Содержание
- Статья 6 ФЗ 62 «Двойное гражданство»
- Закон РФ о двойном гражданстве
- Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется
- Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ
- Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии
- Федеральный закон о принятии двойного гражданства
- ФЗ о двойном гражданстве
- Двойное гражданство — новый закон 2017-2018 годов
- Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве
- Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве
- ФЗ о двойном гражданстве
Статья 6 ФЗ 62 «Двойное гражданство»
62 ФЗ Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» регламентирует весь процесс получения соответствующих документов, также описывает право населения на владение подданством.
6 статья настоящего закона содержит информацию, касающуюся двойного гражданства. Состоит она из 11 пунктов:
Пункт 1 гласит, что человек, являющийся гражданином двух стран (России и иного государства) в Российской Федерации признается лишь гражданином РФ. Исключение могут составлять положения какого-либо международного договора.
Пункт 2 содержит в себе информацию, о том, что если человек приобретает гражданство иного зарубежного государства, то подобные действия не означают прекращение подданства России.
Пункт 3 характеризует правила и процедуру уведомления государства о наличии второго подданства. Человек, проживающий на постоянной основе или временно за пределами РФ и имеющий этому документальные подтверждения, обязан уведомить специализированные органы России о владении иным гражданством. Подается письменное уведомление в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти. В компетенции данной организации является осуществление контроля и надзора в области миграции.
Подавать бумаги в данное учреждение следует по месту жительства. В случае отсутствия постоянной прописки на территории нашей Федерации, следует подавать документы по месту временного пребывания. Для подачи документов выделено 2 месяца. Временной период отсчитывается с момента получения подданства зарубежной страны. В случае, если у человека нет возможности подать документы в установленные настоящим законом 60 дней, то он вправе уведомить специальное учреждение в течении 30 дней со дня въезда на территорию РФ.
Пункт 4 гласит о правилах подачи уведомления в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти лицами, не достигшими совершеннолетия (18-и лет), а также лицами, ограниченными в дееспособности.
Пункт 5 утверждает, что в соответствии с настоящим законом, направить уведомление в специальный орган вправе обладатель двойным гражданством или его законный представитель — россиянин. Уполномоченное лицо, при обращении в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, обязано предоставить:
- уведомление;
- паспорт РФ лица, обладающего двойным гражданством;
- свой паспорт гражданина России.
П. 6 указывает на правила оформления уведомления. В соответствии с настоящим законом, в уведомление необходимо внести данные того, кто владеет двойным гражданством. Документ обязательно содержит следующие пункты:
- Ф.И.О.;
- дата рождения;
- место рождения;
- место жительства или место пребывания, либо место фактического нахождения;
- серия паспорта России;
- номер российского паспорта;
- название документа, подтверждающего наличие второго гражданства, а также все данные об этом документе — серия, номер, место выдачи, дата выдачи и так далее;
- причина приобретения двойного гражданства;
- дата приобретения подданства другой страны;
- информация о продлении срока зарубежного документа.
Скачать образец уведомления можно
Пункт 7 гласит, что к правильно оформленному уведомлению прилагается копия зарубежного документа. Также содержится информация о том, что в случае, когда бумаги подаются законным представителем, следует приложить еще и копию удостоверения личности уполномоченного лица и доверенность, свидетельствующую о праве подачи документов за кого-либо.
П. 8 говорит, что условия и процедура подачи документации регламентируются федеральным органом исполнительной власти. Данное учреждение наделено полномочиями по надзору и контролю в области миграции.
П. 9 обуславливает правила освобождения гражданина от подачи уведомления о двойном гражданстве. Освобождение возможно в случаях, предусмотренных международными договорами.
Пункт 10. В нем сказано, что граждане, указанные в п 4 ст 6 настоящего Федерального Закона № 62, также освобождаются от подачи уведомления в соответствии с положениями п 9.
Пункт 11 закона про двойное гражданство гласит, что подавать документы о наличии двойного гражданства обязаны все в соответствии с настоящей статьей. Подобные действия необходимо проводить с приобретением каждого иного подданства.
Изменения
С связи с меняющимися политической и экономической ситуацией в России, все законодательные акты требуют периодического пересмотра. Необходимы подобные действия для приведения законов в соответствие с актуальностью происходящего. Новое в законе о двойном гражданстве было внесено 1 мая 2016 года. В последней редакции внесение изменений, дополнений и поправок претерпели статьи 14 и 30.
Статья 14 закона РФ о двойном гражданстве
Положения настоящей статьи содержат сведения о приеме в гражданство России по упрощенной системе. Текст закона обуславливает, что люди, являющиеся дееспособными и совершеннолетними, вправе подать заявление на получение российского гражданства. Для подачи такого заявления, необходимы основания:
- один из родителей проживает в пределах России на постоянной основе и имеет гражданство;
- ранее обладали подданством СССР, проживают в странах, входивших в состав СССР, но не получившие гражданства этих стран;
- данная часть утратила силу в июне 2014 года.
Упрощенная система подачи пакета документов на приобретения гражданства доступна для лиц:
- родившихся на территории РСФСР;
- обладающих гражданством бывшего СССР;
- недееспособных, но имеющих дееспособных детей. Обязательным условием является наличие у ребенка подданства России и возраста 18 лет;
- получившим после 1 июля 2002 года образование, соответствующее образовательной системе с наличием аккредитации со стороны государства. Которые официально работают на территории РФ минимум 3 года. В 2016 году было внесено дополнение в этот пункт — за эти три года обязательно должны идти страховые отчисления;
- являющиеся предпринимателями (ИП), ведущими свою деятельность минимум три года. Обязательным условием является оплата всех видов необходимых налогов за трехлетний период. В последней редакции закона было внесено дополнение, гласящее, что ИП на протяжении трех лет вносил исправно все налоги и страховые отчисления, в совокупности дающие сумму не менее 1 млн. руб.;
- являющихся инвесторами российских компаний на протяжении не менее трех лет. Доля в уставном капитале должна составлять не менее 10 процентов. Дополнение, внесенное при последней редакции закона гласит, что все налоги и страховые отчисления, сделанные в трехлетний период, в совокупности должны быть не менее 6 млн. руб.
Статья 30 Федерального Закона о двойном гражданстве
Текст 30 статьи настоящего закона, указывает, какое федеральное учреждение исполнительной власти вправе проводить надзорные и контролирующие действия в области миграции. По закону, в перечень полномочий данного учреждения входят:
- Устанавливать факт наличия подданства России у людей, живущих в пределах российских границ;
- Получать от населения заявления, касающиеся вопросов гражданства;
- Проверять достоверность информации, предоставляемой обращающимися людьми. Отправлять запросы на предоставление дополнительных сведений о конкретном человеке в гос учреждения и организации (в последней редакции было сделано дополнение в виде слова «организация»);
- Согласно закону, работникам данного учреждения разрешено запрашивать информацию, являющуюся налоговой тайной (в 2016 данным пунктом была дополнена 30 статья настоящего закона);
- Устанавливать, кому разрешено двойное гражданство;
- Иные действия, производимые в соответствии с настоящими законом.
Скачать закон о гражданстве
62 Федеральный Закон регламентирует условия, порядок, процедуру получения и прекращения подданства Российской Федерации. Главными принципами в настоящем законе являются:
- по правилам закона нельзя ограничивать людей в получении российского подданства по признакам принадлежности — социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной;
- подданство России не прекращает свое действие, если человек проживает в зарубежной стране;
- шансы получить соответствующий документ равны для всех лиц, вне зависимости от оснований приобретения;
- нельзя лишить человека статуса гражданина России;
- гражданина не могут выслать из страны насильно.
Настоящий закон о двойном подданстве действует только по вышеуказанным принципам. Многие люди вправе рассчитывать на получение статуса гражданина России, но при наличии причин. Основания для получения гражданства:
- при рождении в пределах российского государства;
- по итогу получения статуса гражданина России, в результате поданного прошения;
- при восстановлении;
- по другим причинам, не противоречащим настоящему закону и международным договорам.
Чтобы узнать все нюансы получения второго гражданства в России, следует изучить полный текст закона. Скачать Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» можно по
Закон РФ о двойном гражданстве
Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».
Как показывает практический опыт, коренные жители России могут оформить двойное гражданство или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно. Является ли правомерным использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран.
Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России в 2019 году, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:
- при наличии у РФ международного договора;
- при раскладе, когда заключено международное соглашение с той страной, которая является второй по принадлежности конкретного человека к нему.
Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.
Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство.
Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.
Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется
Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции.
В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы.
Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.
Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.
Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ
Ситуацию при данном раскладе можно рассматривать в двух интерпретациях, когда:
- иностранный гражданин получает гражданство Российской Федерации;
- российский гражданин получает гражданство другого государства.
Первый случай предусматривает отказ от действующего гражданства, и только после этого разрешается принятие гражданства РФ. Причём, следуя правилам законодательства, сделать это необходимо в обязательном порядке. Однако стоит заметить, что миграционные службы достаточно часто не обращают на нарушение данного подпункта ровным счётом никакого внимания.
А вот в случае, когда российский гражданин решит приобрести ещё одно гражданство, то он может по своему желанию оставаться подданным России и иметь двойное гражданство согласно всем правилам.
Порядок получения двойного гражданства представляет собой стандартную процедуру, причём довольно длительного продолжения. Для того чтобы, в конечном счёте, получить иностранный паспорт, первым делом следует оформить ВНЖ или ПМЖ. Оформление данных документов предусматривает сбор и подготовку целого списка бумаг, которые затем необходимо предоставить в органы миграционной службы.
Далее, в стране необходимо прожить определенный срок, который варьируется от 3 до 12 лет. Обязательным является условие освоения языка, культуры, истории и законодательства. Во время пребывания в другой стране гражданин обязуется неукоснительно соблюдать законодательство страны и подписывает соответствующие бумаги.
Кроме того, иностранный гражданин обязан зарекомендовать себя как законопослушный и не иметь никаких претензий от органов сохранения правопорядка.
Согласно статистике, россияне чаще всего оформляют двойное гражданство с западными станами, имеющими развитую инфраструктуру и экономику. К ним можно отнести:
- Америку,
- Канаду,
- Германию,
- Францию,
- Израиль,
- Великобританию,
- Италию.
Хотя по мимо этого, в ряде стран российские граждане довольно охотно оформляют двойное гражданство с целью выезда на отдых и даже приобретают там недвижимость. Хотя с точки зрения статистики, заграничные паспорта в данном случае оформляются гораздо реже. Это Турция, Египет и Греция.
Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии
Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.
В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.
Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.
В правилах, предусмотренных законом, существует ряд ограничений по отношению к тем гражданам России, которые в случае приобретения иностранных паспортов и ВНЖ фактически теряют свои льготы и имеют ряд ограничений, касательно свобод. Стоит отметить, что это не относится к Таджикистану и Туркменистану.
По мере получения ВНЖ и соответственно паспорта другой страны кроме России, на протяжении двух месяцев необходимо подать заявление в местные органы управления. С подобными обращениями следует идти именно по месту своего основного пребывания.
В том случае, когда проживать приходится постоянно в другой стране, а не на территории России, то подачу заявления следует осуществить не позже 60 дней с момента пересечения границы. За нарушение данного правила предусматривается административная ответственность, предполагающая уплату штрафов.
Граждане России, получившие право постоянно проживать в других государствах, теряют права занимать руководящие должности в органах власти и самоуправления. При этом имеется ряд ограничений при устройстве на работу в судебные, правоохранительные органы или при несении воинской службы.
Те же лица, которые находились на правах постоянного проживания в России и ранее считались гражданами РФ, после чего в силу сложившихся обстоятельств вышли из гражданства в порядке, установленном законом, имеют полное право восстановиться в гражданстве РФ, как в общем, так и в упрощённом порядке, в том случае, если они относятся к определённой категории лиц, соответствующих тому или иному положению закона.
Федеральный закон о принятии двойного гражданства
Федеральный закон о принятии двойного гражданства со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1.06.2002 г.
В данном законе:
- детально разобраны правила и условия для получения двойного или множественного гражданства,
- содержатся все основные принципы российского законодательства, касательно урегулирования данного вопроса,
- четко расставлены приоритеты оснований для получения двойного гражданства,
- установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.
В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона.
Трактовка каждой статьи предполагает ответы на те многочисленные вопросы, касательно прав и свобод, которые могут возникнуть как в процессе оформления двойного гражданства, так и во время проживания в другой стране.
Закон подробно освещает все принципы гражданства РФ и правила, которые являются регуляторами вопросов гражданства России, дает разъяснения по поводу двойного гражданства, оформлению гражданства детей. Обратившись к закону, можно подробно изучить, как осуществляется приём в гражданство РФ на общих основаниях, а также в упрощённом порядке.
Принимать уведомления об иных гражданствах россиян будут территориальные отделения Федеральной миграционной службы. Вступление в силу закона было отсрочено на 60 дней, в частности, для того, чтобы служба могла подготовить подзаконные акты (их перечень определен законом) — определить форму и порядок подачи уведомлений. Правительство за то же время должно было утвердить правила учета уведомлений. На портале проектов правовых актов зарегистрированы проекты обоих документов, оба находятся в стадии завершения подготовки — проходят экспертизы, ни один не утвержден, следует из отметок на портале. В ФМС, которая готовит проекты обоих документов, на запрос РБК о готовности документов не ответили.
Из закона и проектов документов ФМС следует, что россияне смогут уведомлять ФМС об иных гражданствах лично, почтой и в форме электронного документа через сайт службы. Официальные представители несовершеннолетних и людей, ограниченных в дееспособности, должны будут также сообщить сведения о себе (в форме ФМС должно быть определено, какие именно). К уведомлению нужно будет приложить копии российского паспорта и документа, о котором гражданин уведомляет власти. Нотариального заверения и заверенного перевода документов, дающих право жить в другом государстве, не потребуется. На каждого уведомившего о себе в ФМС будет заведено отдельное дело. База уведомлений будет электронной, но не общедоступной, следует из проекта постановления правительства: на ФМС возлагается обязанность защищать их.
Поражение в правах
Не исполнившим закон будет грозить административная и уголовная ответственность. Административный штраф (500-1000 руб.) будет назначаться за просрочку при подаче уведомления об ином гражданстве, а также за указание в уведомлении неполных или заведомо недостоверных сведений. Уголовное наказание (штраф до 200 тыс руб., до 400 часов обязательных работ) будет грозить за неисполнение обязанности уведомлять о наличии иного гражданства.
Против уголовной ответственности за нарушение закона о втором гражданстве возражали и правительство, и думская оппозиция, но она была сохранена — ее наличие позволяет проводить оперативно-розыскные мероприятия (в частности, обыски и досмотры граждан), что было бы невозможно при наличии только административной ответственности, объяснял РБК собеседник в МВД.
Права имеющих иные гражданства в России ограничены: эти люди не могут занимать государственные должности (в том числе выборные) и должности госслужбы. Эти запреты недостаточно хорошо соблюдались, в частности, поэтому потребовался этот закон, объяснял источник РБК в руководстве Госдумы.
После того, как будет составлена база имеющих иные гражданства, перечень запретов для этих людей может быть расширен, не исключает адвокат Вадим Прохоров: к примеру, может быть ограничено их право на социальные выплаты. Новых запретов ожидать не стоит, заверил Плигин.
Запрета россиянам иметь другие гражданства закон не содержит, указывает один из собеседников РБК в Госдуме. Но документ необоснованно вводит уголовную ответственность за то, что преступлением не является, замечает Бобров. По его словам, это уже не первая абсурдная поправка к закону «О гражданстве»: норма, принятая в 2012г., обязывает россиян при определенных условиях переподтверждать российское гражданство, от которого они не отказывались. Хотя по закону принудительно лишить гражданства никого нельзя, единственное основание для этого — добровольный отказ.
Новый этап национализации
Сейчас ФМС известно о почти 74,5 тыс. россиянах, имеющих паспорт другого государства. Такие данные руководитель ведомства Константин Ромодановский сообщил во время своего выступления в Госдуме в мае. Эта статистика не включает в себя Крым и Севастополь, где идет процесс массового получения паспортов Российской Федерации. Ромодановский не уточнил, сколько из этих людей живут на территории России, а сколько постоянно проживают за рубежом, не отказавшись при этом от паспорта РФ.
Бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин считает названную Ромодановским цифру значительно заниженной. По оценке фонда «Миграция XXI век», возглавляемого Поставниным, сейчас за рубежом проживают от 30 до 37 млн русских — как граждан России, так и утративших гражданство. Из них 17 млн человек живут в странах СНГ, отмечает Поставнин. Под новый закон, считает эксперт, подпадут не менее 10 млн человек, имеющих не только два гражданства, но и виды на жительство, рабочие визы, разрешения на работу и другие документы, предоставляющие россиянам статус в других странах.
Поставнин уверен, что закон о втором гражданстве задумывался с целью установить, у кого из россиян есть экономический интерес за рубежом. Главная целевая группа для государства — люди, имеющие гражданства европейских стран и США или другие статусы в этих странах.
«Раньше среди федеральных и региональных чиновников была мода на то, чтобы иметь недвижимость и активы за рубежом. Если у тебя их не было, ты считался неудачником. Но политическая ситуация изменилась, теперь ты предатель, если у тебя есть интересы в других странах. Центром экономических интересов чиновника теперь должна быть Россия. Этот закон — очередной этап национализации элит», — объясняет Поставнин. Он подчеркивает, что теперь в случае подозрения на наличие второго гражданства или вида на жительство смогут возбуждать уголовное дело, поэтому занесения в новый реестр не удастся избежать.
Самой многочисленной категорией в новом реестре станут граждане стран СНГ, отмечает Поставнин. Это он называет просчетом парламентариев, поскольку такие граждане не главная цель, и они станут заложниками нового закона.
Свои опасения на этот счет уже выразили в парламенте Абхазии. По подсчетам депутатов, под действие российского закона о втором гражданстве подпадает треть из 242 тыс. граждан Абхазии (статистика за 2012г.). 52 тыс. пенсионеров по согласованию с российскими властями были зарегистрированы в одном из общежитий Сочи, отметил абхазский депутат Адгур Харазия на заседании в Госдуме депутатской группы по связям с парламентом Абхазии в конце июня. В реальности эти люди живут в родной республике, а регистрация требовалась для получения ими российских пенсий. Адрес общежития неизвестен, куда они должны сообщать о втором гражданстве — непонятно, сетовал парламентарий.
Во избежание эксцессов абхазские депутаты предлагают заключить с Россией межгосударственное соглашение, выводящее граждан республики из-под действия российского закона о втором гражданстве. По словам федерального чиновника, проблема действительно существует, а заключение дополнительного соглашения вполне реально.
Зачем это нужно
Правозащитница Светлана Ганнушкина называет новый закон избыточным. По ее словам, России бессмысленно знать об осевших в других странах людях с ее гражданством. О тех же, кто ездит из страны в страну, ФМС и так известно, поскольку, пересекая границу, они предъявляют оба паспорта. Кроме того, отмечает Ганнушкина, в России без того много лет действует правило, что на своей территории она признает только свое гражданство.
Новый закон, помимо прочего, противоречит многолетней борьбе России за безвизовый режим со странами Европы, отмечает правозащитница. «Смысл этого закона непонятен. Это очередной дискриминационный закон, при помощи которого хотят продемонстрировать, что якобы людям с двумя гражданствами нельзя доверять», — заключает Ганнушкина.
Последняя новелла — очередная имитация кипучей деятельности, как и другие репрессивные законы, принятые властями с 2012г. — этот «лежит в русле той же истерии, под действием которой находятся российские власти», говорит Прохоров. Впрочем, закон будет удобен, если властям потребуется канализировать народную ненависть — всегда можно будет указать на людей с иными гражданствами, отмечает Прохоров.
Гражданство предполагает наличие особой, дополнительной связи между лицом и государством, а ведущие страны мира исходят из концепции жестких привязок в отношении своих подданных или граждан; в этой ситуации российское государство хотело бы располагать такими сведениями, объяснил Плигин.
ФЗ о двойном гражданстве
Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.
В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.
При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.
Двойное гражданство — новый закон 2017-2018 годов
Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.
- Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
- В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
- Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.
В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).
При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.
Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.
Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве
В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.
В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.
В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности, т. е. нарушен порядок подачи уведомления. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.
- Штраф до 200 000 рублей.
- Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
- Обязательные работы до 400 часов.
Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве
Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.
Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.
Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.
ФЗ о двойном гражданстве
Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ». В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.
В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (Федеральный закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (Федеральный закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.
При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Также необходимо сказать, что в настоящее время в Государственную Думу внесен на рассмотрение законопроект № 485143-6, согласно которому запрет на наличие иностранного гражданства, вида на жительства или документа, дающего право проживать за границей, будет распространяться не только на лиц, занимающих в России государственные должности, но и на их супругов и детей. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.
Двойное гражданство – новый закон 2016-2017
Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать Федеральный закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту – Закон), вносящий поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.
- Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
- В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
- Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.
В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.
Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).
При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.
Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.
Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве
В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.
В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.
В соответствии со статьей 330.2. Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность наступает в случае, если гражданин вообще не исполнил свою обязанность и не подал требуемое законом уведомление. Указанная статья предусматривает следующие наказания для нарушителей:
- Штраф до 200 000 рублей.
- Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
- Обязательные работы до 400 часов.
Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве
Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного Приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.
Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.
Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.