Содержание

​​ФЗ 98 о коммерческой тайне

​Информация, касающаяся предпринимательской деятельности и не подлежащая, по мнению её обладателя, раскрытию широкому кругу лиц, защищена законом. Она хранится и передается контролирующим органам согласно установленному регламенту.

Общая характеристика

Хозяйствующие субъекты, действующие на территории РФ, создают и хранят информацию, касающуюся собственной деятельности. Она отражает сведения о:

  • финансовом положении;
  • производственных процессах;
  • управленческих технологиях.

Такие сведения признаются коммерческой тайной, т. к. их раскрытие может нанести вред предпринимательской деятельности.

Что регулирует закон

ФЗ N 98 регулирует отношения и действия, касающиеся введения, пересмотра и отмены режима КТ. Речь идёт именно о процессе сохранения ценной информации недоступной, и о мерах наказания за нарушение установленного порядка использования и передачи закрытых данных.

Данный закон регламентирует порядок предоставления субъектом такой информации в уполномоченные органы.

О федеральном законе 98-ФЗ

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст документа

Закон состоит из ряда статей, каждая прописывает различные сферы его применения.

Статья из ФЗ N 98 Что регулирует
ст. 1 Цели и сфера действия ФЗ
ст. 2 Основные термины, применяемые в тексте Закона
ст. 4 Порядок отнесения сведений к категории коммерческой тайны и способы получения данной информации
ст. 5 Исключения, при которых данные не могут быть признаны КТ
ст. 6 Предоставление информации, содержащей коммерч. тайну
ст. 6.1 Права владельца информации, составляющей КТ
ст. 10, 11 и 13 Регламент охраны конфиденциальности сведений, содержащих КТ
ст. 14 и 15 Ответственность за нарушение положений ФЗ, отказ в передачи данных органам госвласти

В ст. 10, 11 и 13 описываются мероприятия, проводимые для защиты КТ в ходе трудовых отношений и при подаче отчетности органам госвласти.

Что является коммерческой тайной

Закон распространяется на всю информацию, признанную КТ, независимо от типа носителя, на котором она содержится. Она может храниться на;

  • бумаге;
  • внешних и внутренних устройствах хранения;
  • оптических носителях (дисках и пр.).

На заметку! Исключением являются данные, признанные гостайной, т. к. в таком случае в силу вступают нормы другого ФЗ.

К такого рода информации относят все данные, которые позволяют субъекту:

  • получать и увеличивать доход при текущих или ожидаемых обстоятельствах;
  • сокращать издержки;
  • сохранять свои позиции на занятой сфере рынка;
  • извлекать коммерческую выгоду или преимущества другого характера. Функции коммерческой тайны

Сюда относят сведения любого вида, которые обладают:

  • коммерческой ценностью (поскольку неизвестны другим субъектам);
  • закрытостью от третьих лиц по закону.

Поскольку рыночные отношения подразумевают конкуренцию между субъектами, то доступ к сведениям, дающим преимущество, ограничивается.

Закрытая информация может быть запрошена контролирующими органами (ФНС, МВД, судом и пр.), если возникла необходимость проверить законность деятельности и достоверность отчётности предпринимателя. Но она ни в коем случае не должна быть доступна сторонним субъектам.

Какие сведения не могут быть коммерческой тайной

Хозяйствующий субъект не может скрыть все данные. К неразглашаемым сведениям нельзя отнести те, что относятся к одной из следующих групп:

  • регистрационно-учредительные (о самом субъекте, наёмных работниках, представителях, партнёрах и пр.);
  • долговые (о задолженностях перед персоналом и проводимым соцвыплатам);
  • разрешительные (о правоустанавливающих документах, дающих возможность вести деятельность, заключать сделки и пр.);
  • административные (свидетельствующие о привлечении к ответственности);
  • отчёты об использовании бюджетных средств и имущества;
  • конкурсные (о проведённых аукционах);
  • данные о соблюдении общественной безопасности (о вредных производственных факторах и пр.);
  • сведения ограниченного характера (данные, которые не должны быть ограничены или, наоборот, раскрыты согласно законодательству);
  • статистические (перечень нанятых сотрудников, показатели доходов и расходов и т. д.).

Отдельные нюансы режима коммерческой тайны

Безотказным доступом к КТ обладают только госорганы, занимающиеся:

  • предварительным следствием;
  • дознанием;
  • судебными разбирательствами.

Сведения им передаются бесплатно. На носителях должен быть проставлен гриф «Коммерческая тайна» и реквизиты субъекта.

Получить сведения, связанные с КТ, контролирующие инстанции вправе только после подачи требования о предоставлении сокрытых сведений. В направляемом запросе госорган обязан обозначить цель обращения, основание для получения информации, конкретную дату отправки и пр.

Важно! Если субъект, обладающий искомой информацией, откажется предоставить её госорганам, то её могут затребовать уже через суд.

Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ

В ФЗ используется схожая терминология, что применяется в других законах, регулирующих деятельность коммерческих организаций и ИП.

Например:

  • коммерческая тайна — это режим неразглашения информации, дающей конкурентное преимущество;
  • контрагентом считается лицо, получившее информацию, составляющую КТ;
  • передачей КТ признается открытие доступа к закрытым сведениям согласно договоренности, достигнутой сторонами;
  • предоставление КТ — это сам процесс передачи данных от их владельца другим лицам или госорганам.
  • доступом к КТ признается факт ознакомления определённых лиц с тайной информацией, если на это было получено согласие от обладателя и будет сохранена конфиденциальность.

Разглашением КТ считают ситуацию, когда доступ к данным был получен другими субъектами без одобрения обладателя или после нарушения соглашения.

Охрана конфиденциальности информации

Согласно ст. 10 ФЗ N 98, для обеспечения конфиденциальности КТ обладателю таких сведений требуется:

  • составить список информации, признанной неразглашаемой;
  • обозначить перечень лиц, которые наделены доступом к информации такого рода, и прописать в трудовых соглашениях с ними пункт о соблюдении режима конфиденциальности;
  • проставить на носителях КТ соответствующие грифы;
  • подготовить алгоритмы действий по обращению и контролю за соблюдением конфиденциальности КТ.

Все перечисленные меры должны быть отражены в специальном локальном акте — Положении о коммерческой тайне. Он утверждается соответствующим приказом начальника организации, после чего считается вступившим в силу.

Что предпринимают для того, чтобы ценная информация не оказалась у конкурентов

Соблюдение неразглашения КТ прописывается в трудовых соглашениях, заключаемых с новыми работниками (ч. 4. ст. 57 ТК). Если режим конфиденциальности пересматривается, то с уже принятыми на работу сотрудниками подписываются дополнительные соглашения (согл. ч. 3 ст. 57 ТК). Если трудящийся получил доступ к КТ, это должно быть отражено в его личной карточке.

Внимание! Надбавки к зарплате за работу с КТ по закону получить нельзя. Наниматель может доплачивать по собственному усмотрению.

Нарушителя могут привлечь к ответственности:

  • дисциплинарной (ст. 81 и 192 ТК);
  • административной (ст. 13.14 КоАП);
  • гражданско-правовой (ст. 1472 ГК);
  • уголовной (ст. 183 УК).

Все обозначенные виды ответственности не являются взаимоисключающими, наоборот, они дополняют друг друга. Не позднее 6 месяцев после обнаружения нарушения работника могут уволить в одностороннем порядке, а также запросить возмещение нанесённого им ущерба (но только прямого действительного ущерба, т. е. упущенную выгоду).

На заметку! Максимальное возможное наказание согласно УК — штраф на сумму до 1 500 000 рублей или лишение свободы сроком до 5 лет.

Статья 57 Трудового кодекса РФ «Содержание трудового договора»

Статья 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя»

Статья 192 Трудового кодекса РФ «Дисциплинарные взыскания»

Статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Разглашение информации с ограниченным доступом»

Статья 1472 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства»

Статья 183 Уголовного кодекса «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Чтобы наказать нарушителя за раскрытие закрытых данных, нужно сначала установить, какие именно сведения были признаны КТ. К примеру, в рамках производственно организационной деятельности это могут быть данные;

  • учётные (клиентские базы, условия договоров, регистры, отчётность и пр.);
  • методологические (алгоритмы ведения разного рода деятельности, применяемые субъектом);
  • технические (уже созданные или разрабатываемые технологии и иные техсредства);
  • охранные и обеспечительные (используемые способы охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Важно доказать сам факт того, что информация, к которой был получен доступ, была сокрытой согласно нормам Закона. Если информация, попавшая в руки сторонних лиц, не была признана КТ, то сам факт её получения не признаётся незаконным.

Другой критерий, используемый при рассмотрении дел об утечке КТ — способ получения таких данных. Заинтересованные субъекты могут заполучить её:

  • в рамках соглашения с обладателем;
  • без договора.

Второй способ признается незаконным, поскольку он, как правило подразумевает, что:

  • не были соблюдены меры неразглашения или они были нарушены умышленно;
  • получатель знал о том, что полученные им сведения являлись КТ, но не был вправе передавать или не был наделён доступом к сокрытым данным.

Независимо от способа, благодаря которому конфиденциальность данных была потеряна и к ним получили доступ третьи лица, если на то не было получено согласие держателя, такие действия признаются незаконными.

Последние изменения

В рассматриваемый нормативный акт в 2019 году внесли ряд поправок. В новой редакции Закона убрали формулировку, согласно которой заработная плата, выплачиваемая работникам, считалась социальной выплатой.

Введение новой статьи 6.1

Добавленная статья расширила перечень прав обладателя неразглашаемой информации. Он вправе:

  • вводить и прекращать режим КТ, менять условия его действия;
  • пользоваться закрытой информацией в собственных целях;
  • давать и закрывать доступ к ней сторонним лицам;
  • требовать от лиц, наделенных правом получить сокрытые данных, сохранения условий их охраны (актуально как в отношении тех, кому сведения предоставил сам владелец, так и тех, кому она стала известна по ошибке);
  • отстаивать свои при разглашении и использовании КТ, запросить возмещение понесённых убытков.

По сути, эта статья позволяет субъекту требовать от наёмных работников и контрагентов соблюдать режим КТ и требовать покрыть убытки, возникшие в результате его нарушения.

Итак, информация считается КТ, если она даёт преимущество или раскрывает подробности осуществляемой предпринимательской деятельности. Её держатель может ограничить к ней доступ для других лиц в рамках закона. Такие сведения должны охраняться и предоставляться таким образом, чтобы они оставались втайне от других лиц.

Основным законодательными актами о коммерческой тайне являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Информация признаётся составляющей коммерческую тайну при наличии следующих признаков:

— информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам;

— отсутствует свободный доступ к информации;

— обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

Меры по охране коммерческой тайны указаны в ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» и подразделяются на организационные и правовые. Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности (доступности, скрытности, имитостойкости) этой информации, и другие, не противоречащие законодательству РФ меры. Таким образом, следует понимать, что технические меры защиты информации хотя и включаются в понятие режима коммерческой тайны, но являются дополнительными по отношению к организационным и правовым.

На практике, в законодательстве и в литературе наряду с термином «коммерческая тайна» используется и ряд близких по смыслу: производственная тайна, деловая конфиденциальная информация, промышленная тайна, секрет производства, ноу-хау, секрет промысла, торговый секрет, секрет фирмы и др. На основе положений ФЗ «О коммерческой тайне» следует уметь определять соотношение данных понятий.

Рассматривая основные субъекты правоотношений в области коммерческой тайны, следует рассмотреть определение обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Определяя его права и обязанности, надо уяснить, что отнесение информации к коммерческой тайне – не обязанность, а право её обладателя. Все сведения, в отношении которых не установлен законодательный запрет на отнесение к коммерческой тайне, можно включить в состав закрытой (инсайдерской) информации в организации. Право определения конкретного перечня и состава такой информации принадлежит её обладателю. Исключение составляют прямо указанные в законе сведения, которые запрещено относить к коммерческой тайне (ст. 5), и прямо указанные в законе сведения, которые относятся к коммерческой тайне (например, содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности в соответствии с частью 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Следует рассмотреть основные права (использовать информацию, составляющую коммерческую тайну самому; передавать её другим лицам для использования; защищать установленными законом способами) и обязанности (предоставление информации, составляющей коммерческую тайну органам государственной власти и местного самоуправления; охрана конфиденциальности информации) обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну. Надо изучить особенности охраны таких сведений в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Рассматривая обязанность органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления создавать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, следует руководствоваться также нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15).

Исключением из запрета передачи должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшей известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, является предусмотренная обязанность предоставления этой информации по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Необходимо знать, какую административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, а также за непредставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну.

Правовое регулирование отношений в области персональных данных. Правовыми основами института персональных данных являются положения Конституции РФ о праве каждого на личную тайну (ст. 23) и недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. Развивая законодательство в духе данной Конвенции, был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», определяющий правовой институт персональных данных.

Изучая данный учебный вопрос, следует уяснить цели правового регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными, раскрыть содержание понятия персональных данных, сформулировать принципы и условия переработки персональных данных, проанализировать особенности переработки специальных категорий персональных данных (касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, судимости и др.), биометрических персональных данных и персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах.

Раскрывая статус субъекта персональных данных, необходимо охарактеризовать его права (получение сведений об операторе персональных данных; получение информации, касающейся характера, сроков и целей переработки; доступ к своим персональным данным, их уточнение, блокирование или уничтожение; обжалование действий оператора) и основания их ограничения.

Правам субъекта персональных данных корреспондируют обязанности оператора. Необходимо раскрыть обязанности оператора при сборе персональных данных, по обеспечению безопасности при переработке персональных данных, по информированию субъекта персональных данных, по устранению нарушений законодательства, допущенных при переработке персональных данных.

В целях организации контроля и надзора за соответствием переработки персональных данных требованиям законодательства функции уполномоченного органа по правам субъектов персональных данных возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере связи Министерства связи и массовых коммуникаций (см. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318).

Следует также уяснить, какую гражданскую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность предусматривает действующее законодательство за нарушение законодательства о персональных данных.

Правовые проблемы в сфере электронного документооборота. Вопросы, касающиеся создания системы электронного документооборота, поднимаются в ряде концептуальных российских документов, в которых определены основные тенденции социально-экономического развития. В первую очередь это касается Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 28января 2002 г. № 65. В течение 2005 – 2010 гг. осуществлялось комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, стандартизированного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. В результате доля электронного документооборота в общем объёме документооборота возросла до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном документообороте.

Основным нормативным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который разработан во изменение Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», разработанного в соответствии с модельным законом «Об электронной цифровой подписи», принятым в г. Санкт-Петербурге 9 декабря 2000 г. на 16-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

Изучая данный закон, следует уяснить понятия электронного документа, электронной подписи (простой, усиленной, квалифицированной – КЭП), закрытого и открытого ключей КЭП (аналога электронно-цифровой подписи – ЭЦП), средств КЭП и правовые условия использования КЭП (ЭЦП) в электронных документах, при соблюдении которых КЭП (ЭЦП) в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Анализируя правовые проблемы электронного документооборота на корпоративном уровне, следует обратиться к положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который позволяет организациям легитимизировать фактически используемые технологии электронного документооборота. Это осуществляется посредством утверждения стандартов организаций, которые в соответствии со ст. 17 данного закона могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования производства и повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и др.

Положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» нашли отражение и развитие в различных ведомственных нормативных актах, посвящённых вопросам создания информационных систем. В частности, Центральный банк РФ (Банк России) создал собственную крупномасштабную корпоративную систему электронного документооборота «АСБР-Москва», работа которой регламентируется «Положением об электронной информационной системе Банка России», утв. Приказом ЦБ РФ от 4 августа 2005 г. № 274-П.

Электронный документооборот активно используется и в области налоговых отношений. В начале 2002 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся соответствующих форм отчётности в электронной форме. Теперь налогоплательщик может направить налоговую декларацию в налоговый орган по каналам связи, а налоговый орган обязан передать налогоплательщику в электронном виде квитанцию о приёмке. Днём представления декларации по каналам связи считается день представления отчётности в электронном виде (см. Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Федеральный закон от 23 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» устанавливает право организации представлять в электронном виде бухгалтерскую отчётность.

Правление Пенсионного фонда России (ПФР) 26 января 2001 г. приняло Постановление № 15 «О введении в системе ПФР криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи». В нём регламентировано использование средств криптографической защиты информации в ПФР и возможность присоединения к системе электронного документооборота ПФР страхователей для предоставления конфиденциальных документированных данных о застрахованных лицах только в электронной форме без сопровождения на бумажных носителях.

Законодательство об электронной подписи является правовой основой использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ст. 3, 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы»), а также ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др.

С юридической точки зрения, понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (аутентичность, легальность и верифицируемость) – процессуальная допустимость и доказательственная сила электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием ИКТ важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота должна сыграть его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа, в частности, на основе разработки и внедрения унифицированных правовых протоколов (регламентов и процедур) внутри- и межведомственного электронного документооборота.

Особенностью изучения данного вопроса является практическое знакомство в компьютерном классе студентов с конкретными программными средствами электронной подписи, реально используемыми в практической деятельности (в частности, на примере автоматизированной системы электронных межбанковских расчётов «АСБР-Москва» Центрального банка РФ).

Правовые проблемы электронной экономической деятельности и управления.Раскрывая этот вопрос, следует раскрыть понятие и виды электронной экономической деятельности – электронную коммерцию, электронные государственные закупки, электронные торги и аукционы. Охарактеризовать существующие проблемы электронной экономической деятельности: пробелы в праве и пробелы в налогообложении.

Раскрывая вопросы внедрения электронного государства и электронного управления, следует охарактеризовать понятия: «электронное правительство», «электронное правосудие», «автоматизированное судопроизводство», «электронное управление» как базовые структуры наступающего информационного общества. Проанализировать виды систем электронного управления: вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные системы электронного управления. Проанализировать особенности федерального электронного управления, субфедерального (регионального) и муниципального электронного управления, отраслевого (по сферам и экономическим или социально-культурным регионам) и функционального электронного управления. Возможности внедрения «электронного правосудия» и «автоматизированного судопроизводства» рассмотреть на модели правовой эргасистемы – системы правового регулирования общественных отношений.

Вопросы правового регулирования отношений в сфере использовании ГАС РФ «Выборы» при проведении выборов и референдумов следует раскрыть на основе положений Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О ГАС «Выборы».

При изучении вопросов, связанных с ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Управление» и др. рекомендуется использовать Интернет-сайты данных систем.

Федеральный закон о коммерческой тайне

Закон о коммерческой тайне определяет основные требования к составу и мерам защиты конфиденциальной информации, образующейся в процессе предпринимательской деятельности. О структуре и содержании этого нормативного акта узнайте из нашего материала.

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)

Специфика терминологии закона № 98-ФЗ

Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)

Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)

Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)

Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)

Итоги

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) регулирует отношения, связанные с соблюдением (установлением, изменением и прекращением) режима коммерческой тайны — специального порядка работы с информацией, позволяющей ее обладателю:

  • увеличить доход при существующих или возможных обстоятельствах;
  • сократить или свести к минимуму неоправданные расходы;
  • сохранить свое положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • получить иную коммерческую выгоду.

Когда налоговая выгода признается необоснованной, узнайте из материалов:

  • «Признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды»;
  • «Необоснованная налоговая выгода по налогу на прибыль».

Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне определяет алгоритмы работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (ИКТ).

ИКТ — это сведения любого характера (технические, производственные и иные), обладающие следующими свойствами:

  • коммерческой ценностью (действительной или потенциальной) в силу неизвестности их третьим лицам;
  • недоступностью для третьих лиц на законных основаниях.

Структура закона:

№ статьи

сфера и цели применения закона

расшифровка примененных в законе терминов и определений

порядок отнесения информации в разряд ИКТ

перечень сведений, которые не могут помещаться под режим коммерческой тайны

алгоритм предоставления ИКТ

перечисление прав обладателя ИКТ

10–13

описание мероприятий, защищающих ИКТ:

  • в рамках трудовых отношений;
  • при ее предоставлении госорганам

14–15

детализация видов ответственности:

  • за нарушение закона № 98-ФЗ;
  • непредоставление ИКТ госорганам

Закон № 98-ФЗ о коммерческой тайнеприменяется к ИКТ вне независимости от того, на каком носителе она зафиксирована. Носителями ИКТ могут быть:

  • бумага;
  • компьютерные накопители (внешние и внутренние);
  • оптические носители (лазерные диски и др.).

На каких накопителях фиксируется информация, необходимая для расчета налоговых обязательств, — см. в материалах:

  • «Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике»;
  • «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?».

Специфика терминологии закона № 98-ФЗ

В федеральном законе о коммерческой тайне привычная для субъектов рыночных отношений терминология применяется в специфической трактовке.

К примеру, термин «контрагент» в контексте данного закона означает сторону договора, получившую ИКТ от ее обладателя. Обладателем ИКТ закон называет лицо:

  • владеющее ИКТ на законных основаниях;
  • ограничившее доступ к ИКТ;
  • установившее в отношении ИКТ режим коммерческой тайны.

Отдельно расшифрованы термины «передача» и «предоставление», относящиеся к ИКТ:

  • под передачей ИКТ понимается получение контрагентом информации от ее обладателя в объеме и на условиях, предусмотренных договором (важное специфическое условие договора — контрагенту необходимо обеспечить охрану конфиденциальности полученной информации);
  • предоставление ИКТ — это процесс ее передачи от обладателя госорганам для выполнения их функций.

Кроме того, в законе выделено 2 специфичных термина, неразрывно связанных с ИКТ:

1. Доступ к ИКТ — это ознакомление определенных лиц с информацией при соблюдении следующих условий:

  • наличие согласия обладателя ИКТ на такое ознакомление (или иного законного основания);
  • обязательное соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации.

2. Разглашение ИКТ — это доступ к ней третьих лиц:

  • без согласия обладателя ИКТ;
  • в нарушение условий договора (трудового или гражданско-правового).

Нюансы оформления и специфику применения различных договоров узнайте из наших материалов:

  • «Договор подряда и страховые взносы: нюансы обложения»;
  • «Порядок заключения трудового договора (нюансы)»;
  • «МСФО № 11 Договоры подряда — особенности применения».

Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)

Вопрос законности или незаконности получения ИКТ зависит в первую очередь от того, какие сведения попали в разряд коммерческой тайны.

В список ИКТ в зависимости от производственно-организационной специфики работы предпринимателей может попадать информация следующего характера:

  • учетная (сведения из учетных регистров и отчетности);
  • информационная (клиентские базы, условия сделок);
  • методологическая (алгоритмы ценообразования, нормативы расходов);
  • техническая (описание разработанных или находящихся в стадии разработки технологий и способов, промышленные образцы и модели);
  • охранно-обеспечительная (о средствах и методах обеспечения охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Если информация не попала в перечень ИКТ, ее получение любым заинтересованным лицом не будет считаться незаконным.

Вторым важным аспектом законного или незаконного получения ИКТ является способ ее приобретения. ИКТ может быть получена заинтересованным в ней лицом двумя способами:

  1. С оформлением факта передачи договором с обладателем ИКТ (или на другом законном основании) — это путь законного получения ИКТ.
  2. Без оформления договора, при этом:

  • получение ИКТ было сопряжено с умышленным нарушением мер по охране ее конфиденциальности;
  • получатель информации знал о том, что приобретенные сведения относятся к ИКТ и передающее ее лицо не обладает полномочиями и законными основаниями для ее передачи.

Способ получения ИКТ «без оформления договора» является незаконным — за его использование предусмотрена ответственность (о ее видах читайте в одном из следующих разделов материала).

Законом № 98-ФЗ определен состав сведений, которые не могут быть определены как ИКТ вне зависимости от желания ее обладателя (см. далее).

Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к ИКТ, приведен в ст. 5 закона о коммерческой тайне. Их можно объединить в следующие группы:

  • регистрационно-учредительные (информация из учредительных документов юрлица; документов, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и ИП в госреестры; списки лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности);
  • разрешительные (сведения из документов, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности);
  • статистические (о численности и составе работников, о показателях деятельности НКО и др.);
  • социально-долговые (о долгах работодателей по зарплате и иным социальным выплатам);
  • административные (о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их нарушение);
  • отчетно-бюджетные (об использовании бюджетных средств госучреждениями, ГУПами и МУПами, а также о составе их имущества);
  • конкурсные (об условиях аукционов и конкурсов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности);
  • общебезопасные (о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности населения и производственных объектов);
  • ограничительно-обязательные (сведения, недопустимость ограничения доступа к которым или обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами).

Таким образом, статья 5 ФЗ о коммерческой тайне не позволяет обладателю коммерческой информации «засекретить» абсолютно все связанные с предпринимательской деятельностью сведения.

Как и когда предоставляются налоговикам сведения о численности работников и для чего они им нужны — узнайте из материала «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)

Привилегией по получению ИКТ обладают госорганы — в ст. 6 закона о коммерческой тайне определены условия и порядок такого предоставления ИКТ.

Обладатель ИКТ дает ее:

1. На безвозмездной основе.

2. По мотивированному требованию госоргана, содержащему:

  • указание цели и правовое основание затребования ИКТ;
  • срок предоставления ИКТ;
  • подпись уполномоченного лица госоргана.

Если госорган, оформивший указанное требование, не получит затребованную информацию от ее обладателя, он имеет право запросить ее через судебные органы.

В п. 3 ст. 6 ФЗ о коммерческой тайне установлена обязанность обладателя ИКТ (и госорганов, ее получивших) предоставить ее по запросу:

  • органов предварительного следствия;
  • органов дознания;
  • судов.

При предоставлении информации на документах, содержащих ИКТ, наносится гриф «Коммерческая тайна» с указанием реквизитов ее обладателя:

  • для ИП — Ф. И. О. и место жительства;
  • для юрлиц — полное название и адрес местонахождения.

О значении для налогообложения термина «адрес местонахождения» узнайте из размещенных на нашем портале сообщений:

  • «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода»;
  • «Отсутствие продавца по адресу — не повод снимать расходы и вычеты».

Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)

Для сохранения конфиденциальности ИКТ ее обладателю необходимо (п. 1 ст. 10 закона о коммерческой тайне):

  • уточнить список сведений, относимых к коммерческой тайне;
  • разработать алгоритмы обращения с ИКТ и контроля за их соблюдением;
  • учитывать получивших доступ к ИКТ лиц;
  • регулировать процесс использования ИКТ (включать особые условия в трудовые договоры с работниками и договоры ГПХ с контрагентами);
  • снабжать носители ИКТ грифом «Коммерческая тайна» с расшифровкой реквизитов обладателя.

Предпринятые обладателем «охранные» меры признаются разумно достаточными, если:

  • без согласия обладателя доступ к ИКТ невозможен;
  • обеспечивается возможность использования ИКТ работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

За нарушение конфиденциальности полученной ИКТ предусмотрена ответственность 4 видов (ст. 14 закона № 98-ФЗ):

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Помимо ответственности за нарушение конфиденциальности, ст. 15 закона № 98-ФЗ предусматривает наказание:

  • за невыполнение обладателем ИКТ законных требований госорганов о предоставлении информации;
  • воспрепятствование получению ИКТ должностными лицами госорганов.

О наказании за разглашение банковской конфиденциальной информации см. «Ответственность за разглашение банковской тайны по УК РФ».

Итоги

Информация может попасть в разряд коммерческой тайны, если ее обладатель посчитает недопустимым ее распространение для широкого круга лиц (клиентские базы, новые технологии в стадии разработки и т. д.) и обеспечит ее охрану.

Знание требований закона о коммерческой тайне позволяет обладателям информации сохранить свои коммерческие секреты, а получателям сведений избежать ответственности за незаконное их разглашение.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 18.04.2018)
«О коммерческой тайне»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Принят

Государственной Думой

9 июля 2004 года

Одобрен

Советом Федерации

15 июля 2004 года

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Утратила силу с 1 октября 2014 года. — Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ;

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Статьи 7 — 9. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.

4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений

1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

3. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

4. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

5. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.

7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Статья 12. Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Переходные положения

Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

29 июля 2004 года

N 98-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 98-ФЗ О коммерческой тайне

«Регламент Счетной палаты Российской Федерации» (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК) (ред. от 26.06.2019)

5. Сведения о деятельности Счетной палаты, отнесенные законодательством Российской Федерации о государственной тайне к информации ограниченного доступа, в соответствии со статьями 4, 5, 7, 15 и 19 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», статьями 4 — 7 Федерального закона «О коммерческой тайне», а также статьями 19 и 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователям информацией не предоставляются.

«Отраслевое соглашение по транспортному строительству на 2012 — 2014 годы» (утв. РОСПРОФЖЕЛ, Межрегиональным отраслевым объединением работодателей транспортного строительства, Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 31.10.2011) (ред. от 15.12.2014)

1.8. Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения Организаций; о ходе выполнения Соглашения; о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы Работников организаций, руководствуясь при этом Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам и задачам Организаций.

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2015 N 1106 (ред. от 09.06.2016) Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по предоставлению сведений об итогах оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3283; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5497; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 29, ст. 4291; 2014, N 11, ст. 1100);

Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«13. Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена субъекту кредитной истории, в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) по его запросу, в суд (судье) по уголовному или гражданскому делу, находящемуся в его производстве, финансовому управляющему, утвержденному в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории — физического лица, при наличии согласия руководителя следственного органа в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, нотариусу в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, за исключением информации, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».»;

Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О кредитных историях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)

13. Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена субъекту кредитной истории, в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) по его запросу, в суд (судье) по уголовному или гражданскому делу, находящемуся в его производстве, финансовому управляющему, утвержденному в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории — физического лица, при наличии согласия руководителя следственного органа в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, нотариусу в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, за исключением информации, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

«Рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Предотвращение утечек информации» РС БР ИББС-2.9-2016″ (приняты и введены в действие Приказом Банка России от 11.04.2016 N ОД-1205)

7. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Ключевые слова: банковская система Российской Федерации, система обеспечения информационной безопасности, система менеджмента информационной безопасности, служба информационной безопасности, предотвращение утечек информации конфиденциального характера, управление инцидентами информационной безопасности.

Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 N 401 (ред. от 11.12.2015) Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

<**> Предоставляется с учетом требований Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3283; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5497; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 29, ст. 4291; 2014, N 11, ст. 1100).

Федеральный закон от 28.06.2014 N 189-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

13. Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена субъекту кредитной истории, а также в Банк России по его запросу, в суд (судье) по уголовному или гражданскому делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия руководителя следственного органа в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, нотариусу в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, за исключением информации, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».»;


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *