагается, что отражение или неотражение отдельного объекта бухгалтерского учета окажет (или может оказать) существенное влияние на показатели финансового состояния организации.

Принципиальная разница между двумя описанными ситуациями, по нашему мнению, в последствиях принятия руководителем соответствующего решения. В первом случае, если не нарушены интересы государства или третьих лиц, последствиями могут быть дополнительные расходы, убытки или недополучение прибыли организацией.

Во втором, если искажение данных финансовой отчетности повлечет за собой принятие неправильного решения инвесторами или контрагентами по коммерческим договорам, весьма вероятно привлечение руководителя к административной или уголовной ответственности (что также не исключает возникновения дополнительных убытков для организации).

Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера

В предлагаемой статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) продолжает знакомить наших читателей с содержанием предписаний нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный материал посвящен рассмотрению определяемых новым Законом прав и обязанностей главного бухгалтера организации в части устанавливаемых квалификационных требований к его должности, а также порядку решения противоречий и споров между руководителями и главными бухгалтерами организаций.

Рассматривая положения нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), мы подошли к нормам с наиболее волнующим содержаниям — предписаниям, определяющим права и обязанности главного бухгалтера.

Их важность и степень вносимых в соответствующие положения изменений требуют отдельного рассмотрения данных предписаний Закона 2011 года.

Если в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 1996 года) нормам о главном бухгалтере была посвящена отдельная статья 7 «Главный бухгалтер», то в Законе 2011 года положения, определяющие права и обязанности главного бухгалтера, квалификационные требования к этой должности, представлены в рамках статьи 7 «Организация ведения бухгалтерского учета».

Квалификационные требования

Закон 2011 года впервые на уровне федерального законодательства определяет обязательные квалификационные требования к главному бухгалтеру. Предписания Закона 1996 года таких требований не не выдвигали. Однако их существование далеко не ново для практики бухгалтерского учета.

Требования относительно необходимой квалификации главного бухгалтера содержит формально не утратившее силу до настоящего времени «Положение о главных бухгалтерах», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, согласно пункту 5 которого «на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование». «В необходимых случаях, — устанавливает пункт 5 Положения, — по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет».

Уже после выхода в свет Закона 1996 года, в котором, как мы уже сказали, отсутствовали какие-либо требования к квалификации главного бухгалтера организации, Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 был утвержден «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее — Справочник), раздел 1 которого содержал перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера. В Справочнике относительно «требований к квалификации» главного бухгалтера указывается следующее: «высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет».

Говоря о данных требованиях, следует отметить, что данный Справочник является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России, однако, он лишь «рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». При этом, согласно пункту 10 раздела «Общие положения» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Таким образом, до выхода Закона 2011 года квалификационные требования к должности главного бухгалтера носили не более чем рекомендательный характер.

Возможность установления квалификационных требований к отдельным типам должностей устанавливается действующим трудовым законодательством. В соответствии со статьей 6 ТК РФ «к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих» в частности «особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников».

Следует отметить, что уже сам Трудовой кодекс содержит ряд предписаний относительно специфики трудовых отношений лиц, занимающих должность главного бухгалтера.

Так, согласно статье 70 ТК РФ, определяющей порядок проведения испытаний при приеме на работу, «при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе». При этом, согласно общему правилу, «срок испытания не может превышать трех месяцев, а для… главных бухгалтеров и их заместителей… — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом».

Статьей 75 ТК РФ предусмотрено, что «при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с… главным бухгалтером».

Согласно статье 81 ТК РФ, устанавливающей правила расторжения трудового договора по инициативе работодателя, основанием для такового может служить принятие «необоснованного решения… главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации».

Статья 145 ТК РФ специально определяет правила оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 243 ТК РФ, «материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с… главным бухгалтером».

В соответствии со статьей 59 ТК РФ по соглашению сторон трудовой договор, заключаемый с главным бухгалтером, может быть срочным, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заключающей его организации.

Все приведенные нормы ТК РФ дают основание утверждать, что должность главного бухгалтера с точки зрения трудового законодательства имеет совершенно определенную специфику регулирования связанных с ее исполнением трудовых отношений. Этому общему посылу ТК РФ полностью соответствуют и рассматриваемые нами нормы статьи 7 Закона 2011 года, согласно которой,

Выдержка из документа

«в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики» (п. 4 ст. 7).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами» (п. 5 ст. 7).

Специально пунктом 6 статьи 7 Закона 2011 года определяется, что физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать всем вышеуказанным (п. 4 ст. 7 Закона) квалификационным требованиям. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего таким требованиям (п. 6 ст. 7 Закона).

Отдельно устанавливается, что «главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации» (п.7 ст. 7 Закона 2011 года).

Знакомство с рассматриваемыми положениями Закона 2011 года естественно вызывает вопрос о применимости их к лицам, уже работающим главными бухгалтерами и/или в организациях, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета на момент вступления Закона в силу. Ответ на него дает пункт 2 статьи 30 Закона 2011 года, согласно которому «положения частей 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учета».

Квалификационные требования и аттестация профессиональных бухгалтеров

При рассмотрении норм Закона 2011 года, определяющих квалификационные требования к должности главного бухгалтера экономического субъекта, обращает на себя внимание, что данный Закон ничего не говорит о профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по определенной должности.

Здесь следует вспомнить о том, что уже 14 лет назад утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, определяя основные направления реформы учета в России, определяла, что «по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет». Это предполагает «создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др». Также в Программе говорилось о том, что в ходе ее реализации «будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций».

На основании данной Программы в том же 1998 году Институтом профессиональных бухгалтеров России (протокол № 14 от 29.09.1998) было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, которое было одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол № 8 от 30.09.1998). Данное Положение определило «порядок аттестации профессиональных бухгалтеров — главных бухгалтеров, бухгалтеров — консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами».

При этом, в пункте 1.5 Положения говорилось о том, что «в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера».

Эта рекомендация получила отклик, и вот уже в 2000 году в Указаниях об объеме форм отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н в реквизитах бухгалтерского баланса (формы № 1) появляется указание номера «квалификационного аттестата профессионального бухгалтера», что вызывает бурные волнения в профессиональном сообществе, особенно среди наших коллег, не имевших на тот момент такого аттестата.

Разъяснило создавшуюся ситуацию письмо МНС России от 20.04.2001 № АС-6-16/332@ «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера», в котором говорилось:

Выдержка из документа

«в связи с поступившим обращением первого заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, содержащим информацию о фактах предъявления отдельными налоговыми органами требований об обязательном наличии в бухгалтерской отчетности данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее:… до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование налоговых органов об обязательном наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера при представлении налогоплательщиком отчетности в налоговые органы является неправомерным. В то же время, в соответствии с установленным порядком заполнения форм бухгалтерской отчетности при составлении отчетности по установленным формам, организация должна заполнять все предусмотренные указанными формами реквизиты либо проставлять прочерки при отсутствии соответствующих показателей».

Шло время, многие наши коллеги стали членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), сдача ими квалификационных экзаменов повышала уровень их профподготовки, однако, необходимость профессиональной аттестации так и не получила законодательно определенного статуса. При этом формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, указания на номер квалификационного аттестата главного бухгалтера, составившего отчетность, уже не содержат.

Порядок урегулирования возможных разногласий между руководителем и главным бухгалтером

Мы подошли к рассмотрению очень важной нормы закона, иногда приобретающей решающее значение в работе главного бухгалтера организации — это предписания Закона относительно порядка урегулирования возможных разногласий между главным бухгалтером и руководителем экономического субъекта относительно осуществления хозяйственных операций компании и/или отражения их в бухгалтерском учете.

У этой нормы долгая история, восходящая к упоминавшемуся выше Положению о главном бухгалтере. Мы не случайно упоминаем об этом, давнем для современной учетной практике, документе. Именно его содержание в соответствующей части повлияло на процедуру принятия и содержание положений Закона 1996 года, и отразилось в новых предписаниях Закона 2011 года.

Пунктом 15 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59 устанавливалось следующее:

Выдержка из документа

«главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случаях получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.

Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.

Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа».

Правильное понимание данных предписаний возможно только в контексте общей системы норм советского законодательства и определяемой им роли бухгалтерского учета и бухгалтера по обеспечению «контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий» (Постановление Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59).

Однако, несмотря на это, процитированные нами предписания Положения о главных бухгалтерах нашли отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, а затем и в содержании Закона 1996 года.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона 1996 года «в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

В чем же состоит смысл указанной нормы Закона 1996 года? По содержанию она напоминает пункт 25 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, который устанавливал, что «главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету, главный бухгалтер (бухгалтер) исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации». И действительно, соответствующая статья Проекта Закона РФ «О бухгалтерском учете», принятого Государственной Думой 14.07.1995, одобренного Советом Федерации 03.09.1995, фактически повторяла смысл указанных предписаний Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В пункте 4 статьи 7 Проекта Закона говорилось: «документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, принимаются главным бухгалтером к исполнению только с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

Однако именно включение в текст Проекта Закона указанной нормы явилось одной из главных причин отклонения его Президентом РФ. В письме Президента РФ от 20.10.1995 № Пр-1561, обосновывающем причины отклонения Проекта Закона говорилось следующее: «Согласно п. 3 ст. 7 Федерального Закона, одной из основных задач главного бухгалтера является обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. А в соответствии с п. 4 этой же статьи, главный бухгалтер сознательно по письменному распоряжению руководителя может нарушать законы, принимая к исполнению документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную и финансовую дисциплину…. Данная норма — указывалось в письме — не отвечает здравому смыслу и противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Таким образом, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 года в действующей редакции получил значение нормы, уточняющей содержание пункта 3 статьи 1 Закона 1996 года, одной из основных задач учета определявшей «предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации». С этой точки зрения, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 касается разногласий по вопросам экономической целесообразности (эффективности) осуществляемых организациями хозяйственных операций, но никак не соблюдения законодательства.

В подтверждение этому рассматривавшийся нами выше пункт 15 Положения о главных бухгалтерах был признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002. Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2002 № КАС 02-331 указанное решение было оставлено без изменения.

Новый Закон «О бухгалтерском учете» также не обошел вниманием вопрос разногласий между руководителем организации и ее главным бухгалтером. Пункт 8 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

Выдержка из документа

«в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период».

Здесь, учитывая все вышесказанное, хочется обратить самое пристальное внимание читателей на то, что, хотя речь в данной норме закона идет о противоречиях «в отношении ведения бухгалтерского учета», «ответственности за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период», то есть «за созданную в результате этого информацию», никакое распоряжение руководителя никогда не освободит бухгалтера от ответственности за нарушение действующего законодательства, а обращение к руководителю и получение от него письменных распоряжений в соответствующих случаях будет лишь указывать на понимание бухгалтером и его руководителем фактического содержания отражаемых в учете хозяйственных фактов.

Вопросы, регулируемые трудовым законодательством

Статья 7 Закона 1996 года, согласно которой главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации (п. 1 ст. 7 Закона 1996 года), «подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности» (п. 2. ст. 7 Закона 1996 года), а также предписание Закона, по которому «требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации» (п. 3 ст. 7 Закона 1996 года) в Законе 2011 года отражения не нашли. То есть данные вопросы, не являясь предметом Закона «О бухгалтерском учете», регулируются в порядке, определяемым действующим трудовым законодательством.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *